УДК 316.454.5
Типология современной мусульманской семьи в Республике Татарстан (опыт эмпирического социологического исследования)
Калина Н.М.
Старший преподаватель кафедры общей и этнической социологии Казанского (Приволжского) федерального университета
Усова К.Е.
Студент Института социально-философских наук
и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье исследуются особенности функционирования мусульманской семьи в ее традиционном виде, согласно Шариату. Представлен анализ феномена современной мусульманской семьи, где раскрывается специфика поведенческих проявлений членов семьи, идентифицирующих себя с мусульманами.
Ключевые слова: мусульманская семья, традиционная модель мусульманской семьи, современная модель мусульманской семьи, модернизация, эмансипация, факторы жизнедеятельности семьи.
XX и XXI столетия - это время больших перемен, которые затрагивают каждую страну. Современный мир можно охарактеризовать появлением новых приобретающих все более нарастающий масштабный характер реалий, которые отличаются от старых устоев и традиций в корне. Этим изменениям и переменам подвергаются даже страны, традиции которых, казалось, невозможно пошатнуть.
Процессы модернизации, пространственной мобильности индивидов, взаимопроникновение различных традиций и ценностей оказывают влияние на мусульманскую семью, которая трансформируется под воздействием социальных факторов и масштабных процессов. Какие изменения характерны для традиционной модели мусульманской семьи и каковы особенности ее современной модели - весьма актуальный вопрос и для Татарстана.
Для выявления особенностей современной мусульманской семьи в РТ авторами было проведено эмпирическое социологическое исследование семей РТ, исповедующих ислам, результаты которо-164
го представлены на научной конференции1. Первичная информация получена с помощью методов глубинного и биографического интервью, а также с помощью метода визуальной социологии. Анализ особенностей современной мусульманской семьи позволяет выявить устойчивые типы таких семей, сформировавшиеся на территории республики.
В основу построения типологии мусульманских семей были положены функции, которые она выполняет. В первую очередь это репродуктивная, социа-лизационная и воспитательная, хозяйственно-бытовая и досуговая. Они реализуются традиционно практически во всех семьях, возможно, с некоторой спецификой. Одной из важных функций мусульманской семьи является также функция передачи духовного наследия предков через религиозные традиции
1 См.: Программа II научно-образовательной социологической конференции студентов и аспирантов с международным участием: Казанские социологические чтения «Социальные процессы в полиэтническом обществе» 18 апреля 2017 г. Казанский федеральный университет. Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций. - Казань: Изд-во КФУ, 2017.
и обычаи. В качестве содержательного аспекта выбора семей в построении типологии выступает степень религиозности, измеряемая по трем критериям (на основе методики американских социологов Ч. Глока и Р. Старка [1]):
1. Ценностное отношение:
- религиозный опыт, т.е. мистические переживания, связь человека со Священным;
- религиозная вера, т.е. в какие религиозные догматы верит человек: вера в Аллаха, вера в демонов и ангелов, вера в святость Корана, вера в пророков, вера в рай и ад, вера в божественное предопределение судьбы человека.
2. Информированность:
- знание религии, т.е. знание религиозных догматов.
3. Практики следования религиозным канонам:
- культ или «поведенческое» измерение, т.е. участие в богослужениях, молитвах дома и вне, чтение священных книг, соблюдение поста, посещение святых мест с религиозными целями, наличие предметов религиозного культа;
- влияние религиозных ценностей и установок на поведение индивида, т.е. выполнение религиозных обрядов и соблюдение религиозных предписаний в различных сферах жизни человека.
В результате была построена теоретическая типология мусульманских семей:
I тип. Современная традиционная мусульманская семья.
Ценностное отношение:
- все члены семьи осознают себя пребывающими в контакте со Священным, с Богом.
- все члены семьи веруют во все религиозные догматы ислама.
Информированность:
- все члены семьи знают все религиозные догматы ислама.
Практики следования религиозным канонам:
- все члены семьи участвуют в религиозных действиях, ритуалах, предписанных исламом.
- на всех членов семьи оказывает прямое влияние ислам: на ценности и поведение вне религиозного контекста.
II тип. Современная переходная мусульманская семья.
Ценностное отношение:
- все члены семьи осознают себя пребывающими в контакте со Священным, с Богом.
- все члены семьи веруют во все религиозные догматы ислама.
Информированность:
- все члены семьи знают все религиозные догматы ислама.
Практики следования религиозным канонам:
- только некоторые члены семьи в неполной мере участвуют в религиозных действиях, ритуалах, предписанных исламом.
- на некоторых членов семьи оказывают только косвенное влияние проявления ислама: на ценности и поведение вне религиозного контекста.
III тип. Современная постмодерная мусульманская семья.
Ценностное отношение:
- все/некоторые члены семьи осознают себя пребывающими в контакте со Священным, с Богом.
- члены семьи не веруют в религиозные догматы ислама.
Информированность:
- члены семьи не знают религиозные догматы ислама.
Практики следования религиозным канонам:
- члены семьи не участвуют в религиозных действиях, ритуалах, предписанных исламом.
- на членов семьи не оказывают влияние проявления ислама: на ценности и поведение вне религиозного контекста.
Для выявления существующих типов мусульманской семьи в РТ было проведено качественное социологическое эмпирическое исследование мусульманских семей, проживающих в селе, поселке и городе Казань. Предметом эмпирического исследовали стали особенности жизнедеятельности мусульманской семьи в РТ.
Задачи эмпирического исследования:
- провести глубинное биографическое интервью с каждым членом мусульманской семьи;
- собрать визуальный материал, характеризующий религиозность семьи;
- определить степень религиозности членов мусульманской семьи
- определить тип семьи по статусно-ролевой структуре, типу семейный отношений, особенностям функционирования семьи, положению женщины в семье, характеру репродуктивного поведения.
В исследовании была применена выборка типичных случаев [2], где используется индуктивное понимание типичного, т.е. как наиболее часто встречающееся (модальное). Произведен отбор информационно богатых случаев - единиц анализа для глубинного изучения, обладающих типичным значением признака (приверженность исламу). На основе их анализа можно сделать выводы, имеющие решающее значение для целей исследования. По данному критерию были отобраны и опрошены три мусульманские семьи:
Семья А, 3 года в браке, Раиль 25 лет и Айсы-лу 24 года, татары, двое детей: девочка и мальчик
- Юсуф и Зайнаб - 10 месяцев и 2 года. Проживают в селе Бирюли РТ. Айсылу - домохозяйка, Раиль
- штукатур-маляр. Вместе с супружеской парой с детьми проживают родители Айсылу и ее брат.
Семья В, 15 лет в браке, Искандер 35 лет, Ляйсан 39 лет, татары, двое детей: Булат и Данияр - 14 лет и 5 лет. Проживают в городском поселке Дербышки
РТ. Ляйсан и Искандер - индивидуальные предприниматели, организаторы игр. В семье проживает супружеская пара с детьми.
Семья С, 29 лет в браке, Фариз 55 лет, Ракия 50 лет, татары, двое детей: Лейсан и Алина - 29 лет и 21 год. Проживают в городе Казань РТ. Фариз - сле-сарь-ремотник, Ракия - специалист отдела канцелярии. В семье проживают супружеская пара с одной младшей дочерью.
В исследовании использовались методы биографического и полуструктурированного интервью (гайд интервью состояло из 6-ти тематических блоков вопросов для супругов мусульманской семьи и 3-х тематических блоков - для детей), метод визуальной социологии (исследовалось наличие символического присутствия артефактов веры). Указанные методы позволили наиболее глубоко и точно понять важные аспекты взаимодействия и взаимоотношений внутри семьи, степень религиозности ее членов.
Типологическое описание мусульманских семей РТ по результатам проведенного эмпирического исследования
Современная традиционная мусульманская семья, MТMF (Modern Traditional Muslim Family). Семья А.
1. Перед вступлением в брак будущие супруги виделись только три раза, не прикасались друг к другу, не держались за руки. На последней из таких встреч совершается хутба (помолвка), когда мужчина изъявляет желание жениться на женщине. Это большая возможность узнать лучше друг друга, характеры, привычки, мировоззрения. Во время хутбы читают первую суру Корана - «Аль-фатихи».
2. После получения согласия проходит главная церемония заключения брака - Никах. Никах осуществлялся в мечети муллой в присутствии двух свидетелей и вали (покровителя невесты). Во время церемонии оглашаются права и обязанности женщины, которые подробно описаны в четвертой суре Корана, мужчина в свою очередь дарует женщине махр. В завершении Никаха молодожены обменялись кольцами и получили документ, удостоверяющий регистрацию брака.
3. После Никаха - праздничный ужин. Свадьба начинается с обряда валима (накрывание на стол).
4. Расширенная семья. Новоиспеченная пара проживает вместе с родителями.
Муж является главой семьи, руководит и управляет всеми делами семьи. Исполняет роль добытчика, содержит всю свою семью, снабжает продуктами, проявляет заботу к членам семьи, является их попечителем. Семейный бюджет ведет муж, все расходы ложатся на него. Работает как вне дома, так и дома, выполняя «мужскую работу» - строительство, налаживание работы технических приборов.
Жена исполняет роль хранительницы очага, домохозяйка, готовит кушать, стирает одежду, убира-166
ется по дому. Не работает вне дома. Одной из важных обязанностей, которая занимает большую часть времени, является воспитание детей.
5. Члены семьи прислушиваются к советам друг друга и всегда обсуждают планы и намерения, которые желают претворить в жизнь в ближайшее время. Между супругами идиллия, понимают и уважают интересы друг друга. Муж не посягает на права жены, не накладывает запреты на посещение мечети и занятие любим делом. Муж старается создать все условия, которые позволяют жене усердствовать в поклонении Аллаху. Жена покорна своему мужу, стремится к его восхвалению, обеспечению душевного спокойствия и комфорта в семье.
6. Семья А часто организуют свой совместный досуг, любят все вместе совершать покупки, путешествовать, особенно посещать священные, религиозные места, ведут здоровый образ жизни (не курят). Гостеприимны, гости очень часто появляются в их доме. И сама семья часто посещает родственников и друзей семьи.
7. В семье А отмечают мусульманские праздники
- Ураза бэйрэм и Курбан бэйрэм. Во время Уразы держат пост: от рассвета до захода солнца запрещается есть, пить, вступать в интимные связи. Ураза Байрам отмечается по завершении поста, который длится весь священный месяц Рамадан. Для семьи
- это возможность переоценить свою жизнь и покаяться за содеянное перед Аллахом. После рассвета все совершают праздничный коллективный намаз. В этот день обязательна выплата милостыни. Курбан бэйрэм - праздник жертвоприношения, перед рассветом в день праздника совершают омовение тела и читают утреннюю молитву - намаз. После проповеди в мечети отправляются на кладбище, где молятся за умерших. Только после этого начинается важная и тожественная часть - жертвоприношение барана. Мясо жертвенного животного делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей и друзей, а третью оставляют себе. На ритуальную трапезу стараются пригласить как можно больше людей.
8. На столе всегда находится лишь та еда, которая не запрещена Кораном, жизнеописанием Пророка Сунной и другими общепризнанными мусульманскими суждениями. Запрет на пищевые продукты (харам), такие как свинина, так как это животное считается «нечистым», так же недопустимо для такой семьи употребление спиртных напитков. Нарушение пищевых запретов Шариата считается грехом. Употребляют продукты и блюда - халяль. К дозволенным в любое время, кроме поста, относятся: яйца, молочные продукты, выпечка, пряности. Излюбленными блюдами являются густой суп с пряностями, мясо баранины, говядины и конины. Отказ от пищи и питья во время поста очищает не только организм, но одухотворяет постящихся.
9. Все члены семьи являются верующими и исповедуют ислам, знают и веруют в основные религиозные догматы ислама (вера в Аллаха, вера в демонов и ангелов, вера в святость Корана, вера в пророков, вера в рай и ад, вера в божественное предопределение судьбы человека). Живут в духе своей религии, соблюдают 5 столпов веры:
- веруют в единого Бога и пророческую миссию Мухаммеда - основное положение символа веры -шахада - «Ля илляха иль Аллах Мухаммадан Расу-льаллах» - «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его»;
- совершают ежедневный пятикратный ритуал -намаз: фаджр - предрассветная молитва, зухр - полуденная молитва, аср - послеполуденная молитва, магриб - вечерняя молитва, совершаемая после захода солнца, иша - ночная молитва, читают пятничную коллективную молитву - джума;
- держат посты (Ураза - пост в месяц Рамадан, 6-ти дневный пост месяца Шавваль);
- совершают паломничество (хадж - посещение Мекки, умра);
- раздают милостыню (закэт и садаака).
Члены семьи посещают мечеть и религиозные
службы: каждую пятницу посещают пятничную молитву - джума. Стараются как можно чаще находиться рядом со своими братьями по вере для того, чтобы не сбиться с прямого пути, а мечеть является основным местом собрания для верующих. При посещении мечети чувствуют одухотворенность, спокойствие, удовлетворенность.
Читают религиозную литературу - Коран - главный источник вероучения, указующий правильный путь. В нем содержатся наставления, запреты, указания, повеления, предписания, правила, предупреждения, определяющие образ жизни и поведение верующих в виде притч и поучительных историй; сборники хадисов - Сунна - материал, связанный с религиозными, правовыми, морально-этическими аспектами жизни мусульман. Хадисы освещают культово-обрядовую сторону ислама и его догматические принципы.
В доме такой семьи присутствуют предметы культа, например, каллиграфические написанные суры и аяты Корана - шамаиль, четки тасбих [состоящие из 99 (таково количество имен Алааха) и 33 бусинок, количество нанизанных бусин делится на 11. Это обусловлено тем, что мусульманская молитва состоит из 11 частей: намерение, стояние на ногах, воздаяние похвалы Аллаху, преклонение колен, падение ниц, слова молитвы, повтор имени Бога, утверждение, что нет Бога, кроме Аллаха, приветствие, повторение имен Аллаха, повторение частей молитвы вместе с имамом], молитвенный коврик (саджжада) для намаза.
При выборе одежды ориентируются на предпочтения своего вероисповедания. Мусульманки в
семье А придерживаются определенных правил поведения и ношения одежды. Носят хиджаб. Одежда прикрывает все, кроме кистей рук и лица, не облегает фигуру. Для мусульманки такая одежда - это не способ самовыразиться, а возможность показать своё верное служение Аллаху. Мужчины в семье А надевают одежду, обязательно покрывающую свое тело от уровня пупка до уровня коленей. Не носят мусульманские кольца и кулоны с определенной символикой, считая их языческими знаками древних народов.
Религия в семье А оказывает влияние на профессиональную/учебную деятельность, поведение и образ жизни членов семьи.
10. В семье А наблюдается тенденция к быстрому деторождению. Есть желание иметь еще детей. При рождении детей совершают обряды:
- имянаречение (прочтение азана и три раза произносится имя в правое ушко ребенка и икамат - в левое, а затем снова три раза произносится имя ребенка; прочтение первой суры Корана и дуа). Новорожденный с рождения слышит слова возвеличивания и восхваления Аллаха и его Посланника Мухаммада, а также призыв к служению Аллаху, к благочестию и добру. Кроме того, слова свидетельства Единобожия прогоняют шайтана, защищают ребёнка.
- тахник - Сунна Пророка. Это дает почувствовать новорождённому в этой жизни первым не горечь, а сладость жизни и веры.
- бритье головы на 7-ой день жизни ребенка (очищение) кладёт начало выполнению законов Сунны.
- ритуал аль-Акика (жертвоприношение овцы) на седьмой день рождения ребенка. Этот ритуал позволяет пожелать сил и здоровья младенцу.
- обрезание - предписания Аллаха и Сунны Пророка.
С самого рождения родители внушают детям установки Корана, погружают ребенка в мир культуры ислама (надевают хиджаб), упражняют в выполнении богоугодных поступков.
Современная переходная мусульманская семья MIMF (Modern Intermediate Muslim Family).
Семья В.
1. Перед вступлением в брак будущие супруги встречались пару лет. Мужчина был настойчив в привлечении внимания женщины. Когда она была покорена им, они начали свои отношения. Общались друг с другом, узнавали много нового и интересного друг о друге, делились своими мнениями, убеждениями, взглядами и представлениями. Когда пара созрела для создания семьи, мужчина со своей семьей (отцом и матерью), тетей и дядей приехал просить согласия и благословления родителей женщины.
2. После получения согласия - Никах. Никах был проведен по всем мусульманским канонам, он осуществлялся в доме невесты муллой в присутствии
двух свидетелей, которые были от муллы, а также двух свидетелей со стороны пары: отец женщины и дядя мужчины. В числе присутствующих были только мужчины, женщины были в другой комнате. Во время церемонии были оглашены права и обязанности женщины, мужчина даровал женщине махр. В завершение Никаха молодожены получили документ, удостоверяющий регистрацию религиозного брака. После этого женщина уехала в дом мужа, где встретили ее с медом и маслом.
3. Через месяц после Никаха была проведена регистрация в ЗАГСе, где молодожены обменялись кольцами. После чего организовали пышную свадьбу продолжительностью в 2 дня. Пригласили множество гостей, родственников и друзей, знакомых.
4. Нуклеарная семья. Супружеская пара проживает со своими детьми. Муж является главой семьи, отвечает за бюджет. Выполняет роль добытчика, работая вне дома. Также выполняет работу по хозяйству (в саду, дома), вся «мужская» работа на нем, и тем не менее помогает жене в хозяйстве. Жена - хранительница очага, готовит, убирается дома, стирает, воспитывает детей. Жена также работает вне дома.
5. Все члены семьи прислушиваются друг к другу, советуются, решают сообща насущные проблемы. Между супругами хорошие отношения, они понимают друг друга, уважают интересы своих избранников, поддерживают начинания. Муж не запрещает посещать мечеть и заниматься любим делом. Жена покорна своему мужу, восхваляет его, старается создать в доме комфорт, спокойствие и уют.
6. Семья В очень часто организует свой совместный досуг. Предпочитают активный отдых, занимаются спортом, посещают торговые центры, ведут здоровый образ жизни (не курят). Вместе с детьми играют в развивающие настольные игры, участвуют в квестах. Гостеприимны, также любят посещать родственников, друзей и знакомых. Получают удовлетворение от совместного досуга.
7. В семье В отмечают мусульманские праздники - Ураза бэйрэм и Курбан бэйрэм. Проводят «аш» -званый ужин. Его проводят на различные события: на никах, на новоселье, на поминки (проводят на третий, седьмой, сороковой дни и через год) или когда просто зовут гостей. Эта трапеза сопровождается чтением Корана и раздачей «саадака» во имя Аллаха. Хозяйка обязательно повязывают на голову платок, а хозяин надевает тюбетейку. Каждому гостю дается кучтенеч - гостинец (пироги, конфеты и т.п.). Жена держит Уразу. Во время Курбан бэйрэм посещают мечеть, читают молитву, раздают милостыню. Наряду с мусульманскими праздниками отмечают светские.
8. На столе в семье В находится разнообразная еда: суп-лапша, мясо с картофелем, губадия, бэлеш, кыстыбый, эчпочмаки, сладости - чак-чак, талкыш-калеве. Пьют чай. Не употребляют в пищу свинину, из алкогольных напитков пьют только вино.
9. Все члены семьи являются верующими и исповедуют ислам, знают и веруют в основные религиозные догматы ислама (вера в Аллаха, вера в демонов и ангелов, вера в святость Корана, вера в пророков, вера в рай и ад, Вера в божественное предопределение судьбы человека). Живут в духе своей религии, соблюдают 5 столпов веры:
- веруют в единого Бога и пророческую миссию Мухаммеда - основное положение символа веры - шахада;
- жена совершает ежедневный пятикратный ритуал - намаз;
- жена держит Уразу;
- раздают милостыню (закэт и садаака).
Члены семьи посещают мечеть и религиозные
службы: муж со старшим ребенком каждую пятницу посещают пятничную молитву - джума, посещают также мечеть и в праздничные дни. При посещении мечети и при прочтении молитвы чувствуют одухотворенность и спокойствие. Перед тем как приступить к трапезе (как и перед началом любого действия) произносят: «Во имя Аллаха милосердного и милостивого». Заканчивается еда молитвой, после которой каждый подносит ладони к лицу, гладит его руками и произносит: «Амин».
Жена читает религиозную литературу - Коран, сборники хадисов - Сунну.
В доме такой семьи присутствуют предметы культа, например, каллиграфические написанные суры и аяты Корана - шамаиль над каждой дверью в доме, четки тасбих, догалар, молитвенный коврик (саджжада) для намаза.
При выборе одежды не ориентируются на предпочтения своего вероисповедания. Муж носит цепочку с кулоном, на котором нанесена надпись «Бисмилля-хи Рахмани Рахим», с которой начинают чтение сур Корана и величайший аят Священного Корана Аят-аль-Курси, носит серебряную печатку с надписью на арабском языке с именем Всевышнего «Аллах». Жена носит кулон в виде полумесяца со звездой (сакрального смысла не имеет, она просто идентифицирует вероисповедание) и кольцо с надписью арабским шрифтом «Бисмилляхи рахмани Рахим» (Во имя Аллаха Милостивого Милосердного).
Религия в семье В не оказывает большое влияние на профессиональную/учебную деятельность. Но оказывает влияние на образ жизни и поведение.
10. Семья В - немногодетная. При рождении детей совершают обряды:
- имянаречение;
- бритье головы на 7-ой день жизни ребенка;
- приношение в жертву животного после рождения ребенка;
- обрезание.
С самого рождения родители внушают детям установки Корана, говорят, какие обязанности нужно нести, что можно делать, а что нельзя, согласно Корану, практикуются в выполнении богоугодных
поступков, ходят вместе с детьми в мечеть. Приучают детей читать молитвы из Корана.
Современная постмодерная мусульманская
семья MMMF (Modern Postmodern Muslim Family). Семья С.
1. Перед вступлением в брак будущие супруги встречались довольно продолжительное время, больше пары лет. В это время они узнавали друг друга, характер, привычки, мировоззрение каждого, проводили совместный досуг, вместе отдыхали, общались с родственниками друг друга, ходили в гости. В их отношениях не было запретов на прикосновения и более близкие контакты. За это время порой будущие супруги вступали в конфликты, мирились, решали вместе проблемы, советовались друг с другом.
2. Как только молодые решили узаконить свои отношения, была проведена религиозная церемония регистрации брака - Никах. После данной церемонии отношения были зарегистрированы в ЗАГСе, где молодожены получили свидетельство о регистрации брака.
3. После ЗАГСа была организована свадьба, торжество, были приглашены гости.
4. Нуклеарная семья. Новоиспеченная пара проживает отдельно от своих родителей вместе с детьми. При взрослении дети образуют свои семьи и уезжают от родителей. Семья С является эгалитарной, в которой ни один из супругов не претендует на власть, справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем. В обладании и наследовании семейной собственности супруги в правовом отношении равны. Муж и жена выполняют работу по дому, также работают вне дома. Муж выполняет «мужскую» работу по дому: ремонтирует, чинит, настраивает и тому подобное. Жена в свою очередь готовит еду, стирает, убирается по дому.
5. В семье равноправие. Она основана на демократических отношениях. Члены семьи прислушиваются к советам друг друга, обговаривают совершение каких-либо покупок или совершение каких-либо иных действий. В семье простор для творчества и самореализации. Между супругами взаимопонимание, они уважают интересы друг друга, готовы всегда прийти на помощь. В семье С обсуждаются основные проблемы и принимаются совместные решения. Отношения между членами эмоционально насыщенны.
6. Семья С довольно часто организует совместный досуг, получая при этом удовлетворение. Выезжают в деревню, наслаждаются деревенской жизнью. Гостеприимны, любят приглашать к себе домой гостей.
7. В семье С отмечаются как религиозные праздники - Курбан байрам, Ураза байрам, так и Новый год, 23 февраля, 8 марта и ряд других. Во время
празднования Курбан байрам порой отправляются в деревню, где, следуя религиозным обрядам, производят жертвоприношение в виде барана. Во время религиозных праздников посещают мечеть для прочтения молитвы. Иногда, если есть возможность, держат Уразу.
8. На столе в семье С находится самая разнообразная еда: супы, мясо, каши, выпечка, сладости, молочные продукты. Любят готовить треугольники, бэлиш, кыстыбый, манты. Свинина и спиртные напитки не в запрете.
9. Все члены семьи являются верующими и исповедуют ислам, знают и веруют в сверхъестественные силы (вера в Аллаха). Живут в духе своей религии (кроме детей), знают и стараются соблюдать некоторые из столпов веры:
- веруют в единого Бога и пророческую миссию Мухаммеда;
- каждый день обращаются с молитвой к Богу (не читают намаз). Супруги читают ежедневно три основные молитвы (Аят аль-корси (сура «Корова») - молитва для очищения дома от злых духов и шайтанов, Аль-Фатиха (общее значение Корана, подтверждающее единобожие; Аллах предупреждает о наказании грешных людей и неверующих, а также указывает на необходимость поклонения Господу), Фатиха сурэсе (избавляет от всех болезней). Читают молитвы после принятия пищи, перед сном;
- раздают милостыню.
Супруги посещают мечеть по знаменательным событиям, также, когда нужно подавать милостыню. При посещении мечети испытывают хорошие, теплые чувства, спокойствие.
Супруги читают священные книги с молитвами, Коран.
В доме такой семьи присутствуют предметы культа, например, над дверью висят каллиграфические написанные суры и аяты Корана - шамаиль, четки тасбих (для облегчения счёта при восхвалении Аллаха, дополнительных молитв к Намазу).
При выборе одежды не ориентируются на предпочтения своего вероисповедания. Лишь в праздничные дни или при посещении мечети мужчина может надеть тюбетейку (мужской головной убор), а жена - платок.
Религия в семье С не оказывает влияния на повседневную/профессиональную/учебную деятельность.
10. Семья С не является многодетной. При рождении совершили обряд имянаречения. Дети мечеть не посещают, религиозную литературу не читают, при выборе одежды не ориентируются на ислам. Носят мусульманские кольца с арабскими надписями (на внешней стороне нанесена надпись «Бис-милляхи рахмани рахим», перевод которого означает «Во имя Аллаха Милостивого, Милосредного»), читают молитвы «своими словами».
По итогам исследования сформулированы обоб-
щенные характеристики основных типов мусульманских семей:
1. Современная традиционная мусульманская семья по количеству поколений относится к расширенной, имеет четко организованную статусно-ролевую структуру, является патриархальной, где муж является главой семьи. Жена в такой семье является домохозяйкой и не работает вне дома. Преобладает нелимитируемый характер рождаемости. Осуществляется выполнение членами семьи всех важных жизненных функций, среди которых одной из главных является трансляция религиозных ценностей, традиций предков;
2. Современная переходная мусульманская семья по количеству поколений перешла от расширенной к нуклеарной, имеет организованную статусно-ролевую структуру, не исключается временами возможность смены ролей, является патриархальной, где муж - глава семьи, а жена - его полноправная партнерша и соратница. Жена помимо выполнения домашних обязанностей работает вне дома. Преобладает регулируемый характер репродуктивного поведения, возможно дальнейшее рождение детей. В семье выполняются важные жизненные функции, наряду с которыми осуществляется религиозное воспитание и трансляция ценностей ислама;
3. Современная постмодерная мусульманская семья по количеству поколений - нуклеарная. Семья имеет организованную статусно-ролевую структуру, не исключена смена ролей; является эгалитарной, характеризующей участием в делах семьи всех членов и стремлением к открытости, гибкости отношений, взаимопомощи. Жена помимо выполнения домашних обязанностей работает вне дома. Преобладает регулируемый характер репродуктивного поведения. Разделение функций между семьей и различными многообразными институтами. В семье все менее активно выполняется функция передачи каждому члену семейства духовного наследия предков, ценностей ислама.
Таким образом, по результатам проведенного эм-
Социология
пирического исследования была построена типология семей РТ в зависимости от ряда параметров, где «степень религиозности» стала основополагающей. На основе проведенного анализа были сконструированы три типа семей: современная традиционная мусульманская семья, современная переходная мусульманская семья, современная постмодерная мусульманская семья. Каждый из этих типов отличается по характеру взаимоотношений между супругами, организацией быта, организацией досуга, степенью религиозности каждого члена семьи (религиозный опыт, религиозная вера, «поведенческое» измерение или культ, знание религии, влияние религиозных мотивов на поведение индивида), наследием культуры и традиций, воспитанием детей. Для каждого типа мусульманской семьи был определен характер семейных отношений (патриархальная/эгалитарная), тип семьи по количеству поколений (расширенная/нуклеарная), была определена статусно-ролевая организация (четко организованная/смена ролей), характер репродуктивного поведение (нелимитируемый/регулируемый), выполняемые функции (специфические/неспецифические), положение женщины (не/эмансипация).
Литература:
1. Пруцкова Е.В. Операционализация понятия «религиозность» в эмпирических исследованиях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 2 (30). - С. 270-272.
2. Ковалев Е.Ж., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. - М.: Логос, 1999. - 384 с.
The Peculiarities of a Modern Muslim Family in the Republic of Tatarsan (an Empirical Sociological Research Experience)
N.M. Kalina, K.E. Usova Kazan (Volga Region) Federal University
The paper discusses the features offunctioning of a Muslim family in its traditional form according to the Sharia. The factors that have a direct influence on changes in the interaction and relationships within a Muslim family are examined. The paper presents an analysis of the phenomenon of modern Muslim families, revealing the specificity of the behavioral manifestations of spouses identifying themselves with Muslims.
Key words: Muslim family, the traditional model of the Muslim family, the modern model of the Muslim family, modernization, emancipation, factors of family life. 170