УДК 336.011
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТРАНСФЕРА ИННОВАЦИЙ
М.Л. Грачёва
Ивановский государственный химико-технологический университет
Статья посвящена изучению особенностей механизмов государственно-частного партнёрства и возможности его применения в сфере инновационной деятельности. Автором предложены модели государственно-частного партнёрства, адаптированные к процессам трансфера инноваций. Данные модели интегрируют традиционные инструменты ГЧП и инструменты трансфера инноваций.
Ключевые слова: инновации, трансфер инноваций, государственно-частное партнёрство, лицензионное соглашение.
Важнейшую роль в решении задачи инновационного обновления российской экономики должны играть финансово-инвестиционные механизмы государственно-частного партнёрства (ГЧП). Это утверждение обосновано, прежде всего, включённостью как государственных, так и частных инвестиционных источников в действующий механизм финансирования инновационной деятельности. При этом, государственные инвестиции наиболее часто используются для финансирования НИОКР, а частные инвестиции традиционно используются для финансирования процессов внедрения инноваций. А.С. Корчагина в своём исследовании [5] отмечает интенсивное развитие новых форм сотрудничества государства и частного предпринимательства в инновационной сфере, к которым относит создание и функционирование свободных экономических зон, научно-производственных и технико-внедренческих зон, венчурные фонды и пр.
Другой актуальной причиной необходимости активного использования механизмов ГЧП в инновационной сфере является особенность современного подхода к управлению инновационным процессом, в рамках которого существует разрыв между субъектами, осуществляющими научные исследования и разработки, и хозяйствующими субъектами, внедряющими результаты НИОКР в свою
деятельность. Относительная автономность научно-исследовательского корпуса, проявляющаяся, прежде всего, в отсутствии эффективных взаимосвязей с бизнесом, неразвитость необходимой инфраструктурной составляющей и финансовых механизмов, стимулирующих и облегчающих переток результатов НИОКР в сферу реального бизнеса, обусловливают следующую ситуацию (табл. 1). По данным, представленным в таблице, можно сделать вывод об интенсивности процесса трансфера инноваций по следующим критериям. Патенты на изобретения и полезные модели являются результатом НИОКР, который посредством трансфера должен быть передан в сферу реального бизнеса. Подобный переход осуществляется путём заключения договоров о продаже лицензий, об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, удельный вес которых к общему числу выданных в соответствующем периоде патентов крайне мал. Можно предположить, что оставшаяся часть патентов, которую характеризует оценочный показатель неиспользуемых результатов интеллектуальной деятельности, применяется организациями-разработчиками в собственной деятельности. Однако, среди организаций, осуществляющих НИОКР [3], основной удельный вес приходится на научные (48,3% в 2012 г.), конструктор-
ские организации (9,8% в 2012 г.) и высшие учебные заведения (15,7% в 2012 г.). Этот факт позволяет сделать предположение, что основная часть запатентованных изобретений и полезных моделей разрабатывается этими же организациями, а, следовательно, вероятность использования ими собственных разработок в своей деятельности невысока. Из этого следует вывод, что подавляющая часть
запатентованных объектов остается невостребованной. Поэтому, одним из способов выхода из данной ситуации является реализация соглашений ГЧП, в рамках которых государство, традиционно финансирующее сектор НИОКР, должно объединить свои усилия с частным сектором, внедряющим результаты интеллектуальной деятельности.
Таблица 1
Показатели использования результатов интеллектуальной деятельности в
Показатель 2009 2010 2011 2012 2013
Выдано патентов на результаты интеллектуальной деятельности, всего 50509 44469 44567 47932 47752
Выдано патентов на изобретения, ед. 34824 30322 29999 32880 31638
Выдано патентов на полезные модели, ед. 10919 10581 11079 11671 12653
Выдано патентов на промышленные образцы, ед. 4766 3566 3489 3381 3461
Регистрация договоров о торговле лицензиями и отчуждении прав на патенты, всего 1365 19990 1982 2075 2163
Зарегистрировано лицензионных договоров о предоставлении права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца 1311 19783 1762 1840 1849
Зарегистрировано договоров об отчуждении исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец 0 96 16 17 20
Зарегистрировано переходов исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец к другим лицам без договора 54 111 204 218 294
Соотношение количества зарегистрированных договоров о торговле лицензиями и количества выданных патентов на изобретения и полезные модели, % 2,70 44,95 4,45 4,33 4,53
Использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, всего 18475 1356 20758 22660 24926
Использование изобретений (ИП) 10378 238 11173 11786 12709
Использование полезных моделей (ПМ) 4068 8 4466 4748 5090
Использование промышленных образцов (ОП) 1428 1504 1498 1713 1730
Соотношение используемых результатов интеллектуальной деятельности и количества выданных патентов на результаты интеллектуальной деятельности, % 36,58 3,05 46,58 47,28 52,20
Оценочный показатель неиспользуемых результатов интеллектуальной деятельности, % 60,72 52,00 48,98 48,40 43,27
Составлено автором по данным [7]
Традиционно проекты ГЧП реализуются при производстве общественных благ, предоставлении населению общественных услуг, управлении государственной собственностью и реализации проектов и программ в разнообразных сферах
экономической деятельности. Так, согласно данным Центра развития ГЧП [6], по состоянию на 1 февраля 2014 года соглашения о ГЧП заключались в коммунальной, социальной, транспортной и энергетической сферах (рис. 1).
Коммунальная
23% сфера
43%
Рис. 1. Сферы реализации ГЧП соглашений в России
Анализ объектов соглашений ГЧП в указанных сферах позволяет констатировать факт незаслуженного отсутствия внимания к данному механизму в сфере инновационной деятельности. Так, соглашения в социальной сфере охватывают здравоохранение, спорт, туризм, социальное обслуживание населения. Соглашения в коммунальной сфере касаются таких объектов, как централизованные системы водоснабжения и водоотведе-ния, переработка и утилизация ТБО, очистные и гидротехнические сооружения, городское благоустройство. В энергетической сфере соглашения о ГЧП заключаются с целью строительства и реконструкции объектов производства, распределения и передачи тепловой и электрической энергии, распределения и передачи газа. Транспортной сферой востребованы соглашения, касающиеся строительства и реконструкции автомобильных дорог, авиационного, железнодорожного, морского и речного транспорта, а также трубопроводов.
Как показал накопленный опыт использования механизмов ГЧП, делегирование государством части экономических, организационных и управленческих функций частному бизнесу обеспечивает не только привлечение дополнительных инвестиционных средств в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, но и более целенаправленную, рациональную и динамичную аллокацию ресурсов.
Исследованию особенностей ГЧП посвящено большое количество трудов. В частности, весьма подробно исследованы вопросы классификации форм ГЧП. Так, М. Дерябина [2] отмечает, что ГЧП можно рассматривать как организационную форму, характеризующуюся привлечением третьих лиц, передачей объектов во внешнее управление; как форму финансирования и как форму кооперации, объединяющую усилия ряда партнеров. По нашему мнению, для решения задач финансирования инноваций наибольший интерес представляют две из перечисленных форм ГЧП: форма финансирования и форма кооперации. Использование механизма ГЧП в форме финансирования позволяет решить задачу привлечения финансовых ресурсов в сферу трансфера инноваций; использование формы кооперации позволяет активизировать сам процесс трансфера.
По степени участия частного сектора в реализации прав собственности выделяют контрактные (поставка продукции для государственных нужд; гражданские контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг; контракты технической помощи; субконтракты; контракты на управление) и концессионные (лизинг и концессии) инструменты ГЧП. Отдельной формой партнерств рассматриваются совместные предприятия, создаваемые государством в доле с частным капиталом, имеющие множество типов, в зависимости от степени участия
государства, организационных форм и нормативных актов позволил составить
т.д. [1]. сводную характеристику особенностей
Проведённый нами анализ ряда инструментов ГЧП (табл. 2).
публикаций [1, 2, 4, 5, 8] и положений
Таблица 2
Характеристика инструментов государственно-частного партнёрства
Инструмент ГЧП Сущность инструмента и ключевые условия его применения Разновидности и сферы применения
1 2 3
Государственный контракт Основание: Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; Федеральный закон от 13.12.1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Ч. 2. Договор, заключаемый между государством и частными фирмами на выполнение работ (оказание услуг). Для данного инструмента характерна конкуренция за право заключения соглашения, которое для частного предпринимателя весьма привлекательно, поскольку гарантирует ему устойчивый рынок и доход. Контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи, аутсорсинг в сфере развития городского пассажирского транспорта, строительства морских терминальных комплексов, реконструкции аэропортов, железнодорожного строительства в районах освоения новых месторождений, создания сложных информационных систем и пр.
Концессии Основание: Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»; Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ -Часть 2. Система отношений между государством (концедентом) и предпринимателем (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионерам прав по владению, пользованию, а при определенных условиях и распоряжению государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые являются исключительным правом государства или муниципального образования. Концессии на строительство или реконструкцию объекта; предполагающие проектирование и последующее строительство; на существующие объекты в сфере образования, здравоохранения, градостроительства, информационных технологий и НИОКР, инфраструктурных отраслях, транспорта, и пр.
Соглашения о разделе продукции Основание: Федеральный закон от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» Механизм, обеспечивающий доступ частных партнёров к исключительным правам на возмездной основе и на определенный срок с целью привлечения инвестиций в капиталоемкие сферы и осуществления разработки предоставленных недр за свой счет и на свой риск. Поиск, разведка и добыча минерального сырья и проведения других, связанных с этим работ, в основном, в сфере нефтяного бизнеса.
Лизинговые соглашения Основание: Федеральный закон от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»; Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ -Часть 2. Отношения, возникающие в связи с передачей государством в лизинг частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. Предполагает переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю после уплаты всех платежей; позволяет приобретать дорогостоящее оборудование и другие объекты в целях передачи их за плату на определенный срок с возможностью последующего выкупа. Реализуются в инфраструктурных отраслях, транспортной сфере.
Продолжение таблицы 2
1 2 3
Инвестиционные соглашения Основание: Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Ч. 2 Инвестиционный договор по созданию объекта частным участником и его аренда публичным участником с переходом прав собственности. Объект инфраструктуры создается инвестором за свой счет и закрепляется за ним на праве собственности, после чего передается в аренду органам государственного управления для целей эксплуатации с последующим (после полного возмещения инвестиционных затрат) возможным переходом права собственности на объект к государству. Эксплуатация объекта ведется оператором. Возмещение инвестиционных затрат инвестора осуществляется посредством арендных платежей. Реализуются в сфере образования, здравоохранения, градостроительства, информационных технологий и НИОКР, инфраструктурных отраслях и пр.
Акционирование / Учреждение совместного предприятия Основание: Гражданский кодекс РФ (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ; Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ -Ч. 2 Постепенный выкуп публичным партнером доли в уставном капитале специальной проектной компании, на балансе которой находится имущество, созданное в рамках ГЧП-проекта. Долевое участие частного капитала в государственных предприятиях. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений, а также риски участников в этих формах государственно-частного партнерства определяются долей участия сторон в акционерном капитале. Реализуются в инфраструктурных отраслях, транспортной сфере.
Помимо охарактеризованных в таблице 2, к инструментам ГЧП относят также особые экономические зоны, технопарки и фирмы-инкубаторы. На наш взгляд, отнесение указанных организационных форм к инструментарию ГЧП противоречит понятийному аппарату, так как в качестве инструмента ГЧП следует рассматривать соглашение между государством и частным инвестором по поводу организации их взаимодействия в рамках того или иного инвестиционного проекта, а не ту или иную инфраструктурную составляющую национальной инновационной системы.
Особые экономические зоны представляют собой специально организованные территории, характеризующиеся льготным налоговым режимом и низкими административными барьерами ведения предпринимательской деятельности. Государство создает в них современную
инфраструктуру. Особые экономические зоны успешно применяются для развития депрессивных территорий, поскольку они ориентированы на взаимодействие власти и бизнеса, обеспечивающее вывод региона в обычный режим динамичного развития. Зоны могут быть туристско-рекреационными, промышленно-
производственного типа, технико-внедренческого типа и, соответственно, способствовать развитию природоохранной деятельности, инфраструктуры туризма, промышленного производства, информационных технологий и НИОКР. Технопарк - это специальная территория, на которой объединены объекты индустрии, научно-исследовательские компании, деловой центр, выставочная площадь, учебные заведения, а также обслуживающие объекты. Фирма-инкубатор учреждается, как правило, государственными или общественными организация-
ми, предоставляющими начинающему предпринимателю материальные и нематериальные ресурсы (основной и оборотный капитал, информацию и т.д.) с целью его поддержки на этапе становления: в случае «неудачи» нового предприятия фирма-инкубатор несет убытки; если бизнес оказывается рентабельным - получает дивиденды. Учитывая данное положение, особые экономические зоны, технопарки и фирмы-инкубаторы следует рассматривать именно как элементы инфраструктуры (в том числе и инновационной), а не как инструменты ГЧП.
Учитывая специфику инновационной сферы, ГЧП должно создавать соответствующие инструменты трансфера инноваций, прежде всего, соглашения, связанные с уступкой, передачей прав на результаты интеллектуальной деятельности (лицензионные соглашения, коммерческую концессию) и контракты на проведение НИОКР.
Модель реализации инвестиционных проектов ГЧП в инновационной сфере должна характеризоваться следующими принципиальными особенностями: 1. Генеральной целью проектов ГЧП в инновационной сфере должна являться активизация трансфера инноваций из
сферы научных исследований в реальный сектор экономики.
2. Объектом соответствующих соглашений со стороны государства должны являться объекты интеллектуальной собственности, со стороны частного инвестора -материальные активы.
3. Инвестор, за счёт собственных и привлечённых средств, финансирует строительство и приобретение материальных активов (зданий, сооружений, оборудования и др.).
4. Государство осуществляет заказ необходимых НИОКР и патентует их результаты.
5. Право на использование объекта интеллектуальной собственности передаётся частному инвестору за соответствующую плату.
6. Срок ГЧП равен нормативному сроку эксплуатации объекта интеллектуальной собственности, в соответствии с техническими и функциональными требованиями (в среднем, 20 - 25 лет), что соответствует типовым концессионным соглашениям. Принципиальная схема взаимодействия сторон в проектах ГЧП в сфере инновационного трансфера проиллюстрирована на рис. 2.
Рис. 2. Государственно-частное партнёрство в сфере трансфера инноваций
Предлагаемая нами схема взаимо- трансфер инноваций, проиллюстрирована действия государства и частного инве- на рис. 3.
стора в проектах, предполагающих
©
Организации сферы
НИОКР
Исполнитель
Ь = я * = %
£ « 5
и *
Ж 5 о.
3 £ Й
щ в «
Л 3 =
Государственный контракт на проведение НИОКР
Государство
За ко 74 ык Лицензиат Конигдент
Лицензионное соглашение
Частный инвестор
Лицензиар
Концессионер
Коммерческая концессия
Строительство (приобретение) материального актива и внедрение инновации
Пер ед ач а пр ава по льзо вания о оъ ек-том интеллектуальной собственности
Соглашение о сотрудничестве врамка:1; инновационного проекта
Рис. 3. Модель ГЧП в сфере трансфера инноваций, основанная на передаче права пользования объектом интеллектуальной собственности
Предлагаемая модель предполагает следующие этапы взаимодействия государственного и частного инвесторов:
1. Инновационно активное предприятие, намеренное реализовать инновационный проект, и государство в лице органов исполнительной власти заключают соглашение о сотрудничестве в рамках инновационного проекта.
2. Государство выступает заказчиком на выполнение научно-исследовательских, опытно-
конструкторских работ. Результатом таких работ является объект интеллектуальной собственности - нематериальный актив, необходимый для реализации инновационного проекта.
3. Полученный нематериальный актив государство передаёт частному инвестору посредством заключения лизингового соглашения или соглашения о коммерческой концессии.
4. Частный инвестор осуществляет строительство и/или реконструкцию материальных активов (зданий, сооружений, машин, оборудования и т.п.), необходимых для реализации инновационного проекта, и осуществляет внедрение инновации.
Необходимо подчеркнуть, что для успешного использования такой модели взаимодействия принципиальное значение имеет предоставление частному партнёру исключительного права использования результата интеллектуальной деятельности без сохранения у государства возможности передачи таких прав другим лицам (исключительная или полная лицензия).
Другим вариантом взаимодействия государства и частного инвестора может быть модель, основанная на создании совместного предприятия (рис. 4). Этапы «1», «2» и «4» взаимодействия сторон в данной модели будут аналогичны охарактеризованным выше. На этапе «3» должно учреждаться совместное предприятие, предполагающее выделение долей публичного и частного инвестора, в соответствии с оценкой стоимости вносимых в уставный капитал нематериальных активов (со стороны государства) и материальных объектов (со стороны частного инвестора).
Новизна и преимущества такого подхода к взаимодействию государства и частного партнёра состоит в том, что по-
добные взаимоотношения позволяют распределить повышенные инновационные риски, закрепив риски, связанные со стадией НИОКР, за государством, а риски, связанные со стадией освоения и эксплуатации, за частным инвестором. При этом, ГЧП должно быть хорошо проработано с точки зрения последствий его неисполнения обеими сторонами. Государство несёт ответственность в форме штрафных санкций, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по соблюдению сроков предоставления прав на использование объекта интеллектуальной собственности, юридического оформления предоставляемых документов и необходимых гарантий. Кроме того, прекращение ГЧП предполагает компенсационные выплаты. К инвестору применяются аналогичные штрафные санкции, например, если устанавливается несоответствие объекта техническим требованиям.
С целью оценки возможности практического использования предложенных моделей ГЧП в сфере инновационной деятельности нами проведён анализ действующего правового поля. Согласно рейтингу регионов ГЧП-2014, представленному Центром развития ГЧП [6], лидерами в данной сфере являются Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Новосибирская, Свердловская, Воронежская и Нижегородская области. Перечисленные субъекты Федерации имеют большой опыт реализации региональных ГЧП-проектов и развитую институциональную среду.
Организации сферы
НИОКР
Исполнитель
т
II!
* и с.
* 2 я
^ != г ■
1= = а
О 2 =
Государственный контракт на проведение НИОКР
Государство
ч
Частный инвестор Учредитель
Учреждение со-Емесгноплззел-приятия
Строительство (приобретение) материального актива и внедрение инновации
Выделши долей публичного у. частного инвестора
Соглашение о сотрудничестве в рамках инновационного проекта
Рис. 4. Модель ГЧП в сфере трансфера инноваций, основанная на учреждении совместного
предприятия
Именно указанные регионы стали объектами для изучения действующего нормативного поля ГЧП (табл. 3) по следующим критериям:
1. Наличие объектов инновационной деятельности в перечне объектов ГЧП.
2. Возможность заключения лицензионных соглашений в рамках утвержденных форм имущественного участия субъекта РФ.
3. Возможность осуществления госзаказа на НИОКР в рамках утверждённых форм финансового участия субъекта РФ.
4. Возможность выделения долей публичного и частного партнера в рамках утвержденных форм имущественного участия субъекта РФ.
5. Наличие среди целей ГЧП цели активизации инновационной деятельности.
Таблица 3
Оценка соответствия действующего нормативного поля в сфере регулирования ГЧП предложенным моделям ГЧП в сфере инновационной деятельности
Субъект Федерации Нормативно-правовая база 1 2 3 4 5
Санкт-Петербург Закон от 25.12.2006 №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» +
Татарстан Закон Республики Татарстан «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан». Принят постановлением Государственного Совета от 7.07.2011 № 1717-1У ГС + + +
Новосибирская область Закон Новосибирской области от 29.03.2012 г. № 200 - ОЗ «Об участии Новосибирской области в государственно-частном партнерстве» + +
Свердловская область Закон Свердловской области от 23.05.2011 № 28-ОЗ «Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве» + + + +
Воронежская область Закон Воронежской области от 01.11.2011 N 151-ОЗ "О государственно-частном партнерстве в Воронежской области" + + + + +
Нижегородская область Закон Нижегородской области от 11.03.2010 №40-З «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве» + +
Отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности и органами государственной власти регулирует Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и научно-технической продукции, в том числе органами исполнительной власти, являются контракты на создание, передачу и использование научной и научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, договоры о совместной научной и научно-технической деятельности и распределении прибыли. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд, а,
следовательно, указанные договора могут быть положены в основу взаимодействия государства и научных организаций в рамках предложенной нами модели ГЧП. Нормы, позволяющие применять в российской практике такие модели государственно-частного партнерства, как BOT, BOLT и контракты жизненного цикла, содержит Часть вторая Гражданского Кодекса. Отношения публичного и частного партнеров в рамках этих моделей оформляются смешанными договорами, содержащими элементы различных договоров.
Проведённый анализ позволяет сделать вывод о возможности адаптации предложенных моделей ГЧП к действующему нормативно-правовому полю.
В заключение отметим, что предложенная модель взаимодействия государства и частного партнёра реализует положение о том, что ГЧП в инноваци-
онной сфере должно представлять собой форму кооперации и форму финансирования. Кооперация воплощается в том, что в процессе трансфера участвуют и государство, и частное предприятие, объединяя свои усилия для реализации инновационного проекта. Софинансирова-ние процесса трансфера реализовано в том, что государство финансирует создание объекта интеллектуальной собственности, а частный партнёр финансирует строительство материальных объектов и процессы освоения. Данные особенности позволяют утверждать, что эффект от реализации соглашений ГЧП в сфере инновационной деятельности, прежде всего, будет связан с активизацией процесса трансфера за счёт преодоления разрыва между научной сферой и сферой внедрения новшеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варнавский В. Партнёрство государства и частого сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. -№ 7. - С. 31-32.
2. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. - С. 65-70.
3. Индикаторы инновационной деятельности 2013: Статистический сборник. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 472 с.
4. Квашнина Н.А., Орешкова М.Е. К вопросу об экономической сущности государственно-частного партнёрства // Известия высших учебных заведений. Серия: «Экономика, финансы и управление производством». - 2012. - № 1. - С. 52-56.
5. Корчагина А.С. Развитие форм государственно-частного партнерства в экономике России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». -2010. - Т. 10. № 1. - С. 14-22.
6. Рейтинг регионов ГЧП - 2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014.
7. Статистическая информация Роспатента о регистрации и использовании результатов интеллектуальной собственности. - [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы. - Режим доступа к ресурсу: http://www.fedstatm/mdicator/data.do?id=39277 (дата обращения: 26.06.2014).
8. Чистилина М.А., Таланова М.С. Государственно-частное партнёрство в лесном хозяйстве на примере строительства лесных дорог // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». - 2014. - № 1 (19). - С. 63-68.
Рукопись поступила в редакцию 16.08.2014.
FINANCIAL AND INVESTMENT MECHANISMS OF GOVERNMENTAL AND PRIVATE PARTNERSHIP AS THE INSTRUMENT OF INNOVATION TRANSFER FINANCING
M. Grachyova
The article is devoted to the research of governmental and private partnership mechanism peculiarities and to possibility of its application in the sphere of innovation activity. The author offered the models of governmental and private partnership adapted to the innovation transfer processes. These models integrate the traditional instruments of governmental and private partnership and innovation transfer instruments.
Key words: innovations, innovation transfer, governmental and private partnership, license agreement.