Финансовое обеспечение дошкольного образования, присмотра и ухода в новом законе «Об образовании в Российской Федерации».
Абанкина И.В. доктор экономических наук, профессор
Директор Института развития образования НИУ Высшая школа экономики, Москва, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются государственные гарантии в области дошкольного образования, основные
механизмы финансировании дошкольного образования с учетом разделения на полномочий между субъектами Российской федерации, органами
местного самоуправления и родителями. Представлены принципы
разделения ответственности по финансовым обязательствам в области
дошкольного образования, услуг по присмотру и уходу, родительской плате и ее компенсации в зависимости от числа детей в семье.
Ключевые слова: гарантии в области дошкольного образования, финансирование дошкольного образования, присмотр и уход, компенсация родительской платы
Развитие дошкольного образования направлено на:
• повышение разнообразия форм предоставления дошкольного образования, внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий;
• развитие кадрового потенциала, финансовую поддержку повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда;
• повышение охвата детей программами дошкольного образования за счет развития сети образовательных учреждений, интеграции и кооперации ДОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
• развитие семейных форм;
• доступ к бюджетным ресурсам независимо от формы собственности и типа организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе и индивидуальных предпринимателей;
• развитие механизмов софинансирования капитальных расходов за счет всех уровней бюджетной системы, поиск адекватных форм частно-государственного партнерства в дошкольном образовании;
• поддержку семей за счет компенсации части родительской платы.
В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» эти задачи воплощены в новых принципах финансирования дошкольного образования. Впервые вводится четкое разделение на дошкольное образование и услуги по присмотру и уходу. Согласно пункту 34 статьи 2 Главы 1 закона «присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня». Дошкольное образование признается уровнем общего образования. Согласно пунктам 4 и 5 Статьи 10 Главы 1 закона, в Российской Федерации устанавливаются по 4 уровня в общем и профессиональном образовании:
общего образования: профессионального образования:
1) дошкольное образование; 1) среднее профессиональное образование;
2) начальное общее образование; 2) высшее образование - бакалавриат;
3) основное общее образование; 3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) среднее общее образование. 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации
Таким образом, образование у нас теперь начинается не с начального общего, а с дошкольного образования.
Разделение на дошкольное образование и услуги по присмотру и уходу закрепляется полномочиями субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Так, к основным гарантиям относится общедоступность и бесплатность дошкольного образования, тогда как присмотр и уход осуществляется за счет родительской платы. Пунктом 3 статьи 8, регулирующей полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, относятся:
обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях,
общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях,
обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях
посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии со статьей 8 финансовое обеспечение получения дошкольного и общего образования в частных образовательных организациях относится к полномочиям субъектов РФ. Субсидия на возмещение затрат частных организаций регулируется пунктом 5 статьи 99 Главы 13 закона. В ней говорится, что субсидии по реализации основных общеобразовательных программ, к которым относится и дошкольное образование, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общая схема перехода выглядит следующим образом (рис. 1):
Модернизация подходов к существующей системе текущего финансирования учреждений образования
Нормативное финансирование
Результат - прозрачная конкуренция образовательных учреждений
и организаций
Переход от финансирования учреждений к финансированию услуг, равный доступ к бюджетным ресурсам вне зависимости от формы
собственности
Модели финансирования опираются на разные виды финансовой поддержки, в том числе финансирование государственного (муниципального) задания на основе расчетно-нормативных затрат в форме субсидии, родительская плата, программно-целевое финансирование, грантовое финансирование, спонсорская помощь.
Рис. 1
Нормативные затраты определяются по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС, виду и направленности образовательных программ с учетом формы обучения, типа образовательной организации, категории, сетевых форм организации образовательного процесса, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных
условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), в расчете на одного обучающегося. Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников. Это положения регулируются пунктом 2 статьи 99 Главы 13 закона.
Финансовое обеспечение услуг по присмотру и уходу лишь частично возложено на органы власти, которые несут ответственность в части компенсации родительской платы и освобождения льготных категорий (рис.2). Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В этих целях введено регулирование среднего размера родительской платы. Так, в статье 65 подчеркивается, что «средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях определяется органами государственной власти субъекта РФ».
Дошкольное образование
Присмотр и уход
Рис. 2.
Регулирование размера родительской платы установлено статьей 65, где в частности говорится:
«За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не
установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.
За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в указанных образовательных организациях, родительская плата не взимается».
Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.
Пунктом 5 статьи 65 утверждается, что
«в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям)выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей».
На субъекты Российской Федерации возложена ответственность за возмещение части расходов педагогическим работникам. Так, пунктом 8 статьи 48 установлено, что «педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что новым законом «Об образовании в Российской Федерации» на субъекты РФ возложены ключевые полномочия в области обеспечения прав граждан на образование, в частности на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Сохранены практически все льготы обучающимся. В частности пунктом 3 статьи 64 установлено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Для этого дошкольные и общеобразовательные учреждения имеют право
создавать специальные Центры, которые оказывают такую профессиональную помощь. Только в этом случае принятые нормы принесут результат, будут способствовать повышению качества и разнообразия дошкольных программ, успешному раннему развитию детей.