Научная статья на тему '«Философия жизни» Ф. Ницше как начало формирования теории кризиса культуры'

«Философия жизни» Ф. Ницше как начало формирования теории кризиса культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6697
683
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ" / ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИИ / КРИЗИС КУЛЬТУРЫ / ФИЛОСОФИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ирицян Гурген Эдмондович

В работе анализируется «философия жизни» Ф. Ницше. Его идеи представляются как начало формирования традиции по осмыслению кризиса культуры. Ницше выразил системный кризис европейской культуры и ввел в научный оборот идеи кризиса. После Ницше тема кризиса культуры становится доминирующей в философии и культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Философия жизни» Ф. Ницше как начало формирования теории кризиса культуры»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 130.2 ББК 87.3 (4 Гем) 6 И 80

Ирицян Г.Э.

«Философия жизни» Ф. Ницше как начало формирования теории

кризиса культуры

(Рецензирована)

Аннотация:

В работе анализируется «философия жизни» Ф. Ницше. Его идеи представляются как начало формирования традиции по осмыслению кризиса культуры. Ницше выразил системный кризис европейской культуры и ввел в научный оборот идеи кризиса. После Ницше тема кризиса культуры становится доминирующей в философии и культурологии. Ключевые понятия:

«Философия жизни», формирование традиции, кризис культуры, философия, культурология, европейская культура.

«Философия жизни» в лице ее

основоположника Фридриха Ницше одной из первых сделала попытку “порвать” со сложившейся традицией классической философии культуры, то есть с

панлогистскими, прогрессивистскими и антропоцентристскими установками в

осмыслении культуры. Наследие

немецкого мыслителя, по нашему мнению, есть кроме всего прочего творческая попытка осознания и описания кризиса культуры. Благодаря работам Ницше в европейской гуманитарной науке

начинается формирование традиции по

осмыслению кризиса культуры, которая позже была «подхвачена» и развита уже в своих формах такими мыслителями, как О. Шпенглер, М. Хайдеггер, М. Фуко, Ж. Деррида и многими другими. После Ницше тема кризиса культуры, ее трагедии, декаданса прочно входит в современную культурологию, философию и становится доминирующей. Можно утверждать, и об этом пишут авторитетные исследователи, что «современное понимание культуры складывалось как осознание кризиса культуры» и через это осознание происходит выход в

культурологизирование как теоретическое осмысление культуры [1]. В данном контексте фигура Ницше предстает для нас переходной, знаковой как мыслителя, показавшего сущностные черты, формы кризиса культуры и ознаменовавшего приближение новой эпохи - эпохи постмодерна.

Идеи Ницше понимаются нами как новаторские в самых разных областях общественного бытия и познания. С.Г. Семенова пишет, что «... чуть ли не впервые в тысячелетней истории философии появился мыслитель, противопоставивший себя

преобладающему типу теоретического, созерцательного, кабинетного любителя мудрости, создателя метафизических, онтологических, гносеологических,

этических систем, мыслитель,

выступивший за права жизни, ее глубинного инстинкта против умаляющих и “убивающих” ее отвлеченных, ложных понятий, предлагавший, как ему казалось, принципиально новый фундаментальный выбор человеку, земле, будущему” [2]. Новый выбор, на наш взгляд, Ницше предлагал и в осознании феномена

культуры, его идеи о культуре значительно шире, а зачастую и глубже понимания культуры в рамках классической

философии культуры. Немецкий

мыслитель своей рефлексией по осознанию кризиса европейской культуры открывает новый способ культурологизирования, его философия жизни может пониматься как «закладка» традиции по осмыслению кризиса культуры. Его идеи о культуре есть своего рода эстетизация и поэтизация, что в корне отличается от классической философии культуры. Кроме того, Ницше предрекал двести лет войн и кризисов, и прогноз на первые сто оправдался - XXI век начался с очередного кризиса. Настоящий же момент отмечен глобальным экономическим его вариантом.

Господствующая парадигма

культуры середины Х1Х-го века - это концепция обусловленности человеческой культуры, зависимости социальной истории и свободы от запредельных, недоступных человеческому влиянию сил. Именно такое «положение дел» в осмыслении феномена культуры застает Ф. Ницше в начале своего творческого пути. Гегелевский панлогизм и

трансцендентальная обусловленность

культуры Канта, “теоретический человек” Сократа, который знание поставил на место жизненных инстинктов, и христианство, проповедующее, по мнению Ницше, стремление к смерти - вот основные противники его «философии жизни».

Изначальная позиция Ницше была ориентирована на позитивность, и эта установка трансформируется в позитивизм ницшеанского типа, а все остальное, т. е. трансцендентное, отсекается, поскольку позитивность этого феноменального мира онтологически самодостаточна, ибо нет другого измерения бытия, нет второго мира. Отсюда и следует апелляция только к жизни, к жизни в самом себе, всесодержащей, всеобъемлющей. Отказ от трансцендентального измерения, по Ницше, необходим, поскольку

трансцендентальные структуры в принципе не принадлежат эмпирии. Именно поэтому Ницше оказался одним из основоположников «философии жизни» и во многом предопределенного ею экзистенциализма, а затем и постмодернизма.

“Когда Ницше называют одним из родоначальников «философии жизни», то в первую очередь имеют в виду его постоянное стремление всеми способами утверждать жизнь в качестве единственного предмета философии. Через все его сочинения сквозной нитью проходит мысль о том, что в результате тесного союза жизни и философии должны выиграть обе стороны. Жизнь, оказавшись в центре внимания философии, заняла бы подобающее ей место...» [3], - справедливо замечают отечественные авторы А.Г. Кутлунин и М.А. Малышев. И далее не менее важная цитата в контексте нашей работы: «При всем изобилии экскурсов в историю античности более всего Ницше интересовала современная ему культура... он был глубоко убежден в том, что современная культура не только не превосходит лучшие достижения античности, но даже и не приближается к ним. А причиной этому, по его мнению, является болезнь западноевропейской культуры. Признаки ее нездоровья, на его взгляд, очевидны: утрачено чувство стиля, отсутствует тяга к величию и подлинной красоте, повсюду происходит усреднение людей, оскудение их духовного потенциала. Культура, считал Ницше, составляет душу общества, и ее болезнь свидетельствует о нездоровье всего организма. Чтобы установить диагноз болезни, нужно обратиться к здоровой культуре и, сравнивая, посмотреть, чего же не хватает нашей современности» [3]. Для Ницше всегда одной из насущнейших проблем, требующих особого осознания, была проблема осознания, описания и анализа кризиса культуры.

Итак, одна из важнейших культурологических идей мыслителя - это

кризис Западной культуры. К основным чертам, составляющим этот кризис и перечисленным в предыдущей цитате, можно добавить еще потерю жизненной мощи, оторванность от реальной жизни, спекулятивность европейской культуры, кризис христианской этики и основанной на ней культуры. Идея кризиса Западной культуры находится в прямой противоположности идеям философии культуры о прогрессе, историзме, гуманистических началах и светлом будущем Западного мира и мира в целом. Ницше усматривает большую долю иррационализма и делает зачастую пессимистические прогнозы относительно будущего европейской культуры: «...

Такое высокоразвитое и потому неизбежно вялое человечество, как современное европейское человечество, нуждается не только в войне, но даже в величайшей и ужаснейшей войне - т. е. во временном возврате к варварству, - чтобы не потерять из-за средств к культуре самой своей культуры и жизни» [4]. Варварством Ницше называет культуру творческой силы, дионисийскую мощь творцов, не ограниченных путами рационализма и гуманизма. Такое варварство - есть естественная жизненность, природное amor fati великого народа.

Одной из фундаментальных основ любой культуры, по мнению Ницше, является жизнь, это в пику классической философии культуры, где важнейшей основой культуры считались разумные, мыслительные способности человечества. Обратимся к понятию «жизнь», с тем чтобы осмыслить его содержание, опираясь на самого Ф. Ницше, других представителей этого направления и современных исследователей в области теории культуры. По мнению П.С. Гуревича, «... «Жизнь» - это скорее некий образ... В нем, схвачено, по крайней мере, три содержательных компонента. Жизнь -это своеобразная органическая целостность, внутри которой еще нет различения материи и духа, бытия и

сознания. Жизнь - некий хаос, обладающий огромным созидательным потенциалом... Наконец, жизнь можно улавливать, постигать с помощью интуиции, а отнюдь не разума» [5]. На первый взгляд, понятие «жизни» у Ницше (так же как и у других философов жизни) не отличается ясностью и содержательной определенностью и скорее носит метафорический характер. Но именно жизнь, как человеческий феномен, противопоставляется метафизическим построениям (измышлениям) философии культуры. Все, что есть у человека, - это его жизнь - больше ничего - вот одна из основных идей «философии жизни». И здесь вполне можно сделать вывод о том, что немецкий мыслитель понимал культуру как образ жизни человека в обществе, и это понимание во многом отлично от осознания культуры философией культуры, оно другое, оно значительно шире, т. к. включает в себя «жизненность».

Не надо ничего выдумывать, считает Ницше, должно только понять и принять эту жизнь такой, какая она есть, со всеми ее черными и белыми сторонами. По мнению мыслителей, относимых к «философам жизни», и Ф. Ницше, прежде всего, человек - это существо, утратившее ощущение подлинной жизни, ее основных ценностей и законов, потерявшее сознание божественного космического смысла бытия. «Сама жизнь ценится мною как инстинкт роста, устойчивости, накопления сил, власти: где не достает воли к власти, там упадок» [6]. Такое положение вещей надо срочно исправить, считал он, Западная культура нежизнеспособна - это «декаданс», т.е. упадок, - так считал Ф. Ницше - «Я понимаю испорченность, как об этом уже можно догадаться, в смысле decadence: я утверждаю, что все ценности, к которым в настоящее время человечество стремится, как к наивысшим, - суть ценности decadence» [6] - и приступил к радикальной «переоценке ценностей». По мнению С.Г. Семеновой, «... его (Ницше) произведения - гимн жизни, ее избытку и

переизбытку, ее вечности, силе и красоте, мудрости ее инстинкта - в противовес всяким, на его взгляд, ослаблениям ее и деградации...» [7]. То есть немецкий мыслитель увидел глубокий системный кризис культуры, оторванность ее от жизни там, где большинство усматривало светлые перспективы и питало радужные надежды на будущее. В этом деле Ницше представляется выдающимся теоретиком и ученым провидцем. То, что звучало в его устах во второй половине XIX века как бред умалишенного, в следующем XX веке становится традицией, обойти которую не могли и не могут абсолютное большинство мыслителей.

Одним из первых в Европе Ф. Ницше последовательно и

аргументировано заявляет о системном кризисе культуры. Современный ему кризис сосредоточен в области духовной культуры. Он начинается с философии А. Шопенгауэра. Именно его Ницше понимал как нигилиста и декадента, поэтому идеи Ницше нельзя выводить целиком из философии Шопенгауэра. Тем самым, певец Заратустры является одним из первых немногих мыслителей XIX века, радикально усомнившихся в культурном проекте «модерн» и отметивших его кризис. Критикуя рационалистические и метафизические традиции, он подготовил возможность появления современных философских и культурологических теорий, в том числе и в рамках постмодернизма. Еще во второй половине XIX века Ницце выразил через свое творчество некоторые особенности постмодернистского дискурса. Он спрограммировал определенные черты характера постмодернизма и его ориентиры, стал одним из духовных оснований и формообразующих источников, из которых «питались» мыслители второй половины прошлого века: их с определенностью можно назвать постмодернистами (М. Фуко, Ж-Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ж. Деррида, Р. Барт, Р. Рорти и

др.).

Позиция Ницше отразила ситуацию качественного изменения общественной жизни - неспособность европейского рационализма разрешить острые жизненные проблемы западной культуры конца XIX в., опираясь на классическую модернистскую модель мира. Критикуя культурную парадигму Нового времени, Ницше открывает простор для бесконечного, широкого поиска и

эксперимента над истиной, право каждого на свое уникальное мнение, на субъективность. Постмодерн - это современность, но уже у Ницше обнаруживаются многие программные основы этой культуры. Его отрицание метафизики, идея об отсутствии истины в последней инстанции, релятивизм, иррационализм,

отождествление языка с жизнью и

развитием культуры, мысль о бытии как вечном становлении и др. были

восприняты и по-своему переработаны постмодернистами.

Ницше стал «возмутителем спокойствия», он предчувствовал кризис культуры XX века, что способствовало новому осмыслению европейской культуры. Ницше, заставляет взглянуть на культуру, по другому, более широко, он понимает культуру не только как развитие мыслительных способностей человека, он привносит в ее понимание феномен «жизненности» и «кризисности», что подводит нас к необходимости рассматривать эти идеи как формирование определенной традиции по осмыслению кризиса культуры. Эта традиция, повторимся, получила свое дальнейшее развитие в работах многих теоретиков, занимавшихся проблемами культуры, в том числе и в рамках постмодернизма. Кроме того, по мнению Г.В. Драча, Ф. Ницше, а вслед за ним О. Шпенглер создают «предпосылки для формирования устойчивого интереса к

культурпроблематике и превращения ее в самостоятельную область, достойную внимания интеллектуалов» [1]. Это значит, что «философию жизни» Ницше можно

трактовать как теорию кризиса европейской культуры, повлиявшую на ранние этапы генезиса культурологии как самостоятельной дисциплины.

Современные теории кризиса культуры от Шпенглера и до постмодернистов не могут обойтись без привлечения идей Ницше, без использования того богатого материала, который был наработан великим мыслителем. Дискурс о культуре уходит своими корнями в ницшевские модуляции и эссе, в его «философию жизни», понимаемую нами как теорию кризиса культуры. Идеи Ницше пронизаны ощущением кризисности и трагичности наступившей и будущих эпох - это ощущение не покидает и современную интеллектуальную элиту, интересующуюся проблемами культуры.

Примечания:

1. Драч Г.В. Наука о культуре в эпоху постмодерна // Cogito. Альманах истории идей / НМЦ «Логос». Ростов н/Д, 2007. Вып. 2. 538 с.

2. Семенова С.Г. Николай Федоров и Фридрих Ницше // Вопросы философии. 2001. № 2.

3. Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни в философии //

Философские науки. 1990. № 9.

4. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Веселая наука. Злая мудрость. Минск, 1997.

701 с.

5. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 2001. 350 с.

6. Ницше Ф. Антихрист //По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ecce homo.

Минск, 1997. 538 с.

7. Семенова С.Г. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.