Научная статья на тему 'Дарвинизм и проблема реальности эволюционной предыстории жизни (историко-философский анализ)'

Дарвинизм и проблема реальности эволюционной предыстории жизни (историко-философский анализ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1119
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАРВИНИЗМ / ЭВОЛЮЦИЯ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР / БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ / НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ / ИЗМЕНЧИВОСТЬ / СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ / DARWINISM / EVOLUTION / NATURAL SELECTION / STRUGGLE FOR EXISTENCE / HEREDITY / VARIATION / SYNTHETIC THEORY OF EVOLUTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стрельченко Василий Иванович

В статье дарвинизм рассматривается в контексте изучения проблемы реальности эволюционной предыстории жизни. Отмечается, что до исследований Чарлза Дарвина препятствием на пути объединения усилий биологии и физико-химических наук с целью разработки проблем самозарождения жизни выступало не только различие между классами изучаемых явлений, но и противоположность способов их познания. Автор приходит к выводу о том, что Дарвин смог преодолеть антагонизм между науками о живой и неживой природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DARWINISM AND THE PROBLEM OF THE REALITY OF EVOLUTIONARY PREHISTORY OF LIFE (HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS)

The article Darwinism is considered in the context of the study of the problem of reality evolutionary history of life. It is noted that prior studies of Charles Darwin obstacle to bringing together biology and physico-chemical sciences to develop problems of spontaneous generation of life is not only the difference between the classes of phenomena studied, but also the opposite of how they are learning. The author concludes that Darwin was able to overcome the antagonism between the sciences of animate and inanimate nature.

Текст научной работы на тему «Дарвинизм и проблема реальности эволюционной предыстории жизни (историко-философский анализ)»

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

В. И. Стрельченко

ДАРВИНИЗМ И ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОСТИ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПРЕДЫСТОРИИ ЖИЗНИ (ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

В статье дарвинизм рассматривается в контексте изучения проблемы реальности эволюционной предыстории жизни. Отмечается, что до исследований Чарлза Дарвина препятствием на пути объединения усилий биологии и физико-химических наук с целью разработки проблем самозарождения жизни выступало не только различие между классами изучаемых явлений, но и противоположность способов их познания. Автор приходит к выводу о том, что Дарвин смог преодолеть антагонизм между науками о живой и неживой природе.

Ключевые слова: дарвинизм, эволюция, естественный отбор, борьба за существование, наследственность, изменчивость, синтетическая теория эволюции.

К числу особо актуальных проблем, выдвинутых на первый план развертыванием процессов научно-технического прогресса, относятся вопросы о природе и происхождении живого. С их изучением непосредственно связано решение насущных задач развития научного познания и социальной практики.

В познании закономерностей происхождения и сущности живого в настоящее время отчетливо наметились кризисные тенденции. Они обнаруживаются в ряде трудностей гносеологического, методологического и концептуального характера. Их подавляющее большинство порождается внутренними причинами развития теоретических и экспериментальных исследований, процессами дифференциации и интеграции знаний об эволюции биологических систем.

В истории изучения живого, в содержании отражающих его понятий, как в своеобразном фокусе, обнаруживается противоположность диалектики и метафизики, материалистического и идеалистического воззрений. Это обусловливает необходимость методологического анализа проблемы происхождения живого, выявления логико-гносеологических условий и границ применимости понятия «живое» в научном познании.

В общем виде такая постановка задач исследования является традиционной в философской литературе. Лишь пути их решения не всегда однозначны. В данной статье будет предпринята попытка проанализировать взаимоотношения

между теорией эволюции (дарвинизмом) и теорией происхождения жизни.

Правильное понимание и объективная оценка состояния современных представлений о возникновении живого, перспектив их дальнейшего развития связаны не только с осмыслением результатов новейших исследований предбиологической эволюции. Принципиально важное значение здесь имеет выяснение целого ряда теоретических предпосылок и проблем, которые возникли в истории науки и философии и обусловили формирование концепции абиогенного происхождения жизни. Ее методологическое основание составляют фундаментальные идеи о закономерностях развития материи и их познании, сформулированные в прошлом, а также текущем столетиях и затрагивающие существенные вопросы общенаучного и мировоззренческого характера.

Имеются веские основания полагать, что дальнейшее продвижение к раскрытию движущих сил предбиологической эволюции непосредственно связано с решением проблемы синтеза знаний, накопленных эволюционной теорией, а также науками биофизического и биохимического профиля. Об этом свидетельствует опыт использования принципов селектогенеза в химии и теории происхождения жизни, попытки истолкования идеи молекулярной эволюции в терминах селективных преимуществ. Подтверждением правильности данного предположения являются современные достижения в исследовании молекулярного и субатомного уровней организации жи-

вого, а также успехи в развитии теории естественного отбора, позволившей Ч. Дарвину уже в начале последней четверти XIX в. «предусмотреть возможность последовательности эволюционных событий, ведущих назад, к прошлому, говоря о добиогенной молекулярной истории...» [1, с. 36].

Наименее изученным вплоть до настоящего времени остается комплекс вопросов о природе и последствиях того революционизирующего воздействия, которое оказала и продолжает оказывать дарвиновская теория эволюции на становление и развитие диалектико-материалистических взглядов на жизнь как специфическую форму движения материи. Обнаруживается это прежде всего в том, что еще и сейчас наряду с общепринятой оценкой решающей роли дарвинизма в прогрессе биологического познания и материалистических представлений о живом практически отсутствуют знания о конкретных исторических и современных связях между теорией эволюции и успехами естественнонаучных исследований проблемы происхождения жизни. В многочисленных работах философов, историков науки, биологов и представителей других специальностей, посвященных ее изучению, задача систематически проанализировать вопрос о значении идей Ч. Дарвина для формирования современной концепции предбиологической эволюции, как правило, даже не ставится.

С конца 50-х гг. XX в. опубликовано немало работ по вопросам происхождения жизни. Во введениях подавляющего большинства монографий и крупных сборников можно найти ссылки на труды Дарвина. Однако эти ссылки нередко имеют чисто формальный характер. Примеры такого рода обращений к Дарвину можно обнаружить во многих работах по абиогенезу, будь то статьи или фундаментальные обзоры, имеющие характер исчерпывающих сводок в данной области.

В свою очередь, в литературе по теории эволюции и ее истории лишь в немногих случаях можно обнаружить стремление кратко оценить, а еще реже сколько-нибудь развернуто проанализировать проблему происхождения жизни с позиций дарвинизма. Последарвиновская традиция эволюционных исследований в биологии почти не затронула проблему происхождения живого.

Ч. Дарвин, опираясь на идеи эволюционной теории, смог лишь в общей форме указать границы научной постановки проблемы происхождения живого. Т. Гексли, приверженец и активный пропагандист дарвинизма, затронул эту проблему в лекции «Физические основы жизни», прочтенной в 1868 г. в Эдинбурге. В течение 50 лет после выступления Гексли эволюционисты за редким исключением почти не интересовались

этой темой. Практически не разрабатывалась она и в других науках.

Возрождение интереса к проблеме происхождения жизни относится к середине 20-х гг. XX в. и связано с именем А. И. Опарина. По мере укрепления позиций дарвинизма в биологии в подавляющее большинство учебников и учебных пособий по эволюционной теории вводятся разделы о происхождении жизни. Как правило, эти разделы представляют собой пересказ сведений о предбиологической эволюции, которыми располагают биофизика, биохимия и т. п. Конечно, наличие в учебниках по эволюционной теории особых глав или параграфов об абиогенезе свидетельствует о стремлении связать проблемы развития и происхождения живого. Однако они не представляют самостоятельного интереса, и их включение в состав учебных пособий обусловлено не задачами разработки проблемы происхождения жизни с позиций эволюционной теории, а потребностью высказать общие соображения о формировании начальных форм жизни.

В исследовательской литературе по эволюционной теории проблемы происхождения живого, как правило, не обсуждаются.

Наконец, нельзя не отметить, что вплоть до настоящего времени редко встречаются попытки рассматривать современный дарвинизм как учение о сущности живого. Создание теории живого (т. е. сущности жизни), как правило, связывается исключительно с успехами физики, математики, молекулярной биологии, общей теории систем и др. Эволюционное же учение при этом квалифицируется лишь как одна из многих частных или узкоспециальных биологических теорий. Отсюда делается вывод о необходимости активного поиска путей к наиболее аутентичному описанию закономерностей живого, об острой актуальности задач построения совершенно новой по сравнению с дарвинизмом системы знаний о сущности органической жизни - теоретической биологии.

Между тем вне связи с теорией эволюции трудно представить саму возможность сделанного в 20-е гг. XX в. А. И. Опариным и Дж. Холдей-ном вывода об абиогенезе как особом этапе в развитии материи, о том, что его основу составляет диалектика преемственности в процессах отрицания химического биологическим. Ни у кого не вызывало и не вызывает сомнения, что само включение вопроса о происхождении и сущности жизни в систему актуальных естественнонаучных проблем, создание современной теории происхождения и сущности живого - один из закономерных результатов развития дарвиновской теории эволюции, итог применения ее фундаментальной концеп-

ции о естественном отборе к обобщению и интерпретации материалов целого комплекса наук (химия, физика, биология и др.). Понятия о естественном отборе и борьбе за существование, выработанные дарвинизмом, являются отправными пунктами научного истолкования сущности живого: их содержательные моменты образуют исходные логические структуры процедур объяснения явлений предбиологической эволюции. Исходя из результатов ее современных исследований можно без всякого преувеличения заключить, что детерминация научного поиска потребностями изучения диалектики преемственности в процессах отрицания химического биологическим, возможность идентификации материальных носителей абиогенеза со специфическими биохимическими образованиями (протобионтами) неразрывно связаны с успехами дарвинизма, с проникновением концепции эволюции («предбиологиче-ская эволюция») и естественного отбора («пред-биологический отбор») в систему средств познания предыстории жизни.

Однако в действительности простота и непротиворечивость взаимосвязи между теорией эволюции и разработками проблемы происхождения и сущности живого являются лишь кажущимися. Фактически основу данных представлений составляет во многом интуитивная убежденность в качественной однородности эволюции в абиогенезе и на стадиях развития современных биосистем. По-видимому, благодаря этому применение понятий о естественном отборе, борьбе за существование и т. п. в теории абиогенеза нередко представляется само собой разумеющимся, не требующим специального изучения и обоснования.

Вместе с тем мнения о возможности и плодотворности использования дарвинизма в разработке проблем абиогенеза при выяснении фундаментальных свойств органической жизни фрагментарны и противоречивы. Вопрос о методах и концепциях эволюционной теории рассматривается, как правило, в контексте анализа более общих проблем - соотношения «молекулярного» и «биологического», исторического и системно-структурного объяснений и т. п., и его обсуждение полностью подчинено задачам преодоления возникающих отсюда методологических «альтернатив». Поэтому даже признание решающей роли, например, биологического подхода в познании закономерностей происхождения живого еще не делает эволюционную теорию методологической базой и основным средством исследования.

В результате распространяется мнение о том, что современный дарвинизм (синтетическая тео-

рия эволюции), как, впрочем, и эволюционизм в биологии в целом, не имеет реальных возможностей стать учением о сущности живого и в отдаленной исторической перспективе. С этой точки зрения не только современная, но и «будущая теоретическая биология не тождественна теории эволюции, даже представленной как комплекс теорий. Теория эволюции занимает в системе современной биологии значимое, но отнюдь не центральное место» [2, с. 47]. Тем самым фактически отрицается ведущая роль дарвинизма в исследовании закономерностей происхождения живого с позиций биологии.

Создается парадоксальная ситуация: хотя логико-методологические основания исследования проблемы происхождения живого образуются обобщениями эволюционной теории, сама же она не рассматривается в качестве теоретической биологии (т. е. общей теории жизни), а следовательно, и одной из ведущих дисциплин в системе наук о закономерностях абиогенеза.

Противопоставление теоретической биологии дарвинизму было и остается существенным препятствием на пути исследований закономерностей происхождения живого. Стремление создать теоретическую биологию за пределами дарвинизма, не на эволюционной основе, способствует отрыву проблемы сущности жизни от проблемы ее происхождения и тем самым фактически закрывает путь естественнонаучного истолкования абиогенеза с позиций концепции развития как процесса происхождения живого из неживого в результате химической эволюции. Данное обстоятельство в сочетании с дискуссионно-стью отдельных положений дарвинизма, наличием их противоположных истолкований, распространением различных форм антидарвинизма создает условия для изоляции исследований развития живого (эволюционная теория) от разработки проблемы его происхождения [3, с. 3-5].

Обусловлено это как внутренними причинами развития дарвинизма, так и спецификой самой проблемы происхождения жизни, конкретно-историческими обстоятельствами изучения ее естественнонаучных и философских аспектов.

В пределах проблемы происхождения жизни тесно смыкаются в единый узел мировоззрения этика и логика, гносеология и идеология, наука и философия. Именно поэтому органическая жизнь всегда остается предметом пристального внимания философов, а практика естественнонаучных исследований ее происхождения нередко приводит к необходимости признать, что одна из серьезнейших научных проблем нашего времени - взаимная изоляция философии и науки [4, с. 297-299].

Одна из важнейших причин противопоставления философии и естествознания - поляризация традиций натурфилософии и эмпиризма в истории научного познания жизни. Истоки скептического отношения ученых к теории Ч. Дарвина, сдержанных или отрицательных оценок возможности использования самой идеи эволюции для изучения возникновения органического мира трудно понять, ограничившись лишь рамками историко-научного анализа. Необходимо учитывать общий культурно-исторический контекст хотя бы в том его виде, который он приобретал, отражаясь в системе господствующих философско-мировоззренческих взглядов на мир и его познание. Выяснение характера зависимости представлений о биологической реальности от изменений в сфере духовной культуры в связи с прогрессом общественной практики - путь к формированию «такого исторического видения объекта познания, в котором факторы ценностного, гуманистического, или... целевого назначения, т. е. того, что нужно человеку, будут играть существенную роль» [5, с. 397-398]. Их история лишь на первый взгляд кажется периферийной по отношению к истории дарвинизма в связи с проблемой возникновения жизни. Однако в силу характера данной проблемы философские обобщения не могли не затрагивать логико-методологических и целевых установок естественнонаучного поиска. В развитии эволюционных воззрений, в истории их проникновения в сферу исследований происхождения живого, как в зеркале, отражаются важнейшие противоречия прогресса философского познания в направлении возникновения и смены форм диалектики.

Существенное значение для начала изучения проблемы происхождения жизни средствами естествознания имело также и то, что благодаря дарвинизму биология превратилась из науки описывающей в науку объясняющую.

До исследований Ч. Дарвина препятствием на пути объединения усилий биологии и наук физико-химического профиля с целью разработки проблем самозарождения жизни было не только различие между классами изучаемых явлений (живое и неживое), но и противоположность способов их познания. Эволюционная теория явилась непосредственным выражением и высшим достижением интегративных тенденций в развитии науки XIX в. Дарвинизм стал основой синтеза комплекса биологических наук и дал импульс тому интеллектуальному движению, которое сблизило две обширные отрасли естествознания, не имевшие ни в своих задачах, ни в своих точках отправления, казалось, ничего общего.

Согласно сложившейся традиции одна из этих отраслей считала своей задачей объяснение наблюдаемого, другая - исключительно только его описание. Предполагалось, что в «области неорганической природы можно и должно разыскивать физические причины... в области же органической природы можно и должно довольствоваться одним указанием на причины метафизические...» [6, с. 28-29].

В соответствии с установившимися канонами мышления биолога научную ценность представляли лишь знания, полученные индуктивным путем. Только при условии строгого ограничения методов исследования системой средств наблюдения, описания и систематизации явлений органической жизни биология, согласно общему мнению, могла сохранить статус «положительной» науки и оставаться в рамках естествознания. Любые попытки объяснить свойства жизни исходя из общих положений рассматривались как равнозначные переходу из области науки в сферу метафизики и натурфилософии. Это обусловило господствующее положение эмпиризма в биологическом познании, препятствовало его теоретизации и сближению с физикой и химией и тем самым закрывало путь научному истолкованию возникновения живого из неживого.

Ч. Дарвин смог преодолеть противоположность между науками о живой и неживой природе, вытекавшую из различий в их методах. Оставаясь на почве научного подхода, он выявил в природе процесс развития, доказал постоянную наличность такого процесса как необходимого дедуктивного вывода из трех постоянно присутствующих в природе реальных факторов. Эти три фактора - изменчивость, наследственность и перенаселение.

Однако переосмысление биологических знаний в соответствии с требованиями гипотетико-дедуктивной модели построения теории, хотя и способствовало сближению наук о неорганической (физика, химия) и органической (биология) природе, вместе с тем имело своим следствием противопоставление дарвиновского метода как механистическим, так и телеологическим объяснениям явлений жизни. Поскольку же процедуры эволюционного объяснения не согласовывались с общепринятыми образцами «научности рассуждений» в биологии, уже одного этого было достаточно, чтобы «отнести эволюционную теорию к разряду теорий космологических, но главным образом и по своим конечным выводам - к идеологически-политическим» [7, с. 3].

По мере накопления экспериментальных доказательств дарвинизма, оформления идеи молекулярной эволюции и т. п. старая проблема соот-

ношения дарвиновских объяснений с механистическими и телеологическими приобрела современный вид, распавшись на комплексы вопросов логико-гносеологического и методологического характера. На многие из них даются альтернативные ответы. Прежде всего, нет единства взглядов на логическую структуру и научный статус эволюционной теории: считать ли ее «нормальной», выходящей за рамки «нормы», но все-таки научной или вненаучной? Является ли современный дарвинизм исторической наукой? Каковы различия между физикой, химией и эволюционной теорией в их отношении к принципу историзма? Иначе говоря, в какой мере справедливо утверждение, что эволюционная теория базируется на особой, не свойственной другим естественным наукам концепции времени? Как соотносятся исторический и системно-структурный подходы в составе методов эволюционного объяснения и какому из них принадлежит решающая роль? Совместимы ли попытки включения фактора времени и истории в поле анализа явлений жизни с задачами их каузального описания? Допустимо ли исходя из идей физического «фундаментализма» и сходства способов построения физической и эволюционной теорий рассматривать их соотношение с точки зрения постулата о транзитивности объяснения?

Таков далеко не полный перечень вопросов, возникших в значительной мере потому, что эволюционная теория не содержит в себе никаких явно сформулированных «теорем существования». Фактически она решает лишь ту часть проблемы «происхождения», которая связана с объяснением формирования наличного многообразия видов. Вторая часть проблемы «происхождения», предполагающая выяснение принципиальных условий самой возможности существования органических форм, в эволюционной теории не рассматривается. Существование организмов с совокупностью свойств, необходимых и достаточных для начала эволюционного процесса, задается в ней арной. Связано это с трудностями установления реальности процесса происхождения жизни. Задача выяснения его границ и закономерностей одновременно и требует, и исключает возможность применения дарвиновских представлений. Действительно, обращение к результатам эмпирических реконструкций абиогенеза свидетельствует о том, что в терминах теории эволюции нельзя объяснить специфику механизмов становления живого, выявить их качественное отличие от законов развития уже сформировавшихся биологических систем. Однако именно в понятийном аппарате теории эволюции толь-

ко и оказывается возможным зафиксировать терминальные фазы химической эволюции и начальные стадии абиогенного формирования жизни, указать ее качественно специфические, существенные особенности.

Очевидная антиномичность результатов эволюционного истолкования абиогенеза совсем не означает, что обобщения теории эволюции неприменимы к объяснению процессов развития пред-биологических систем. Эволюционный подход, являясь необходимым и плодотворным, имеет определенные границы в исследовании диалектики преемственности в процессах отрицания химического биологическим. Совокупность составляющих его явлений, их движущие силы, механизмы функционирования и развития принципиально отличаются от той системы явлений, факторов и законов, которые находят свое теоретическое выражение в дарвинизме и управляют процессами развития уже сформировавшихся биосистем [8, с. 88]. Между тем, для того чтобы в любых эмпирически констатируемых изменениях могли быть «открыты законы этих изменений, показана в главном и в основном объективная логика этих изменений и их исторического развития», сами научные понятия должны быть приспособленными к изучению соответствующих материальных, природных и духовных вещей [9, с. 345]. В разработке проблемы происхождения живого данное требование ориентирует на осуществление предварительной философской работы по выяснению эвристической ценности концепций теории эволюции, по согласованию ее понятий с решением задач воспроизведения мышлением диалектики преемственности в процессах отрицания химического биологическим.

Начало исследований в этом направлении могло быть положено лишь при условии строго научной постановки проблемы происхождения жизни. А для этого далеко не достаточно располагать лишь известным количеством эмпирических данных из области биологии, физики и химии. Понадобились, во-первых, разработка средств диалектико-материалистического метода, во-вторых, его проникновение в биологию и смежные науки и, в-третьих, сознательное применение диалектики как теории развития для выяснения направлений поиска и синтеза знаний о происхождении жизни.

Литература

1. Дюшен Ж. Молекулярная Вселенная и физико-химическое происхождение жизни // Им-пакт. 1982. № 1-2.

2. Сапунов М. Б. О специфике биологии как науки // Вестник МГУ Сер. 7: Философия. 1982. № 5.

3. Мозелов А. П., Верещагин В. Ю. Эволюция, естественный отбор, адаптация человека (философ-ско-методологические проблемы). СПб., 2011.

4. Корольков А. А. Духовный смысл русской культуры. СПб., 2006.

5. Диалектика в науках о природе и человеке. М., 1983.

6. Тимирязев К. А. Значение переворота, про-

изведенного в естествознании Дарвиным // Дарвин Ч. Происхождение видов. М.; Л., 1937.

7. Conguilhem G. Sur l'histoire des sciences de la vie de puis Darwin // XIII Congr. intern, d' histoire des sciences. M., 1971.

8. Дубинин Н. П. Диалектика скачков в истории жизни // Материалы III Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания. М., 1981. Вып. 2.

9. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М., 1967. Т. 18.

Т. В. Беспалова

ПРОБЛЕМЫ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ*

В статье дается обоснование идеологии экологизма, обозначаются противоречия экологической этики и проблема прав будущих поколений. Автор исследует трансформацию экологических ценностей в контексте конкурирующих идеологий, выделяет концепты и моральные фреймы экологизма, акцентирует внимание на специфике моральной мотивации деятельности экологических движений, ее политизации и коммерциализации. Поднимается проблема технологической возможности и готовности человечества к самоуничтожению, что актуализирует поиск новой философии жизни.

Ключевые слова: мораль, политика, концепты экологизма, моральные фреймы экологизма, эко-терроризм, человек, природа, экологическая этика, биоэтика, экофильность, совесть, мудрость, свобода, справедливость, патриотизм.

Основной проблемой человечества в XXI в. становится конструирование нового экологического сознания, т. к. очевидно, что экополитология и эко-философия отразили возникшие экологические проблемы, осмысление которых пока остается идеологизированным и политизированным.

Образ экологически образованного человека вызывает внутренний протест у людей, для которых социальные проблемы человека важнее проблем окружающей среды. На обыденном уровне отсутствует понимание взаимосвязи природы и человека, способов их взаимодействия, пределов адаптации и самоадаптации человека к новым экологическим вызовам.

Почему вызывает сомнение современное политическое измерение экологической тематики? По какой причине возникший на первом этапе формирования экополитологии (период освоения космоса и систематической охраны окружающей среды) исследовательский алармизм не исчез до сих пор, а только усилился? Какое место в фор-

мировании новой политической морали занимает сам человек, являясь одновременно частью природы и субъектом экологической этики?

Идеи экологизма получают научное оформление к концу XIX в., первые экологические движения возникают в США, Великобритании и изначально интерес формулируется к экологии животных, чуть позже к экологии человека, появляется биоэтика.

Социальная экология обосновывает нарастание напряженности во взаимоотношениях общества и природы, поэтому позже для снятия этой напряженности появляются исследования об обществе как развивающемся живом организме и формируется экоантропоцентричная этика. Защита человека от самого себя предполагает интеграцию экологических знаний и необходимость обращения к сути социальной драмы, связанной с социальной дезинтеграцией, агрессивностью, нарастанием межэтнической и межконфессиональной напряженности.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Моральные фреймы современных политических идеологий: опыт интегративно-когнитивистско-го анализа», проект № 12-03-00401а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.