Научная статья на тему 'Содержание и финансовое обеспечение кластерных проектов'

Содержание и финансовое обеспечение кластерных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КЛАСТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕХАНИЗМ КООРДИНАЦИИ / УЧАСТНИКИ-СТЕЙКХОЛДЕРЫ / INDUSTRIAL-TERRITORIAL CLUSTER / PROJECT MANAGEMENT / CLUSTER INTERACTION / COORDINATION MEXANISM / STAKEHOLDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоконская Елена Геннадьевна

В статье рассмотрены вопросы проектного характера формирования и развития промышленнотерриториального кластера. По мнению автора, содержание кластерных проектов составляют услуги участникам по формированию кластерных взаимодействий, оказываемые путем инвестиционнофинансового обеспечения и реализации проектов. Предложена матричная структура управления и финансирования кластерных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAINTENANCE AND FINANCIAL SUPPORT OF CLUSTER PROJECTS

In this article the questions of project character of formation and development of the industrial-territorial cluster are discussed. The author insists that cluster projects are maintained by services for their participants regarding formation of the cluster interactions, rendered by investment and financial maintenance, as well as projects completion. The matrix structure of management and financing of the cluster projects is proposed.

Текст научной работы на тему «Содержание и финансовое обеспечение кластерных проектов»

Неотъемлемым свойством любого кластера является системность, обусловленная наличием разнообразных связей между корпоративными структурами, инвестиционными, посредническими, научными, учебными, общественными организациями. Многообразие связей между структурными элементами определяет специфику кластера как мезоэкономической структуры, сочетающей координацию рынка и иерархии.

Рыночная координация - это взаимодействие автономно действующих фирм. Причем децентрализованный характер взаимодействия обеспечивает конкурентоспособность участников. Это обусловлено не только накоплением их критической массы в совместном использовании ресурсов и совместной работе на рынках сбыта, но и особым характером конкуренции.

Внутрикластерная конкуренция, во-первых, создает особую питательную среду, которая заставляет фирму держаться в тонусе, поскольку между участниками кластера сохраняются конкурентные отношения. Во-вторых, содержание конкурентных отношений заключается не столько в соревновательности, сколько в сотрудничестве в приобретении компетентности. Вместе с передачей компетенций в ходе конкурентного состязания фирмы создают децентрализованные каналы перераспределения общего финансового результата деятельности кластера. Этому способствуют «дух предпринимательства», бенчмаркинг, использование лучших практик.[3]

Иерархическая координация формализует финансовые отношения межфирменной кооперации, создает их структуру и инфраструктуру, кредитно-сервисные, лизинговые, страховые центры, централизованные фонды финансирования, систему управления, нормативно-правовую базу финансово-хозяйственной деятельности.

Одним словом, в кластере элементы рынка сочетаются с иерархической координацией действий, при этом координационно-кооперационные связи выходят на первый план.

Результатом межфирменной кооперации является синергический эффект, выражающийся в получении собственниками и менеджерами предприятий дохода, носящего рентный характер.

Таким образом, источником кластерной ренты служит координация деятельности участников, в том числе в процессе реализации совместных проектов. Отсюда следует, что механизм управления и финансового обеспечения услуг, предоставляемых членам кластера, носит проектный характер.

Формирование и развитие промышленно-территориального кластера посредством реализации проектов предполагается и законодательством Российской Федерации. Государственное бюджетное и внебюджетное финансирование может быть осуществлено только под конкретные проекты. Это означает наличие организации, управляющей проектом и консолидирующей финансовые ресурсы из всех - государственных и негосударственных - источников в специальных фондах.

За рубежом существуют разнообразные агентства, фонды, грантообразующие институты, выполняющие роль таких организаций - такие как Национальное агентство планирования DATAR (Франция), Информационная система поиска и классификации кластеров CASSIS (Люксембург), Национальный совет по конкурентоспособности (США), программа кооперации LINK (Великобритания) и т.д. Они не только формируют кластерные стратегии, но и координируют проекты реализации кластерных инициатив.

В России на федеральном уровне координатором проектов выступает межведомственная рабочая группа по реализации кластерной политики, состоящая из представителей федеральных министерств и субъектов РФ под руководством заместителя министра экономического развития РФ.

Любой проект предполагает заказчика, исполнителя, источники финансирования, потребителей товаров или услуг, полученных в результате реализации проекта. По целям проект может быть некоммерческим либо коммерческим (инвестиционным). Соответственно, с финансовой точки зрения, предполагает использование механизма фандрайзинга либо инвестиционного механизма.

Круг участников кластерных проектов достаточно широк, причем каждая заинтересованная сторона рассматривает кластер как инструмент достижения собственных целей:

- федеральные органы власти, обладающие бюджетными и внебюджетными финансовыми ресурсами и заинтересованные в развитии инфраструктуры;

- органы власти субъектов Федерации, заинтересованные в развитии кластера, который мультиплицирует эффект государственных расходов на реализации стратегии развития региона;

- корпоративный бизнес, заинтересованный в повышении конкурентоспособности, в том числе вследствие развития инфраструктуры, благоприятной деловой и инвестиционной среды;

- стратегический инвестор, отечественный либо иностранный, заинтересованный в использовании специальных ресурсов региона;

- муниципалитеты, заинтересованные в создании экономической базы для реализации стратегии повышения качества жизни населения;

- университеты и исследовательские центры, заинтересованные в коммерциализации результатов деятельности;

- малый и средний бизнес, заинтересованный в самосохранении и развитии;

- финансовые организации, заинтересованные в снижении рисков, расширении рынка оказываемых услуг, ускорении оборота капитала;

- иные участники промышленно-территориального кластера.

Для координации деятельности блок управления кластером должен включать представителей всех ключевых участников (stakeholders), заинтересованных в финансовых и иных результатах - от департаментов правительства субъекта РФ, вертикально интегрированных компаний, муниципалитетов, научных и образовательных центров, ассоциаций участников цепей добавленной стоимости, кредитно-финансовых и торговых организаций, некоммерческих организаций, стратегических инвесторов, федеральных органов власти и органов власти иных субъектов Федерации, вовлеченных в развитие данного кластера и т.д.

Проектная форма управления и финансирования предполагает лидерство. В зависимости от акцентов в сочетании кластерной политики и кластерной инициативы (развитие «сверху» и «снизу») актуальными становятся технология фасилитации и лидеры-фасилитаторы, готовые не только оформить саму идею создания кластера, но и осуществить ее на практике. Понятие «фасилитация» происходит от английского «facilitate» - облегчать, помогать, и с точки зрения управления может рассматриваться как технология групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей, решение вопросов повышенной сложности и важности. Фасилитаторы могут иметь разную форму коммерческих и некоммерческих организаций и использовать различные формы финансовой деятельности - от инвестиционного проектирования до фандрайзинга.

Возможно, именно отсутствие фасилитации не позволяет объединить кластерную политику с кластерной инициативой, а, следовательно, привлечь к сотрудничеству региональные и местные администрации, малый, средний и корпоративный бизнес, финансовые и торговые организации, научно-экспертное сообщество, различные ассоциации, фонды и другие некоммерческие организации.

Выявив основных интересантов, необходимо определить содержание кластерных проектов.

Содержание кластерных проектов заключается в предоставлении блоком управления участникам промышленно-территориального кластера координирующих услуг. Управляющий блок в финансовом механизме развития ТПК выполняет функции сервисного центра, оказывающего путем инвестиционно-финансового обеспечения и реализации проектов услуги участникам по формированию кластерных взаимодействий. Внутри себя он содержит и государственные и муниципальные органы власти, реализующих кластерную политику, например, правительство субъекта РФ, и ключевых участников-стейкхолдеров, выступающих с кластерной инициативой, и управляющую организацию как лидера-фасилитатора, институт сотрудничества участников кластера (рис. 1).

Рис. 1. Сервисный центр в финансовом механизме ПТК

Суть заключается в формировании и развитии конкурентно-кооперативных сил взаимодействия участников кластера в соответствии с выведенной нами функцией кластерной ренты.

Координирующие услуги, мотивирующие участников к генерированию кластерной ренты, и основные источники их госфинансирования:

- инфраструктурные услуги: организация единого территориального инфраструктурного комплекса (Минэкономразвития - общая координация кластерной политики; Инвестфонд РФ -инфраструктурные проекты; Минрегион);

- инвестиционные услуги: обеспечение инвестиционной привлекательности кластера,

создание региональных финансовых институтов развития (Внешэкономбанк, региональные институты развития);

- услуги по интеграции промышленного капитала с финансовым и коммерческим: формирование региональных интегрированных корпоративных структур;

- организационно-инновационные услуги: создание площадки для кластерных коммуникаций, интеграция «образование - наука - производство» (Минобр - гранты малым исследовательским

предприятиям при вузах, Роснано, Росатом, другие госкорпорации, Венчурный фонд - поддержка инновационного бизнеса);

- услуги по локализации: территории с особым статусом резидентов, СЭЗ, развитие инновационной среды технополиса, условия для трансфера социального капитала, управление брендом, (финансирование в том числе в рамках Государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»);

- услуги по технологической модернизации, трансферу технологий (Минпром -промышленный аутсорсинг);

- услуги по стимулированию конкуренции, созданию конкурентной среды: поддержка предпринимательства, условия по совместному использованию ресурсов и рынков малыми и средними предприятиями;

- обеспечивающие услуги: привлечение в кластер смежных и обслуживающих отраслей, бизнес-аутсорсинг;

- компетентностно-организующие услуги: «достраивание» цепочек добавленной стоимости, превращение в центры конкурентоспособности, создающие кластерную ренту.

Делая акцент на государственном характере источников финансирования, мы исходим из реалий сегодняшнего дня. А они таковы, что кластерная инициатива не развивается. Пока бизнес не почувствовал, что у него есть прямой интерес вкладывать свои деньги в кластерные проекты (с целью повысить конкурентоспособность проектов за счет кооперации - а это и есть механизм координации), он этого делать не будет. С другой стороны, есть федеральные и региональные источники и их необходимо использовать в направлении кластерного развития (т.е. реализовать кластерную политику). Поэтому отказываться от возможного синергического эффекта -нецелесообразно.

Одним из принципов формирования финансового механизма, определяющего структуру кластерного развития, является принцип сочетания отраслевых и территориальных каналов производства и распределения кластерной ренты. Функционирование отраслевого блока финансового механизма обеспечивает производство кластерной ренты в цепях добавленной стоимости посредством реализации совместных кооперативных проектов (рис. 2). В

территориальном блоке создаются условия для производства кластерной ренты. Территориальный блок - это инфраструктура, которая действует для всех участников хозяйственной деятельности на данной территории (рис. 3). Кластер должен сочетать и то, и другие. Отрасли должны получить, например, общую инфраструктуру и сообща использовать преимущества этой инфраструктуры. С другой стороны, если есть только инфраструктура, кластера никакого не существует, поскольку нет взаимосвязи между отраслевыми предприятиями, не построены цепочки добавленной стоимости, нет взаимосвязи между этими цепочками, нет конкуренции и координации между этими предприятиями. Отраслевые и территориальные каналы - это каналы, по которым проходит формирование кластерной ренты (в отраслях, в ЦДС) с участием территориальной инфраструктуры.

Отраслевой блок

(цепи добавленной стоимости и поддерживающие отрасли)

О

о\

О)

X

“О

Ш

х

о

го

сг

е

го

ф

о

о

“О

х=

ф

о

х=

ф

ш

“О

=1

ш

СГ)

о

9

о

о

о

е

“О

ш

е

“О

ш

2

е

“О

ш

Рис. 2. Отраслевой блок финансового механизма ПТК

Обозначенные выше проектные услуги можно классифицировать по соотношению а) каналов предоставления - отраслевым/территориальным и б) методам и инструментам обеспечения кластерных взаимодействий - иерархическим/рыночным (рис. 4).

каналы взаимодействия отраслевые интеграция промышленного капитала с торговым и банковским ЧЛ-У «инвестиции ради технологий», промышленный аутсорсинг ГГ) ЧЛ-У компетентност ные взаимодействия, «достраивание» ЦДС

«инвестиции ради инвестиций», финансовые институты развития в субъектах РФ (л) ЧЛ-х организация территории с особым статусом резидентов (технополисы, наукограды, СЭЗ и т.д.) (ГГ) ЧЛ-Лривлечение смежных и обслуживающих отраслей,бизнес-аутсорсинг

территори- альные О организация единого территориального инфраструктурного комплекса (Т) организация инновационного цикла «образование - наука -производство -коммерциализация инноваций» © поощрение конкурентных взаимодействий (малых и средних предприятий)

иерархические рыночные

методы, инструменты взаимодействия

Рис. 4. Услуги, предоставляемые членам ПТК

Оказываемые услуги акцентированы на создании инфраструктуры (в том числе специально обученного персонала, приспособленного к потребностям кластера данной отраслевой ориентации и т.д.); на поддержке, нацеленной на расширение рынка компаний; на стимулировании конкуренции в отличие от создания барьеров для конкурентов.[2]

Мы предлагаем матричную структуру управления и финансирования кластерных проектов (рис. 5). В ней сочетаются рыночная самостоятельность участников и их организационно-кластерная взаимозависимость, взаимодействие территориального, отраслевого и управленческого блоков модели финансового механизма ПТК.

Представленная в ней совокупность институциональных участников, объединенных рыночной и иерархической координацией, образует и использует необходимые для реализации проектов денежные фонды. Тем самым реализуется функциональная роль финансового механизма ПТК.

Таким образом, матричная структура управления и финансирования обеспечивает развитие и функционирование (или формирование и развитие кластера) кластера как череду проектов, обеспечивающих координацию участников и, как результат, производство и распределение кластерной ренты.

Управляющий блок

(управление и финансирование программ и проектов)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительство Управляющая Stakeholders

субъекта РФ —► организация ^—

Территориальный блок

(инфраструктура)

а

0)

X

О

=1

О

о

т

X

ш

я

Cl)

X

CD

TJ

л

CD

О

ш

я

лж

ое

_Е £ а

S Q) ) Я

О

о

J=

S

ш

л

сг

X

ш

я

ш

д

о

о

го

ш

Я

о

СП

о

ш

со

о

го

ш

т

CD

л

сг

X

ш

Я

о

Т)

СП

ш

X

Отраслевой блок

(цепи добавленной стоимости и поддерживающие отрасли)

“О

ш

х

о

го

сг

е

го

CD

о

о

=1

т

о

го

о

н т

т °

ррг

о

го

сг

л

о

J=

CD

X

л

CD

о

Q)

к

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

=1

ш

о

го

сг

е

о

9

о

о

о

е

о

ш

е

о

ш

2

Проект А

Проект Б

Проект В

Рис. 5. Матричная структура финансового обеспечения координационных услуг, предоставляемых членам ПТК

Фирма п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.