Научная статья на тему 'Промышленно-территориальный кластер ивановского региона: проблемы становления'

Промышленно-территориальный кластер ивановского региона: проблемы становления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ТЕКСТИЛЬНОГО КЛАСТЕРА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ / INDUSTRIAL-TERRITORIAL CLUSTER / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / PROJECT MANAGEMENT OF FORMATION AND FUNCTIONING OF THE TEXTILE CLUSTER / REGIONAL DEVELOPMENT INSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоконская Елена Геннадьевна

Статья посвящена основным проблемам формирования промышленно-территориального кластера в Ивановской области. Проведен анализ инвестиционной привлекательности ивановского текстильного комплекса. Предложено создание регионального института развития – ОАО «Ивановский текстиль» с целью организационно-финансового оформления проектного управления формированием и функционированием текстильного кластера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IVANOVO REGION INDUSTRIAL-TERRITORIAL CLUSTER: FORMATION PROBLEMS

The article is devoted to the industrial-territorial cluster formation basic problems in the Ivanovo region. Ivanovo textile complex investment attractiveness analysis is conducted. The regional development institution formation – corporation "Ivanovo textile" for the purpose of organizational-financial project management design formation and textile cluster functioning is offered.

Текст научной работы на тему «Промышленно-территориальный кластер ивановского региона: проблемы становления»

г. №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (ред. от 10.08.2012) // Доступ к справочно-правовой системе «Консультант Плюс».

3. Бордовой К.В. Развитие региональной бан-

ковской системы России: Дис. ... канд. экон. наук. - М., 2007. - С. 168.

4. Рыкова И.Н. Ремизов Д.С. Синдицированное кредитование и перспективы его развития // Финансы и кредит. - 2010. - №4 (388). - С. 11-21.

УДК 334: 336

ПРОМЫШЛЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ИВАНОВСКОГО РЕГИОНА:

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ

Белоконская Елена Геннадьевна ([email protected]) ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет» Статья посвящена основным проблемам формирования промышленно-территориального кластера в Ивановской области. Проведен анализ инвестиционной привлекательности ивановского текстильного комплекса. Предложено создание регионального института развития - ОАО «Ивановский текстиль» с целью организационно-финансового оформления проектного управления формированием и функционированием текстильного кластера.

Ключевые слова: промышленно-территориальный кластер, инвестиционная привлекательность, проектное управление формированием и функционированием текстильного кластера, региональный институт развития.

Текстильный комплекс Ивановской области формировался более двухсот лет, начиная с массового создания хлопчатобумажных, льняных, суконных и шелковых мануфактур «капи-талистыми крестьянами» во второй половине XVIII века с последующим возникновением промышленных сел, в том числе Иваново и Вознесенское, из которых вырос нынешний областной центр. Развитие текстильных мануфактур, а затем текстильных фабрик привело к возникновению Центрального промышленного района России. В 60-70-е годы ивановский текстильный район определялся как первичный территориально-производственный комплекс.

В силу исторически сложившейся локализации текстильного производства вокруг города Иваново возникали кластерные инициативы. Однако отметим, что в РФ кластерное развитие характеризуется преобладанием кластерной политики над кластерной инициативой. Отсюда следует проектный характер развития промышленно-территориального кластера. В отношении ивановского региона это означает реализацию ряда проектов, результом которых станет формирование и функционирование регионального текстильного кластера.

Становление проектного финансирования программ и проетков текстильного кластера мы предлагаем начинать с проекта «Обеспечение инвестиционной привлекатлеьности

кластера», что позволит привлечь в текстильный комплекс ивановского региона инвестиции, в том числе иностранные, дающие возможность обеспечить импульс его догоняющему развитию (ликвидировать разрыв между уровнем экономического и социального развития Ивановской области и наиболее развитых регио-16

нов-лидеров ЦФО (г. Москва, Московская, Ярославская, Липецкая области).

Основным результатом реализации данного проекта должно стать организационно-финансовое оформление проектного управления формированием и функционированием текстильного кластера. В свою очередь, становление системы проектного финансирования программ и проектов текстильного кластера позволит обеспечить привлекательность всего воспроизводственного комплекса региона и собственно текстильного кластера, поскольку финансовый механизм проектного управления формированием и функционированием текстильного кластера создает новое качество конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности всей экономики региона.

Инвестиционная привлекательность (инвестиционные риски и инвестиционный потенциал) текстильного кластера определяется в первую очередь привлекательностью Ивановской области [5]. Остановимся на ее отдельных экспертных оценках.

Аналитическая группа Fitch Ratings в 2012 г. присвоило рейтинги Ивановской области (табл. 1). Правительство области считает, что они объективно отражают как проблемные зоны финансово-экономической сферы региона, так и перспективные направления ее развития. В выборке представлены Ивановская, Тульская и Костромская области, а также Ярославская область, создающая кластер технических тканей, и Волгоградская область, развивающая льняной кластер. В Ивановской, Костромской, Ярославской и Волгоградской областях реализуются федеральные пилотные проекты по возрождению текстильной отрасли.

В качестве отрицательных факторов эксперты Fitch, отметили слабое покрытие долга операционным балансом и небольшой размер местной экономики с показателями благосостояния заметно ниже, чем в среднем в стране. Кроме того, рейтинги принимают во внимание все еще умеренный, хотя и растущий, объем прямого долга, учитывают умеренный риск рефинансирования ввиду повышения качества управления долгом и хороший уровень ликвидности [3].

К положительным факторам отнесены трансферты федерального бюджета, способствующие стабилизации бюджетных показателей; рост местной экономики около 3,5% в 2012 г., что близко к среднему значению в стране; улучшение управления долгом в 2012 г. и использование среднесрочных заимствований вместо краткосрочных однолетних банковских кредитов, как это было в 2011 г. Fitch оценивает потребности Ивановской области в рефинансировании как низкие. Регион уже провел все погашения на 2012 г., а потребности в рефинансировании в 2013 г. составляют около 15% от

Рейтинги субъектов РФ, присвое!

ожидаемого прямого риска за полный год. Пик рефинансирования приходится на 2014 г., когда региону необходимо погасить 3,6 млрд. руб. (114,5 млн. долл.). По заключению экспертов, область аккумулировала существенные денежные средства в размере 2,35 млрд. руб. на 1 января 2012 г. Fitch ожидает, что такие средства будут покрывать до 60% бюджетного дефицита региона в 2012 г., что ограничит какое-либо увеличение прямого риска. В 2013-2014 гг. остатки на счетах бюджета будут более низкими и составят около 800 млн. руб. В целом по оценкам Fitch Ивановская область смотрится не хуже (за исключением Ярославской и Костромской областей) других «текстильных» субъектов РФ.

В соответствии с другим рейтингом, опубликованным рейтинговым консорциумом «Эксперт РА - АК&М», Ивановская область отнесена к группе субъектов РФ с незначительным инвестиционным потенциалом и умеренным риском (табл. 2).

Таблица 1

агентством Fitch Ratings в 2012 г.

«Текстильные» субъекты РФ Долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте Долгосрочный рейтинг по национальной шкале Прогноз по долгосрочным рейтингам Дата рейтинга

Ивановская область ВВ- B A+(rus) Стабильный 11/10/2012

Волгоградская область ВВ- B A+(rus) Стабильный 12/08/2012

Костромская область В+ B A(rus) Позитивный 10/08/2012

Тульская область ВВ- B A+(rus) Стабильный 28/12/2012

Ярославская область ВВ B AA-(rus) Позитивный 15/11/2012

Таблица 2

Инвестиционные рейтинги регионов России консорциума «Эксперт РА — АК&М» в 2012 г. [6]

«Текстильные» субъекты РФ Инвестиционный рейтинг Интерпретация по рейтинговой шкале Дата рейтинга

Ивановская область 3B2 Незначительный потенциал - умеренный риск 13.12.2012

Тульская область 3B1 Пониженный потенциал - умеренный риск 13.12.2012

Владимирская область 3B1 Пониженный потенциал - умеренный риск 13.12.2012

Вологодская область 3B1 Пониженный потенциал - умеренный риск 13.12.2012

Ярославская область 3B1 Пониженный потенциал - умеренный риск 13.12.2012

В целом приведенные сравнительные экспертные оценки позволяют характеризовать инвестиционный потенциал Ивановской области как удовлетворительный.

О том, как инвестиционный потенциал в «текстильном крае» реализуется, свидетельствуют аналитические данные Росстата по инвестициям в основной капитал за 2011 год (табл. 3).

По инвестициям в основной капитал на душу населения Ивановская область выглядит лучше Костромской, но почти вдвое отстает от Ярославской области. Более высокую позицию область занимает по иностранным инвестициям на душу населения. Однако в 2012 г. ситуация вновь ухудшится и иностранные инвестиции сократятся в 3 раза [10, с. 26, 29]. При этом, в отличие от дру-

Объем инвестиций в основной капитал в

гих текстильных регионов более 80% общего объема инвестиций в основной капитал производилось из привлеченных источников, а инвестиционный потенциал предприятий использован значительно хуже. Тот факт, что только 18,9% инвестиций в основной капитал осуществлялось за счет собственных средств предприятий с учетом отраслевой специализации Ивановской области характеризует низкую инвестиционную привлекательность текстильного комплекса региона.

Диаграмма (рис. 1) отражает снижающуюся за последние 5 лет готовность предприятий Ивановской области инвестировать средства в основной капитал. Это связано с низкой рентабельностью текстильных предприятий и другими факторами.

Таблица 3 субъектах РФ [4; 9, с. 24, 27]

«Текстильные» субъекты РФ Инвестиции в основной капитал (использовано в фактич. ценах) Инвестиции в основной капитал на душу населения Иностранные инвестиции на душу населения

Всего, млрд. руб. Доля собственных средств предприятий, % рейтинг тыс. руб. на чел. рейтинг долл. США на чел.

Ивановская область 31,0 18,9 77 29,33 41 251,81

Владимирская область 58,0 39,6 62 40,37 33 361,12

Вологодская область 118,0 29,0 21 98,37 14 921,84

Костромская область 15,2 58,4 79 22,89 59 73,35

Тульская область 72,6 51,1 51 46,90 36 326,12

Ярославская область 69,9 48,7 44 54,99 63 43,02

Рисунок 1. Инвестиции в основной капитал за счет собственных средств в экономике Ивановской области в 2000-2011 гг. (без субъектов малого предпринимательства; в процентах) [7]

Одним из инструментов обеспечения инвестиционной привлекательности региона является создание региональных институтов развития (РИР). Это могут быть финансовые и нефинансовые, коммерческие и некоммерческие институты, привлекающие инвестиционные ресурсы из разных источников, притягивающие стратегических инвесторов, в том числе иностранных. Например, в Курганской области основной мотив создания РИР в рамках развития кластеров конкурентоспособности (по производству автокомпонентов; по производству тяжелой колесной техники) - иметь управляющую организацию в качестве «магнита» привлечения средств из федеральных институтов развития (Инвестиционный фонд, Банк развития, Национальное агентство прямых инвестиций).

Ключевым фактором совместного участия частно-корпоративных, государственных и муниципальных финансов в формировании про-мышленно-территориального кластера является, во-первых, заинтересованность и готовность федерального центра к софинансирова-нию создания текстильного кластера, вхождению в уставный капитал ОАО «Ивановский текстиль» (региональный институт развития и оператор всей программы формирования территориально-промышленного кластера) [1], во-вторых, наличие соответствующих возможностей у областного бюджета.

Бюджетные возможности создания региональных институтов развития, требующих доли правительства субъекта РФ, отражены в оценках Минфина и Росстата за 2012 год (табл. 4).

Таблица 4

Бюджетные возможности реализации региональных программ и проектов «текстильных» субъектов РФ [10, с. 17, 38-44]

«Текстильные» субъекты РФ Объем доходов консолидированного бюджета Объем доходов консолидированного бюджета на одного жителя Доля собственных доходов бюджета в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета Отношение дефицита (-) консолидированного бюджета к объему собственных доходов

рейтинг млрд. руб. рейтинг тыс. руб. на чел. рейтинг % рейтинг %

Ивановская область 63 34,86 74 33,15 62 59,1 49 -7,5

Владимирская область 49 48,17 73 33,76 34 76,9 46 -6,2

Вологодская область 40 54,57 41 45,57 27 80,1 50 -7,6

Костромская область 70 24,78 61 37,52 51 66,9 14 0,2

Тульская область 39 56,50 63 36,72 27 80,1 48 -7,1

Ярославская область 37 59,29 38 46,63 12 85,1 63 -10,4

Поскольку объем бюджета Ивановской области меньше, чем у других текстильных регионов, как ниже бюджетная обеспеченность на одного жителя (соответственно и возможность переориентации бюджета на инвестиционные цели) и доля собственных доходов в объеме бюджета (меньше степень свободы принятия собственных решений), субъект более ограничен в создании региональных институтов развития по сравнению с другими областями.

Осуществляемая Минфином система мониторинга и оценки качества управления региональными финансами является индикатором привлекательности региона для федеральных институтов развития, что выступает обязательным условием проектного софинансирования с их участием.

Министерство финансов, в соответствии с реализуемым им принципом эффективного и

ответственного управления финансами, оценило качество управления бюджетом Ивановской области (наряду с Тульской областью) по результатам 2010-2011 гг. как «надлежащее». Владимирская и Ярославская области отмечены как регионы с высоким качеством организации бюджетного процесса, напротив, Вологодская и Костромская области получили неудовлетворительную оценку за низкое качество управления региональными финансами [8]. В 2012 г. Ивановская и Тульская области сохранили статус «надлежащего качества» управления региональными финансами. Такую же оценку получила Ярославская область (что означает понижение рейтинга), а также Костромская и Вологодская области, соответственно улучшившие качество управления бюджетом.

С точки зрения формирования проектного управления и финансирования с использовани-

ем бюджетных средств, важной является ориентация бюджета Ивановской области на проектный результат. В оценках Минфина качества бюджетного планирования особо обращает на себя внимание доля финансирования целевых программ в бюджете области (табл. 5).

Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на наимень-

Нацеленность бюджета субъектов РФ на р<

шие возможности из шестерки текстильных регионов обеспечивать свои потребности за счет собственных доходов бюджета (табл. 4), Ивановская область достаточно неплохо ориентирована на целевые результаты финансирования, что определенным образом отражает степень готовности к переходу на проектное управление и финансирование.

Таблица 5

¡ацию целевых программ в 2010-2012 гг. [8]

«Текстильные» субъекты РФ Удельный вес расходов бюджета, формируемых в рамках программ (долгосрочных, ведомственных и других региональных целевых программ), в общем объеме расходов бюджета

2010, % 2011, % 2012, %

Ивановская область 34,3 34,8 55,3

Владимирская область 68,0 92,4 77,0

Вологодская область 16,9 16,0 14,4

Костромская область 1,8 5,4 2,8

Тульская область 10,6 5,7 86,8

Ярославская область 65,4 62,3 78,5

Фактическую готовность проектного управления и финансирования развития текстильных кластеров характеризует заявленная в Мин-проме РФ и зафиксированная в Стратегии развития легкой промышленности России до 2020 года схема аккумулирования инвестиционных ресурсов из разных источников (табл. 6).

Очевидно, что проекты Вологодской и Ярославской областей выглядят более дифференцированно по источникам инвестиций по сравнению с Ивановской. Дополнительный финансовый эффект от проектной деятельности регионы получают в виде субсидий из федерального бюджета, предоставляемых предприятиям-участникам пилотных проектов на безвозмездной и безвозвратной основе. Субсидии

Таблица 6

Пилотные инвестиционные проекты по модернизации текстильной промышленности и источники их финансирования [11, с. 60-62]

предоставляются по следующим направлениям: а) на возмещение 50 % тарифов на железнодорожные и автомобильные перевозки по территории РФ; б) на возмещение не более 90 % произведенных расходов за потребленную электроэнергию и природный газ на производственные нужды (без налога на добавленную стоимость); в) на возмещение не более 90 % произведенных затрат на организацию работ по продвижению товаров на рынок (участие в отечественных и зарубежных выставках-ярмарках, расходы на аренду оборудованных выставочных площадей без учета налога на добавленную стоимость) [12].

Проекты Стоимость (млрд. руб.) В т.ч. за счет средств

предприятий и инвесторов заемных областного бюджета и РИР федерального бюджета и ФИР

Ивановская область 6,04 1 5,04

Вологодская область 8,61 2,8 2,01 3,8

Костромская область 0,75 0,12 0,5 0,03 0,1

Ярославская область 7,32 51,4 % 11,6 % 37 %

Волгоградская область 5,0 н/д

По результатам выполненного анализа уровне готовности Ивановского региона к продолжен следовать вывод о незначительном ектному управлению и финансированию. Одна-

ко не все так однозначно, поскольку необходимо учитывать серьезное продвижение правительства области с 2008 года по координации частных, государственных и муниципальных финансов для формирования промышленно-территориального кластера. В частности это касается государственно-частного партнерства, индустриального парка, муниципальных «зеленых площадок» [13].

Выход - через создание региональных институтов развития [1]. Создание управляющей компании ОАО «Ивановский текстиль», как основного ресурсного центра, аккумулирующего источники финансирования и разработчика проектов кластерного развития, требует первоначальных инвестиций. Для этого необходимо принять решение об институте развития для начального этапа координации кластерных инициатив и кластерной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таковым может выступить некоммерческая организация «Проекты текстильного кла-

стера». Некоммерческая - поскольку не предполагает цель получения прибыли, а выполняет техническую, организационно-финансовую работу силами привлеченных команд экспертов по заказу Координационного совета текстильного кластера. Экспертов стоит привлечь в рамках создания в Иваново единой научно-образовательной структуры, планируемой на базе Ивановского политехнического университета, Ивановского химико-технологического университета, Института химии растворов РАН, ФГУП «ИвНИИПИК» ФСБ России с возможным участием Костромского государственного технологического университета.

Основные задачи и источники финансирования НКО «Проекты текстильного кластера» для переходного этапа представлены в таблице 7.

Таблица 7

Задачи и источники финансирования НКО «Проекты текстильного кластера»

Функциональные задачи по формированию проектного управления и финансирования формирования текстильного кластера Источники финансирования Стоимость работ, млн. руб.

Разработка программ формирования кластера, подготовка организационно-финансовых механизмов их реализации бюджет Ивановской области (областной заказ) 45,0*

Подготовительная работа по созданию ОАО «Ивановский текстиль» и других финансовых РИР бюджет Ивановской области (областной заказ) 1005,0**

Разработка и продвижение бренда текстильного кластера (совместно с тПп) средства Торгово-промышленной палаты 3,0

Разработка кооперативных проектов для текстильных холдингов (бизнес-аутсорсинг) средства текстильных холдингов 7,0

Организация подготовки кадров по магистерским программам в областях проектного управления и финансирования развития швейного и текстильного бизнеса и маркетинга в швейном и текстильном бизнесе (совместно с университетами) средства университетов; фанд-райзинг 12,0

Поддержка (в т.ч. грантовая) малых инновационных предприятий центров коммерциализации инноваций (совместно с университетами) средства ВУЗов по госпрограммам поддержки инновационной деятельности 100,0

Согласование программ развития кластера с градостроительной политикой г. Иваново с включением муниципальных финансов в их реализацию муниципальный бюджет города Иваново 5,0

Создание Маркетингового центра швейного и текстильного бизнеса, в том числе для достраивания ЦДС как предпосылки кластерной ренты средства по программам поддержки МСБ 7,0

Проведение исследования «Инвестиционная привлекательность текстильной и швейной промышленности Ивановской области» с целью дальнейшего привлечения инвесторов средства ГУП "Инвестиционное агентство Ивановской области" 3,0

Всего на сумму: 1187,0

* Здесь и далее оценка по аналогам: (45 млн. руб. (50% средства федерального бюджета, 50% - из регионального бюджета) предполагало соглашение между администрацией ИО и МЭРТ от 13 апреля 2007 г. на проведение конкурса по отбору инвестиционных консультантов и их работу по бизнес-планированию создания текстильного кластера на территории области) либо оценочно.

** Включая 1 млрд. руб. - взнос правительства Ио в уставной капитал ОАО «Ивановский текстиль».

Разработка организацией «Проекты текстильного кластера» основных программ формирования текстильного кластера («дорожной карты»), подготовка к созданию ОАО «Ивановский текстиль» является главным обстоятель-

ством, открывающим возможность кооперации финансов бизнеса, государства и муниципалитетов.

Но прежде необходима инвентаризация проектов, уже официально отнесенных или мо-

гущих быть отнесенными к созданию текстильного кластера. Здесь важно определить:

1. Какова уже существующая инвестиционная цена вопроса создания текстильного кластера?

2. Насколько планируемые или реализуемые инвестиционные проекты согласованы друг с другом? Насколько они поддерживают друг друга?

Первое. Суммируя противоречивые сведения из официальных источников и средств массовой информации, общая инвестиционная цена вопроса (за 2010-2019 гг.) составляет порядка 32 млрд. руб., или более 3,6 млрд. руб. в год.

Второе. В Стратегии социально-экономического развития области названы два этапа становления текстильного кластера: 1 этап - 2008-2015; 2 этап - 2015-2020. Оценим заявленные (реализуемые и разрабатываемые) в рамках первого этапа стратегии кластерного развития Ивановской области инвестиционные проекты на предмет их рыночной и иерархической скоординированности. При этом координационно-кооперационные связи участников, в том числе в процессе реализации совместных проектов, являются источником основного финансового результата кластера, с одной стороны, и необходимым условием его формирования, с другой. Мониторинг осуществляемых в рамках кластерного развития текстильно-швейного комплекса проектов на предмет формирования рыночных и иерархических взаимосвязей является одной из основных функций некоммерческой организации «Проекты текстильного кластера» либо другой подобной проектной организации.

В пилотных проектах модернизации текстильного комплекса присутствует иерархическая координация, выражающаяся в государственной поддержке проектов и соответствующем «бюрократическом» взаимодействии текстильных холдингов, правительства ИО и Минпром-торга РФ, под эгидой которого реализуются пилотные проекты. Это чисто административные отношения, не связывающие их (проекты) между собой. Вместе с тем не в полной мере использованы возможности софинансирования, как видно из таблицы 6.

Что существенно важно, выявлен дефицит рыночной составляющей координации проектов, выразившийся в отсутствии какой-либо кооперации холдингов друг с другом (например, возможной промышленной субконтрактации по образцу санкт-петербургских машиностроительных предприятий, совместных программ повышения энергоэффективности и продвижения торговых марок с использованием госсубсидий), а также в неудовлетворительном расчете рисков (растущей конкуренции со стороны Узбекистана и других азиатских хлопко-22

водческих стран в производстве пряжи, тканей и даже швейной продукции) и соответственно отсутствии согласованных действий по их снятию.

В связи с этим может быть предложена организация совместного снабженческо-логистического центра с координированными поставками хлопка по долгосрочным контрактам и созданием коллективных резервов сырья для предприятий текстильных холдингов. Должна быть просчитана также целесообразность кооперированного строительства (приобретения) прядильно-ткацких производств в азиатских республиках, возможно в Казахстане с использованием преимуществ единого таможенного пространства.

Что касается нашей оценки реализации двух проектов - индустриального парка «Родники» и технопарка «Родники», с одной стороны, совокупным результатом мог бы стать локальный высокотехнологичный текстильно-швейный кластер как часть регионального промышленного кластера. С другой стороны, обнаружилось отсутствие важных территориальных (транспортная доступность) и отраслевых (швейная составляющая цепочек добавленной стоимости) институтов, а также рыночных (швейных производств из высокотехнологичных тканей) и иерархических («привязка» к научно-университетскому комплексу г. Иваново) взаимосвязей.

Налицо недоинвестирование проектов, лишающее их возможности обеспечить кластерную эффективность. Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года в редакции 2011 года ставит своей целью достижение к 2020 году объема инвестиций в регионе в размере 40,7 млрд. рублей (в ценах 2008г.) [2]. На наш взгляд, это не слишком амбициозная цель.

Такой вывод подтверждает анализ и трех последующих проектов (комбинат синтетических волокон и переработка попутного газа и нефтехимии), объединенных главной идеей официальной кластерной политики правительства региона - расширение нынешней специализации в производстве хлопчатобумажных тканей и продукции из них до широкого ассортимента тканей, нетканых материалов и других изделий с использованием синтетических волокон. Согласно первому этапу формирования кластера (2008 - 2015 годы), «важнейшим фактором конкурентоспособности текстильно-промышленного кластера является интеграция текстильных предприятий с предприятиями нефтегазового комплекса в целях освоения производства смесовых тканей и нетканых материалов» [2]. Однако при всей очевидной вы-игрышности заявленной стратегии кластерная отдача не является гарантированной. Порядок действий в данном случае должен быть одно-

значным: сначала - маркетинг, рынок, затем производство. Применительно к ситуации организации производства продукции из синтетических волокон сначала необходимо освоить массовое производство тканей и швейных изделий с использованием закупаемых по импорту синтетических волокон (найти гарантированных покупателей, наладить сбыт), т.е. тем самым создать налаженную систему распределения нового ассортимента текстильной продукции, и только затем, с готовым портфелем заказов начинать строительство завода синтетических материалов или делать заказ у Ханты-Мансийска и Татарстана продуктов газохимии и нефтепереработки (принцип «вытягивания», а не «выталкивания»).

Выявленные проблемы отсутствия скоорди-нированности реализуемых проектов, их взаимосвязи между собой и отсутствия какой-либо привязки к создаваемому кластеру - это не вопрос кластерного эффекта, а проблема качества инвестиционных проектов, которая может быть решена передачей проектных работ от чиновников специализированной «рыночной» организации ОАО «Ивановский текстиль» при тесном взаимодействии с Координационным советом текстильного кластера.

Учреждение ресурсного центра - управляющей компании ОАО «Ивановский текстиль» с уставным капиталом с участием правительства Ивановской области, Внешэкономбанка и институциональных инвесторов (включая текстильные холдинги, «брендовые» швейные компании и, возможно, нефтегазовые корпорации Ханты-Мансийского АО и Татарстана и другие) - является завершающим этапом организационно-финансового оформления проектного управления формированием и функционированием текстильного кластера.

Литература

1. Белоконская Е.Г. Особенности финансового обеспечения формирования текстильного кластера / Е.Г. Белоконская // Аудит и финансовый анализ.- 2012. - №4. - С. 306 -311.

2. Закон Ивановской области "О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года" N 22-ОЗ от 11.03.2010.

3. Ивановская область. Рейтинговый отчет: Fitch Ratings. URL: http://www.fitchratings.ru/media/creditreport/fin an-

ces/Ivanovo_Region_report_311011_RUS.pdf

4. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в 2011 году: аналитический материал/ Статбюллетень №3 (184), 2012 г. URL: // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ros

statsite/main/enterprise/investment/nonfinancia I/

5. Инвестиционный климат Ивановской области: информационный портал. URL: http://invest.ivanovo.ru/cIimate/

6. Инвестиционные рейтинги регионов России: Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru/ratings/regions/.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики (Рос-стат). М., 2012. С. 938. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosst at_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalo g/doc_1138623506156

8. Результаты оценки Минфином РФ качества управления региональными финансами в 2010 - 2012 гг. Министерство финансов РФ. Официальный сайт. URL: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/fil es/fvr/0tsenka_kachestva/0tsenka_za_2010_ god/Iskhodnye_dannye_-

_1_napravlenie.pdfhttp://www.minfin.ru/common

/img/uploaded/files/fvr/0tsenka_kachestva/0tsenka

_za_2011_god/Iskhodnye_dannye_-

_1_napravlenie.pdf

http://www.minfin.ru/common/upload/files/fvr/Otsen ka_kachestva/0tsenka_za_2012_god/1.pdf

9. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011 года. Центр экономических исследований «РИА-Аналитика». М.: РИА НОВОСТИ, 2012. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_201 2.pdf

10. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2012 года. Центр экономических исследований «РИА-Аналитика». М.: РИА НОВОСТИ, 2013. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_201 3.pdf

11. Стратегия развития легкой промышленности России до 2020 года. Раздел VIII. Мероприятия, обеспечивающие реализацию стратегии. // Министерство промышленности и торговли РФ. Официальный сайт. URL:

http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategi c/sectoral/3

12. Субсидирование пилотных проектов в лег-проме. Министерство промышленности и торговли РФ. Официальный сайт. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/wood/3 3

13. Уланова А. Светлана Давлетова: «Ивановская область вошла в «третью волну» роста инвестиционной привлекательности» / А. Уланова // Еженедельное правовое обозрение ООО «НПО Консультант». 2013. URL: http://www.ivcons.ru/index.php?p=articles&cat eg=15&type=special&area=1&id=1519

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.