Научная статья на тему 'Дионисизм Ф. Ницше как новая культурологическая парадигма'

Дионисизм Ф. Ницше как новая культурологическая парадигма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3726
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОЛЛОНОВСКОЕ / ДИОНИСИЙСКОЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИИ / КРИЗИС КУЛЬТУРЫ / ФИЛОСОФИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА / APOLLONIAN / DIONYSIAN / FORMING A TRADITION / CULTURE CRISIS / PHILOSOPHY / CULTUROLOGY / EUROPEAN CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ирицян Гурген Эдмондович

В работе анализируются такие культурологические идеи Ф. Ницше, как аполлоновское и дионисийское в культуре. Эти идеи представляются как начало формирования традиции по осмыслению кризиса философии культуры. Ницше осознал системный кризис Европейской культуры и ввел в научный оборот тему кризиса. После Ницше проблема осмысления кризиса культуры становится доминирующей в философии и культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

F.Nietzsches Dionysism as new culturology paradigm

In this work such culturological ideas of F.Nietzsche as apollonian and Dionysian in culture is analyzed. These ideas are understood as a beginning of forming a tradition on the comprehension of philosophy culture crisis. Nietzsche showed a system crisis of European culture and put into scientific using a subject of crisis. After Nietzsche the subject of culture crisis became dominant ideas in philosophy and culturology.

Текст научной работы на тему «Дионисизм Ф. Ницше как новая культурологическая парадигма»

УДК 316.73 И-80

Ирицян Гурген Эдмондович

кандидат философских наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных и психологопедагогических дисциплин Новороссийского филиала Пятигорского государственного лингвистического университета тел.: (918) 452-92-86

Дионисизм Ф. Ницше как новая культурологическая парадигма

Аннотация:

В работе анализируются такие культурологические идеи Ф. Ницше, как аполлоновское и дионисийское в культуре. Эти идеи представляются как начало формирования традиции по осмыслению кризиса философии культуры. Ницше осознал системный кризис Европейской культуры и ввел в научный оборот тему кризиса. После Ницше проблема осмысления кризиса культуры становится доминирующей в философии и культурологии.

Ключевые слова: аполлоновское, дионисийское, формирование традиции, кризис культуры, философия, культурология, европейская культура.

С работ великого немецкого мыслителя Ф. Ницше, по нашему мнению, начинается осмысление кризиса метафизических и рационалистических основ классической философии культуры, а его идея о взаимодействии аполлоновского и дионисийского в культуре представляет собой своеобразный анализ этого кризиса. Позже в XX в. тема кризиса была «подхвачена» и развита уже в своих формах такими мыслителями, как О. Шпенглер, М. Хайдеггер и представителями постмодернизма. После Ницше идеи декаданса и кризиса Западной культуры прочно входят в современную философию, культурологию и становятся доминирующими. Как справедливо утверждают авторитетные исследователи, «современное понимание культуры складывалось как осознание кризиса культуры» и через это осознание происходит выход в культурологизирование как теоретическое осмысление культуры [1, с. 70]. По мнению Г.В. Драча, Ф. Ницше, а вслед за ним О. Шпенглер создают «предпосылки для формирования устойчивого интереса к культурпроблематике и превращения ее в самостоятельную область, достойную внимания интеллектуалов» [2]. То есть анализ осознания Ф. Ницше кризиса метафизических и рационалистических основ классической философии культуры раскрывает, в определенной мере, ранние этапы генезиса науки о культуре в целом.

110

Обращение молодого Фридриха Ницше к античной трагедии не случайно: в то время вся немецкая и европейская культура глубоко пропиталась идеями эллинизма. Нонконформизм Ф. Ницше выразился не в отказе от всеобщего увлечения того времени, а в пересмотре их содержания. Вызов, который он бросил классической профессуре, заключался в тотальной переоценке древнегреческого «рая», в демонстрации его темных дионисийских сторон. Там, где все усматривали в античных образах совершенство, высокую простоту, строгость, идеальный образ мыслей, Ницше нашел буйство инстинктов, волю к могуществу. Античная Греция была только предлогом и примером, той классикой, которую надо было опровергнуть, а затем замахнуться на все остальное, в том числе и на пересмотр понимания феномена культуры.

В книге «Рождение трагедии из духа музыки» Ф. Ницше говорит, что существование аполлоновского и дионисийского начал в культуре не заслужено забыто, ведь только это знание способно объяснить противоречия в жизни и культуре. Основной материал трагедии - древние мифы о Дионисе, Аполлоне, Прометее, Оресте, Эдипе, о смысле жизни и содержании трагического искусства. Размышляя о древнегреческой трагедии, об аполлоновском и дионисийском началах в культуре, Ф. Ницше уже выходит за рамки классической философии культуры с ее панлогизмом и слепой верой в прогресс.

В древнегреческом пантеоне боги Аполлон и Дионис - противоположные символические типы. Аполлон - это небесное, солнечное существо, сын Зевса, олицетворяющий солнечное начало; он -источник света, носитель божественного откровения: «Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, вещающий грядущее» [3, т. 1, с. 60]. Дионис же, напротив - олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноделия. Дионис - бог радости, веселья, буйства природы. «Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком: сама отчужденная, враждебная или порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном - человеком» [4, с. 62]. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал. Апол-лоновское начало - источник гармонии, порядка и покоя. Ему противостоит дионисийское - источник не покоя, стихийных порывов, иррационализма. Аполлоновское насилие цивилизации над природой, разума над инстинктом не может пройти, по мнению Ницше, бесследно. Реакция компенсации выразилась в бурном движении дио-нисийства. Трагическая сущность мира, по Ницше, полностью тождественна дионисийскому началу, но вместе с тем идея Диониса одновременно является идеей утверждения, более того, дионисий-

111

ское утверждение выступает высшей формой утверждения жизни как таковой.

В «Рождении трагедии» Ницше рисует дионисийский идеал как обожествление природы, природного способа бытия с его избытком сил, энергии, жизни, где торжествует целое, жертвуя частным (индивидуальным), и для этого целого не существует ни добра, ни зла. Такое природное, инстинктивное бытие всегда оставалось для Ницше высшим образцом истинной жизни, жизни «по ту сторону добра и зла», «по ту сторону» морали, корыстно сфабрикованной законодателями, философами, творцами «фальшивых монет». Фактически Аполлон - бог человеческих иллюзий, гармонии, порядка, красоты, Дионис - бог правды жизни, ее страданий, экстазов. Он же -бог художественных откровений, творчества, приобщения к истокам бытия. Аполлон - это сновидение, Дионис - опьянение. С одной стороны, прекрасные иллюзии, грезы художника и поэта, с другой -жизнь во всем своем буйстве. Место встречи этих богов - греческая трагедия. В конечном итоге, по мнению Ницше, предпочтение надо отдать дионисийскому началу в культуре, ибо только через него может существовать подлинная жизнь.

На наш взгляд, аполлоновское начало уместно отождествить с пониманием культуры в классической философии культуры - это рационализм, возвышенность, гуманизм, спекулятивность. А дионисийское начало - это одна из основ философии жизни с ее биологизмом, буйством жизни, мощью чувственности, отказом от светлого, возвышенного, но спекулятивного в культуре в пользу реальной жизненности. Хоть буквальных высказываний такого характера в работах Ницше мы не находим, но сама логика его идей о культуре ведет именно к такой интерпретации.

Исследовательница творчества Ф. Ницше Л.З. Немировская пишет: «Аполлон предостерегал от диких порывов, передавал мудрый покой бога. Эта красота и гармония аполлоновского мироощущения отразилась в гомеровском искусстве. Но при этом Аполлон оставался богом иллюзий и заслонял человека от смерти иллюзией вечности. Дионис же порождал противоположные инстинкты: тревоги, сомнения, смятения. Под влиянием такого мироощущения человек сбрасывал с себя «покрывало Майи», то есть как бы пробуждался от сна иллюзий и праздновал праздник единения с природой. Ибо только природа способна научить человека жизни, она лучше (чем христианство и традиционная мораль) знает добро и зло» [5, с. 7]. Если же человек, не доверяясь жизни, создает метафизические конструкции, «машинного Бога», то он перестает принадлежать себе и попадает под власть отчужденного знания - все это способно уничтожить подлинную культуру. Ницше вполне осознавал подобную опасность в случае обращения общества к абстрактным ценностям. Такое обра-

112

щение способно привести к трагедии. Собственно говоря, та ситуация, которую застал Ницше, и была, по его мнению, предтрагедий-ной, общество и культура находились во власти абстрактных, вымышленных ценностей, в состоянии «декаданса» (упадка), другими словами, кризиса культуры, и это как раз постулировалось философией культуры. Аполлоновское (рациональное) начало в культуре превалировало, а дионисийское (жизненное, иррациональное) было не заслужено забыто, что осознавалось Ницше как глубокий, системный кризис культуры, который необходимо преодолевать.

Ницше предлагал больше учиться у жизни, чем учить жизнь - в противовес Сократу; больше сомневаться, чем следовать традиции. Сократ был учителем юношества, сама смерть его должна была стать уроком, но Ницше этого не принимал. Он склонялся к мудрости досократических греков, мудрость эта выражалась в том, что, будучи ближе всех к оргиастическому источнику и избытку жизни, а стало быть, к хаосу и безумию (дионисийское начало), они противопоставляли ему упорядочивающую пластику солнечных стрел Аполлона. Гераклит потому неизмеримо выше Сократа, что у него человек полностью вписан в космос, и неотрывен от него. Философствование и жизнь в культурной среде у досократиков не отделены друг от друга. Человек связан с природой своей жизнью, своей экзи-стенцианальностью. Ницше заметил тенденцию упадка дионисийского начала в культуре и искусстве еще Древней Греции, эта тенденция сохранилась до времени жизни самого философа.

Драматическое искусство Еврипида все больше отрывалось от Эсхила и Софокла, склоняясь к скептицизму, риторике, жесту. Дионисийская мощь уступает аполлоновскому созерцанию, глубина и полнота чувств - иллюзиям. Дионисийское начало - это жадность к жизни. Трагедия культуры в том, что она пошла по пути Сократа, что в ней возобладало александрийское, аполлоновское начало: полноту жизни заменили знание, порядок, наука. Именно сократовская культура подменила жизненность пользой, выгодой, вытеснила высшие жизненные ценности - персональность, плюрализм, борьбу. Сократовская культура оказалась культурой нивелирующей, рационалистической и догматической. Именно с Сократа начинается неслыханная тирания разума и морали, вытеснившая жизнь на задворки. Чем можно было победить жизнь? Тем, что начали внушать человеку мораль и разумность любой ценой, ценой даже самой жизни. Такое понимание человеческой сущности и предназначения является началом классической линии осмысления культуры, той линии, которую увенчали представители немецкой классической философии. И одной из важнейших тем творчества Ницше было развенчание основных постулатов теоретиков этого направления через осознание сущностных черт кризиса культуры. Затем эти идеи кризисности культу-

113

ры упали на благодатную почву и были переработаны и использованы самыми разными мыслителями от О. Шпенглера, М. Хайдеггера и до постмодернистов.

«Высшее утверждение жизни и утверждение Диониса для Ницше полностью тождественны друг другу. Жиль Делез совершенно прав, пологая, что настоящим отцом сверхчеловека является не Заратустра, а Дионис; следовательно, суть ницшеанства дана именно в Дионисе. Отсюда следует абсолютное оправдание посюсторонности Дионисом и через Диониса и не менее абсолютное отрицание трансцендентности во имя торжества жизни, нашедшей свое метафизическое подтверждение в Дионисе и дионисийской стихии изначальной сущности бытия» [6, с. 129], - пишет А.Р. Геворкян, делая упор именно на дионисийском начале. По его мнению, «...основная метафизическая часть учения Ницше, данная не через призму «переоценки всех ценностей», «смерти Бога», и «царства сверхчеловека», а в своей первозданности, кристальной чистоте ницшевской мысли, то, что составляет ее протоноуменальное содержание - диады Диониса и Аполлона» [7, с. 128]. Таким образом, «диада» аполлоновского и дионисийского, по мнению А.Г. Геворкяна, является основой понимания культуры у Ницше.

Схожее понимание аполлоновского и дионисийского мы находим у известного отечественного философа А.Ф. Лосева: «Наивысший синтез дионисизма и аполлинизма содержится в аттической трагедии. Трагедия возникает как аполлинийское зацветание дионисийского экстаза и музыки. Дионис не может существовать без Аполлона... Изображенная такими чертами аттическая трагедия является для Ницше наивысшим проявлением греческого духа...» [8, с. 966, 967]. Лосев высоко оценивает Ницшевское осмысление греческой культуры и считает, что тот первым дал глубоко осмысленное, цельное понимание античности: «Вся эта концепция Ницше... является замечательным явлением человеческой мысли, с небывалой глубиной проникшей в затаенные истоки и корни античной души» [9, с. 966, 967].

По нашему мнению, одну из важных мыслей о культуре в «философии жизни» Фридриха Ницше можно выразить в следующем виде: необходимо, чтобы мы решительным актом воли приняли эту жизнь (глубинной основой которой является диалектика аполлонов-ского и дионисийского), как она нам теперь дана, со всеми ее страданиями и муками, со всей ее бессмыслицей. Эта мысль находится в непримиримом противоречии к концепции культуры в рамках классической философии культуры, культура у Ницше уже не есть только развитие «человека разумного», культура для него - это жизнь «человека деятельного». Слабый ищет в жизни смысл, цель и предустановленный порядок; сильному она должна служить материа-

114

лом для творчества его воли. В конце концов, каждый должен идти, по мнению мыслителя, своей уникальной дорогой, иначе человек не реализует своих творческих возможностей. Претворяя в реальность чьи-то наставления и предсказания, идеи и теории, человек не может стать ни чем, кроме как рабом обстоятельств, различных теорий, идеологий, не имеющих ничего общего с реальной жизнью. Именно такой идеологией представляется в свете идей Ницше вся предшествовавшая ему философия культуры, на базе идей которой основывалась классическая модель культуры.

«Рождением трагедии» Ницше разрушал все профессорские стереотипы о «детстве» человечества - красоте, гармонии, любви, философской идиллии. Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины. Античность - полнота жизни, следовательно, конкуренция, борьба, мощь страстей, дионисийство, хаос мифов, наиболее адекватно отвечающий глубине жизни. Аполлон и Дионис - два первоначала культуры: гармония, счастье, тишина, светлый покой и темная стихия порыва, диссонансы, противоречия, муки жизни. Жизнь, в том числе, феномен и эстетический, именно поэтому возникает культура, несущая на себе отпечаток человеческих антиномий.

Отрицая традиции европейского рационализма, берущие свое начало в преобладании Аполлоновского у Еврипида и Сократа, осознавая и по-своему описывая кризис западной культуры, Ницше тем самым осознает и выражает кризис метафизических и рационалистических основ философии культуры. Он, по сути дела, закладывает новую культурологическую парадигму, становится основоположником линии, в русле которой разворачивалось теоретизирование о культуре через ее кризисность. Язык Ницше полон мифов и символов (аполлоновское, дионисийское, жизнь, нигилизм, переоценка ценностей и т.д.), и это уже не философия культуры со своим стремлением к рационализму и академизму, это мостик к современным культурологическим теориям.

Ссылки:

1. Драч Г.В. Наука о культуре в эпоху постмодерна // Cogito. Альманах истории идей. Ростов н/Д, 2007. Вып. 2.

2. Там же.

3. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Соч.: В 2 т. М., 1990.

4. Там же.

5. Немировская Л.З. Ницше: мораль «По ту сторону добра и зла» // Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Этика» № 6. М., 1991.

6. Геворкян А.Г Проблема Диониса и Аполлона у Ф. Ницше и В. Шмакова // Вопросы философии. 1999. № 6.

7. Там же.

8. Лосев А.Ф. Ф. Ницше //Ницше: Pro et contra: Антология. СПб., 2001.

9. Там же.

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.