УДК 378.147: 378.634
ББК Хр ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08
Урванцева Светлана Олеговна,
аспирант, кафедра педагогики, Вятский государственный университет; 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 36; e-mail:
fatinyamur@yandex.ru
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
В ПРОЦЕССЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: критерии эффективности; будущие юристы; правовое просвещение; подготовка юристов; педагогические компетенции; пожилые люди.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена вопросу формирования педагогических компетенций будущих юристов средствами правового просвещения граждан пожилого возраста. Критерии эффективности соответствующего процесса обоснованы с учетом необходимых для него организационных условий и программно-методического обеспечения. Предлагаемый комплекс критериев эффективности выстроен на основе понимания критерия как ключевого признака процесса и понимания эффективности как полноты достижения планируемых результатов. Правовое просвещение пожилых людей связано с концепцией гражданско-компетентностной модели подготовки студентов. Обоснованы базовые составляющие педагогической деятельности будущих юристов, охарактеризовано содержание данных компетенций в соответствии с требованиями действующих федеральных государственных стандартов высшего юридического образования, отражена связь формируемых педагогических навыков с общекультурными и педагогическими компетенциями, включенными в требования стандарта. Правовое просвещение граждан пожилого возраста рассмотрено как эффективное средство формирования педагогических компетенций. Акцентирована идея целостности социологических и андрагогических компонентов правового просвещения граждан пожилого возраста как предпосылки эффективности исследуемого процесса. Освещен опыт интеграции производственной практики будущих юристов в социально ориентированные региональные проекты; открыты перспективы для дальнейших исследований проблемы эффективных инструментов профессионального развития будущих юристов. Актуальность результатов исследования связана с положениями «Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года», где ключевой целью государственной политики названо устойчивое повышение качества жизни пожилых людей. Просвещение пожилых людей следует рассматривать и как цель, и как инструмент реализации государственной политики. Функции правового просвещения пожилых людей спроецированы в плоскость практической подготовки будущих юристов.
Urvantseva Svetlana Olegovna,
Post-graduate student of Department of Pedagogy, Vyatka State University, Kirov, Russia.
PERFORMANCE CRITERIA OF FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCES
OF FUTURE LAWYERS IN THE PROCESS OF LEGAL EDUCATION FOR SENIOR CITIZENS
KEYWORDS: performance criteria; future lawyers; legal education; teaching of lawyers; pedagogical competences; the elderly.
ABSTRACT. The article is devoted to the issue of formation of pedagogical competences of future lawyers by means of legal education for senior citizens. The performance criteria of the given process are worked out taking into account the necessary modalities and software and methodological support. The proposed set of performance criteria is built on the basis of understanding the criterion as a key feature of the process and understanding of the effectiveness of the completeness of deliverables. Legal education of older persons is related to the concept of civil competence model of training of students. The paper substantiates the basic components of pedagogical activity of the future lawyers, describes their content in accordance with the requirements of the Federal state educational standards of higher legal education, and reflects the dependence of formation of pedagogical skills with General cultural and pedagogical competencies that are included in the requirements of the standard. Legal education of senior citizens is considered as an effective means of formation of pedagogical competences. The article accentuates the idea of the integrity of sociological and adragogical components of legal education of senior citizens as a precondition of the effectiveness of the process under study. The article argues the importance of integrating on-the-job training of future lawyers for socially oriented regional projects and opens up perspectives for further studies of the problem of efficient tools for the professional development of future lawyers. The urgency of the undertaken research stems from the provisions of the "Strategy of actions in interests of citizens of advanced age until 2025", which is the key goal of public policy called upon for the sustainable improvement of the quality of life of older people. Educating elderly people should be regarded as a goal and as a tool of implementing public policy. The functions of legal education of senior citizens are projected into the plane of practical training of future lawyers.
Социальный заказ на результаты профессиональной подготовки юристов всегда был окрашен высокими требованиями к нравственной зрелости юриста. В условиях развития гражданского общества и усиления гражданской активности всех категорий населения, включая пенсионеров, частью этого заказа становится способность юриста транслировать правовые нормы адресно, с учетом субъективных потребностей граждан, меры их осведомленности в юридических вопросах и уровня правовой культуры.
Вместе с тем юридические вузы недостаточно последовательны в постановке социально значимых целей обучения юристов и не уделяют должного внимания формированию у них навыков взаимодействия с различными категориями граждан. Возникает противоречие между потребностью общества в юристах, компетентных в области педагогической деятельности, и не соответствующим этой потребности уровнем педагогических сформированных за период обучения в вузе компетенций будущих юристов.
Новизна предпринятого нами исследования заключается в том, что в качестве средства формирования педагогических компетенций будущих юристов мы предлагаем их вовлечение в практику по правовому просвещению граждан пожилого возраста. Соответствующий процесс мы рассмотрели в рамках региональной политики по реализации «Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 г.» [13] и с учетом этого провели апробацию модели формирования педагогических компетенций будущих юристов средствами правового просвещения граждан пожилого возраста.
Результаты исследования
Рассматривая проблему эффективности предложенной нами модели, мы принимали во внимание опыт подготовки будущих юристов на базе юридических клиник, где студенты вовлекались в деятельность, соотносимую с педагогической. В работах И. Г. Андреевой, И. С. Андреечева, Г. Н. Комковой, Е. В. Коржуевой, М. В. Не-мытиной [1; 2; 4; 5; 7] и др. подчеркнуто, что юридическая клиника обеспечивает студентам опыт осознания себя в реальном взаимодействии с клиентом, в адресной работе с правовой информацией по составлению юридических документов и принятию решений.
Правовое просвещение пожилых людей рассматривается и как цель, и как инструмент реализации государственной по-
литики, в связи с чем обучающие функции процесса правового просвещения пожилых людей спроецированы в плоскости практической подготовки будущих юристов.
Критерии эффективности формирования педагогических компетенций будущих юристов в процессе правового просвещения граждан пожилого возраста мы разрабатывали, основываясь на понимании критерия как обобщенного признака предмета исследования, разложимого на отдельные параметры, посредством которых устанавливалась мера проявления указанного признака.
В расчет мы приняли ряд научных определений критерия:
- критерий (kriterium; от греч. Krinein -«отделять», «судить») - признак, средство проверки, мерило; в теории познания -признак действительности некоторого положения, а также отличительный признак [14, с. 225];
- критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки; в теории познания -признак истинности или ложности положения [15, с. 226];
- критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация, мерило [8, с. 363].
Под эффективностью мы понимали максимально полное достижение поставленных целей при оптимальном использовании ресурсов. Применяя термин «эффективность» к задачам исследования, мы исходили из того факта, что само понятие эффективности пришло в систему образования из экономики.
Экономический словарь терминов качества говорит об эффективности (англ. efficiency) как одном из наиболее общих экономических понятий, отражающих связь между планируемыми и достигнутыми результатами и объем фактически понесенных расходов [11, с. 176]. Эффективность можно определять как отношение конечных результатов к плановым показателям деятельности и затраченным на это ресурсам.
Если видеть в эффективности максимально полное достижение целей, то слова «эффективный», «эффективность» можно использовать в составе сочетаний типа «эффективность деятельности», «эффективность процессов», «эффективная технология», «эффективные решения». В каждом из них эффективность означает наибольшую степень достижения поставленных целей и задач, полную реализацию потенциальных возможностей.
© Урванцева С. О., 2017
Согласно взглядам В. К. Назимко, центральная задача оценки эффективности связана с ее количественной оценкой, поэтому для унификации расчетов эффективности разрабатывают специальные методики и (или), как в нашем случае, критерии [6, с. 217]. Учитывая доводы Ю. А. Дмитриева об общих закономерностях педагогической деятельности, мы подошли к решению исследовательских задач с точки зрения особенностей мотивации людей пожилого возраста к потреблению образовательных продуктов, в числе которых мы и рассматривали правовое просвещение [3].
Предлагаемый нами комплекс критериев разрабатывался с учетом действующих требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее -ФГОС) высшего юридического образования, прежде всего, требований к видам и содержанию практик. В частности речь идет о требованиях ФГОС высшего юридического образования по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация «Бакалавр», квалификация «Магистр»), где практика рассматривалась в качестве одного из инструментов индивидуализации образовательного процесса и реализации компетентностной модели подготовки специалистов [9, п. 7.10, 7.14].
Понимая, что в обозримой для сроков нашего исследования перспективе действующие ФГОС высшего юридического образования утратят свою юридическую силу, мы предприняли анализ стандартов нового поколения. Стандарты нового поколения мы также рассмотрели с позиций требований, предъявляемых к практикам будущих юристов.
Прежде всего мы изучили проект ФГОС высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 - Юриспруденция по уровню магистратуры. Было установлено, что каких-либо принципиальных изменений, которые в корне повлияли бы на логику нашего исследования, в проекте нового стандарта нет. Проект по-прежнему определяет педагогическую деятельность как один из видов профессиональной деятельности юриста и утверждает в ее составе следующие профессиональные компетенции будущих юристов:
- способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15) [12, п. 5.4].
В проекте стандарта по уровню магистратуры практики определены как элемент вариативной части основной образователь-
ной программы. Непосредственно производственная практика предусматривает практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и научно-исследовательскую работу. Закреплена возможность организовывать производственную практику как стационарно, так и на выезде [12, п. 6.2]. Отмечена возможность вуза вводить при реализации программ иные типы практик дополнительно к установленным ФГОС [12, п. 6.5].
В уже принятом стандарте по уровню бакалавриата использованы аналогичные подходы: стандарт предписывает выбирать типы практик в зависимости от вида деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата [10, п. 6.7].
Сопоставление действующих и новых ФГОС высшего юридического образования подтвердило правомерность наших аргументов в части качества программ практик, входящих в основную образовательную программу по направлению подготовки. В отношении педагогических компетенций будущих юристов целью практики мы видели формирование навыков, которые являются залогом мобильности юриста в вопросах истолкования и применения правовой нормы. Чем глубже юрист проникается субъектными факторами правовых коллизий, тем больший вклад он может внести в развитие правовой культуры среди населения.
Правовое просвещение - процесс распространения правовых знаний, идей, ценностей, который служит росту общей правовой культуры личности и общества. Главная его цель - воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения, овладение населением основами правовых знаний, понимание прав человека, социальной и юридической ответственности, социальных гарантий. Правовое просвещение призвано выполнять следующие специфические по своему содержанию функции:
- информационную - расширяет осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;
- разъяснительную - обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в области прав человека;
- идеологическую - популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
- агитационно-пропагандистскую - распространяет сведения о деятельности органов государственной власти, просветитель-
ских организациях в целях выработки правового мышления у населения;
- консультативную - распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.
Рассматривая правовое просвещение пожилых людей в контексте образования людей третьего возраста, мы имели в виду три различных формы включения пожилых людей в образовательный процесс:
- официальное студенчество;
- самообразование;
- специально организованные образовательные программы [5, с. 81].
Последние две формы мы актуализировали как взаимодополняемые, полагая, что в рамках специально организованных программ правового просвещения должно быть предусмотрено и самообразование. Включаясь в образовательный процесс, каждый человек преследует конкретные цели. Достижение этих целей приносит удовлетворение человеку, поддерживает его уверенность в себе, сохраняет эмоциональную устойчивость.
Используя правовое просвещение как средство профессионального развития будущих юристов, вуз актуализирует такие его ресурсы, как:
- развитие ценностно-эмоциональной сферы будущих юристов;
- переход от мотивов профессиональной деятельности к мотивам профессионального саморазвития;
- согласованность утилитарных мотивов профессионального саморазвития и потребности в профессиональном творчестве;
- обретение опыта индивидуальной работы с клиентом;
- обретение опыта профессиональной коммуникации с клиентом, имеющим неадекватные запросы;
- принятие решений по отбору правоприменительных норм.
На сегодняшний день основным недостатком практик по правовому просвещению является то, что они организованы без постановки педагогических целей и задач и должного внимания к правовому просвещению как пространству педагогических воздействий. Юридические вузы не реализуют в полной мере воспитательный потенциал гражданско-компетентностной модели подготовки профессионала; вовлечение студентов в гражданские акции и мероприятия непоследовательно используется в качестве инструмента мотивации профессионального саморазвития, предусмотренного программами практики.
Опыт показывает, что при организации практик и разработке соответствующих программ вузы не обеспечивают редукции нормативного подхода академической подготовки студентов; практика формализуется местом и формой ее организации. Субъектный компонент практики не опосредуется ее содержанием; нет должного психолого-педагогического сопровождения процессов развития профессионального самосознания студентов, проходящих практику.
Обозначенные проблемы существующего опыта практической подготовки будущих юристов мы учли в ходе формирующего эксперимента при реализации обоснованной нами модели формирования педагогических компетенций будущих юристов.
Поскольку практика по правовому просвещению рассматривалась как средство формирования вполне конкретного перечня компетенций, то регулирование ее статуса на уровне Положения о прохождении практики давало возможность внести соответствующие компетенции в блок планируемых результатов освоения основной образовательной программы по направлению подготовки. Зафиксированные таким образом образовательные результаты становились системообразующим компонентом Программы практики по правовому просвещению, разрабатываемой специально под задачи эксперимента. Комплекс планируемых результатов строился исходя из компонентного состава компетенций, овладение которыми могло свидетельствовать о сформированности педагогических навыков.
В итоге, мы пришли к тому, что оценивать эффективность формирования педагогических компетенций будущих юристов в процессе правового просвещения граждан пожилого возраста следует в логике сфор-мированности основных компонентов педагогического взаимодействия с объектом правового просвещения.
Указанные компоненты мы соотнесли с профессиональными компетенциями, заданными ФГОС высшего юридического образования, и детализировали в элементах производственной практики по правовому просвещению граждан пожилого возраста (табл. 1).
Получив таким образом содержательную основу для отбора критериев эффективности формирования педагогических компетенций, мы приступили к их формулировкам и выделению показателей по каждому критерию. Итоги этой работы представлены в табл. 2.
Таблица 1
Структура производственной практики будущих юристов по правовому просвещению пожилых людей
Формируемые составляющие педагогической деятельности Элементы производственной практики по правовому просвещению граждан пожилого возраста Профессиональные компетенции согласно ФГОС ВО (квалификация «Магистр»)
Диагностика индивидуальных особенностей обучаемых, выявление мотивации к образованию Применение опросно-анкетных методов для изучения потребностей пожилых людей в правовом просвещении ОК-1 Осознание социальной значимости своей будущей профессии <...> уважительное отношение к праву и закону; обладание достаточным уровнем профессионального правосознания ОК-2 Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
Планирование содержания образования с учетом потребностей обучаемых Планирование содержания для цикла занятий по правовому просвещению пожилых людей ПК-15 Способность эффективно осуществлять правовое воспитание
Отбор эффективных форм педагогического взаимодействия Проектирование и апробация эффективных методик правового просвещения пожилых людей Планирование результатов правового просвещения пожилых людей ПК-12 Способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне ПК-13 Способность управлять самостоятельной работой обучающихся
Контроль и мониторинг результатов педагогической деятельности Контроль результатов правового просвещения пожилых людей ПК-14 Способность организовывать и проводить педагогические исследования
Самооценка уровня педагогических компетенций Самооценка уровня сформированности педагогических компетенций в процессе правового просвещения пожилых людей ОК-3 Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
Таблица 2
Критерии оценки эффективности формирования педагогических компетенций будущих юристов средствами правового просвещения граждан пожилого возраста
Критерии Показатели Фактические значения*
Понимание социокультурного контекста педагогической деятельности, способность оперировать актуальной информацией для определения целей и задач педагогического взаимодействия Знает региональную политику в отношении граждан пожилого возраста 0-1-2-3-4-5
Знает теоретико-методологические подходы к образованию граждан пожилого возраста 0-1-2-3-4-5
Понимает специфику педагогического взаимодействия со взрослыми 0-1-2-3-4-5
Планирование результатов педагогической деятельности с учетом контингента лиц, в отношении которых предпринимается педагогическое воздействие Соотносит цель и результат 0-1-2-3-4-5
Планирует только измеримые результаты 0-1-2-3-4-5
Использует в формулировках планируемых результатов элементы действия 0-1-2-3-4-5
Отбор содержания обучающего материала и прочей информации для достижения планируемых результатов Ориентируется в вопросах, составляющих основу содержания учебных программ по правовому просвещению 0-1-2-3-4-5
Владеет дополнительной информацией, способен проводить аналогии с широкой социальной практикой правоприменения 0-1-2-3-4-5
Информирован о потребностях пожилых людей в услугах по правовому просвещению 0-1-2-3-4-5
Отбор методов и приемов педагогического взаимодействия Ориентируется в наиболее востребованных педагогических технологиях, различает формы, методы и приемы педагогического взаимодействия 0-1-2-3-4-5
Отбирает методы и приемы педагогического взаимодействия, актуальные для правового просвещения граждан пожилого возраста 0-1-2-3-4-5
Комбинирует методы и приемы педагогического взаимодействия для осуществления индивидуального подхода к пожилому человеку 0-1-2-3-4-5
Самообразование в процессе практики Транслирует в ходе сопровождающих практику семинаров активную гражданскую позицию 0-1-2-3-4-5
Инициирует предложения по развитию региональной политики в отношении граждан пожилого возраста 0-1-2-3-4-5
Рефлексия достигнутых результатов практики Сознает место рефлексии в профессиональной подготовке 0-1-2-3-4-5
Использует заданную структуру рефлексивного листа, дает качественную самооценку достигнутых результатов 0-1-2-3-4-5
Примечание: * - Выбирается значение от нуля до пяти. Для получения сводных данных просчитывается среднее значение по каждому критерию, которое заносится в диаграммы.
На основе предложенной системы критериев диагностика сформированности педагогических компетенций будущих юристов проводится по двум блокам:
- анкетирование студентов (в сравнении экспериментальной и контрольной групп);
- анкетирование пожилых людей, посещавших занятия по правовому просвещению.
Диагностируемые позиции по первому блоку:
- понимание студентами специфики педагогического труда в профессии юриста;
- осведомленность в андрагогических моделях обучения и отношение к объекту правового просвещения как активному субъекту своего образования;
- установка на вхождение в практику правового просвещения с целью отработки социально одобряемых тактик коммуникации в контексте правоприменения;
- начальный уровень владения формами и методами правового просвещения, эффективными для решения педагогических целей и задач;
- уровень проектных навыков, необходимых для разработки обучающих занятий по правовому просвещению граждан с учетом их интересов и потребностей;
- способность планировать и контролировать результаты правового просвещения, а также оценивать педагогическую эффективность используемых для их достижения форм и методов;
- готовность и способность к саморазвитию в процессе взаимодействия с объектами правового просвещения.
В части удовлетворенности пожилых людей используются позиции:
- качество занятий по правовому просвещению;
- уровень индивидуализации содержания занятий;
- компетентность студентов в юридических вопросах;
- аргументированность и выразительность привлекаемой информации;
- качество взаимодействия с пожилыми людьми.
Таким образом, предложенный критериальный комплекс отвечал обоснованным
нами условиям формирования педагогических компетенций будущих юристов:
- наличие в основной образовательной программе по указанному выше направлению подготовки задач гражданского воспитания будущих юристов как инструмента достижения компетентностного формата образовательных результатов;
- закрепление практики по правовому просвещению граждан пожилого возраста в основных образовательных программах по направлению подготовки, разработанность отчетной документации по итогам практики;
- использование для прохождения практики ресурсов партнерских организаций, курирующих социальную работу с пожилыми людьми;
- обеспеченность практики по правовому просвещению информационным и консультационным сопровождением со стороны кураторов производственной практики.
Применение данного критериального комплекса в ходе эксперимента привело нас к выводу, что педагогические компетенции будущих юристов выражаются в их готовности и способности осуществлять педагогическую деятельность. Педагогические компетенции будущих юристов обеспечиваются наличием педагогических знаний, личностных качеств, сформированных педагогических умений и накопленного опыта педагогической деятельности для успешного решения задач в педагогической деятельности.
Погружение будущих юристов в биде-терминированную среду производственной практики, обеспечивающую целостность социологических и андрагогических компонентов правового просвещения граждан пожилого возраста, приводит к комплексному эффекту профессионального развития будущих юристов и гарантирует формирование педагогических компетенций.
Подводя итог, отметим, что ресурсы правового просвещения способствуют эффективному формированию педагогических компетенций будущих юристов, положительно влияют на мотивацию профессионального саморазвития и делают конструктивным интерес будущих юристов к освоению педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева И. Г. Психолого-акмеологическая модель развития профессиональной субъектности будущих юристов : дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2012. - 276 с.
2. Андреечев И. С. и др.Организация и управление в юридической клинике : Опыт практ. деятельности в соврем. России : учеб. пособие / Амер. ассоц. юристов. - М. : Дело, 2003. - 302 с.
3. Дмитриев Ю. А. Юридическая педагогика : курс лекций. - М. : Деловой двор, 2008. - 272 с.
4. Комкова Г. Н. Бесплатная юридическая помощь: законодательное регулирование и практика применения в Российской Федерации / / Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. аспирантов, преподавателей, практ. работников (г. Саратов, 29-30 сент. 2015 г.) / Саратовская обл. дума. - Саратов : Саратовский источник, 2015.
5. Коржуева Е. В. Бесплатная юридическая помощь: взаимодействие НКО, юридических клиник и органов власти Калужской области // Сб. мат-лов Межрегион. круглова стола (г. Калуга, 22 апр.
2014 г.) / Уполномоченный по правам человека в Калужской обл., Калужский фил. федерации. - Калуга : Эйдос, 20l4.
6. Назимко В. К. Mенеджмент: методология, практики, эффективность : учеб.-метод. пособие. - M. : Онто-Принт, 20l5. - 249 с.
7. Немытина M. В. Программы клинического юридического обучения = The Programs of clinical legal education : учеб.-метод. пособие / Центр содействия проекту правовой реформы Сарат. обл. ; под ред. M. В. Немытиной. - Саратов : Науч. кн., 2004. - 290 с.
8. Новый экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. - M. : Ин-т иовой экономики, 2009. - l088 с.
9. Q6 утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») : Приказ Mинобрнауки России от l4.l2.20l0 г. № 176з [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/l2l9l964/#ixzz42E7pSJC8.
10. Q6 утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.0l Юриспруденция (уровень бакалавриата) : Приказ Mинобрнауки России от 0l.l2. 20l6 г. № 1511 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7l479274/.
11. Окрепилов В. В. Словарь терминов и определений в области экономики качества. - СПб. : Наука, 20ll. - 230 с.
12. Проект ФГОС высшего образования по направлению подготовки 40.04.0l Юриспруденция (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: osu.ru>docs/fgos/proekt/mag_40.04.0l.doc.
13. Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 05.02.20l6 г. № 164-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0Bx2e_9hqHXgXeDRzbWlxaEExRk0/view.
14. Философский словарь : осиоваи Г. Шмидтом. - M. : Республика, 2003. - 575 с.
15. Философский словарь. Энциклопедии & словари [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //enc-dic.com>Энциклопедии>Praktika-l827.
REFERENCES
1. Andreeva I. G. Psikhologo-akmeologicheskaya model' razvitiya professional'noy sub"ektnosti bu-dushchikh yuristov : dis. ... kand. psikhol. nauk. - Tambov, 2012. - 276 s.
2. Andreechev I. S. i dr.Organizatsiya i upravlenie v yuridicheskoy klinike : Opyt prakt. deyatel'nosti v sov-rem. Rossii : ucheb. posobie / Amer. assots. yuristov. - M. : Delo, 2003. - 302 s.
3. Dmitriev Yu. A. Yuridicheskaya pedagogika : kurs lektsiy. - M. : Delovoy dvor, 2008. - 272 s.
4. Komkova G. N. Besplatnaya yuridicheskaya pomoshch': zakonodatel'noe regulirovanie i praktika prime-neniya v Rossiyskoy Federatsii // Mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. aspirantov, prepodavateley, prakt. rabotnikov (g. Saratov, 29-30 sent. 2015 g.) / Saratovskaya obl. duma. - Saratov : Saratovskiy istochnik, 2015.
5. Korzhueva E. V. Besplatnaya yuridicheskaya pomoshch': vzaimodeystvie NKO, yuridicheskikh klinik i or-ganov vlasti Kaluzhskoy oblasti // Sb. mat-lov Mezhregion. kruglova stola (g. Kaluga, 22 apr. 2014 g.) / Upolnomochennyy po pravam cheloveka v Kaluzhskoy obl., Kaluzhskiy fil. federatsii. - Kaluga : Eydos, 2014.
6. Nazimko V. K. Menedzhment: metodologiya, praktiki, effektivnost' : ucheb.-metod. posobie. - M. : Onto-Print, 20l5. - 249 s.
7. Nemytina M. V. Programmy klinicheskogo yuridicheskogo obucheniya = The Programs of clinical legal education : ucheb.-metod. posobie / Tsentr sodeystviya proektu pravovoy reformy Sarat. obl. ; pod red. M. V. Ne-mytinoy. - Saratov : Nauch. kn., 2004. - 290 s.
8. Novyy ekonomicheskiy slovar' / pod red. A. N. Azriliyana. - M. : In-t novoy ekonomiki, 2009. - 1088 s.
9. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 Yurisprudentsiya (kvalifikatsiya (stepen') «magistr») : Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.12.2010 g. № 1763 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostu-pa: http: //base.garant.ru/l2l9l964/#ixzz42E7pSJC8.
10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki 40.03.01 Yurisprudentsiya (uroven' bakalavriata) : Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.12. 2016 g. № 1511 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71479274/.
11. Okrepilov V. V. Slovar' terminov i opredeleniy v oblasti ekonomiki kachestva. - SPb. : Nauka, 20ll. - 230 s.
12. Proekt FGOS vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.04.01 Yurisprudentsiya (uroven' magistratury) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: osu.ru>docs/fgos/proekt/mag_40.04.0l.doc.
13. Strategiya deystviy v interesakh grazhdan pozhilogo vozrasta do 2025 goda : Rasporyazhenie Pravi-tel'stva RF ot 05.02.2016 g. № 164-r [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://drive.google.com/file/d/0Bx2e_9hqHXgXeDRzbWlxaEExRk0/view.
14. Filosofskiy slovar' : osnovan G. Shmidtom. - M. : Respublika, 2003. - 575 s.
15. Filosofskiy slovar'. Entsiklopedii & slovari [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://enc-dic.com>Entsiklopedii>Praktika-l827.