Научная статья на тему 'Формирование педагогических компетенций будущих юристов средствами правового просвещения пожилых людей'

Формирование педагогических компетенций будущих юристов средствами правового просвещения пожилых людей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRAINING OF LAWYERS / PEDAGOGICAL WORK / PROFESSIONAL COMPETENCES / LEGAL EDUCATION / EDUCATIONAL PRODUCTS / ELDERLY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урванцева Светлана Олеговна

В статье представлены результаты исследования, посвященного практической подготовке будущих юристов в процессе правового просвещения пожилых людей. Автор статьи рассматривает пожилых людей как особую целевую группу потребителей образовательных услуг и анализирует специфику мотивации пожилых людей к правовому просвещению. В статье обоснованы базовые составляющие педагогической деятельности будущих юристов, охарактеризовано содержание данных составляющих в соответствии с требованиями действующих федеральных государственных стандартов высшего юридического образования, отражена связь формируемых педагогических навыков с общекультурными и педагогическими компетенциями, включенными в требования стандарта. Актуальность результатов исследования связана с положениями «Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года», где ключевой целью государственной политики названо устойчивое повышение качества жизни пожилых людей. Просвещение пожилых людей следует рассматривать и как цель, и как инструмент реализации государственной политики. Функции правового просвещения спроецированы в плоскость практической подготовки будущих юристов. Основная идея формирования педагогических компетенций будущих юристов в процессе правового просвещения пожилых людей экстраполяция общих подходов к обучению и воспитанию на возрастную специфику пожилых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL COMPETENCE FORMATION OF FUTURE LAWYERS BY MEANS OF LEGAL EDUCATION OF THE ELDERLY

The article presents the results of the research of practical training of future lawyers in the course of legal education of the elderly. The article considers the elderly as a special target group of consumers of educational services and examines the specific motivations of older people to legal education. The article substantiates the basic components of pedagogical activity of the future lawyers; describes their contents in accordance with the requirements of the Federal state standards of higher legal education; reflects the links of the pedagogical skills with General cultural and pedagogical competencies that are included in the requirements of the standard. The relevance of the research is connected with the provisions of the "Strategy of actions in the interests of senior citizens until 2025", where the key goal of public policy is sustainable improvement of the quality of life of older people. Educating the elderly should be regarded as a goal and as a tool for implementing public policy. The functions of legal education are projected onto the plane of practical training of future lawyers. The basic idea of the formation of pedagogical competences of future lawyers in the process of legal education of older people is extrapolation of common approaches to training and education on age specifics of the elderly.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогических компетенций будущих юристов средствами правового просвещения пожилых людей»

УДК 378.147:34 ББК Х0р+Ч448.027.6

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.08

Урванцева Светлана Олеговна,

аспирант, кафедра педагогики, Вятский государственный университет; 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 36; e-mail: fatinyamur@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ СРЕДСТВАМИ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка юристов; юристы; педагогическая деятельность; профессиональные компетенции; правовое просвещение; образовательные услуги; пожилые люди.

АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты исследования, посвященного практической подготовке будущих юристов в процессе правового просвещения пожилых людей. Автор статьи рассматривает пожилых людей как особую целевую группу потребителей образовательных услуг и анализирует специфику мотивации пожилых людей к правовому просвещению. В статье обоснованы базовые составляющие педагогической деятельности будущих юристов, охарактеризовано содержание данных составляющих в соответствии с требованиями действующих федеральных государственных стандартов высшего юридического образования, отражена связь формируемых педагогических навыков с общекультурными и педагогическими компетенциями, включенными в требования стандарта. Актуальность результатов исследования связана с положениями «Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года», где ключевой целью государственной политики названо устойчивое повышение качества жизни пожилых людей. Просвещение пожилых людей следует рассматривать и как цель, и как инструмент реализации государственной политики. Функции правового просвещения спроецированы в плоскость практической подготовки будущих юристов. Основная идея формирования педагогических компетенций будущих юристов в процессе правового просвещения пожилых людей - экстраполяция общих подходов к обучению и воспитанию на возрастную специфику пожилых людей.

Urvantseva Svetlana Olegovna,

Post-graduate Student, Department of Pedagogy, Vyatka State University, Kirov, Russia.

PEDAGOGICAL COMPETENCE FORMATION OF FUTURE LAWYERS BY MEANS OF LEGAL EDUCATION OF THE ELDERLY

KEY WORDS: training of lawyers; pedagogical work; professional competences; legal education; educational products; the elderly.

ABSTRACT. The article presents the results of the research of practical training of future lawyers in the course of legal education of the elderly. The article considers the elderly as a special target group of consumers of educational services and examines the specific motivations of older people to legal education. The article substantiates the basic components of pedagogical activity of the future lawyers; describes their contents in accordance with the requirements of the Federal state standards of higher legal education; reflects the links of the pedagogical skills with General cultural and pedagogical competencies that are included in the requirements of the standard. The relevance of the research is connected with the provisions of the "Strategy of actions in the interests of senior citizens until 2025", where the key goal of public policy is sustainable improvement of the quality of life of older people. Educating the elderly should be regarded as a goal and as a tool for implementing public policy. The functions of legal education are projected onto the plane of practical training of future lawyers. The basic idea of the formation of pedagogical competences of future lawyers in the process of legal education of older people is extrapolation of common approaches to training and education on age specifics of the elderly.

П:

едагогическая деятельность - вид .профессиональной деятельности юристов, к которой студент юридического вуза должен быть подготовлен уже в процессе обучения. Однако спектр ресурсов, используемых вузами в рамках академической подготовки, недостаточен для того, чтобы компоненты педагогической деятельности были освоены будущими юристами на уровне профессиональной компетенции. В образовательных программах вузов необходимо расширить практическую составляющую обучения будущих юристов, включив в нее эффективные социальные

практики и профессиональные пробы в реальной среде функционирования права.

Новизна предпринятого нами исследования состоит в том, что в качестве эффективного ресурса формирования педагогических компетенций будущего юриста рассмотрено правовое просвещение пожилых людей. Исследование направлено на проектирование обучающей модели производственной практики будущих юристов, основанной на учете особенностей пожилых людей как объекта правового просвещения.

Актуализирующей предпосылкой проведенного исследования стали положения

© Урванцева С. О., 2017

«Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года» (далее -Стратегия) [9, раздел «Введение»]. Ключевыми целями государственной политики в отношении граждан пожилого возраста Стратегия определяет устойчивое повышение качества жизни пожилых людей, а также стимулирование активного долголетия граждан пожилого возраста, их социального и экономического интегрирования в общественную практику.

Для обеспечения «трудового долголетия» пожилых людей государство предусматривает системные меры в части образования, обучения и прочих видов социальной поддержки пенсионеров, обеспечения доступа пожилых людей к информационным, правовым и образовательным ресурсам. Особое внимание обращено на профилактику, диагностику и лечение возраст-ассоциированных заболеваний, активную подготовку врачей по вопросам гериатрии [9, раздел 3].

Применительно к предмету нашего исследования определяющее значение имеет положение Стратегии, связанное с активным привлечением граждан к популяризации достижений геронтологии и вытекающими отсюда подходами к созданию дружественной инфраструктуры жизнедеятельности пожилых людей.

В рамках обозначенного направления Стратегии правовое просвещение пожилых людей следует рассматривать и как цель, и как инструмент реализации государственной политики. Такое совмещение функций правового просвещения пожилых людей должно быть спроецировано и в плоскости практической подготовки будущих юристов, если ставить цель формирования у них педагогических компетенций.

Основная идея формирования педагогических компетенций будущих юристов в процессе правового просвещения пожилых людей - экстраполяция общих подходов к обучению и воспитанию на возрастную специфику пожилых людей и учет мотивов пожилых людей на получение образовательных услуг в формате правового просвещения.

Общие подходы к обучению и воспитанию мы акцентировали в той мере, в какой это необходимо для детализации конкретных умений и навыков будущих юристов как субъектов педагогической деятельности. Вслед за Ю. А. Дмитриевым мы полагали, что образование, обучение, воспитание - явления комплексные. «Специфически педагогическое» в них - это педагогические закономерности, «причинно-следственные связи между педагогическими

воздействиями и педагогическими результатами» [2, с. 55].

Учитывая доводы Ю. А. Дмитриева об общих закономерностях педагогической деятельности, мы подошли к решению исследовательских задач с точки зрения особенностей мотивации людей пожилого возраста к потреблению образовательных продуктов, в числе которых мы и рассматривали правовое просвещение.

Так, в вопросах мотивации пожилых людей В. Н. Барсуков при анализе состояния трудовой занятости граждан пенсионного возраста отметил разнообразие мотивов. Исследователь указывает на то, что у пенсионеров мотивация дохода отступает на второй план перед такими мотивами, как потребность в общении, желание быть полезными и востребованными. Такое изменение ценностных установок на труд, как заключает В. В. Барсуков, нельзя не учитывать в разработке региональных концепций экономического развития, поскольку грамотное и системное использование трудовой активности пенсионеров будет способствовать оптимизации экономики регионов [1, с. 6].

Особое внимание в исследованиях уделено понятию социальной абилитации пожилых. К примеру, Т. Ф. Нестерова рассматривает социальную абилитацию как нормализацию жизнедеятельности, содействие развитию возможностей, максимально приближающих образ жизни пожилых людей к норме, принятой в обществе. Социальная абилитация соотносима с понятием «качество жизни», которое Т. Ф. Нестерова называет «интегральной характеристикой образа жизни человека». Применительно к роли правового просвещения пожилых людей в их социальной абилитации были акцентированы такие обоснованные Т. Ф. Нестеровой показатели качества жизни, как физическое и психическое здоровье, социальный статус, материальный достаток, удовлетворенность жизнью, уверенность в завтрашнем дне, наличие социальных связей, полнота участия в жизни общества [5, с. 238].

Педагогический подход в составе подходов социальной геронтологии выделяет Г. Х. Мусина-Мазнова и рассматривает его в двух аспектах:

- место и роль пожилых людей в воспитании подрастающего поколения;

- способы и методы педагогического воздействия на пожилых людей с целью формирования у них необходимых знаний и навыков, убеждений и ценностных ориен-таций.

В рамках второго аспекта Г. Х. Мусина-Мазнова говорит о проблеме поиска в рабо-

те с пожилыми людьми таких форм, которые основываются на принятии индивидуальности социального старения человека и ориентированы на оптимальный уровень сотрудничества для устранения неблагоприятных для пожилого человека факторов. Главная задача педагогических воздействий на людей пожилого возраста - гармонизация и гуманизация системы «пожилой человек - среда» [4, с. 13].

В части адаптивных функций правового просвещения пожилых людей во внимание были приняты результаты практического исследования ученых Омского университета по проблеме образования людей «третьего возраста». В частности, определение пожилых людей как «интересной целевой группы: это не потребители заботы и ухода, а покупатели продуктов образования и свободного времени» [3, с. 6].

Позицию ученых Омского университета о том, что на всех этапах жизненного пути человека происходят как количественные изменения (кумулятивные), так и качественные (инновационные) [5, с. 76], мы использовали как основание для критериев результативности правового просвещения пожилых людей. Мы предположили, что одним из критериев должна быть удовлетворенность пожилых людей, вовлеченных в правовое просвещение, содержанием соответствующих занятий и мероприятий. Показателем такой удовлетворенности может служить высокая оценка значимости результатов правового просвещения для пожилого человека.

Рассматривая правовое просвещение пожилых людей в контексте образования людей третьего возраста, мы имели в виду три различных формы включения пожилых людей в образовательный процесс:

- официальное студенчество;

- самообразование;

- специально организованные образовательные программы [3, с. 81].

Последние две формы мы актуализировали как взаимодополняемые, полагая, что в рамках специально организованных программ правового просвещения должно быть предусмотрено и самообразование. Включаясь в образовательный процесс, каждый человек преследует конкретные цели. Достижение этих целей приносит удовлетворение человеку, поддерживает его уверенность в себе, сохраняет эмоциональную устойчивость.

Полученные выводы о специфике правового просвещения пожилых людей мы соотнесли с социальным заказом системе юридического образования, который закреплен в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего обра-

зования (далее - стандарт) по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», (квалификация (степень) «магистр»). Стандарт требует от будущих юристов готовности к решению следующих профессиональных задач в педагогической деятельности: преподавание правовых (юридических -для магистров) дисциплин, осуществление правового воспитания [8, п. 4.3].

Результаты исследования

Исходя из логики требований стандарта к составляющим педагогической деятельности юристов мы можем заключить, что правовое просвещение призвано выполнять следующие специфические по своему содержанию функции:

- информационную - расширяет осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;

- разъяснительную - обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в области прав человека;

- идеологическую - популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;

- агитационно-пропагандистскую - распространяет сведения о деятельности органов государственной власти, просветительских организациях в целях выработки правового мышления у населения;

- консультативную - распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.

Действующий стандарт уровня магистратуры и бакалавриата ставит педагогическую деятельность в один ряд с прочими видами профессиональной деятельности юристов -правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консульта-ционной, организационно-управленческой, научно-исследовательской [8, п. 4.3].

В новых стандартах юридического образования, пока еще не вступивших в силу, подходы к выделению видов профессиональной деятельности юристов различаются. Так, ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) (утв. приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511) не содержит требования к педагогической деятельности, но при этом вводит в состав видов профессиональной деятельности, формируемых у будущих юристов, такой, как экспертно-кон-сультационная деятельность. Общий перечень видов профессиональной деятельности составляют нормотворческая, правоприме-

нительная, правоохранительная, экспертно-консультационная [6, п. 4.3].

Иной подход заложен во ФГОС по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (уровень специалитета) (утв. приказом Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424). Данный стандарт относит к видам профессиональной деятельности, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета, следующие: правотворческую, правоприменительную, экс-пертно-консультационную, оперативно-служебную, организационно-управ-

ленческую, научно-исследовательскую и педагогическую [7, п. 4.3].

Сопоставив эти два подхода, мы предположили, что даже в ситуации невыделения педагогической деятельности в качет-све особого вида профессиональной деятельности юриста фактор педагогических компетенций не теряет своего значения.

Педагогические компетенции заложены внутри других видов профессиональной деятельности юриста, не имеющих прямого отношения к педагогической практике. Прежде всего это экспертно-консультаци-онная деятельность. Она предусматривает оказание юридической помощи гражданам и консультирование по вопросам права.

Логика экспертно-консультационной деятельности позволила нам применить к ней, как и к собственно педагогической деятельности юриста, названную выше сущность правового просвещения. Правовое

просвещение - процесс распространения правовых знаний, идей, ценностей, который служит росту общей правовой культуры личности и общества. Главная его цель -воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения, овладение населением основами правовых знаний, понимание прав человека, социальной и юридической ответственности, социальных гарантий.

На основании вышеизложенного мы выделяем в процессе формирования педагогических компетенций будущих юристов средствами правового просвещения пожилых людей следующие базовые составляющие педагогической деятельности:

- диагностика индивидуальных особенностей обучаемых, выявление мотивации к образованию;

- планирование содержания образования с учетом потребностей обучаемых;

- отбор эффективных форм педагогического взаимодействия;

- контроль и мониторинг результатов педагогической деятельности;

- самооценка уровня педагогических компетенций.

Каждую из перечисленных составляющих педагогической деятельности мы соотносим с внешними (региональными) запросами на правовое просвещение пожилых людей и получаем таким образом матрицу содержательных элементов производственной практики будущих юристов (табл. 1).

Таблица 1

Формируемые составляющие педагогической деятельности Элементы производственной практики по правовому просвещению пожилых людей Профессиональные компетенции согласно ФГОС ВО (квалификация «Магистр»)

Диагностика индивидуальных особенностей обучаемых, выявление мотивации к образованию Применение опросно-анкетных методов для изучения потребностей пожилых людей в правовом просвещении ОК-1 Осознание социальной значимости своей будущей профессии <...> уважительное отношение к праву и закону; обладание достаточным уровнем профессионального правосознания ОК-2 Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста

Планирование содержания образования с учетом потребностей обучаемых Планирование содержания для цикла занятий по правовому просвещению пожилых людей ПК-15 Способность эффективно осуществлять правовое воспитание

Отбор эффективных форм педагогического взаимодействия Проектирование и апробация эффективных методик правового просвещения пожилых людей; логистика результатов правового просвещения пожилых людей ПК-12 Способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне ПК-13 Способность управлять самостоятельной работой обучающихся

Контроль и мониторинг результатов педагогической деятельности Контроль и мониторинг результатов правового просвещения пожилых людей ПК-14 Способность организовывать и проводить педагогические исследования

Самооценка уровня педагогических компетенций Самооценка уровня сформированно-сти педагогических компетенций в процессе правового просвещения пожилых людей ОК-3 Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Структура производственной практики будущих юристов по правовому просвещению пожилых людей

Таким образом, полученные в ходе исследования экспериментальные данные

подтвердили идею правового просвещения пожилых людей как особого вида образова-

тельной услуги для граждан «третьего возраста». Разрабатывая содержание, проектируя процесс правового просвещения и анализируя его эффективность, будущие юристы обретают навыки, соотносимые с педагогической деятельностью.

тической подготовки студентов юридических вузов. Формируемые в процессе правового просвещения пожилых людей педагогические компетенции необходимы будущим юристам для реализации социальных функций юридической деятельности и активного содействия социальной политике государства.

Мы вправе утверждать, что правовое просвещение граждан пожилого возраста -актуальный и развивающийся ресурс прак-

ЛИТЕРАТУРА

1. Барсуков В. Н. Трудовая активность населения пенсионного возраста как фактор социально-экономического развития территории // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 1.- С. 195-211.

2. Дмитриев Ю. А. Юридическая педагогика : курс лекций. - М. : Деловой двор, 2008 - 272 с.

3. Лемиш В. В. и др. Образование пожилых людей как ресурс развития региона : монография. -Омск : Омск. гос. ун-т, 2012. - 272 с.

4. Мусина-Мазнова Г. Х. Социальная геронтология: теория и практика : учебное пособие. - Астрахань : Астраханский университет, 2012. - 192 с.

5. Нестерова Г. Ф., Лебедева С. С., Васильев С. В. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами : учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО. - М. : Академия, 2009. - 317 с.

6. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) : Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 №1511 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_210457/.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : Приказ Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Consultant.ru > document/cons_doc_LAW_208501/.

8. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») : Приказ Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12191964/#ixzz42E7pSJC8.

9. Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0Bx2e_9hqHXgXeDRzbWlxaEExRk0/view.

REFERENCES

1. Barsukov V. N. Trudovaya aktivnost' naseleniya pensionnogo vozrasta kak faktor sotsial'no-eko-nomicheskogo razvitiya territorii // Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. - 2016. -№ 1.- S. 195-211.

2. Dmitriev Yu. A. Yuridicheskaya pedagogika : kurs lektsiy. - M. : Delovoy dvor, 2008 - 272 s.

3. Lemish V. V. i dr. Obrazovanie pozhilykh lyudey kak resurs razvitiya regiona : monografiya. - Omsk : Omsk. gos. un-t, 2012. - 272 s.

4. Musina-Maznova G. Kh. Sotsial'naya gerontologiya: teoriya i praktika : uchebnoe posobie. - Astrakhan' : Astrakhanskiy universitet, 2012. - 192 s.

5. Nesterova G. F., Lebedeva S. S., Vasil'ev S. V. Sotsial'naya rabota s litsami pozhilogo vozrasta i invalidami : uchebnik dlya ispol'zovaniya v uchebnom protsesse obrazovatel'nykh uchrezhdeniy, realizuyushchikh pro-grammy SPO. - M. : Akademiya, 2009. - 317 s.

6. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.03.01 Yurisprudentsiya (uroven' ba-kalavriata) : Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.12.2016 №1511 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: Consult-ant.ru>document/cons_doc_LAW_210457/.

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po spetsial'nosti 40.05.02 Pravookhranitel'naya deyatel'nost' (uroven' spetsialiteta) : Prikaz Minobrnauki Rossii ot 16.11.2016 № 1424 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_208501/.

8. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 Yurisprudentsiya (kvalifikatsiya (stepen') «magistr») : Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.12.2010 № 1763 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/12191964/#ixzz42E7pSJC8.

9. Strategiya deystviy v interesakh grazhdan pozhilogo vozrasta do 2025 goda : Rasporyazhenie Pravi-tel'stva RF ot 05.02.2016 № 164-r [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://drive.google.com/file/d/0Bx2e_9hqHXgXeDRzbWlxaEExRk0/view.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. В. Машарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.