Марийский юридический вестник
Выпуск 11
УДК 342.55
Н. С. Вавилов
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
В статье рассматриваются опыт органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл по правовому регулированию деятельности институтов гражданского общества, а также возможные пути улучшения механизмов воздействия институтов гражданского общества на деятельность органов местного самоуправления.
Ключевые слова: гражданское общество, местное самоуправление, правовое регулирование, муниципальный правовой акт, местное население.
Законодательная регламентация деятельности институтов гражданского общества на всех уровнях власти необходима по следующим причинам: во-первых, она создает правовое поле для деятельности данных институтов, четко определяющее их правовой статус, права и обязанности, ответственность; во-вторых, она призвана исключить злоупотребление собственными полномочиями со стороны институтов гражданского общества в случаях «что не запрещено законом, то разрешено»; в-третьих, само понятие «регулирование» говорит об определенных процессах упорядочивания, налаживания, приведения их (в данном случае деятельности гражданского общества) в нормальное русло.
По мнению А. Н. Дементьева, меры в части совершенствования политических и общественных институтов в местном самоуправлении должны включать создание правовых условий для совершенствования и обеспечения эффективного участия граждан в нем1. С. В. Корсакова вообще выделяет понятие правотворческой политики в сфере местного самоуправления, определяя ее как научно обоснованную, последовательную и системную деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, населения муниципального образования, иных негосударственных субъектов права, направленную на определение стратегии и тактики правового регулирования местного самоуправления, на создание условий для эффективного правотворчества в этой сфере1 2. То есть можно говорить о правотворческой политике в сфере местного самоуправления по регулированию деятельности институтов гражданского общества.
Так как вопросы правового регулирования деятельности институтов гражданского общества находятся в совместном ведении Российской Федерации и
1 Дементьев А. Н. Законодательное совершенствование деятельности политических и общественных институтов в местном самоуправлении // Гражданин и право. - 2010. - № 11. -С. 28.
2 Корсакова С. В. Правотворческая политика в сфере местного самоуправления: пути повышения эффективности // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2011. - № 4. -
С. 15.
152
2014
3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
ее субъектов, целесообразно рассмотреть эти вопросы регулирования на муниципальном уровне. В качестве конкретного региона рассмотрения возьмем Республику Марий Эл. Так, деятельность Общественной палаты РМЭ регламентируется Законом Республики Марий Эл от 29 апреля 2008 г. № 26-З «Об Общественной палате Республики Марий Эл»1. Организация ее деятельности регулируется целым рядом законодательных актов: постановлением Правительства РМЭ от 27 ноября 2009 г. № 2491 2 утверждено Положение о возмещении расходов и выплате компенсации членам Общественной палаты республики, связанных с осуществлением ими соответствующих полномочий. Указом Президента3 и постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл4 назначены соответственно по одной третьей членов Общественной палаты республики.
Следует отметить, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления»5 полномочия органов местного самоуправления в области регулирования деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне конкретно не закреплены. По нашему мнению, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» необходимо дополнить пунктом 34 «организация поддержки институтов гражданского общества», тем самым законодательно установив обязанность органов местного самоуправления оказывать помощь институтам гражданского общества.
В Республике Марий Эл имеется ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы поддержки общественных объединений, а также частично регулирующих порядок организации их деятельности. В законе РМЭ от 1 декабря 1997 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Марий Эл»6 под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализа-
1 Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2008. - № 5 (I). - Ст. 240.
2 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 нояб. 2009 г. № 249 «О мерах по обеспечению деятельности Общественной палаты Республики Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2009. - № 12 (I). - Ст. 529.
3 Указ Президента Республики Марий Эл от 13 дек. 2012 г. № 248 «Об утверждении членов Общественной палаты Республики Марий Эл» // Марийская правда. Официальный еженедельник. - 2012. - № 49.
4 Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл от 3 марта 2011 г. № 218-П «Об утверждении членов Общественной палаты Республики Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2011. - № 4 (196). - Ст. 184.
5 Федеральный закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. 22 окт. 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
6 Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 1997. - № 12. - Ст. 439.
153
Марийский юридический вестник
Выпуск 11
цию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав. Однако при всесторонности данной поддержки действие закона не распространяется на молодежные и детские коммерческие организации, молодежные религиозные организации, молодежные и детские объединения, учреждаемые либо создаваемые политическими партиями.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл1 утвержден Порядок предоставления субсидий национально-культурным автономиям, иным общественным объединениям по поддержке деятельности, связанной с сохранением и развитием национальных культур народов, проживающих в республике.
Поддержка общественных объединений в Республике Марий Эл осуществляется и на муниципальном уровне, примером тому может служить постановление администрации города Йошкар-Олы от 12 апреля 2012 г. № 861 «Об обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны на территории городского округа «Город Йошкар-Ола»1 2. Так, основными формами участия администрации города в обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны являются правовая защита, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
Если говорить в целом о механизме поддержки общественных объединений на муниципальном уровне в Республике Марий Эл, то он сводится преимущественно к передаче в безвозмездное пользование данным организациям имущества, в том числе недвижимого, а также к различным льготам имущественного характера. К примеру, решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 февраля 2012 г. № 391-V3 региональной общественной организации РМЭ «Товарищество инвалидов творческого труда» было передано в безвозмездное пользование нежилое помещение.
В Республике Марий Эл на местном уровне в некоторых муниципальных образованиях законодательно установлены конкретные критерии к общественным объединениям с целью оказания им дальнейшей поддержки. Так, Собранием депутатов городского округа «Город Волжск»4 принято решение «Об установлении видов деятельности, осуществляемых некоммерческими организациями, с целью признания их социально ориентированными». Для призна-
1 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2012 г. № 270 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий национально-культурным автономиям, иным общественным объединениям по поддержке деятельности, связанной с сохранением и развитием национальных культур народов, проживающих в Республике Марий Эл» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обновления: 03.11.2013).
2 Йошкар-Ола. - 2012. - № 15 (1119).
3 Йошкар-Ола. - 2012. - № 8 (1112).
4 Решение Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл от 7 июля 2010 г. № 92 «Об установлении видов деятельности, осуществляемых некоммерческими организациями, с целью признания их социально ориентированными» // Волжская правда. - 2010. - № 30 (7800).
154
2014
3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
ния некоммерческих организаций социально ориентированными и оказания им поддержки данные организации должны выполнять конкретный вид социально активной деятельности, указанный в решении.
На уровне муниципальных образований имеется практика создания общественных комиссий при органах местного самоуправления для организации выполнения каких-либо функций, что увеличивает прозрачность выполняемых органами местного самоуправления полномочий. Так, постановлением главы Параньгинского муниципального района РМЭ1 создана общественная комиссия для организации работы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» по направлению «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Кроме того, имеет место проведение органами местного самоуправления конкурсов с целью поддержки и развития инициатив институтов гражданского общества на муниципальном уровне: постановлением мэра города Йошкар-Олы1 2 утверждено положение о порядке проведения конкурса проектов детских, молодежных и студенческих общественных объединений, организаций и учреждений, направленных на реализацию приоритетных направлений в области молодежной политики.
Правовое регулирование деятельности политических партий на муниципальном уровне в основном касается организации предвыборной агитации, а также деятельности участковых избирательных комиссий. Примерами данных нормативных актов могут служить постановление администрации города Йошкар-Олы от 31 октября 2011 г. № 2878 «О выделении и оборудовании специальных мест для размещения печатных предвыборных агитационных материалов политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва»3, постановление главы Моркинского муниципального района от 17 августа 2009 г. № 346 «О предоставлении помещений, пригодных для проведения публичных мероприятий, встреч представителей политических партий с избирателями»4.
В республике на местном уровне регулируется деятельность молодежных парламентов - особых органов общественного контроля за процессом реализации полномочий органами местного самоуправления. Так, решением Собрания депутатов городского округа города Йошкар-Олы Республики Марий Эл утверждено Положение о молодежном парламенте при Собрании депутатов
1 Постановление Главы администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл от 25 янв. 2007 г. № 20-П «О создании общественной комиссии для организации работы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» по направлению «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» // Наша жизнь. - 2007. - № 11 (8078).
2 Постановление мэра города Йошкар-Олы Республики Марий Эл от 12 дек. 2008 г. № 3228 «О порядке проведения конкурса социальных проектов в области молодежной политики» // Йошкар-Ола. - 2008. - № 52 (942).
3 Йошкар-Ола. - 2011. - № 43 (1095).
4 Моркинская земля. - 2009. - № 35 (10000).
155
Марийский юридический вестник
Выпуск 11
городского округа «Город Йошкар-Ола»1, в соответствии с которым данный молодежный парламент является постоянно действующим совещательным и консультативным органом, создаваемым с целью содействия деятельности городского Собрания в сфере регулирования прав и законных интересов молодежи. При этом указывается, что молодежный парламент формируется из числа представителей общественных объединений, в том числе не являющихся юридическими лицами, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа «Г ород Йошкар-Ола».
Принятие на местном уровне положений о молодежных парламентах, а также их формирование и функционирование имеют место в муниципальных образованиях: городские округа «Город Волжск» и «Город Козьмодемьянск», Горномарийский, Моркинский, Оршанский, Медведевский, Звениговский, Мари-Турекский муниципальные районы.
Еще один институт гражданского общества, действующий на муниципальном уровне и регулируемый местным законодательством - добровольные народные дружины. В республике действует постановление Правительства «Об утверждении Типового положения о народных дружинах по охране общественного порядка»1 2, в соответствии с которым основными задачами народных дружин являются охрана прав и законных интересов граждан, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, охрана общественного порядка, участие в работе по воспитанию граждан в духе уважения законов. Так, в соответствии с положением на территории города Йошкар-Олы3, народные дружины выполняют следующие функции: а) совместно с работниками органов внутренних дел участвуют в охране общественного порядка на территории муниципального образования; б) проводят профилактическую воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений, принимают участие в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, ведут работу с неблагополучными семьями и т. д.
Заслуживает внимания тот факт, что народные дружины также могут создаваться при юридических лицах, находящихся в муниципальном образовании. К примеру, в городе Йошкар-Оле народные дружины созданы в ОАО «Маригражданстрой», ОАО «Жилищно-эксплуатационная компания
1 Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 24 дек. 2009 г. № 55-V «Об утверждении Положения о Молодежном парламенте при Собрании депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обновления: 03.11.2013).
2 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 13 мая 2004 г. № 142 «Об утверждении Типового положения о народных дружинах по охране общественного порядка» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2004. - № 6. - Ст. 174.
3 Решение Йошкар-Олинского городского Собрания Республики Марий Эл от 29 апр. 2004 г. № 492-Ш «О Положении о народных дружинах по охране общественного порядка на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» // Газета «Йошкар-Ола». -2004. - № 18.
156
2014
3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
«Центральная», ОАО «Жилищно-эксплуатационная компания «Заречная». Созданы данные дружины отдельными муниципальными правовыми актами1.
Таким образом, народные дружины являются специфическими общественными образованиями граждан, действующими исключительно в границах муниципальных образований, имеющими целью содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, профилактики правонарушений.
В республике действует закон «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл»1 2. К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления вышеуказанный Закон относит местный референдум, муниципальные выборы, опрос граждан и другие формы, указывая при этом на возможность существования иных форм осуществления местного самоуправления, не противоречащих Конституциям РФ и РМЭ, указанному Федеральному закону, иным федеральным законам, законам Республики Марий Эл.
На муниципальном уровне также принимаются нормативные акты, регулирующие возможность осуществления самоуправления местным населением. Так, решением Собрания депутатов Параньгинского муниципального района от 9 августа 2006 г. № 195 утверждено Положение «О порядке назначения и проведения опроса в муниципальном образовании «Параньгинский муниципальный район»3.
В ряде муниципальных образований (Медведевский, Параньгинский, Оршанский муниципальные районы, Шелангерское сельское поселение) утверждены положения о порядке рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования, что говорит о едином подходе органов местного самоуправления к законодательному закреплению механизмов внешнего контроля за ними.
1 Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 27 февр. 2006 г. № 225-IV «О создании в открытом акционерном обществе «Жилищноэксплуатационная управляющая компания «Центральная» народной дружины по охране общественного порядка на территории городского округа «Г ород Йошкар-Ола» // Г азета «Йошкар-Ола» от 7 марта 2006 г. № 9 (794); Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 26 дек. 2006 г. № 372-IV «О создании в открытом акционерном обществе «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания «Заречная» народной дружины по охране общественного порядка на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» // Газета «Йошкар-Ола». - 2006. - № 52; Постановление Мэра города Йошкар-Олы Республики Марий Эл от 14 янв. 2009 г. № 8 «О создании народной дружины по охране общественного порядка на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в ОАО «Маригражданстрой» // Газета «Йошкар-Ола». - 2009. - № 2 (947).
2 Закон Республики Марий Эл от 4 марта 2005 г. № 3-З «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл» // Марийская правда. - 2005. - № 41.
3 Наша жизнь. - 2006. - № 35 (8051).
157
Марийский юридический вестник
Выпуск 11
Статьей 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 регулируется порядок реализации правотворческой инициативы граждан. Детализация положений данного федерального закона происходит на местном уровне. Так, решением Собрания депутатов города Йошкар-Олы1 2 утверждено Положение о правотворческой инициативе в городском округе «Город Йошкар-Ола». В соответствии с пунктом 3 данного положения правотворческая инициатива может быть реализована в виде внесения проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие муниципальные правовые акты либо о признании их утратившими силу.
Положения о правотворческой инициативе граждан приняты в таких муниципальных образованиях, как городской округ «Город Йошкар-Ола», Куже-нерский, Медведевский, Звениговский, Мари-Турекский, Моркинский, Параньгинский, Оршанский муниципальные районы.
На муниципальном уровне органами местного самоуправления принимаются несколько видов актов различного характера, регулирующих организацию и деятельность территориального общественного самоуправления:
1. Положения, принимаемые представительными органами местного самоуправления, закрепляющие основы деятельности территориального общественного самоуправления. Например, решение Собрания депутатов муниципального образования Горномарийского муниципального района от 17 мая 2006 г. № 16 «О положении о территориальном общественном самоуправлении на территории муниципального образования «Горномарийский муниципальный район»3.
2. Акты органов местного самоуправления, определяющие порядок регистрации уставов территориальных общественных самоуправлений: решение Собрания депутатов Ежовского сельского поселения Медведевского муниципального района от 25 августа 2006 г. № 47 «О порядке регистрации уставов и установлении границ территориальных общественных самоуправлений в муниципальном образовании «Ежовское сельское поселение»4.
3. Акты органов местного самоуправления, определяющие границы территориальных общественных самоуправлений: решение собрания депутатов город Козьмодемьянска от 17 октября 2007 г. № 287 «О границах территориальных общественных самоуправлений: «Четверочка», «Юбилейное» в муниципальном образовании «Городской округ «Город Козьмодемьянск»5.
1 Федеральный закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. 22 окт. 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
2 Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 23 нояб. 2006 г. № 340-IV «О Положении о правотворческой инициативе граждан в городском округе «Город Йошкар-Ола» // Вестник Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола». - 2007. - № 6.
3 Край Горномарийский. - 2006. - № 23 (9941).
4 Вести. - 2006. - № 96 (8953).
5 Ведомости Козьмы и Дамиана. - 2007. - № 42 (878).
158
2014
3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
Обеспечение «прозрачности» деятельности органов местного самоуправления - важная составляющая эффективного функционирования институтов гражданского общества на муниципальном уровне, а также осуществления населением местного самоуправления. Поэтому считаем целесообразным рассмотреть механизмы обеспечения доступа населения к информации о деятельности органов местного самоуправления. Так, решением Собрания депутатов Волжского муниципального района утверждено положение об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Волжский муниципальный район»1, в соответствии с которым каждый орган местного самоуправления обязан обеспечивать доступ к информации о своей деятельности. К таковым относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы или организации.
Положения, регулирующие механизмы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления приняты и в таких муниципальных образованиях Республики Марий Эл: Оршанский, Волжский, Мари-Турекский, Килемарский, Медведевский, Звениговский, Моркинский, Новоторъяльский, Куженерский, Горномарийский муниципальные районы, городские округа «Город Волжск», «Город Йошкар-Ола», «Город Козьмо-демьянск».
Однако некоторые положения, принятые в муниципальных образованиях, отличаются особой детализированностью. Так, в решении Собрания депутатов муниципального образования «Оршанский муниципальный район»1 2 помимо порядка включен еще и перечень информации о деятельности органа местного самоуправления, содержащий в себе категории информации и периодичность размещения информации и сроки ее обновления.
9 февраля 2009 года вступил в силу Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»3, установивший основы правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных
1 Решение Собрания депутатов муниципального образования «Волжский муниципальный район» Республики Марий Эл от 18 апр. 2012 г. № 31-8 «Об утверждении положения об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Волжский муниципальный район» // Волжские вести. - 2012. - № 20.
2 Решение Собрания депутатов муниципального образования «Оршанский муниципальный район» Республики Марий Эл от 26 мая 2010 г. № 58 «О порядке организации и обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Оршанский муниципальный район» // Вперед. - 2010. - № 21 (8360).
3 Федеральный закон от 9 сент. 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. 11 июля 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 776.
159
Марийский юридический вестник
Выпуск 11
органов и органов местного самоуправления является размещение этими органами информации о своей деятельности в сети «Интернет». Перечни же информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом этими органами, то есть фактически органы местного самоуправления сами определяют объем информации, размещаемой на официальном сайте муниципального образования.
Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 13 сентября 2011 года № 563-р утвержден план мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в РМЭ на 2011-2013 годы1, которое одним из направлений деятельности ставит обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления республики с помощью интернет-сайтов. Однако нами был найден лишь один муниципальный правовой акт, регулирующий вопросы создания электронного муниципалитета, - постановление мэра г. Йошкар-Олы от 29 ноября 2004 г. № 3369 «О разработке целевой муниципальной программы «Электронная Йошкар-Ола» на 2005-2010 гг.»1 2. Все это свидетельствует о необходимости более оперативной законодательной регламентации вопросов информационной прозрачности органов местного самоуправления.
Кроме того, в 2008 году Президентом России был издан указ3, установивший порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Одним из критериев оценки эффективности выступает удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных). Нам представляется, что данный критерий оценки должен быть одним из первых, так как именно удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления является критерием их легитимности.
Изучив муниципальное законодательство Республики Марий Эл в части регулирования деятельности институтов гражданского общества, автор приходит к следующим выводам:
1. Необходимо дополнить ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пунктом 34 «организация поддержки институтов гражданского общества» с целью законодательного установления обязан-
1 Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 13 сент. 2011 г. № 563-р «Об утверждении плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы» [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 03.11.2013).
2 Постановление мэра г. Йошкар-Олы от 29 нояб. 2004 г. № 3369 «О разработке целевой муниципальной программы «Электронная Йошкар-Ола» на 2005-2010 гг. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обновления: 03.11.2013).
3 Указ Президента РФ от 28 апр. 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 18. - Ст. 2003.
160
2014
3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
ности органов местного самоуправления оказывать помощь институтам гражданского общества.
2. Рекомендовать муниципальным образованиям:
- законодательно закреплять механизмы поддержки институтов гриаж-данского общества путем принятия специальных программ, а также определять критерии, предъявляемые к общественным объединениям, для оказания им организационной и материальной поддержки;
- законодательно закреплять возможности создания при органах местного самоуправления общественных комиссий для осуществления общественного контроля за выполнением конкретных функций;
- принимать муниципальные правовые акты, детализирующие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, закрепленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- законодательно регулировать вопросы информационной прозрачности органов местного самоуправления, организации доступа населения к информации о деятельности органов местного самоуправления.
N. S. Vavilov
LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY AT LOCAL LEVEL IN THE REPUBLIC OF MARI EL
This article deals with experience of government organs and local authorities of Mari El republic of civil society s institutions activity law regulation and possible ways of improving mechanisms of interaction between civil society and local authorities.
Key words: civil society, local self-government, legal regulation, municipal law act, local population.
ВАВИЛОВ Никита Сергеевич - аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. E-mail: nikitalawyer@rambler.ru
VAVILOV Nikita Sergeevich - Postgraduate Student of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: nikitalawyer@rambler.ru
161