Научная статья на тему 'Хореографическое искусство в формировании социально-культурного пространства по месту жительства'

Хореографическое искусство в формировании социально-культурного пространства по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2215
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / CHOREOGRAPHIC ART / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ / CULTIVATION OF CIVIC AND PATRIOTIC VALUES OF CHILDREN AND YOUNG PEOPLE / SOCIAL-CULTURAL AREA / CREATIVITY FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нилов Вячеслав Николаевич

В статье рассматривается формирование социально-культурного пространства по месту жительства средствами хореографического искусства. В фестивальном движении самодеятельного творчества у детей и молодежи развивается художественно-творческие способности, высокая социальная активность, патриотизм, формируется высокая общая культура.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article is considered forming of social-cultural area through choreographic art at place of residence. Festival movement of amateur art cultivates in children and young people creativity, high social activity, public spirit. It forms high level of overall development in sphere of different directions of choreographic art.

Текст научной работы на тему «Хореографическое искусство в формировании социально-культурного пространства по месту жительства»

ф

были допущены и значительные ошибки. Так, несмотря на то, что в культурной политике был взят курс на создания условий для свободы творчества, провозглашен приоритет личности и её интересов во всех сферах жизнедеятельности, признана роль религии в духовной жизни общества, получило развитие международное сотрудничество в области культуры, подписаны основные международные документы (хартии, конвенции ЮНЕСКО и стран Западной Европы) в области культуры, в начале 1990-х годов отказ от советской идеологии, советских духовных идеалов, содержания и форм духовной жизни сформировал в обществе нигилистическое отрицание культурно-просветительной работы, и в частности клубных учреждений, художественной самодеятельности, многих просветительных и воспитательных форм работы.

Открывшись миру, Россия, наряду с положительным зарубежным опытом, позволила

^ Социально-культурная деятельность

себе некритичное заимствование образцов западной массовой культуры. Россия, отказавшись от всего советского и не сформировав ещё и не утвердив свои новые духовные ценности, неизбежно получила засилье западной массовой культуры на главных её каналах ТВ, радио, кино-, видеопродукции, страницах книг, газет, журналов и т.д. Не имея опыта формирования культурной политики в свободном, рыночном обществе, многие вопросы мы решали и решаем пока путем проб и ошибок.

Затронутые нами аспекты теории и практики государственной и региональной культурной политики не исчерпывают все проблемы культурной жизни России, проблем регионального и местного самоуправления. Ещё предстоит большая и сложная работа по анализу и научному осмыслению накопленного положительного опыта на всех уровнях власти.

У\У ОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

УДК 793.3:379.8

В. Н. Нилов

Институт художественного образования Российской академии образования

В статье рассматривается формирование социально-культурного пространства по месту жительства средствами хореографического искусства. В фестивальном движении самодеятельного творчества у детей и молодежи развивается художественно-творческие способности, высокая социальная активность, патриотизм, формируется высокая общая культура.

Ключевые слова: хореографическое искусство, социально-культурное пространство, развитие творческих способностей, гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи.

In the article is considered forming of social-cultural area through choreographic art at place of residence.

Festival movement of amateur art cultivates in children and young people creativity, high social activity, public spirit. It forms high level of overall development in sphere of different directions of choreographic art.

Keywords: choreographic art, social-cultural area, creativity formation, cultivation of civic and patriotic values of children and young people.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 129-137 129

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 129

Ф

19.03.2013 12:30:53

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

Интенсивность изменений и преобразований современной действительности требует формирования социально-культурного пространства не только от преподавателей школы, учреждений дополнительного образования, методистов, воспитателей, но и от административных структур города. Именно социально-культурное пространство формирует личность, способную творчески подходить к новым условиям, не только подстраиваясь и приспосабливаясь к окружающему миру, но и преобразуя этот мир вокруг себя, действуя во имя и на благо человека.

Искусство, в частности хореографическое, является мощным фактором развития личности. Оно дает человеку возможность самореализации. Процесс совершенствования и развития творческого потенциала является целью и результатом художественноэстетического воспитания и становится отправной точкой осмысления хореографического искусства в социально-культурном пространстве.

Способность к творчеству — это умение создать новое, оригинальное. Несмотря на данную человеку от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение и воспитание обеспечивает высокий уровень ее развития. Современная педагогическая практика решает задачу развития художественнотворческих способностей через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей и молодежи средствами современных образовательных технологий.

Деятельность в социально-культурном пространстве нередко превращается в простую комбинаторику, выражающуюся в «перетасовке» структурно-организационных элементов системы, а способы, методы и приемы организации этих элементов привносятся извне, но не выявляются как заложенные в самой системе. Необходимо преодоление противоречий внутри самого социальнокультурного пространства. Иначе познавательный процесс теряет целостность или «удерживает» ее лишь в формальном смысле,

а искусство теряет свою художественную значимость и не способствует эффективному развитию детей и молодежи.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национальный снобизм, социальная пассивность и др. Постепенно в общественном сознании произошли подмены понятий «гражданственность», «гражданский долг», «патриотизм», «духовнонравственное воспитание», которые оторваны от общественной жизни.

Процесс социализации подрастающего поколения протекает крайне сложно и противоречиво. Поэтому принятие государственной программы Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2000—2010 годы», Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года сделало еще более актуальным вопрос формирования активных гражданских позиций детей и молодежи.

Построение гражданского общества возможно тогда, когда подрастающее поколение усвоит соответствующие демократические нормы, правила и ценности жизни. Этому способствуют многочисленные фестивальные движения самодеятельного и художественного творчества детей и молодежи. Они призваны поддерживать воспитание гражданственности, инициативности в творческих делах, здорового образа жизни и общественной самоорганизации в процесс построения гражданского общества. Широкий спектр проводимых в России фестивалей: «Дельфийские игры», «Роза ветров», «Юные таланты Московии», «Паруса надежды», «Студенческая весна» и другие, способствует востребовательности и перспективно-

130

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 130

Ф

19.03.2013 12:30:53

ф

ф

сти развития фестивального движения [5, с. 4—5].

Именно в процессе фестивального движения современный подросток стремится реализовать свой потенциал, самоутвердится, определить свои приоритеты в различных видах деятельности искусства. Поэтому эффективность воспитания гражданственности во многом зависит как от социальных отношений, сложившихся в обществе, так и от технологий, которые могут использоваться педагогами учреждений дополнительного образования в процессе фестивального движения.

При всем многообразии подходов к развитию художественно-творческих способностей, необходимо создание специальных условий для развития творческого потенциала в разных видах деятельности (музыке, хореографии, изобразительном искусстве, театре и др.) через применение активных методов обучения и воспитания. Проблема интеграции хореографического искусства в социально-культурное пространство по месту жительства заключается в том, чтобы не только выявить условия развития художественно-творческих способностей детей и молодежи средствами хореографического искусства, но и поднять художественный уровень среды за счет культуротворческой деятельности и объединения достижений разных коллективов сферы образования и культуры.

Исследование фестивального движения проводилось на базе Научно-методического центра социальной и воспитательной работы Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы. Данные, предоставленные информационно-аналитическим отделом Центра, позволяют сделать вывод о том, что необходима разработка «политической составляющей» работы с детьми и молодежью в социокультурном пространстве города. Иначе говоря, формирование полноценной творческой и духовно зрелой личности становится приоритетной задачей руководителей городов и районов. Этой цели служат фестивали, объединяющие творче-

^ Социально-культурная деятельность

ские коллективы, специализирующиеся на разных видах искусства, в раскрытии общей темы гражданского звучания.

Одним из ярких примеров формирования гражданственности и патриотизма стал московский фестиваль «Россия начинается с тебя», прошедший в марте-апреле 2011 года. В номинации «Хореография» приняли участие 322 коллектива всех округов г. Москвы. Участниками фестиваля стали хореографические коллективы клубов, центров и общеобразовательных школ по различным направлениям хореографического искусства, которые представили репертуар: народной хореографии (25 кол.); фольклора (25 кол.); классической хореографии (9 кол.); бальной хореографии (24 кол.); современной хореографии (178 кол.); спортивной хореографии (38 кол.), восточной хореографии «танец живота» (61 кол.) и др. Коллективы на 83,5% состояли из девочек (три года назад девочек в коллективах было 97,5%). Только три коллектива показали 15 мальчиков младшего школьного возраста и 12 мальчиков старшего школьного возраста. Средний возраст участников был достаточно юным, только 5% были старше 20 лет. Среди руководителей коллективов женщин — 81,5%, мужчин 18,5 %.

По итогам фестиваля можно сделать выводы, что значимость работы хореографа возрастает, так как на поставленном репертуаре воспитываются участники творческих коллективов, их родители и зрители, которые приходят на концерты. Брак от неполноценного репертуара хореографического коллектива может быть невосполнимым, поэтому необходимо вдумчиво и осознанно его создавать, формируя профессиональные кадры. Репертуар самодеятельных коллективов состоит из хореографических номеров, которые очень сложно поставить, если не владеть искусством создания этих номеров. Руководителям коллективов необходимо обращать внимание на то, как строится пластический образ и лексика, какую подобрать музыку и костюм, как сформировать сюжет хореографического произведения на основе литературного произведения,

131

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 131

Ф

19.03.2013 12:30:53

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

как вести учебно-воспитательную работу с коллективом. Фактически, руководители самодеятельных коллективов в клубах, центрах и общеобразовательных школах по месту жительства формируют «политическую составляющую» социально-культурной среды.

Возрастают требования к уровню методического мастерства руководителей любительских коллективов, поскольку в условиях недостаточной технической подготовки участников этих коллективов художественный результат выступлений должен быть достаточно высоким.

В СССР до девяностых годов ХХ века самодеятельное хореографическое искусство находилось на высоком профессиональном уровне, насчитывая десятки тысяч коллективов, занимавшихся в различных направлениях народной, классической, бальной и эстрадной хореографии. Участники коллективов могли бесплатно овладевать различными направлениями хореографии, занимаясь под руководством профессиональных педагогов и концертмейстеров. Дворцы, Дома культуры и клубы обеспечивали пошив костюмов, оплачивали поездки на концерты, смотры и фестивали [6].

В это время активно развивается эстрадный танец, техническую и пластическую основу которого трудно классифицировалась. Это могла быть эстрадно-стилизованная хореография, основанная на классическом, народном и бальном танце. Надо сказать, что «запрещенные» модные танцы» (от твиста и шейка — до диско и брейка) всегда находили себе последователей, проявляясь в разных формах в репертуаре молодежных коллективов. Именно здесь стали складываться определенные направления современной хореографии: «джаз-танец», «рок-танец», «степ» и всевозможные направления «модерн-танца».

П опулярными стали «подтанцовки» эстрадным певцам. Джон Траволта, а затем Майкл Джексон своей пластикой породили тысячи подражателей в наших самодеятельных группах, которые имели в репертуаре композиции «В стиле Майкла Джексона

и Патрисии Каас». В десятках российских городов, независимо друг от друга, «отан-цовывают» то «со стульями», то «со шляпами». На этом фоне любые пластические находки ансамблей эстрадного танца выглядят победой.

После девяностых годов прошлого века стала бурно развиваться современная хореография, точнее — «бытовая» современная хореография (брейк, стрит-данс, хип-хоп и др.) и свободная пластика, а истинных исполнителей «модерн танца» и, тем более, «джаз танца» — единицы. Техники М. Грехем, Л. Хортона, М. Кантингема, у нас в стране почти не знают. Не знают и методики преподавания «джаз-танца», но делают первые шаги в этом направлении. И как ни странно, в последние годы большое число коллективов стали заниматься восточной хореографией «танец живота» — занятости детей и молодежи (61 кол.), а это народная, классическая и бальная хореография вместе взятые.

Яркими и незабываемыми праздниками были фестивали ансамблей бального танца Москвы. Ансамбли, созданные на базе студий конкурсного бального танца, отличались высоким исполнительским мастерством, который позволял им представлять интересные композиции как латиноамериканских и европейских танцев, так и советских современных и оригинальных постановок. На первом московском фестивале в 1981 году участвовало 11 ансамблей, в 1983 году их было уже 16, а в 1986 их насчитывалось 36 коллективов. Лауреатом по трем основным разделам программы бального танца стал московский ансамбль «Эврика» (рук. Л. и В. Кузнецовы), который до 1993 года удерживал лидерство в европейской программе. Их постановки были оценены как у нас, так и за рубежом. Ансамбль становится серебряным призером чемпионата социалистических стран и Кубка нации в 1990 году.

Сейчас можно сказать, что ориентация на конкурсный и спортивный бальный танец фактически уничтожила другие направления бальной хореографии (исторические и бытовые бальные танцы, советские современные

132

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 132

Ф

19.03.2013 12:30:53

ф

ф

и оригинальные танцы), не развиваются социальные бальные танцы, связанные с массовой танцевальной культурой.

Бальный танец, представленный на фестивале, продолжает утрачивать свои позиции. Из пяти коллективов, представивших на фестиваль бальные номера, только один может рассматриваться как творческий коллектив, который пытается подчинить бальный танец определенному творческому развитию, остальные четыре коллектива представляли пары, которые синхронно исполняли композиции из спортивно-конкурсной программы.

В Москве не осталось ни одного ансамбля бального танца. Финансовые проблемы и взятое конкурсно-спортивное направление в развитии бального танца привели к распаду коллективов и кризису в бальной хореографии. Мы надеемся, что этот кризис со временем будет преодолен: станут создаваться ансамбли бального танца, танцевальные пары будут не только уделять внимание спортивным достижениям, но и стремиться к творческому самовыражению, формируя и усложняя технику бальной хореографии.

Ансамбли, студии, школы, театры классической хореографии 80-х и конца 90-х годов представляли программы по двум основным направлениям: классический танец (в основном образцы классического наследия) и современная пластика на основе классического танца, поставленные на классическую и современную музыку с исполнением свободной пластики, Деми-классики и академического классического танца.

Всероссийские фестивали-конкурсы «Душой исполненный полет», «Фуэте», «Синяя птица» и другие стали настоящим событием в мире хореографического искусства. По мнению членов жюри, лучшие самодеятельные коллективы почти ни в чем не уступали мастерству профессионалов. Во Дворце культуры «Серп и молот» ставились целые балеты: «Аистенок» (муз. Д. Клебанова), «Три толстяка» (муз. В. Оранского), «Юность» (муз. М. Чулаки) и фрагменты из балетов «Щелкунчик»,

^ Социально-культурная деятельность

«Баядерка» и других, а педагогами и солистами в них были молодые артисты Большого театра оперы и балета [4, с. 158—162].

Сегодня большая часть педагогов и руководителей коллективов классического танца имеют высшее образование и необыкновенно предана избранной профессии. Дети, даже не имеющие блестящих способностей, достигают хороших результатов на основе желания заниматься с полной самоотдачей. Собственные версии «Па-де-катра» (музыка Ц. Пуни), «Дивертисмента» (музыка Ш. Гуно), «Пиццикато» (музыка Л. Делиба), вариации А. Адана, Л. Минкуса, П. Чайковского, показанные на фестивале, удачно сочетают используемую лексику с особенностями исполнителей, не разрушая хореографической образности произведения. Но в основном это солисты и небольшие ансамбли в количестве 9. Коллектив, в репертуаре которого есть балет «Муха цокотуха», был всего один.

Народная хореография, родившаяся в конце 30-х годов, к 60-м годам стала приоритетным направлением. С одной стороны, народный танец был наиболее близким и доступным, а с другой — его развитие всячески поддерживалось государством. Государственная опека давала и положительные результаты: участники могли бесплатно заниматься, им оплачивались поездки на концерты, смотры и фестивали.

Устойчивое стремление сохранить образцы традиционной хореографии присущи республикам и малочисленным народам Севера.

Основы преподавания русского народного танца в специальных учебных заведениях принадлежат Т.А. Устиновой, закрепляет эти основы преподавания А.А. Климов. Продолжили школу русского народного танца её ученики: Г.Я. Власенко (Самара), Н.И. Заикин (Орел), В.Г. Бутыркин (Брянск), Т.Н. Гвоздева-Худякова (Архангельск), А.В. П алий и В.И. Щанкин (Кемерово); А.А. Борзов, Г.Ф. Богданов, В.М. Захаров, М.П. Мурашко, В.Н. Нилов, Т.И. Павлова, В.И. Слыханова, Ю.Г. Деревягин, А.И. Шилин

133

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 133

Ф

19.03.2013 12:30:53

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

(Москва) и многие другие.

Рассматривая самодеятельное хореографическое искусство, необходимо обратить внимание на прекрасных знатоков традиционной хореографической культуры в регионах — руководителей самодеятельных хореографических коллективов (ансамблей танца, песни и танца, театров танца, танцевальных групп русских хоровых коллективов и др.). Это Ф.К. Сударкин (Ярославская обл.), Г.А. Гангесов (Тверская обл.), И.И. Фомин (Ивановская обл.), П.Ф. Петров (Саратовская обл.), В.И. Топорков (Рязанская обл.), А.А. Бажанкин (Нижегородская обл.), В. Яничкин, Б. Кращин (Пензенская обл.), В.Г. Бутыркин (Брянская обл.), А. Друнилин (Ставропольский край), Г.М. Петухов (Красноярский край) и др. Их сценическая обработка русского традиционного фольклора по праву входит в сокровищницу русской народно-сценической хореографии и подпитывает профессиональное искусство.

Ярким примером формирования гражданственности, патриотизма и развития творческих способностей детей и молодежи, стал Московский фестиваль хореографии «Танцующий город», прошедший 23 сентября 2012 года.

Этот фестиваль является социальновоспитательным проектом, продолжением фестиваля «Россия начинается с тебя» и будет играть важную роль в развитии художественно-творческих способностей детей и молодежи средствами хореографического искусства. Организаторами Московского фестиваля хореографии являются Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Российская академия образования, Совет муниципальных образований города Москвы, а организатор и вдохновитель — Государственное бюджетное учреждение «Научно-методический центр социально-воспитательной работы» города Москвы.

Творческая программа Московского фестиваля хореографии «Танцующий город» — это понимание принадлежности к великому российскому хореографическому искусству.

Народное, классическое, бальное, современное и спортивное хореографическое творчество создает благоприятную среду для формирования у детей и молодежи художественно-эстетического, нравственного и творческого потенциала. Хореографическое искусство затрагивает глубинные струны души, играет огромную роль в воспитании и развитии духовных качеств молодого человека.

Участниками Московского фестиваля хореографии «Танцующий город» являются творческие детские, молодежные, семейные и фольклорные коллективы, а также творческие объединения для лиц с ограниченными физическими возможностями муниципальных и государственных учреждений города Москвы. Программы и репертуар творческих коллективов должны соответствовать целям и задачам фестиваля хореографии. Возраст участников от 5 до 35 лет.

Исследование фестиваля хореографии проводилось на базе НМЦ СВР Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. В нем приняли участие 339 коллектива всех округов Москвы. Участниками фестиваля стали творческие коллективы по различным направлениям: народной хореографии (47 кол.); фольклора (27 кол.); классической хореографии (24 кол.); бальной хореографии (25 кол.); современной хореографии (157 кол.) и спортивной хореографии (58 кол.).

По итогам фестиваля можно сделать выводы, что увеличилось число народных коллективов и коллективов классического танца. Не было ни одного коллектива с восточными танцами. Необходимо продолжить работу с руководителями хореографических коллективов.

Анализируя репертуар российских фестивалей, проводимых в Москве, московских фестивалей «Россия начинается с тебя» и «Танцующий город», а также выступления коллективов на районных и окружных смотрах самодеятельного художественного творчества, можно констатировать, что наиболее интересно выглядели программы с участием республик и автономных округов России.

134

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 134

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф

19.03.2013 12:30:53

ф

ф

Коллективы из Башкирии, Бурятии, Татарии, Удмуртии и Якутии сохранили в своих постановках аутентичные образцы национальной хореографии. Более зрелищно смотрелись ансамбли республик Северного Кавказа, сохраняя национальный колорит и региональные особенности танцев. Ансамбли из Корякского, Чукотского, Таймырского, Эвенкийского, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов на основе аутентичного фольклора создавали имитационно-подражательные танцы: «Ворон», «Чайка», «Журавль», «Куропатка» и др., «Олень», «Волк», «Лисица» и др.; театрализованные представления: «Медвежьи игрища», «Праздник кита», «Ал-ха-ла-лай» и др.

В настоящее время, как показали московские фестивали «Россия начинается с тебя» и «Танцующий город», народная хореография, к сожалению, продолжает утрачивать свои позиции и продолжает терять свой художественно-творческий потенциал традиционной культуры. И тем обиднее, что это происходит с русской народной хореографией, которая являлась основополагающей в народно-сценической хореографии бывшего Советского Союза. Руководителям хореографических коллективов необходимо опираться на золотой фонд, созданный ведущими хореографами1 России, изучать и пропагандировать хореографию народов Российской Федерации, например:

• народные хореографические особенности русских: белгородские, брянские, вла-

1 Если обратиться к истории, то можно отметить, что основателями этих направлений были выдающиеся хореографы: Т.А. Устинова (Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого), М.С. Чернышов (Воронежский академический русский народный хор), О.Н. Князева (Уральский академический русский народный хор), И.З. Меркулов (Северный академический русский народный хор), Я.А. Коломейский, Б.Н. Бурмакин (Сибирский русский народный хор) и др. танцевальные группы в русских народных хоровых коллективах; И.А. Моисеев (Государственный академический ансамбль танца России), Н.С. Надеждина (Государственный академический ансамбль танца «Березка»), М.С. Годенко (Государственный академический ансамбль танца Сибири), П.П. Вирский (Государственный академический ансамбль танца Украины), А.В. Гиль (Государственный ансамбль корякского танца «Мэнго») и др. ансамбли народного танца; П.П. Вирский, Г.Ю. Гальперин, В.С. Модзолевский, А.П. Хмельницкий и др. (военные ансамбли песни и пляски); А.А. Горский, М.М. Фокин, К.Я. Голейзовский, Р.В. Захаров, Ю.Н. Григорович и др. (балетные театры, театры опера и балета).

^ Социально-культурная деятельность

димирские, вологодские, воронежские, ивановские, калужские, курские, новгородские, орловские, пензенские, рязанские, смоленские, тамбовские, тверские, тульские, ярославские и др.

• народные хореографические особенности республик: алтайские, бурятские, татарские, башкирские, калмыцкие, карельские, коми; марийские, мордва; тувинские, хакасские, чувашские и якутские; а также особенности народной хореографии регионов Кавказа: адыгейцев, дагестанцев, ингушей, кабардинцев, осетин, черкесов, чеченцев и др.

• северные особенности народной хореографии алеутов, долган, ительменов, коряков, манси, нанайцев, нганасан, ненцев, нивхов, саамов, селькупов, тофалар, удегей-цев, ульч, хант, чукчей, шорцев, эвен, эвенков, эскимосов, юкагиров и др.

Для реализации этой проблемы Научно-методический центр социальновоспитательной работы разработал перспективный план работы с творческими коллективами на пять лет. План включает в себя следующие направления:

• методическую помощь руководителям творческих коллективов;

• повышение квалификации руководителей хореографических коллективов через семинары и курсы повышения квалификации;

• проведение московского фестиваля-праздника хореографии «Танцующий город». Для участия в нем необходимо освоить обязательный репертуар, который создан ведущими хореографами и утвержден в качестве образцов «обязательной программы» по различным направлениям хореографического искусства.

Перечисленные меры позволят поднять качество репертуара коллективов на более высокий уровень, а с ним художественнотворческие способности детей и молодежи.

Методическая помощь руководителям хореографических коллективов общеобразовательных школ, клубов и центров по месту жительства города Москвы будет представлена в методических пособиях:

«Гимнастика» — пособие раскрыва-

135

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 135

Ф

19.03.2013 12:30:53

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

ет специфику и особенности корригирующей гимнастики, партерной гимнастики, дыхательной гимнастики и акробатической гимнастики.

«Хореография» — пособие включены разделы: ритмика и элементы музыкальной грамоты; элементы и танцевальные движения; танцевальные этюды, игры и танцы для детей младшего школьного возраста [2].

«Бальная хореография» — включает программу и методические рекомендации, сформированные по разделам: танцы, построенные в игровой форме; историко-бытовые танцы; бальные танцы, поставленные на национальном материале различных народов; элементы и основные движения из бальных танцев, европейских и латиноамериканских танцев [3].

«Социальные («бытовые») бальные танцы» — пособие для детей, молодежи и старшего поколения, не имеющих специальной хореографической подготовки.

«Развитие творческих способностей школьников средствами хореографического искусства. (Организационные и методические советы руководителю хореографического коллектива)» — пособие состоит из разделов: организация хореографического коллектива в клубах и центрах по месту жительства; формы и методы вовлечения детей и молодежи в различные хореографические коллективы; учебно-воспитательная и тренировочная работа в хореографическом коллективе (программы по направлениям классического, народно-сценического, бального и современного танца).

Повышение уровня профессиональной компетенции руководителей хореографических коллективов клубов, центров и общеобразовательных школ осуществлялось через теоретические и практические семинары и курсы.

Теоретические семинары на базе Научнометодического центра и других учреждений образования и культуры г. Москвы проводились по следующим темам: «Работа с детьми и молодежью по освоению хореографической лексики различных направлений

хореографического искусства»; «Психологовозрастные особенности участников коллективов»; «Учебно-воспитательная и постановочная работа с детьми и молодежью в хореографическом коллективе»; «Музыка, костюм и освещение в хореографических постановках»; «Художественно-образовательная и воспитательная работа на репертуаре хореографического коллектива» и др.

Практические семинары проводятся под руководством ведущих хореографов города Москвы: заслуженной артистки России, бывшей солистки Большого театра Е.Л. Рябинкиной (классический танец); народных артистов России А.А. Климова и Н.С. Ерохина (русский танец); доктора педагогических наук, профессора МГУКИ В.Ю. Никитина и Ж.В. Чечиной (современный танец); лауреата Международных конкурсов Н.А. Короткова (бальный танец).

Повышение квалификации руководителей хореографических коллективов через курсы, проводимые на базе ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования проводил доктор педагогических наук, профессор В.Н. Нилов, по программе, рассчитанной на 72—104 часа, с выдачей удостоверения государственного образца.

Анализ самодеятельного хореографического искусства фестивалей «Россия начинается с тебя» и «Танцующий город» позволяет сделать вывод, что они играют важную роль в процессе формирования культурноэстетических, духовно-нравственных, гражданских, патриотических и творческих способностей детей и молодежи и должны осветить пути решения следующих задач:

• восстановить народно-сценическую хореографию, основанную на традиционном фольклоре народов Российской Федерации, показывая его эстетическую привлекательность;

• поощрять руководство клубов и центров по формированию ансамблей бального танца за активное внедрение массовых «социальных» бальных танцев в проводимые мероприятия и праздники;

• продолжить работу по повышению уровня

136

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 136

Ф

19.03.2013 12:30:53

ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

жительства.

Приоритетом в этой социально-культурной «политике» должно быть формирование такой личности, которая способна творчески подходить к новым условиям, духовно и нравственно преобразуя мир вокруг себя, действуя во имя и на благо человека.

профессиональной компетенции руководителей хореографических коллективов через теоретические и практические семинары, курсы повышения квалификации.

Решение данных задач, мы надеемся, поможет определить «политическую составляющую» в работе с населением по месту

Примечания

1. Нилов, В. Н. Интеграция хореографического искусства в социально-культурную среду клубов и центров по месту жительства г. Москвы. Московский фестиваль хореографии «Танцующий город» / В. Н. Нилов // О состоянии и перспективах развития досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства 2010—2011 годы. — Москва : ГБУ НМЦ СВР ДСМП, 2010. — С. 43—50.

2. Нилов, В. Н. Хореография : [методическое пособие для руководителей творческих коллективов общеобразовательных школ, клубов и центров по месту жительства] / В. Н. Нилов. — Москва : ГБУ НМЦ СВР, 2010. — 104 с., прил. 2 СД диска.

3. Нилов, В. Н. Бальная хореография : [методическое пособие для хореографических коллективов клубов, центров и общеобразовательных школ по месту жительства] / В. Н. Нилов. — Москва : ГБУ НМЦ СВР, 2012. — 198 с., прил. СД диск.

4. Пуртова, Т. В. Танец на любительской сцене. (ХХ век: достижения и проблемы) / Т. В. Пуртова.

— Москва : ГДНТ, 2006.

5. Рябова, Н. Е. Социально-культурные условия воспитания гражданственности у подростков в процессе фестивального движения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Е. Рябова. — Москва : МГУКИ, 2010.

6. Уральская, В. И. Хореографическая самодеятельность / В. И. Уральская, Т. В. Пуртова // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории (конец 1950 — 1990-х годов).

— Санкт-Петербург : ГИИ, 1999. — С. 335—354. *

С

УЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ТВОРЧЕСКО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Ф

УДК 379.8:001.81

Г. Н. Новикова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются сущность, содержание и функции творческой и производственной деятельности руководителя учреждения культуры. Автор определяет творческую и производственную деятельность менеджера как особое социальное и культурное явление.

Ключевые слова: творчество, производство, деятельность, функции руководителя учреждения культуры.

The article examines the essence, content and functions of the creative and production activity of a manager of the institution of culture. The author defines a creative and production activity of a manager as a specific social and cultural phenomenon inclusive staff, financial, material and creative resources of the institution of culture.

Keywords: creative work, production, activity, functions of a manager of the institution of culture.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 137-142 137

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 137

Ф

19.03.2013 12:30:53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.