©
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
B.В. Герасимова,
C.В. Куряков
^Доктрина экономической безопасности России введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные направления)», где определены цель и задачи системы экономической безопасности. Данная система призвана выявлять ситуации, при которых практически существующие или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений. Это означает, что в рамках системы должны разрабатываться меры по выходу страны из зоны опасности, проводиться экспертизы принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по вопросам финансово-экономической деятельности.
Экономическая безопасность базируется прежде всего на финансовой безопасности. Сущность последней рассматривается в отечественной эконо-
FINANCIAL SECURITY AND DEVELOPMENT OF FEDERALISM IN RUSSIA
Valentina Guerassimova,
Sergey Kuriakov
Financial security is the most important component of the economic security of a country. The main criteria of the financial security are financial independence of the country, its protection against external and internal threats and risks. The development of federative relations will create the conditions for strengthening regional administration and establishing regional institutional system able to provide the financial security.
2002 • ВЕСТНИК ПАГС 9 3
мической литературе не однозначно. Так, В.В. Бурцев определяет сущность финансовой безопасности любой страны, и в частности России, как «состояние ее экономики, при котором обеспечивается формирование положительных государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций» [1, с. 70]. А.В. Вахрамеев не разграничивает понятия финансовой и экономической безопасности. Однако сама трактовка экономической безопасности, ее задач позволяет отметить его выделение финансовой безопасности как базовой составляющей экономической безопасности. По мнению ученого, под финансовой безопасностью можно понимать «ликвидацию возможности для незаконного оттока капитала за границу не только административными, но и экономическими методами, чтобы владельцам капитала было выгодно вкладывать его в отечественную экономику, а не вывозить его из страны» [2, с. 75]. С другой стороны, А.В. Вахрамеев предлагает лишить возможности «олигархов» оказывать решающее влияние на социальноэкономические процессы в стране, дистанцировав первых от властных структур и государственных финансов [2, с. 76]. Одним из необходимых условий обеспечения финансовой безопасности автор считает принятие соответствующих юридических законов, которые гарантировали бы сохранность инвестиций и прибыли как российских, так и зарубежных инвесторов. Важным является также создание барьеров для развития «теневой экономики» и укрепление механизма взаимодействия власти и предпринимательских структур через соответствующий Совет при Правительстве РФ и Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Кроме того, существенным А.В. Вахрамееву представляется проведение разумной таможенной политики, которая защитит интересы отечественных производителей и обеспечит приток в страну необходимых ей материалов и новых технологий. Из указанного следует главный вывод: механизм реализации экономической и финансовой безопасности сводится к правовому механизму, обеспечивающему правовые нормы, административно-законодательные меры и методы регулирования финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
По мнению итальянских экономистов Карло Жана и Паоло Савоны , под финансовой безопасностью понимается такая область в экономике страны, где ощутимее всего подрывается государственный суверенитет [3, с. 37]. Этой областью следует считать государственные финансы страны, поскольку воздействие мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно новый уро-
©
вень и именно государственные финансы оказываются объектом, на который оказывается влияние мировым финансовыми системами. Таким образом, от того, насколько эффективным является механизм управления государственными финансами, зависит финансовая безопасность страны в целом и прежде всего ее финансовый и экономический суверенитет. По этой причине главным критерием финансовой безопасности является финансовая независимость страны и защита финансовой независимости от воздействия внешних угроз, под которыми понимаются геофинансы.
С точки зрения Ю.М. Осипова, финансовая составляющая в современной экономике является настолько важной, что экономика управляется в основе своей финансовым путем и реализуется через финансовые механизмы с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях [4]. Есть все основания говорить о формировании особой финансовой власти на международном уровне, которая посредством владения мировыми деньгами, распоряжения стоимостью и управления финансовыми потоками воздействует на мировое хозяйство и национальные экономики отдельных государств. Следствием такого воздействия является установление определенного валютного курса, формирование бюджетов и платежных балансов стран, наличие государственного долга, фиксирование соответствующих учетных ставок в отдельных странах.
Экономисты Э. Кочетов и Г. Петрова полагают, что анализировать сущность финансовой безопасности на современном этапе отдельной страны нельзя в отрыве от мировой финансовой ситуации и в отрыве от нового содержания финансовых потоков [5]. По их мнению, «существо нового содержания финансовых потоков состоит в том, что они, с одной стороны, оторваны от воспроизводственных циклов (уход в виртуальное геофизическое пространство); с другой стороны, они наполняют новым содержанием меновую стоимость. В этой ситуации углубление процесса отхода от эквивалентного обмена и перемещение финансовых потоков в спекулятивный капитал формируют новейшую историко-экономическую ситуацию, когда финансовый менеджмент и финансовое право (как часть финансового управления) получают новейшую функцию регулирования мировых денежных потоков» [5].
Директор ГУП НИЦ «Экобезопасность» О. Григорьев и государственный советник М. Хазин видят суть финансовой безопасности в возможности государства устранять диспропорции между новыми и традиционными секторами экономики. Инвестиции уходят в новые сек-
2002 • ВЕСТНИК ПАГС 9 5
©
тора экономики, которые не дают еще высоких доходов, а в традиционных отраслях не дают рентабельности [6, с. 15].
На наш взгляд, наиболее полно и глубоко содержание финансовой безопасности определено В.В. Бурцевым: «Финансовая безопасность государства состоит в способности его органов: обеспечить устойчивость экономического развития государства, обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров, нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых факторов (государства, ТНК, субсидированных группировок и др.), теневых (кланово-корпоративных, мондиалистских, мафиозных и др.) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему, предотвратить крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики, предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы, наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований, предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правонарушениях (в том числе легализацию и отмывание доходов, полученных преступным путем)» [7, с. 58].
Приходится констатировать, что в основных направлениях государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации финансовая безопасность освещена недостаточно полно, лишь отдельными фрагментами. Однако в этом документе дано определение такого ключевого понятия, как устойчивость финансовой системы государства, которая является важнейшим критерием финансовой безопасности страны: «Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности» [8].
По нашему мнению, финансовая безопасность страны предполагает осуществление самостоятельной финансово-экономической политики в соответствии с национальными интересами, направленной на обеспечение экономического роста страны, и создание эффективной системы государственного регулирования, обеспечивающей функцио-
©
нирование не только элементов финансовой системы государства, но и взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления.
Итальянский экономист Фульчери Бруни Рочча считает, что государственные финансы любой страны являются своеобразным каналом проникновения, позволяющим контролировать страну-должника извне. Опасность такого рода контроля состоит в том, что важнейший так называемый контроль постепенно распространяется на все стороны экономической и социальной сфер общества отдельно взятой страны. В результате складываются новые формы современного колониализма [3].
Использование финансовой помощи в конечном итоге может привести к насильственному проникновению в конкурирующую страну.
Проблема финансовой безопасности страны особенно остро проявилась на современном этапе по ряду причин.
Формирование постиндустриализма связано с созданием сферы услуг, и прежде всего финансовых услуг. Управление экономикой в промышленно развитых странах в нарастающей степени опирается на финансовый механизм с использованием соответствующих рычагов и стимулов, при этом финансовые цели в стратегии социально-экономического развития страны признаются приоритетными.
Сегодня усиливается влияние мировых денежных потоков, их интенсивность и оторванность от воспроизводственных циклов создают благоприятные условия для нарушения эквивалентного обмена в финансовых операциях и перелива финансовых потоков в спекулятивный и теневой капитал. Эти же причины создают определенные предложения для возникновения противоречий в движении финансовых потоков, а также уход в виртуальное геофинансовое пространство. В связи с этим возникает сложность в разграничении реальных и виртуальных финансовых потоков. По мнению Э. Кочерова и Г. Петровой, неразграниченность реальных и виртуальных финансов способствует накоплению необоснованного национального долга, когда внешние финансовые обязательства России возрастают в зависимости от манипулирования реальными и виртуальными финансовыми обязательствами в мировом финансовом обороте [5].
Неравномерность экономического развития стран в мировой хозяйственной системе создает угрозу прогрессу экономики и развитию кредитования. Риски при кредитовании связаны с финансовой задолженностью отдельных стран, с повышенной интенсивностью функционирования фондового мирового рынка и противоречиями, возникающими на национальных фондовых рынках. По мнению российских
экспертов О. Григорьева и М. Хазина, финансовый кризис обусловлен диспропорциями, вызванными противоречиями между новыми молодыми и традиционными секторами экономики, складывающимися в условиях структурной перестройки. В традиционных секторах экономики падает рентабельность, и инвестиции стремятся в новые сектора экономики, но доходность от инвестиции незначительна [6, с. 15]. К тому же цикличность экономического развития предполагает создание кризисной ситуации в финансово-экономической сфере стран, что и вызывает финансовый кризис в будущем. Финансовый и экономический кризисы возникают в странах слабых в финансово-экономическом отношении. России также угрожает финансовый кризис, поэтому задача правительства - предусмотреть меры, предупреждающие кризис, или меры, смягчающие его негативное воздействие. Для разработки антикризисных мер следует выявить внутренние и внешние угрозы и риски финансовой безопасности.
Внутренние угрозы возникают в связи с ошибками нерациональной и неадекватной финансово-кредитной политики и просчетами в управлении в целом и выборе стратегии в частности. Для России подобные сложности финансовой безопасности характеризуются как общими признаками, свойственными практически всем странам, так и специфическими, типичными только для России чертами, порожденными условиями перехода от административно-командной к рыночной системе хозяйствования и становлением рыночных отношений.
К внутренним угрозам финансовой безопасности, характерным для всех стран, относятся риски, возникающие в первую очередь в ходе субъективной деятельности людей: неадекватного механизма государственного регулирования, нерациональной финансово-экономической политики. Для России внутренние угрозы финансовой безопасности возникают наряду с указанными причинами также из-за просчетов и ошибок органов власти и управления, бесхозяйственности экономических субъектов, криминализацией экономики. Нерациональная финансово-экономическая политика приводит к нарушениям финансового обеспечения, сжатию денежной массы, к расточительному использованию валютных кредитов и оттоку валютных средств вследствие отсутствия барьеров для утечки валюты в оффшорные зоны.
Существуют две главные причины возникновения внешних угроз финансовой безопасности: возрастающая интенсивность экономических связей и обусловленные ею процессы интернационализации и глобализации мирового хозяйства, а также усиление роли транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп как в сфере
©
производственно-хозяйственной, так и в сфере распределительных отношений.
Внедрение новейших информационных технологий укрепляет взаимосвязь национальных финансовых рынков, которая, в свою очередь, оказывает влияние на финансовую систему национальных государств и положительно, и негативно, в зависимости от складывающейся ситуации.
Многообразие и высокая степень динамики финансовых инструментов, используемых для реализации денежно-кредитной политики стран, усиливает конкуренцию национальных государств за влияние на мировом финансовом рынке. Высока степень зависимости национальных экономик отдельных стран от зарубежного капитала, особенно от частного спекулятивного, что делает финансовые системы стран уязвимыми.
Анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности важен как с позиции их предотвращения и упреждения, так и с точки зрения разработки стратегии финансовой безопасности. При этом важно учитывать возможность использования активных и пассивных форм укрепления финансовой безопасности и борьбы с внутренними и внешними рисками.
Стратегической целью финансовой безопасности любой страны, включая Россию, является отслеживание и регулирование мировых финансовых потоков, воздействующих на национальную финансовую систему, и защита национальных экономических и финансовых интересов. В связи с этим следует особо ответственно подходить к займам международных финансово-экономических организаций. Роль этих займов велика, так как они служат финансовой базой для проведения реализации структурных преобразований в экономике и формирования рыночной инфраструктуры, а также для осуществления социальных программ. Тем не менее займы международных финансовых организаций могут носить кабальный характер, способствуя потере бюджетных средств в силу обслуживания и погашения займов. В случае, если темпы расходования заимствованных средств замедляются, то это ведет к увеличению расходов по выплате международным финансовым организациям. На сегодняшний момент отсутствует эффективная система учета и контроля иностранных займов.
Не менее важным является определение количественных и качественных пороговых значений финансовой системы России, которые отвечали бы требованиям финансовой безопасности. К ним следует в первую очередь отнести предельные величины темпов инфляции, де-
фицита бюджета, государственного долга, золотовалютных резервов, теневой экономики. Выявление количественных и качественных пороговых значений предполагает, в свою очередь, разработку механизмов и мер идентификации внешних и внутренних угроз финансовой безопасности страны, определения сфер локализации угроз и их основных носителей.
Стратегия финансовой безопасности в обязательном порядке должна включать разработку методологии прогнозирования предотвращения угроз финансовой безопасности и организацию институциональных преобразований, которые смогли бы нейтрализовать или смягчить эти угрозы.
Стратегия финансовой безопасности должна способствовать, на наш взгляд, нахождению определенных параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.
Общенациональная стратегия финансовой безопасности должна найти логическое продолжение в разработках стратегий финансовой безопасности на уровне регионов отраслей, субъектов хозяйственной деятельности.
Стратегия финансовой безопасности на региональном уровне предполагает выработку следующих структурно-логических элементов: характеристику региональных сфер локализации угроз финансовой безопасности; разработку соответствующих мер идентификации угроз финансовой безопасности и их носителей; установление пределов иностранного участия в капитале региональных отечественных организаций; меры в отношении компаний, расположенных в регионе и осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции; создание региональных систем контроля за привлечением и использованием средств иностранных заимствований; регулирование межбюджетных отношений. Особо важное значение имеет контроль за деятельностью региональных отделений транснациональных корпораций.
В мировой практике известны примеры, когда многие сферы государственного управления, относящиеся к макроэкономическому уровню (налогообложение, валютные курсы, учетная ставка), подвергаются воздействию со стороны крупных транснациональных корпораций, в том числе и на региональном уровне как в прямой, так и в косвенной формах. Прямая форма воздействия проявляется в активном лоббировании интересов транснациональных корпораций и в вытеснении конкурентов - региональных товаропроизводителей - с локальных рынков. Косвенное воздействие направлено на оказание влияния на
1 00 2002 • ВЕСТНИК ПАГС
1 00
©
структуру регионального экспорта и импорта через планирование собственного бизнеса, на темпы роста регионального дохода, инвестиционную привлекательность региона.
С развитием федеративных отношений и укреплением региональной системы управления будет поставлен барьер влиянию транснациональных корпораций, с одной стороны, а с другой - сформируются условия, благоприятствующие функционированию региональной институциональной системы для обеспечения финансовой безопасности.
Библиографический список
1. Бурцев В.В. Основные условия государственной финансовой безопасности // Экономист. 2001. № 9.
2. Вахрамеев А.В. Национальная безопасность Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3.
3. Жан К., Савона П. Геоэкономика. М., 1997.
4. Осипов Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики // Материалы научной конференции «Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент». М., 2000.
5. КочетовЭ, Петрова Г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные: Финансовый дуализм и его правовые аспекты // Общество и экономика. 2000. № 1.
6. Светин Е. Финансовый кризис: Эпизод II: Скрытая угроза // Финансовая Россия. 2000. № 30.
7. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1.
8. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации: Основные направления» // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2117.
2002 • ВЕСТНиК ПАГС 101