СОЦЮЛОГ1Я
УДК 297-055.2(55) Т.С.Оленич, Е.А.Трима
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ ИСЛАМА (НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН)
В статье рассматривается одна из самых противоречивых и интересных проблем современности - положение женщины в мусульманских странах. На основе изученной научной литературы и общения с иранцами раскрываются особенности положения женщины в иранском исламе, ее права, обязанности и роль в жизни мужчины и семьи. Показано, что иранская женщина обладает широким кругом прав, а ее обязанности ни в коей мере не унижают ее человеческое достоинство.
Ключевые слова: ислам, женщина, супружество, Коран, права и обязанности.
Сегодня ислам является одной из самых распространенных религий на планете. Веру в исламские ценности разделяют миллиарды людей, что, естественно, рождает интерес к традициям и нормам исламской религии, а также, влияет на необходимость непредубежденного анализа разных аспектов данной религии, а именно - отношения к женщинам в исламе. На современном этапе средства массовой информации часто становятся проводниками народной дипломатии. Люди, побывавшие в той или иной стране, с удовольствием рассказывают о своих впечатлениях, делятся фотографиями. В западных СМИ все время прослеживается тональность публикаций, направленных на разрушение традиционной семьи, акцентирующих внимание на «средневековые» гонения женщин в Иране. Встретились противоположные публикации и о всеобщей эмансипации женщин в Иране. Как на самом деле обстоят дела с правами и свободами женщин в Иране, попытаемся рассмотреть в данной статье. Заметим, что иранская женщина может исповедовать иную религию (не ислам), но обязана придерживаться законодательства исламского государства.
Супружество - это естественный путь для создания семьи и продолжения человеческого рода. Христианство, ислам и другие религии побуждают к супружеству, сделав его общеустановленным и обязательным для всех. 0тношения супругов в исламе должны строиться на уважении, любви и милосердии и подкрепляться правами и обязанностями обеих сторон. 0свящая семью, мусульманское общественное мнение самым важным считает саму процедуру заключения брака. Брачные отношения основаны на принципах гласности, добровольности и обязательности уплаты мужем подарка. Тайнобрачие трактуется как распутство. Согласие на брак со стороны законного опекуна (вали) девушки предпочтительно, но не обязательно.
0дна из самых важных целей мусульманского брака - помочь детям вырасти верующими людьми. Муж и жена, желающие завести ребенка, должны объективно оценить уровень своей готовности к этому важному событию. 0тношения между матерью и отцом для малыша будут живым примером идеала семейных отношений. В Коране о мужьях и женах сказано:
Они - одежда вам, а вы - одежда им (сура 2, аят 187) [5].
Эта фраза наиболее полно отражает отношение ислама к браку и взаимоотношения мужа и жены. Брак, по исламу, призван быть институтом, обеспечивающим спокойствие,
уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Поэтому глубоко заблуждаются те, кто считает, что женщина в исламе живет в постоянном угнетении, что мусульманка в браке не имеет никаких прав.
Мужья над женами стоят, (Блюдя очаг их и сохранность), за то, что Бог одним из них дал преимущество перед другими, и также потому, что весь расход на содержание семьи из их имущества исходит (сура 4, аят 34).
Вступив в брак, женщина также приобретает не только обязанности, но и широкие права. Женщина имеет право на пищу, жилье и одежду, качество которых должно быть равноценно тому, чем пользуется сам муж. Жена также имеет право на достойное обращение со стороны мужа; она не может быть для него объектом оскорблений. «Корми их так, как кормишься сам, одевай их так, как одеваешься сам, а еще не бей их и не осыпай упреками», -говорил Пророк об отношении к женам. Ислам дает женщине право на достойное и справедливое отношение со стороны мужа. Шейх Юсуф Кардави указывает, что у каждого из супругов имеются свои права, которые они должны блюсти, не злоупотребляя ими. Права основаны на взаимном равноправии, за исключением того, что касается тех особенностей, которыми наделены мужчины.
«Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выгше их по положению» (Коран 2:228) [5].
Под выражением «выше их» подразумевается руководящая и ответственная роль мужчины. Пророк сказал: «Пусть верующий мужчина с пониманием относится к верующей женщине. Если что-то в ней не нравится ему, может понравится другая черта» (Муслим). В Коране сказано:
Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятныг, то ведь может быыть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (Коран 4:19) [5].
Муж обязан содержать жену, в то время как женщина, только если захочет, может, зарабатывая деньги, зачастую тратить только на свои нужды, наряды и косметику. Этот момент особенно симпатичен многим европейским женщинам, которые работают на двух-трех работах с раннего утра до ночи, в то время как благоверный в очередном творческом кризисе проводит дни на диване у телевизора или в долгом поиске «достойной» для него работы.
Причем если женщина работает, ее зарплата является только ее собственностью. Жена не обязана расходовать ее на нужды семьи, даже если ее заработок намного больше, нежели жалование супруга.
В постановлениях исламских богословов — фетвах — также нередко говорится о том, что муж не просто должен формально ограничиваться покупкой продуктов или новых нарядов для своей жены. 0н также обязан снабжать супругу всем, что ей необходимо для жизни. Например, если она больна, на его плечи ложится оплата лекарств, визитов к врачу, санаторно-курортного лечения, билетов на поезд или самолет, если нужна консультация в другом городе или за рубежом. Если жена поставила в брачном контракте условие, что, к примеру, муж будет оплачивать ей отдых на курорте с определенной периодичностью, это становится его обязанностью.
Кроме того, в содержание входит и покупка предметов быта и косметики. Муж также обязан оплачивать найм домработниц — ведь, согласно исламскому закону, женщина не обязана выполнять работу по дому! И она имеет право отказаться от нее в любой момент. Тогда муж должен приглашать прислугу либо же стирать, гладить белье, пылесосить сам.
Точно таким же образом, муж обязан также содержать и детей, даже если супруги разведены или если брак был временным. Подразумеваются не просто алименты, а полное содержание вплоть до достижения ребенком сознательного возраста, когда он уже сам в состоянии заработать на жизнь. До этого момента папа должен оплачивать еду, одежду, покупку игрушек и игр, школьные учебники, расходы на транспорт, кружки и секции,
репетиторов по разным предметам и дополнительные курсы. Дети не повинны в том, что происходит в жизни их родителей, а потому кризис в отношениях взрослых не может поколебать прав ребенка, дарованных ему Господом Богом! Вместе они или врозь, наслаждаются ли супружества или проходят через тяготы бракоразводного процесса, дети не должны быть лишены того, что им необходимо!
Каково бы ни было решение суда о судьбе ребенка в каждом индивидуальном случае, есть и некоторые фиксированные правила. Например, до 2 лет ребенок остается с матерью, если ему от 7 до 9, в это время он должен жить в доме отца. После 9 лет ребенок считается уже достаточно разумным, и ему предоставляется право самостоятельного выбора, с кем из родителей от хочет жить. Подчеркну, что, в любом случае, это не снимает с отца обязательств по его содержанию.
Мусульманская семья, как правило, состоит не только из мужа, жены и детей. 0на представляет собой большую семейную группу, объединенную родственными связями по мужской линии. Во главе ее находятся пожилая пара - мужчина и его жена, эта группа включает женатых сыновей, их детей, возможно женатых внуков и правнуков. Их связывает общее проживание, экономические интересы, кровное родство, а так же муррува - «кодекс чести». Традиционная мусульманская семья основана на власти мужа - главы семейства. Его обычно называют господином семьи. 0дна из самых уважаемых в мусульманском обществе ценностей - поддержание, сохранение высокого семейного престижа, но жена обязана всегда повиноваться мужу. Недостойное поведение женщины оценивается как оскорбление семейных традиций, которое отражается на всей семье. Поэтому действуют четкие модели поведения, которые коренятся в укладе жизни. 0чень часто женщина берет на себя ответственность за выполнение работы по дому, между тем в исламе такая работа не считается исключительной обязанностью жены. Считается, что мужчинам следует взять пример с пророка Мухаммеда и помогать женам, особенно если в доме есть малолетние дети. Жена имеет право на помощь мужа, даже если в семье работает только муж, а жена -домохозяйка. Но надо заметить, что молодая жена в семье должна подчиняться свекрови, выполнять ее пожелания, прислушиваться к ее мнению. Иногда взаимоотношения юной женщины с семьей мужа напряжены. Но с взрослением невестки все противоречия, как правило, нивелируются [7, с.18-29].
Что касается обязанностей жены отношению к мужу, то она должна любить и уважать его, быть привязанной к нему, воспитывать детей, помогать управлять хозяйством и беречь свою честь. Поэтому мусульманин стремится выбрать честную, воспитанную девушку.
Возьмите в жены тех, которые любимы вами, (будь то одна, иль две, иль три, или четыре). Но если есть в вас страх, что справедливости вы к ним не соблюдете, возьмите в жены лишь одну... (сура 4, аят 3). ... Полигамия не является ни статьей веры, ни предписанием ислама. При нормальных, здоровых отношениях в семье моногамия не только предпочтительна, но является законом (Тафсир суры 4). Конечно же считается, что женщине нельзя выходить из дома без разрешения мужа, даже если она намеревается пойти к родственникам. В хадисе сказано: «Для женщины, которая верит в Аллаха, не является дозволенным выходить из дому без позволения на то мужа», но в реальности это не происходит. Мужья доверяют своим женам. Жене, нужно оберегать себя от посторонних мужских глаз. «0девая мусульманские одежды, женщина бросает вызов патриархату, давая понять мужчинам., что она недоступна и что приставание к ней равносильно святотатству» (Тафсир суры 6). 0днако мужчины и женщины могут видеть друг друга в учебных заведениях, на работе или в медицинских учреждениях, если ими учитываются все нормы поведения.
В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Это большое доверие для женщины и одновременно огромная ответственность перед Всевышним за воспитание верующих детей. Первый контакт человека с женщиной
происходит с матерью, которая носит его под сердцем, производит его на свет, кормит, растит и воспитывает его. В хадисах (изречениях Пророка Мухаммада) сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно позвали мать и отец, сначала подойдите к матери».
Конечно, исламское воспитание имеет свои особенности по ряду причин. Но, как и в любой семье, родители-мусульмане должны быть друзьями своим детям. Наверное, нет универсальных рецептов того, как воспитать ребенка мусульманином.
Пророк Мухаммад сказал: «Самое ценное, что может дать отец своему ребенку - это хорошее воспитание». А это означает, что миллионы последователей ислама на планете Земля ответственно относятся к тому, как воспитываются их дети. С другой стороны, родители в Иране пользуются непререкаемым авторитетом и глубоко почитаются. К ним обычно обращаются на «вы» и до достижения совершеннолетия их наставления являются для ребенка обязательными. Ребенок может высказывать свое мнение, но грубые споры, пререкания, повышение голоса по отношению к родителям недопустимы.
0дин из тяжких грехов в исламе - прелюбодеяние. Ислам не просто запрещает прелюбодеяние, «он ставит преграды на пути, ведущем к этому запретному действию...». Поэтому, всё, что возбуждает страсть, открывает возможности к внебрачным связям между мужчиной и женщиной, способствует непорядочности и непристойности, является запретным». 0тсюда возникают запреты: на вожделенный взгляд, на уединение с мужчиной, на прогулки с ним. На улицах городов Ирана вы не увидите мужчину и женщину, идущих в обнимку и, конечно, целующихся. И это правильно, ведь улица - это не театр демонстрации чувственности.
0чень важной является трактовка джихада в семейных отношениях. В классическом понимании, верующий может осуществлять джихад своим сердцем, языком, руками и мечом, но прежде всего сердцем - это борьба с повседневным злом. Пророк Мухаммад сказал: «Джихад женщины - исполнение супружеских обязанностей наилучшим образом», то есть подчинение воле мужа. Когда посланника Аллаха спросили: «Которая из женщин самая лучшая?» - он ответил: «Та, которая повинуется своему мужу, коль он повелит, и радует его, коль он (на нее) посмотрит». Но мужчину никогда не будет радовать внешний вид женщины, если она строптива, упряма и непокорна.
Немногие иранские женщины сами требуют у мужей развода, как только между ними возникает хотя бы самые незначительные противоречия. Иногда они начинают настаивать на этом, если мужья отказываются выделять им ту или иную сумму денег, подчас подстрекаемые к этому своими родственницами или соседками. 0днако известно, что развод влечет за собой серьезные последствия, в том числе - разрушение семьи и безнадзорность детей. Впоследствии женщина и сама может пожалеть о том, что она сделала, но будет уже поздно. К тому же, при разводе дети остаются у мужа. Именно по этой, а также по целому ряду других причин шариат запрещает подобные действия со стороны женщины.
0днако для развода со стороны женщины имеются основания, например, чрезмерное увлечение алкоголем или наркотиками мужем, принуждение им жены к совершению запретных поступков, проявление несправедливости по отношению к ней, в сочетании с причинением ей мучений или же его отказ от соблюдения гарантированных ей прав, когда он не прислушивается к добрым советам и оказывается не в состоянии исправиться. Но нельзя забывать, что из всего разрешенного Богом, развод наиболее ненавистен Ему, а потому необходимо использовать все возможности для его предотвращения (Тафсир).
Мусульманские комментаторы отмечают, что исламский закон о разводе имеет несколько важных особенностей [5]:
• Развод позволительно требовать не только мужу, но и жене.
• Мусульманский закон гибок и не ограничивает основания для развода.
• Прибегать к разводу рекомендуется лишь при исключительных обстоятельствах [33 : 37], после попыток примирения и восстановления супружеских отношении [2 : 228]; при этом ссылаются на слова Пророка Мухаммада из хадиса [им. 10 :
5]:
• «Из всего, что было разрешено, развод - это вещь, самая неугодная Аллаху».
При разводе, кроме этого, в шариате существует правовой институт «идда» (период
ожидания). Это промежуточное время после объявления намерения о разводе, в котором (в основном) женщина и муж находятся в особом правовом состоянии. Данный период связан с необходимостью определения возможной беременности, что важно для установления отцовства. В течении идда муж обязан обеспечить жену всем необходимым, оба должны жить раздельно. В зависимости от мазхаба (мусульманской правовой школы) срок идда колеблется от 4 до 20 недель, после чего окончательно оформляется объявленный развод, и женщина имеет право вступать в новый брак, причем неоднократно.
Возможно, разводов будет еще меньше, а иранская семья станет еще более надежной опорой общества. И, надо сказать, общество прилагает к этому немало усилий. 0дно из направлений такой работы - издание женских и семейных журналов, телевизионных передач, основная тема которых - духовное и физическое здоровье нации, сбережение традиций.
Также нужно заметить, что мусульманская женщина является полноправным собственником имущества, которое принадлежит ей лично. 0бычно различают три вида имущества жены: махрие, дары и наследство [2, с.33-47]. Махрие принадлежит только жене. Махрие женщина может потребовать от мужа когда угодно, распространенная традиция считать махрие долгом мужа перед женой. И все же, махрие - надежная защита от развода по инициативе мужчины: ведь речь идет о десятках или сотнях тысяч долларов, и супруг много раз подумает прежде, чем расторгнуть брак.
Современная жизнь трансформировала представления молодых людей о семье. Для незамужних девушек в Иране приоритетным является способность будущего мужа экономически твердо стоять на ногах, а наличие квартиры и машины считается необходимым, при этом высшее образование приветствуется.
Все мифы о закрепощенности иранской женщины и ее семейной жизни явно надуманны. Если мы обратимся к законодательству Иранской республики, то обратим внимание, сто Статья 19 0сновного закона отмечает, что граждане Ирана обладают равными правами независимо от социального положения, статуса и происхождения. Все иранцы, независимо от пола, одинаково пользуются покровительством закона и обладают всеми гуманитарными, политическими, экономическими, социальными и культурными правами [1]. Статья 20 особо подчеркивает необходимость соблюдения прав женщин во всех сферах жизни общества. Женщины занимают посты в правительстве и активно участвуют в деятельности молодежных и женских организаций.
Но ни в одной стране мира женщины не уделяют столько времени на поддержание своей красоты! 0ни минимум три раза в неделю посещают спа-центры, парикмахерские, массажные кабинеты, фитнес-центры, бассейны, солярии (вы не ослышались..., ведь купаться в открытом водоеме женщина может только в одежде). Хотя заметим, что иногда походы в спортивные залы превращаются лишь в возможность женщинам лишний раз пообщаться между собой, в дружеской обстановке устроить чаепитие. Проблема лишнего веса практически не волнует иранских женщин при всей калорийности иранской кухни, ведь мужчины в этой стране ценят не столько модельные параметры, а умение женщины быть ухоженной, самодостаточной, хорошей хозяйкой, матерью, даже дипломатом в семье. Удивительно, но иранские мужчины в будущей жене хотят непременно видеть такие качества, как приветливость и чувство юмора! Практически каждая женщина имеет множество дорогих вещей из бутиков, косметику и парфюмерию известных косметических
брендов. Только изысканных ювелирных изделий насчитывается десятки наименований -почти под каждое платье. И последнее - иранские женщины очень красивы!
Таким образом, можно с уверенностью говорить о надуманности образа сломленной и униженной исламской женщины. 0на обладает весьма широкими правами, а ее обязанности, даже с точки зрения европейской цивилизации, нисколько не ущемляют ее честь и достоинство, а скорее наоборот, защищают ее от традиционных для европейки социальных и бытовых проблем.
Список использованной литературы.
1. Аббас Фатими. Права женщин в Конституции Исламской Республики Иран / Фатими Аббас. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: easttime.ru.
2. Алиев М.С. С благословления Аллаха: основные законы, обряды, традиции и обычаи в Исламе / М.С. Алиев. - СПб.: Вектор, 2010. - 160 с.
3. Богучарский Е. М. Мусульманский этикет. / Е. М. Богучарский. - М.: РИП0Л классик, 2010. - 272 с.
4. Муфтий Равиль Гайнутдин Ислам: Милость для мира: проповеди, обращения, богословские труды. 1995-2008 гг. / Муфтий Равиль Гайнутдин - М.: Эксмо, 2011. -656 с.
5. Священный Коран // Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой - 11-е издание. - М., 2011. - 800 с.
6. Манукян Ю.К., Тараско Р.А. Государственно-конфессиональные отношения в современной России / Ю. К. Манукян, Р. А. Тараско - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ АПСН, 2005 - 248с.
7. Шейх Юсуф Кардави Дозволенное и запретное в исламе / Шейх Юсуф Кардави. - М., 2007. - 352 с.
8. Российское Информационное Агентство Iran News - 2002 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iran.ru.
Дата надходження до редакцп: 07.03.13 Т.С.Оленич, К.А. Трима
ГЕНДЕРНИЙ АСПЕКТ Ф1ЛОСОФСЬКО1 СИСТЕМИ 1СЛАМУ (НА ПРИКЛАД1 1СЛАМСЬКО1 РЕ СПУБЛ1КИ 1РАН) У cmammi розглядаетъся одна з найбтъш суперечливих i щкавих проблем сучасност1 -становище жтки в мусулъмансъких крагнах. На omoei вивченог науковог лтератури та стлкування з iрaнцями розкриваютъся ocoбливocmi становища жтки в iрaнcъкoму icлaмi, гг права, обов'язки та ролъ в жиmmi чоловта i Ым'г. Показано, що iрaнcъкa жтка вoлoдie широким колом прав, а гг обов'язки жодною мiрoю не принижуютъ гг людсъку гiднicmъ.
Ключов1 слова: icлам, жтка, подружжя, Коран, права та обов'язки. T.S. Olenich, C.A. Trima
GENDER ASPECT OF ISLAM PHILOSOPHICAL (THE CASE OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN) The Muslim ethno-cultural stereotype image of life (in Iran) or a woman in modern Iran are under examination in the article. The relations between a woman and a man as well as their marriage are analyzed in the article. Iranian marital relations are based on the principles of transparency, voluntary and compulsory payment of her husband a gift. Entering into a marriage, a woman also gets not only duties but also extensive rights. A woman has the right to food, shelter and clothing, the quality of which should be equivalent to what he enjoys the husband. The husband is obliged to support his wife, while a woman only when he wants, can make money, often spending only on their needs, clothes and cosmetics. As for the duties of the wife towards her husband, she should love and respect him, to be attached to it, raise children, to help manage the economy and protect their honor. It should be noted that the Muslim woman is the rightful owner of property that belonged to her personally. So, Iranian woman have a rather wide number of rights and duties and
her natural dignity in any case isn 't humiliated by a man.
Key words: Islam, a woman, marriage, Quran, rights and responsibilities
УДК 316.28:316.723 Б.В.Слющинський
ФЕНОМЕН МЕЖКУЛЬТУРНО! КОМУШКАЦП: СОЦЮЛОГ1ЧНИЙ АСПЕКТ
У cmammi досл1джуеться феномен м1жкультурно1 комушкацп, його теоретико-методолог1чт засади. Автор cmammi доводить, що комушкативш явища привертають до себе увагу фaxiвцiв pi3Hrn гумаштарних наук та тформащйних теорт. Саме на досягненнях цих наук Трунтуеться сучасне знання про комушкащю. I сьогодш ïï до^дження тяжжть до створення cпецiaльно'ï cоцiологiчно'ï теори „ Соцiологïïмiжкульmуpноï комунжаци",
Ключов1 слова: мiжкульmуpнa комушкащя, комушкативш оcобливоcmi, сощальний пpоcmip, амальгамащя, акультуращя.
Для дослщження феномену м1жкультурно'1 комушкацп спробуемо дослщити теоретико-методолопчш засади комушкацп в сощолопчному аспект!, адже комушкащя -явище складне i ушверсальне, ïï змют i форми е предметом дослщження багатьох наук сощально-гумаштарного, природно-наукового i техшчного цикл!в. Поняття комушкащя може вживатись як у широкому значенш (ушверсальному), так i бшьш вузькому (напр., техшчна, бюлопчна, сощальна).
„Комушкащя (вщ лат. communicatio - зв'язок, повщомлення) - спшкування, що грунтуеться на взаеморозумшш; повщомлення шформацп вщ однiеï людини до iншоï або кшькох шших" [1, с. 543]. „Комушкащя масова (вщ лат. communication - повщомлення, передача; communicare - радитися) - сощокультурна взаемодiя в масштабах суспшьства через розповсюдження та обмш iнформацiею за допомогою техшчно обладнаних мас-медiа (преси, радiо, телебачення, вщеосистем, кшо). Стан комушкацп (масово'О - один !з фундаментальних чинниюв сучасних суспшьств, який
може розширюватися у глобальних масштабах, цементуючи цшсшсть усiеï людсько'1' спшьноти" [2, с. 244].
Термш „комушкащя" був введений у науковий об1г на початку XX ст., а початок безпосереднього дослщження м1жкультурно'1' комушкацп вщходить до друго'1' половини XX ст., а саме, коли у 1954 р. з'являеться книга американських вчених: антрополога Е. Холла i сощолшгвюта Д. Трагера „Культура як комушкащя" [3, с. 582]. Тут вперше використовувалось поняття „мiжкульmуpнa комушкащя", яке повинне було вщображати специфшу вщносин м1ж людьми, що належать до р1зних культур (широке тлумачення). У 1959 р. з'явилась нова праця Е. Холла „Има мова", в якш автор доводив тюний зв'язок культури з комушкащею. Вш вважав, що „комушкащя - це культура, а культура - це комушкащя ".
Пюля публшацш Холла з'явилися нов! напрями вже усередиш само'1' м1жкультурно'1' комушкацп. 0дин !з них очолили американсью вченi К. Клакхон та Ф. Стродбек, як! запропонували свою методолопю вивчення культур р1зних вдрод!в. На ïx думку, основш вщмшносп культур можна встановити по вщношенню iндивiдуальних культур до таких концешив, як оцiнка людсько'1' природи, ставлення людини до природи, до концепту часу, ощнка активносп/пасивносп [4, с 12-13]. 3 середини 60-х рр. проблеми м!жкультурно! комушкацп починають щлеспрямовано вивчатися у Шттсбурзькому ушверситет США,