Научная статья на тему 'Философско-правовой анализ идеи равенства в договорном правотворчестве'

Философско-правовой анализ идеи равенства в договорном правотворчестве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
574
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАВЕНСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / ПРИНЦИП ФОРМАЛЬНОГО РАВЕНСТВА / ДОГОВОР / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР / РАВЕНСТВО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЙ СУБЪЕКТОВ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ / EQUALITY / DEMOCRACY / THE PRINCIPLE OF FORMAL EQUALITY / CONTRACT / FORCED CONTRACT / EQUALITY OF SUBJECTS OF DECLARATIONS OF INTENT / AWARENESS / LEGAL TRADITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васечко А. А.

Данная статья продолжает цикл работ, посвященных рассмотрению элементов договорного правотворчества. Напомним, что в договорном правотворчестве элемент свободы имеет наибольшую степень выраженности. Но и свобода в договорном правотворчестве имеет свои пределы. Ограничение договорной свободы связано, прежде всего, с пониманием равенства и справедливости в общественных отношениях. Хотя применительно к договору корректнее будет говорить о равенстве волеизъявлений сторон. Сама идея равенства как достижение буржуазных революций на протяжении долгого времени оставалась чуждой российской традиции, а договор как форма права был по достоинству оценен только в постперестроечный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophic-legal analysis of equality idea in contractual lawmaking

This article continues a series of works devoted to the consideration of the elements of contractual law-making. Recall, that in contractual law-making element of freedom has the greatest degree of severity. But freedom in contractual lawmaking has it's limits. The restriction of contractual freedom is associated primarily with understanding of equity and justice in social relations. Though concerning the contract will be more correct to speak about the equality of declarations of intent of the parties. The idea of equality as the achievement of the bourgeois revolutions throughout long time remained alien to Russian traditions, while the Treaty as a form of law was appreciated only in the post-perestroika period.

Текст научной работы на тему «Философско-правовой анализ идеи равенства в договорном правотворчестве»

УДК 1:001; 001.8 ББК Ю6

философско-правовой

анализ идеи равенствав

договорном правотворчестве

АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА ВАСЕЧКО

преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук Научная специальность — 09.00.11 социальная философия

E-mail: vasechkoa@yandex.ru Рецензент: кандидат исторических наук, доцент П.П. Марченя

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Данная статья продолжает цикл работ, посвященных рассмотрению элементов договорного правотворчества. Напомним, что в договорном правотворчестве элемент свободы имеет наибольшую степень выраженности. Но и свобода в договорном правотворчестве имеет свои пределы. Ограничение договорной свободы связано, прежде всего, с пониманием равенства и справедливости в общественных отношениях. Хотя применительно к договору корректнее будет говорить о равенстве волеизъявлений сторон. Сама идея равенства как достижение буржуазных революций на протяжении долгого времени оставалась чуждой российской традиции, а договор как форма права был по достоинству оценен только в постперестроечный период.

Ключевые слова: равенство, демократия, принцип формального равенства, договор, принудительный договор, равенство волеизъявлений субъектов, правосознание, правовая традиция.

Annotation. This article continues a series of works devoted to the consideration of the elements of contractual law-making. Recall, that in contractual law-making element of freedom has the greatest degree of severity. But freedom in contractual lawmaking has it's limits. The restriction of contractual freedom is associated primarily with understanding of equity and justice in social relations. Though concerning the contract will be more correct to speak about the equality of declarations of intent of the parties. The idea of equality as the achievement of the bourgeois revolutions throughout long time remained alien to Russian traditions, while the Treaty as a form of law was appreciated only in the post-perestroika period.

Keywords: equality, democracy, the principle of formal equality, contract, forced contract, equality of subjects of declarations of intent, awareness, legal tradition.

Равенство в самом общем понимании представляет собой отношение между знаковыми выражениями, обозначающими один и тот же объект, когда все, что можно высказать на языке соответствующей теории об одном из них можно высказать и о другом и наоборот и при этом получать истинные высказывания. В рамках формальной логики равенство понимается как совпадение и взаимозаменяемость, как особое отношение между объектами. Термин «равенство» многогранный и применим к различным сферам жизни общества, он характеризует определенное общественное состояние. Речь может идти о социальном, правовом, политическом, экономическом равенстве. В основе реального равенства лежит идея равенства, которая выступает идеалом и системообразующим элементом для многих государств. В социальном, правовом, политическом смысле равенство рассматривается как ценность, ко-

торая либо принимается обществом и в этом случае становится идеалом и руководящим принципом жизни и деятельности, либо отторгается.

Проблема возникновения идеи равенства отнесена к тем философским проблемам, которые не могут быть раз и навсегда определены, а требуют постоянного решения. Первые попытки ее постановки и решения обнаруживаются в трудах античных мыслителей - Платона и Аристотеля. В средневековую эпоху идеи равенства, опираясь на христианскую идеологию, рассматривали Аврелий Августин, Фома Аквинский, а в Новое время к ней обращались Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, представители немецкой классической философии И. Кант, Г. Гегель. Новое понимание идея равенства получила благодаря марксизму (К. Маркс, Ф. Энгельс). В отечественной философии права одним из первых защитников идей о равенстве всех людей,

о неотчуждаемых правах и свободах человека был А.Н. Радищев, критиковавший в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» российское самодержавие и крепостничество. Идеи свободы и равенства также защищались в трудах российских философов и правоведов Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородце-ва, Н.А. Бердяева, Н.Н. Алексеева, Б.А. Кистяковского, С.А. Муромцева, Е.Н. Трубецкого, Г.Ф. Шершеневича. «М.М. Сперанский верил в такие политические ценности, как личная и имущественная безопасность, естественные права человека, свобода и достоинство. Он делал государство средством обеспечения этих принципов»1. Особое становление и укрепление принцип формального равенства получил в конце XX — начале XXI вв. в период демократизации общества.

Как показывают исторические факты идея, равенства формируется параллельно с идеей демократии и осознания подобия людей друг другу. Попыткой первой практической реализации идеи равенства принято считать идею демократии и стремление ее воплощения в реальной жизни. Таким образом, идея демократии формируется в процессе осознания возможного и в определенной степени необходимого равенства между собой участников тех или иных общественных отношений. Эта идея раскрывается в работе французского философа Ж.-П. Вернана, а также в работах отечественных философов Ф.Х. Кессиди, А.С. Богомолова, Э.Д. Фролова и других.

Граждане конкретного государства, как бы они не отличались по происхождению, возрасту, гендерной принадлежности, общественному положению, роду занятий, уровню образованности, некоторым образом все же подобны друг другу. Еще стоицизм выработал понятие равенства всех людей, онтологическое равенство, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноправность и равноценность всех людей, в том числе и равенство всех перед законом. По мнению Ж.-П. Вернана это подобие составляет единство полиса, в рамках города связь человека с человеком начинает обретать форму взаимности и обратимости. Граждане, принимающие участие в жизни полиса, начинают восприниматься как подобные, равные, вполне осознавая, что в конкретных обстоятельствах они противопоставлены друг другу. Сама же идея равенства рождается в диалоге «Я» и «Другого». При этом «Другому» оказываются имманентно присущи черты и права «Я», что уравновешивает два противоположных начала, делая в принципе возможной процедуру сравнения2.

Идея равенства лежит в основе существования современного демократического государства и является необходимой предпосылкой для создания гражданского общества. Принцип правового равенства закрепляется демократическими государствами на высшем законодательном уровне, кроме того, государства создают надежные механизмы и институты для его обеспечения и защиты. В конце ХХ в. в результате усиления процессов демократизации общества, которые

активно вторгаются в экономическую, политическую, культурную, социальную сферы, происходит смена правопонимания, что влечет за собой изменение основных методов регулирования общественных отношений. Очевидно, что если основным инструментом разрешительного метода регулирования, характерного для позитивистского типа правопонимания, является юридическая норма, то при общедозволительном методе, характерном для естественно-правового правопо-нимания, главным инструментом становится договор3, что представляется вполне закономерным. Ведь одним из содержательных признаков договора является равенство его сторон. В юридической доктрине авторы, так или иначе, привязывают этот признак к договору, указывая на «равенство сторон как партнеров», «формально-юридическое равенство договаривающихся сторон», «формальное равенство (равноправие) субъектов». Этот признак следует из признака договорной свободы и в какой-то степени является ее косвенным проявлением. Договорное равноправие обычно понимается как презумпция равных прав субъектов на вступление в договор и на определение его условий. Продолжением этого признака можно считать возмездный характер договора, взаимную ответственность его сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение договора, субъективную выполнимость договора.

Однако зачастую признак равенства сторон в договоре исполняется с определенными оговорками. Доказательством тому являются «принудительные договоры», госконтракты, где один из субъектов обязательно обладает приоритетом по отношению к другому. Подобные договоры, исключающие равенство сторон, часто встречаются и в трудовом праве, не говоря уже об административном. Неравноправные договоры известны не только внутригосударственному праву, но и международному. В этой области неравноправный договор, в первую очередь, нарушает суверенитет одного из субъектов. Практика таких договоров была широко распространена в колониальную эпоху в отношении азиатских, африканских и латиноамериканских стран и период мировых войн. Даже с утверждением в международной практике принципов суверенного равенства и невмешательства нельзя говорить о появлении равенства (или равноправия) сторон в международном договоре. Любой международный договор присоединения диктует для своих участников условия. Договор, который устанавливает диктатуру и зависимость, по определению неравноправный.

Таким образом, принцип формального равенства не является абсолютным, и применим не ко всем договорам, также как и признак свободы в договорном правотворчестве. В действительности принцип формального равенства существенно отличается от идеального представления о нем. По мнению В.П. Малахова, принцип реального равенства имеет действие, если общественные отношения можно охарактеризовать следующими признаками. Во-первых, если каждая из сторон общественного отношения смогла реализовать свою

цель, во-вторых, если цели действующих субъектов взаимно согласованы, в-третьих, если цели и интересы одной стороны реализуются за счет подавления целей и интересов другой стороны или пренебрежения ими, но при этом нереализованность целей в одном отношении компенсируется реализацией целей в другом отношении или в другой области, в-четвертых, если ни одна из сторон социального отношения не утрачивает прежней возможности и способности вступать в такое же отношение заново, в-пятых, если равновесие сторон социальных взаимодействий не нарушено4. Поэтому применительно к договорному правотворчеству корректнее будет говорить о равенстве волеизъявлений субъектов договора как о реальном проявлении формального признака равенства сторон5.

Закономерным можно считать тот факт, что договорное правотворчество получает наибольшее распространение на Западе. Это объясняется тем, что договор как форма права, принципы договорной конструкции, а также содержательная сторона договора являются культурно и исторически наиболее приемлемыми и совместимыми именно с западными правовыми традициями. Зарождаясь изначально в римском праве как гражданско-правовая категория, в дальнейшем он становится нечто большим - естественным способом общения. Идеи свободы и правового равенства являются узловыми идеями западной правовой культуры. Зарождаясь в период ранних буржуазных революций в Голландии, Англии, Франции они формируют основу теорию естественного права, получившей впоследствии широкое распространение в Германии и Италии.

Кроме того, смысл договора, содержащий идеи естественного права о прирожденности и неотъемлемости свободы личности, равенстве всех перед законом и судом также близок западно-правовым традициям. Таким образом, договор на Западе признается в качестве источника права не только документально, сама идея договора подкреплена складывающимися на протяжении длительного времени традициями западного общества, его историческими, социально-экономическими, политическими условиями. Что касается России, то на Руси никогда не процветала идея равенства, ее заменяла идея общины как объединения многих различных народов ради более эффективного культурного и экономического развития и безопасности. Западные идеалы и ценности были чуждыми российскому народному правосознанию6, их автоматическое заимствование недопустимо — и может спровоцировать Смуту7.

Как мы видим, проблема равенства являлась актуальной во все времена, но особое значение она приобретает в переходные периоды. Так эпоха российской Перестройки явилась тем переломным моментом, ко-

торая привела к переоценке ценностей. Люди активнее стали участвовать в защите своих прав, о чем свидетельствует статистика обращений в международные правозащитные органы. Однако усиление роли государства, произошедшее в последние годы, привело к существенному росту профессиональной бюрократии с соответствующими льготами и привилегиями8 и коррупции. Утрата относительной однородности общества резко обнаружила неравенство граждан России при декларативности правового равенства.

1 Фролова Т.Н. Философско-правовые идеи M.M. Сперанского // Социально-философский анализ правовой жизни общества. — M., 2012. — С. 54.

2 Леонтьева Е.Ю., Ананьев С.А., Mунтян EM. О возникновении социальных концептов равенства и справедливости // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2007. — № 4. — С. 6-8.

3 Васечко А.А. Mеждународный договор как источник внутригосударственного права: дис. ... канд. юридических наук: 12.00.01. — M., 2008. — С. 15.

4 Mалахов В.П. Философия права. — M., 2002. — С. 187188.

5 Парфенова Т.А. Нормативный договор как источник российского права: история и современность: дис. ... канд. юридических наук: 12.00.01. — Челябинск, 2005.

6 Mарченя П.П. Парадоксы мифологии «правового нигилизма» в России // Закон и право. — 2006. — № 2. — С. 20-22.

7 Mарченя П.П. Mассовое правосознание как фактор русской революции 1917 г. // История государства и права. — 2010. — № 19. — С. 20-22.

8 Щелоков К.С. Бюрократизация права: дис. ...канд. юридических наук: 12.00.01. — M., 2008. — С. 32.

1 Frolova T.N. Filosofsko-pravovye idei M.M. Speranskogo // Sotsial'no-filosofskii analiz pravovoi zhizni obshchestva. — M., 2012. — P. 54.

2 Leont'eva E.U., Anan'ev S.A., Muntyan G.M. O vozniknovenii social'nih konceptov ravenstva I spravedlivosti // Izvestiya Volgogradskogo tehnicheskogo universiteta. — 2007. — No. 4. — P. 6-8.

3 Vasechko A.A. Mezhdunarodnyi dogovor kak istochnik vnutrigosudarstvennogo prava: dis. ... kand. yuridicheskikh nauk: 12.00.01. — M., 2008. — P. 15.

4 Malahov V.P. Filosofiya prava. — M., 2002. — P. 187-188.

5 Parfenova T. A. Normativnyi dogovor kak istochnik rossiiskogo prava: istoriya i sovremennost': dis. ... kand. yuridicheskikh nauk: 12.00.01. — Chelyabinsk, 2005.

6 Marchenya P.P. Paradoksy mifologii "pravovogo nigilizma" v Rossii // Zakon i pravo. — 2006. — No. 2. — P. 20-22.

7 Marchenya P.P. Massovoe pravosoznanie kak faktor russkoi revolyutsii 1917 g. // Istoriya gosudarstva i prava. — 2010. — No. 19. — P. 20-22.

8 Schelokov K.S. Burokratizaciya prava: dis. ... kand. yuridicheskikh nauk: 12.00.01. — M., 2008. — P. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.