Фёдорова Ж.В., Сулейманова А.Р.
ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА
В статье показаны связь между философией и естественными науками, значение философского познания для естественнонаучного исследования, а так же специфика сближения естественных и технических наук с общественными.
Ключевые слова: философия, естествознание, обществознание, синергетика,
гуманитарная культура, междисциплинарный синтез.
Состояние современной высшей школы выводит нас к дискуссии по поводу того, нужна или не нужна философия в системе вузовского образования, какова её роль и функции среди других учебных дисциплин. Цель данной статьи показать органичную связь, всегда существовавшую и ныне существующую между философией и конкретными науками, необходимость философского решения целого ряда проблем самой науки, выходящие за рамки её собственного предмета.
Связь между философией и естественными науками имеет, в первую очередь, исторический аспект, обусловленный тем, что все науки, как отмечает В. Миронов «....вычленялись из философии как особого типа протознания». Более того, и науки, и философия «.являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины» [ 1].
Взаимосвязь философии с естествознанием заключена и в самих предметах их познания: методом познания естественных наук
являются специфические законы природы; предметом познания философии - всеобщие законы природы, общества, мышления. Философия влияет на естественнонаучное знание уже в силу того, что любая человеческая деятельность носит целенаправленный характер, проявляющийся в теоретической и практической деятельности. А значит, философские представления оказывают воздействие не только на мировоззренческие выводы из достижений частных наук, но и на специфические теории и экспериментальную часть науки. Исходя из цели познания, отбираются факты, а это значит, что на экспериментальной стадии научных исследований сказывается влияние общефилософских представлений.
Философские проблемы естествознания возникают на стыках различных дисциплин, их разработка и решение выступают в качестве одной из важных форм интеграции научного знания. Они имеют своим предметом:
■ исследование и раскрытие общих свойств, законов структурной
организации, изменения и развития различных типов материальных систем;
■ выражение найденных законов не только в качественной, но и по возможности, в количественной форме (в виде математических уравнений);
■ исследование закономерностей научного познания (логики и методологии, психологии, истории наук);
■ анализ дифференциации и интеграции научного знания;
■ изучение социальных аспектов научных открытий;
■ философское обоснование теорий, определение степени универсальности общих категорий, законов и принципов;
■ изменение динамики роста и перспективы развития знания.
Все эти моменты не новы и выдуманы не нами и не сейчас. Еще в
70-е гг. XX века американский ученый-медик и гуманист Ван Ронселлер Поттер в целой серии выступлений и публикаций, сложившихся затем в книгу «Биоэтика - мост в будущее», призвал к трансформации сферы этического на базе современной биологии как синтеза двух культур - философской и естественно-научной [2]. И тема эта в дальнейшем проходит через работы многих ученых современности, достаточно упомянуть только В. Гейзенберга [3].
А что касается, к примеру, дифференциации научного знания, то изобретение некоторых приборов, таких, как телескоп и микроскоп, расширило познавательные возможности и количество доступных изучению объектов природы. Поэтому рост научного знания сопровождался его непрерывной дифференциацией, то есть разделением на все более мелкие разделы и подразделы. Например, в физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика,
электродинамика, гидродинамика и т.д. В химии появились такие направления, как квантовая химия, плазмохимия, радиационная химия, химия высоких энергий. Только недавно оформившаяся в качестве самостоятельной науки генетика уже предстаёт в разных видах: эволюционная, молекулярная, популяционная и т.д. [4].
Философия естествознания одновременно может считаться и единой наукой, и промежуточным звеном между философией и фундаментальными науками. Это определяется тем, что философия естествознания - систематизированная наука с мировоззренческим и социальным содержанием. Вместе с тем, в фундаментальных дисциплинах постоянно накапливаются философские знания, обобщаемые философией естествознания как наукой.
Философия имеет своим предметом изучение наиболее общих свойств и законов материального мира и его познания. Эти свойства -всеобщие характеристики различных типов материальных систем. В качестве законов выступают всеобщие законы структурных
отношений, изменения и развития материальных и познавательных систем в обществе, с помощью которых человек отражает и изменяет объективный мир. Философские категории, принципы и законы -источник новых идей для естествознания.
Современное естествознание представляет собой совокупность наук, которые тесно связаны между собой и отражают единый, гармоничный мир природы. Одной из таких наук является биология, изучающая живую материю. Через биологическую проблематику естествознание наиболее близко подходит к объектам социально гуманитарных наук и в ряде случаев, как это имеет место при изучении, как уже отмечалось выше, проблем биоэтики, сливается с ними [4].
Анализ показывает, что современное философское познание не существует над биологическим. Оно непосредственно выводится из него, вычленяется как элемент, сторона реальности, создающейся в ходе научного исследования. На первых этапах развития биологии целью любого биологического исследования был организм, соответственно, предмет биологической науки описывался на организменном уровне. Возникновение представлений о виде привело к расширению понимания предмета биологии. Вид и популяция предстали как фиксированные, имеющие собственные закономерности построения, функционирования и развития целостные биологические объекты, а не просто как абстрактные наименования, отражающие суммативные конгломерации индивидов. Последовательно формирующиеся представления о биоценозах, экосистемах и биосфере в целом расширяют предмет науки о жизни, включая все эти сложные надорганизменные образования в компетенцию анализа современной биологии. Таким образом, происходит расширение пределов мира жизни, изучаемого биологической наукой [ 1].
Человек есть продукт длительной биологической эволюции, одной из сторон которой является возникновение и совершенствование способности живых организмов использовать в борьбе за существование не только физические, но и различные психологические факторы, в том числе и такие, как этические нормы. Психические процессы, которые возникли на ранних ступенях эволюции живого и постепенно развивались от элементарных форм к более сложным, привели к появлению совокупности требований и принципов, именуемых человеческой этикой. Изучением этих процессов и занимается биоэтика.
Биоэтика по направлению своих интересов наиболее близко подходит к объекту исследования социально-гуманитарных наук, занимаясь изучением следующих основных проблем:
■ проблемы глубинных, биологических истоков этических принципов человеческого поведения, проявлений зачатков этих
принципов в поведении живых организмов уже на ранних стадиях биологической эволюции, причём не только у животных, но и у растений;
■ разрешения на этой основе вопросов соотношения в этических принципах человека врождённого и приобретённого, биологического и социального, сознательного и бессознательного;
■ разработки комплекса новых этических норм, актуальность которых связана с возможностью глубоких последствий для человека крупнейших открытий современной биологии, в частности генетики.
Как видно из характера исследуемых проблем, биоэтика, оставаясь во многом составной частью биологической науки, тесно смыкается с такими науками как философия, психология, а через них и с этикой [4]. И цель любой из них - достижение истины.
Однако пути такого достижения истины неодинаковы.
Существуют методологические различия в естественнонаучной и философской постановке вопросов. Философская проблематика
естественнонаучной теории - это проблема, решение которой возможно только при обращении к философским основаниям. Примером может служить проблема диалектических закономерностей отображения теориями действительности, проблема анализа
содержания и формы теории и другие.
Иллюстрацией может послужить пример из математики. В данной науке существует немало логических проблем, т.е. проблем, решение которых опирается на логику. Например, задача вывести из аксиомы теорему является логической проблемой. Какая из логик может быть логическим основанием данной математической теории? Каковы методы апробирования пригодности той или иной логики? В данных вопросах формулируются многие методологические проблемы математики. При этом возникают вопросы: почему мы утверждаем пригодность той или иной логики? Почему пользуемся данным критерием обоснования теории? Это вопросы философских проблем математики. Решение этих вопросов опирается не только на логическое, но и на философско-методологическое основание математической теории. Выбор философско-методологического основания определяется практической и теоретической значимостью выбираемой философской системы в целом.
Если решить задачу, опираясь только на логический метод, невозможно, то следует обратиться к фундаментальному основанию теории, а именно, к философско-методологическому. Таким основанием является диалектический принцип соотношения объективной действительности и познания. Согласно этому принципу, теория должна быть адекватным отражением объективной действительности. Теория должна состоять только из истинных
предположений. Противоречия должны быть запрещены. Поэтому методологический принцип непротиворечивости имеет в качестве своего основания философский принцип. Требование непротиворечивости, в свою очередь, определяет выбор той или иной логики в качестве логического основания теории. Значит, философское основание теории определяет её логическое основание. О стиле и возможностях такого подхода можно составить представление по работам А.А. Ивина, который последовательно доказывает, что объяснение и понимание - это универсальные операции мышления, дополняющее друг друга.
Естественные науки в наибольшей мере участвуют в разработке научной картины мира, определяющей содержание миропонимания в структуре мировоззрения. Эта картина представляет собой совокупность важнейших достижений науки, принципов, законов и следствий. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о мире, проверенные и подтвержденные практикой. Научная картина мира - целостная концептуальная система, дающая интегральное представление о природе и обществе. Методологические различия в естественнонаучной и философской постановке вопросов рассмотрим на примере понятия материи. Это основное понятие в теории физики, все мировоззрение которой связано с раскрытием всеобщих свойств, законов, структурных отношений, движения и развития материи во всех формах её существования (природных и социальных).
Из всех свойств материальных объектов можно выделить всеобщие (универсальные) и индивидуальные (присущие лишь отдельным телам). Первые называют еще атрибутами, которые присущи большим классам объектов. Философия изучает группу всеобщих свойств и законов, а частные науки - общие, особенные и индивидуальные свойства. Частные науки используют информацию об универсальных свойствах и законах. Познание всеобщих свойств и законов материи постоянно расширяется и составляет важнейшую задачу философии. Данная задача подразумевает интеграцию достижений современной науки и обуславливает дальнейшее развитие философии.
Наиболее актуальными философскими проблемами естествознания являются проблемы, связанные с категориями детерминизма и причинности. Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. В центре теории детерминизма находится положение о существовании причинности.
Понятие причинности возникло в процессе практической деятельности людей. Данное понятие характеризуется следующими признаками: временное предшествование причины следствию; одна и
та же причина обусловливает одно и то же следствие; причина -активный агент, производящий следствие. Причинность определяют как связь состояний в одних источниках, а в других говорится о наличии в причинности «силового» характера (т.е. осуществляется физическое взаимодействие). Но причинность как философская категория может быть отнесена не только к миру физических явлений, но и к обществу, где взаимосвязи отнюдь не сводятся к физическим взаимодействиям. При анализе под причинностью понимается именно связь состояний, описываемая фундаментальными физическими теориями, и рассматривается она применительно к динамическим и статическим законам. В первом случае говорят о динамической причинности, а во втором - о вероятностной. Причинность в динамических законах является основополагающей идеей классического детерминизма. Вероятностная причинность имеет место в статистических законах, которые более глубоко (по сравнению с динамическими) отражают объективные связи природы. Следовательно: вероятностная причинность является более общей, а динамическая - лишь ее частный случай.
Так в чем же заключается значение философского познания для естественнонаучного исследования? Задача познания заключается не только в развитии и совершенствовании аппаратуры и техники эксперимента, но и в дальнейшей разработке научной теории познания. Большую роль в этом процессе занимает философия. Значение философии огромно для всех наук и человеческой практики в целом, так как она позволяет прийти к решению задачи и объективнее сформулировать выводы. Методы философии предохраняют от лженаучных, идеалистических выводов, выходящих за пределы установленных фактов и теорий. Философия дает учёным всех областей знаний: наиболее общие законы материальной
действительности; общий метод познания и преобразования действительности; теоретическую основу научного мировоззрения.
Таким образом, учёный не может проводить исследования и делать обобщения, не прибегая к философским понятиям и категориям, не решая основной философский вопрос в пользу материализма. Диалектические категории философии играют заметную роль в создании теоретических построений современного естествознания. Категориальная система диалектики является методологически продуктивной в становлении, развитии и понимании научных знаний.
Одной из черт современного познания является процесс переплетения категорий частных наук и категорий философии, заключающийся в трансформации, объединении в общую понятийную систему конкретной науки. Естествознание как наука нуждается в более полном использовании философских средств анализа, которые
помогают выявить перспективу развития наук. Философские категории, принципы и законы - неотъемлемая часть естествознания, дающая толчок к его дальнейшему развитию.
Специфика нынешнего этапа разработки философских вопросов естествознания определяется возросшей ролью науки и техники в создании базы материально-технической современного общества. Возникает необходимость разработки философской проблематики естественных и технических наук в тесной связи с изучением их возрастающей социальной роли, ростом их влияния на ход общественного развития. Необходимость такого подхода диктуется, прежде всего, углубляющимся процессом сближения естественных и технических наук с общественными. Он закономерно обусловлен тем, что, как и предсказывал К. Маркс, наука превращается в непосредственную производительную силу, а производство - в технологическое применение науки. На фоне этого процесса становится особенно очевидной несостоятельность концепций, противопоставляющих обществознание и естествознание, воздвигающих непреодолимый барьер между природой и общественной жизнью.
Современный этап сближения наук о природе с общественными науками нуждается в дальнейшей разработке теории и методологии, позволяющих, с одной стороны, осуществить этот синтез, осмыслить его сущность, с другой - дать ключ к решению качественно новых, комплексных проблем, возникающих на стыке естествознания и обществоведения. Такую мировоззренческую и методологическую функцию в состоянии выполнить философия, представляющая собой целостное учение о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Задача состоит в том, чтобы углубить, конкретизировать её основные положения и категории применительно к особенностям данного процесса.
Взаимодействие естественных и общественных наук можно исследовать с трёх основных точек зрения: экономической или производственной (изучение изменений в структуре и организации производства, вызываемых достижениями естественных наук и опирающимся на эти достижения прогрессом техники); социальной (исследование воздействия революции в науке и производительных силах на социально-экономическую, политическую, духовную, идеологическую сферы общественной жизни); гносеологической (разработка общих принципов и методов подхода у комплексным проблемам, анализ изменений в познавательных средствах естествознания и обществоведения, возникающих в результате их сближения).
Конечно, далеко не все указанные проблемы входят в
компетенцию философии естествознания. Но бесспорно, что все более глубокое сближение наук о природе с науками об обществе подчеркнуло недостаточность чисто онтологического,
гносеологического и логико-методологического направлений исследования философских вопросов естествознания. Созданная на их основе «трехмерная» картина научного познания должна быть дополнена новым «измерением», которое подытоживает наиболее общие процессы и явления, порожденные глубоким проникновением науки и техники в общественную жизнь. Такой предельно широкий, «четырехмерный» синтез - необходимое условие дальнейшего развития научного мировоззрения как цельной системы знаний, выражающей материальное единство мира во всем многообразии его конкретных проявлений.
Остановимся на некоторых актуальных научных проблемах, решение которых требует взаимодействия естествознания и обществоведения. В настоящее время перед нашим обществом стоит огромной важности задача - управление большими системами в сфере народного хозяйства, политических отношений, в науке. Какое место занимает человек в такой сложнейшей системе, как «человек - природа - техника»? Мировоззренческое и методологическое значение этого вопроса исключительно велико, и научный ответ на него может быть дан только на основе диалектического обобщения новейших достижений естественных, технических и общественных наук.
Другой пример. Научно-техническая революция необычайно расширила возможности воздействия человека на природную среду. Это воздействие приобрело чуть ли не космические масштабы. К сожалению, люди часто не представляют себе до конца всех результатов этого воздействия. А ведь некоторые изменения в окружающей нас природной среде носят необратимый характер, ухудшают естественные условия жизни людей. Но фатальны ли такие последствия? Для тщательной их оценки необходимо исследование разнообразных аспектов взаимоотношений человека со средой.
Достаточно указать еще и на то, что человек в условиях современной научно-технической революции сам произвел в среде своего обитания и существования такие перемены, которые в очень большой степени оказывают на него обратное воздействие. И это воздействие требует своего исследования. Возникают проблемы адаптации человека к меняющимся условиям среды. Естественно, они особенно актуальны в наиболее развитых странах. Сейчас эти вопросы уже могут рассматриваться и обсуждаться не только в общефилософском, но и в конкретно-научном плане, ибо данные биологии, в частности генетики, дают новые возможности для изучения взаимодействия социального и биологического в процессе развития
человека, человеческой личности [5].
На современном этапе развития науки об обществе не может быть возврата к каким-либо формам социал-дарвинизма и вообще ко всякого рода биологизаторским трактовкам человека. Уже стало истиной, что человек - существо общественное, что его развитие, его поведение обусловлено, в конечном счете, социальными отношениями. Но мы также и против упрощенных представлений о том, что человек это нечто вроде сгустка экономики или социума. Человек есть общественное существо, но он вместе с тем и часть природы, он и биологическое существо. Он, как говорил Ф. Энгельс, имеет телесное существование. И эта взаимосвязь социального и биологического являет очень важный и большой вопрос, требующий многосторонних научных исследований.
В последние годы все острее встает проблема так называемого информационного взрыва. Потребности развития науки, задачи оптимизации производства и переработки информации требуют решения проблемы её содержательности, ценности. Как найти критерии для измерения этих качеств информации? Эта задача стоит перед наукой в целом и перед философией в особенности, поскольку последняя всегда стремилась к «спрессовыванию» информации путем обобщения понятий. В этой связи очень остро стоит задача дальнейшей разработки самой диалектики, её теории, поскольку появление новых научных данных требует развития понятийного аппарата, в том числе конкретизации и углубления категорий диалектики. Важным источником такого развития всегда было естествознание.
Перечень примеров можно было бы продолжить. В частности, заслуживает упоминания такое важное направление, родившееся на стыке естественных и общественных наук, как гносеологические и логико-методологические проблемы исследования сложных систем (автоматизированных систем управления; сложных систем, применяемых в космонавтике; биотехнических устройств в медицине и т. д.). Но и перечисленных примеров достаточно, чтобы составить представление о специфике проблем, порожденных научнотехнической революцией и сближением естественных и общественных наук, об их теоретическом и практическом значении.
Справедливо пишут учёные-синергетики С. Капица, С. Курдюмов и Г. Малинецкий: «В конце нашего века междисциплинарный синтез ... стал насущной необходимостью. К сожалению, «физики» и «лирики» по отдельности не выдержали экзамена в XX веке. В следующем веке его придется сдавать вместе» [6]. Хотелось бы надеяться, что в XXI веке не останется места для местечковых споров о превалировании естественной, технической или гуманитарной культуры.
1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально -гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей степени кандидата наук / под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Гардарики, 2007. - С. 5, 262.
2. Поттер В.Р. Биоэтика - мост в будущее. - Киев, 2002.
3. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М.: Наука, 1989.
4. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. В.Н.
Лавриненко, В.П. Ратникова. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 70, 187, 217.
5. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. - М.: МГУ, 1986. -С. 213.
6. Капица С., Курдюмов С., Малинецкий Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Наука, 1997. -С. 11, 12.