Научная статья на тему 'Актуальные вопросы устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Вологды)'

Актуальные вопросы устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Вологды) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / УСТОЙЧИВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ / УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ / КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / SUSTAINABLE FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF THE SPHERE / MANAGING COMPANIES / COMPREHENSIVE MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таслунов Александр Николаевич

В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства г. Вологды. На основе комплексного изучения статистических данных и результатов опросов населения выявлены основные проблемы функционирования отрасли. Определены направления устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Housing and communal services sustainable development peculiarities (the case of Vologda City)

The article deals with the issues of Vologda city housing and communal services sustainable development. The main problems of this sphere are revealed after the comprehensive analysis of the statistical data and population surveys results. The guidelines of housing and communal services sustainable development are determined.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Вологды)»

УДК 338.46(470.12) ББК65.441(2Рос-4Вол)

© Таслунов А.Н.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ Г. ВОЛОГДЫ)

В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства г. Вологды. На основе комплексного изучения статистических данных и результатов опросов населения выявлены основные проблемы функционирования отрасли. Определены направления устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство,устойчивое функционирование и развитие отрасли, управляющие компании, комплексная модернизация.

Жилищно-коммунальное хозяйство является наиболее значимой сферой экономики любого города, устойчивое функционирование и развитие которой оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Качество жилищно-коммунальных услуг определяет условия комфортного проживания населения.

Вместе с тем предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Вологды пока ещё не обеспечивают в полной мере комфортные условия проживания. Рассмотрим, к примеру, предоставление услуг по теплоснабжению. Согласно опросу населения, проведённому ИСЭРТ РАН в апреле - мае 2010 г. [1, с. 387], установлено, что только 35% опрошенных полностью удовлетворены теплоснабжением их дома и 22% - подачей горячей воды.

ТАСЛУНОВ Александр Николаевич младший научный сотрудник ИСЭРТ РАН

[email protected]

Что касается тарифов на коммунальные услуги, то их увеличение за 2006 -2010 гг. в г. Вологде было весьма существенным: на электричество - 158%, горячую воду - 171%, отопление - 172%, газ - 218%, холодную воду - 220%, водоотведение - 240%, вывоз бытовых отходов - 192% [7, с. 108]. Тарифы на коммунальные услуги за последние пять лет выросли в среднем на 218%, обогнав индекс потребительских цен (ИПЦ) на 54% (рост ИПЦ составил 164%). Соответственно это отражается и на доле затрат населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном бюджете, которая ежегодно возрастает (с 5,4% в 2000 г. до 10,2% в 2010 г.) [5, с. 163], что, безусловно, приводит к увеличению социальной напряжённости в обществе.

Основой жилищно-коммунального хозяйства является жилищный фонд, состояние которого непосредственно определяет условия проживания населения. Большая часть жилищного фонда страны строилась в период так называемой массовой застройки. Почти 35% общей площади жилищного фонда г. Вологды было возведено в 1946 - 1970 гг. и около 40%

- в 1971 - 1995 гг. (в качестве основного

строительного материала в 30% многоквартирных домов использовано дерево) [6, с. 21]. Жилищный фонд находится в ветхом и аварийном состоянии. В 2010 году более трети (37%) многоквартирных домов города обладали степенью износа от 31 до 65%, что говорит о необходимости проведения капитального ремонта этой части жилищного фонда. Удельный вес ветхого и аварийного жилья составил 3,9% в площади жилищного фонда, а динамика изменения показателя за 2006

- 2010 гг. свидетельствует об ухудшении ситуации (табл. 1).

Проблема высокой степени износа присуща также инженерным сетям и основным фондам коммунальных предприятий. Общая протяжённость водопроводных сетей г. Вологды в 2010 году составила 652 км, из них 35% (228 км) нуждаются в замене.

За последние пять лет ситуация изменилась только в худшую сторону: на 26 п. п. увеличилась доля сетей, которые требуется заменить. Несмотря на это ремонт водопроводных сетей ведётся в недостаточном объёме - в 2010 году был заменён всего 1% водопроводных сетей, или 5,8 км.

Это касается и канализационного хозяйства. За период 2006 - 2010 гг. доля сетей, которые необходимо заменить увеличилась на 2 п. п., а в 2010 году было заменено только 0,6% канализационных сетей, или 2,7 км.

Общая протяжённость тепловых и паровых сетей в системе централизованного теплоснабжения г. Вологды в 2010 году составила 345 км, из них более половины (200 км) нуждались в замене. Однако было заменено только 3% сетей, или 10 км.

О высокой степени износа сетей свидетельствует и количество аварий. В 2010 году произошло 545 аварий в водопроводных и 60 аварий в канализационных сетях (табл. 2).

Нерешённой остаётся проблема физического и морального износа основных фондов коммунальных предприятий Вологды. Показательным примером является ситуация с теплоснабжением города. Функционирующие достаточно длительный период времени котельные имеют низкий КПД (73 - 80%), к тому же 65% из них отработали свой ресурс. Вспомогательное оборудование (насосы, вентиляторы и др.), использующееся с 1970 - 1980 гг., полностью изношено.

В целом коммунальный комплекс находится в критическом состоянии -сильный износ сетей и основных фондов коммунальных предприятий ставит под угрозу стабильное и бесперебойное жизнеобеспечение города и приводит к большой вероятности возникновения аварийной ситуации, когда эксплуатационные службы просто не смогут с ней справиться.

Таблица 1. Площадь ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда, тыс. кв. м

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2006 г., %

Площадь ветхого жилищного фонда 154,6 237,2 126,2 124,1 176,7 114,3

Площадь аварийного жилищного фонда 84,2 85,4 86,7 94,5 96,0 114,0

Удельный вес ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде, % 3,6 5,0 3,3 3,3 3,9 0,3*

* Изменение за 2000 - 2010 гг., п.п. Источник: Сфера услуг Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. - 86 с.

Таблица 2. Состояние коммунального комплекса г. Вологды

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изменение за 2006 - 2010 гг., п. п.

Общая протяжённость водопроводных сетей, км 657,6 646,2 644,1 647,3 652,6 -0,8

Удельный вес водопроводных сетей, которые необходимо заменить, % 9,6 10,2 9,8 10,1 35,1 25,6

Заменено водопроводных сетей в общей протяжённости, % - 0,7 0,4 0,8 0,9 0,2*

Число аварий в водопроводном хозяйстве, единиц 734 619 526 527 545 25,8

Общая протяжённость канализационных сетей, км 399,8 442,7 441,5 453,6 463,9 16,0

Удельный вес канализационных сетей, которые необходимо заменить, % 6,8 7,2 7,0 7,8 8,4 1,6

Заменено канализационных сетей в общей протяжённости, % - 0,3 0,1 0,5 0,6 0,3*

Число аварий в канализационном хозяйстве, единиц 21 70 87 80 60 в 2,8 раза

Общая протяжённость тепловых и паровых сетей, км 265,7 362,1 362,1 367 345 29,8

Удельный вес тепловых и паровых сетей, которые необходимо заменить, % 4,3 52,1 53,0 8,9 58,5 54,2

Заменено тепловых и паровых сетей в общей протяжённости, % 6,4 8,0 3,7 2,8 2,8 -3,6

* 2007 - 2010 гг. Источник: Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2010: стат. бюллетень / Вологдастат. - Вологда. - 2010. - 59 с.

Для устойчивого функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства г. Вологды, по нашему мнению, органам местного самоуправления необходимо сосредоточить своё внимание на решении существующих проблем и реализовать мероприятия в следующих направлениях:

• повышение эффективности деятельности управляющих компаний;

• проведение комплексной модернизации коммунального комплекса;

• организация ресурсосбережения в жилищном фонде.

Преобразования в жилищной сфере, касающиеся приватизации жилья, превратили нанимателей жилых помещений в собственников недвижимости, а многоквартирные дома - в отдельные объекты управления (деятельность по их обслуживанию и содержанию перешла от муниципальных служб к коммерческим управляющим компаниям) [8, с. 37].

Таким образом, ответственность за оказание всех услуг и выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание жилищного фонда, перешла к управляющим организациям.

Администрациями г. Вологды и г. Череповца уже делаются первые шаги по регулированию деятельности управляющих компаний. В Череповце создан Общественный совет по контролю в сфере ЖКХ, представители которого совместно с властями города намерены участвовать в проведении аудита эффективности расходования управляющими компаниями денежных средств. В Вологде сформирован рейтинг управляющих компаний, который учитывает число обращений на горячую линию, оперативность решения вопросов, задолженность управляющих компаний перед поставщиками коммунальных услуг, общую площадь жилых домов, находящихся в управлении, и другие показатели.

Таблица 3. Рейтинг управляющих компаний г. Вологды по состоянию на 05.05.2011

Место Название Число домов Число обращений Из них решено Рейтинг, %

1. ООО УК «Союз» 92 252 239 80,5

2. ОАО «Фрязиново» 120 263 234 80,2

3. ООО «УК «Верхний посад» 43 30 77 76,1

4. ООО «Вологодские инженерные системы и сети» 49 108 102 72,5

5. ООО «УК «Бывалово» 49 145 136 72,5

6. ОАО «Коммунальщик» 106 219 206 72,4

7. ООО «УК «РЭС-12» 78 268 254 72,2

8. МАУ «Управление жилищного хозяйства города Вологды» 1281 939 859 71,8

9. СО О СО о_ > О о о 78 255 208 71,5

10. ОАО «Подшипник» 95 254 200 71

48. ООО «Жилкомсервис» 1 15 0 0

Источник: Официальный сайт Администрации г. Вологды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nashdom.vologda-portal.ru

Чем выше рейтинг, тем более надёжной считается компания, предоставляющая услуги ЖКХ (табл. 3).

Вместе с тем необходимо отметить, что население г. Вологды недостаточно информировано о деятельности организаций, управляющих жилищным фондом. В настоящее время управление жилищным фондом осуществляется 48 компаниями, из них официальные интернет-сайты с подробной информацией в виде отчёта о деятельности имеют 20, однако только 12 сайтов удовлетворяют стандартам раскрытия информации [3]. Поэтому с целью обеспечения прозрачности и открытости деятельности управляющих компаний органам местной власти следует усилить контроль над реализацией Постановления Правительства РФ № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», а также рассмотреть вопрос о проведении ежеквартального мониторинга выполнения управляющими организациями стандарта раскрытия информации.

Для улучшения состояния жилищного фонда управляющим компаниям совместно с собственниками жилья целесообразно утверждать плановые ме-

роприятия по текущему и капитальному ремонту с детальным описанием наиболее проблемных конструктивных элементов жилищ, а муниципальным органам власти осуществлять контроль над их реализацией.

Другим действенным способом повышения эффективности деятельности управляющих компаний должно стать объединение их в саморегулируемые организации. Данные мероприятия уже несколько лет успешно реализуются в строительном комплексе. Осуществление указанных мер повлияет главным образом на повышение конкуренции в сфере управления жилищным фондом, что в конечном счёте приведёт к улучшению качества предоставляемых услуг.

Для преодоления кризисного состояния коммунального комплекса г. Вологды и повышения эффективности его функционирования необходимо провести комплексную модернизацию, включающую:

• замену сетей и проведение капитального ремонта зданий коммунальных предприятий;

• замену устаревшего оборудования на современное, отвечающее последним требованиям по энергосбережению;

• оптимизацию работы систем теплоснабжения и тепловых сетей;

• совершенствование методов формирования затрат и их последующее снижение на производство и передачу коммунальных ресурсов;

• совершенствование системы управления предприятиями.

Однако комплексная модернизация коммунального комплекса требует значительных инвестиций. Например, чтобы произвести замену изношенных сетей в течение 5 лет, необходимо прокладывать по 70 км в год. Поэтому возникает вопрос о финансировании подобных мероприятий. Основные способы реализации инвестиционных потребностей коммунальных предприятий заключаются в следующем:

> развитие муниципально-частного партнёрства на основе концессионных соглашений;

> развитие рынка энергосервисных компаний, осуществляющих мероприятия по модернизации и энергосбережению на основе перформанс-контрактов;

> создание муниципального фонда энергосбережения для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;

> предоставление со стороны муниципальных органов власти гарантий по кредитам, выдаваемым коммунальным предприятиям на проведение мероприятий по модернизации и реконструкции;

> поддержка со стороны муниципальных органов власти коммунальных предприятий в получении средств на модернизацию из Фонда содействия реформированию ЖКХ и других бюджетных источников.

Таким образом, для осуществления комплексной модернизации коммунального комплекса необходима чёткая муниципальная программа поддержки коммунальных предприятий, предполагающая привлечение значительных бюджетных и внебюджетных средств, направленных на реализацию инвестиционных проектов.

Отечественный и зарубежный опыт показал, что организация ресурсосбережения имеет значительный потенциал, ориентированный как на снижение оплаты за жилищно-коммунальные услуги, так и на улучшение комфортности проживания [8, с. 18].

В мае 2010 года ИСЭРТ РАН провёл опрос населения, благодаря чему были получены ответы, позволяющие проанализировать уровень ресурсосбережения в жилищном фонде города и оценить эффективность использования поквартирных приборов учёта горячего и холодного водоснабжения.

Анализ уровня ресурсосбережения в жилищном фонде г. Вологды показал, что наиболее широко используются населением приборы учёта водопотребления: их установили более половины опрошенных (51%). Главной причиной является то, что затраты на водоснабжение и водоотведение составляют примерно треть от совокупного платежа за жилищно-коммунальные услуги (29% в 2010 г.) [1, с. 386] и что переход на рациональное потребление воды даёт существенную экономию (табл. 4).

Таблица 4. Оснащённость жилищного фонда различными приборами учёта в 2010 г. (по оценкам населения, в % от числа опрошенных)

Показатель В среднем по городу В среднем по центральным районам В среднем по окраинным районам

Приборы учёта горячего и холодного водопотребления 51,4 57,7 32,5

Приборы учёта теплоснабжения 14,5 16,7 8

Приборы учёта газоснабжения 5,4 4,8 7

Источник: Барабанов А.С., Таслунов А.Н. Ресурсосбережение как основной приоритет преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве (на примере водоснабжения г. Вологды) / РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - М., 2011. -№ 4. - С. 386.

Согласно проведённой оценке эффективности использования приборов учёта, экономия по оплате может составлять до 55% от норматива потребления воды. Поэтому установка приборов, способствующих ресурсосбережению, необходима повсеместно, т. е. с максимальным охватом жилищного фонда города.

Однако на этом пути существует ряд трудностей. Результаты опроса показали что, 43% жителей не видят необходимости в установке различных приборов учёта, а 49% считают, что всё это в конечном счёте приведёт к повышению тарифов и нормативов потребления тех

или иных услуг ЖКХ [1, с. 387]. Следовательно, в деле стимулирования ресурсосбережения органы местного самоуправления должны демонстрировать экономические выгоды применения приборов учёта и разъяснять тарифную политику населению.

Таким образом, только реализация системного подхода при проведении мероприятий по указанным направлениям позволит решить проблемы в жилищнокоммунальном хозяйстве и вывести его на устойчивый путь развития, тем самым повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанов, А.С. Ресурсосбережение как основной приоритет преобразований в жилищнокоммунальном хозяйстве (на примере водоснабжения г. Вологды] [Текст] / А.С. Барабанов, А.Н. Таслунов // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2011. - № 4. -С. 386-368.

2. Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2009 [Текст]: стат. бюллетень / Вологдастат.

- Вологда, 2010. - 60 с.

3. Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами [Текст]: Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731: ред. от 10.06.2011 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Официальный сайт Администрации г. Вологда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vologda-portal.ru

5. Статистический ежегодник Вологодской области 2009 [Текст]: стат. сб. / Вологдастат. -Вологда, 2010. - 399 с.

6. Сфера услуг Вологодской области 2010 [Текст]: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. -82 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Таслунов, А.Н. Анализ тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Вологды] [Текст] / А.Н. Таслунов, А.С. Барабанов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 6. - С. 106.

8. Энергосбережение в многоквартирном доме [Текст]: информ.-метод. пособие / И.В. Генцлер, Е.Ф. Петрова, С.Б. Сиваев, Т.Б. Лыкова. - Тверь: Научная книга, 2009. - 130 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.