УДК 5 ББК 20.в У 34
О.И. Уздинова
Содержание научно-исторического подхода в современном естествознании (теоретико-методологическое обоснование)
(Рецензирована)
Аннотация:
Естествознание представляет собой постоянно эволюционирующую систему интегративных естественно-гуманитарных научных знаний о Природе, Процессе познания, Обществе, Культуре. Эволюционная сущность современного естествознания может быть продемонстрирована на основе использования научно-исторического подхода в процессе преподавания вузовского курса «Концепции современного естествознания» через выяснение объективного содержания таких принципиально важных категорий и теоретических положений, как периодизация и сущность исторического, логического, методологического развития естествознания - базовой идейно-методологической составляющей современной науки.
Ключевые слова:
Эволюционная сущность естествознания; научно-исторический подход в современном естествознании; периодизация исторического, логического, методологического развития естествознания; стадии познания Природы; господствующий тип мировоззрения; глобальные концептуальные научные революции.
Не сначала боги все смертным открыли, Но лишь с течением времен мы лучшее
(в поисках) находим.
Ксенофан
Из всех подходов (концептуальный, рациональный, аналитический, эволюционно-синергетический, этико-антропологический, теоретико-информационный, мировоззренческий и др.) к научному изучению и философскому осмыслению сущности Бытия, Природы как его объективной основы, используемых в современном естествознании, первичным по значимости является научно-исторический подход, представляющий собой систему определенных методологических принципов, раскрывающих эволюционную сущность естественно-гуманитарных знаний, ведущими из которых являются принципы системного построения и незавершенности, преемственности и критичности, верификации и фальсификации, относительности научного знания, эволюционно-революционного характера исторического развития естествознания, единства материального и идеально-
го в процессе исторического становления естественно-гуманитарного научного знания [3, 9,
14].
Основная цель использования данного методологического подхода в естествознании заключается в необходимости продемонстрировать незавершенность процесса научного познания в современной науке, которая является не простой механической совокупностью уже готовых идей, а постоянно эволюционирующей, самосовершенствующейся интегративной системой объективных знаний о Природе, Процессе познания, Обществе, Культуре [6, 8, 18,
20, 21].
Обстоятельный анализ объективных закономерностей развития современной науки в целом и естествознания в частности, как ее базовой идейно-методологической составляющей, предполагает выяснение содержания таких принципиально важных категорий и теоретических положений, как периодизация и сущность исторического, логического, методологического развития естествознания; историческая и логическая последовательность осуществления,
содержание глобальных концептуальных научных революций в истории естествознания; методологическое содержание основных стадий познания Природы; незавершенность современной научной революции и процесса построения современной научной картины мира.
Под историческим развитием науки, естествознания понимают процесс развития естественно-гуманитарного научного знания во времени в соответствии с периодизацией исторического развития общества. Систематизируя имеющуюся в специальной научно-методической литературе информацию по этому вопросу [11, 14, 16, 17], с нашей точки зрения, целесообразно выделять следующие основные этапы и периоды исторического развития естествознания.
I. Доклассический (ненаучный) этап (VI в. до н.э. - первая половина XVI в.):
1. Античный (донаучный) период (VI в. до н.э. - V в.);
2. Средневековый (преднаучный) период (V в. - первая половина XVI в.).
II. Классический (научный) этап (вторая половина ХУТ-ХГХ вв.):
1. Эпоха Возрождения (сторая половина XVI-XVП вв.);
2. Новое время (XVII-XIX вв.);
3. Эпоха Просвещения (XVIII в.).
III. Неклассический или постклассический (современный научный) этап (XX - начало XXI вв.):
1. Период, предшествовавший эпохе НТР (до 40-х годов XX в.);
2. Первый период осуществления НТР (40-60-е годы ХХ в.);
3. Второй период осуществления НТР (60-е годы ХХ в. - начало XXI в.).
IV. Постнеклассический или постпостклас-сический (маргинальный) этап (активный переход начался в 70-80-е годы ХХ в.).
На доклассическом (ненаучном) этапе исторического развития естествознание существует в форме натурфилософии. Классический (научный) и неклассический (постклассиче-ский) этапы связаны с историческим становлением и развитием современного естествознания. Таким образом, под современным естествознанием следует понимать совокупность концепций (физический, химических, биологических, психологических если следовать пред-
ставлениям об основных структурных компонентах современного естествознания [12]), возникших на классическом (ХУП-ХІХ вв) и по-стклассическом (XX - начало XXI вв.) этапах исторического развития естествознания [4].
Приниципиально важным является выделение и выяснение содержания постнекласси-ческого (или постпостклассического) этапа исторического развития современного естествознания. Переходный (маргинальный) этап в развитии современного естествознания и науки в целом характеризуется следующими принципиальными особенностями [1, 15 18]: 1) реорганизация биологии, а именно, обособление, по причине резкого обострения глобальных проблем и кризисов (экономического, энергетического, демографического, экологического, этического) мирового развития, экологического знания из структуры современной биологии в самостоятельную область научных знаний, которая представляет собой теорию измененного человеком мира, 2) актуальность социальной экологии и экологии человека как ведущих областей естественно-гуманитарных знаний на современном этапе развития науки, исследующих систему фундаментальных отношений «Человек - Человек», «Человек - Общество», «Человек - Природа», объективные закономерности рационального взаимодействия человеческого общества с Природой в условиях современной цивилизации, чтобы обеспечить физическое и духовное выживание человечества на Земле.
Под методологическим развитием естествознания следует понимать последовательную смену философско-методологических подходов к изучению, объяснению, пониманию сущности Природы, Бытия в целом. В процессе исторического становления естествознания можно выделить следующие основные этапы методологического развития естественнонаучных знаний [2, 10, 11, 17]:
1. Метафизический этап (VI до н.э.- вторая половина XIX в.) - господство в естествознании идеализма (агностицизма, иррационализма, витализма, креационизма), принципов всеобщего метафизического метода.
2. Этап диалектизации естествознания (XVIII в. - вторая половина XIX в.) - проникновение в естествознание идей материализма и принципов диалектического метода.
3. Диалектический этап (XIX в. - начало XXI в.) - господство в естествознании материализма (гносеологии, рационализма, трансформизма), принципов всеобщего диалектического метода.
Под логическим развитием науки, естествознания понимают процесс развития научного знания в соответствии с изменением содержания методологии научных исследований. Процесс логического развития естествознания представлен последовательной сменой следующих основных стадий познания Природы : синкретической (VI в. до н.э. - первая половина
XVI в.), аналитической (вторая половина XVI-
XIX вв.), синтетической (первая половина
XX в.), интегрально-дифференциальной (вторая половина XX в. - начало XXI в.), характеризующихся рядом принципиальных отличительных особенностей [12].
Основной отличительной особенностью синкретической стадии познания Природы (VI в. до н.э. - первая половина XVI в.) является последовательное накопление фактов об объектах и явлениях живой и неживой природы на основе использования простейших эмпирических методов научного исследования - наблюдения и описания. Фундаментальные естественные науки на данной стадии познания Природы существуют как единое (синкретическое) знание в рамках натурфилософии неорганических и органических тел.
Определяющими отличительными особенностями аналитической стадии познания Природы (вторая половина XVI-XIX вв.) являются: появление экспериментального метода научных исследований в рамках классической физики; преобладание эмпирических исследований над теоретическими; преимущественное изучение структурной организации объектов живой и неживой природы, а не механизмов природных явлений; происходит формирование отдельных фундаментальных естественных и антропологических наук (физики, химии, биологии, психологии), которые дифференцируются преимущественно по объекту и предмету изучения.
Среди принципиальных отличительных особенностей синтетической стадии познания Природы (первая половина ХХ в.) можно выделить следующие: резкое увеличение объема эмпирических исследований, прежде всего, в
области физики микромира; объяснение сущности (естественных механизмов) явлений живой и неживой природы основывается на универсальных фундаментальных научных законах и теориях (физических, химических, биологических, психологических); усиление процесса дифференцировки фундаментальных наук; основной критерий их специализации - изучаемая научная проблема и способы ее разрешения; в то же время, исследование сложных научных проблем требует объединения (синтеза) идей и методов нескольких наук; появление и развитие генетики, экологии, кибернетики.
Особенности современной интегральнодифференциальной стадии познания Природы (вторая половина XX в. - начало XXI в.) связаны с такими тенденциями в развитии естествознания и науки в целом, как дальнейшая дифферен-цировка фундаментальных наук по изучаемым научным проблемам; усложнение методологии естественнонаучных исследований; активизация интеграционных процессов в обществе, в науке, в естествознании; систематизация знаний о Природе, Процессе познания, Обществе, Культуре; развитие физико-химической биологии; появление и развитие экологии как самостоятельной области естественно-гуманитарных знаний; фундаментальные исследования нацелены на изучение естественных механизмов (физико-химических, биологических, психических) функционирования природных, когнитивных, социальных, технических материальных систем на основе использования эволюционносинергетической парадигмы самоорганизации, саморазвития, самосовершенствования сложных нелинейных систем, системного метода; наблюдается резкое преобладание теоретических исследований над эмпирическими (происходит теоретизация естествознания); широкое использование в научных исследованиях математических методов (математического моделирования природных и социальных процессов); в качестве наиболее актуальной выступает такая когнитивная функция естествознания и науки в целом, как прогностическая (наряду с функциями объяснения и понимания); в связи с этим появляются и интенсивно развиваются такие качественно новые фундаментально-прикладные научные направления, как футурология, глобалистика, альтернативистика, биоэтика, геномика, биотехнология.
Историческое и логическое развитие естествознания происходит в рамках определенного господствующего типа мировоззрения, в соответствии с основной идеей которого выстраивается определенная система объяснения и понимания сущности Бытия, Природы, Человека [2, 3, 18].
В Античное время (VI в. до н.э. - V в.) господствующим типом мировоззрения являлся космоцентризм (основная идея: главная ценность - законы Космоса, созданные Богом; смысл человеческого существования заключается в том, чтобы познать законы Неба (Космоса) и привести в соответствие с ними законы земного бытия (Вселенной)).
В период Средневековья (V в. - первая половина XVII в.) господствовал теоцентризм (основная идея: главная ценность - Бог, который однажды создал Мир, Природу и неизменно управляет ими).
Для Нового времени (вторая половина
XVII в. - XIX в.) характерен антропоцентризм (гуманизм) (основная идея: главная ценность -Человек, наделенный уникальными творческими способностями, прежде всего интеллектуальными; только Человек способен целенаправленно познавать и изменять мир, природу, создавать Культуру).
Господствующими типами мировоззрения на современном этапе (XX в. - начало XXI в.) развития науки, естествознания являются космоцентризм и биоцентризм [1, 5, 7, 16]. Основная идея космоцентризма: появление Человека является закономерным результатом эволюции Природы, охватывающей всю Вселенную; однако Человек не только закономерный продукт эволюции Природы, но и мощный фактор ее развития, действующий сознательно, что является основной причиной ее (Природы) нестабильности на нашей планете; если Природа «сделала» все, чтобы Человек однажды появился на Земле и эволюционировал, то ему со своей стороны необходимо сделать все, чтобы узнать ее законы и сохранить Космос как наиболее высоко организованную гармоничную природную систему, частью которой является сам Человек. Основная идея биоцентризма, являющаяся логическим продолжением идей космоцентризма, заключается в том, что главной ценностью на Земле, во Вселенной является жизнь.
При рассмотрении содержания научноисторического подхода в естествознании ключевой идеей является идея о том, что история каждой отдельной науки, а также естествознания и науки в целом может быть представлена как «история формирования, эволюционного развития и революционной смены ... конкретно-исторических способов познания» [16, с. 21], а ключевым понятием является понятие глобальной концептуальной научной революции [9], сравниваемое с понятием научных микрореволюций.
Научные революции в естествознании связаны, прежде всего, с изменениями способов научного познания. Научная революция - это «радикальная смена основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижение принципиально новых принципов познания, категорий и методов» [4, с. 60], «закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, отражающий более глубинные связи и отношения в природе» [16, с. 21] Согласно парадигмальной концепции Т.Куна [13], механизм осуществления научной революции связан с процессом смены парадигм - фундаментальных методологических принципов, научных теорий, принятых научным сообществом в качестве образца научных исследований [4].
Глобальная концептуальная научная революция - это такое коренное изменение способов научного познания, методологических подходов к объяснению и пониманию сущности объектов и явлений окружающего мира, Природы в современном естествознании, которое оказывает существенное влияние на ход дальнейшего развития всей науки, тогда как научные микрореволюции совершаются в пределах определенной области научного знания и не оказывают существенного революционизирующего влияния на науку в целом. Однако научные микрореволюции неизменно предшествуют глобальным концептуальным научным революциям [3, 19].
С нашей точки зрения, понятие глобальной концептуальной научной революции, предлагаемое В.А.Канке [9], является принципиальным (большинство авторов [3, 5, 7, 8, 10, 11, 12,
14, 16, 19, 20, 21 и др.] ограничивается более лаконичным понятием глобальной научной ре-
волюции), поскольку само понятие концепции в естествознании, по сравнению с отдельными областями естественнонаучного и социальногуманитарного знаний, является первичным по методологическому содержанию и значимости. Под концепцией (от лат. сопеврИоп - система, понимание) в учебном вузовском курсе «Концепции современного естествознания» следует понимать ведущую форму существования современного научного знания, которая в широком понимании представляет собой систему взглядов на мир в целом, отражающую определенный способ достижения научного знания [3] на уровне общества (в процессе его исторического развития) и индивида (в процессе осуществления им познавательной деятельности), определенный способ объяснения и понимания [3] сущности объектов и явлений окружающего мира (Природы, Процесса познания, Общества, Культуры) в их взаимосвязи на основе всеобщих фундаментальных идей (законов, теорий) из разных областей науки (естественной, социально-гуманитарной, антропологической, технической, методологической).
Концептуальная научная революция имеет свою структуру, основные этапы развития [16]. Первый этап осуществления концептуальной научной революции заключается в формировании эмпирических, теоретических, ценностных предпосылок появления нового способа научного познания в недрах старого через разрешение некоторой проблемной ситуации в науке «от осознания потребности в новом способе познания до формирования идей о содержании его основания» [16, с. 22]. Второй этап осуществления концептуальной научной революции «нацелен на непосредственное развитие методологических оснований нового способа познания» [16, с. 22] и завершается формулированием принципов фундаментальной теории (парадигмы), новых методологических установок познания. Третий этап осуществления концептуальной научной революции - «утверждение качественно нового способа познания» [16, с. 22], а именно, проверка, применение, подтверждение новой фундаментальной теории (парадигмы), уточнение ее соответствия предшествовавшему теоретическому знанию и эмпирическим данным, а также новым методологическим установкам научного познания.
В специальной учебно-методической литературе [10, 12, 14, 16], предлагаемой студентам для усвоения вузовского курса «Концепции современного естествознания», изложение концепции глобальных научных революций основывается преимущественно на представлениях о четырех глобальных концептуальных научных революциях в истории естествознания. С научно-исторической точки зрения более объективными являются представления о семи глобальных концептуальных научных революциях, каждая из которых последовательно завершается созданием определенной сущностной научной картины мира - целостной системы представлений об общих свойствах, о всеобщих фундаментальных принципах и естественных объективных закономерностях устройства мироздания (Природы) [16].
Первая (аристотелевско-птолемеевская)
концептуальная научная революции (II в.) связана со становлением математической астрономии, основанной на методологических принципах формальной логики и завершается созданием сущностной (первая попытка соединения знания с его обоснованием) преднаучной геоцентрической космологической картины мира, [9, 12, 14, 16]
Вторая (коперниканская) концептуальная научная революция (XV-XVI вв.) завершается созданием первой научной гелиоцентрической космологической картины мира, основанной на принципах полицентризма, системной организации конечной Вселенной, естественной причинной обусловленности природных явлений [9, 12, 14, 16].
Третья (ньютонианская) концептуальная научная революция (XVI - XVIII вв.) связана с появлением экспериментально-математического естествознания, становлением классической механики и завершается созданием механистической научной картины мира (И.Кеплер, Г.Галилей, Р. Декарт, И.Ньютон), основанной на принципах относительности, строгого детерминизма, абсолютности пространства и времени [9, 11, 12, 14, 16].
Четвертая (дарвиновская) концептуальная научная революция (первая половина XIX в.) разрешила проблему всеобщего философского метода в естествознании в пользу диалектики. Диалектизация естествознания завершилась созданием эволюционной научной картины ми-
ра (Т.Шванн, Ж.Б.Ламарк, Ю.Майер, Г.Гельм-гольц, Л.Кольдинг, Ч.Дарвин, Д.Менделеев), основанной на принципах саморазвития, абсолютизации случайности и постепенности исторического развития Природы, и прежде всего живой природы [9, 11, 12, 14, 16].
Пятая (максвелловская) концептуальная научная революция стала возможной в связи с переходом к изучению микромира Природы, с обнаружением полевой формы существования материи и электромагнитных взаимодействий, с развитием электродинамики и завершается созданием (вторая половина XIX в.) электромагнитной научной картины мира (Ш. Кулон, М.Фарадей, Дж.Максвелл, Р.Герц) [9, 11, 12, 14, 16].
Шестая (эйнштейновская) концептуальная научная революция связана с проникновением в глубь материи, с созданием квантовой физики, теории относительности, и завершается (первая половина XX в.) созданием континуально-релятивистской научной картины мира (А.Беккерель, П.Кюри, М.Склодовская-Кюри, Дж.Томпсон, Э.Резерфорд, Н.Бор, А.Эйнштейн, Л. Де Бройль, В.Гейзенберг) [9, 11, 12, 14, 16].
Седьмая концептуальная научная революция (началась в 60-70-е годы ХХ века) еще не завершена. Если предыдущие глобальные научные революции были связаны с коренным преобразованием способов достижения и содержания естественнонаучного знания в «чистом виде», преимущественно физического или биологического, то завершение современной (седьмой) концептуальной научной революции связано со следующими не только когнитивными, но и социальными процессами:
- осуществление современной культурной революции (повышение значимости интеллектуального труда в современном обществе) [1, 3,
15];
- осуществление современной духовной революции [3, 15], которая должна привести к коренному изменению сознания современного человека, к формированию качественно нового альтернативного способа мышления - глобального экологического сознания (человек должен постоянно задумываться о глобальных последствиях всех видов своей деятельности, прежде всего преобразующей, по отношению к природе);
- с процессами экологизации современной науки [15] (с проникновением идей современной экологии, прежде всего экологии человека и социальной экологии, во все отрасли научного знания, как естественного, так и гуманитарного);
- с широким распространением в обществе идей принципа экологического гуманизма [15, 18] («Не навреди себе, другому человеку, обществу, природе»), принципа экологизации человеческой деятельности («Действовать локально, мыслить глобально»), основных законов макроэкологии - законов-поговорок Б.Ком-монера («Все связано со всем», «Все должно куда-то деваться», «Природа знает лучше нас», Ничто не дается даром», «На всех не хватит»).
Ключевым событием в осуществлении современной научной революции является завершение ноосферогенеза - процесса создания ноосферы на уровне биосферы. В современном естественнонаучном понимании ноосфера - это часть биосферы Земли, которая разумно преобразуется человеком на основе научных знаний о естественных фундаментальных законах Природы в положительно значимое («Не навреди!») для Человека и Природы состояние.
Завершение ноосферогенеза возможно через овладение Человеком рациональным научным методом мышления [1, 15], в основе которого следующая система принципов: а) миром управляют объективные естественные законы Природы, которые человеку нельзя игнорировать при осуществлении любого вида деятельности (преобразующей, познавательной, социальной); б) смысл человеческого существования в условиях современной цивилизации должен заключаться в овладении научными знаниями о фундаментальных законах Природы для того, чтобы привести в соответствие с ними законы Общества, все виды человеческой деятельности, обеспечив тем самым физическое и духовное выживание человеческой цивилизации на Земле.
Современная научная революция должна завершиться (XXI в.) созданием социальноэкологической научной картины мира [1], основанной на фундаментально-прикладных идеях синергетики и футурологии о необходимости создания на Земле альтернативной, в противовес существующей, человеческой цивилизации [1], характеризующейся следующими основ-
ными, принципиально важными, признаками [1]:
1) низкоэнергетическая (основанная на использовании «чистых» альтернативных природных источников энергии);
2) высокоустойчивая (основанная на со-
хранении оптимальных в мировом масштабе эколого-демографического, экономического,
энергетического, образовательного, военного и др. балансов);
3) экологически чистая (основанная на безотходном производстве материальных благ);
4) полностью демилитаризованная (полное всеобщее разоружение, исключение всякого насилия в разрешении социальных противоречий);
5) подлинно человечная (основанная на гуманизации системы фундаментальных социально-природных отношений «Человек - Человек», «Человек - Общество», «Человек - Природа»).
Таким образом, осуществление современной научной революции связано с тем фактом, что, начиная со второй половины ХХ века, лидером современного естествознания и науки в целом становится экология, сначала как биологическая наука (в первой половине ХХ века), а затем (с 60-70-х годов ХХ века) как самостоятельная область естественно-гуманитарных научных знаний.
Вышеприведенное концептуальное изложение содержания научно-исторического подхода в современном естествознании с элементами авторского отношения и понимания методологического содержания обсуждаемой проблемы в рамках учебного курса «Концепции современного естествознания», предлагаемого студентам, обучающимся в вузе по специальностям естественнонаучных и гуманитарных направлений, должно способствовать более глубокому и объективному осознанию будущими всесторонне образованными (а не только владеющими узко специальными знаниями), глобально мыслящими специалистами исторического характера развития научного познания, «существа социокультурной детерминации» [16, с. 6] всех видов человеческой деятельности, что особенно важно именно в наше время, когда очевидными являются кризис духовной общечеловеческой культуры, познавательнонаучная неудовлетворенность (нигилизм), ко-
гда набирает силу очередная историческая волна мифологизации культуры, ставятся под сомнение достижения, ценности, возможности научного познания, возрастает интерес к мистицизму, паракультурным формам сознания. Вся история естественнонаучного познания и научного познания в целом свидетельствует, что только современные, соответствующим образом рационально осмысленные именно с научно-исторической точки зрения, научные достижения могут способствовать формированию правильного миропонимания, преодолению познавательного нигилизма, неизбежно губительного для современного человека, претендующего на определенный, соответствующий довольно жестким требованиям мировой цивилизации, уровень образованности и профессионализма.
Примечания:
1. Бестужев-Лада, И.В. Альтернативная цивилизация / И.В.Бестужев-Лада. - М.: ВЛАДОС, 1998.
- С. 16-343.
2. , . . :
/ . . . - : « », 2000. - С. 8-47.
3. , . . -
вознания: Курс лекций / А.А.Горелов. - М.: Центр, 1997 - С. 16-21.
4. , . . -
: / . . . - .: , 2005 - . 60-69.
5. , . . -
тествознания: Учебное пособие / Т.Г.Грушевиц-кая, А.П.Садохин. - М.: Высшая школа, 1998. -. 42-97.
6. , . . -
вознания: Учебное пособие / А.М.Дыбов,
B.А.Иванов. - Ижевск: Издательский дом «Уд-
», 1999. - . 19-30.
7. , . . -
вознания / Ф.М.^гилев. - М., 1998. - С. 10-188.
8. , . . -ствознания: Учебно-методическое пособие для вузов / Ю.ИЖигалов. - М.: Гелиос-АРВ, 2002. -
C. 17-56.
9. , . . -
знания: Учебник для вузов / В.А.Канке. - М.: Логос, 2001. - С. 326-331.
10. / ред. С.И.Самыгина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - С. 56-168.
11. , . . : Учебное пособие / В.П.Кохановский, Т.Г.Леш-кевич, Т.П.Матяш, Т.Б.Фатхи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 70-167.
12. , . . / . . ,
Г.М.Щлис, В.Н.Гртина. - М.: Агар, 1996. -С. 24-26, 34-72.
13. , . / . .
- М., 1975. - С. 11.
14. , . . -
/ . . , . . ,
Г.В.Баранов и др. - м.: ЮНИТИ-^НА, 2004. -С. 59-70.
15. , . . : -
ное пособие / В.И.Медведев, А.А.^дашева. -М.: Логос, 2001. - С. 3-29.
16. Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / В.М.Навдыш. -М.: Гардарики, 1999. - С. 24-251.
17. / . .
С.А.Лебедева: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2005. - С. 99-121.
18. , . . -вознания / Г.И.^завин. - М.: Культура и спорт, 1997. - С. 33-57.
19. , . . -
: / В.А.Соломатин. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - С. 31-160.
20. Стрельник, О.Н. Концепции современного естествознания: Краткий курс лекций / О.Н.С^ель-ник. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - С. 7-67.
21. , . . -тествознания: Курс лекций / С.Г.Хортшавина. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - С. 21-50.