Научная статья на тему 'Система реализации инновационных энергосервисных контрактов при участии частно-государственного партнерства с учетом формирования резервов для покрытия возможных рисков'

Система реализации инновационных энергосервисных контрактов при участии частно-государственного партнерства с учетом формирования резервов для покрытия возможных рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ / ENERGY SERVICE CONTRACT / ЭНЕРГОСЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ / ENERGY SERVICE COMPANY / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД / SPECIALIZED COMPENSATION FUND / ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / FINANCING FORMS / СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫХ КОНТРАКТОВ / IMPLEMENTATION SYSTEM OF ENERGY SERVICE CONTRACTS / ГРУППЫ РИСКОВ / RISK GROUPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечаев Андрей Сергеевич, Зимина Татьяна Игоревна

Рассмотрены основные формы энергосервисных контрактов, применяемых в мировой практике, представлены этапы их реализации; определены препятствия и риски на каждом этапе осуществления заключенного контракта, а также возможные резервы их покрытия. Показаны основные отличия энергосервисного контракта от других видов финансирования энергосберегающих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION SYSTEM OF INNOVATIVE ENERGY SERVICE CONTRACTS INVOLVING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP BASED ON RESERVE FORMATION TO COVER POTENTIAL RISKS

Having considered the principal forms of energy contracts used in the world practice, the paper presents their implementation stages, identifies the obstacles and risks at each stage of contract implementation and examines possible reserves to cover them. The main differences between an energy service contract and other financing types of energy efficiency measures are shown.

Текст научной работы на тему «Система реализации инновационных энергосервисных контрактов при участии частно-государственного партнерства с учетом формирования резервов для покрытия возможных рисков»

Библиографический список

1. Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 281 -ФЗ, от 21.11.2011 N 328-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ).

2. Батурина О.А., Масюк Н.Н. Эндаумент-фонды как форма реализации государственно-частного партнерства в высшем образовании [Электронный ресурс]. It-j. Науковедение. 2012. № 4. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/ 114evn412.pdf

3. Дегтярев Д.А., Стельмах А.В. Эндаумент-фонды в образовательном фандрайзинге: мировой опыт и Россия [Электронный ресурс]. URL: http://fund.mgimo.ru/img/main_sites_ fund_topblock_endowment_125650_text_YDkjpt54FcmVw.pdf

4. Елисеева С.В. Состояния и проблемы развития эндау-мент-фондов в РФ [Электронный ресурс]. URL: http:

//cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-problemy-razvitiya-endaument-fondov-v-rossiyskoy-federatsii

5. Котрикова Т.Ю., Борисова И.И. Создание и функционирование эндаумент-фонда учреждения высшего профессионального образования: метод. рекомендации. Нижний Новгород: ННГУ, 2012. 43 с.

6. Насибова Э.Н-К. Целевой капитал (эндаумент-фонд) как источник финансирования интеллектуального потенциала вуза // Вестник ИрГТУ. 2014. № 8. С. 251-258.

7. Никулина И.Е., Прощаева Н.В. Фонды целевого капитала российских вузов: состояние и перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: http: //cyberleninka.ru/article/ n/fondy-tselevogo-kapitala-rossiyskih-vuzov-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya

8. Субанова О.С. Фонды целевых капиталов некоммерческих организаций: формирование, управление, использование: монография. М.: КУРС, 2011. 120 с.

УДК 330.322.16

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫХ КОНТРАКТОВ ПРИ УЧАСТИИ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ ВОЗМОЖНЫХ РИСКОВ

© А.С. Нечаев1, Т.И. Зимина2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены основные формы энергосервисных контрактов, применяемых в мировой практике, представлены этапы их реализации; определены препятствия и риски на каждом этапе осуществления заключенного контракта, а также возможные резервы их покрытия. Показаны основные отличия энергосервисного контракта от других видов финансирования энергосберегающих мероприятий. Ил. 2. Табл. 1. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: энергосервисный контракт; энергосервисная компания; Специализированный Компенсационный Фонд; формы финансирования; система реализации энергосервисных контрактов; группы рисков.

IMPLEMENTATION SYSTEM OF INNOVATIVE ENERGY SERVICE CONTRACTS INVOLVING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP BASED ON RESERVE FORMATION TO COVER POTENTIAL RISKS A.S. Nechaev, T.I. Zimina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Having considered the principal forms of energy contracts used in the world practice, the paper presents their implementation stages, identifies the obstacles and risks at each stage of contract implementation and examines possible reserves to cover them. The main differences between an energy service contract and other financing types of energy efficiency measures are shown. 2 figures. 1 table. 8 sources.

Key words: energy service contract; energy service company; Specialized Compensation Fund; financing forms; implementation system of energy service contracts; risk groups.

В последние годы в российском обществе активно ведется дискуссия вокруг частно-государственного партнерства. Эта тематика привлекает все большее внимание как органов власти, так и делового сообщества. Повышенный интерес к такой разновидности

взаимодействия бизнеса и государства, как частно-государственное партнерство (ЧГП), не удивителен: во многих странах оно позволяет эффективно решать множество социальных и экономических вопросов путем объединения ресурсов частного и государ-

1Нечаев Андрей Сергеевич, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89643595258, e-mail: [email protected]

Nechaev Andrei, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89643595258, e-mail: [email protected].

2Зимина Татьяна Игоревна, ассистент кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89501200313, e-mail: [email protected]

Zimina Tatiana, Assistant Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89501200313, e-mail: [email protected]

ственного секторов. Партнерство бизнеса и власти делает возможным реализацию проектов, которые не могли бы быть реализованы каждой из сторон в отдельности, что способствует в конечном итоге общему процветанию [1-3].

В сфере развития инфраструктуры роль государства должна заключаться в постепенном превращении из саморегулирующегося поставщика данных услуг и независимого регулятора в равного партнера бизнесу. При этом эффективной альтернативой приватизации стратегических инфраструктурных сетей с ее неоднозначными социально-экономическими последствиями могут стать используемые во всем мире различные формы частно-государственного партнерства.

Существует множество определений понятия «частно-государственное партнерство». Наиболее полное, на наш взгляд, следующее: частно-государственное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей - от промышленности и НИОКР до сферы услуг.

Одной из форм организации частно-государственного партнерства являются энергосервисные компании. Проблема износа материальных активов инфраструктуры актуальна в настоящее время, специалисты утверждают, что практически пришли в негодность около 60% всех материальных ресурсов, так как существуют серьезные утечки тепла, воды, а также значительные потери в электрических сетях. Наиболее приемлемым вариантом действий в сложившейся ситуации можно считать модернизацию с помощью энергосервисного контракта. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (ст. 19) дает определение энергосервисного договора как контракта, предметом которого является «осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком».

Основное принципиальное отличие энергосервисного контракта от других видов финансирования заключается в том, что предприятию не нужно вкладывать собственные средства. Комплекс работ по реализации проектов усовершенствования инфраструктуры осуществляется благодаря инвестициям, предоставляемым или привлекаемым энергосервисной компанией (ЭСКО). Оплата работ, проведенных ЭСКО, осуществляется потребителем топливно-энергетических ресурсов за счет средств, полученных в результате экономии после принятия объекта в эксплуатацию.

Большинство энергосервисных проектов финансируется с привлечением долгосрочных кредитов. Широко также используется практика предоставления оборудования в лизинг компаниями-производителями.

В начальный период развития энергосервиса была достаточно типична ситуация, когда компаниям приходилось решать проблемы самостоятельно вследствие того, что финансовые институты не испытывали желания проплачивать такие проекты. Некото-

рые ЭСКО действовали как дистрибьютеры оборудования, которое используется для повышения энергоэффективности, по лизинговым схемам. Однако в настоящее время положение изменилось: теперь в секторе сложился устойчивый конкурентный рынок предложений со стороны финансовых институтов.

Сегодня большую часть рынка энергосервисных услуг покупателей организуют органы общественной власти. В западной практике такие энергосервисные контракты финансируются в основном за счет заказчика. Это связано в первую очередь с тем, что заимствования общественной власти в этих странах, как правило (во всяком случае - до недавних пор), дешевле, чем заимствования ЭСКО. Таким образом, общественная власть-заказчик заимствует деньги для реализации проекта, и возврат этих денег гарантируется обязательствами ЭСКО по достижению заданного показателя повышения энергоэффективности. Рынок заимствований достаточно конкурентный. В США типичный проект должен иметь несколько предложений по финансированию. И финансовые компании обычно стараются дать гибкое предложение, структурируя график платежей таким образом, чтобы он максимально совпадал с финансовыми потоками проекта.

В бюджетном секторе достаточно распространены освобождаемые от уплаты налогов договоры лизинга с переходом права собственности. Такие схемы позволяют в странах Запада финансировать проекты ЭСКО из операционных бюджетов. Такая модель финансового механизма позволяет общественному сектору использовать деньги, сохраненные в счетах за оплату будущих коммунальных услуг, уже сегодня на приобретение нового энергоэффективного оборудования.

Достаточно часто для финансирования энергосервисных проектов используются целевые государственные или муниципальные облигационные займы. В данном случае целый ряд энергосервисных проектов собираются в один пакет, финансируемый за счет этого целевого займа, что минимизирует транзакцион-ные издержки и снижает стоимость заимствований.

Также к числу возможных финансовых инструментов привлечения инвестиций в энергосервис относятся следующие: овердрафт, кредит, лизинг, факторинг, форфейтинг и различные налоговые льготы в форме инвестиционных налоговых кредитов.

Сравнительный анализ рассмотренных финансовых инструментов представлен в таблице.

Система реализации инновационных энергосервисных проектов посредством создания специализированного компенсационного фонда и привлечением финансовых и государственных организаций с использованием форм финансирования и формированием резервов на покрытие возникающих рисков представлена на рис. 1 [1-3].

В настоящее время специалисты Сбербанка формируют общие принципы финансирования ЭСКО. Для обеспечения надежного исполнения энергосервисных контрактов и уверенности банка в исполнении заемщиками обязательств по кредитам, в сфере энергосервисной деятельности должны быть созданы Специализированные Фонды. Ориентировочный объем

Фонда - 30% от объема реализуемых энергосервисных соглашений. Гарантии Фонда должны обеспечивать не менее 70% объема заимствований и инвестиций.

На рис. 1 представлены операции каждого этапа реализации энергосервисного контракта. Сначала (1-3) выпускаются ценные бумаги или делаются взносы. После определения источника финансирования и поступления денежных средств (4, 5) выполняется постановка проблемы каждого этапа реализации кон-

тракта (6-9), заключается договор (10) и выбирается форма инвестиций (11-15). Далее следуют: выполнение энергосберегающих мероприятий (16); отчет об исполнении основных показателей экономии (17); заключение договоров на снабжение энергоресурсами и эксплуатацию (18, 19); анализ рисков, возникающих на каждом этапе реализации контракта, и их покрытие (20-27); страхование энергосервисного контракта (28); оплата оборудования, монтажных и пр. работ (29); наконец, оплата с достигнутой экономии (30) [7, 8].

Сравнительный анализ финансовых инструментов

Инструмент Барьеры За Против

Овердрафт Начальные инвестиции: расхождение в сроках получения экономии и сроках выплат. Минимальные затраты времени. Минимальный пакет документов. Отсутствие залога. Жесткие сроки возврата. Высокие проценты. Сумма определяется, исходя из оборота по текущему займу.

Кредит Начальные инвестиции: расхождение в сроках получения экономии и сроках выплат. Совершенный и широко доступный механизм финансирования. Не ведет к потере контроля за бизнесом. Средние и высокие процентные ставки. Возможно, недостаточно гибкий механизм. Чаще не покрывает полную сумму инвестиций. Обычно окупаемость связана с заемщиком, а не с проектом. Находится в рамках балансовых статей, может создать долговые проблемы.

Лизинг: операционный, капитальный Начальные инвестиции: расхождение в сроках получения экономии и сроках выплат Использование источников финансирования, не включаемых в баланс. Согласовывает окупаемость со сроком получения экономии. Низкие ставки благодаря освобождению от уплаты подоходного налога. Возможность получения амортизационных выплат. Отсутствует возможность вычесть стоимость амортизации. Находится в рамках балансовых статей, может создать долговые проблемы. Покрывает только фиксированную стоимость активов.

Факторинг Начальные инвестиции: расхождение в сроках получения экономии и сроках выплат. Непрерывность оборота. Упрощение работы с дебиторской задолженностью. Предоставление отсрочки платежа. В российской практике высокие и запутанные тарифы. Ожидание оплаты конечным потребителем.

Форфейтинг Начальные инвестиции: расхождение в сроках получения экономии и сроках выплат. Минимальные риски. Минимальные затраты времени. Отсрочка платежа. Фиксированная процентная ставка. Работа на вторичном рынке ЦБ. Возможность продажи банком денежных обязательств на вторичном рынке. Разногласия при выборе кредитного документа. Хорошие знания законодательства заемщиком.

ИНК Кредитный риск, баланс. Простота внедрения, относительная эффективность и гибкость. Возможность использования реальных финансовых средств. Цель - создать рыночный спрос. Увеличивает нагрузку на государственные бюджеты. Трудно предотвратить незаконное и незаслуженное получение финансов. Не эффективно, если конечные пользователи не платят налоги, не хватает прозрачности.

00 I

со сл

К)

о

го т

0

ч

1

тз

ю Ю

Ю О)

К)

о

со

вастнционныа ОЗЛЕН

_гц Иге_

^■-ОММйрЧасеи5 'ьЗЕЕЕД{|_|^|спацналнзнрсьанр"и'Ч _--^рГаНЫ

♦и

Зн аргос арЕнснал

т

СуЬпо д рядчиЕи| |С-тр аз-и

.СЕЗЛ еомпзния

Еомпання

ги

Щ

, ,__

I Формы фиканснроЕання

ИГ

Оъгрдрдфгг ■фйдкт щ Лизинг

тз.

а

акторннг| ___ ^орф;

ТТЭтап-Ко: Н^ГЛВТИрОЕ 1НН5 БаЕЗЗЧИ-

'проекгирсвате

Договор на ОЕазашЕ услуги с фкЕсиро-

Е1ННОЙ ГШ Л ТОН

ДоГОЕОрНа ОЕ2-занна услуги с оплатой по до^

СТНГНуТЫМ р2-"ЗуЛВТаТЛМ

1-1ньасткцн1 фаДКТ

сонный нал сгсе-ьш

■>гап. 1ккггавЕа энарго-ающагоо6Ьруцо>- -

|,ОГОЕОр на ПОСТаВЕу гДС-БШИЯ С фнЕСИ-

■БаШГОН ЦаНСИ

[оговорл ИЗИНГЛ

"ДОЕЗЕГИЛ С

[ОН и ПЛАТЕЖОМ

Договорил по-таЕЕу оЬорудо-I с оплатой

. Зт1Ж ЭнарГЧ>СарЕ1Е*НЬГЙ тарфоманс-ЕОЕпрзЕГ

ДогоЕорна ОЕазание еом-Ш еЕСЛ ЗНарГОСе^ШИЫХ Л_¡гарт с га£антирсЕ.ашнш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

! »ЕОНОМИаИ

гтоц___—— ггг^Ш______

4-, Этап. Догст.ор:знергосЬере-| р. Этап. Догст.орполного

ДогоЕорна

¡сомпл =Еса экаргасаззнс-шх услуг с гарлнтиро-

_данным возвратом ннь=-

ятщнн

ДогоЕорна с КОМШ1 5ЕСа ЗНЕгрГС-~ СерБИСНЫХ услуг С разделением эеоно-мни

РнСЕ ОШнЬоЧЕНЗНОЦаНЕ!

инвестиционных затрат

Е ОШНООЧЕЮ-НПрОНЗЕОДНТЗГЬ-

Ьосги ухтдштпенногоо^хгруддл-

г"Исе н =е арной зеспл уатацни и н ад остаточЕюго оЬслужиЕ лння оборудования

^■ГТГ ОШнЬгУЧНПЕттрНТгЙ'

Базисного потреЬг ения энергии (Ъавекге) _

Ш

Г^НСЕ

цен на энергию

Еення и энаргохенаджмаЕгта

:ания. .гпраЕла-

нуп ре ¡31

фнЕскровлнным платежом за ед.ресурел

ДогоЕорна постаЕЕу энаргорееурсов н энар-гом анад жм ант

К

ДогоЕор эн арсо-снаЬж екня. оЬслу живания, н управления эн аргопогре & а ннем (оплата по реэтл ьтатам прсек -га)"

Рнсе о анЕротстЕа потраЬнтзт я энЕртнк

РНсе ошнЬочЕюгопрсиз-Еод сте анного плана

"еономкч2сеик рыж

ДогоЕорна упроЕлашЕ зданием БЕЛючаат маро-тркятня по поееш! а едоо ?н ергоэ ф феЕТНЕНости.

сансируемы а заЕа ечи-ком

управления зданием

ДогоЕорна управление зд аннем ЕЕЛючаат в себя также обязателв-ства по поееш! ению ен ергоэ ф феЕТИЕНосгн здания.. Еоторыа д-тж-ны оьгтъ оплачены и. Счет соЕращ -нняраежо-д ое упрлЕл яющ ей ЕОМ-паиии на оплатуэнар-

ГОраСЗ"рССЕ;

Заканчш

3! к г 1

Э б

II

я*

р о

финансовая наустоичиЕО-

эско

Лссе отезтетвня спацшлизнро-р. д н-нтгу тт чтт=чя'н'н. аЕЖраднтэций

с¿рти фНЕат-с-Е и т.д,__|| связанЕшш с раоотоиоршнсЕ

Рисе выбора ЭСКО] ' |1- госуд арств энной ел асгн

а

Снабж ающ а; организация

РЙ^Ё ИЗА1аН£ния пол итич2-

сеои системы

г'Исе изменания приоригатоЕ

е. разЕигии на разЕшх уровнях

Ес нф к-ц:лцкг-[ нд г^н-сналнздггн-н-

нзманання норматиЕно-прав-сьои

Ьазы в сфаре раал нзапии проекта иэоыточне и ЬюроЕратин •д арстЕдтш-^: органст. ел асгн

?нсе высокого уровня ЕОрДДЩНИ на ах уровнях государств аннон Еластн

ИГ

Резервна энаргоазздиг

Резерв на проведение

агзмарЕЕгнн н Еарнфи-:глдню

I

^азарЕ на несе анарЕСЬЕ разра&ИЕЫ

РИСЕН

?езарЕ на проитальствс

I

?-=5=рЕ

;гпрзЕланна проаЕгом

Ж

"ШГ

?=з=рЕ на организацию юрнд нч асЕнхи финансо-еых отнош а нии с ел и ан -гом

Уаз=рЕ на гарантны до-СТКЕ аЕСИЯ зффаЕТНЕНОСШ

I

?ез.Ерь на ад мнЕшстрщнь

I

Резерв на организацию юр ид нч асЕО' и подд ерЕЕН

Т

Рис. 1. Система реализации инновационных энергосервисных контрактов посредством создания специализированного фонда с привлечением внешнего финансирования, с использованием форм финансирования и формированием резервов для покрытия рисков

Главная идея создания Специализированного Фонда состоит в обеспечении коммерческим банкам возврата краткосрочных кредитов на проведение мероприятий по энергосервисным контрактам. Принципиально важно, что такой Фонд создается с участием региональных органов государственной власти и/или органов местного самоуправления. Вложение бюджетных ресурсов в уставный капитал Фонда должно служить иллюстрацией готовности органов государственной власти и местного самоуправления содействию развития энергосервисного бизнеса. Фонд может создаваться в правовой форме открытого акционерного общества. Его учредителями, наряду с органами государственной власти, муниципального управления и МФИ, могут выступать коммерческие банки и частный бизнес.

Согласно российскому законодательству, предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Энергосервисный договор (контракт) должен содержать [4, 5]:

• условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая обеспечивается в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);

• условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее, чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;

• иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

Основные этапы реализации:

1. ЭСКО заключает один или несколько однотипных энергосервисных контрактов на повышение энергоэффективности объектов бюджетного сектора.

2. ЭСКО привлекает краткосрочный кредит коммерческого банка для проведения энергосберегающих мероприятий в объектах бюджетного сектора.

3. Средства Фонда направляются на выкуп права требования у ЭСКО поступлений от достигаемой экономии в рамках энергосервисного контракта.

4. Сумма, выплачиваемая Фондом ЭСКО, покрывает затраты (задолженность перед банком) и позволяет получить ЭСКО необходимый доход. Это позволяет энергосервисным компаниям погасить краткосрочный кредит коммерческого банка.

5. ЭСКО создает резервы, покрывающие долгосрочные риски в рамках энергосервисного контракта и становится правообладателем поступающих средств от достигаемой экономии ресурсов.

В случае, если потенциальная экономия средств, образующаяся от сокращения потребления ресурсов окажется ниже, чем предполагалось энергосервисным контрактом, энергосервисная компания должна покрыть Фонду недостающую экономию за счет собственных средств.

Фонд может направлять ежегодные поступления, образующиеся от достигаемой экономии ресурсов, на выплату дивидендов учредителям или на возврат привлеченных кредитов МФИ, коммерческих банков либо других финансовых институтов.

При бесспорно выгодной и эффективной сути, энергосервисный контракт все же несет в себе определенные риски. Рассмотрению рисков была посвящена значительная часть исследования, проведенного Ассоциацией Менеджеров среди ведущих российских и зарубежных компаний. Возникающие при реализации проектов ЧГП риски частного сектора можно условно разделить на четыре основные группы:

• Риски, связанные с работой государственных органов власти.

• Риски, связанные с участием государства как партнера в проектах ЧГП.

• Бизнес-риски проектов ЧГП.

• Риски, связанные с протестами населения, общественных и международных организаций.

На рис. 2 представлены группы рисков, наиболее препятствующие развитию частно-государственного партнерства в России [6].

Гарантии государства по поддержке энергосер-

Риски, связанные с работой государственных

органов власти

Риски, связанные с участием государства как партнера в проектах ЧГП

Бизнес-риски проектов ЧГП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Риски, связанные с протестами населения, общественных и международных организаций

26,7

3,

Примечание: Респондент мог выбрать один вариант ответа. Оценки представлены в процентах от общего

числа ответов респондентов.

Источник: Ассоциация Менеджеров, 2006 Рис. 2. Группы рисков, наиболее препятствующие развитию ЧГП в России

висных контрактов, готовность и способность обеспечивать компенсацию возникающих рисков являются ключевыми вопросами для потребителя.

Программа повышения энергоэффективности предполагает финансирование в размере 10 трлн руб. до 2020 г., 90% этих средств - частные. По оценке Сбербанка, в энергосберегающие мероприятия будет инвестировано около 3,5 трлн руб., возможный объем долгового финансирования из которых не менее 2 трлн руб.

Большая часть этих мероприятий может быть реализована с использованием энергосервисных контрактов. Таким образом, потенциал рынка составляет не менее 500 млрд руб./год.

Существует, однако, ряд достаточно серьезных проблем, мешающих развитию рынка энергосервисных контрактов в России. Главная из них - пробелы в законодательстве, не позволяющие четко установить порядок взаимоотношения и права сторон.

В целях стимулирования развития региональных и частных энергосервисных компаний на федеральном уровне предложено создание так называемой «Супер-Эско» - специализированной организации с государственным участием, основная цель которой заключается в обеспечении финансирования проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности региональных и частных энергосервисных компаний, а также реализации пилотных энергосервисных проектов в бюджетном секторе и, как правило, оборонной промышленности. «Супер-Эско» созданы в Индии, на Филиппинах и в некоторых других государствах и показали высокую эффективность.

В России такой «Супер-Эско» должна стать Федеральная энергосервисная компания (ФЭСКО), которая создается в настоящее время при Минэнерго России при организационно-методической поддержке ФГБУ «РЭА» Минэнерго России. Предполагается, что ФЭСКО обеспечит финансирование проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые будут реализовываться на региональном и муниципальном уровне. В качестве возможных схем подобного софинансирования выступает не только участие в уставных капиталах региональных и частных энергосервисных компаний, но также аренда, лизинг, поставка в рассрочку, обеспечение исполнения обязательств и иные схемы, предусмотренные гражданским законодательством.

О самых первых шагах на пути к формированию устойчивого рынка также свидетельствует отсутствие необходимого методического обеспечения, включая апробированные практикой типовые энергосервисные договоры (контракты), типовую конкурсную документацию, методики определения экономии энергетических ресурсов и др. Наличие соответствующих методических материалов и открытый доступ к ним создадут дополнительные условия и стимулы к оказанию энергосервисных услуг как для заказчиков, так и для исполнителей. Частично разработку такого методического обеспечения осуществляет ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, в том числе в рамках сотрудничества с Efficiency Valuation Organization (EVO) по подго-

товке официального перевода на русский язык международного протокола мониторинга и верификации экономии энергетических ресурсов 1РМУР. Проекты типовых энергосервисных договоров (контрактов) разработаны в рамках обособленных групп при Минэкономразвития, Минрегионов, Минэнерго России, включая рабочую группу по созданию Федеральной энергосервисной компании.

Однако большинство подготовленных решений пока носит исключительно теоретический характер.

Как показывает опыт зарубежных государств, в которых принимались законы об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности нового поколения, например Индии, для формирования полноценного, устойчивого рынка энергосервисных услуг должно пройти не менее 3-5 лет. В это время выявляются и устраняются пробелы и противоречия в законодательстве, происходит подготовка и реализация пилотных проектов, консолидация профессионального сообщества, которая сопровождается вытеснением с рынка слабых и неквалифицированных игроков. Основную роль в этом процессе выполняют не только государственные агентства, подобные ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, но также ассоциации участников рынка энергосервисных услуг, способные централизованно представлять позицию профессионального сообщества. В РФ уже создаются соответствующие ассоциации и партнерства, которые берут на себя ответственность за контроль качества оказания данных услуг, выработку методических рекомендаций и типовых решений. Их активизация свидетельствует о том, что развитие отечественного рынка идет по сценарию, соответствующему международной практике.

Однако развитие процесса пока существенно сдерживается из-за наличия большого количества пробелов и противоречий в новом законодательстве об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в отдельных случаях блокирующих его исполнение. Основными направлениями совершенствования законодательства должны стать:

• разработка дополнительных моделей контрактов на энергосервис для государственных и муниципальных нужд, в том числе совмещающих поставки в рассрочку и вознаграждение по результатам достижения экономии энергетических ресурсов, а также предусматривающих измерение и верификацию экономии расчетными способами и ограниченное число раз;

• детализация различных типов (моделей) энергосервисных договоров (контрактов), заключаемых в частном и государственном (муниципальном) секторах, в зависимости от распределения финансовых рисков, возникающих у заказчиков и исполнителей при оказании энергосервисных услуг;

• раскрытие условий энергосервисного договора (контракта), связанных с передачей объектов права собственности от исполнителя заказчику, а также иных условий, по которым требуется детализация в законодательстве;

• установление стимулов для создания и разви-

тия региональных и муниципальных энергосервисных компаний, а также организаций с государственным и муниципальным участием (центров энергосбережения), осуществляющим методическую и информационную поддержку энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном и муниципальном уровнях;

• введение системы «белых сертификатов» в качестве меры государственного регулирования, стимулирующей развитие рынка энергосервисных услуг;

• создание механизмов стимулирования разработки программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и оказании энергосервисных услуг по результатам энергетических обследований;

• установление изъятий, при которых соблюдение главными распорядителями бюджетных средств требований о снижении бюджетных ассигнований государственным (муниципальным) учреждениям на при-

обретение энергетических ресурсов не препятствует заключению и исполнению ими энергосервисных договоров (контрактов);

• установление случаев предоставления инвестиционных налоговых кредитов и налоговых льгот для энергосервисных компаний.

Таким образом, применение энергосервисных контрактов имеет хорошие перспективы в России. Представляется, что особенно важно их использовать в государственном и муниципальном секторах, что позволит одновременно с их реализацией решать и проблему профессионального управления общественными зданиями. Хорошие перспективы у договоров полного управления и в жилищном секторе. Уже сегодня целый ряд компаний, управляющих многоквартирными домами, высказывают заинтересованность в реализации таких контрактов и рассматривают их внедрение как свое конкурентное преимущество.

Статья поступила 07.11.2014 г.

Библиографический список

1. Нечаев А.С., Прокопьева А.В. Идентификация и управление рисками инновационной деятельности предприятий // Економiчний часопис-ХХ1. 2014. № 5-6. С. 72-77.

2. Нечаев А.С., Прокопьева А.В. Алгоритм процесса управления рисками в инновационной деятельности // Вестник ИрГТУ. 2013. № 4 (75). С. 196-201.

3. Нечаев А.С., Антипин Д.А. Некоторые аспекты финансирования инновационной деятельности предприятий в Российской Федерации // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 3. С.10-19.

4. Сиваев С.Б. Энергосервис и перфоманс-конкракты: возможности и проблемы их реализации в России. М.: Всемирный фонд дикой природы, 2011. 109 с.

5. Туликов А.В. Проекты подзаконных актов и других нормативных документов, регулирующих создание и деятельность

энергосервисных контрактов и перфоманс-контрактов в России. М.: Изд-во WWF, 2011. 91 с.

6. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве: национальный доклад. М.: Ассоциация Менеджеров, 2007. 116 с.

7. Рогов В.Ю. Энергосберегающие инвестиции и тарифооб-разование в ЖКХ // Вестник ИрГТУ. 2014. № 8 (91). С. 192-199.

8. Рогов В.Ю. Институциональные аспекты энергосберегающих инвестиций и тарифообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве // Известия Иркутской государственной экономической академии (БГУЭП). 2014. № 4. С. 80-90.

УДК 338.45:69

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ АНАЛИЗА РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В СФЕРЕ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА)

Л

© Н.Г. Новикова1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Дана характеристика общих и специфических особенностей жилищно-коммунальных услуг и представлены свидетельства низкой рыночной ориентированности управляющих компаний, функционирующих в этой сфере. Рассмотрены принципы формирования системы анализа рыночных возможностей и обоснован вывод о необходимости их дополнения в связи с введением лицензирования управляющих компаний, предусмотренных изменениями Жилищного кодекса РФ. Предложены четыре дополнительных принципа формирования системы анализа, реализация которых обеспечит повышение ее эффективности в условиях нового этапа реформы ЖКХ. Табл. 1. Библиогр. 16 назв.

Ключевые слова: жилищные услуги; управляющие компании - managing companies; рыночная ориентированность организаций; анализ рыночных возможностей; принципы формирования.

1Новикова Надежда Григорьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры логистики и коммерции, тел.: 89086469467, e-mail: ngn777@ mail.ru

Novikova Nadezhda, Doctor of Economics, Professor of the Department of Logistics and Commerce, tel.: 89086469467, e-mail: ngn777@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.