_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
физкультурно-спортивной деятельности. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С.2316-2320.
З.ШахматоваО.Н. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. Екатеринбург: изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2013. 229с.
© Сапегина Т.А., 2016
УДК 378
К.О. Ситникова
аспирантка 1 курса кафедры педагогики ВятГУ г.Киров, Российская Федерация
ФГОС ВПО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК
Аннотация
Статья посвящена актуальному вопросу содержания деятельности юридических клиник. Автор статьи прибегает к сравнению ФГОС ВПО и ГОС ВПО, чтобы подчеркнуть значение юридических клиник в практико-ориентированной подготовке будущих юристов. Особое внимание уделено проблеме планирования образовательных результатов участников юридической клиники.
Ключевые слова Юридическая клиника, практика, федеральные стандарты.
Юридическая клиника является относительно новой формой практического обучения будущих юристов. С момента становления юридических клиник в современной системе высшего юридического образования эта форма позиционировалась как эффективное средство достижения организационных, воспитательных, учебных и социальных целей подготовки будущих юристов.
К примеру, Малько Е.А., подчеркивая наличие юридических клиник практически во всех субъектах РФ, утверждает, что они являются «результативной формой образовательной программы для студентов, позволяющей соединять теоретические знания с практическими навыками» [3, с. 80].
Вступление в силу Федерального закона № 324-Ф3 [4] привело к тому, что юридические клиники стали относить к негосударственной системе бесплатной юридической помощи населению и рассматривать их как средство обеспечения правовых гарантий малоимущих граждан.
На первое место стали выдвигаться такие задачи деятельности юридических клиник, как осуществление на безвозмездной основе консультирования граждан; разъяснение обратившимся гражданам порядка защиты их прав и законных интересов; осуществление правовой просветительской работы; выступление по отдельным юридическим вопросам в средствах массовой информации; распространение положительного опыта правовой социально-полезной деятельности молодежи [1, с. 4].
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) [5, 6] вновь усилил акценты на обучающих функциях юридических клиник.
Требованиями ФГОС ВПО охватывается не только минимум содержания основной образовательной программы юридического вуза, но и целый ряд обеспечивающих ее составляющих образовательной деятельности.
В таблице 1 приведено сравнение ФГОС ВПО и ГОС ВПО [2] по параметрам, актуализирующим интерес к юридической клинике как форме и технологии практико-ориентированной подготовки будущих юристов.
Таблица 1
Предмет сравнения ФГОС ГОС
Обобщенная формулировка планируемых результатов подготовки Характеристика профессиональной деятельности Квалификационная характеристика выпускника
Детализирующая формулировка планируемых результатов подготовки Бакалавр должен решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности Магистр должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью программы и видами профессиональной деятельности Юрист должен уметь <.. > обладать личностными качествами <...>
Требования к результатам освоения образовательных программ Содержат перечень общекультурных и профессиональных компетенций как результатов профессиональной подготовки Представлены как требования к минимуму содержания основной образовательной программы
Требования к выпускной квалификационной работе Выпускная квалификационная работа выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и проведения научно-исследовательской работы (магистр); Выпускная работа должна быть тесно связана с видом деятельности, к которому готовится магистр. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением (бакалавр). Выпускная работа должна носить практическую направленность в соответствии с выбранным профилем подготовки юриста Представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование, демонстрирующее способность самостоятельно решать профессиональные задачи
Отражение компетентностного подхода в требованиях к содержанию подготовки Компетентностный подход заявлен в требованиях к результатам освоения образовательных программ Компетентностный подход не заявлен
Оценка качества освоения образовательных программ Требования к разделу «Оценка качества» регламентированы. Изложены цели, задачи, возможные формы и процедуры оценки Требования к разделу «Оценка качества ...» отсутствуют
Как видим, ФГОС ВПО обладают более существенным, чем предыдущий стандарт, потенциалом развития практической составляющей подготовки будущих юристов, чем создают достаточные основания считать ключевой функцией юридических клиник функцию обучающую. Если этот довод использовать в рамках различения социально и институционально значимых функций юридических клиник, то мы получаем возможность говорить о правовых консультациях населения как одном из инструментов реализации образовательных программ практического обучения юристов на базе юридических клиник. Список использованной литературы:
1. Алехина, О. М. Механизм оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: состояние и перспективы развития [Текст] : сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 20 июня 2013 г. / Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А. В., 2014.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021100 - Юриспруденция (квалификация Юрист) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000.
3. Малько Е.А. Роль юридической клиники в оказании бесплатной юридической помощи гражданам // Бесплатная юридическая помощь: законодательное регулирование и практика применения в Российской Федерации: материалы международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников (Саратов, 29-30 сентября 2015 г.). - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2015 - 148 с.
4. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации - Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф // Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/12191964/#ixzz42E7pSJC8
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») - Приказ Минобрнауки России от 4 мая 2010 № 464 http://base.garantm/Ш91964/#ixzz42E7pSJC8
6. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») - Приказ Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 http://base.garant.ru/12191964/#ixzz42E7pSJC8
© Ситникова К.О., 2016
УДК: 371.3.681.142
А.С.Турдакунова
старший преподаватель Кыргызкого государственного университета имени И.Арабаева
М.Б.Сыдыкова
старший преподаватель Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА МАТЕМАТИКИ
Аннотация
В статье анализировано практическая значимость и успеваемость в самостоятельной работе студентов по математике с помощью дистанционной технологии. Формирование у студентов интереса к самостоятельному изучению предусматривает, что студент усердно изучает выбранный материал.
Ключевые слова
Электронный образовательный ресурс, самостоятельная работа, дистанционное обучение,
система AVN, анимация
Одной из основных задач высшего образования является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Использование электронных образовательных ресурсов способствует формированию компетенций, характеризующих готовность к самообразованию. При этом указанные компетенции соответствуют компонентам познавательной деятельности человека, связанным с самообразовательной деятельностью:
• осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний как средства самообеспечения возможности переквалификации и придания этому личного смысла;
• умение мобилизировать, актуализировать знания, способы деятельности из числа уже усвоенных, отбирать из них необходимые для решения вставшей проблемы, соотносить их с условиями решаемой задачи, делать выводы из изученных фактов; [2^ 130]
• обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать в науке, производстве, экономике и жизненных ситуациях вопросы (проблемы), формулировать их, предусматривать и планировать последовательные шаги поиска ответа на них, их решение. В настоящее время студент должен до 50% знаний получать сам, в процессе самостоятельной образовательной деятельности. Задействование электронных ресурсов отвечает сразу двум задачам — обучение студента дисциплине со стороны педагога и самообразование со стороны студента.
Однако необходимо иметь в виду, что дистанционное обучение предполагает тщательный отбор учебного материала, согласование его с государственным стандартом содержания образования и требованиями на вступительных экзаменах в ВУЗы, разноуровневую структурную организацию учебного материала.[4^130]