УДК 001.895 : 330.342 (470+571)
Сердюк Алина Алексеевна
студентка экономического факультета Кубанского государственного университета [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
Serdyuk Alina Alexeevna
Student of the Economic Faculty, Kuban State University [email protected]
CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT AND STATE SUPPORT OF THE INNOVATION-DRIVEN ECONOMY IN RUSSIA
Аннотация:
В статье анализируются основные тенденции в развитии инновационной экономики России, рассматриваются возможные направления государственной поддержки в области инноваций, а также определяются современные проблемы инновационного развития страны.
Ключевые слова:
инновационная экономика, стратегия развития, инфраструктура, технопарк, бизнес-инкубатор, кластер, венчурный фонд, инновационный проект.
The summary:
The author analyzes the main trends of the innovation-driven economy of Russia, considers possible course of state support in the sphere of innovations, and defines the current problems of the country’s innovative development.
Keywords:
innovation-driven economy, strategy of development, infrastructure, technology park, business Incubator, cluster, venture fund, innovative project.
Современные тенденции развития инновационной деятельности в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой [1].
На практике инновации пока слабо влияют на экономику. Крупный бизнес в России относится к одним из самых вялых, незаинтересованных участников инновационных процессов. Так, за рубежом доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на научные исследования и разработки превышает 65 %, а в среднем по странам ОЭСР приближается к 70 %. В России ситуация обратная: за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20 % затрат на НИОКР [2]. Предприятия почти всех отраслей предпочитают прочим видам инноваций закупки овеществленных технологий, то есть машин и оборудования. Их мотивы связаны, как правило, со стремлением в кратчайшие сроки обновить материально-техническую базу, повысить технологический уровень производства.
В числе основных причин низкой инновационной активности экономики можно назвать следующие: низкое качество управления на микро- и макроуровне; недостаточное развитие научного обеспечения управления; индифферентность предпринимательского сектора к науке и инновациям, ориентация на получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде; отсутствие системного инновационного законодательства; коррупция при размещении заказов на выполнение НИОКР; малая результативность научной и научно-технической деятельности, отсутствие активного рыночного спроса на результаты интеллектуальной деятельности; дефицит квалифицированных кадров вследствие диспропорций в развитии системы профессионального образования по уровням знаний и
отраслевой структуре, а также низкое качество их подготовки; высокая стоимость нововведений и экономический риск [3].
Одним из ключевых факторов конкурентоспособности на современном рынке является инновационная активность. Это понимается как самими предпринимателями, так и научным сообществом, политиками. Правительство России подготовило в марте 2011 г. «Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая предлагает новую перспективу национальной экономики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок. Согласно этому документу, РФ должна достигнуть передовых показателей в области инноваций. В соответствии с полученными прогнозами коэффициент изобретательской активности возрастет с 1,95 в 2010 г. до 4 в 2020 г. В этот период также прогнозируется увеличение удельного веса затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг с 1,39 % в 2010 г. до 2,5 % в 2020 г. Одновременно прогнозируется существенный рост экспортного потенциала российского сектора науки, технологии и инноваций: ожидается рост удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта с 7 % в 2010 г. до 15 % по наиболее оптимистическому сценарию в 2020 г. Одним из ожидаемых результатов реализации комплекса мер по стимулированию развития науки, технологии и инноваций в России является изменение места России в рейтинге стран мира в области развития информационного общества. По оценкам, этот показатель сместится до 18-го места к 2020 г.
Для достижения поставленных целей за последние годы увеличено финансирование науки за счет средств государства, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки. Значительные усилия предприняты в стимулировании исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности - технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием и др. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров. Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности - уже введены и продолжают вводиться необходимые налоговые льготы. Совершенствуется таможенное регулирование экспорта инновационной продукции [4].
Сложившиеся в российской экономике тенденции, а также существующие перспективы и проблемы позволяют выделить как минимум три возможных варианта стратегии инновационного развития страны.
1. Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития. Этот вариант предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от иностранных технологий.
2. Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности. Этот вариант ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отече-
ственных разработок. Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение. Для России догоняющий путь развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации.
Преимущества догоняющей стратегии:
- минимальные инновационные риски в связи с использованием готовых технологий;
- более короткие сроки реализации инновационных проектов;
- развитие технологий в базовых секторах может привести к появлению новых высокотехнологичных секторов;
- решение о выборе технологий принимает конкретный бизнес, а не государство, что защищает от неверных решений.
3. Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях. Он характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, атомной и водородной энергетике, биомедицинских технологиях, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других. Этот путь, более привлекательный как с экономических, так и с политических позиций, одновременно является существенно более затратным.
Для России в современных условиях оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности [5].
Для достижения поставленных задач необходимо повышение уровня инновационной активности бизнеса. Основные направления стимулирования и поддержки инновационной деятельности включают:
- предоставление на конкурсной основе компаниям субсидий по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;
- прямое стимулирование компаний государственного сектора, а также компаний, функционирующих в сфере естественных монополий, к формированию и реализации программ инновационного развития;
- поддержка развития науки в рамках предприятия;
- использование инструментов налогового стимулирования инновационной активности предприятий;
- развитие инновационной инфраструктуры;
- совершенствование системы экспорта высокотехнологичных товаров и услуг и импорта отдельных зарубежных технологий, обладающих высоким потенциалом для распространения в экономике [6].
Несмотря на существующие проблемы, некоторые крупные российские компании выстраивают собственные инновационные проекты, однако большинство из них призваны усилить существующие конкурентные преимущества или сократить технологическое отставание от зарубежных конкурентов, а не занять новую рыночную нишу. Крупнейшими инвесторами в инновационные проекты являются такие компании, как ОАО «Русгидро»,
ЗАО «Комплексные энергетические системы», ОАО «Ситроникс», ОАО «Навигационноинформационные системы», корпорация «Росатом» и другие.
Таким образом, в инновационной политике РФ имеют место позитивные тенденции. Однако в масштабах экономики страны эффект от инновационной деятельности отдельных предприятий практически не заметен. Цели политики реализуются не в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно. В российской экономике, бесспорно, имеют место инновационный процесс и инновационное развитие, но их наличие не дает основания считать, что российская экономика является инновационной.
Ссылки:
1. Миронова В.В. Станут ли инновации ключевым звеном интеграции России в мировое хозяйство? [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/forum2011/21/24 (дата обращения: 25.04.2012).
2. «Эксперт» - инновации. [Сайт]. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://www.raexpert.ru/researches/ expert-inno/ (дата обращения: 14.11.2012).
3. Тодосийчук А. Условия перехода к инновационной экономике // Вопросы экономики. 2011. № 5. С. 25-38.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (дата обращения: 25.04.2012).
5. Управление инновационными проектами и программами : учеб. пособие / В.В. Быковский, Е.С. Мищенко, Е.В. Быковская и др. Тамбов, 2011. 104 с.
6. Вукович Г.Г. Диалектика закономерностей эволюции природной системы и экономической цикличности развития социума // Экономика устойчивого развития. 2011. № 7. С. 27-32.
References (transliterated):
1. Mironova V.V. Stanut li innovatsii klyuchevym zvenom integratsii Rossii v mirovoe khozyaystvo? [Electronic resource]. URL: http://www.rae.ru/forum2011/21/24 (date of access: 25.04.2012).
2. «Ekspert» - innovatsii. [Site]. Reytingovoe agentstvo «Ekspert RA». URL: http://www.raexpert.ru/researches/expert-inno/ (date of access: 14.11.2012).
3. Todosiychuk A. Usloviya perekhoda k innovatsionnoy ekonomike // Voprosy ekonomiki. 2011. № 5. S. 25-38.
4. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda. [Electronic resource]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (date of access: 25.04.2012).
5. Upravlenie innovatsionnymi proektami i programmami : manual / V.V. Bykovskiy, E.S. Mishchenko, E.V. Bykovskaya, et al. Tambov, 2011. 104 p.
6. Vukovich G.G. Dialektika zakonomernostey evolyutsii prirodnoy sistemy i ekonomicheskoy tsiklichnosti razvitiya sotsiuma // Ekonomika ustoychivogo razvitiya. 2011. № 7. P. 27-32.