Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА'

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS / "ЦЕНТРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ" / ТЕРРИТОРИЯ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ РЕЗИДЕНТОВ / TERRITORY WITH A SPECIAL STATUS OF RESIDENTS / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / TRANSFER OF TECHNOLOGIES / ПРОМЫШЛЕННАЯ СУБКОНТРАКТАЦИЯ / INDUSTRIAL SUBCONTRACTING / ИННОВАЦИОННО-ВЫСОКАЯ ПРИБЫЛЬ / "CENTERS OF COMPETENCE" / INNOVATION AND HIGHER PROFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоконская Елена Геннадьевна

В статье рассмотрены вопросы финансирования инновационного развития кластера. По мнению автора, существующие финансовые инструменты инновационной политики государства должны быть привлечены к процессу кластерного развития. Определены наиболее актуальные направления создания и развития инновационного кластера и соответствующие им финансовые инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL TOOLS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT INDUSTRIALLY-TERRITORIAL CLUSTER

The article discusses the issues of financing the development of innovative clusters. The author believes that the available financial instruments of state innovation policy should be attracted to the process of cluster development. The most relevant directions of formation and development of innovative clusters and the corresponding financial instruments are offered.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА»

элементы управленческого учета, анализа, координации всей работы предприятия и информационного обеспечения является контроллинг.

Литература

1. ГОСТ Р 51897-2002/Руководство ИСО 73:2009. Менеджмент риска. Термины и определения. - Введ. 2012-12-01.- М.:Изд-во Стандартинформ, 2012.-16 с.

2. Бикмаева, А.В., Павленков, М.Н., Павлен-ков, И.М. Контроллинг как механизм эффективного управления развитием промышленного предприятия в условиях конкурентного окружения / А.В.Бикмаева, М.Н.Павленков, И.М.Павленков. - Н.Новгород: изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2011. -246 стр.(14,41 п.л, из них автор - 6, 3п.л)

3. Найт, Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль / Ф. Х. Найт; пер. с англ. М.: Дело, 2003. 360 с.

4. Авдийский В.А., Курмашов Ш.Р. Прогнозирование и анализ рисков в деятельности хозяйствующих субъектов. - М.: Финансо-

вая академия при Правительстве РФ, 2003. С. 99

5. Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.А. Шван-дара. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2002

6. Мониторинг «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам первого полугодия 2015 года»./ Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov.rU/minec/activity/sections/m асго/топКоппд/20150728, свободный.

7. О регионе/ Экономика/ Промышленность/ Химическая. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vologda-oblast.ru/o_regione/ekonomika/promyshlennos t/khimicheskaya/, свободный.

8. Риск - Менеджмент. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.risk24.ru/riskmanagment.htm, свободный.

УДК 334.7:332.14

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННО-

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Белоконская Елена Геннадьевна ([email protected]) ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет» В статье рассмотрены вопросы финансирования инновационного развития кластера. По мнению автора, существующие финансовые инструменты инновационной политики государства должны быть привлечены к процессу кластерного развития. Определены наиболее актуальные направления создания и развития инновационного кластера и соответствующие им финансовые инструменты.

Ключевые слова: коммерциализация инноваций, «центры компетенций», территория с особым статусом резидентов, трансфер технологий, промышленная субконтрактация, инновационно-высокая прибыль.

Существующая практика отечественного и зарубежного кластерного развития показала, что кластер носит инновационный характер. При этом инновационность может быть выражена двояко. Во-первых, в производстве высокотехнологичной, наукоемкой продукции, во-вторых, в тех ключевых компетенциях, конкурентных преимуществах, рыночной исключительности фирмы, которые целенаправленно создает фирма-участник, о чем говорил еще Портер, классик кластерной концепции. Инновационный характер обусловлен также особым, уникальным составом участников, характером взаимосвязей между ними.

Действительно кластерные взаимодействия представляют собой партнерство фирм-участников в создании востребованной потребителями ценности на базе передовых технологий с обязательным участием институтов инновационной инфраструктуры (университеты, научно-исследовательские центры, инвестиционные компании, венчурные фонды и т.д.) для

производства «совокупного инновационного продукта».

В финансовом смысле синергический эффект кластерного взаимодействия выражается в извлечении высокого финансового результата, являющегося в экономическом смысле сверхприбылью, получаемой вследствие особо благоприятных условий хозяйствования. В случае, когда речь идет о производстве высокотехнологичной продукции, сверхприбыль носит характер коммерциализации инноваций, выступает главным мотивом вступления фирмы в кластер и является финансовым результатом формирования кластерных взаимодействий.

Выгодополучателями выступят все заинтересованные стороны: 1) государство, получающее организационные структуры, посредством которых можно формировать бюджетные потоки; 2) институты инновационной инфраструктуры, получившие возможность внедрить и коммерциализировать инновации; 3) иные участни-

ки с точки зрения доступа к трансферту накопленного опыта, разработанных технологий.

Наиболее актуальными направлениями создания и развития инновационного кластера являются следующие:

- организация инновационного цикла «образование - наука - производство - коммерциализация инноваций»;

- локализация «центров компетенций», создание территорий с особым статусом резидентов;

- создание системы трансфера технологий и промышленной субконтрактации;

- поддержка и привлечение в кластер смежных и обслуживающих отраслей, бизнес-аутсорсинг;

- формирование компетентностных взаимодействий, «достраивание» цепочек добавленной стоимости.

Определим основные финансовые инструменты, соответствующие представленным направлениям формирования инновационного кластера. Речь идет не о создании новых, а об использовании уже известных финансовых инструментов инновационной политики государства. Финансовые инструменты модернизации и инновационного развития могут и должны быть привлечены к процессу кластерного развития и генерации сверхдохода. Ключевая роль при этом принадлежит бизнесу как инициатору инновационной волны, а основные финансовые источники - государственные.

1. Организация инновационного цикла «образование - наука - производство - коммерциализация инноваций»

Правовые основы инновационного развития заложены в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной 8 декабря 2011 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р. Со времени принятия предшествующей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, определившей в качестве одной из задач стимулирование спроса на инновации, создание условий формирования устойчивых научно-производственных кооперационных связей и инновационных сетей, удалось сформировать достаточно развитую инфраструктуру инновационной системы.

Как отмечают исследователи, вузы играют главную роль в инновационном развитии [3, 7]. В 2009 г. Правительством РФ было объявлено о выделении из федерального бюджета дополнительных финансовых средств для целевой поддержки ведущих российских вузов. Эти средства были направлены на обновление исследовательской и лабораторной базы, программы научных обменов, привлечение лучших учёных, в том числе россиян, работающих в зарубежных университетах и научных органи-

зациях. 32 университетам был присвоен статус национальных исследовательских университетов, на реализацию программ их развития выделено 8,42 млрд руб. [11]. Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, по поддержке кооперации вузов с предприятиями, по дальнейшему развитию инновационной инфраструктуры (на эти цели из федерального бюджета с 2010 по 2012 годы выделено 90 млрд руб.) [12]. Общий объем финансирования научных фондов - РФФИ и РГНФ - должен увеличиться к 2018 г. до 25 млрд руб. (в 2014 г. фондам выделено из бюджета более 10 млрд руб.) [14].

Важнейшую роль играет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Постановление Правительства РФ от 3.02.1994 № 65), в который направляются 1,5% расходов федерального бюджета на науку. Фонд стал первым государственным институтом развития, который реализует программы, направленные на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест. Участие стартапов в программах Фонда позволяет довести разработку от научной идеи до создания устойчивого бизнеса, привлекательного для отечественных и зарубежных инвесторов. На сегодняшний день Фонд содействия реализует пять основных программ поддержки малых инновационных предприятий: «Умник», «Старт», «Развитие», «Коммерциализация», «Интернационализация».

Развитие фундаментальной науки с участием российских вузов государство поддерживает с помощью таких инструментов, как гранты Президента России, государственное задание, Постановления Правительства РФ № 218, 220, федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2014-2020 гг.

С 2013 года основным инструментом координации является госпрограмма «Развитие науки и технологий». В ее рамках Минобрнауки будет распределять средства между научными фондами, программами академий наук и финансированием фундаментальных исследований в высшем образовании. В сфере прикладных исследований координация будет осуществляться посредством федеральных целевых программ и подпрограмм.

Государственными корпорациями реализуются отраслевые проекты. С 2010 по декабрь 2012 года при участии «Роснано» в России было создано 30 производств по выпуску продукции с использованием нанотехнологий. Объём выпущенной продукции в 2012 году составил 25

млрд руб. (1 млрд руб. в 2010, 11 млрд руб. в 2011 году).

Регионы сталкиваются с проблемами инновационного развития:

1) невосприимчивость бизнеса к инновациям, в том числе фирм - потенциальных участников кластера;

2) недостаток финансовых средств формирования взаимосвязей между отдельными элементами инновационной инфраструктуры в рамках кластера;

3) низкая эффективность использования госсредств вследствие разрозненности действия институтов поддержки.

Приоритетными инструментами решения этих проблем в «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» определены: создание сети технологических платформ, поддержка кластерных инициатив и выстраивание «инновационных лифтов» [12].

Технологические платформы - один из ключевых инструментов координации науки, государства, бизнеса и потребителей для выработки общего видения перспектив технологического развития, формирования и реализации перспективных программ НИОКР. Термин «технологические платформы» предложен Еврокомиссией для обозначения тематических приоритетов ЕС. Их особенностью является формирование приоритетов как результат потребностей производства и как заказ на проведение научно-технологических работ. В Европе таких платформ более тридцати. С 2014 г. средства ФЦП «Исследования и разработки» ориентированы на поддержку прикладных научных исследований в рамках деятельности технологических платформ. Проекты технологических платформ будут рассматриваться при условии привлечения ими внебюджетных источников финансирования.

Два постановления Правительства РФ от 9.04.2010 г. (№ 218, 219) направлены на то, чтобы вузы сфокусировали исследования на нужды бизнеса. На реализацию программы развития инновационной инфраструктуры образовательного учреждения выделяются бюджетные ассигнования на срок до 3 лет с объемом финансирования до 50 млн рублей в год. Тем самым связка «образование - наука - производство - коммерциализация инноваций» в технологической платформе выстраивается таким образом, что инновации бизнесом «вытягиваются».

«Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года» содержит самостоятельный раздел - «Развитие инновационных кластеров», предусматривающий создание в регионах

специализированной организации развития кластера - центров кластерного развития. Как элемент инновационной инфраструктуры центр кластерного развития создается в целях развития инновационных кластеров малого и среднего предпринимательства, а также обеспечения кооперационного взаимодействия образовательных, исследовательских организаций, государства и бизнеса.

«Инновационный лифт» как инструмент координации представляет собой механизм «передачи» инновационных проектов от одного финансового института развития другому. В апреле 2010 г. было заключено Соглашение о взаимодействии между ключевыми институтами развития и заинтересованными организациями. Механизм обмена информацией между ними обеспечит постоянное взаимодействие при сопровождении инновационных проектов. Этому способствует публичная база данных обо всех поддерживаемых проектах. Для мониторинга эффективности использования ресурсов будет также сформирован федеральный реестр объектов инновационной инфраструктуры, созданных с привлечением государственных средств.

Минэкономразвития определяет «инновационный лифт» как сеть созданных государством институтов развития, поддерживающих инновационные проекты на всех стадиях развития. Институты развития (Внешэкономбанк, ОАО «Роснано», Российская венчурная компания (РВК), ОАО «МСП Банк», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд «Сколково», Российский фонд технологического развития) с помощью различных инструментов оказывают поддержку инновационным проектам на всех стадиях их реализации, содействуют созданию венчурных фондов, участвуют в трансфере технологий и компетенций в Российскую Федерацию, становясь таким образом, «катализаторами» роста экономики в важнейших отраслях (рис. 1).

Участие в этой системе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере обеспечивает генерацию потока качественных проектов для дальнейшей поддержки другими институтами развития. При этом немалая часть проектов имеет глубокую научную проработку благодаря грантам РФФИ. К 2013 г. 115 стартапов, поддержанных Фондом на общую сумму 600 млн рублей, в дальнейшем смогли привлечь более 11 млрд рублей дополнительного финансирования.

1000

500

100

Объем

финансирования млн. руб.

Фонд содействия

ОАО «РОСНАНО»

Внешэкономбанк

СТАРТ ► г СТАНОВЛЕНИЕ ► РОСТ Ч РАСШИРЕНИЕ И '

'1 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ |

Стадии проекта

Рисунок 1. Система институтов развития: взаимодействие в рамках «инновационного лифта»

[10]

Цели, преследуемые при реализации механизма инновационного лифта:

1) создать максимально благоприятные условия для реализации перспективных инновационных проектов;

2) обеспечить «стыковку» сферы исследований и разработок с бизнесом, формирование новых предприятий на основе результатов прикладных исследований;

3) экономить ресурсы и исключить дублирование в финансировании одних и тех же этапов реализации проектов.

В рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» Минэкономразвития предполагает использовать такие инструменты, как федеральные целевые программы, программы инновационного развития крупнейших компаний с госучастием, Российский фонд технологического развития. За счет всего комплекса мер в 2014-2016 годах предполагается существенно повысить восприимчивость участников кластеров к инновациям.

Таким образом, организационно-финансовое обеспечение выстраивания цепочки «образование - наука - производство -коммерциализация инноваций» позволяет акцентировать существующие инструменты финансирования на университеты, превращая их в источник компетентных в коммерциализации инноваций специалистов. Использование инновационных лифтов и объединение молодых технократов в специализированную организацию, построенную по принципу технологической платформы, позволяет создать центр кластерного развития.

2. Локализация «центров компетенций», создание территорий с особым статусом резидентов предусмотрено Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года. Понятие «центр компетенций» заимствовано из корпоративного управления и означает наличие у фирмы полного набора компетенций, необходимых для качественного внедрения наукоемкого продукта.[9] Применительно к промышленно-территориальному кластеру «центр компетенций» представляет собой сконцентрированные вокруг университетского и исследовательского ядра высокотехнологичные промышленные предприятия и специализированные организации, обладающие набором компетенций в ориентированной на клиентов коммерциализации наукоемких продуктов. Проектное финансирование, применяемое для создания «центров компетенций», преследует цель - обеспечить формирование новой бизнес-модели, предполагающей первоочередное развитие маркетинга с ориентацией на платежеспособного клиента.

Локализация компетенций может осуществляться в разных формах.

Технопарк - промышленная площадка, концентрирующая предприятия высоких технологий вокруг университетского и исследовательского центров с жесткими требованиями к инновационному характеру деятельности резидентов, поддержкой развития малых инновационных предприятий и содействием трансферу технологий. Наиболее заметным примером выступает нефтехимический кластер высокой степени передела полимерной продукции «Хим-град» (рис. 2) [8].

СП 00

о <

о ж

г

(D "О н □

ф -п ¥ о

ш 5 ■о о

* 3 £■&

S S

2 х

ТЗ I

ш О Ь s w -о

Ш ш

3 i

s i

н « Ш J=

i «в

'—' I

н ■о

ш ж о г

э

<т>

—I

(D

ГК«Внешэкономбанк»,ГК «Роснано» идр.финансовые институты развития

Гранты резидентам;

софинансирование

проектов.

ОАО «УК «Идея Капитал»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Передача в аренду или продажа в собственность участков от 0,5 до .1.0.га с подведенными инженерными сетями; производственные и складские помещения площадью от 100 до 10 ООО kbj¿[;

офисные помещения от 20 до 1000 кв.м; бесплатное подключение к тепло-, водо- и электросетям; оформления необходимых технических условий и разрешений по принципу «одного окна»; подготовка кадров; поиск и внедрение новых технологий продвижение готовой продукции.

кластерные услуги

Правительство Республики Татарстан

Ключевые поставщики:

«Казаньо ргсинтез», «Химический завод им. Л.Я.Карпова», «Казанский завод синтетического

каучука»,

ВУЗы Казани:

НИОКР совместные образовательные программы

поток инновационнои продукции

Резиденты

250 малых предприятий,

6,8% заняты инновационной деятельностью

Инжиниринг

химической продукции - ООО «Фосфорос» (якорный резидент)

Сертификация по стандартам серии 9000

химической и нефтехимической продукции -ОАО «Центр «Россертифико»

Инновационная продукция:

более 100 разработанных продуктов, более 60 патентов и товарныхзнаков, свыше 20 ноу-хау

Нанотехнология

гибкой полимерной упаковки - ЗАО «Дана ф леке»

Налоговые льготы:

налоговая ставка по налогу на прибыль снижена до 16 %;

освобождение от уплаты транспортного налога;

налоговая ставка по налогу на имущество снижена с 2,2% до 0,1%; снижен коэффициент расчета арендной платы на землю до 0,1 %. I

преференции

Крупнейшие потребители:

«НК «Роснефть», «Лукойл», «Газпром», ТНК-ВР, «Татнефть», «Башнефть», «Газпром нефть», «Эссен Продакшн АГ», «Нестле

Россия», «АККОНД», «Нижнекамскшина», «Кировский шинный завод», «Омскшина», «Саранский з-д «Резинотехника»,

ЗАО «Кварт» г. Казань, ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Новолипецкий металлургический комВинат»

Экспорт в СНГ:

10% производимой продукции

поток кластерного инновационного дохода

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа - определяемая Правительством часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности в сфере высоких технологий. В настоящий момент существует пять особых экономических зон технологического типа. Постановлениями Правительства РФ от 21.12.2005 г. утверждены четыре технико-внедренческие экономические зоны: «Дубна», «Зеленоград», «Санкт-Петербург» и «Томск». В 2012 г. на территории строящегося города Иннополис создана особая экономическая зона «Иннополис» (Татарстан). Основная специализация ОЭЗ - информационные технологии.

ОЭЗ технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ, или СЭЗ - свободная экономическая зона) дополняют эффекты промышленных площадок, узлов и районов особыми институциональными условиями функционирования (налоговыми, таможенными, административными и иными), обеспечивающими существенное снижение издержек деятельности резидентов (рис. 3).

Для фирм, работающих в сфере высоких технологий, прежде всего в 1Т-индустрии и фармацевтике, создание СЭЗ ТВТ означает существенное снижение как издержек производства, так и - в большей степени - трансак-

ционных издержек. Одно только снижение налоговой нагрузки служит существенным источником дополнительного дохода.

Получая в технико-внедренческой СЭЗ инновационно-высокую прибыль [2], частный бизнес вместе с тем не слишком заинтересован в развитии кластера. Все, что он хотел, он уже получил - инфраструктуру, преференции и налоговые льготы, таможенные льготы, подпитку кадрами и научными продуктами.

С точки зрения других потенциальных стейк-холдеров, заинтересованность в создании СЭЗ ТВТ не столь очевидна. Зона «вырезает» участок из региональной экономической среды, лишая субъект РФ точек экономического роста. Очевидная реакция региональных властей - инициирование создания особых экономических зон регионального уровня.

Технополис - это промышленный узел, состоящий из университетов, исследовательских центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, промышленных и иных предприятий, которые осуществляют деятельность, опираясь на результаты научных и технологических исследований. Технополисы имеют среду обитания, целенаправленно сформированную под ученых, специалистов, высококвалифицированную рабочую силу.

Рисунок 3. Льготы и преференции резидентам ОЭЗ

3. Создание системы трансфера технологий и промышленной субконтрактации имеет значимость для финансового механизма формирования и функционирования промышленно-территориального кластера с двух точек зрения:

1) привлечения иностранных и отечественных институциональных инвесторов по схеме «инвестиции ради технологий»,

2) кооперации участников кластера в промышленном аутсорсинге, субконтрактации.

В практическом плане важен опыт трансфера технологий субъектов Федерации в разных формах.

1. Трансфер технологий и инновационное развитие промышленности через создание ассоциаций предприятий предложено Р.С. Дугар-Жабон.[6] Автор считает такую форму интеграции предпочтительней и эффективней по сравнению с интеграцией на имущественной основе. На примере создания ассоциации химических предприятий Иркутской области она показывает, что в перспективе к 2016 - 2026 годам только за счет кластерной интеграции может быть получен эффект в размере 78-126 млн руб.

2. Трансфер технологий через промышленный субконтрактинг является источником сверхприбыли за счет экономии на издержках инноваций. Одно время работа по технологической модернизации на этой основе активно осуществлялась Минпромом. В 2008 году было объявлено о создании в Петербурге инновационного технологического кластера машиностроения и металлообработки. В него вошли 15 предприятий, которые намеревались через систему субконтрактации существенно сэкономить средства на поддержание и развитие технологической базы (до 1 млн евро.). В 2010 г. на базе кластера машиностроения и металлообработки был реализован проект Российской технологической платформы развития инновационных технологий в машиностроении. Цель проекта осталась прежней - эффективное использование ресурсов, формирование центров технологических компетенций и системное развитие субконтрактинга.

3. Трансфер технологий в системе «ступица и спицы» позволяет малым и средним предприятиям перенять технологии от крупного участника. По такому принципу выстроен, например, известный Нижнекамский кластер в Татарстане, где вокруг якорного ОАО «Нижнекамск-нефтехим» функционируют малые и средние предприятия по переработке его продукции и по оказанию ему услуг.

В итоге финансирование кооперативных проектов, направленных на усиление специализации, промышленную субконтрактацию, технологическую модернизацию, позволяет бизнесу извлечь инновационно-высокую прибыль благодаря ценовому лидерству на узких сегментах рынка.

4. Поддержка и привлечение в кластер смежных и обслуживающих отраслей, бизнес-аутсорсинг позволяет повысить конкурентоспособность профильных фирм промышленного кластера через повышение качества ведения бизнеса. Среди смежных и обслуживающих отраслей велика роль консалтинговых компаний, способных взять на себя на условиях бизнес-аутсорсинга технологии: 1Т-технологии, в том числе облачные, энергосберегающие, маркетинговые, логистическо-распределительные, управленческие (в т.ч. по управлению качеством), финансовые, кадровые и другие.

Для отдельной фирмы приобретение технологий бизнес-процессов дорого, а для малого и среднего бизнеса практически недоступно. Поэтому в рамках кластера возможны три пути финансового решения проблемы:

- финансирование создания в рамках кластера Сервисного центра, оказывающего участникам кластера услуги по принципу центра коллективного доступа;

- финансирование создания специализированных организаций, например, Маркетингового центра, Центра облачных технологий и т.д.;

- финансовое обеспечение кооперативных проектов по совместному внедрению участниками кластера тех или иных обеспечивающих основное производство технологий.

5. Формирование компетентностных взаимодействий, «достраивание» цепочек добавленной стоимости. Нередко локализованные производства не могут реализовать свой потенциал, даже обладая передовыми производственными и поддерживающими технологиями по причине отсутствия недостающих элементов в цепях добавленной стоимости. Понимание этого существует и, например, концепция кластерного развития Ярославской области целевым образом предполагает «достраивание» цепочек добавленной стоимости [1].

Чаще всего этим элементом являются фирмы, выходящие с конечным продуктом на платежеспособного потребителя, который является первичным источником сверхприбыли. Это противоположность толлинга, уводящего потенциальный инновационный эффект кластера за его пределы.

Вот почему небольшие средства, инвестированные в «достраивание» цепочек добавленной стоимости, существенно увеличивают эффективность технологической модернизации, всех иных проектов инновационного развития участников кластера.

Финансовое обеспечение достраивания цепочек добавленной стоимости, инвестиции в ключевые, с точки зрения конкурентоспособности элементы кластера, цель которых - компетентностью взаимодействия, могут принести участникам эффект, например:

- коммерциализация инноваций, выведение новой продукции на рынок;

- овладение технологиями, которые иным образом нам никто не продаст, через создание совместных предприятий с иностранными партнерами, включение в международные цепи создания стоимости;

- рост оборота и выручки от реализации продукции промышленных предприятий - участников кластера через развертывание высокотехнологичной распределительной логистики;

- увеличение экспортной выручки участников;

- продвижение бренда кластера на мировые рынки, в том числе через целевые интернет-проекты и т.д.

Все они являются источником высокой рентабельности объединенных в кластер высокотехнологичных предприятий, что и отражает получение инновационно-высокой прибыли.

Литература

1. Белоконская Е.Г. «Дорожная карта» финансового обеспечения формирования текстильного кластера / Е.Г. Белоконская // Известия высших учебных заведений. Научно-практический журнал «Экономика, финансы и управление производством». - 2012. -№1. - С. 3-11.

2. Белоконская Е.Г. Инструменты стимулирования научно-инновационной деятельности в региональных кластерах // Современные экономические исследования: управление, финансы, математические методы / Под ред. проф. В.А. Зайцева. ГОУ ВПО Иван. гос. хим.-технол. ун-т. Иваново, 2010. С. 337-348.

3. Болгова Е.В. Система образования - территориальный институт в кластерной организации экономического пространства //Экономические науки. 2010. №6. С. 265269.

4. Госпрограмма РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» Утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 // Портал госпрограмм РФ. URL: http://programs.gov.ru/Portal/programs/ passport/15

5. Госпрограмма РФ Развитие науки и технологий. Утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301 // Портал госпрограмм РФ. URL: http://programs.gov.ru /Portal/programs/passport/14

6. Дугар-Жабон Р.С. Промышленный кластер как фактор устойчивого развития региона. Автореф. дисс. на соискан. учен. степени кандидата экон. наук. Иркутск: Байкальский гос.университет экономики и права, 2009.

7. Ерлыгина Е.Г., Лонский Т.В. Роль университетских комплексов в региональной инновационной системе //Российское предпринимательство. 2011. №5. Вып. 1 (183). С. 3539.

8. Инвестиционный портал республики Татарстан / Инвестиционный площадки/ Химград // URL: http://invest.tatar.ru/investarea/ investment_area.php?ID=106

9. Коротков Д. Организация корпоративных центров компетенции // Intelligent Enterprise. 2005. № 14 (125) // http://www.iemag.ru/ analitics/detail.php?ID=16057

10. Минэкономразвития России формирует современную экономику инновационного типа // URL: economy.gov.ru/wps/wcm/connect/... /MEDRF_booklet_speads.pdf

11. Постановления Правительства РФ "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства"; "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования"; "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования" (от 9.04.2010 №№ 218, 219, 220).

12. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г., №2227-р. URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/innovations/doc20120210_04

13. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года // Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 №1). URL: http://docs.subschet.ru/act/F58973DB3C8619F 5C325788C000730BE-1.html

14. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.