Научная статья на тему 'Финансирование энергоэффективных проектов: возможности для Мордовии'

Финансирование энергоэффективных проектов: возможности для Мордовии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗАЕМНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ЛИЗИНГ / ФАКТОРИНГ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / TENERGY EFFICIENCY / ENERGY SAVING / BORROWED FUNDING / REGIONAL BANKS / INVESTMENT PROJECTS / LEASING / FACTORING / PROJECT FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаркин Николай Петрович, Митрохин Владимир Владимирович

Исследуются проблемы финансирования проектов, связанных с повышением энергоэффективности региональных предприятий и организаций, рассматриваются схемы заемного финансирования энергосберегающих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Funding of Energy Efficiency Projects: Opportunities for Mordovia

The article researches the problems of financing projects related to improving energy efficiency of regional businesses and organizations and considers the scenarios of borrowed funding of energy saving measures.

Текст научной работы на тему «Финансирование энергоэффективных проектов: возможности для Мордовии»

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ:

возможности для Мордовии

Н. П. МАКАРКИН,

доктор экономических наук,

заведующий кафедрой экономики и управления производством ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

В. В. МИТРОХИН,

кандидат экономических наук, профессор заведующий кафедрой финансов и кредита ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Повышение энергоэффективности регионов является ключевой задачей обеспечения их устойчивого развития, что особенно актуально в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, формирования единого экономического пространства. К сожалению, сохраняющаяся низкая энергоэффективность российской экономики служит существенным препятствием для обеспечения устойчивого положения российского бизнеса. По данным Международного энергетического агентства, энергоемкость ВВП России в 11 раз выше по сравнению с Германией, в 6 раз - с Канадой, в 4 раза -с Польшей [4]. В связи с этим Указом Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» поставлена глобальная задача снижения энергоемкости ВВП России к 2020 г. не менее чем на 40 % от уровня 2007 г. Решение данной проблемы позволит не только снизить долю энергетических затрат в издержках производства отечественных предприятий, но и усилить энергетическую безопасность страны, а также конкурентоспособность национальной экономики.

Формирование в России, ее субъектах рынка энергосбережения стало возможным благодаря принятию в 2009 г. Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принятие данного закона позволило определить комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности организаций, в числе которых:

- эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

- поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий [1].

© Макаркин Н. П., Митрохин В. В., 2013

По сути, была сформирована базовая архитектура для развития отечественного энергобизнеса, его превращения в важный инструмент национальной политики. Однако, по оценкам специалистов, по прошествии более трех лет с момента принятия соответствующего закона, несмотря на принятые меры по поддержке энергоэффективного производства как со стороны государства, так и со стороны местных органов власти, полученные результаты весьма незначительны [5; 6]. В числе причин сложившейся ситуации, а к ним относятся непривычность концепции энергосбережения для менталитета финансового менеджмента отечественных организаций и, как следствие, отсутствие устойчивого спроса на энергосервисные услуги; несистемность и неорганичность проводимой в регионах политики повышения энергоэффективности; высокая степень монополизации формирующегося рынка энергоуслуг; недостаточная проработка системы мотивации персонала по повышению энергоэффективности и энергосбережению и др., есть и такая, как отсутствие наработанных финансовых инструментов в сфере реализации энергосберегающих мероприятий.

Среди финансовых инструментов, с помощью которых осуществляется инвестирование в проекты по энергосбережению, выделяются:

- финансирование за счет собственных средств организации;

- заемное финансирование;

- долевое финансирование;

- финансирование в рамках государственной поддержки;

- финансирование за счет грантов международных и отечественных частных фондов;

- смешанное финансирование на основе различных комбинаций, приведенных выше.

Безусловно, каждому из отмеченных вариантов присущи свои достоинства и недостатки. Как свидетельствует опыт развитых стран, оптимальным вариантом решения проблем недостаточности

финансовых ресурсов при реализации проектов по энергосбережению является использование инструментов долгового финансирования с участием кредитных институтов. К сожалению, для России характерна низкая активность участия коммерческих банков1 в реализации энергосберегающих проектов прежде всего в силу недостаточного развития системы долгосрочного кредитования в регионах; наличия новых, специфических для традиционной банковской деятельности рисков, сопутствующих реализации проектов в сфере энергосбережения; неотработанности процедур, связанных с их оценкой и, как результат, дороговизны заемных ресурсов. Таким образом, недостаток собственных средств у организаций, а также отсутствие возможностей к привлечению бюджетных ресурсов затрудняет реализацию проектов в сфере энергосбережения, в то время как финансовые институты не имеют возможности оказать необходимую финансовую поддержку.

Следовательно, финансирование энергосберегающих проектов должно осуществляться за счет внедрения таких инструментов кредитования, которые позволили бы снизить или, по крайней мере, диверсифицировать кредитные риски самих банков. Последней тенденцией в кредитной политике многих крупных, в том числе региональных, банков стало перераспределение кредитных и иных рисков путем совершения сделок с вовлечением других инвесторов или банков, принимающих более высокий уровень кредитного риска. Политика вовлечения в сделку других инвесторов включает следующие механизмы:

1) создание консорциума (синдиката) банков, каждый из которых покрывает свою долю кредита и имеет непосредственный контакт с заемщиком;

1 В первую очередь это банки с государственным участием: ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпромбанк», ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ряд банков с участием иностранного капитала, в частности, КБ «ЛОКО-Банк» (ЗАО) и др.

2) уступка прав, когда банк переуступает права по кредиту другому банку, как правило, с согласия заемщика;

3) субучастие, при котором банк использует ресурсы другого, более крупного банка для предоставления кредита заемщику, оставляя за собой право взыскания в пределах суммы предоставленного кредита.

В отечественных условиях с учетом особенностей региональных аспектов рынка ссудного капитала перспективным представляется перераспределение кредитных рисков в рамках лизингового кредитования, факторингового и проектного финансирования [3].

Выступая одним из основных инструментов инвестирования, лизинговое кредитование позволяет лизингодателю (в роли которого могут выступать как коммерческие банки, энергосервисные компании, так и иные структуры) по договору финансовой аренды (лизинга) приобрести у продавца в собственность оборудование, дающее возможность повысить энергоэффективность, и предоставить его в аренду лизингополучателю за плату во временное пользование.

Лизинг как форма финансирования характеризуется следующими особенностями:

1) приобретение объекта лизинга за счет средств лизингодателя (лизингополучатель, как правило, вносит аванс в размере 20-30 % от стоимости имущества);

2) участие лизингополучателя в выборе объекта лизинга. Данный этап реализуется после проведения у лизингополучателя комплексного энергетического обследования, результатом которого становится разработка плана мероприятий по внедрению системы энергосбережения;

3) участие производителя энергосберегающего оборудования, на долю которого приходится выполнение спектра дополнительных услуг (установка оборудования, обслуживание, текущий ремонт и др.);

4) соответствие срока договора нормативному сроку службы имущества, кото-

рое впоследствии выкупается лизингополучателем по остаточной стоимости, и др.

Немаловажным преимуществом является также наличие ряда факторов стимулирующего характера для участников лизинговой сделки. Прежде всего это налоговые льготы. Осуществление лизинговых операций будет способствовать снижению риска потерь от неплатежеспособности заемщика в силу того, что лизингодатель остается собственником объекта лизинга. К тому же в некоторых случаях величина лизинговых платежей может быть выше, чем процентная ставка по долгосрочным кредитам.

Для региональных предприятий и фирм, выступающих в роли лизингополучателя, лизинг будет обладать рядом преимуществ перед обычным кредитованием. К ним относятся:

- возможность полного приобретения имущества без отвлечения собственных средств, что позволяет использовать сэкономленные денежные средства на иные цели;

- участие в сделке региональных органов власти, что позволит повысить ее надежность, а в ряде случаев и снизить размер лизинговых платежей;

- перенос риска устаревания оборудования, а также иных рисков на лизингодателя и др.

В рамках реализации проектов по энергосбережению договор лизинга может быть заключен как с заказчиком, так и с подрядчиком (в этом случае подрядчик заключает с заказчиком договор сублизинга). При этом, как отмечают специалисты, нередки случаи, когда заказчик, являясь крупным предприятием с хорошими финансовыми показателями, заключает договор с подрядной организацией, не имеющей серьезных активов и кредитной истории. В таком случае заказчик, не желая обременять себя кредитами и единовременными расходами, готов лишь оплачивать работы по проекту в течение длительного времени, увязывая оплату с получаемыми по проекту результатами [2]. Соответственно возникает целесообраз-

ность использования такого финансового инструмента, как факторинг, представляющий собой форму рефинансирования задолженности путем продажи прав требования по энергосервисным проектам в рамках факторинговой сделки.

В зарубежной и отечественной практике в зависимости от порядка распределения рисков между кредитором (инвестором) и заемщиком (получателем) выделяют следующие разновидности факторинга по признаку ограниченности регресса:

1) факторинг с правом регресса - кредитор сохраняет право полной компенсации относительно всех обязательств заемщика;

2) факторинг без права регресса - кредитор берет на себя большинство рисков.

В условиях формирующегося отечественного рынка энергосервиса, безусловно, более востребованным будет вариант организации факторинговых сделок с правом регресса. Однако международный опыт позволяет вести речь об организации и проведении подобных сделок с правом частичного регресса. В этом случае все риски распределяются между участниками таким образом, чтобы каждый риск был принят той стороной, которая смогла бы наилучшим образом его оценить и застраховать.

Достаточно перспективной формой кредитования инвестиционных проектов в сфере энергосбережения является проектное финансирование, отличительная особенность которого заключается в том, что основным обеспечением выдаваемых банками кредитов служит сам инвестиционный проект, т. е. те доходы, которые получит реконструируемое предприятие в будущем. Данная форма финансирования характерна для проектов, предполагающих крупномасштабные и соответственно дорогостоящие мероприятия в области энергосбережения.

Для кредитной организации участие в проектном финансировании подразумевает не просто долгосрочное кредитование производства, а сложнейший комплекс работ по обслуживанию инвестируемой программы. Банк совместно с органи-

зацией, осуществляющей программу по энергосбережению, может участвовать в формировании проекта для финансирования; анализирует его обоснованность; самостоятельно или с привлечением третьей стороны оценивает эффективность проекта с учетом всех возможных рисков; в ряде случаев берет на себя подготовку технико-экономического обоснования проекта или бизнес-плана. Особенностью проектного финансирования является также полная зависимость кредитной организации от исполнения проекта - источника погашения долга.

Банками, участвующими в реализации проектов по энергосбережению, как правило, выделяются следующие группы рисков:

- риски ошибочной оценки инвестиционных затрат; недостижения запланированного уровня экономии ввиду неправильных расчетов на этапе энергетического обследования и планирования комплекса необходимых мероприятий; несоответствия мощности закупленного оборудования заложенной в проекте; неправильно проведенных работ и мероприятий по повышению уровня энергосбережения;

- риски изменения цен на энергию; банкротства потребителя энергии, ошибочного расчета производственного плана;

- риски форс-мажорных обстоятельств, в частности, риски срыва проектов из-за пожара, затопления или воздействий стихии на объекты заказчика; риски недостаточности природных запасов и сырья; политический риск и иные.

Система рисков, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере энергосбережения, сложна, и любой из ее элементов может стать причиной невозврата инвестиционного кредита. Отсюда вытекает объективная необходимость проработки в кредитной деятельности банков таких ее аспектов, связанных с инвестиционным кредитованием, как система существующих на конкретных предприятиях рисков и оценка их инвестиционной кредитоспособности с учетом влияющих на нее факторов.

Финансирование инвестиционного проекта включает в себя ряд этапов:

1. Предварительное изучение жизнеспособности проекта. На данном этапе до представления проекта инвесторам проводится предварительный анализ жизнеспособности проекта с целью оценки соответствия будущего дохода от реализации проекта достаточности покрытия всех издержек и получения прибыли.

2. Разработка плана реализации проекта. Охватывает процесс от момента предварительного изучения его жизнеспособности до организации финансирования. На этом этапе проводится оценка соответствующих показателей и рисков по проекту с анализом возможных направлений развития экономической ситуации.

3. Организация финансирования проекта на основе выбора оптимальных инструментов, разработки соответствующего потребностям участников алгоритма финансирования и пр.

4. Контроль за выполнением плана и условий финансирования.

Особую роль в проектном финансировании играет распределение рисков между участниками проекта. При этом возможно различное распределение рисков между учредителями проекта и кредиторами.

Следует отметить, что в Республике Мордовия, как и в большинстве российских регионов, созданы все необходимые

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК -

1. Федеральный закон от 23.11.09 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Евстифеев, Ю. Е. Финансирование проектов по энергосбережению // Энергонадзор-информ. - 2011. - № 3. -С. 36-37.

3. Макаркин, Н. П. Кредитная политика коммерческого банка: региональный аспект / Н. П. Макаркин, В. В. Митрохин, И. Б. Митрохина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - 160 с.

предпосылки для внедрения рассмотренных инструментов финансирования в деятельность кредитных институтов. Во-первых, практически повсеместно существует реестр инвестиционных проектов, в том числе в сфере энергосбережения, что позволяет в ряде случаев решать вопросы их финансирования без проведения банками предварительной работы по изучению их эффективности. Во-вторых, налажена работа местных органов власти по поиску источников финансирования инвестиционных проектов, что упрощает в случае необходимости работу исполняющего банка в определении потенциальных соучастников реализации проекта. В-третьих, активная позиция региональных властей в привлечении инвестиций в сферу энергосбережения, в частности при решении вопросов законодательной, организационной, финансовой поддержки существенно снижает риски реализации таких проектов.

Таким образом, дальнейшее развитие и закрепление данных финансовых инструментов в деятельности не только региональных кредитных институтов, но и иных участников рынка энергосервиса, внедрение в практику финансовых продуктов на основе диверсификации рисков позволят активизировать инвестиционный процесс в российской экономике и создать необходимые предпосылки ее дальнейшего роста.

Поступила 09.07.2013

4. Создание и деятельность энергосервисных компаний и перфоманс-контрактов в России. Т. 1 : Энергосервис и перфоманс-контракты: возможности и проблемы их реализации в России / С. Б. Сиваев, под ред. И. Г. Грицевич. - М. : WWF России, 2011. - 109 с.

5. Федорова, Е. Н. Основные риски финансирования энергоэффективных проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ocg.ru/.

6. Цакунов, С. Рынок энергосервиса: тупик или трудности роста? // Энергоэффективность и энергосбережение. -2013. - № 3/4. - С. 24-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.