УДК 338.46(470.12) ББК65.441(2Рос-4Вол)
© Таслунов А.Н.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ Г. ВОЛОГДЫ)
В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства г. Вологды. На основе комплексного изучения статистических данных и результатов опросов населения выявлены основные проблемы функционирования отрасли. Определены направления устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства.
Жилищно-коммунальное хозяйство,устойчивое функционирование и развитие отрасли, управляющие компании, комплексная модернизация.
Жилищно-коммунальное хозяйство является наиболее значимой сферой экономики любого города, устойчивое функционирование и развитие которой оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Качество жилищно-коммунальных услуг определяет условия комфортного проживания населения.
Вместе с тем предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Вологды пока ещё не обеспечивают в полной мере комфортные условия проживания. Рассмотрим, к примеру, предоставление услуг по теплоснабжению. Согласно опросу населения, проведённому ИСЭРТ РАН в апреле - мае 2010 г. [1, с. 387], установлено, что только 35% опрошенных полностью удовлетворены теплоснабжением их дома и 22% - подачей горячей воды.
ТАСЛУНОВ Александр Николаевич младший научный сотрудник ИСЭРТ РАН
Что касается тарифов на коммунальные услуги, то их увеличение за 2006 -2010 гг. в г. Вологде было весьма существенным: на электричество - 158%, горячую воду - 171%, отопление - 172%, газ - 218%, холодную воду - 220%, водоотведение - 240%, вывоз бытовых отходов - 192% [7, с. 108]. Тарифы на коммунальные услуги за последние пять лет выросли в среднем на 218%, обогнав индекс потребительских цен (ИПЦ) на 54% (рост ИПЦ составил 164%). Соответственно это отражается и на доле затрат населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном бюджете, которая ежегодно возрастает (с 5,4% в 2000 г. до 10,2% в 2010 г.) [5, с. 163], что, безусловно, приводит к увеличению социальной напряжённости в обществе.
Основой жилищно-коммунального хозяйства является жилищный фонд, состояние которого непосредственно определяет условия проживания населения. Большая часть жилищного фонда страны строилась в период так называемой массовой застройки. Почти 35% общей площади жилищного фонда г. Вологды было возведено в 1946 - 1970 гг. и около 40%
- в 1971 - 1995 гг. (в качестве основного
строительного материала в 30% многоквартирных домов использовано дерево) [6, с. 21]. Жилищный фонд находится в ветхом и аварийном состоянии. В 2010 году более трети (37%) многоквартирных домов города обладали степенью износа от 31 до 65%, что говорит о необходимости проведения капитального ремонта этой части жилищного фонда. Удельный вес ветхого и аварийного жилья составил 3,9% в площади жилищного фонда, а динамика изменения показателя за 2006
- 2010 гг. свидетельствует об ухудшении ситуации (табл. 1).
Проблема высокой степени износа присуща также инженерным сетям и основным фондам коммунальных предприятий. Общая протяжённость водопроводных сетей г. Вологды в 2010 году составила 652 км, из них 35% (228 км) нуждаются в замене.
За последние пять лет ситуация изменилась только в худшую сторону: на 26 п. п. увеличилась доля сетей, которые требуется заменить. Несмотря на это ремонт водопроводных сетей ведётся в недостаточном объёме - в 2010 году был заменён всего 1% водопроводных сетей, или 5,8 км.
Это касается и канализационного хозяйства. За период 2006 - 2010 гг. доля сетей, которые необходимо заменить увеличилась на 2 п. п., а в 2010 году было заменено только 0,6% канализационных сетей, или 2,7 км.
Общая протяжённость тепловых и паровых сетей в системе централизованного теплоснабжения г. Вологды в 2010 году составила 345 км, из них более половины (200 км) нуждались в замене. Однако было заменено только 3% сетей, или 10 км.
О высокой степени износа сетей свидетельствует и количество аварий. В 2010 году произошло 545 аварий в водопроводных и 60 аварий в канализационных сетях (табл. 2).
Нерешённой остаётся проблема физического и морального износа основных фондов коммунальных предприятий Вологды. Показательным примером является ситуация с теплоснабжением города. Функционирующие достаточно длительный период времени котельные имеют низкий КПД (73 - 80%), к тому же 65% из них отработали свой ресурс. Вспомогательное оборудование (насосы, вентиляторы и др.), использующееся с 1970 - 1980 гг., полностью изношено.
В целом коммунальный комплекс находится в критическом состоянии -сильный износ сетей и основных фондов коммунальных предприятий ставит под угрозу стабильное и бесперебойное жизнеобеспечение города и приводит к большой вероятности возникновения аварийной ситуации, когда эксплуатационные службы просто не смогут с ней справиться.
Таблица 1. Площадь ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда, тыс. кв. м
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2006 г., %
Площадь ветхого жилищного фонда 154,6 237,2 126,2 124,1 176,7 114,3
Площадь аварийного жилищного фонда 84,2 85,4 86,7 94,5 96,0 114,0
Удельный вес ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде, % 3,6 5,0 3,3 3,3 3,9 0,3*
* Изменение за 2000 - 2010 гг., п.п. Источник: Сфера услуг Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. - 86 с.
Таблица 2. Состояние коммунального комплекса г. Вологды
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изменение за 2006 - 2010 гг., п. п.
Общая протяжённость водопроводных сетей, км 657,6 646,2 644,1 647,3 652,6 -0,8
Удельный вес водопроводных сетей, которые необходимо заменить, % 9,6 10,2 9,8 10,1 35,1 25,6
Заменено водопроводных сетей в общей протяжённости, % - 0,7 0,4 0,8 0,9 0,2*
Число аварий в водопроводном хозяйстве, единиц 734 619 526 527 545 25,8
Общая протяжённость канализационных сетей, км 399,8 442,7 441,5 453,6 463,9 16,0
Удельный вес канализационных сетей, которые необходимо заменить, % 6,8 7,2 7,0 7,8 8,4 1,6
Заменено канализационных сетей в общей протяжённости, % - 0,3 0,1 0,5 0,6 0,3*
Число аварий в канализационном хозяйстве, единиц 21 70 87 80 60 в 2,8 раза
Общая протяжённость тепловых и паровых сетей, км 265,7 362,1 362,1 367 345 29,8
Удельный вес тепловых и паровых сетей, которые необходимо заменить, % 4,3 52,1 53,0 8,9 58,5 54,2
Заменено тепловых и паровых сетей в общей протяжённости, % 6,4 8,0 3,7 2,8 2,8 -3,6
* 2007 - 2010 гг. Источник: Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2010: стат. бюллетень / Вологдастат. - Вологда. - 2010. - 59 с.
Для устойчивого функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства г. Вологды, по нашему мнению, органам местного самоуправления необходимо сосредоточить своё внимание на решении существующих проблем и реализовать мероприятия в следующих направлениях:
• повышение эффективности деятельности управляющих компаний;
• проведение комплексной модернизации коммунального комплекса;
• организация ресурсосбережения в жилищном фонде.
Преобразования в жилищной сфере, касающиеся приватизации жилья, превратили нанимателей жилых помещений в собственников недвижимости, а многоквартирные дома - в отдельные объекты управления (деятельность по их обслуживанию и содержанию перешла от муниципальных служб к коммерческим управляющим компаниям) [8, с. 37].
Таким образом, ответственность за оказание всех услуг и выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание жилищного фонда, перешла к управляющим организациям.
Администрациями г. Вологды и г. Череповца уже делаются первые шаги по регулированию деятельности управляющих компаний. В Череповце создан Общественный совет по контролю в сфере ЖКХ, представители которого совместно с властями города намерены участвовать в проведении аудита эффективности расходования управляющими компаниями денежных средств. В Вологде сформирован рейтинг управляющих компаний, который учитывает число обращений на горячую линию, оперативность решения вопросов, задолженность управляющих компаний перед поставщиками коммунальных услуг, общую площадь жилых домов, находящихся в управлении, и другие показатели.
Таблица 3. Рейтинг управляющих компаний г. Вологды по состоянию на 05.05.2011
Место Название Число домов Число обращений Из них решено Рейтинг, %
1. ООО УК «Союз» 92 252 239 80,5
2. ОАО «Фрязиново» 120 263 234 80,2
3. ООО «УК «Верхний посад» 43 30 77 76,1
4. ООО «Вологодские инженерные системы и сети» 49 108 102 72,5
5. ООО «УК «Бывалово» 49 145 136 72,5
6. ОАО «Коммунальщик» 106 219 206 72,4
7. ООО «УК «РЭС-12» 78 268 254 72,2
8. МАУ «Управление жилищного хозяйства города Вологды» 1281 939 859 71,8
9. СО О СО о_ > О о о 78 255 208 71,5
10. ОАО «Подшипник» 95 254 200 71
48. ООО «Жилкомсервис» 1 15 0 0
Источник: Официальный сайт Администрации г. Вологды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nashdom.vologda-portal.ru
Чем выше рейтинг, тем более надёжной считается компания, предоставляющая услуги ЖКХ (табл. 3).
Вместе с тем необходимо отметить, что население г. Вологды недостаточно информировано о деятельности организаций, управляющих жилищным фондом. В настоящее время управление жилищным фондом осуществляется 48 компаниями, из них официальные интернет-сайты с подробной информацией в виде отчёта о деятельности имеют 20, однако только 12 сайтов удовлетворяют стандартам раскрытия информации [3]. Поэтому с целью обеспечения прозрачности и открытости деятельности управляющих компаний органам местной власти следует усилить контроль над реализацией Постановления Правительства РФ № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», а также рассмотреть вопрос о проведении ежеквартального мониторинга выполнения управляющими организациями стандарта раскрытия информации.
Для улучшения состояния жилищного фонда управляющим компаниям совместно с собственниками жилья целесообразно утверждать плановые ме-
роприятия по текущему и капитальному ремонту с детальным описанием наиболее проблемных конструктивных элементов жилищ, а муниципальным органам власти осуществлять контроль над их реализацией.
Другим действенным способом повышения эффективности деятельности управляющих компаний должно стать объединение их в саморегулируемые организации. Данные мероприятия уже несколько лет успешно реализуются в строительном комплексе. Осуществление указанных мер повлияет главным образом на повышение конкуренции в сфере управления жилищным фондом, что в конечном счёте приведёт к улучшению качества предоставляемых услуг.
Для преодоления кризисного состояния коммунального комплекса г. Вологды и повышения эффективности его функционирования необходимо провести комплексную модернизацию, включающую:
• замену сетей и проведение капитального ремонта зданий коммунальных предприятий;
• замену устаревшего оборудования на современное, отвечающее последним требованиям по энергосбережению;
• оптимизацию работы систем теплоснабжения и тепловых сетей;
• совершенствование методов формирования затрат и их последующее снижение на производство и передачу коммунальных ресурсов;
• совершенствование системы управления предприятиями.
Однако комплексная модернизация коммунального комплекса требует значительных инвестиций. Например, чтобы произвести замену изношенных сетей в течение 5 лет, необходимо прокладывать по 70 км в год. Поэтому возникает вопрос о финансировании подобных мероприятий. Основные способы реализации инвестиционных потребностей коммунальных предприятий заключаются в следующем:
> развитие муниципально-частного партнёрства на основе концессионных соглашений;
> развитие рынка энергосервисных компаний, осуществляющих мероприятия по модернизации и энергосбережению на основе перформанс-контрактов;
> создание муниципального фонда энергосбережения для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;
> предоставление со стороны муниципальных органов власти гарантий по кредитам, выдаваемым коммунальным предприятиям на проведение мероприятий по модернизации и реконструкции;
> поддержка со стороны муниципальных органов власти коммунальных предприятий в получении средств на модернизацию из Фонда содействия реформированию ЖКХ и других бюджетных источников.
Таким образом, для осуществления комплексной модернизации коммунального комплекса необходима чёткая муниципальная программа поддержки коммунальных предприятий, предполагающая привлечение значительных бюджетных и внебюджетных средств, направленных на реализацию инвестиционных проектов.
Отечественный и зарубежный опыт показал, что организация ресурсосбережения имеет значительный потенциал, ориентированный как на снижение оплаты за жилищно-коммунальные услуги, так и на улучшение комфортности проживания [8, с. 18].
В мае 2010 года ИСЭРТ РАН провёл опрос населения, благодаря чему были получены ответы, позволяющие проанализировать уровень ресурсосбережения в жилищном фонде города и оценить эффективность использования поквартирных приборов учёта горячего и холодного водоснабжения.
Анализ уровня ресурсосбережения в жилищном фонде г. Вологды показал, что наиболее широко используются населением приборы учёта водопотребления: их установили более половины опрошенных (51%). Главной причиной является то, что затраты на водоснабжение и водоотведение составляют примерно треть от совокупного платежа за жилищно-коммунальные услуги (29% в 2010 г.) [1, с. 386] и что переход на рациональное потребление воды даёт существенную экономию (табл. 4).
Таблица 4. Оснащённость жилищного фонда различными приборами учёта в 2010 г. (по оценкам населения, в % от числа опрошенных)
Показатель В среднем по городу В среднем по центральным районам В среднем по окраинным районам
Приборы учёта горячего и холодного водопотребления 51,4 57,7 32,5
Приборы учёта теплоснабжения 14,5 16,7 8
Приборы учёта газоснабжения 5,4 4,8 7
Источник: Барабанов А.С., Таслунов А.Н. Ресурсосбережение как основной приоритет преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве (на примере водоснабжения г. Вологды) / РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - М., 2011. -№ 4. - С. 386.
Согласно проведённой оценке эффективности использования приборов учёта, экономия по оплате может составлять до 55% от норматива потребления воды. Поэтому установка приборов, способствующих ресурсосбережению, необходима повсеместно, т. е. с максимальным охватом жилищного фонда города.
Однако на этом пути существует ряд трудностей. Результаты опроса показали что, 43% жителей не видят необходимости в установке различных приборов учёта, а 49% считают, что всё это в конечном счёте приведёт к повышению тарифов и нормативов потребления тех
или иных услуг ЖКХ [1, с. 387]. Следовательно, в деле стимулирования ресурсосбережения органы местного самоуправления должны демонстрировать экономические выгоды применения приборов учёта и разъяснять тарифную политику населению.
Таким образом, только реализация системного подхода при проведении мероприятий по указанным направлениям позволит решить проблемы в жилищнокоммунальном хозяйстве и вывести его на устойчивый путь развития, тем самым повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барабанов, А.С. Ресурсосбережение как основной приоритет преобразований в жилищнокоммунальном хозяйстве (на примере водоснабжения г. Вологды] [Текст] / А.С. Барабанов, А.Н. Таслунов // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2011. - № 4. -С. 386-368.
2. Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2009 [Текст]: стат. бюллетень / Вологдастат.
- Вологда, 2010. - 60 с.
3. Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами [Текст]: Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731: ред. от 10.06.2011 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Официальный сайт Администрации г. Вологда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vologda-portal.ru
5. Статистический ежегодник Вологодской области 2009 [Текст]: стат. сб. / Вологдастат. -Вологда, 2010. - 399 с.
6. Сфера услуг Вологодской области 2010 [Текст]: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. -82 с.
7. Таслунов, А.Н. Анализ тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Вологды] [Текст] / А.Н. Таслунов, А.С. Барабанов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 6. - С. 106.
8. Энергосбережение в многоквартирном доме [Текст]: информ.-метод. пособие / И.В. Генцлер, Е.Ф. Петрова, С.Б. Сиваев, Т.Б. Лыкова. - Тверь: Научная книга, 2009. - 130 с.