Научная статья на тему 'Финансовые механизмы взаимодействия гражданского общества и местного самоуправления'

Финансовые механизмы взаимодействия гражданского общества и местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ / МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гадельшина Лиана Ильгизовна

В статье рассматриваются особенности муниципального правового регулирования финансовых основ взаимодействия гражданского общества и местного самоуправления, приводятся предложения организационно-правового характера, призванные укрепить диалог местного самоуправления и гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN CIVIL SOCIETY AND LOCAL SELF-GOVERNMENT

The article examines special features of municipal law regulation of financial funds of interaction between civil society and local self-government, suggestions of organization and legal character which may improve the dialog between local self-government and civil society.

Текст научной работы на тему «Финансовые механизмы взаимодействия гражданского общества и местного самоуправления»

Гадельшина Л. И.

Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.

3. Бердникова Е. В. Правовые подходы к определению общественного контроля // Современное право. 2016. № 3. С. 37.

4. Гриб В. В. Место и роль общественных палат в системе общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 38.

5. Гриб В. В. Общественные советы как основные элементы системы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти РФ // Российская юстиция. 2015. № 5. С. 5.

6. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4213.

S. A. Vasilev

SOCIAL CONTROL AS THE RATIO OF THE SUBJECTS OF THE CONSTITUTIONAL-LEGAL RELATIONS

This article deals with the essence of the social control, based on which the author comes to a conclusion about the need to adjust the existing legal and regulatory framework in terms of conceptual and categorical apparatus.

Key words: social control, ratios, relationship, subjects of legal relations, interaction, relationship.

VASILEV Stanislav Aleksandrovich - Candidate of Law sciences, senior lecturer in Constitutional and Municipal Law, Moscow State Law University (Moscow State Law Academy), Moscow. E-mail: mnogoslov@mail.ru

УДК 342.55

ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Гадельшина Лиана Ильгизовна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российского государственного университета правосудия», г. Казань. E-mail: Hananlg1@yandex.ru

В статье рассматриваются особенности муниципального правового регулирования финансовых основ взаимодействия гражданского общества и местного самоуправления, приводятся предложения организационно-правового характера, призванные укрепить диалог местного самоуправления и гражданского общества.

Ключевые слова-' местное самоуправление, гражданское общество, общественный контроль, финансовые основы, механизмы влияния и взаимодействия.

Развитие гражданского общества на всех уровнях власти в государстве невозможно без организационно-финансовой поддержки. При этом для того, чтобы мероприятия, осуществляемые гражданским обществом, имели адресный и целевой характер, общественные институты должны обладать достаточной материальной и финансовой базой, что в настоящее время не может быть достигнуто ни на федеральном, ни на региональном и местном уровнях. Как отмечает в своем ежегодном докладе Общероссийская общественная организация «Всероссийский Совет местного самоуправления» [2], гражданскую инициативу в российских муниципалитетах нельзя назвать развитой. Среди причин ситуативного, несистемного характера участия граждан в осуществлении местного самоуправления данной организацией отмечается отсутствие прочной финансовой базы для гражданской

активности, экономическая слабость муниципальных образований.

В докладе Общественной палаты России отмечаются следующие проблемы развития местного самоуправления, препятствующие диалогу с гражданским обществом: «прошедшая реформа местного самоуправления искусственно усложнила систему, породила глобальное недофинансирование муниципальных функций, формально сняла ответственность за их исполнение с государства, породила дублирование и смешение компетенций субъектов местного самоуправления различного уровня и органов государственной власти субъектов Федерации» [1, с. 104]. Следует согласиться с З. Ф. Хусаиновым, что «для России с ее огромной территорией, разделенной на 11 экономических районов, региональные экономические пропорции имеют исключительно важное значение» [12, с. 94].

Ф1

Конституционное, муниципальное и административное право

Одним из финансовых механизмов поддержки государством и местным самоуправлением институтов гражданского общества является проведение конкурсов, грантов, а также имущественная поддержка. Оказание органами местного самоуправления имущественной поддержки институтам гражданского общества осуществляется путем передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе зданий, сооружений, служебных помещений, оборудованных средствами связи, автотранспортных средств, оргтехники и иного имущества, необходимого для целей деятельности общественных институтов. Органы местного самоуправления вправе проводить конкурсы, конференции и иные мероприятия, имеющие целью материально стимулировать социальную активность институтов гражданского общества. Например, мэром г. Йошкар-Олы принято постановление, регламентирующее порядок проведения конкурсов социальных проектов в области молодежной политики [4].

Если говорить в целом о механизме поддержки общественных объединений в муниципальных образованиях Российской Федерации, то он сводится преимущественно к предоставлению каких-либо материальных благ или выгод, к примеру, передаче в безвозмездное пользование имущества, в том числе недвижимого, предоставлению субсидий. К примеру, Советом депутатов городского округа Реутов Московской области принято решение о предоставлении в безвозмездное пользование нежилых помещений политическим объединениям, религиозным и общественным организациям [8].

На сегодняшний день необходимо констатировать, что на местном уровне отсутствуют муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы благотворительной деятельности. Законодательство Российской Федерации определяет благотворительную деятельность как добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [10]. Благотворителями могут быть физические и юридические лица независимо от организационно-правовой формы. Имеет место в настоящее время благотворительность также и на муниципальном уровне. Так, решением городского Совета депутатов Калининграда утверждено Положение о благотворительной деятельности в муниципальном образовании [7]. Интересен тот факт, что в вышеуказанном Положении указываются меры поддержки благотворительности: предоставление благотворительным организациям льгот по оплате аренды муниципального имущества, используемого для их деятельности, ходатайство органов местного самоуправления о представлении благотворительным организациям, занимающимся видами деятельности, подлежащими лицензированию,

льгот в виде установления упрощенной процедуры продления сроков действия лицензий, предоставления отсрочки и снижения размеров платы за рассмотрение заявления и выдачу лицензий, возможности награждения государственными знаками отличия и почетными званиями в порядке, предусмотренном законодательством. Тем самым органы местного самоуправления могут стимулировать коммерческие и некоммерческие структуры, побуждая заниматься благотворительной деятельностью: строить детские площадки, оказывать помощь школам, детским дошкольным учреждениям, спортивным секциям.

Следует отметить, что на сегодняшний день слабо разработаны финансовые основы осуществления общественного контроля в Российской Федерации. 2 августа 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [11], установивший правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. В статье 3 вышеуказанного закона закрепляется право граждан Российской Федерации участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, при этом гражданин приобретает специальный статус, имеющий собственный перечень прав и обязанностей, - общественного инспектора или общественного эксперта. В настоящее время законом не определены возможности установления льгот для общественного контролера на основном месте работы в связи с исполнением общественных поручений, по возможности, за счет работодателя (к примеру, предоставление дополнительных дней отдыха в году, временное освобождение от служебных обязанностей в связи с исполнением общественных поручений без сокращения размера заработной платы), также возможные пути финансовой поддержки федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления мероприятий по общественному контролю.

Однако не только органы местного самоуправления могут воздействовать в финансовом плане на органы местного самоуправления. Общественные институты также влияют на финансовую деятельность местного самоуправления. Основной финансовой формой воздействия гражданского общества на органы местного самоуправления является участие населения и институтов гражданского общества в обсуждении проекта муниципального бюджета. Так, решением Совета депутатов Щелковского муниципального района утверждено Положение о порядке

Гадельшина Л. И.

m

участия населения в обсуждении проекта бюджета района [9], согласно которому для обсуждения проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета проводятся публичные слушания. В итоговый протокол публичных слушаний, подготовленный организационным комитетом, включаются предложения граждан, организаций, поступившие в ходе обсуждений по рассматриваемому проекту муниципального правового акта. Протокол с приложением всех поступивших предложений направляется в Совет депутатов и главе Щелковского муниципального района для рассмотрения по существу.

Участие в межмуниципальном сотрудничестве также является финансовой формой воздействия институтов гражданского общества на органы местного самоуправления и осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Так, в соответствии с решением окружного Совета депутатов г. Калининграда [7] межмуниципальное сотрудничество осуществляется в следующих формах: учреждение межмуниципальных хозяйственных обществ, создание некоммерческих организаций; участие городского округа в деятельности организаций межмуниципального сотрудничества; другие формы взаимодействия, не противоречащие действующему законодательству.

Примером регулирования вопросов создания некоммерческих организаций при осуществлении межмуниципального сотрудничества на местном уровне является постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27 декабря 2005 года № 299 «О порядке участия города Кемерово в организациях межмуниципального сотрудничества» [3]. Данный муниципальный правовой акт регулирует общие вопросы участия муниципальных образований в организациях межмуниципального сотрудничества (участие в образовании и деятельности совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, единого общероссийского объединения муниципальных образований, учреждение хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций, заключение договоров и соглашений), а также порядок принятия решения об участии муниципального образования в учреждении организации межмуниципального сотрудничества, порядок реорганизации и ликвидации организации межмуниципального сотрудничества, выход из состава ее участников.

Таким образом, исследовав финансовые механизмы влияния местного самоуправления и гражданского общества друг на друга, можно констатировать, что правовое закрепление вышеуказанных вопросов на муниципальном уровне практически отсутствует. В этих целях было бы целесообразным всем муниципальным образованиям принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы финансовой поддержки гражданских институтов посредством

проведения конкурсов, предоставления грантов, создания организаций межмуниципального сотрудничества. Также к обсуждению проекта муниципального бюджета необходимо привлекать институты гражданского общества в целях расширения общественного участия в решении вопросов местного значения.

Литература

1. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2014 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2014. 184 с.

2. Отчет о работе Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» за 2013 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vsmsinfo. ru/pdf/ zh2013/vs ms8.pdf.

3. О порядке участия города Кемерово в организациях межмуниципального сотрудничества: постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27 дек. 2005 г. № 299 // Кемерово. 2006. № 1.

4. О порядке проведения конкурсов социальных проектов в области молодежной политики: постановление мэра г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл от 12 дек. 2008 г. № 3228 (ред. 06.02.2009) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5. Об утверждении Положения «О благотворительной деятельности в городе Калининграде: решение городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2006 г. № 297 // Гражданин (специальный выпуск). 2006. № 81/82.

6. Об утверждении Положения о проведении конкурсов на право заключения договоров на реализацию социальных муниципальных проектов (программ) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства с использованием нежилых помещений, находящихся в безвозмездном пользовании муниципалитета внутригородского муниципального образования Фили-Давыдково в городе Москве: решение муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Фили-Давыдково в г. Москве от 12 янв. 2012 г. № 1/8-МС [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7. Об утверждении Положения «О порядке осуществления городским округом «Город Калининград» международных и межмуниципальных связей (сотрудничества), участия городского округа в организациях межмуниципального сотрудничества: решение окружного Совета депутатов г. Калининграда Калининградской обл. от 9 дек. 2009 г. № 294 (ред. 04.07.2012) // Гражданин (специальный выпуск). 2009. № 65. 25 дек.

8. О решении Реутовского городского Совета депутатов «О предоставлении в безвозмездное пользование нежилых помещений политическим объединениям, религиозным и общественным организациям: решение Совета депутатов городского округа Реутов Московской области от 26 нояб. 2008 г. № 497/46 // Реут. 2008. № 49. 12 дек.

9. Об утверждении Положения о порядке участия населения в обсуждении проекта бюджета Щелковского муниципального района на очередной финансовый год и отчета об исполнении бюджета Щелковского муниципального района за прошедший финансовый год: решение Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 29 апр. 2008 г. № 309/51 // Время. 2008. № 44. 21 июня.

10. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федеральный закон от 11 авг. 1995 г.

Конституционное, муниципальное и административное право

№ 135-ФЗ [официальный текст принят Гос. Думой 7 июля 1995 г.: по сост. на 5 мая 2014 г.] // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

11. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ [официальный текст принят Гос. Думой 4 июля 2014 г.] // СЗ РФ. 2014. № 30. Ст. 4213.

12. Хусаинов З. Ф. Политико-правовая сущность, содержание и характеристика государственной экономической политики // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 94-95.

L. I. Gadelshina

FINANCIAL MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN CIVIL SOCIETY AND LOCAL SELF-GOVERNMENT

The article examines special features of municipal law regulation of financial funds of interaction between civil society and local self-government, suggestions of organization and legal character which may improve the dialog between local self-government and civil society.

Key words: local self-government, civil society, public control, financial funds, mechanisms of influence and interaction.

GADELSHINA Liana Ilgizovna - Candidate of law sciences, senior lecturer of the Department of State and law disciplines, Kazan branch of the Russian State University of justice, Kazan. E-mail: liananig1@yandex.ru

УДК 342

О РОЛИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Гаранин Леонид Ананьевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: law@marsu.ru

Гуцунаева Даниела Хаджимуратовна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: danagutsunaeva@gmail.com

Статья посвящена деятельности Общественной палаты Республики Марий Эл как института общественного контроля граждан в регионе. Показаны направления деятельности, отношение граждан к институту общественного контроля, роль данного института в региональных социально-политических отношениях. Выявлены отдельные проблемы, представлены соответствующие предложения по совершенствованию работы общественных институтов, повышению вовлеченности граждан, активизации их участия в общественной жизни Республики Марий Эл.

Ключевые слова: Общественная палата, общественный контроль, институты гражданского общества, государство, власть, взаимодействие, гражданское общество.

Сегодня в Марий Эл наблюдается постепенное становление и развитие множества видов, форм, институтов гражданского общества. Одним из ключевых является Общественная палата Республики Марий Эл. Деятельность этой организации не так часто и широко освещается в различных источниках. Однако она представляет собой особый общественный институт, и потому вопрос о ее деятельности, месте и роли в системе взаимодействия гражданского общества и государства определенно заслуживает более пристального внимания. Его актуальность связана с тем, что развитие институтов гражданского общества, общественного контроля - это цель и необходимое

условие модернизации нашего государства: как Российской Федерации в целом, так и Республики Марий Эл. И особый интерес представляет также определение проблем и перспектив развития Общественной палаты как структуры гражданского общества, субъекта общественного контроля.

Общественная палата Марий Эл была впервые сформирована и продолжает свою деятельность в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 29 апреля 2008 года № 26-З «Об Общественной палате Республики Марий Эл». Она представляет собой организацию, действующую на некоммерческой основе, на общественных началах, обеспечивающую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.