Таблица 6
Интерпретация интегрального показателя устойчивости
Значения интегрального показателя Характеристика
1,15 < ЯКуст > 1,3104 Зона высокой устойчивости
0,70 < ЯКуст < 1,15 Зона нормальной устойчивости
0,35 < ЯКуст < 0,70 Зона неустойчивого положения
ЯКуст <0,35 Зона абсолютно неустойчивого положения
Список литературы
1. Баканова, М. Н. Анализ основных факторов экономической устойчивости современного предприятия / М. Н. Баканова // Вестник МГПУ. - 2003. - № 2 (5). -С. 216-222.
2. Герасимов, Б. Н. Экономическая устойчивость в деятельности предприятий / Б. Н. Герасимов, М. Н. Рубцова // Вестник ОГУ. - 2006. - № 8. - Август.
3. Рубцова, М. Н. Методика определения экономической устойчивости предприятия в современных условиях / М. Н. Рубцова // Корпоративное управление в России: состояние, проблемы, развитие : сб. науч. тр. / под ред. Б. Н. Герасимова. - Самара : МАКУ, ПДЗ, 2005. - Вып. 2. - С. 53-59.
УДК 330.1
ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ УНИКАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КАРТЫ
А. В. Тарасов, К. Р. Гришаков, С. В. Мальков
Описана финансовая модель участия Сбербанка РФ в уполномоченной организации субъекта (УОС). Данная модель рассмотрена на основе рынка ЖКХ в Пензенском регионе (далее - УОС ЖКХ). Определен финансовый результат проекта, рассчитан срок окупаемости модели УОС ЖКХ для Сбербанка РФ, произведен расчет чистого дисконтированного дохода, указаны индекс доходности и другие характеристики инвестиционного проекта.
This article describes a model of financial participation of the Sberbank at the authorized organization of the subject (SLD). This model will be considered on the basis of market housing in the Penza region (the SLD HCS). The article defined the financial results of the project, calculates the payback period of SLD model housing for the Savings Bank, calculates the net present value, profitability index and other characteristics of the investment project.
Сбербанк РФ принимает активное участие во внедрении уникальной электронной карты (УЭК). На региональном уровне Сбербанк принял участие в создании ОАО «Оператор Электронного Правительства», которое является УОС в Пензенском регионе. Доля Сбербанка РФ составила 28 % от общего участия [1].
По своей сути доля Сбербанка РФ в УОС представляет собой реализацию проектного финансирования. В силу своей гибкости эта форма является эффективным инструментом как привлечения, так и инвестирования средств в условиях нестабильной экономики.
В 2008 г. Сбербанк РФ впервые принял участие в проекте УОС в Пензенском регионе, когда банк стал одним из учредителей ОАО «Оператор Электронного Правительства» путем взноса в уставный капитал 50 млн руб. По ходу реализации программы по внедрению УЭК в Пензенском регионе будут предусмотрены и другие капитальные затраты Сбербанка РФ. Согласно оценке специалистов, окупаемость данного проекта для каждого из участников может достигать от 3 до 6 лет.
Модель УОС ЖКХ рассмотрена на 2011-2014 гг. Выбор периода исследования модели УОС ЖКХ обусловлен тем, что именно с 2011 г. Сбербанк РФ осуществляет основные расходы на подготовку, внедрение системы УОС в Пензенском регионе, а также введение новых тарифов на услуги ЖКХ.
Доходы данной модели можно подразделить на три группы:
1) доход от использования инфраструктуры УОС ЖКХ;
2) доход от выпуска (эмиссии) карт УЭК;
3) доход от зачисления и приема платежей за услуги ЖКХ.
Первый тип дохода предполагает наличие участников УЭК, которые являются субъектами ЕПСС (Единая Платежная Система Субъекта УЭК). Субъекты включают в себя банки-эквайреры, поставщиков услуг и другие организации. Поток денег формируется за счет внесения вступительных и постоянных взносов за пользование инфраструктуры УЭК ЖКХ. В общем случае платежи по тарифам будут осуществляться из средств провайдеров услуг, оказываемых с использованием УЭК. В случае оказания государственной или муниципальной услуги платежи по тарифам будут осуществляться за счет средств соответствующих государственных бюджетов. Платежи за операции с использованием УЭК при оказании коммерческих услуг (транспортных и иных) будут осуществляться за счет средств соответствующих провайдеров (например, транспортных компаний).
Вступительные взносы осуществляются фиксированным платежом в размере 2 млн руб. в 2011 г. и 4 млн в 2012 г. от всех участников. Поступление денег от вступительных взносов в 2011 г. от участников осуществлялось в июне и декабре 2011 г. В 2012 г. предполагается, что участники должны вносить первоначальные выплаты ежеквартально по 1 млн руб. Постоянные взносы будут осуществляться с 2012 г. ежеквартально по 100 тыс. руб., а с 2013-2014 гг. - по 100 тыс. руб. через месяц от всех участников. Таким образом, доход от использования инфраструктуры УОС ЖКХ является фиксированным и не зависит от объема осуществления платежей за услуги ЖКХ через систему УОС. Данный вид дохода предполагает наличие долгосрочных контрактов с поставщиками услуг, Правительством Пензенской области, бан-ками-эквайрерами. Не предусматривается повышение тарифов за пользование инфраструктуры УОС ЖКХ на период с 2011 по 2014 г. Всего предполагается, что приток денег за четыре года от данного дохода составит 7,7 млн руб.
Второй доход от системы УОС ЖКХ - это доход от выпуска (эмиссии) карт УЭК с подключением банковского приложения. Он приносит наибольший приток денег за четыре года. Данный доход зависит от численности населения в Пензенском регионе. По данным территориального органа Федеральной службы статистики Пензенской области, численность в регионе на 1 января 2011 г. составляла 1 384 006 жителей. В модели учитывается прирост населения на уровне 0,005 % ежемесячно. С 1 января 2012 г. уже нача-
лась выдача УЭК в добровольном порядке, а с 1 января 2014 г. начнется выдача универсальных электронных карт гражданам, не подавшим заявления на получение такой карты и не написавшим отказа от получения карты. Каждый гражданин старше 14 лет может получить УЭК. Предполагается, что доля населения старше 14 лет составляет 70 % от общей численности ежегодно. Фактический охват населения (старше 14 лет) эмиссии составляет 0 % в 2011 г., 7 % в 2012 г., 28 % в 2013 г. и 56 % в 2014 г. Как видно, охват в 2014 г. достигнет своего максимума. В последующие годы будет наблюдаться снижение эмиссии до тех пор, пока не приблизится в совокупности к 100 % охвата населения. Предполагается, что ежегодный перевыпуск начиная с 2012 г. составит 5 % от количества эмиссии карт. Доход формируется за счет подключения банковского приложения, тариф которого равен 1000 руб. с одного человека. Предполагается также, что карты с подключенным банковским приложением будут составлять 80 % ежемесячно от общего числа эмиссии карт в данном месяце. Совокупный доход при подключении банковского приложения предположительно составит 709 502 000 руб. за четыре года.
Вторым по значимости является доход от зачисления и приема платежей ЖКХ с помощью УЭК. Данный доход складывается из двух составляющих: дохода от проведения платежей и дохода за начисление пени при просрочке платежа. Сбербанк РФ утвердил с 1 января 2011 г. комиссию за проведение платежей, проводимую через Единый Информационный Расчетный центр УОС (ЕИРЦ УОС), в размере 0,8 % от размера платежа. Комиссия ЕИРЦ УОС за начисления (пеня) составляет 2,5 % в месяц от суммы задолженности. На протяжении периода с 2011 по 2014 г. не предполагается рост тарифов. Задолженность ежемесячно составляет примерно 10 % от ежемесячного объема рынка ЖКХ. Объем рынка ЖКХ для Сбербанка РФ находится из расчета квартплаты на одного человека в месяц, умноженной на численность населения региона, с учетом доли на рынке услуг ЖКХ, которая составляет 17 %. Коммунальные услуги на одного гражданина, по данным территориального органа Федеральной службы статистики Пензенской области, составляют 1000 руб. в месяц. В июне происходит пересчет тарифов на следующие 12 месяцев. Предполагается, что единовременный рост тарифов с июля составит 15 %. Совокупный доход от ЖКХ предположительно составит 344 563 581 руб. за четыре года.
Валовый доход от модели УОС ЖКХ составит 1 061 766 370 руб. за четыре года.
Расходы модели ЖКХ можно подразделить на восемь групп:
1) расходы на ведение реестра карточек УЭК;
2) выпуск карт УЭК;
3) заработная плата; страховые взносы;
4) аренда оборудования;
5) установка оборудования;
6) амортизация оборудования;
7) налог на имущество;
8) прочие.
Первый тип расходов зависит от количества карт УЭК, подлежащих эмиссии, с учетом перевыпуска. Данный тип расходов появляется с 1 января 2012 г., когда начинается первый выпуск УЭК. Расход на ведение реестра
для одной карты составляет 12 коп. Предполагается, что данный тариф останется постоянным на протяжении четырех лет. Общий расход за четыре года составляет 1 275 512 руб. Они включаются в модель прямым счетом.
Источниками финансирования затрат на выпуск УЭК могут являться как бюджеты субъектов Федерации, так и средства частных инвесторов, в том числе организаций, размещающих на УЭК приложения в целях оказания соответствующих услуг. В данном случае такой организацией является Сбербанк РФ, размещающий на УЭК свои банковские приложения. По предположениям, затраты на создание одной карточки будут составлять 100 руб. в 2012 г.; 110 руб. - в 2013 г.; 121 руб. - 2014 г. Общие затраты на выпуск карт получаются путем умножения затрат при создании одной карты на количество эмиссии ежемесячно с учетом перевыпуска: за четыре года составили 102 880 500 руб. Они включаются в модель прямым счетом.
Остальные расходы распределяются пропорционально выручке модели
ЖКХ.
В связи с реализацией системы УЭК Сбербанк РФ создает отдел, который будет регулировать непосредственно внедрение, формирование и обслуживание ЕПСС УЭК. Для этого он создал подразделение, которое включает руководство, 1Т департамент, департамент по связям с общественностью, департамент продаж, бухгалтерию, финансовый департамент, правовой департамент. В 2011 г. в общей совокупности штат составил 95 человек. Предполагается, что будет ежегодно происходить найм рабочих в количестве 5 человек. Средняя заработная плата - 100 000 руб. Рост заработной платы составляет 10 % с 1 января каждого года. Общий расход по заработной плате за четыре года - 574 152 000 руб. Расходами являются ежемесячные страховые взносы (34 %) от фонда заработной платы. Их объем за четыре года составил 195 211 680 руб.
Следующая статья расходов - это аренда оборудования, которая включает аренду офисов, ПВК, ППЗ и абонентских пунктов. Сбербанк арендует один офис в 2011-2012 гг., а также два и три в 2013 и 2014 гг. соответственно. Ежегодно арендует 25 шт. ПВК, 20 шт. ППЗ и 15 шт. абонентских пунктов. Стоимость аренды офиса 500 000 руб. в месяц, ПВК -60 000 руб. в месяц, ППЗ - 40 000 руб. в месяц, абонентского пункта -50 000 руб. в месяц. Предполагается, что стоимость аренды ежегодно будет возрастать на 5 %. Общие расходы на аренду оборудования за четыре года составляют 227 988 000 руб.
Расходы на подготовку оборудования составляют 6000 руб. на единицу ПВК, ППЗ, абонентского пункта и 500 000 руб. на один офис в год. Предполагается, что в 2012 и 2014 гг. расходы на подготовку возрастут на 10 %. Данные расходы зависят не только от количества арендованного, но и приобретаемого оборудования. В 2011 г. было приобретено 3 шт. ПВК, 3 шт. ППЗ и один офис; в 2012 г. - 8 шт. ПВК, 8 шт. ППЗ и 5 шт. абонентских пунктов; предполагается в 2013 г. - 15 шт. ПВК, 15 шт. ППЗ; в 2014 г. - 3 шт. абонентских пунктов. Общие расходы на подготовку оборудования за четыре года составляют 7 826 000 руб. Стоимость оборудования ПВК, ППЗ, абонентского пункта и офиса: 1 000 000, 1 000 000, 1 000 000 и 500 000 000 руб. соответственно. Предполагается, что темп роста стоимости оборудования составит 10 % ежегодно. Остаточная стоимость оборудования ППЗ, ПВК, абонентских пунктов
на 1 июля 2011 г. системы УЭК Сбербанка РФ составляет 60 000 000 руб. Амортизация начисляется ежемесячно каждого года с учетом вновь приобретаемого оборудования в середине года. Срок полезного использования для оборудования ППЗ, ПВК, абонентских пунктов составляет 5 лет, а офиса - 15 лет. Общие расходы на амортизацию за четыре года составляют 238 705 966 руб.
Налог на имущество рассчитывается с учетом среднегодовой остаточной стоимости имущества по налоговой ставке 2 %. Общая сумма налога, уплаченная за четыре года, составляет 10 409 533 руб.
Прочие затраты состоят из текущего ремонта зданий, сооружений, услуг связи, командировочных расходов, коммунальных услуг, канцелярских товаров, услуг каналов связи и др. Их общая сумма составляет 70 000 руб. ежемесячно.
Структура расходов за четыре года показывает, что наибольшую долю затрат представляет собой заработная плата - 41 %, второе место по доле затрат занимает амортизация затрат оборудования - 18 %, третье - аренда оборудования -17 %, четвертое - страховые взносы - 14 %, пятое - выпуск карт УЭК - 8 %.
Таким образом, чистая прибыль за четыре года равна 388 140 000 руб.
Окупаемость данной модели составила 38 месяцев, что является хорошим показателем при реализации такого масштабного проекта. Внутренняя норма доходности составила 26,37 %, а модифицированная норма доходности -24 %. Норма доходности 134,39 %. Чистый дисконтированный поток равен 144 267 тыс. руб. Эти показатели свидетельствуют, что данный проект является выгодным для привлечения инвестиций.
Список литературы
1. Ахмадулина, А. Власть - электронному правительству! / А. Ахмадулина // Прямые инвестиции. - 2011. - № 1 (105).
УДК 332.64
СРАВНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И МАССОВОГО СПОСОБА ОЦЕНКИ НЕДВИЖИМОСТИ
М. Г. Тиндова, О. П. Корякина, И. Д. Рамазанова
Рассмотрены понятия и способы определения кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости, проведен анализ их различий на примере рынков жилья и земли, сделана попытка объяснения причин различий на основе рассматриваемых примеров.
Concepts and methods of determination of the inventory and market value of real estate objects are considered in the work. Analysis of their differences carried out on the example of the housing market and the earth and made an attempt to explain the causes of differences on the basis of the examples covered.
Существуют два основных вида оценки недвижимости: кадастровая и рыночная. Согласно ФСО № 4 [1] под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки.