УДК 37.032:504.75(571.56) Николаева Алла Дмитриевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогика» Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
Гоголева Парасковья Алексеевна
кандидат биологических наук, доцент, профессор-исследователь кафедры «Экология» Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КАК РЕСУРС
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЯКУТИИ) [1]
https://doi.org/10.24158/spp.2017.8.19 Nikolaeva Alla Dmitrievna
D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Education Science Department, North-Eastern Federal University
Gogoleva Paraskovya Alekseevna
PhD in Biology, Assistant Professor, Research Professor, Department of Ecology, North-Eastern Federal University
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ECOLOGICAL TRADITIONS AS A RESOURCE OF PERSONALITY FORMATION (BY CASE STUDY OF YAKUTIA) [1]
Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена тем, что в условиях глобализации выживание и благополучие любого народа во многом зависит от сохранности культурной и природной среды, соблюдения хотя бы элементов традиционного образа жизни, сформировавших культурно-психологический облик и духовно-нравственный мир этноса. Педагогический потенциал экологических традиций как часть этнической культуры изначально экологичен и включает те ценности, которыми обладают артефакты культуры, а также этнопедагогический опыт. Педагогический потенциал экологических традиций представлен авторами как целостный развивающийся комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей экологической среды, способной влиять на личностное развитие человека. Он включает в себя педагогические ценности, идеи, содержание, средства, которые в совокупности составляют комплекс возможностей влияния на развитие личности. Педагог как транслятор культуры влияет на личностное развитие человека, нормы и способы передачи его опыта. В статье представлены особенности якутских экологических традиций, выражающиеся во всех аспектах культурной деятельности и влияющие на формирование духовно-нравственной культуры личности.
Ключевые слова:
экологическая культура, экологические традиции, истоки, Арктика, природа, личность, развитие, нравственные нормы, природосообразность.
Summary:
The relevance of the article is due to the fact that in the context of globalization, the survival and prosperity of any nation depends largely on the preservation of the cultural and natural environment, the compliance with the elements of traditional lifestyles which have formed their cultural and psychological image and spiritual and moral world. Pedagogical potential of ecological traditions as a part of the ethnic culture is initially ecological, and it includes the values possessed by the artifacts of culture and the ethno-pedagogical experience. The authors understand the educational potential of ecological traditions as a holistic developing system of interconnected and interdependent features of the environment that can influence on personal development. It includes pedagogical values, ideas, content and tools which are a set of opportunities influencing the development of personality. A teacher as a culture transmitter affects personal human development, standards and ways of transferring the experience. The article represents the peculiarities of the Yakut ecological traditions that are reflected in all cultural aspects and have an impact on the formation of the spiritual and moral culture of the personality.
Keywords:
ecological culture, ecological traditions, origins, Arctic, nature, personality, development, ethical standards, natural conformity.
Одной из основных задач всех народов является формирование личности ребенка в соответствии с его природосообразностью. При этом большое значение имеет формирование у него знаний, поведения, поступков, чувственного отношения к природе. Большую роль в соблюдении экологических традиций якутским народом, как и многими другими, имели верования и учения, исходящие еще из древней ветви восточной философии (тенгрианства), проповедующей обожествление, проявление высшей нравственной ответственности и преклонение перед природой-матерью, олицетворяющей единый живой организм. Общеизвестно, что выживание и сохранение среды обитания северного человека в тяжелых климатических условиях во многом объясняется именно бережным отношением к окружающей природе. Экологический опыт как норма поведения, как высший нравственный закон передавался из поколения в поколение. Дети с детства приучались к та-
кому отношению к окружающему, исконно имеющему педагогический потенциал в процессе формирования личности. Экологические традиции являлись частью этнопедагогики как опыт поколений, передающийся через устное творчество народа и сохраняющийся до настоящего времени. Все это, несомненно, имело педагогический потенциал в процессе формирования личности.
Историко-культурное развитие якутского народа тесно связано с природно-географическими условиями региона и традиционными видами хозяйствования. У народа на протяжении тысячелетий сложились специфические способы регулирования отношений человека и окружающей среды в процессе эволюции общества и природы. Как пишет Ц.Б. Будаева, «в обычаях и традициях любого народа зафиксировано то, что когда-то было достигнуто его предками в понимании своего места в мире и правил жизни в нем - то, что мы называем экологичностью мышления. В данном контексте экологичность понимается широко - как морально-нравственные основы мышления, речи, поступков, поведения в быту, хозяйственной деятельности, в организации и проведении досуга». Экологические традиции в ее трактовке представлены как «системная совокупность видов жизнедеятельности, осуществляющих взаимосвязь природы и общества. Кроме этого, экологические традиции определяют как нормативную основу взаимодействия природы и общества» [2].
В диалектике якутов считается, что развитие человека связано с его внутренней структурой, состоящей из: ийэ кут - духа матери, буор кут - духа земли, салгын кут - духа воздуха. Ю.Н. Дьяконова дает им следующую трактовку: «Дух матери считается генной информацией в человеке, его умственной способностью и находится в сердце и теменной части мозга. Дух земли означает физическое развитие человека, от которого зависят рост, телосложение и нравственные качества. Дух воздуха - знание, стремление, мечты человека, его духовность, познание окружающего мира. Пара "дух (кут) и жизненная сила (сюр) - (кут-сюр)" образует духовно-нравственную сущность человека. Согласно воззрениям якутов материнская душа (ийэ кут) несет самые добрые идеи и помыслы, потому что она связана с (айыы) богом, благодаря которому человеку дается жизненная сила, сохраняется внутренняя экология человека. Ребенок наполняется божественной силой» [3].
Н.С. Попов пишет, что «душу людям дает богиня иэйэхсит, которая олицетворяет природу, является покровителем людей, скота, хранительницей и спутницей человека. Семейное воспитание было связано с богиней айыысыт. Она представляет богиню плодородия, дает новорожденным душу и предоставляет домашний очаг. Дополняя друг друга, названные богини считаются покровителями всей семьи. Богиня айыысыт создала душу отца, иэйэхсит - матери, и от их взаимосвязи строится семейный очаг. От их благосклонности не возникают проблемы в семейном воспитании, вырабатываются эстетика и этика жизни» [4].
Таким образом, эти богини олицетворяют закономерности развития природы, человеческого мышления, культуры, укрепляют и развивают целостность природы и общества. Следовательно, в результате воплощения основных воззрений айыы в существующую действительность появляются и их педагогическое значение, и мировоззренческая этика отношений с живой природой. Известно, что основная мысль и идея этнопедагогики якутов: «соблюдай закономерности развития природы и культурные традиции общества». Все это придает педагогическую ценность экологическим традициям как основе формирования мировоззрения личности.
Н.С. Попов приводит описание известного этнографа В.Л. Серошевского, глубоко исследовавшего Якутию, который писал, что «при нарушении человеком правил учения айыы нарушаются и природно-экологические правила. В результате этих нарушений могут наступить меры расплаты за содеянное зло. Все предметы и явления природы содержат свою душу (иччи). Поэтому богатство детьми якуты считают всегда за "божье благословение". Охотно усыновляют детей, бывает, что для этого вступают с родителями в сделки "навсегда" или "на время"» [5]. Н.С. Поповым также приводится описание, сделанное С.В. Ивановым: даже «имя ребенку выбиралось с большой осторожностью. Ребенок с красивым именем развивался сложно и часто умирал. По словам стариков, имя всегда связано с духами окружающей местности. В младшем возрасте ребенку давалось имя, отпугивающее злых духов, что всегда означало унижающий смысл, например: кутуйах (мышь), бага (лягушка) и т. д. Якуты также считают, что есть духи природы, которые оберегают и развивают ребенка: аан алахчын хотун - богиня земли, дьиэ иччитэ - дух очага, баай байанай - покровитель промысла, хатан тэмиэринэ - дух огня, уу иччитэ - дух воды, хайа иччитэ - дух гор, аартык иччитэ - дух высот».
В образе различных духов природа начинает развивать человека с малых лет. По описанию Н.С. Попова, «в годичном возрасте ребенок уже начинает большую дружбу с домашними животными. Ребенок любит кошку и всюду ползает за ней, но она старательно избегает его. Самым большим его вниманием и любовью пользуется огонь. Якутское дитя вечно толчется около очага, рано убедившись, что в юрте только в кругу света, отбрасываемого пламенем, достаточно тепло, сухо и светло. Упершись ручонками в шесток, ребенок подолгу всматривается своими
большими черными глазами в алые струйки, обвивающие бревна, прислушивается к шипению или гулу огня, подражая им, плюет и шипит сам» [6]. Вероятно, отсюда взято поверье, что «ребенок, не понимающий еще человеческой речи, может понять пение птиц, говор огня, язык животных, предметов и духов. Но узнавши человеческий говор, теряет этот дар» [7].
И.С. Портнягин, описывая педагогические воззрения народа саха, отмечает, что «якуты приучают детей работать с раннего детства: собирать и носить в дом дрова, шить одежду и др. С 7-8 лет дети водят быков (волов); во все времена года отправляются с поручением родителей к соседям за несколько верст; носят воду, нянчат младших, помогают в поле, собирают коров с пастбищ, зимой водят скот на водопой к проруби. В летний период дети занимаются заготовкой съедобных трав, кореньев, ягод и др. Ребенок уже в 10 лет считается "полувзрослым" и наравне с родителями занят трудом. Находясь рядом со взрослыми, наблюдая за их отношением к природе, он учится чувствовать окружающее, получает навыки рачительного отношения, осторожности в отношениях с природой. Так дети учатся соблюдать экологическую целостность животного и растительного мира, почитать традиции и учения предков, т. е. соблюдать преемственность поколений. Таким образом, с раннего детства у якутов вырабатываются экологические (природосообразные) заповеди: береги отечество, родные места (алаас); не истребляй птиц и животных, сохраняй в чистоте озера и реки; поклоняйся горам, аласам, лесам, почитай священный символ - сэргэ, поклоняйся огню, береги домашний очаг, соблюдай чистоту и порядок в доме. Старшее поколение обучало молодежь творить, не нарушая гармоничные связи природы и человека. Считалось, что соблюдение нравственных норм создает идеального человека» [8]. В этом отношении на Севере, особенно в тундре, взаимоотношения человека и природы являются равноправными, предполагают взаимное уважительное отношение: проявления слабости человека вызывают отклик у природы. Только сильные духом люди могут вести себя с природой на равных.
Таким образом, учение «айыы» можно определить как природосообразность бытия. Все вышеописанное свидетельствует о том, что в учениях и верованиях якутского народа отражены его педагогические воззрения, имеющие глубокие корни, основанные на мудрости предков, отражающие подлинные цели и задачи воспитания высоконравственной личности.
В условиях глобализации еще большую актуальность приобретает воспитание личности на прогрессивных и перспективных народных традициях, обычаях, обрядах, в которых систематизирована вся народная мудрость и культура. Воспитание молодежи на основе традиционной культуры имеет особую структуру духовного отношения человека к природе [9].
Экологические традиции якутов в современных условиях являются уникальным достоянием народа. К сожалению, веками сложившиеся экологические традиции, как и природа Якутии, теряют свою значимость. Индустриальный тип развития общества привел к тому, что человек использует природу только для удовлетворения своих потребностей и при этом не чувствует последствий негуманных поступков. В этих условиях коренные народы, чье существование зависит от среды обитания, пытаются возродить и развить исконные традиции предков, так как сохранение мудрости предков жизненно важно для развития любой культуры. Задача каждой семьи заключается в привитии своим детям навыка охраны окружающей среды, птиц и зверей. Природа подсказывает человеку, как учить детей быть искренними, живучими, энергичными, духовно развитыми, любознательными. У якутов в большой степени сохраняются традиции культурного обращения к животному миру в процессе охоты, исполняющиеся сельскими жителями в обрядах кормления огня, жертвоприношениях священным природным местам и т. д. Народ воспринимает стихийные проявления окружающей среды как естественный процесс и учит детей различать и знать особенности влияния сезонов в природе. В целях привития детям ценностного значения окружающей среды в районах Якутии действуют летние экологические лагеря, создаются музеи, уголки живой природы, дети приобщаются к традиционным отраслям.
Малочисленные народы Севера всегда понимали, что в гуманной культуре природа была для человека храмом, идеей счастья, свободы и процветания. Северный человек, пытаясь сохранить свою самобытность, старался создать ту модель культуры, в которой дикая природа оставалась бы незатронутой. Исследователи Сибири много пишут о формировании человека циркумполярной культуры, тем самым выделяя взаимозависимость этнической и экологической стабильности, указывая на соблюдение баланса между традиционным природопользованием и индустриальным освоением Севера. Циркумполярная культура - это культура веками сложившегося опыта и эволюции народов Арктики в их этнопсихологической и геополитической цельности. Экстремальные природные условия формировали особые правила сосуществования людей, сформировали характер духовной и материальной культуры народов Севера. Самоценности жизни и природы независимо от потребностей человека составляют основу циркумполярной цивилизации.
Природа для северных жителей - живая, одухотворенная. Народам Арктики всегда было присуще сознание великой значимости природы, что ярко отражается в экологических традициях,
во всей духовной культуре, в которых заключен большой педагогический потенциал формирования личности. Вместе с тем жизнь человека на Севере является не выживанием, но полноценной жизнью, формирующей «культуру достоинства» (по выражению психолога А.Г. Асмолова). Соответственно, к «культуре достоинства» можно отнести и отношение к природе, что подтверждается приведенными выше различными ритуалами обращения к природным явлениям, духам, животным, в организации уклада жизни. Для северного человека «культура достоинства» - это формирование ответственной личности, способной к самостоянию в экстремальных условиях. Жизнь на Севере в меняющихся погодных условиях формирует модель неопределенных ситуаций, требующих решения жизненных задач. Отсюда эволюционный смысл воспитания состоит в передаче культуры человекосбережения в исконной природно-климатической среде обитания. Об этом свидетельствует заключенный в этнопедагогике культурного наследия опыт поколений как духовная основа жизни.
Примечательно, что планетарное значение Арктики начинают осознавать во всем мире [10]. Принят ряд мер по поддержанию экологии северных регионов. С нарастанием экологической угрозы международные общественные организации консолидируются в вопросах охраны природы Арктики. Существуют Рованиемская (Финляндия) стратегия сохранения окружающей среды и развития в Арктике, подписанная от имени правительств восьми приарктических государств; Нуукская (Аляска) декларация об охране природной среды и развитии в Арктике, также подписанная министрами приарктических государств. Эти документы содержат конкретные направления международной деятельности по сохранению окружающей среды Северного циркумполярного региона Земли [11].
Якутия занимает значительную часть территории в Арктике, природа Якутии по сравнению с другими регионами не разрушена индустриальными проектами, поэтому культура якутского народа, в отличие от культур многих других малочисленных народов, сохраняет свою самобытность. В культуре якутов обнаруживаются универсалии со многими народами Сибири и Арктики. Универсалии в экологической культуре якутов не носят разрушительного характера по отношению к природе и человеку, они могут обладать свойствами «ПИН-кода», с помощью которого многие этносы могут разгадать и восстановить утраченные элементы в своей природосообраз-ной культуре. Экологическая культура якутов может стать одним из образцов моделированного развития Арктики.
Ссылки и примечания:
1. Статья публикуется при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 17-26-03003.
2. Будаева Ц.Б. Этноэкологические традиции: история и современность (на примере экологических традиций бурят). Улан-Удэ, 2003. 192 с.
3. Дьяконова Ю.Н. Семейно-родовые обряды и обычаи в якутских сказках // Фольклор и современная культура : сб. науч. тр. Якутск, 1991. С. 97-102.
4. Попов Н.С. Экологические традиции в культуре якутов : автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 2004. 18 с.
5. Попов Н.С. Указ. соч. ; Серошевский В.Л. Якуты: опыт этнографического исследования. 2-е изд. М., 1993. С. 225-230.
6. Иванов С.В. Старинный якутский обряд, связанный с рождением ребенка // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XX и начале XX в. : сборник Музея антропологии и этнографии. Т. XXVII. Л., 1971. С. 142-149 ; Попов Н.С. Указ. соч.
7. Попов Н.С. Указ. соч.
8. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сур»: педагогические воззрения народа Саха. 2-е изд. М., 1999. 119 с.
9. Problems and Modernization Trends of Ungraded Schools of the Russian North / N.D. Neustroev, A.D. Nikolaeva, A.N. Neustroeva, A.V. Ivanova // Mathematics Education. 2016. Vol. 11, no. 10. P. 3415-3424.
10. Neustroeva A.N., Nikolaeva A.D., Neustroev N.D. Arctic Cross-Cultural Education and Formation of Ethnic Consciousness of Northern People in Higher Educational Institutions of Russia // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 12 S. P. 418-421. https://doi.org/10.7537/marslsj1112s14.90.
11. Образование за сохранение и развитие культурного наследия коренных народов Арктики : материалы Саха-Российской научной экспедиции. Якутск, 2009. С. 12-90.
References:
Budaeva, TSB 2003, Ethnic and ecological traditions: history and modernity (based on the environmental traditions of the Buryats), Ulan-Ude, 192 p., (in Russian).
Dyakonova, YuN 1991, 'Family tribal rites and customs in Yakut fairy tales', Fol'klor i sovremennaya kul'tura: sb. nauch. tr, Yakutsk, pp. 97-102, (in Russian).
Education for the preservation and development of the cultural heritage of Arctic indigenous peoples: materials of the Sakha-Russian scientific expedition 2009, Yakutsk, pp. 12-90, (in Russian).
Ivanov, SV 1971, 'Ancient Yakut birth-child-rite', Religioznyye predstavleniya i obryady narodov Sibiri vXIXi nachale XX v.: sbornik Muzeya antropologii i etnografii, vol. XXVII, Leningrad, pp. 142-149, (in Russian).
Neustroev, ND, Nikolaeva, AD, Neustroeva, AN & Ivanova, AV 2016, 'Problems and Modernization Trends of Ungraded Schools of the Russian North', Mathematics Education, vol. 11, no. 10, pp. 3415-3424.
Neustroeva, AN, Nikolaeva, AD & Neustroev, ND 2014, 'Arctic Cross-Cultural Education and Formation of Ethnic Consciousness of Northern People in Higher Educational Institutions of Russia', Life Science Journal, vol. 11, no. 12 S, pp. 418-421. https://doi.org/10.7537/marslsj1112s14.90.
Popov, NS 2004, Ecological traditions in Yakut culture, PhD thesis abstract, St. Petersburg, 18 p., (in Russian). Portnyagin, IS 1999, Kut sur ethnic education: educational views of the Sakha people, 2nd ed., Moscow, 119 p., (in Russian). Seroshevsky, VL 1993, The Yakuts: the experience of ethnographic research, 2nd ed., Moscow, pp. 225-230, (in Russian).