3. Модели для выработки политики.
Модели поведения потребителей изучают механизмы процесса покупки без учета влияния существенных маркетинговых усилий. В эту группу входят модели, позволяющие определить объем спроса, долю рынка определенного товара, ее динамику. Модели отклика (по большей части) опираются на модели поведения потребителей и дают представление о том, как рынок реагирует на маркетинговые усилия производственного предприятия. Модели распределения позволяют решать большой класс задач по оптимальному распределению средств, выделенных на маркетинговые усилия, такие как:
- распределение расходов на рекламу между п рекламными средствами;
- распределение бюджета между т сегментами рынка;
- распределение бюджета по интервалам времени.
Любые решения, получаемые в результате экономико-математического моделирования, следует рассматривать не как управленческий шаблон, а как совет для лица, принимающего решение. При этом предполагается обязательная проверка адекватности модели, т. е. проверка соответствия модели.
В ходе исследования выявлено, что информационное обеспечение маркетинговой деятельности является процессом. Для организации оптимального управления маркетинговой информацией создаются маркетинговые информационные системы. Актуаль-
ная, своевременная и точная информация, используемая для информационного обеспечения, создается в ходе применения специальных методов и средств ее получения, обработки, накопления и выдачи.
Литература
1. Бушуева, Л.И. Экономико-математическое исследование систем информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятия в регионе / Л.И. Бушуева // Маркетинговые исследования. - 2008. - № 5 (67) - С. 24 -25.
2. Ковалев, А. Промышленный маркетинг / А. Ковалев.
- М., 2002.
3. Парамонова, Т. Место управленческого учета в структуре маркетинговой информационной системы / Т. Парамонова // Маркетинг. - 2007. - № 1 (92). - С. 28 -30.
4. Татаренко, В.Н. Информация и информационное взаимодействие в системе маркетинга / В.Н. Татаренко // Известия СПбГУЭФ. - 2005. - № 4. - С. 60.
5. Трушникова, И.О. Маркетинговое исследование рынка товаров промышленного назначения / И.О. Трушникова, М.А. Юняева / под науч. ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра экон. наук, профессора Г.Л. Багиева. -СПб., 2011.
6. Щинова, Р.А. Методология формирования маркетингового информационного обеспечения промышленного предприятия / Р.А. Щинова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2010. - № 3.
- С. 35.
УДК 697.34.(470.12)
А.Н. Таслунов
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Е.С. Губанова
ФИНАНСИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ГОРОДА
(НА ПРИМЕРЕ Г. ВОЛОГДЫ)
В статье рассматриваются вопросы централизованного теплоснабжения на примере жилищно-коммунального хозяйства г. Вологды. На основе комплексного изучения статистических данных и финансовой отчетности МУП «Вологдагортеплосеть» представлены проблемы централизованного теплоснабжения Вологды, а также определены приоритетные направления их решения. Обоснована необходимость комплексной модернизации данной отрасли. Также рассмотрены варианты привлечения инвестиций.
Жилищно-коммунальное хозяйство, централизованное теплоснабжение, комплексная модернизация, привлечение инвестиций.
The article considers the issues of the centralized heat supply on the example of housing and utilities services of Vologda. The problems concerning the district heating in Vologda and priority directions of their solution are presented in the paper based on complex study of the statistical data and financial statements. The need for complex modernization of this sector is justified in the paper. The article considers the ways of attracting investment.
Housing and utilities services, district heating, complex modernization, attraction of investments.
Жилищно-коммунальное хозяйство, являясь одной из наиболее значимых сфер экономики, оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Особое место в жилищнокоммунальном секторе занимает централизованное
теплоснабжение, от которого напрямую зависит жизнеобеспечение города.
Теплоснабжение г. Вологды осуществляется с помощью 56 котельных различной мощности: из них 17 мощностью до 3 Гкал/час, 27 мощностью от 3 до
20 Гкал/час и 12 - от 20 до 100 Гкал/час. Причем на долю последних приходится выработка примерно 65% тепловой энергии, а это более чем 690 Г кал/час (рис. 1).
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
17
27
12
23,6
338,7
690,С.
Количсешо, од Мощное і ыо до 3 Гка/і /час
Вьірабаїьіваомаи мощносіь, Гкал/час Мощностью 01 3 до 20 Гкал /час
Рис. 1. Характеристика центрального теплоснабжения г. Вологды
Монопольное положение в теплоснабжении г. Вологды занимает Муниципальное унитарное предприятие «Вологдагортеплосеть», основанное в 1965 г. Предприятие реализует покупную теплоэнергию и теп-лоэнергию собственной выработки. На его долю приходится 27 котельных города, которые вырабатывают 714,6 Гкал/час, т.е. две трети (68 %) всего производимого тепла. Другими источниками теплоэнергии в городе являются котельные крупных промышленных предприятий города (ОАО «ВОМЗ», ОАО «Агроскон», ОАО «Северный коммунар» и др.). На балансе МУП «Вологдагортеплосеть» находится 81 % тепловых и паровых сетей города (рис. 2).
Кол ичос то коюльных, од, Вьірабаїьіваомаи мощі юс іь Проіяжсіімосіь' коюльных, % маоойыхео
силовых и ей, %
□ МУП «Вологдагортеплосеть»
Рис. 2. Место МУП «Вологдагортеплосеть» в централизованном теплоснабжении г. Вологды
Система централизованного теплоснабжения городов после распада Советского союза и, соответственно, после крушения планового управления народным хозяйством так окончательно и не адаптировалась к рыночным условиям, что привело к деградации отрасли. Нерешенной остается проблема физического и морального износа источников теплоснабжения. Функционирующие достаточно длительный период времени котельные имеют низкий КПД (73 - 80 %), к тому же 65 % из них отработали свой нормативный срок. Вспомогательное оборудование (насосы, вентиляторы и др.), использовавшиееся в
1970 - 1980 гг., полностью изношено.
В 2010 г. общая протяженность тепловых и паровых сетей г. Вологды составила 345 км, из них более половины (201,8 км) нуждались в замене. За последние пять лет ситуация изменилась только в худшую сторону: на 54 п.п. увеличилась доля сетей, которые требуется заменить. Следует отметить, что, несмотря на критический износ сетей, в 2010 г. было отремонтировано всего лишь 2,8 % от их общего протяжения, или 9,6 км. Техническое состояние тепловых сетей оказывает непосредственное влияние на повышение потерь тепла и теплоносителя. В 2010 г. потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей в г. Вологда составили 1,4 % от подачи тепла, колебавшись за период 2007 - 2009 гг. от 5,5 до 6,7 % (табл. 1).
Таблица 1
Состояние тепловых и паровых сетей г. Вологды
Показатель Годы Изменение за 2006 -2010 гг., п.п.
2006 2007 2008 2009 2010
Общая протяженность, км 265,7 362,1 362,1 367 345 129,8*
Удельный вес сетей, нуждающихся в замене, % 4,3 52,1 53,0 8,9 58,5 54,2
Заменено сетей, в % от их общего протяжения 6,4 8,0 3,7 2,8 2,8 -3,6
Потери тепловой энергии в сетях, в % подачи в тепла 2,1 6,7 5,5 6,2 1,4 -0,7
* - 2010 г. к 2006 г., %
Источники: О работе коммунальных организаций в 2007 году: Стат. бюллетень / Вологдастат. - Вологда, 2008; Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2009 году: Стат. бюллетень / Вологдастат. - Вологда, 2010; Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2010 году: Стат. бюллетень / Вологдастат. - Вологда, 2011.
Особенностью функционирования системы теплоснабжения является то, что источники тепла работают нерационально: одни перегружены и работают с дефицитом тепла (котельные, находящиеся на балансе МУП «Вологдагортеплосеть»), другие недогружены и имеют большой резерв тепловой мощности (котельные крупных промышленных предприятий города). Это приводит к перерасходу топлива и электроэнергии при производстве тепловой энергии. Для справки: по всей России за один отопительный сезон по этой причине перерасход топлива составляет не менее 60 млрд. р. в денежном выражении, то есть порядка 8 % от всех расходов на теплоснабжение [8].
Ветхое состояние тепловых сетей и котельных,
главным образом, сказывается на стоимости и качестве теплоснабжения. Затратный метод ценообразования не стимулирует организации коммунального комплекса к обновлению основных фондов, что, в конечном счете, приводит к завышению собственных издержек. За последние пять лет тариф на отопление вырос на 74 %, обогнав индекс потребительских цен на 10 % (за 2006 - 2010 гг. рост ИПЦ составил 164 %). Вместе с тем, 34 % стоимости оплаченных населением жилищно-коммунальных услуг приходится на отопление [6].
Стоит отметить, что реформа жилищно-коммунального хозяйства не только предполагает 100 %-ю оплату предоставляемых услуг, но и повышение качества. Например, температура воздуха внутри отапливаемых помещений должна быть от 18 до 20°С, а температура горячей воды - 60°С. Согласно опросу жителей г. Вологды, проведенному Институтом социально-экономического развития территорий РАН в апреле - мае 2010 г., было установлено, что только 35 % опрошенных полностью удовлетворены теплоснабжением их дома и 22 % подачей горячей воды [1]. Это говорит о существующих недостатках в системе централизованного теплоснабжения г. Вологды, которая не может обеспечить комфортное проживание всех горожан.
В целом централизованная система теплоснабжения г. Вологды находится в критическом состоянии -сильный износ сетей и основных фондов котельных ставит под угрозу стабильное и бесперебойное жизнеобеспечение города и приводит к большой вероятности возникновения аварийной ситуации, когда эксплуатационные службы просто не смогут с ней справиться.
Для устойчивого функционирования и развития централизованного теплоснабжения г. Вологды, по нашему мнению, органам местного самоуправления необходимо сосредоточить свое внимание на решении существующих проблем и провести комплексную модернизацию отрасли, включающую:
- замену сетей и проведение капитального ремонта зданий коммунальных предприятий;
- замену устаревшего оборудования на современное, отвечающее последним требованиям по энергосбережению;
- оптимизацию работы систем теплоснабжения и тепловых сетей;
- совершенствование методов формирования затрат и их последующее снижение на производство и передачу коммунальных ресурсов;
- совершенствование системы управления предприятиями.
Однако комплексная модернизация этой отрасли требует значительных инвестиций. Например, чтобы произвести замену изношенных сетей в течение
5 лет, необходимо прокладывать по 70 км в год. Поэтому возникает вопрос о финансировании подобных мероприятий. Анализ деятельности МУП «Вологда-гортеплосеть», проведенный на основе финансовой отчетности, указывает на проблемы функционирования предприятия, и на то, что оно не способно провести подобные мероприятия собственными силами.
Финансовое положение предприятия крайне неустойчивое. На протяжении 2006 - 2010 гг. значение коэффициента автономии было ниже нормативного. Его снижение за рассматриваемый период свидетельствует об увеличении финансовой зависимости организации от заемных источников средств. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств указанное время отклонился от нормативного значения на 16 %. Причем, ежегодно этот показатель превышал нормативное значение (К<1), что свидетельствует об увеличении финансового риска. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами за исследуемый период показал, что на предприятии отсутствуют средства для покрытия запасов и затрат источниками формирования.
Коэффициент текущей ликвидности за 2006 -2010 гг. был значительно ниже значений диапазона нормативных ограничений. В связи с этим МУП «Во-логдагортеплосеть» не способно погашать краткосрочные обязательства. Коэффициент абсолютной ликвидности за исследуемый период был в среднем в
6 раз меньше норматива, что свидетельствует о крайне неудовлетворительном уровне платежеспособности предприятия.
Анализ коэффициентов общей рентабельности и рентабельности продаж показал, что, начиная с 2008 г., у предприятия появилась возможность покрывать затраты посредством прибыли, до этого года оно было убыточным. Еще одним коэффициентом оценки доходности служит коэффициент рентабельности собственного капитала. На протяжении 2006 - 2010 гг. его значение было меньше 5,2 %1, исключение составил 2008 г. - 21,34 %. Это подтверждает тот факт, что государственное регулирование естественных монополий позволяет функционировать им только в полосе ограниченной рентабельности, вследствие чего вложенный капитал используется неэффективно (табл. 2).
Согласно проведенному анализу деятельности МУП «Вологдагортеплосеть», можно заключить
следующее.
Во-первых, финансовое положение предприятия крайне неустойчиво, высока вероятность финансовых затруднений в настоящее время и в перспективе. Кроме того, МУП «Вологдагортеплосеть» не обеспечено собственными источниками финансирования даже для покрытия минимально необходимого набора запасов и затрат. В таком случае говорить о возможности проведения модернизации за счет собственных средств МУП «Вологдагортеплосеть» не представляется возможным. Городская администрация также не располагает свободными средствами для финансирования этих целей.
Во-вторых, предприятие непривлекательно для кредиторов, так как оно практически не способно погашать текущие обязательства, поэтому вероятность привлечения заемных средств крайне мала.
1 Средневзвешенная ставка по депозитам Центрального Банка РФ за 2010 г.
Таблица 2
Оценка финансовой устойчивости МУП «Вологдагортеплосеть»
Показатель Норматив 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2006 г. к. 2010 г., %
Коэффициент автономии >0,5 0,39 0,32 0,41 0,48 0,36 92,3
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств < 1 1,55 2,13 1,43 1,08 1,80 116,1
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами > 0 -2,10 -2,93 -1,94 -0,87 -1,19 56,7
Коэффициент текущей ликвидности 1,5 - 2,5 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 200,0
Коэффициент абсолютной ликвидности > 0,2 0,11 0,01 0,04 0,06 0,10 90,9
Общий коэффициент рентабельности, % > 0 -10,42 -4,27 5,58 -0,83 0,29 10,7
Рентабельность продукции, % > 0 -7,28 -10,09 4,14 1,32 2,00 9,3
Рентабельность собственного капитала, % > 5,2 -27,54 -19,45 21,34 -2,93 0,75 28,3
В-третьих, МУП «Вологдагортеплосеть» непривлекательно для инвесторов по причине низкой рентабельности. Затратный метод ценообразования тарифов и государственное регулирование деятельности предприятий теплоснабжения препятствует притоку инвестиций в отрасль.
Таким образом, данные выводы подтверждают главный тезис о том, что управление предприятием происходит неэффективно, и возможными способами реализации инвестиционных потребностей отрасли централизованного теплоснабжения могут быть:
- развитие муниципально-частного партнерства на основе концессионных соглашений;
- развитие рынка энергосервисных компаний, осуществляющих мероприятия по модернизации и энергосбережению на основе перформанс-контрак-тов;
- создание муниципального фонда энергосбережения для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;
- предоставление со стороны муниципальных органов власти гарантий по кредитам, выдаваемым коммунальным предприятиям на проведение мероприятий по модернизации и реконструкции (примером может служить кредитный договор, подписанный в 2006 г. между МУП «Вологдагорводоканал» и Европейским Банком Реконструкции и Развития, о выделении кредита в размере 367 млн. р., гарантом по которому выступило Правительство Вологодской области [5]);
- поддержка со стороны муниципальных органов власти коммунальных предприятий в получении средств на модернизацию из Фонда содействия реформированию ЖКХ и других бюджетных источников.
Таким образом, для осуществления комплексной модернизации коммунального комплекса необходима четкая муниципальная программа поддержки коммунальных предприятий, предполагающая привлечение значительных бюджетных и внебюджетных средств, направленных на реализацию инвестиционных проектов.
Литература
1. Барабанов, А. С. Ресурсосбережение как основной приоритет преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве (на примере водоснабжения г. Вологды) / А.С. Барабанов, А.Н. Таслунов // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2011. - № 4. - С. 386 -368.
2. Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2009: стат. бюллетень / Вологдастат. - Вологда, 2010.
3. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ.
4. Огнев, И.А. Реформа ЖКХ в тупике / И.А. Огнев // ЭКО.
- 2010. - № 12. - С. 93 - 108.
5. Официальный сайт Правительства Вологодской области - ЦКЬ: http://vologda-oblast.ru/
6. Таслунов, А.Н. Анализ тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Вологды) / А.Н. Таслунов, А.С. Барабанов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.
- 2011. - № 6. - С. 106.
7. Энергосбережение в многоквартирном доме / И.В. Генцлер, Е.Ф. Петрова, С.Б. Сиваев, Т.Б. Лыкова. - Тверь, 2009.
8. Энергосбережение в теплоснабжении: материалы конференции «Энергосбережение в России 2011» / Коммунальщик. - 2011. - № 5.