ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Михеев Д. С.
1.7. О ПРОБЛЕМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Д.С. Михеев, к.ю.н, доцент, кафедра публичного права России и зарубежных стран, Марийский государственный университет. E-mail: t_ mikheeva@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются формы взаимодействия местного самоуправления с общественными организациями, показано влияние этих отношений на состояние гражданского общества.
Ключевые слова: Местное самоуправление; гражданское общество; общественная организация; общественная активность граждан; муниципальное образование
ABOUT PROBLEMS OF INTERACTION OF PUBLIC INSTITUTES WITH INSTITUTIONS OF LOCAL GOVERNMENT
D.S.Miheev. Сandidate of jurisprudence, senior lecturer, faculty of public law of Russia and foreign countries, Mari state university. E-mail: t_ mikheeva@mail.ru
Annotation: In article interaction forms are considered of local government with public organizations, influence of these relations on a condition of a civil society is shown. Keywords: Local government; civil society; public organization; public activity of citizens; municipal union.
Институты гражданского общества и местное самоуправление неразрывно связаны между собой. Процесс взаимодействия этих структур в последнее время начинает приобретать определенные рамки, несмотря на остающееся непонимание необходимости данной интеграции со стороны определенной части жителей, проживающих на территории муниципальных образований, и отдельных муниципальных руководителей.
Муниципальная власть по своей природе, в отличие от государственной, наиболее приближена к населению и непосредственно с ним связана. В соответствии с определением местного самоуправления народ осуществляет решение вопросов местного значения непосредственно, а также через органы местного само-управления1. Согласно ч.2 ст.130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом, главным субъектом местного самоуправления являются граждане, население муниципальных образований, а органы местного самоуправления - всего лишь инструмент самого населения в решении им повседневных проблем, вопросов местного значения. Безусловно, что на данные органы возлагаются и иные функции, например, они наделяются отдельными государственными полномочиями, т.е. осуществляют и ряд государственных задач. На наш взгляд данные полномочия являются второстепенными и даются в нагрузку к основным функциям по решению вопросов местного значения. Это обусловлено тем, что муниципальные образования имеют более разветвленное территориальное деление, нежели субъекты Российской Федерации, что позволяет не создавать новые подразделе-
1 Статья 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года №131 ФЗ //СЗ РФ. 2003. -№40.
ния государственной власти, а использовать существующую муниципальную систему.
С другой стороны общественные институты в лице различных объединений и организаций, отражающих взгляды и интересы различных слоев населения, вступая во взаимодействие с муниципальными органами, решают местные вопросы граждан, которых они представляют. При этом данное взаимодействие, как правило, носит коллегиальный характер, поскольку осуществляется не одним жителем или гражданином, а определенной активной группой людей, объединенных общей идеей.
Как публичная власть, местное самоуправление по отношению к гражданскому обществу выступает в роли политического центра, обеспечивающего достижение общегражданского согласия, является координатором интересов различных социальных групп населения муниципального образования2.
Примером позитивного взаимодействия муниципальных органов с общественными организациями является сотрудничество представительных органов с территориальным общественным самоуправлением (далее ТОС). Необходимо отметить, что институт ТО-Сов, имеет двойственную природу. Он находится в системе местного самоуправления, являясь одной из форм осуществления населением местного само-управления3, и, в тоже время, является элементом гражданского общества, поскольку не может быть отнесен к органам местного самоуправления.
ТОСы Республики Марий Эл действуют в 2 городских округах и 13 муниципальных районах. Они привлекаются органами местного самоуправления к благоустройству территории, газификации населенных пунктов, организации противопожарных мероприятий, проведению праздников, организации субботников, ликвидации несанкционированных свалок, расчистке дорог в зимнее время. Данное взаимодействие носит не односторонний характер, в некоторых случаях муниципальные образования предоставляют определенные льготы самоуправлениям граждан. Так, например, собранием депутатов муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» принято решение «Об освобождении Товарищества собственников жилья «Многоквартирный Дом» муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» от уплаты налога на землю за 2008 год»4. Подобного рода взаимодействие осуществляется органами местного самоуправления с ТСЖ, ЖСК, например: собранием депутатов муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» утвержден Порядок предоставления управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК бюджетных средств на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов5.
Еще в качестве одного из образцов положительного сотрудничества муниципальных и общественных структур следует отметить создание Общественных советов при представительных органах местного са-
2 Тимофеев Н.С.Государство, местное самоуправление о гражданское общество: аспекты и пределы взаимодействия
//Конституционное и муниципальное право. 2005. №9. С.2-9.
3 Ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года №131 ФЗ //СЗ РФ. 2003. -№40.
4 Решение Собрания депутатов МО «Параньгинский муниципальный район» от 20.02.2008 года №367// интернет сайт http://volganews.org/oblast7/terraer/ip-kwghfc3.htm
5 Решение 23 сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 05.07.2007 года №430-^)//интернет сайт http://volganews.org/oblast7/terrarr/ip-kwgxfz7.htm
4'2010
Пробелы в российском законодательстве
моуправления. В частности, в Республике Марий Эл Общественные советы при представительных органах действуют в большинстве муниципальных районов и имеют основной целью информирование населения о деятельности органов местного самоуправлении.
12 декабря 2009 года в 17 муниципальных образованиях Республики Марий Эл прошли выборы депутатов Молодежных парламентов при представительных органах муниципальных образований. Общее число депутатов по всей республике - 223 человека. Молодежные парламенты являются постоянно действующими совещательными и консультативными органами при собраниях депутатов муниципальных образований муниципальных районов и городских округов. В соответствующих муниципальных образованиях собраниями депутатов утверждены правовые акты, регламентирующие деятельность Молодежных парламентов.
На территории Республики Марий Эл действуют более десятка добровольных народных дружин, деятельность которых регламентируется на муниципальном уровне соответствующими положениями. Основными их задачами являются охрана общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, участие в работе по воспитанию граждан в духе уважения законов, охрана прав и законных интересов граждан. Практики в сфере муниципального строительства справедливо высказываются о том, что местная власть сильна только там, где она опирается на поддержку граждан и их объединений - общественных организаций и формирований6.
Законодательно местное самоуправление отделено от органов государственной власти, с одной стороны, и, с другой, оно наиболее приближено к населению, обязано решать вопросы местного значения. Отсюда усматривается одно важное обстоятельство: местное самоуправление выступает связующим звеном между государством и гражданским обществом. Но статус общественных организаций позволяет им всего лишь вносить какие-либо предложения в адрес органов местного самоуправления, высказывать какие-либо рекомендации и, не факт, что последние будут приняты во внимание. Представляется, что общественные институты должны иметь более определенные правовые рычаги влияния на органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, будут обязаны решать вопросы местного значения не так как им удобно или хочется, а с учетом мнения населения выраженного институтами гражданского общества. Реализация данного предложения позволит гармонично взаимодействовать рассматриваемым субъектам. Институты гражданского общества получат действительную возможность участвовать в принятии решений о направлениях развития муниципального образования, их реализации, а органы местного самоуправления будут более приближены к местному населению, учитывать его интересы при решении местных вопросов.
Создание новых и совершенствование существующих институтов гражданского общества позволят осуществить эффективную обратную связь между теми, кто управляет и теми, кем управляют.
отзыв
на научную статью кандидата юридических наук, доцента кафедры публичного нрава России и зарубежных стран Марийскою государственною университета Михеева Дениса Степановича на тему «О проблемах взаимодействия общественных институтов с органами местного самоуправления»
В статье Д.С.Михеева поднята актуальная для сегодняшнего местного самоуправления проблема о его взаимодействии с общественными организациями. Поскольку состояние гражданского общества зависит от степени активности общественных организаций, населения, развитости местного самоуправления, то анализ, проведенный автором, представляет научный и практический интерес.
Д.С.Михеев рассматривает отдельные формы названного сотрудничества- взаимодействие местных органов с территориальным общественным самоуправлением, с добровольными народными дружинами, молодежными парламентами и другими общественными структурами.
Автором сделан важный вывод о том, что местное самоуправление выступает связующим звеном между государством и гражданским обществом и внесены предложения но укреплению статуса общественных организаций, их более действенному влиянию на муниципальные органы.
С данных позиций статья Д.С.Михеева представляет не только научный интерес, но и может быть полезна практическим работникам органов местного самоуправления, государственной власти, поскольку в ней не только обозначены проблемы, но и предложены пути их решения.
В связи с изложенным статья Д.С.Михеева может быть предложена к опубликованию в журналах, рекомендуемых ВАК для публикации научных результатов диссертационных исследований.
Кандидат юридических заведующего кафедрой России и зарубежных с государственного униве
6 Выступление председателя Совета муниципальных образований Республики Марий Эл Гаранина Л.А. на научно-практической конференции «О взаимодействии общественных институтов с представительными органами муниципальных образований» 27 мая 2010г. Интернет-сайт Общественной палаты Республики Марий Эл: http: //oprme.gov12.ru