Научная статья на тему 'Философско-методологические основания принятия решений в сфере образования'

Философско-методологические основания принятия решений в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
704
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕШЕНИЕ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ВИДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ПРОБЛЕМА / КОГНИТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ / СУБЪЕКТЫ / СРЕДА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / DECISION / DECISION MAKING / TYPES OF DECISION MAKING / CHALLENGE / COGNITIVE AND COMPETENCE-BASED MODELS / SUBJECTS / ENVIRONMENT / ACTIVITY / EDUCATION / ROADMAP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меськов Валерий Сергеевич

В статье дано описание процесса подготовки и принятия решений в соотношении с Модифицированным методом восхождения от абстрактного к конкретному. Зафиксированы стадии принятия решений в классической, неклассической и постнеклассической методологиях. Построены компетентностные модели принятия решений и соответствующая дорожная карта. Определена специфика принятия решений в области образования. Сформулирована модель образовательных процессов, позволяющая эффективно решать современные проблемы в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and Methodological Principles that Underlie Decision Making in Education

The article describes a process of preparation and decision making by means of modified method of ascent from the abstract to the concrete. We have marked the stages in the process of decision making for classical, non-classical, and post-non-classical methodologies. Further, we have developed competence-based decision making models, including a corresponding “roadmap”. Besides, we have attempted to reveal decision making features specific to the educational sphere. Lastly, we propose a model of educational processes to successfully address challenges facing current education.

Текст научной работы на тему «Философско-методологические основания принятия решений в сфере образования»

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дано описание процесса подготовки и принятия решений в соотношении с Модифицированным методом восхождения от абстрактного к конкретному. Зафиксированы стадии принятия решений в классической, неклассической и постнеклассиче-ской методологиях. Построены ком-петентностные модели принятия решений и соответствующая дорожная карта. Определена специфика принятия решений в области образования. Сформулирована модель образовательных процессов, позволяющая эффективно решать современные проблемы в этой сфере.

Процесс подготовки и принятия решения мы будем рассматривать как процесс, состоящий из семи основных этапов:

- Выявление неопределенностей.

- Фиксация неопределенности в форме проблемы.

- Представление проблемы в виде альтернатив.

- Выбор наилучшей альтернативы -разрешающей проблему.

- Принятие решения.

- Апробация решения.

- Коррекция результата - установление обратной связи и устранение исходной не-

В.С. Меськов

Ключевые слова:

решение, принятие решений, виды принятия решений, проблема, когнитивно-компетентностные модели, субъекты, среда, деятельность, образование, дорожная карта.

определенности.

Используем Модифицированный метод восхождения от абстрактного к конкретному МВАК(м) как основание, задающее методику анализа деятельности, в том числе деятельности по принятию решений. Зафиксируем соотношения стадии метода с 7-ю этапами принятия

решений.

Стадия метода МВАК(м) Принятие решений

1. Выбор прототипов и языка, принятие онтологических допущений.

2. Конструирование идеальных объектов (абстракций). Выявление неопределенностей.

3. Построение модели (идеализированные объекты, идеализации). Фиксация неопределенности в форме проблемы.

4. Создание базовой методологии(пресуппозиции, основные принципы, характерные черты). Представление проблемы в виде альтернатив.

5. Определение методов оперирования с базовыми идеализированными объектами. Выбор наилучшей из альтернатив -разрешающей проблему.

6. Формулирование допустимых способов рассуждений с заданными объектами. Принятие решения.

7. Построение общих методологий деятельности. Апробация решения.

8.Проектирование приложений к выделенным областям деятельности (частные методологии, практикоориентированные модели, теории, проекты, методики). Коррекция результата - установление обратной связи и устранение исходной неопределенности.

При реализации МВАК(м) приемлемы следующие толкования термина «принятие решений»:

- метод разрешения проблем (объектом принятия решений является неопределенность, а предметом - проблема);

- область деятельности;

- когнитивная процедура;

- один из способов преодоления когнитивного провала;

- деятельность субъекта по преодолению когнитивного провала.

Причем«проблема»какноумен,представляющийнеопределенность, в классической методологии:

• фиксируется в виде апорий, парадоксов, антиномий, противоречий;

• снимается путем аргументированного выбора одной из составляющих;

в неклассической методологии:

• фиксируется в виде дополнительности;

• снимается путем выбора одной из пар дополнительных описаний; в постнеклассической методологии:

• фиксируется как когнитивный провал;

• снимается путем выбора одной из троек, элементы которой находятся в отношении тринитарности.

Зададим теперь каждую из семи компонентов принятия решений в классической, неклассической и постнеклассической методологиях,

соответственно:

1. Выявление неопределенностей. 2. Фиксация неопределенности в форме проблемы. 3. Представление проблемы в виде альтернатив. 4. Выбор наилучшей из альтернатив - разрешающей проблему. 5. Принятие решения. 6. Апробация решения. 7. Коррекция результата - установление обратной связи и устранение исходной неопределенности. Классическая методология 2.1 Проблема - проблемный объект (моноописание). 3.1 Альтернативы - апории, парадоксы, антиномии, противоречия. 4.1 Выбор на основании принятых принципов корреспондентской теории истинности. 5.1 Предполагается, что оптимальное решение безусловно существует и оно единственное. 6.1 Апробация решения через наблюдение, опыт, эксперимент, реальные модели. 7.1 Экстраполяция пространственно-временных характеристик на другие проблемные объекты.

1. Выявление неопределенностей. 2. Фиксация неопределенности в форме проблемы. 3. Представление проблемы в виде альтернатив. 4. Выбор наилучшей из альтернатив - разрешающей проблему. 5. Принятие решения. Неклассическая методология 2.2 Проблема задается парой (проблемный объект, проблемная среда). 3.2 Отношение дополнительности между альтернативами. 4.2 Ни одну из альтернатив, находящихся в отношении дополнительности, нельзя устранить, но можно лишь указать «область действия», т.е. приписать среду. 5.2 Выбор на основе вероятностных предпочтений (максимально возможная «полнота»).

6. Апробация решения. 7. Коррекция результата - установление обратной связи и устранение исходной неопределенности. 6.2 Моделирование, теоретические модели, математические модели, мысленный эксперимент. 7.2 Экстраполяция на другие пары - проблемные объекты и среды.

1. Выявление неопределенностей. 2. Фиксация неопределенности в форме проблемы. 3. Представление проблемы в виде альтернатив. 4. Выбор наилучшей из альтернатив - разрешающей проблему. 5. Принятие решения. 6. Апробация решения. 7. Коррекция результата - установление обратной связи и устранение исходной неопределенности. Постнеклассическая методология 2.3 Проблема рассматривается как инфо-объект и представима проблемной тройкой (субъект, среда, контент). 3.3 Когнитивный провал. Альтернативными являются тройки, в которых проблемность (неопределенность) связывается с одним или несколькими элементами. 4.3 Выбор субъектом из нескольких найденных альтернатив - из альтернативных троек, элементы которых находятся в отношении тринитарности. 5.3 Устранение когнитивного провала. 6.3 Информационное моделирование, виртуальные теоретические и математические модели, вычислительный эксперимент. 7.3 Экстраполяция на другие проблемные инфообъекты.

Принятие решений как компетенция

Трактовка компетенции в области принятия решений в трех методологиях:

Классическая методология - проблема описывается как проблемный объект моноописанием.

Компетенция принятия решений отождествляется со способностью. Если кто-то способен принимать решения, то он готов и делает это. Решения принимаются на уровне образцов и образов (опыта, традиций). Субъект принятия решений элиминирован.

Неклассическая методология - проблема описывается парой (проблемные объекты в проблемной среде).

Компетенция принятия решений отождествляется со способностью и готовностью. Готовность обусловливается внешне - средой принятия решений. Решения стандартизированы (success stories, библиотека стандартных решений). Субъект принятия решений нормирован.

Постнеклассическая тринитарная методология - проблема описывается тройкой - проблемные: субъект, среда и контент.

Компетенция принятия решений отождествляется со способностью, готовностью и мотивацией. Мотивация субъекта есть внутрен-

няя мотивация субъекта к деятельности. Субъект неэлиминируем ни из какого процесса принятия решения.

Итак, компетенция субъекта в принятии решений описывается как способность (с), готовность (г) и мотивация (м) субъекта принимать решения. Представим данное описание в виде следующей эквивалентности:

Кмп (СбПР, СрПР, КПР ) = Трн(С, Г, М)

Наличие когнитивного провала является признаком некомпетентности субъекта в принятии решений,

т.е. неспособности или неготовности или отсутствия мотивации принимать решения

Кмп "Ррн (СбПР, СрПР КПР ) = ?Трн(С, Г, М)

Визуализация деятельности субъектов по принятию решений в соответствии с тремя методологиями исследований в фиксированных

кпр"рн (Сбпр СРпр Кпр ) = Трн(?Су ? Гу ?м)

средах с заданными типами объектов на основании преодоления видов когнитивного барьера:

V Э

3)

3)

V

Субъект, принимающий гармоничные решения

Субъект, принимающий нравственно обоснованные решения

Субъект, принимающий креативные решения (рождающий идеи)

Субъект, принимающий осмысленные решения

Субъект, принимающий осознанные решения

Субъект, осведомленный в области принятия решений

Субъект, обладающий умениями в области принятия решений

Гость эстетическая Компетенции эстетические эсть нравственная и оценки

Компетенции этические ькогнитивная Компетенции когнитивные сть смыслообразующая

Субъект, обладающий I навыками принятия решений по образцу

Возможный субъект, обладающий стереотипами принятия решений в результате проб и ошибок

Компетенции предметные

к деятельности(внутренняя) Компетентности

кдеятельности (совместная деятельность) Стандартные решения

Предстфления

[(способность к предметной деятельности) Образы (способность)

Субъект

пособность)

Образцы (решений?) Ощуи^ния (инстинкты)

Пробы&ошибки

Среда

а)

и

з) ¿>

V

I с

ш го

5 СО

Ь ©

Противоречие (диалектическое, формальное)

Парадокс

-- ш

£ 5

Каждый из уровней (1 - 9) соответствует определенной целостной парадигме принятия решений, а переход свидетельствует о решении проблемы путем преодоления когнитивного барьера и формировании более продуктивной компетенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложим полученные результаты на дорожной карте (RoadMap):

Проблема, представленная когнитивным барьером: Может быть решена путем обращения к среде: На основании: Виды субъекта: Методология

9 Креативный провал(провал между творцом и творением). Отчуждение творения творцом Компетенции эстетические Гармонии Субъект, принимающий гармоничные решения (на основании эстетических ценностей)

8 Креативный провал (провал между творцом и творением). Отторжение творца творением Компетенции этические Ценности моральные Субъект, принимающий нравственно обоснованные решения (на основании моральных ценностей)

7 Когнитивный провал (прагматический) Компетенции когнитивные Идеи Субъект, принимающий креативные решения («генератор идей»)

6 Когнитивный провал(семанти-ческий) Компетенции предметные Смыслы Субъект, принимающий осмысленные решения (на основании смыслов)

5 Когнитивный провал(знание-вый) Компетентности Знания Субъект, принимающий осознанные решения (на основании знаний)

4 Противоречие Стандарты Сведения Субъект, принимающий решения на основании сведений Не-клас-сиче-ская

3 Антиномия Образы Умения Субъект, принимающий решения на основании умений Классическая

2 Парадокс Образцы Навыки Субъект, принимающий решения на основании навыков

1 Апория Пробы и ошибки Стереотипы Субъект, принимающий решения на основании стереотипов

Итак, общая методика принятия решения состоит из представления неопределенности в виде проблемы, обращения к соответствующей среде, выделения контента и действий на определенном когнитивном основании субъекта с заданными компетенциями в соответствии с методологией.

Последовательно - идентифицируем задачу в крайнем левом столбце, а затем движемся вправо по горизонтали. Если на горизонтальном уровне проблема не решается, то есть неопределенность не устраняется путем обращения к субъекту, среде и контенту данного уровня, то мы должны подняться на +1 уровень вверх..., осуществить новую процедуру, и так далее.

Если неопределенность не устраняется и на самом высоком уровне, то ее соответствующее представление в виде проблемы рационально не разрешимо.

Проведенные исследования позволяют провести весьма существенные уточнения используемых понятий:

Субъекты - люди, способные принимать решения на основании: стереотипов, навыков по образцу, умений в соответствии с образами, сведений в соответствии со стандартами, а также те, кто обладает компетенциями - готовые принимать решения на основании знаний, мотивированные к принятию когнитивных и креативных решений смыслами, идеями, моральными и другими духовными ценностями.

Деятельность - деятельность субъекта по решению проблем отождествляется с преодолением когнитивного барьера, описанного в соответствующих моделях.

При этом деятельность субъекта осуществляется в среде, в данном случае в среде принятия решений, которая также (наряду с субъектом) определяет характер и структуру процесса.

Более того, в рассматриваемом случае среда представляет собой

множество всех экземплификатов и трансцендентатов - результатов практической и интеллектуальной деятельности, накопленных и созданных субъектом к моменту формирования и принятия решений.

Среда принятия решений как раз включает: стереотипы, навыки, умения, сведения, знания, смыслы, идеи, моральные ценности и оценки, эстетические ценности, всю освоенную информацию в ипостаси культуры.

И, наконец, определив наличие таких оценок, как корреспондентская или когерентная истинности относительно высказываний, в которых сформулированы результаты снятия неопределенности путем решения проблем через выбор из альтернатив, представляющих собой варианты когнитивных провалов в соответствуюших методологиях, субъекты завершают деятельность с исходными контентами или их аналогами.

Всегда ли все три вышерассмотренных компонента (субъект, среда, контент) являются значимыми для принятия решений и чем это определяется? Ответ однозначный: не всегда, но в соответствии с выбранной моделью и релевантной ей методологией, а именно

- Зафиксировать исходный уровень (описать проблему).

- Определить характер когнитивных барьеров на данном уровне.

- Осуществить выбор из альтернатив (понять, в чем состоит решение проблемы).

- Апробировать решение.

- Если на данном зафиксированном уровне проблема не решается, нужно идти на метауровень, формулировать проблему в метаязыке (в другой парадигме) и пытаться решать там, если и там решение не находится, идти на следующий метауровень и т.д.

Уровень Роль акторов: Учитель, Ученик Область достижимых результатов Параметры совместной образовательной среды Представление «когнитивного барьера» Стратегия принятия решений в образования

1 Поводырь, Ведомый Стереотипы Ощущения, пробы и ошибки апория Другие пробы и ошибки

2 Репетитор, Обучаемый Навыки Восприятия, образцы парадокс Другие образцы

3 Наставник, Учащийся Умения Представления, образы (способность) антиномия Другие образы

4 Проводник, Индуктор Сведения Готовность, стандарты противоречие Другие сведения вместе со средой их представления

5 Учитель, Ученик Знания Мотивация, компетентности Когнитивный провал Поменять контент

6 Мыслитель, Сведущий Смыслы Размышления, компетенции предметные Поменять среду

7 Творец, Творец Идеи Сотворчество, компетенции когнитивные Поменять субъекта (с когнитивного на креативный)

Принятие решений как когнитивная деятельность - выбор одной из альтернатив:

5-й уровень - компетентности. Альтернатива - смена проблемного контента.

6-й уровень - профессиональные компетенции. Альтернатива - изменение проблемной среды.

7-й уровень - общекультурные компетенции. Альтернатива - трансформация проблемного субъекта.

Порядок действий по преодолению видов когнитивного барьера, например:

Предполагаем наличие когнитивного барьера на уровне 5 (знания) (в виде когнитивного провала).

Поскольку знания формируются, по крайней мере, двумя путями (как экземплификат смысла или как экземплификат метазнания, то возможны два пути преодоления когнитивного провала:

изменить смыслы (поменять контент);

провести другие экземплификации метазнания.

По результатам провести верификацию. Если провал устранен, то принятые решения были адекватными.

Если провал не устранен, то это означает, что на данном уровне 5 (знания) провал не преодолим.

Тогда предполагаем наличие провала на уровне 6 (как отсутствие в множестве метазнаний исходного смысла).

Далее опять возможны два пути:

- изменить идеи (поменять исходные смыслы);

- провести другие экземплификации метаметазнаний.

По результатам провести верификацию. Если провал не обнаружен, то это значит, что мы создали такую среду, в которой провал отсутствует.

Создание среды означает, что в случае экземплификации метазнаний в знания (переход на уровень 5) мы можем построить там по крайней мере одну тройку, элементы которой находятся в отношении три-нитарности (провал отсутствует).

В случае если провал на уровне 6 (смыслов) не устраним, то следует осуществить переход на следующий уровень 7 (идей), относительно которого попытаться преодолеть провал также двумя путями.

Если провал преодолен на уровне 7 (идеи), то, проведя последовательно экземплификации на уровень 6, получаем множество сред, в которых провал отсутствует, и далее на уровень 5.

Если провал на уровне 7 (идеи) не преодолим, то в этом случае необходимо поменять субъекта (от когнитивного к креативному). В общем случае это означает, что рассматриваемая проблема не разрешима путем осуществления когнитивной деятельности.

Проблемы современного образования следует квалифицировать как когнитивный провал

Характер возникающих сегодня проблем образования таков, что они касаются непосредственно субъекта и не разрешимы на уровнях 1-4 (спирали ПНК МОП).

Представление этих проблем как институциональных (на уровне стандартизированных сред) или, тем более, финансово-экономических (нормативных) не приводит и не может привести к адекватным решениям.

Потенциальный «когнитивный провал» стал реальным.

Отсюда - принимать решения в образовании, формулировать проблемы, осуществлять выбор альтернатив и реализовывать решения должны сами субъекты образовательной деятельности.

Литература

1. Меськов В.С. Логика практического разума // Лучшие публикации «Кантовского сборника» 1975 - 2001 / Отв. ред. В.Ю.Курпаков, Л.А.Калинников. - Калининград: изд-во КГУ 2002. С.178-191.

2. Меськов В.С., Мамченко А.А. Мир информации как тринитарная модель Универсума. Постнеклассическая методология когнитивной деятельности // Вопросы философии. - 2010. - № 5.

3. Меськов В.С. От логики рассуждений к методологии когнитивной деятельности. РАЦИО.ги Электронный научный журнал Российского государственного университета имени Иммануила Канта. - 2009. - № 2. http://ratio.albertina.m/get_füe.php?fUeJd=328

4. Меськов В.С., Мамченко А.А. Образование для обществ знания: постнеклассическая модель образовательных процессов // Ценности и смыслы. - 2010. - № 3, 4 (5,6).

5. Меськов В.С., Мамченко А.А. Цикл трансформации когнитивного субъекта. Субъект, среда, контент. Постнеклассическая методология когнитивной деятельности // Вопросы философии. - 2010. - №10.

6. Меськов В.С. Мамченко А.А., Смирнова И.В. От возможного мира и возможного индивида к инфомиру и когнитивному субъекту // Возможные миры: семантика, онтология, метафизика: Коллективная монография. ГУ-ВШЭ. М: Изд-во Канон+, 2011.

7. МеськовВ.С., Сорина Г.В. Логика: взгляд из культуры // Возможные миры: семантика, онтология, метафизика: Коллективная монография. ГУ-ВШЭ. М: Изд-во Канон+, 2011.

8. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. - М.: Канон +, Реабилитация, 2009.

9. Сорина ГВ.Основы принятия решений: Учебное пособие. - М.: Экономистъ. Серия: Res cottidiana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.