Региональная экономика
© Кожевников С.А.
ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
В статье выявлены особенности и ключевые проблемы жилищно-коммунального хозяйства сельских территорий. Определены основные направления деятельности региональных и местных органов власти, реализация которых будет способствовать повышению эффективности функционирования данной сферы муниципального хозяйства в сельской местности и качества предоставляемых услуг.
Жилищно-коммунальное хозяйство, сельские поселения, коммунальная инфраструктура, инвестиционные процессы, государственная политика, Вологодская область.
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) - одна из важнейших сфер муниципального хозяйства, стабильное функционирование которой является необходимым условием для создания комфортной среды проживания, обеспечения высокого качества жизни населения и воспроизводства человеческого капитала. Кроме того, развитая инженерная инфраструктура выступает «локомотивом роста» местной экономики, фактором повышения инвестиционной привлекательности и обеспечения устойчивого развития территории.
Жилищно-коммунальное хозяйство Вологодской области, как и большинства других регионов страны, продолжает оставаться в системном кризисе. В наибо-
лее удручающем состоянии данная сфера находится в сельской местности, что подтверждают результаты опросов глав муниципальных образований Вологодской области, ежегодно проводимых Институтом социально-экономического развития территорий РАН. Так, в 2012 году 37% глав сельских поселений региона признали состояние муниципального ЖКХ плохим и очень плохим (что на 6 п. п. выше уровня 2008 года) и лишь 6% - хорошим (рис. 1).
Таким образом, отмечается нарастание масштабов и остроты проблем в ЖКХ сельских территорий, каковым является и Тарногский муниципальный район (табл. 1).
Оказанием жилищно-коммунальных услуг на территории района занимаются 10 организаций, большинство из них создано на базе бывших муниципальных унитарных предприятий (МУП).
Основой ЖКХ является жилищный фонд, находящийся в настоящее время в неудовлетворительном состоянии. В 2012 году около 12% от общей площади жилых помещений Тарногского сельского поселения являлось ветхим и аварийным.
КОЖЕВНИКОВ Сергей Александрович младший научный сотрудник ФГБУН ИСЭРТ РАН [email protected]
Рис. 1. Оценка состояния жилищно-коммунального хозяйства в сельских поселениях Вологодской области (в % от числа опрошенных)1 [11; 2, с. 33]
Таблица 1. Численность населения Тарногского муниципального района в 2012 году, чел.
С 100 -90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 7 6 62 [Ц т
хорошее удовлетворительное □ 2008 год □ 2012 год плохое и очень плохое
Сельское поселение Численность населения
Тарногское 8157
Спасское 1207
Заборское 1106
Маркушевское 666
Верховское 665
Илезское 656
Всего 12457
Источник: Официальный сайт Вологдастата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vologdastat.gks.ru
В них проживали 666 человек (8,2% от общей численности жителей поселения). В целом по району к категории ветхого и аварийного жилья относилось 6,7% жилищного фонда (при среднеобластном уровне - 6%) [1; 9].
Коммунальная сфера сельских поселений также находится в кризисном состоянии. Так, в 2012 году 70,5% тепловых сетей Спасского сельского поселения нуждалось в замене (рис. 2). Похожая ситуация отмечается и в других
сельских поселениях района (в Илез-ском - 36,3, Тарногском - 30,8%) [1].
В неудовлетворительном техническом состоянии продолжают оставаться системы водоснабжения поселений района, причём в течение последних пяти лет ситуация в данной отрасли ЖКХ продолжала ухудшаться. В настоящее время 97% уличной водопроводной сети Верховского сельского поселения отслужило свои нормативные сроки и нуждается в замене. Более половины
1 С 2007 года ИСЭРТ РАН проводится ежегодный опрос глав муниципальных образований Вологодской области с целью исследований тенденций и проблем реформирования местного самоуправления в регионе. В 2008 году в опросе приняли участие главы 321 сельского поселения (в 2012 году - 252). При этом ошибка выборки не превышает 4%.
100 -
90 -
80 -
70 -
60 -
50 -
40 -
30 -
20 -
10 -
0 -
70,5
36,3
30,8
13'8 11,1 П I I
Спасское
Илезское
Тарногское
Верховское
Заборское
Рис. 2. Доля тепловых сетей, нуждающихся в замене, в общей протяжённости тепловых сетей (в 2012 году, %)*
* По Маркушевскому сельскому поселению данные не представлены.
% 100 1 80 -60 -40 -20 - о 9 30 п 7,1 70 54,4 31 1 1 30 V—5 28,1 33,3 6, 5 ,5 н. д.
Верховское Заборское Илезское Тарногское Маркушевское Спасское □ 2008 год П2012 год |
Рис. 3. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, в её общей протяжённости, %
сетей водопровода в Заборском поселении также являются изношенными, в Илезском - 37,5% (рис. 3).
Однако реальный уровень износа сетей может быть намного выше, поскольку их техническая инвентаризация и оценка производятся несистематически или не проводятся вовсе.
Лишь в двух муниципалитетах состояние инфраструктуры водоснабжения в 2008 - 2012 гг. улучшилось. В частности, в Тарногском поселении доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене, сократилась с 28,1 до 6,9% (реновация
в рамках производственной программы ООО «Водоканал-Тарнога»), в Марку-шевском - с 33,3 до 5,0% (за счёт нового строительства).
Комфортная среда проживания связана с благоустроенностью жилищного фонда всеми видами коммунального обеспечения. Вместе с тем услугами, связанными с функционированием систем канализации, в настоящее время обеспечены жители лишь двух муниципальных образований района (Заборского и Тарногоского сельских поселений), при этом объекты водоотведения характе-
ризуются крайней степенью изношенности: в Заборском поселении 100% канализационных сетей нуждается в замене, в Тарногском - около % [1].
Неудовлетворительное состояние систем коммунальной инфраструктуры ведёт к высокой аварийности. Так, на 1 км сетей водоснабжения, находящихся в эксплуатации у ООО «Надежда», происходит в среднем 2 аварии в год, ООО «Водо-канал-Тарнога» - 1 авария (при допустимых - 0,3-0,4).
Ввиду высокой изношенности сетей и технологической отсталости предприятий потребление коммунальных ресурсов характеризуется существенными потерями. Например, потери воды на ООО «Водоканал-Тарнога» в 2012 году составили 11% от общего объёма ресурса, поданного в сети. Аналогичная ситуация складывается в сфере теплоснабжения. Технологические потери тепловой энергии на большинстве предприятий сельских поселений района в несколько раз превышают нормативные значения [5; 8]. В частности, на ООО «Услуга» около половины тепловой энергии расходуется непроизводительно, на ООО «Заречье» и ООО «Надежда» - 32% (при среднеобластном значении - 8,5%, рис. 4).
Другой причиной неэффективного использования коммунальных ресурсов является низкая обеспеченность потребителей приборами учёта. В 2011 году только 3% от общего объёма произведённой тепловой энергии отпускалось с использованием счётчиков (холодной воды - 42%); приборами учёта обеспечены в основном крупные сельские поселения района (Тарногское, Заборское).
Критический износ коммунальных сетей, технологическая отсталость, низкий КПД, большие непроизводительные потери являются главными причинами высоких издержек коммунальных предприятий. В свою очередь узкая зона обслуживания, а также ограниченные объёмы государственной поддержки являются факторами, обусловливающими существенно большую стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг в сельской местности по сравнению с городскими территориями. Так, в 2012 году стоимость одного гигакалория тепловой энергии, произведённой на ООО «Илеза» (Илезское сельское поселение), составляла 4359 рублей, что в 5,6 раза выше, чем, например, на ЗАО «Череповецкий ФМК» (г. Череповец) (рис. 5).
ООО «Услуга»
ООО «Заречье»
ООО «Надежда»
ООО «Илеза»
) среднем по району
! среднем по области
10
19,4
15,2
31,6
31,5
15
20
25
30
35
40
43,8
45
50
0
5
Рис. 4. Технологические потери тепловой энергии,
в % от общего объёма тепловой энергии, поданной в сети [4; 7]
ЗАО «Череповецкий ФМК» (г. Череповец)
МУП «Вологдагортеплосеть» (г. Вологда)
ОАО «Тотемская ЭТС» (г. Тотьма)
ООО «Надежда»
ООО «Услуга»
ООО «Илеза»
783
1081
1172
1000
2958
3622
2000
3000
4359
руб./Гкал
4000
5000
0
Рис. 5. Стоимость тепловой энергии для потребителей бюджетной сферы в 2012 году, руб./Гкал [7]
Очевидно, что в сложившихся условиях покрыть потребность ЖКХ сельских поселений в финансовых средствах исключительно за счёт конечного потребителя ввиду его низкой платёжеспособности не представляется возможным2. Так, средняя заработная плата в Тарногском районе на начало 2012 года составляла 12550 руб. (60,5% от среднеобластного уровня), пенсия - 8207 руб. (96,4%). Дальнейший рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства приведёт к резкому уменьшению собираемости платежей населения, задолженность которого только в течение 2008 - 2012 гг. увеличилась в 3,6 раза (с 531,7 до 1900 тыс. руб.).
В связи с дефицитом свободных финансовых средств в настоящее время ни на одном коммунальном предприятии Тарногского района не реализуются инвестиционные программы, а имеющиеся ресурсы могут покрыть расходы лишь на устранение аварийных си-
2 Значительная часть населения, проживающего в данных муниципальных образованиях, - это люди пенсионного возраста с низким уровнем доходов (например, в Верховском сельском поселении их доля составляет 40,5% от общего числа жителей) [6]. Вместе с тем промышленный, аграрный секторы и другие сферы муниципального хозяйства по причине своей неразвитости в большинстве малых сельских поселений района не являются крупными потребителями жилищно-коммунальных услуг
туаций и частичную замену ветхих сетей. В частности, в 2012 году ремонтный фонд ООО «Заречье» (Маркушевское сельское поселение) составлял всего 5,4 тыс. руб. (4,3% от общего объёма расходов предприятия), ООО «Надежда» (Верховское сельское поселение) -70 тыс. руб. (3,8%) [7]. Очевидно, что за счёт данных средств провести полноценную реновацию систем коммунальной инфраструктуры не представляется возможным, а заёмное финансирование ввиду нестабильного состояния предприятий и их низкой инвестиционной привлекательности является недоступным.
Другим источником финансовых средств для обеспечения функционирования ЖКХ являются прямые бюджетные ассигнования. В соответствии с ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 10.07.2012 № 110-ФЗ) полномочия по обеспечению населения жилищно-коммунальными услугами возложены на поселенческий уровень. В связи с этим в 2006 - 2012 гг. расходы муниципальных образований Тарногского района на финансирование сферы ЖКХ выросли довольно существенно: в некоторых муниципалитетах в настоящее время они составляют около половины от общего объёма расходов местного бюджета (табл. 2). Наряду с этим
Таблица 2. Расходы местных бюджетов сельских поселений Тарногского района на жилищно-коммунальное хозяйство в 2006 - 2012 гг.
Сельское Единица Год 2012 г. к
поселение измерения 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2006 г., раз
Спасское тыс. руб. 162 417 240 120 954 781 955 5,9
% в общем объёме расходов 3,9 10,1 4,3 1,9 15,3 12,8 16,0 +12,1
Верховское тыс. руб. н. д. 116 253 166 1477 298 247 -
% в общем объёме расходов н. д. 3,5 6,6 5,2 30,6 6,9 5,8 -
Заборское тыс. руб. 160 449 453 1314 664 738 360 2,3
% в общем объёме расходов 4,2 7,4 8,1 16,1 12,6 12,3 6,1 +1,9
Илезское тыс. руб. 132 236 348 145 385 414 1543 11,7
% в общем объёме расходов 3,4 5,1 7,3 3,6 9,5 8,4 25,1 +21,7
Маркушевское тыс. руб. 113 176 134 168 374 962 893 7,9
% в общем объёме расходов 4,1 4,1 3,3 2,9 8,1 19,2 15,0 +10,9
Тарногское тыс. руб. 2213 4126 3561 5352 7232 8854 14040 6,3
% в общем объёме расходов 14,9 19,2 21,3 26,9 28,4 30,3 41,5 +26,6
Источник: Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr. aspx?base=munst19
только около половины бюджетных средств направляются на прямые инвестиции, в то время как остальные - на покрытие высоких эксплуатационных расходов.
На основании проведённого анализа можно сделать вывод о том, что функционирование ЖКХ сельской местности характеризуется нарастанием негативных тенденций и имеет определённую специфику, требующую разработки адаптированных к ней мер государственной поддержки. К ключевым особенностям жилищно-коммунального хозяйства сельских территорий относятся:
• жилищный фонд представлен в основном индивидуальными жилыми домами с небольшой плотностью застройки;
• крайне высокий износ коммунальной инфраструктуры;
• широкое развитие получили индивидуальные системы коммунального жизнеобеспечения населения (объекты водоснабжения и теплоснабжения);
• узкая зона обслуживания организаций ЖКХ, большая рассредоточенность потребителей, что значительно повышает затраты на содержание коммунальных сетей и себестоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг по сравнению с городской местностью;
• низкая платёжеспособность большинства населения и других потребителей услуг;
• технологическая отсталость коммунальных предприятий.
Очевидно, что такие муниципальные образования не являются привлекательным сегментом для частного бизнеса, а сельские территории не имеют возможностей для самостоятельного решения накопившихся проблем. В связи с этим государственная региональная политика должна предполагать существенную поддержку ЖКХ, ориентированную на повышение эффективности функционирования данной сферы муниципального хозяйства.
При этом основными направлениями деятельности региональных и местных органов власти, на наш взгляд, должны стать:
• разработка региональной программы поддержки жилищно-коммунального хозяйства сельских муниципальных образований; при этом ограниченные бюджетные средства должны быть ориентированы на обеспечение организациям коммунального комплекса доступа к долгосрочным ресурсам государственных институтов развития (в частности, Фонда содействия реформированию ЖКХ) и заёмному финансированию;
• стимулирование консолидации отрасли на основе создания региональных ассоциаций (объединений) водоканалов, теплоснабжающих организаций, из отчислений которых могут формироваться необходимые инвестиционные ресурсы для поддержки социально и экологически значимых, но плохо окупаемых проектов в сельской местности; в ассоциациях могут также участвовать кредитные организации, а формирование таких объединений создаст условия для снижения рисков и повышения инвестиционной привлекательности ЖКХ3;
• разработка и утверждение схем тепло-, газо-, водоснабжения и водоот-ведения сельских территорий с учётом потенциальных потребностей в коммунальных ресурсах и перспектив развития муниципалитета;
• полный переход на отпуск коммунальных ресурсов на основе приборов учёта, что позволит снизить непроизво-
дительные потери и создаст предпосылки для повышения эффективности деятельности коммунальных предприятий;
• стимулирование установки индивидуальных тепловых пунктов (как альтернативы муниципальным котельным), позволяющих эффективно регулировать объём потребляемой тепловой энергии;
• подготовка заявок и предоставление соответствующего софинансирования за счёт регионального и местных бюджетов для участия сельских поселений в федеральных целевых программах (например, ФЦП «Чистая вода»).
Реализация комплекса данных мероприятий позволит более эффективно использовать ограниченные финансовые ресурсы, оптимизировать территориально-производственную структуру жилищно-коммунального хозяйства сельских территорий и в целом повысить эффективность функционирования данной сферы муниципального хозяйства.
ЛИТЕРАТУРА
1. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/ munsVmunst.htm
2. Гутникова, Е.А. Местное самоуправление: итоги пятилетнего реформирования / Е.А. Гутни-кова // Проблемы развития территории. - 2011. - № 3 (55). - С. 31-39.
3. Информационная система мониторинга результативности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] / ГАС Управление. - Режим доступа: http://www.gas-u.ru/scheme/link/show/22.htm
4. Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2012 году [Текст]: стат. бюллетень. -Вологда: Вологдастат, 2013. - 53 с.
5. Минрегионразвития разложило ЖКХ по полочкам [Электронный ресурс] / Некоммерческое партнёрство «Полимерные трубопроводные системы». - Режим доступа: http://www.plastic-pipes.ru/press-tsentr/novosti/16-apr-2013-minregionrazvitiya-razlozhilo-zhkkh-po-polochkam
6. Официальный сайт Администрации Верховского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// verhovskoe.ru//information/our-district.htm]
7. Официальный сайт Региональной энергетической комиссии Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vologdarec.ru/1140?Rajon=19
3 О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг [Текст]: доклад // Государственный совет Российской Федерации. - СПб., 2013. - 97 с.
8. Примин, О. Пути снижения потерь воды [Электронный ресурс] / О. Примин // Коммунальный комплекс России. - 2013. - № 4 (106].- Режим доступа: http://www.gkhprofi.ru/news. php?id=748
9. Районы и города Вологодской области. Социально-экономические показатели. 2000 - 2010 [Текст]: стат. сборник. - Вологда: Вологдастат, 2011. - 348 с.
10. Скрипник, О.Б. Реформирование регионального жилищно-коммунального комплекса: методология и практика [Текст] / О.Б. Скрипник. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 288 с.
11. Социально-экономические проблемы локальных территорий [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - 196 с.
12. Староверова, Г.С. Оценка состояния среды обитания сельского населения региона [Текст] / Г.С. Староверова // Проблемы развития территории. - 2013. - № 3 (65]. - С. 52-59.
13. Ускова, Т.В. Жилищно-коммунальное хозяйство муниципалитета: состояние, проблемы, тарифное регулирование: препринт [Текст] / Т.В. Ускова, А.С. Барабанов. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - 88 с.
14. Housing and Communal Services Project [Electronic resource] / The World Bank. -Available at: http://www.worldbank.org/projects/P079032/housing-communal-services-project?lang=ru&tab=overview