Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013
ФИНАНСОВОЕ, БАНКОВСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
Л.Н. Земцова
ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье дана общая характеристика принципа законности банковской деятельности в системе принципов финансового права; показано значение надзорной деятельности Центрального банка РФ по обеспечению режима законности в деятельности кредитных организаций.
Ключевые слова: законность, банковская деятельность, Центральный банк РФ.
L.N. Zemtsova
FINANCIAL AND LEGAL PRINCIPLE OF BANKING LAW:
THE CHALLENGES OF RESEARCH
The article provides a general description of the principle of legality in the banking system, the principles of finance, shows the importance of the supervisory activities of the Central Bank of the Russian Federation to ensure the rule of law in the regime for credit institutions. Keywords: legitimacy, banking activity, the Central Bank of the Russian Federation.
При исследовании системы принципов российского финансового права и места принципа законности банковской деятельности в ней имеет значение общая характеристика произошедших социально-экономических и политико-правовых преобразований в государстве. В указанном аспекте представляется актуальным мнение Н.И. Матузова о том, что «проблема принципов права, а следовательно, и самого права как основополагающего при любом строе института нуждается в новом прочтении в духе времени, применительно к современным российским и международным реалиям»4 Автор прав, указывая на то, что «важно правильно расставить акценты, соотнести приоритеты, определить вектор дальнейшего правового развития общества»2. Главные проблемы, по мнению ученого, это «укрепление законности и правопорядка, формирование более зрелого и активного правосознания, повышение политико-юридической культуры, избавление от правового и нравственного нигилизма, коррупции, разгула преступности, в том числе (и даже, может быть, прежде всего) «беловоротничковой»; преодоление недоверия к власти, правосудию, придание последнему подлинной независимости и объективности; совершенствование правоохранительной и правоприменительной практики, механизмов защиты прав человека»3. Изложенное имеет непосредствен-
© Земцова Лариса Николаевна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права (Саратовский социально-экономический 154 институт Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова); e-mail: [email protected]
ное отношение к исследованию принципа законности банковской деятельности как института финансового права во взаимосвязи с принципом законности как принципом финансового права, а также иными принципами финансового права.
В указанном аспекте имеют значение и выводы в науке теории права и государства относительно законности как общеправовом принципе. Поэтому в финансовом праве принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Основное содержание принципов финансового права определяется Конституцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства и муниципальных образований, конкретизированными в нормах финансового права4. За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности5.
При этом важно уделять внимание качеству правотворческой деятельности применительно к реализации Банком России нормотворческой функции, направлениям совершенствования банковского законодательства. Законность правотворчества, подчеркивает И.Н. Сенякин, проявляется в четком соблюдении регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативноправовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов6. Законность банковской деятельности — это принцип деятельности Центрального банка РФ при реализации государственно-властных полномочий как в сфере правотворчества, так и правоприменения, а также при издании интерпретационных и договорных актов. В связи с этим для Центрального банка РФ и Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» как публично-правовых субъектов банковской системы РФ важное значение имеет опыт судебных процессов по обжалованию кредитными организациями, акционерами и кредиторами кредитных организаций их действий и решений.
Как полагает О.Н. Горбунова, государство в лице его органов как организация публичной власти должно регулировать финансовую деятельность в полном объеме, обеспечивая правом правовые коридоры для бесперебойного прохождения сигналов прямой и обратной связи таким образом, чтобы вся система развивалась самонастраиваясь и саморегулируясь. Такое положение может быть достигнуто, если финансово-правовые институты будут взаимно обусловлены, причем связь эта должна укрепляться на общих принципах7. Принцип законности банковской деятельности как института финансового права в системе принципов финансового права как взаимообусловленные явления способствует саморегулированию финансовой системы РФ.
Финансово-правовые основы принципа законности банковской деятельности связаны с сущностными характеристиками финансовой деятельности государства, соответственно принцип законности банковской деятельности как института финансового права обусловлен принципами финансового права как отрасли права. В свою очередь принцип законности банковской деятельности как института финансового права оказывает влияние на формирование системы принципов финансового права, в порядке обратной связи уточняя приоритеты правового развития, а также тенденции правового регулирования и правоприменительной практики.
Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013
Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013
Заслуживает внимания определение законности, данное А.Б. Лисюткиным как политико-правового явления, характеризующего процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений8. Важно, что в этом случае законность рассматривается не как определенный результат, качественное свойство общественной жизни, а как форма взаимодействия государства и общества, определенная целями правопорядка. Данное определение весьма актуально для целей качественного формирования и реализации единой государственной денежно-кредитной политики, что находит отражение в подготовке Банком России во взаимодействии с Правительством РФ такого концептуального документа, как Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, одним из разделом которого является план мероприятий по улучшению правовой среды в банковском регулировании и банковском надзоре, укреплению платежной дисциплины, рыночной дисциплины на финансовых рынках. В указанном аспекте имеют значение и Стратегии развития банковского сектора на определенный период, одобряемые в заявлениях Центрального банка РФ и Правительства РФ.
Законность банковской деятельности как метод осуществления государственной власти находит свое выражение в деятельности Центрального банка РФ как органа банковского регулирования и банковского надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, наделенного полномочиями по применению мер финансово-правового принуждения к кредитным организациям за нарушения федеральных законов и нормативных актов Центрального банка РФ, а также в случае создания угрозы интересам вкладчиков и кредиторов, иным клиентам, в частности, в сфере потребительского кредитования при защите прав потребителей финансовых (банковских) услуг.
Место принципа законности банковской деятельности как института финансового права в системе принципов финансового права характеризуется обеспечительной направленностью в отношении финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Помимо собственно банковской деятельности, в соответствии с банковским законодательством Центральный банк РФ и кредитные организации наделены бюджетными полномочиями (ст. 155, 156 Бюджетного кодекса РФ); на банки возложены обязанности Налоговым кодексом РФ, ответственность за неисполнение которых закреплена в его специальной главе; кредитные организации являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, что также составляет предмет финансового права. Поэтому от качества осуществления банковской деятельности согласно принципу законности банковской деятельности зависит эффективность развития финансовой системы РФ.
А.В. Малько и К.А. Струсь подчеркивают, что дискуссионным остается вопрос о вхождении общеправовых принципов в систему отраслевых принципов и об их соотношении. Заслуживает внимания их вывод о том, что общеправовые принципы оказывают огромное влияние на законодательную практику, поскольку названные принципы берут свое начало в форме структурного элемента более общего понятия, чем система принципов конкретной отрасли права, а именно — системы принципов права в целом. Однако немаловажно и то, что отраслевые принципы обеспечивают преломление общеправовых принципов через призму предмета и метода регулирования той или иной отрасли права, что позволяет 156 общеправовым принципам права в контексте правовых основ выходить в зако-
нодательную практику и правоприменительную деятельность. Авторы считают, что это можно проследить на примере принципа законности9.
Н.И. Химичева справедливо замечает, что финансовое право как отрасль российского права и его разнообразные и многочисленные источники в период становления и развития в стране рыночной экономики находятся в постоянном процессе изменений и дополнений. При этом изменение должно быть системным, охватывающим названную отрасль в целом с учетом взаимной связи между ее подотраслями и институтами, взаимодействия с нормами других отраслей права, а также перспективами развития и накопленного опыта финансово-правового регулирования, позволяющих объективно оценить намечающееся обновление финансового права10. Если принять за основу предложенный Н.И. Химичевой вариант системы принципов финансового права11, то система принципов финансового права во взаимодействии с принципом законности банковской деятельности как института финансового права может быть представлена следующим образом.
Первый блок системы принципов финансового права — базовые принципы, направленные на построение финансовой системы и организацию финансовой деятельности: принцип федерализма; принцип распределения функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей.
Второй блок системы принципов финансового права — принципы, направленные на обеспечение функционирования финансовой системы и осуществление финансовой деятельности: принцип единства финансовой политики и денежной системы; принцип плановости; принцип приоритетности публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан.
Третий блок системы принципов финансового права — социально ориентированные принципы: принцип социальной направленности финансово-правового регулирования; принцип участия граждан Российской Федерации и общественных организаций в финансовой деятельности государства; принцип гласности.
Четвертый блок системы принципов финансового права — инновационный: принцип экономического стимулирования.
Пятый блок системы принципов финансового права — принцип законности как системообразующий принцип финансового права.
Учитывая рассмотрение Центрального банка РФ как органа государственного управления в сфере денежно-кредитных отношений осуществление управления деятельностью кредитных организаций, совершающих кредитные операции с помощью финансово-правового регулирования, необходимость более активного использования финансово-правовых способов правового регулирования отношений с участием кредитных организаций на современном этапе развития финансовой системы России, следует поддержать вывод И.В. Рукавишниковой о том, что регулирование банковской деятельности вообще и механизма банковского кредитования в частности с помощью финансово-правовых норм является важным элементом экономической политики государства в области развития национального инвестиционного потенциала12. Особенно наглядно в современный период это наблюдается в сфере потребительского кредитования, когда важно соблюдение законодательства и законных прав и интересов заемщиков как со стороны кредитных организаций, в т. ч. по вопросу установления и взимания различного рода комиссий, так и со стороны заемщиков по возврату кредита, поскольку значитель-
Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013
Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013
ный размер просроченной ссудной задолженности ставит вопрос о защите банков как кредиторов. Соблюдение банковского законодательства и законодательства о защите прав потребителей, несомненно, должно быть обеспечено в деятельности Банка России и Роспотребнадзора при реализации правоохранительной функции, в юрисдикционном процессе при реализации мер государственного принуждения в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, режим законности банковской деятельности как института финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых установлений и мероприятий упорядочивающего воздействия в сфере денежно-кредитных отношений, определяющих порядок реализации субъектами финансовых (банковских) правоотношений своих прав и обязанностей, а также порядок деятельности Центрального банка РФ и Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в целях обеспечения управляемости банковской системой РФ, банковской безопасности, защиты прав вкладчиков и кредиторов, а также клиентов как в период функционирования кредитной организации, так и при ее ликвидации.
1 Матузов Н.И., МалькоА.В., Струсь К.А. Принципы права как объект научного исследования (вместо введения) // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Ма-тузова и А.В. Малько. Саратов, 2010. С. 27.
2 Там же.
3 Там же.
4 См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 47; Покачалова Е.В. Публичный долг в Российской Федерации: вопросы теории финансового права / под ред. Н.И. Химичевой. Саратов, 2007. С. 29-51; Она же. Становление и развитие публичного долга и его форм (финансово-правовые аспекты) / под ред. Н.И. Химичевой. Саратов, 2007. С. 357-381; Голубев С.А. Правовое регулирование государственного управления банковской системой в Российской Федерации и в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ. М., 2004. С. 25-33.
5 См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. С. 53.
6 См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2001. С. 414.
7 См.: Горбунова О.Н. Совершенствование финансового законодательства в условиях рынка // Российская юридическая доктрина в ХХ1 веке: проблемы и пути их решения: научно-практическая конференция (3-4 октября 2001 г.) / под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001. С. 160.
8 См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. С. 550.
9 См.: Матузов Н.И., Малько А.В., Струсь К.А. Указ. соч. С. 44-45.
10 См.: Химичева Н.И. Актуальность научного обоснования принципов современного российского финансового права и их законодательного закрепления // Актуальные проблемы современного финансового права России: сборник научных трудов, посвященный 80-летию доктора юридических наук, профессора, академика МАН ВШ Н.И. Химичевой / под ред. Е.В. Покачаловой. Саратов, 2008. С. 10.
11 См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. С. 47; Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012. С. 45; Химичева Н.И. Указ. соч. С. 11, 17.
12 См.: Финансовое право: учебное пособие / отв. ред. И.В. Рукавишникова. М., 2007. С. 61-64.
З.М. Хайруллаева
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА
Статья посвящена исследованию вопроса развития финансового контроля как правового института. Анализируется место финансового контроля в системе финансового права. Приводится его общая характеристика на основе анализа понятийно-категориального аппарата финансового контроля.
Ключевые слова: финансовый контроль, финансовое право, правовой институт.
© Хайруллаева Зарина Мухаматнуровна, 2013
Ассистент кафедры теории и истории государства и права (Самарский филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский 158 городской педагогический университет»); e-mail.ru: [email protected]