финансовая политика государства на современном этапе
В. Б. ФРОЛОВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected]
Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации
В статье исследуется финансовая политика государства. Делается вывод, что она определяется государственным устройством и состоянием экономики страны в текущий момент времени, а также положением государства в мировой финансовой системе. При этом значимую роль играют стратегические и тактические задачи государства, определяемые модернизацией и другими приоритетными направлениями развития экономики.
Ключевые слова: бюджет, валоризация, инфляция, фондовый рынок, инвестиции, финансовый кризис, мировые цены, индексация.
Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики. В настоящее время она направлена на стабилизацию социально-экономической ситуации и преодоление последствий финансового кризиса в стране. В связи с этим правительством были разработаны антикризисные меры, основными приоритетами которых явились:
• поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;
• поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций;
• активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал [3].
Как известно, с 1 января 2010 г. повышен уровень пенсионного обеспечения граждан путем введения механизма валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионера. Установлена величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для последующего определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на 2010 г. в размере 4 780 руб., на 2011 г. — в размере 5 315 руб., на 2012 г. — в размере 5 847 руб. Будет также введен новый вид адресной социальной помощи — социальная доплата к пенсии (федеральная или региональная) для малоимущих неработающих пенсионеров, с тем чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера не могла быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» социальные пособия и выплаты будут проиндексированы в следующем году на 10 % для поддержания их покупательной способности, что выше предполагаемого уровня инфляции.
В 2010 г. планируется проведение работ по внедрению системы социальных контрактов (договоров социальной адаптации), которые будут являться договорами о взаимных обязательствах между получателями адресной социальной помощи и органом социальной защиты по месту жительства граждан. Это потребует разработки соответствующей нормативной правовой базы, перестройки деятельности органов социальной защиты населения на региональном и муниципальном уровнях, внедрения усовершенствованных процедур про-
верки нуждаемости граждан, соответствующего программного обеспечения.
Предполагается продолжить дальнейшее развитие программ, осуществляемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и сформировать эффективные механизмы поддержки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций.
Реализация региональных программ в 2010 г. (на указанные цели в федеральном бюджете на 2010 г. предусмотрено выделить 36,3 млрд руб.) позволит обеспечить возможность трудоустройства граждан в условиях напряженной ситуации на рынке труда и повысить качество рабочей силы за счет организации опережающего профессионального обучения 146,2 тыс. человек, стажировки 85,3 тыс. выпускников образовательных учреждений, стимулирования создания 1,4 млн дополнительных рабочих мест, в том числе 12 тыс. специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, открытия собственного дела 169,1 тыс. человек.
Субсидии из федерального бюджета субъектам Федерации предполагается предоставлять на софинансирование региональных программ по мероприятиям, по которым в 2009 г. накоплен положительный опыт реализации, в частности:
• организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения;
• опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;
• содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания гражданами из числа безработных, открывших собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
• оказание адресной поддержки гражданам в целях их переезда для работы в другую местность.
Также субсидии из федерального бюджета субъектам Федерации предполагается предоставлять по новым направлениям:
• опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией или переходом организаций воздушного транспорта гражданской авиации, осуществляющих перевозки, на эксплуатацию современных воздушных судов;
• содействие трудоустройству инвалидов. Предусматривается в 2010 г. удержать прогноз-
ную численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на уровне 2009 г. — 2,2 млн человек.
В связи с сохранением актуальности проблемы по защите приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест на национальном рынке труда в 2010 г. будет продолжен контроль за движением иностранной рабочей силы в Российской Федерации.
Для закрепления положительных тенденций в ключевых секторах российской экономики продолжена реализация антикризисных мер, проводимых ранее в 2009 г. В то же время будут изменены подходы к формированию комплекса таких мер и контролю за их результативностью. Прежде всего, из мер, задействованных в 2009 г., будет продолжена реализация наиболее эффективных. Реализация части мероприятий, предусмотренных пакетом антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г., продолжается и в 2010 г. Объем таких расходов составляет 233 млрд руб. Сохранены кредитная поддержка регионов и предоставление государственных гарантий по заимствованиям системообразующих предприятий. Также будут реализовываться отдельные меры, продленные решениями Правительства РФ, в частности — закупка федеральными органами власти автомобильной техники, предоставление субсидий авиакомпаниям-перевозчикам по перевозке пассажиров при отзыве лицензии и ряд других.
Главная цель разработки и реализации пакета антикризисных мер в 2010 г. — обеспечить максимальный эффект при значительном снижении объема направляемых на эти цели бюджетных средств. Основными направлениями мер Правительства РФ по обеспечению устойчивости наметившихся положительных тенденций в экономике в 2010 г. являются следующие.
Кроме социальной сферы, одной из ключевых задач является нормализация ситуации в банковской сфере и обеспечение доступа предприятий к коммерческому кредитованию на приемлемых условиях. В этих целях будет принят ряд мер, в числе которых:
• планомерная работа с крупнейшими и крупными предприятиями ключевых секторов экономики в целях «расшивки» их долгов под обязательства реализации программ развития, выпуска новой продукции, завершения крупных проектов национального значения. В частности, такая работа будет проводиться в отношении открытых акционерных обществ «Объединенная авиастроительная корпора-
- 15
ция», «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», «АВТОВАЗ», «Научно-производственная корпорация «Уралвагонза-вод» имени Ф. Э. Дзержинского». При этом государственная поддержка предприятиям будет оказываться только при наличии согласованной с банками-партнерами программы развития конкретного предприятия, содержащей как мероприятия по обеспечению устойчивости финансового состояния в краткосрочном периоде, так и стратегии долгосрочного обеспечения конкурентоспособности;
• проработка совместно с Банком России механизмов обеспечения банков необходимой ликвидностью посредством инструментов рефинансирования Банка России, а также в рамках залоговых операций;
• доработка законодательства регулирующего отношения кредитора и заемщика, как на публичных, так и на непубличных рынках, с целью облегчить участникам достижение разумного компромисса.
Значимым краткосрочным риском экономического развития является стагнация внутреннего спроса как со стороны населения, так и со стороны корпоративного сектора. Негативное влияние оказывают безработица, снижение доходов определенной части населения, сложное финансовое состояние предприятий. Стагнация спроса в свою очередь ограничивает возможности экономического роста на основе задействования потенциала внутреннего рынка.
Правительство РФ в дополнение к действующим с 2009 г. мерам планирует предпринимать действия, направленные на стимулирование спроса и поддержку начавшегося экономического роста. В первую очередь такие меры будут приниматься как в отношении спроса на продукцию секторов, наиболее пострадавших во время кризиса 2009 г., так и в отношении секторов, имеющих значимый мультипликативый эффект с точки зрения создания спроса на продукцию смежных секторов экономики и обеспечения занятости. В число таких секторов войдут в том числе автомобильная промышленность и жилищное строительство.
В части автомобильной промышленности будет введен механизм субсидирования приобретения новых автомобилей в счет утилизации старой техники (субсидии до 50 тыс. руб., общий размер выделяемых средств бюджета — до 11,05 млрд руб.). Кроме расширения объемов спроса эта мера также позволит обновить автомобильный парк и снизить аварийность на дорогах.
16 -
В 2010 г. будут реализованы меры по поддержке реализации производственных проектов в сфере производства в России лекарственных средств с тем, чтобы к 2011—2012 гг. создать условия для наращивания доли отечественных лекарств на внутреннем рынке.
В сфере жилищного строительства будут расширены механизмы поддержки рынка жилья, ускорена реализация закона о поддержке жилищно-строительных кооперативов с созданием первых кооперативов по всей стране при участии Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Будет усилена координация деятельности между институтами развития в жилищной сфере в целях повышения эффективности использования бюджетных средств на цели стимулирования жилищного строительства. В целях дополнительного стимулирования жилищного строительства и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья будет осуществлен дополнительный имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 15 млрд руб. [2] Расходы, заложенные в федеральном бюджете в сфере жилищной политики в 2010 г. составляют 76,8 % от уровня 2009 г.: в 2008 г. - 131,6 млрд руб., в 2009 г. - 237,9, в 2010 г. - 182,8 млрд руб.
Значительно расширят внутренний спрос на рынке жилья средства материнского капитала, которые станут доступны для их направления на цели приобретения жилья с 2010 г. Потенциально на цели жилищного строительства из средств материнского капитала может быть направлено до 102 млрд руб. (табл. 1).
Спрос на жилье со стороны государства будет также поддерживаться и через мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих. На эти цели будет направлено 44,4 млрд руб.
Важнейшим фактором обеспечения устойчивости оживления экономики станет форсированное расширение базы экономического роста в первую очередь за счет появления новых предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2010 г. скорректирована государственная программа поддержки малого
Таблица 1
Социальные выплаты, млрд руб.
Показатель 2009 г. 2010 г. Рост выплат Рост выплат, %
Поддержка семей с детьми 48,5 54,8 6,3 13
Предоставление материнского капитала 44,3 102 57,7 130,2
бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет. В поддержке малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты — центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержку инновационной деятельности компаний. В 2010 г. в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 г. на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. Через банки — партнеров открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый бизнес получит не менее 100 млрд руб. кредитов, через механизм гарантийных фондов — не менее 80 млрд руб. Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий. Также будет продолжено осуществление финансовой поддержки государством начала собственного бизнеса в рамках региональных программ содействия занятости.
Предполагается продолжить совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса. Будет проработан вопрос о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела.
Наиболее сложная экономическая и социальная ситуация в краткосрочном периоде может наблюдаться в моногородах — поселениях, экономика которых зависит от одного крупного предприятия, обеспечивающего занятость, наполнение бюджета и содержание социальной инфраструктуры. Для обеспечения устойчивости положительных тенденций в экономике необходимо проведение активной упреждающей политики по реструктуризации экономик моногородов, ситуация в ряде из которых (в частности, в Тольятти и Нижнем Тагиле) может оказать негативное влияние на экономику целых регионов и отраслей.
Правительством РФ одобрен перечень моногородов, в отношении которых будут разработаны и реализованы программы оздоровления. В 2010 г. из федерального бюджета на эти цели будет выделено 10 млрд руб. в виде субсидий и еще 10 млрд руб. в виде кредитов регионам. При этом основной акцент будет сделан не на поддержке занятости на неэффективных градообразующих предприятиях,
а на реструктуризации этих предприятий, создании альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики моногородов, в том числе через формирование отдельных программ по развитию малого бизнеса в моногородах, включающих создание с привлечением бюджетных средств технопарков и бизнес-инкубаторов (на эти цели планируется выделить до 2 млрд руб. из общей суммы предусмотренных на цели поддержки моногородов субсидий).
Очевидно, что от политики ближайших двух лет будут зависеть качество экономического роста после 2012 г. и возможность достижения долгосрочных целей экономического развития. Для этого уже в 2010 г. планируется переориентировать на задачи формирования новой структуры экономики не только текущую деятельность Правительства РФ, но и бюджетную, и денежно-кредитную политики.
Модернизация экономики предполагает, в частности:
• формирование необходимых экономических условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач. Такие условия включают в себя обеспечение макроэкономической стабильности, совершенствование экономических институтов, обеспечивающих расширение деловой активности в экономике (правоприменение, минимальный уровень административных барьеров, стимулирующая налоговая система);
• реализацию Правительством РФ мер, направленных на ускорение модернизационных процессов в экономике. Здесь речь идет о стимулировании инновационной и инвестиционной активности в экономике, развитии инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), дополнительном стимулировании внутреннего спроса на продукцию отечественного производства, улучшение ситуации в депрессивных регионах и создание новых региональных «точек роста».
Логика модернизационной повестки дня Правительства РФ будет реализовываться в рамках следующих направлений действий.
1. Диверсификация экономики, поддержка внутреннего спроса, создание новых современных производств. Для значительного снижения зависимости экономики от конъюнктуры цен на сырьевых рынках будет активизирована политика диверсификации экономики и экспорта. Основными мерами в этой сфере станут:
- 17
• совершенствование системы технического регулирования в целях усиления стимулов для предприятий к повышению технологического уровня производимой продукции. Ускорение формирования современной системы технических регламентов и национальных стандартов, в том числе через заимствование регламентов и стандартов ЕС и отдельных стран СНГ;
• формирование долгосрочных программ (технической политики) по крупным направлениям госзакупок, а также закупок компаний с государственным участием и госкорпораций в целях обеспечения для предприятий реального сектора ориентиров для планирования разработки и выпуска новой продукции;
• активизация разработки и реализации программы поддержки экспорта. Создание и капитализация (в объеме до 30 млрд руб.) Агентства страхования экспорта. Увеличение объема финансовых средств, выделяемых на цели поддержки экспорта (доведение субсидий на поддержку экспорта в 2010 г. до 10 млрд руб.);
• формирование (с участием Внешэкономбанка, государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» и иных институтов развития и банков с государственным участием) механизма административной и финансовой поддержки «офсетных» сделок с зарубежными компаниями, предполагающих поэтапную локализацию выпуска современной высокотехнологичной продукции и оборудования, открытие в России центров по прикладным исследованиям и разработкам, инжиниринговых центров, организации полномасштабного производства, в том числе в партнерстве с российскими производителями, с передачей им соответствующих ноу-хау и прав на интеллектуальную собственность;
• усиление стимулирующего характера налоговой системы, ориентация на поддержку модернизации и инноваций, в том числе разработка и принятие пакета налоговых льгот по направлениям, где предполагается создание новой налоговой базы.
В целях стимулирования создания новых предприятий и реализации новых инвестиционных проектов необходима разработка на принципах софи-нансирования из федерального центра и регионов механизмов поддержки создания промышленных парков в регионах.
По мере сворачивания антикризисной поддержки институты развития (Внешэкономбанк, Инвестиционный фонд РФ) будут в полном объеме
18 -
переключены на исполнение тех функций, для которых они были созданы — обеспечение долгосрочных инвестиций в ключевые проекты, в первую очередь в создание новых производств.
Будет активизирована политика привлечения инвестиций, в том числе через проведение активной работы с инвесторами, выстраивания более простых и быстрых административных процедур согласования запуска новых инвестиционных проектов.
В целях форсированного обновления производства, внедрения новых производственных и управленческих технологий, повышения конкурентоспособности российских компаний будут пересмотрены подходы к миграционной политике в плане перехода от ограничительной модели к модели целенаправленного привлечения и удержания в России в отношении тех категорий трудовых мигрантов, которые необходимы для модернизации экономики — управленческие, инженерные кадры, работники интеллектуальных профессий, ученые, высококвалифицированные работники.
2. Стимулирование инновационной активности в экономике. В 2009 г. принят ряд решений, направленных на стимулирование инноваций, прежде всего — создание Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. На реализацию сформулированных комиссией технологических инициатив в бюджете 2010 г. зарезервировано 10 млрд руб. Обеспечение эффективной работы по приоритетным направлениям (технологическим инициативам), выделенным в рамках работы комиссии, — одна из важнейших новых задач в сфере инновационной политики. Необходимо создание механизмов финансовой и организационной поддержки реализации проектов как государственным, так и частным сектором в рамках этих инициатив (с участием Внешэкономбанка, государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере).
Также будут проработаны дополнительные меры поддержки инноваций, в том числе: • формирование системы предоставления бюджетных грантов (субсидий) предприятиям по приоритетным направлениям инновационной деятельности, включая проведение НИОКР, разработку и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, компенсацию затрат на патентование за рубежом;
• увеличение государственной поддержки создания малого инновационного бизнеса через дополнительную капитализацию Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
• разработка и реализация госкорпорациями и компаниями с государственным участием корпоративных программ инновационного развития, удовлетворяющих установленным Правительством РФ требованиям;
• установление льготного переходного периода по росту нагрузки на фонд оплаты труда для отдельных категорий инновационных предприятий;
• постановка на баланс объектов интеллектуальной собственности с учетом понесенных затрат на НИОКР;
• расширение льготного (полуторакратное списание расходов) перечня НИОКР, совершенствование администрирования данной льготы, в том числе через формирование перечня научных организаций, уполномоченных давать заключение налоговым органам о соответствии проводимых компаниями НИОКР льготному перечню;
• предоставление льгот по уплате налога на прибыль и налога на имущество отдельной категории предприятий инновационной направленности;
• установление сроков амортизации для нематериальных активов, непосредственно используемых в научно-технической и производственной деятельности (изобретения, полезные модели, патенты и т. д.) по выбору компании: от 2 до 10 лет или на основании имеющихся документов;
• поддержка через институты развития, федеральные целевые программы создания «инновационных поясов» вокруг вузов, научных учреждений, крупных и крупнейших корпораций, включая компании с госучастием.
3. Развитие ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики. На стадии выхода экономики из кризиса важно обеспечить опережающее развитие секторов, приоритетных для государства (высокотехнологичных секторов, обеспечивающих «облагораживание» структуры экономики, включая сектора, связанные с обороной и безопасностью).
В этих целях в 2010 г. будет обеспечено обновление с учетом новых условий отраслевых стратегий и программ, в частности, в авиастроении, оборонно-промышленном комплексе, электро-
нике, в развитии транспортной системы. Будет разработана стратегия развития автомобильной промышленности, в том числе предполагающая широкое использование механизмов частно-государственного партнерства в решении вопросов технологического развития автопрома.
Будет усилено участие государства в реструктуризации стратегических секторов, развитии в них конкурентной среды, вывода продукции на мировые рынки.
В целях повышения конкурентоспособности и технологического уровня предприятий с участием государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», Внешэкономбанка, банков с государственным участием будут осуществляться меры по покупке зарубежных технологических активов, необходимых для модернизации ключевых секторов экономики.
В 2010 г. на региональном и муниципальном уровнях будут реализовываться проекты повышения энергоэффективности, будут задействованы в соответствии с принятым законодательством экономические стимулы повышения энергоэффективности предприятий.
4. Формирование «длинных денег» в экономике. Долгосрочная устойчивость банковской системы и политика Банка России, направленная на снижение инфляции, будут обеспечивать формирование «длинных денег» в экономике, но масштаба этих средств может быть недостаточно для модернизации экономики. В этой связи необходимо задействовать возможности формирования долгосрочного ресурса на финансовых рынках.
Будут задействованы наиболее важные источники формирования «длинных» ресурсов - пенсионная и страховая системы. Будут выработаны основы государственной политики по долгосрочной поддержке развития инструментов страхования жизни. Будет проработан вопрос расширения возможностей использования банковских вкладов населения в качестве источников «длинных» денег через стимулирование увеличения сроков вкладов.
В формировании долгосрочного инвестиционного ресурса должны участвовать иностранные инвесторы, для чего будет обеспечено привлечение и сопровождение долгосрочных иностранных инвестиций путем создания совместных с иностранными инвесторами фондов инвестиций в стратегических секторах, требующих модернизации (сельское хозяйство, фармацевтика, доступное жилье, инфраструктура и т. д.).
Для привлечения отечественных и стратегических иностранных инвесторов на российский
- 19
финансовый рынок правительство будет сокращать долю государственной собственности в экономике, проводя приватизацию посредством публичных отрытых процедур на основе конкурсов и аукционов, в том числе размещая акции приватизируемых компаний на IPO и SPO.
Будут введены новые финансовые инструменты, обеспечивающие предоставление долгосрочного финансирования ключевых экономических проектов. В частности, будет обеспечен выпуск инфраструктурных и «проектных» облигаций, в том числе обеспеченных гарантией Российской Федерации.
5. Модернизация финансовой системы. Будет модернизирована система регулирования на финансовых рынках, которая обеспечит надежность сектора оказания финансовых услуг и эффективность осуществления посреднического бизнеса, а также повысит привлекательность российского финансового рынка для инвесторов и участников рынка, улучшит условия для формирования в России международного финансового центра.
В этих целях на фондовом рынке необходимо сформировать систему пруденциального надзора, разработать законодательство о противодействии манипулированию и использованию инсайдерской информации, уточнить особенности процедур банкротства в отношении финансовых организаций.
Необходимо создать экономические условия для повышения капитализации и кредитной активности банковского сектора. Правительство РФ будет при необходимости реализовывать программу докапитализации банков через обмен ОФЗ на привилегированные акции банков, завершая логику антикризисной поддержки банковского сектора.
Будет продолжена деятельность по развитию страхования, в том числе в части создания экономической мотивации и необходимой законодательной базы для введения новых видов страхования. Необходимо завершить работу по введению страхования в отраслях, где оно призвано заменить лицензирование, выстроить систему страхования от последствий чрезвычайных ситуаций. Будут совершенствоваться требования к участникам страхового рынка, в том числе в части повышения минимальных требований к капиталу страховых организаций.
6. Развитие человеческого капитала. В сфере образования будет обеспечено повышение исследовательской и инновационной активности вузов, прежде всего — через дополнительную поддержку национальных исследовательских и федеральных университетов. Будет дополнительно выделено 30
20 -
млрд руб. на цели обновления исследовательской и лабораторной базы, программы научных обменов, привлечение лучших ученых, в том числе соотечественников из-за рубежа. Будут предприняты меры по развитию механизмов непрерывного образования, обеспечивающего повышение человеческого капитала и большую гибкость рынка труда.
В сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи будут реализованы меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, в том числе:
• создан механизм для повышения прозрачности и финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения в условиях изменения законодательства об организационно-правовых формах учреждений здравоохранения;
• осуществлена конкретизация Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и определение медицинских услуг, оказываемых за плату;
• сформирована база для перехода на преимущественно одноканальное финансирование расходов на медицинскую помощь через систему обязательного медицинского страхования, включая единые правила начисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
• усовершенствовано государственное регулирование цен на необходимые и важнейшие лекарственные средства в целях повышения их доступности для населения.
В рамках реализации государственной политики в сфере физической культуры, спорта и формирования здорового образа жизни будут приниматься меры для обеспечения доступности современной инфраструктуры для занятия физической культурой и спортом различных слоев населения, поэтапного увеличения доли граждан, активно занимающихся спортом, и пропаганды здорового образа жизни населения.
7. Государственный сектор и бюджетная сфера. Отдельной модернизационной задачей станет реструктуризация государственного сектора экономики, активизация приватизации, а также реформа бюджетной сети.
Будет активизирована деятельность в сфере реструктуризации государственного сектора, разработки и реализации программ совершенствования корпоративного управления в акционерных обществах с преобладающим участием государства, а также государственных корпорациях. Также будет
ускорена приватизация и реструктуризация предприятий государственного сектора.
Отдельной задачей, связанной с ограничением роста издержек как в государственном секторе и бюджетной сфере, так и в иных сферах, где осуществляются инвестиционные проекты, финансируемые за счет государственных средств, будет формирование федеральной контрактной системы — инструментов и институтов планирования и осуществления государственных расходов, контроля за издержками при проектировании объектов капитального строительства и реализации соответствующих инвестиционных проектов за счет средств бюджета.
Будут внесены изменения в законодательство о государственных закупках в целях стимулирования поддержки инноваций и модернизации через систему государственного заказа.
Также будет реализовываться программа повышения эффективности бюджетных расходов — в первую очередь через реструктуризацию бюджетной сети учреждений внедрения государственных заданий на выполнение государственных услуг, установления показателей бюджетной эффективности деятельности учреждений.
8. Модернизационные аспекты макроэкономической политики. В 2010 г. будут откорректированы подходы к основным направлениям макроэкономической политики. От «демпфирования» последствий кризиса, расширения объема предоставляемой ликвидности, масштабного бюджетного стимулирования экономики будет осуществляться постепенный переход к «посткризисной» политике формирования стабильных макроэкономических условий для долгосрочного экономического развития.
В бюджетной политике основной акцент должен быть сделан на политике развития и модернизации. Требуется перенос центра тяжести с антикризисной поддержки отраслей и повышения степени социальной защищенности к формированию потенциала для будущего роста, формированию основ инновационно ориентированной модели развития. При этом будет продолжаться политика снижения размера дефицита федерального бюджета.
Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов станет снижение затрат и повышение эффективности в бюджетном секторе. Будет принята и реализована программа сокращения неэффективных расходов и избыточных функций, проведена оптимизация сети подведомственных бюджетных учреждений, обеспечен переход большинства бюджетных учреждений в
Таблица 2
Динамика мировых цен на нефть «Urals» в 2009—2012 гг., долл. /барр
Показатель 2009 2010 2011 2012
Стоимость нефти, фактическая и прогноз 57,0 58,0 59,0 60,0
иные организационно-правовые формы с развитием конкурсного финансирования социальных услуг.
Более высокий, чем ранее ожидался, уровень цен на нефть (табл. 2) и более быстрое восстановление мировой экономики позволили улучшить оценки экономического роста.
Сравнительно благоприятная для российской экономики внешнеэкономическая конъюнктура и эффективная реализация антикризисных мер Правительством РФ обусловит в 2010 г. закрепление положительных тенденций и благоприятную динамику большинства макроэкономических показателей.
В 2010 г. возобновится рост инвестиций в основной капитал, которые вырастут на 2,9 %. Высокие цены на сырье будут способствовать не только росту доходов экспортеров, но и в целом снижению рисков и желанию инвестировать. Ожидается существенное облегчение условий кредитования. Кроме роста инвестиций в сырьевом секторе ожидается, что инвестиции дополнительно вырастут за счет их наращивания в сельском хозяйстве, транспорте (включая трубопроводный транспорт и дорожное хозяйство) и связи.
Рост инвестиционного и внешнего спроса будет опорой для восстановления индекса промышленного производства, который вырастет в 2010 г. на 2,8 %. Значимый вклад в рост промышленности внесет рост на 3,5 % обрабатывающих производств.
Будет продолжена тенденция последовательного снижения темпов инфляции. В первой половине 2010 г. инфляция будет оставаться достаточно низкой (6-7 % в годовом выражении) в связи с сохранением высоких спросовых ограничений и прогнозируемым укреплением обменного курса [ 1]. По мере восстановления экономики и оживления спроса рост потребительских цен может возобновиться (табл. 3).
Таблица 3
Основные макроэкономические показатели в 2009-2012 гг.
Показатель 2009 2010 2011 2012
Темпы прироста ВВП к предыдущему году, % -8,5 1,6 3 4,3
Прирост цен, % 12 10 8 7
Однако следует отметить, что темпы роста инфляции с начала 2010 г. оказались выше прогнозируемых (февраль-март 2010 г. — 2,4 %).
Но в программу заложено замедление темпов роста инфляции в 2010—2012 гг. и более сильный рост экономики, поэтому предполагается, что реальная заработная плата в целом за 2010—2012 гг. вырастет на 6,5 %. Снижение инфляции благоприятно скажется на увеличении реальных располагаемых денежных доходов населения — в 2010 г. они вырастут на 3 %. Значительный вклад при этом будет вносить рост доходов пенсионеров. Стабильной останется в 2010 г. численность безработных, которая сократится в среднем за год до 6,3 млн человек, или 8,6 % от численности экономически активного населения (в 2009 г. — 6,4 млн чел.).
В 2010 г. планируется восстановить потребительский спрос, в первую очередь за счет проводимых мероприятий по опережающей индексации социальных пособий и выплат, повышению денежных доходов пенсионеров, а также восстановления докризисного уровня заработной платы в организациях коммерческого сектора на основе роста объемов производства и снижения инфляции. В целом за год потребительский спрос вырастет на 3,3 %. В последующие годы рост спроса будет
поддержан ростом заработной платы и восстановлением кредита.
В 2010 г. после падения на 2 % в 2009 г. ожидается рост мировой экономики на 3,3 %, в 2011 г. — на 3,3-4,1 %, в 2012 г. - на 3,8-4,8 %. При сохранении сложившихся внешнеэкономических тенденций в 2011 г. темп прироста ВВП составит около 3,1 %. В то же время при эффективной реализации антикризисных и модернизационных мер, решении краткосрочных проблем (преодоление стагнации банковского кредита, улучшение конкурентоспособности значительной части продукции в условиях укрепляющегося курса рубля и ряд других) в российской экономике есть определенный потенциал возврата к траектории роста.
Список литературы
1. О Федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов: Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ.
2. Приложения к Федеральному закону «О Федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов». URL: www.rg.ru.
3. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2010 г. URL: www.premier.gov.ru.