НАУЧНАЯ СМЕНА
Л.М. Агзамова
ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ СЕМЬИ
С самых истоков ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения — это источник любви, сострадания и понимания. По исламу, мужчина и женщина являются помощниками и вдохновителями друг друга на пути истины. Они, поддерживая друг друга, вместе идут по пути Аллаха и стараются заслужить счастье в этой жизни и жизни вечной, в чем и заключается суть их союза.
Коран дает великолепное и тонкое описание естественной связи между мужчиной и женщиной: «...Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость.» (30: 20)1 [4, с. 345]. В Коране говорится, что женщина — плоть от плоти мужчины, без которой он не сможет прожить, что женщина произошла от мужчины, мужчина — ее начало, а она не может жить без начала.
Также подчеркивается, что нормальные семейные отношения подразумевают согласие между супругами. Несмотря на то, что они — две половинки, на самом деле они — единое целое во всем: в эмоциях, чувствах и телесной близости.
Брак представляет собой один из древнейших социальных институтов, существовавших во всех известных истории традициях. Согласно исламу, брак не совершается на небесах и не является таинством. Брак для мусульман — это прежде всего социальное соглашение, налагающее на обычных мужчин и женщин определенные права и обязательства [7, с. 200].
Брак, по мнению немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля, представляет собой (по своему существу) нравственное отношение. Раньше он рассматривался, в основном в сочинениях о есте-
ственном праве, лишь с физической стороны — что он представляет собою от природы, т.е. лишь как половое отношение, и всякий путь к другим определениям брака оставался закрытым. Представление о браке как о гражданском контракте встречается еще у Канта; согласно этому представлению, произвол обеих сторон договаривается относительно вступающих в договор индивидуумов, и брак низводится к форме взаимного соответствующего договору потребления. Третье представление полагает брак лишь в любви; но оно также должно быть отвергнуто, ибо любовь, представляющая собою чувство, допускает случайность во всех отношениях, а это — образ, которого нравственность не должна принимать. Поэтому брак мы должны определить следующим образом: он есть правовая нравственная любовь. При таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и лишь субъективно [2, с. 192—193].
Женщина в исламской семье, в первую очередь, — это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Супружество — это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие описания обязанностей и прав мужа и жены, где муж — глава семейства, а жена — помощник и советчик.
Наравне с мужчиной, а иногда превосходя его в мере возложенных обязанностей, женщина участвует в создании семьи и построении всего общества. Первым подобным примером в исламе стала Хадиджа — жена Мухамеда. Именно она оказала Пророку самую надежную материальную и духовную поддержку в тяжелые времена и помогла ему достигнуть своей цели. От
1 Первые цифры — номера сур, вторые — номера аятов Корана. Приведены по переводу Ю.И. Крачков-ского [4].
Агзамова Лилия Мавлявиевна, аспирант Башкирского государственного университета
©Агзамова Л.М., 2010
их семейного очага берет начало широкий путь ислама.
Женщина, с точки зрения ислама, — это особое создание, требующее чуткого, сострадательного обращения, уважения и понимания. Пророк Мухаммед, говоря о чувствительности и тонкости женской натуры, советовал относиться к ним бережно и не огорчать их. В одном из хадисов он говорит: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается ее верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо» [5, с. 17].
Образ мусульманки привлекал внимание русских и зарубежных поэтов. Общеизвестны «Подражания Корану» A.C. Пушкина, посвященные женам Пророка:
...О, жены чистые Пророка,
От всех вы жен отличены:
Страшна для вас и тень порока.
Под сладкой сенью тишины Живите скромно: вам пристало Безбрачной девы покрывало.
Храните верные сердца Для нег законных и стыдливых,
Да взор лукавый нечестивых Не узрит вашего лица... [6, с. 321].
Забота о семье в исламе проявляется в тщательно разработанной всеобъемлющей системе брака. Эта система, берущая начало до семьи, закрепляется браком и продолжается в семейных отношениях.
Семейные отношения должны быть самораз-вивающимися, взаимоконтролируемыми, милосердными и исполненными любви. Им должны быть чужды эгоизм, раздражение, невнимательность, отчужденность, а также физическое или моральное унижение.
Большое значение в построении семейных отношений имеет подготовленность супругов к браку: правильное понимание и выполнение супругами семейных ролей, готовность к компромиссам и сотрудничеству, ответственность за семью, высокая культура общения. Наиболее важным фактором в молодой семье является манера общения супругов, т.е. умение соблюдать в об-
щении друг с другом и с родственниками элементарные нравственные нормы повседневной жизни — вежливость, тактичность, доброжелательность.
Одним из существенных моментов в супружеских отношениях является умение радовать друг друга и всячески избегать действий, доставляющих обиды и огорчения. Мудрые супруги знают, что прощение, умение забывать, терпение вызывает уважение и благодарность другого («Речь добрая и прощение — лучше, чем милостыня, за которой следует обида.») (2: 265).
Муж и жена должны сохранять втайне все, что происходит в их личной жизни. Их личная жизнь, семейные тайны не должны быть предметом обсуждения на встречах мужчин и женщин, в разговорах с друзьями и подругами.
Пророк Мухаммед в своих благородных хадисах постоянно призывал мужчин не обижать своих жен и объяснял им, что если супруги живут каждый для себя, а не друг для друга, если они не понимают, что семейное счастье обусловлено их взаимностью, то они, конечно же, не смогут изведать всех неописуемых радостей брака, которые в состоянии подарить им счастливая семейная жизнь. Он не раз говорил своим сподвижникам: «Лучшим из вас является тот, кто хорошо относится к своей семье (жене и детям), ну а я лучше всех отношусь к своей» [5, с. 13], и он действительно был самым лучшим семьянином среди мусульман. При этом он оставил нам прекрасный образец семейной жизни, и на вопрос о характере Мухаммеда его жена Айша обычно отвечала: «Его характер — Коран».
Итак, семья в исламе есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.
Плодом любви мужчины и женщины и их общности становятся дети, рождение и воспитание которых является одной из важнейших целей брака. Рождая и воспитывая детей, семейная пара увеличивает и укрепляет мусульманскую умму.
В современном мусульманском обществе очень велика роль семьи в воспитании детей. Детство — это такой период в жизни человека, когда закладываются основные жизненные принципы, такие как вера и нравственность.
Процесс социализации берет свои корни в семье. Семья на первых порах является попри-
щем становления личности, т.к. ребенок около двух третей своей жизни проводит дома, с родителями, а именно с матерью.
Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны, и здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон.
Появление детей в нашей религии разрешено лишь в законном браке (никах). Ребенок, родившийся вне брака, считается незаконнорожденным (валяду-з зина).
Важной особенностью в воспитании ребенка является дозволенное религией (халял) пропитание. Матери должны быть очень внимательны, избегая запретного (харам) и сомнительного пропитания, т.к. оно используется организмом для формирования тельца ребенка. Если эти условия соблюдались родителями, то родившийся ребенок вырастет уважающим, послушным и служащим для блага религии и нации. Причина этого в том, какой пищей был вскормлен человек, ведь только благая и чистая пища может дать такой благотворный результат [8, с. 25].
Женщина во время беременности должна думать о тех, кого любит и уважает, часто вспоминать их. Это может способствовать формированию некоторых качеств ребенка и обретению им схожести с этими людьми. Это подтверждено как народным опытом, так и медициной.
Необходимо, чтобы те, кто принимает роды, были мусульманами, или, в крайнем случае, произнесли «Бисмиллахи-р рахмани-р рахим» при рождении ребенка. Они должны пожелать роженице скорейшего выздоровления и поздравить с тем, что она произвела на свет ребенка. Ведь в религии считается похвальным поздравлять того, у кого родился ребенок [8, с. 25].
При рождении младенца присутствуют одни женщины. Муж, если пожелает, может также находиться рядом с женой. Новорожденного сразу же омывают, читая при этом положенные молитвы.
В правое ухо ребенку читают азан (призыв на молитву), включающий установленные формулы — такбир («Аллах велик!»), шахада («Я свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха») и др. Каждая из них произносится два-четыре раза. В левое ухо говорят молитву. После этого ребенок становится мусульманином.
Важным моментом является наречение ребенка хорошим, благоприятным именем. Многие име-
на, даваемые в мусульманском мире, имеют арабские корни. Нарекают детей и в честь сподвижников и родственников Пророка — Омар, Осман, Али, Хасан, Хусаин, Фатима, Амина и др. Дают также имена пророков, о которых говорится в Коране, — Ибрахим, Исхак, Юсуф, Муса, Илйас, Дауд, Сулейман и др. После выбора должного имени его произносят ребенку в ухо вместе с молитвой.
Ритуал наречения имени («праздник имени») является центральным в цикле ритуальных действий, связанных с рождением ребенка. Это торжество обычно проводят на третий, седьмой или сороковой день после рождения младенца. По поверьям, жизнь ребенка и его судьба во многом обусловлены именем, якобы способным влиять на благополучие и духовный мир индивида. Поэтому люди старались назвать ребенка таким именем, которое обеспечило бы ему в последующем удачу и счастье, гарантировало благополучие и долгую благородную жизнь [7, с. 194].
Когда рождается мальчик, необходимо совершить обряд обрезания (операцию по удалению конечной части кожи на половом органе мальчиков). Обрезание — одна из санитарногигиенических норм; современная медицина указывает на его многочисленные полезные стороны. Исследования показали, что у жен мусульман намного реже встречаются женские болезни.
Раньше обряд обрезания совершал определенный человек, который приходился один на десятки, а то и сотни сел и деревень. Этот ритуал был также широко распространен у арабов (как и у других семитских народов, а также у древних египтян) как часть обряда инициации, т.е. вступления юноши во взрослую жизнь, задолго до принятия ислама. Коран не упоминает о необходимости совершения этого обряда. Из этого следует, что он был настолько общепринятым обычаем, что о нем не нужно было особо и говорить. После распространения ислама, в период массового перехода язычников в мусульманство, обрезание стало рассматриваться как символ введения нового человека в мусульманскую общину [1, с. 70].
Шариат устанавливает, что ответственность за совершение обряда обрезания у мальчиков, до того как они станут совершеннолетними, лежит на родителях, родственниках, близких и опекунах. Если же мальчик не обрезан до совершен-
нолетия, обязанность совершения этой процедуры лежит на нем самом [1, с. 70—71].
Интересен и тот факт, что церемония обряда происходит по-разному. Не определен также точный возраст мальчиков для привлечения к этому обряду: обрезание производится в возрасте от 7 дней до 15 лет [3, с. 125].
Несколько лет тому назад Ассоциация американских врачей провела специальное исследование в Индонезии. Оказалось, что при довольно низком уровне медицинского обслуживания в стране почти отсутствуют венерические заболевания. Конечно, это утверждение не лишено преувеличения, однако нельзя отрицать тот факт, что свою положительную роль сыграл в этом обряд обрезания. В настоящее время в США обрезанию подвергаются и христианские дети [3, с. 127].
Все, что ребенок слышит и видит в своем доме, остается в его памяти. Сначала он внимательно наблюдает за тем, что происходит вокруг, потом хочет воспроизвести это в своем поведении и словах. И поэтому родители должны быть для своих детей примером для подражания во всем. Вера и убеждение ребенка складываются и укрепляются именно в кругу семьи, начиная с малых лет. И, как утверждает основной принцип образования, он взрослеет, перенимая вероубеж-дение своих родителей.
Одной из обязанностей отца и матери является воспитание своих детей чистоплотными, опрятными и дисциплинированными, с малых лет знакомить их с религией, обучать благонравию и правильному поведению с людьми. Дети подобны плодородной почве: что посеешь, то и пожнешь.
По исламу, недозволительным является разделять родительскую любовь между детьми, девочками и мальчиками, считая одних лучше других. Мусульманин не должен хвастаться тем, что у него родился сын, как и не должен горевать о том, что у него дочь. Ведь на самом деле важным является не пол ребенка, а то, чтобы он вырос благим [1, с. 72].
Посланник Аллаха, который уделял большое внимание тому, чтобы люди одинаково относились к своим дочерям и сыновьям, сказал: «Будьте одинаково снисходительны и благодетельны как к сыновьям вашим, так и дочерям» [5, с. 23], чем полностью свел на нет неверное представление о том, что во всем следует отдавать предпочтение сыновьям.
Все книги по ахляку (исламской нравственности) советуют уделять большее внимание девочкам, ибо по натуре они более чувствительны и ранимы, чем мальчики. Например, рекомендуется раздавать гостинцы и подарки начиная с девочек.
Пророк Мухаммед и его богобоязненные, проницательные и мудрые последователи оставили множество ярких примеров уважительного отношения к родителям, и, прежде всего, к матери. Пророк с уважением и почтением относился к Халиме Садие, которая была его кормилицей в младенчестве. Он расстилал перед ней свою накидку и приглашал присесть. Также с уважением он относился и к другим кормилицам, вставая, когда они входили и выходили [8, с. 7].
Во всех аятах Священного Корана, где пове-левается слушаться родителей, мать упоминается в первую очередь. Передается, что однажды к Пророку пришел один человек и спросил: «Кто из людей достоин того, чтобы я уважал и слушал его больше остальных?». «Твоя мать», — ответил ему Пророк. «Кто после нее?» — спросил тот. «Твоя мать!» — повторил Пророк. «Кто же после нее?» — продолжал спрашивать человек. «Твоя мать!» — вновь повторил Пророк. «Кто же после матери?» — спросил человек. «Твой отец!» — ответил тогда Посланник Аллаха [5, с. 11].
Из хадиса ясно видно, что мать в воспитании детей имеет втрое больше превосходство, чем отец.
Величайший богослов и правовед имам аль-Азам Абу Ханифа (основатель фикха и ханифит-ского мазхаба. — Авт.) отказался от должности судьи в Багдаде, дабы не стать пособником несправедливости. За это халиф Абу Джафар Мансур приговорил его к наказанию и заключению под стражу. Когда его стегали плетью в темнице Багдада, он говорил своим товарищам: «Позаботьтесь о том, чтобы мать моя не узнала, что меня стегали плетьми! Она не вынесет этого, я же не смогу стерпеть скорби ее!..», что является свидетельством трепетной любви к матери и уважения к ее чувствам [8, с. 7].
Таким образом, семья в исламе играет огромную роль в отношениях между мужчиной и женщиной. Счастливая супружеская жизнь строится на нерушимых вечных принципах любви и гуманизма: доверии, уважении к друг другу, взаимопонимании, поддержке, семейном тепле, где совершенно нет места таким предрассудочным чувствам, как жадность, недостойная ревность, месть.
Особо важная роль отводится женщине, которая в любой своей ипостаси, будь то роль матери, жены или общественные роли, равно почитаема в исламе и охраняется волей Всевышнего. Поэтому рождению девочек в семье должно уделяться особое и полноценное внимание, ведь именно они будущие матери, сестры и дочери человечества. В то же время воспитание и девочек, и мальчиков не должно идти вразрез с общечеловеческими принципами добра, любви и справедливости.
ЛИТЕРАТУРА
I. Агзамова Л.М. Рождение и воспитание ребенка в мусульманской семье // Ватандаш. — 2009. — № II. — С. 68—73.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Т. 7. — М.; Л.: СОЦЭКГИЗ, 1934. — 380 с.
3. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. — М.; СПб.: Диля, 2008. — 512 с.
4. Коран / пер. с араб. Ю.И. Крачковского. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 544 с.
5. Наджметдин М. О достоинствах женщины. — Казань: Академия познания, 2006. — 32 с.
6. Пушкин A.C. Сборник стихов. Т. 1. — М.: Художественная литература, 1985. — 735 с.
7. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). — Уфа: Башкирский государственный университет, 2000. — 304 с.
8. Эрсан О. Женщина в Исламе. Ее права и достоинства / пер. с турец. — М.: САД, 2007. — 176 с.
Ключевые слова: Аллах, аят, ислам, Коран, Мухаммед, Пророк, семья, сура, хадис.
Key words: Allah, ayat, Islam, Koran, Muhammad, Prophet, family, sura, khadi.
Lilia M. Agzamova
PHILOSOPHY OF A MUSLIM FAMILY
In the article there are investigated topical questions connected with features of a Muslim family, the attitude to a woman in the Islamic world, the birth and moral education of a child in a family as well as essential problems of Islamic history and contemporary time. Sources for the given article are the Sacred Koran, khadi collections and the systematized code of Muslim laws — Shariah.