Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение АПК Казахстана в условиях реализации стратегии индустриально-инновационного развития'

Финансовое обеспечение АПК Казахстана в условиях реализации стратегии индустриально-инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСИРОВАННОЕ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ФОНД / ИНВЕСТИЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кенжеболатова М. Ш.

В статье рассматривается состояние и перспективные направления финансового обеспечения агропромышленного комплекса Казахстана в условиях реализации программы индустриально-инновационного развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение АПК Казахстана в условиях реализации стратегии индустриально-инновационного развития»

8. Doloreux D., Parto S. Regional Innovation Systems: A Critical Review Shu-guang Liu, Cai Chen Regional innovation system: theoretical approach and empirical study of China [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sprin-gerlink.com/content/m375058737n72409/fulltext.pdf?page=1.

9. Fritsch M. Measuring the Quality of Regional Innovation Systems: A Knowledge Production Function Approach // International Regional Science Review. - 2002. - № 25. - C. 86-101.

10. Griffin A. PDMA Research on New Product Development Practices: Updating Trends and Benchmarking Best Practices // Journal of product innovation management. - 1997. - № 14. - C. 429-458.

11. Heunks F.J. Innovation, Creativity and Success // Small Business Economics. - 1998. - № 10. - C. 263-272.

12. Koh Lay Tin Measuring Innovation Performance: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nl.sg/ShowBinary/BEA %20Repository/NL/Ser-vices/ResearchServices/pdfInnovation.

13. Milfelner B., Snoj B. Can innovation resources influence company performance: case of Slovenia // Int. J. Sustainable Economy. - 2008. - Vol. 1, № 1. - C. 60-69.

14. Porter Michael E., Stern S. The New Challenge to America’s Prosperity: Findings from the Innovation Index. - Washington (DC): Council of Competitiveness, 1999.

15. Sternberg R., Arndt O. The Firm or the Region: What Determines the Innovation Behavior of European Firms? // Economic Geography. 2001. Vol. 77. № 4 C. 364-382

16. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2009 [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: www.oecd.org/document/10/ 0,3343, en_2649_33703_39493962_1_1_1_1,00.html.

17. European Innovation scoreboard [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: www.proinno-europe.eu/page/european-innovation-scoreboard-2009.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АПК КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГОРАЗВИТИЯ © Кенжеболатова М.Ш.*

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, Республика Казахстан, г. Астана

В статье рассматривается состояние и перспективные направления финансового обеспечения агропромышленного комплекса Казахстана в

* Заведующий кафедрой Экономической теории и права, доктор экономических наук, профессор.

условиях реализации программы индустриально-инновационного развития страны.

Ключевые слова- форсированное индустриально-инновационное развитие, государственная поддержка, аграрный сектор, сельскохозяйственный фонд, инвестиция.

В последнее время в Казахстане предприняты меры для развития инновационной деятельности. В Республике реализуется Стратегия индустриально-инновационного развития «Казахстан-2015». Принята «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира». Существует также программа частно-государственного партнерства «30 корпоративных лидеров Казахстана, охватывающая различные пректы, в том числе в инфраструктуре. Первым среди стран СНГ Казахстан разработал программу формирования и развития национальной инновационной системы (НИС). В развитых странах именно НИС позволяет связать воедино все элементы инновационного процесса - науку, производство и рынок. В марте 2010 года указом Главы государства утверждена Госпро-грамма по форсированному индустриально-инновационному развитию (ФИИР) на 2010-2014 годы детальная Карта индустриализации страны [1].

ФИИР нашей страны предполагает мощнейший прорыв. В результате внедрения ГП ФИИР уже к 2014 году Казахстан должен добиться роста ВВП на 50 % (в сравнении с 2008-м), повышения производительности труда в промышленности в 1,8 раза, а в сельском хозяйстве - в два раза, в планах доля несырьевого экспорта должна возрасти до 40 %, а число инновационных предприятий дойти до 10 % от количества действующих. При этом энергоемкость ВВП необходимо снизить на 10 % (исходя из уровня 2008 года).

В области АПК и сельхозпереработки к 2015 году планируется довести долю сельскохозяйственной продукции в общем объеме экспорта до 8 %, увеличить ВДС АПК на более чем 16 %, создать дополнительно более 10 тысяч рабочих мест [2].

Аграрный сектор Казахстана формирует 5,7 % валового внутреннего продукта и около 70 % фонда потребления населения и обеспечивает продовольственную безопасность и продовольственную независимость стра-ны. Развитие сельского хозяйства оказывает содействие развитию других отраслей, которые поставляют средства производства и потребляют продукцию сельского хозяйства как сырье, а также предоставляют транспортные, торговые и другие услуги.

Глава нашего государства поставил перед этой отраслью задачу довести долю сельхозпродукции в общем объеме экспорта к 2015 году до восьми процентов. Валовая добавленная стоимость АПК должна увеличиться в самое ближайшее время не менее чем на 16 %, при этом будет создано более десяти тысяч рабочих мест.

В связи с этим финансовый сектор страны должен быстрее осваивать применяемые в международной практике разнообразные рыночные фи-

нансовые инструменты для привлечения сбережений государства, населения, частного сектора, включая средства пенсионных фондов, в развитие этих отраслей экономики.

В 2008 г. объем валовой продукции сельского хозяйства составил 1384,2 млрд. тенге, в том числе доли растениеводства - 761,1 млрд. тенге или 55.0 % и животноводства 623,1 млрд. тенге - 45 %.

Динамичному развитию отрасли способствовала эффективность заказываемой государственной поддержки. По данным Министерства сельского хозяйства РК в 2002 году на эти цели из республиканского бюджета было направлено 27,3 млрд. тенге, в 2007 году - 77,9 млрд. тенге или больше в 2,8 раза, в том числе объем субсидий составил 21,5 млрд. тенге, кредитов - 26,2 млдр. тенге. В 2008 году всего выделено 137,0 млрд.тенге, в том числе субсидий 21.6 млрд.тенге, кредитов - 52,6 млрд.тенге.

Большое влияние на развитие АПК оказывает государственная поддержка, оказываемая из бюджетов всех уровней в форме субсидий. При этом порядок их использования на республиканском уровне определяется в, соответствии с правилами, ежегодно утверждаемыми Правительством, на местном уровне - решениями Акимов областей.

Всего за период с 2002 по 2009 годы агропромышленному комплексу выделено субсидий 108,5 млрд.тенге. Наибольшая часть средств приходится на программы развития сельского хозяйства (выращивание, переработка, повышение качества, продуктивности сельскохозяйственных продуктов) - 91,0 млрд. тенге или 83,9 %; на программы поддержки развития сельского хозяйства (субсидирование ставок вознаграждения по финансовому лизингу и по кредитам и др.) -11,0 млрд. тенге или 10,1 %

В 2008 году в основной капитал Республики Казахстан инвестировано 4210,9 млрд. тенге, что выше уровня 2004 г. почти в 2,5 раза и на 49,1 % больше, чем в 2006 г. На развитие сельского хозяйства за период 2004-2008 гг в среднем было инвестировано всего 1,5 % от общего объема инвестиций.

Как показывает опыт развитых государств, дальнейшая стабилизация в сельском хозяйстве во многом зависит от уровня его финансового обеспечения. Необходимы модернизация и перевооружение производства через развитие институциональной и промышленной инфраструктуры, финансовых, страховых, информационных институтов, а также обеспечение безопасности и качества продукции в соответствии с международными стандартами. Используемые в Казахстане формы и виды вложения инвестиций должны активно дополняться эффективными инструментами финансового механизма.

В условиях мирового финансового кризиса наше государство явилось основным инвестором национальной экономики. И это было вынужденной мерой, поскольку другого пути просто не существовало. Но теперь нужно двигаться дальше. Важно суметь задействовать все имеющиеся в стране внутренние финансовые ресурсы, а также привлечь в страну как

можно больше прямых иностранных инвестиций для решения обозначенных выше ключевых задач по диверсификации и модернизации экономики, сместив акцент с кредитных ресурсов, поскольку они сегодня очень дорогие и предоставляются на короткие сроки.

Важным финансовым инструментом привлечения в страну инвестиций являются фонды прямых инвестиций, которые стали в последние годы создаваться в Казахстане. Прямые инвестиции - это наиболее гибкий вид финансирования развития бизнеса. Фонды прямых инвестиций, в отличие от портфельных инвесторов, вкладывают деньги непосредственно в реальные активы и способствуют улучшению эффективности бизнеса. Сегодня на казахстанском рынке работает более десяти фондов прямых инвестиций. До 2007 года таких существовало не более пяти, и многие из них придерживались смешанной стратегии: они инвестировали не только в частный бизнес, но и в публичные компании, приобретая акции на фондовых рынках. За два года своего существования АО Kazyna Capital Management (КСМ - дочерняя компания АО «ФНБ «Самрук-Казына») созданы семь фондов прямых инвестиций, совокупный размер которых составляет 2,8 млрд. долларов, а минимальный объем обязательств в капитал казахстанских компаний - 780 млн. долларов. В 2009 году созданы еще два инфраструктурных фонда и один глобальный фонд, которые в целом способствуют развитию инфраструктуры рынка прямых инвестиций в Казахстане, которые вместе с банковским сектором будут содействовать развитию экономики страны.

В ближайшее время в Казахстане планируется создание сельскохозяйственного фонда прямых инвестиций, который ориентирован на развитие сельского хозяйства и призван помогать предприятиям МСБ АПК путем приобретения части их акционерного капитала. Не менее интересными направлениями, в которые актуально сегодня инвестировать в Казахстане, являются МСБ, инфраструктура, энергетика, в том числе альтернативная.

Мировой финансовый кризис показал, что внутренние ресурсы являются самым важным и надежным источником для развития национальной экономики. Объем внутренних финансовых ресурсов, не задействованных в экономике, по оценкам экспертов, составляет от 5 до 12 % ВВП. Речь идет здесь о сбережениях населения и предприятий, поскольку многие из них не проводят операций в казахстанских банках

Поэтому задачей первостепенной важности является мобилизация внутренних источников финансирования. И в этом аспекте необходимо смещение акцентов фондирования банков с внешних источников на внутренние, таких как средства пенсионных фондов, страховых организаций, развитие фондового рынка, а также совершенствование механизма распределения средств в экономике.

Необходимо активнее привлекать сбережения населения в инвестиции для развития реального сектора через инструменты фондового рынка. Фон-

довый рынок в данном случае - это потенциально очень привлекательный для населения механизм инвестирования, очень важно при этом предложить для населения надежные финансовые инструменты для инвестирования и получения дохода. То, что в Казахстане ведется активная работа со стороны РФЦА и Министерства финансов по привлечению сбережений населения в акции отечественных компаний и казначейские облигации в такое непростое время, это большой плюс и дает шанс на серьезный рывок при улучшении общей ситуации в будущем. И эту работу важно продолжить, предлагая розничным инвесторам привлекательные финансовые инструменты для оживления казахстанского фондового рынка.

К 2012 году, по предварительной оценке экспертов, товарооборот между Азией и Европой составит около одного триллиона долларов. Для дальнейшего развития экономики страны перед транспортной отраслью поставлена сверхзадача - создать транзитный автодорожный коридор Западная Европа - Западный Китай. Его протяженность по нашей стране составит 3,5 тыс. км. Пять международных финансовых институтов инвестируют в него 3,5 млрд. долларов. Предполагается, что в 2010 году этот проект создаст более 50 тыс. новых рабочих мест в Казахстане.

Другими словами, республике требуется совершить кардинальный прорыв в развитии по целому ряду направлений и перейти из разряда «стран догоняющего развития» в позицию равноправного и сильного партнера в мировом экономическом пространстве. В качестве основного инструмента достижения данной цели предусматривается реализация инициативы «30 корпоративных лидеров», которая направлена на системную концентрацию усилий и ресурсов государства и частного сектора на развитие конкретных производств, взращивание корпоративных лидеров, способных занять свою нишу на региональных и мировых рынках. Это должно способствовать формированию компаний и производств, способных в будущем успешно конкурировать с транснациональными корпорациями на глобальных рынках.

У Казахстана имеется также большой потенциал для развития пищевой индустрии, развития животноводства, кормопроизводства, организации приема и заготовок сельскохозяйственных продуктов и сырья у сельхозто -варопроизводителей, развития всех других отраслей, обеспечивающих потребительский рынок всевозможными товарами, продуктами и услугами.

В связи с этим эти отрасли являются наиболее привлекательными для инвестиционных вложений. В стране есть потенциальные возможности для производства высококачественной биологически и экологически чистой, выращенной в естественных условиях аграрной продукции. Имеются серьезные перспективы по производству высококачественной плодоовощной продукции в южных областях страны, в том числе на экспорт. Например, выращивание и переработка томатов, производство соков и концентратов могут стать основой, которая будет генерировать доходы для развития отрасли. Это огромный и очень выгодный международный рынок, где

Казахстан может занять достойную нишу. Также имеются возможности для выхода на международный рынок вина. У нас очень большие перспективы в животноводстве, особенно в восстановлении и развитии его мясомолочного направления. Есть множество других перспективных проектов, для реализации которых потребуются значительные финансовые ресурсы как государства, так и частного сектора экономики.

На сегодня в сфере переработки сельхозпродукции реализуются 170 проектов стоимостью 150 млрд. тенге. 96 из них завершатся в текущем году. Среди них крупнотоварная молочная ферма в Северо-Казахстанской области, птицефабрика в Акмолинской области, тепличный комплекс в Актюбинской области, откормочная площадка в Западно-Казахстанской области, зерновой терминал в порту Амирабад (Иран).

Несмотря на наличие проблем, сегодняшний Казахстан является, пожалуй, одним из наиболее динамично развивающихся государств в СНГ и самой развитой страной в Центральной Азии, которая сумела без особых потрясений и «революций» преодолеть кризис 90-х годов и выйти на стабильные показатели экономического роста. Всего за годы независимости в экономику Казахстана было привлечено около 90 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. Внешнеторговый оборот увеличился за десять лет в десять раз, а финансирование здравоохранения и образования - в 8,5 раза. За последние десять лет ВВП страны увеличился почти в девять раз. Так, если в 1994 году ВВП на душу населения составлял около 700 долларов, то в 2009 году он превысил 6 000 долларов. Для обеспечения вхождения Казахстана к 2020 году в число стран с высоким уровнем дохода по показателю ВВП на душу населения данный показатель будет доведен до уровня свыше десяти тысяч долларов уже к 2014 году.

В настоящее время необходимо мобилизация сил и средств на осуществление технологического прорыва в экономике, поскольку только такой прорыв может обеспечить в перспективе стабильный и устойчивый экономический рост. Это потребует масштабного обновления всей производственной базы реального сектора экономики республики, так как она на 70-80 % морально и физически устарела. Без решения этой практической задачи нельзя рассчитывать на прогресс общества в XXI веке. Поэтому целесообразно сосредоточить определенную часть финансовых ресурсов государства, включая часть нефтегазовых доходов и накопленных средств пенсионных фондов, на техническое и технологическое оснащение вновь создаваемых производств в отраслях, имеющих приоритетное значение для развития национальной экономики [3].

Список литературы:

1. Нурмаганбетов К.Р. Индустриально-инновационное развитие как ключевой фактор роста национальной экономики // Материалы Междуна-

родной научно-практической конференции «Проблемы развития мировой и Казахстанской экономики в посткризисный период. - Кокшетау, 2010.

2. Стратегический план Министерства сельского хозяйства РК на 20102011 годы.

3. Кучукова Н. Финансовое обеспечение индустриально-инновационного развития Казахстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kaz-pravda.kz.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ РИСКАМИ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ © Климов Д.А.*

Смоленский филиал Московского энергетического института (технического университета), г. Смоленск

Рассмотрены основные тенденции развития авиастроения в России, выявлены проблемы отрасли. Показана необходимость управления рисками комплексных инновационных проектов, и предложен подход к их оцениванию.

Ключевые слова.- авиастроение, риск, комплексные инновационные проекты.

В последние годы в российском авиастроении можно выделить ряд негативных тенденций: технологическое отставание, низкий уровень финансирования НИОКР и модернизации производственных фондов, кадровый голод, отсутствие эффективной системы взаимодействия с участниками разработки, потребителями и заказчиками. Всё это приводит к низкому спросу и конкурентоспособности отечественной продукции. Ежегодно в мире производится 1100-1200 самолетов для гражданской авиации, объем рынка авиатехники оценивается в б0-б5 млрд. долл. При этом 90 % рынка принадлежит четырем ведущим производителям: Boeing (Америка) и Airbus (ЕС), Bombardier (Канада) и Embraer (Бразилия) [1]. Страны СНГ, получившие после распада СССР крупные авиастроительные предприятия, производят в совокупности менее 2 % авиатехники гражданского назначения. Кроме того, реалии состояния российского авиапарка на сегодняшний день таковы, что при сохранении существующих темпов списания к 2015 году он сократится на 70 %. При этом не менее остро стоит проблема морального износа воздушных судов. Большинство из них не соответствует международным стандартам по таким показателям, как шум, экология двигателя, точность навигации. Таким образом, уровень дефици-

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.