Научная статья на тему 'Феномен социально-психологической адаптации в отечественной и зарубежной науке: история изучения'

Феномен социально-психологической адаптации в отечественной и зарубежной науке: история изучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3693
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметзянова Анна Ивановна

Цель рассмотреть вопросы и проблемы изучения социально-психологической адаптации в рамках различных школ и направлений. В работе использовался метод анализа психологической литературы по проблеме исследования. Результат. Выделены основные аспекты изучения социально-психологической адаптации. Вывод. Социально-психологическая адаптация, рассматриваемая в качестве системного феномена, включает в себя пять основных аспектов изучения: онтологический, структурный, функциональный, генетический и интегративный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахметзянова Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен социально-психологической адаптации в отечественной и зарубежной науке: история изучения»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.937

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-5-10

Феномен социально-психологической адаптации в отечественной и зарубежной науке:

история изучения

© 2018 Ахметзянова А. И.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель - рассмотреть вопросы и проблемы изучения социально-психологической адаптации в рамках различных школ и направлений. В работе использовался метод анализа психологической литературы по проблеме исследования. Результат. Выделены основные аспекты изучения социально-психологической адаптации. Вывод. Социально-психологическая адаптация, рассматриваемая в качестве системного феномена, включает в себя пять основных аспектов изучения: онтологический, структурный, функциональный, генетический и интегративный.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, поведенческие девиации, прогнозирование.

Формат цитирования: Ахметзянова А. И. Феномен социально-психологической адаптации в отечественной и зарубежной науке: история изучения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т 12. № 2. С. 5-10. DOI: 10.31161/ 1995-0659-2018-12-2-5-10

The Phenomenon of Social-Psychological Adaptation in National and Foreign Science: History of Research

© 2018 Anna I. Akhmetzyanova

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the issues and problems of studying the social-psychological adaptation within the different schools and directions. The author uses the method of psychological literature analysis. Result. The main aspects of studying the social-psychological adaptation are differentiated. Conclusion. Social-psychological adaptation which is typified as a system phenomenon includes the five basic aspects of learning: ontologic, structural, functional, genetic and integrative.

Keywords: social-psychological adaptation, behavioral deviations, forecasting.

For citation: Akhmetzyanova A. I. The Phenomenon of Social-Psychological Adaptation in National and Foreign Science: History of Research. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 2. Pp. 5-10. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-5-10 (In Russian)

Введение

На сегодняшний день одной из актуальных проблем в психологических и социальных науках является исследование феномена социально-психологической

адаптации. Проведенные анализ и оценка степени научной разработанности данной проблемы на базе информационного пространства научно-электронной

библиотеки ЕНЬгагу за последние 10 лет (2007-2017 гг.) показали, что в изучении феномена социально-психологической

адаптации имеется ряд тенденций. При значительном количестве научных работ, посвященных изучению данного феномена, анализу механизмов социально-

психологической адаптации посвящено лишь 2,3 % исследований от общего объема научных исследлований проблем социальной идентичности. Феномен социально-психологической адаптации изучается достаточно активно, но отмечается низкая дифференцированность, т. е. большинство исследований акцентированы на изучении возрастных особенностей социально-психологической адаптации (34 %), остальные исследования направлены на изучение социально-психологической

адаптации в условиях профессиональной (28 %) и учебной деятельности (18 %). При этом проблемы социально-психологической адаптации личности при девиантном поведении (различных категорий

осужденных, пациентов с зависимостью и др.) рассмотрены и раскрыты лишь в 1,2 % научных работ.

Отметим, что при аддиктивном (лечение и реабилитация пациентов, страдающих зависимостью) и при делинквентном (освобождение из мест лишения свободы заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях

пенитенциарной системы) поведении затруднен процесс ресоциализации. В связи с чем встает вопрос социально-психологической адаптации, механизмов ее регуляции, где антиципационно-

прогностические процессы обеспечивают планирование и трансформацию поведения на основании оценки внешних условий.

Возвращение девиантных лиц в «здоровую» социальную среду из патологической требует формирования новых стратегий поведения и социального

функционирования личности в целом. Прогностические процессы играют ведущую роль в саморегуляции поведения (регулятивная функция). Антиципация обеспечивает и обусловливает формирование цели, планирование поведения и деятельности, антипационные процессы включены в этапы принятия решения, коммуникативные акты и текущий контроль.

Тем не менее, отмечаются следующие противоречия: с одной стороны, в последнее десятилетие наблюдается общая тенденция к снижению распространенности

делинквентного и криминального поведения в России, с другой стороны, выявлена общая неблагоприятная тенденция увеличения частоты рецидивов и количества повторных судимостей; внедряются новые методы и технологии коррекции аддиктивного поведения, с одной стороны, но, с другой стороны, возрастает дифференцированность объектного содержания и снижения возраста возникновения аддикций; с одной стороны, высок социальный запрос на необходимость возвращения в «здоровую» социальную среду из патологической при девиантном поведении (делинквентном и аддиктивном), а с другой, низкая исследовательская активность в изучении критериев, факторов и механизмов, обеспечивающих

эффективность процесса ресоциализации при девиантном поведении.

Возникающие противоречия и потребность в их разрешении на социально-психологическом уровне детерминируют изучение прогностической регуляции социально-психологической адаптации при девиантном поведении (лиц,

осуществлявших противоправные действия и находящихся в местах лишения свободы; пациентов с аддиктивным поведением).

Результаты и обсуждение

Теоретической основой исследования является концепция социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [9]. Онтологический статус социально-психологической адаптации определялся с опорой на концепции метасистемной организации психики (Е. В. Карпова, А. В. Карпов) [3; 4]. Структурно -содержательные компоненты социально-психологической адаптации личности определялись в рамках концепции

социально-психологической адаптации К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Началджана, А. А. Реана и др. [1; 8; 12].

Категория адаптации возникла в рамках естественнонаучной парадигмы и существенно расширила границы своего смыслового содержания, включив в себя психологические, социологические,

социально-психологические, экономические, культурологические аспекты, что позволило приобрести статус междисциплинарной категории. При этом категория «адаптация» является сложной системой, включающей в себя процессно-результатные,

функциональные, структурные, генетические аспекты, что значимо затрудняет (делает фактически невозможным) изучение специфики данного феномена в рамках существующих концепций социально-психологической адаптации. Имеющиеся противоречия к изучению феномена социально-психологической адаптации в рамках преобладающего

феноменологического подхода ставят вопрос о более детальном и системном изучении социально-психологи-ческой адаптации и ее механизмов.

Исследования содержания феномена адаптации проходят с опорой на основные направления психологических школ: бихевиоральное (Дж. Уотсон и др.), когнитивное (Ж. Пиаже),

психоаналитическое (Э. Эриксон, З. Фрейд, Г. Гартман и др.), гуманистическое (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), интеракционистское (Л. Филипс), субъектно-деятельностный подход (К. К. Платонов [11], Б. Д. Парыгин [10], А. А. Реан [12], А. А. Налчаджян [8] и др.), системный подход (Л. Г. Дикая [2], Б. Ф. Ломов [5] и др.).

В контексте бихевиорального

направления выделяются процессуальный и результативный аспекты категории адаптации, т. е. адаптация как процесс и адаптация как состояние. Представители данного направления рассматривают адаптацию в качестве процесса удовлетворения потребностей индивида, детерминированных требованиями среды, что в дальнейшем приводит к трансформациям в поведении личности. Иначе говоря, они отождествляли понятия приспособления и адаптации.

Представители психоаналитического направления раскрывают адаптацию личности через описание состояния гомеостаза между человеком и средой. Вслед за представителями бихевиорального направления, они также отождествляют содержание адаптации и приспособления.

В рамках когнитивного направления процесс адаптации личности описывается через процессы ассимиляции и аккомодации. Эти процессы, протекая одновременно, составляют содержание процесса адаптации.

В рамках интеракционистского подхода при анализе категории адаптации выделяют ряд аспектов. Во-первых, социальная направленность адаптации личности, провляющаяся в удовлетворении

минимальным требованиям и ожиданиям общества. Во-вторых, раскрывая адаптивное поведение через успешность принятия решения, проявление инициативы и ясность определения своего будущего, раскрывается идея активности человека и преобразующего характера его социальной активности. В-третьих, разграничиваются процессы приспособления и адаптации. Адаптация, в понимании представителей

интеракционистского подхода, выступает как способ и возможность справиться с проблемными ситуациями, формирующиеся с помощью последовательного ряда приспособлений. Приспособление

раскрывается лишь как элемент адаптации, детерминированный столкновением с конкретной проблемной ситуацией.

Представители гуманистического

направления рассматривают адаптацию в качестве динамического состояния оптимальности, подчеркивая этим процессуально-результирующие аспекты данной категории.

В отечественной психологии, которая опирается на идеи субъектно-деятель-ностного подхода, адаптация выступает процессом приспособления человека к динамичным условиям среды, а также является результатом данного процесса [8; 10; 12]. Представители отмечают следующую специфику адаптации: происходит влияние трудовой деятельности человека на окружающую среду, отмечаются активное включение сознания и изменение личностью результатов адаптации с учетом социальных условий [8].

Б. Д. Парыгин (1985) разводит понятия адаптации и адаптированности. Адаптацию раскрывает как процесс, а адаптированность

- как состояние, которое формируется как результат этого процесса [10]. Адаптация личности в условиях проблемной ситуации протекает с участием адаптивных комплексов. А. А. Налчаджян (1988) определяет их как подструктуры характера личности, формирующиеся и закрепляющиеся при актуализации в сходных социальных ситуациях [8]. А. А. Реан (2006) раскрывает адаптацию личности через ряд основных аспектов. Адаптация, являясь результатом, выступает как уровень итоговой адаптированности; являясь процессом - как пространственно-временные механизмы; являясь источником новообразований - как комплекс активно формируемых качеств [12]. Таким образом, адаптация включает в себя широкий спектр самоизменений, а также выработку новых качеств личности.

В рамках системного подхода адаптация изучается в системах «профессиональная среда - деятельность - личность» и «социальная среда - профессиональная среда

- внутренняя среда» человека. Содержание процесса адаптации представляется как активное формирование (осознанное, неосознаваемое) личностью стратегий и способов овладения ситуацией на разных уровнях регуляции состояния, поведения, деятельности [2; 14].

Анализ категории «адаптация» позволяет заключить, что процесс адаптации характеризуется пассивно-

приспособительными и активно-

преобразующими взаимосвязями личности и среды; адаптация сопровождается процессами взаимного приспособления среды и организма, происходит развитие личности в измененных условиях среды; процесс адаптации детерминируется изменениями внешних условий,

нарушающих состояние внутреннего равновесия.

Анализ смысловых аспектов адаптации показывает нам, что адаптация основывается как на пассивно приспособительных, так и на активно преобразующих связях человека с окружающей средой, представляя собой неразрывные единства тех и других форм связи. При этом адаптация понимается как

процесс и как его конечный результат, выраженный в состоянии адаптированности человека к условиям среды [13].

В качестве методологического основания в изучении феномена социально-психологической адаптации мы обращаемся к логике системного подхода.

Интегрируя концептуальные основания системного похода [3; 5] и содержательные концепции социально-психологической адаптации [8; 10; 12; 13], согласно принципам метасистемного подхода, выступающего базовым методологическим основанием представляемого исследования, была создана теоретическая схема исследования социально-психологической адаптации как системного феномена.

Процесс адаптации есть внешнее активное приспособление индивида к новым условиям среды, приводящее к внутренним изменениям [10]. Адаптированность же есть результат процесса адаптации, то есть как состояние адаптации [8]. Успешность адаптации в основном зависит от личностных особенностей, в совокупности образующих личностный адаптационный потенциал. Адаптивность, обеспечивающая процесс адаптации, относится к свойству личности и рассматривается как способность личности приспосабливаться к динамичным условиям среды [6].

Социально-психологическая адаптация, являясь процессом активного

приспособления субъекта в динамичных условиях, обеспечивает перестройку поведения в соответствии с изменившимися требованиями внешней социальной среды. Необходимым условием успешности данного процесса является анализ и оценка этих изменений. Прогностическая регуляция обеспечивает «предугадывание» новых событий, что, в свою очередь, проявляется в виде опережающей реакции на будущие события в поведении и жизнедеятельности, позволяющей своевременно обеспечить перестройку поведения в соответствии с новыми требованиями.

Первоначально, с 50-х годов, исследовательская традиция в изучении феноменов прогнозирования и антиципации складывалась в контексте перцептивных процессов. С 60-х годов ХХ в. процесс антиципации стал изучаться в структуре личности и деятельности (познавательная

деятельность, исследовательская

активность). В последние годы исследования ориентированы на изучение феномена антиципации в рамках междисциплинарного подхода. Наиболее перспективным в изучении антиципации в отечественной психологии является системный подход. Согласно ему, антиципация выступает как универсальная функция мозга: изучение проявлений антиципации на любом уровне требует учета базовых и общих характеристик антиципации как функции мозга. Й. Лингарт различал следующие антиципирующие реакции:

подготовительные (предварительная ступень антиципации); опережение; целевое представление; мыслительный план деятельности. Данные типы реакций согласуются с уровневой гипотезой организации антиципирующих процессов Б. Ф. Ломова и Е. Н. Суркова. Согласно ей, процесс антиципации выступает в качестве предугадывания событий, ситуаций и проявляется в виде опережающей реакции в поведении на будущие события жизнедеятельности [5].

Изучение прогностической регуляции социально-психологической адаптации связано с необходимостью определения онтогенетических закономерностей ее реализации. Все это предполагает изучение

нормы антиципационной активности на разных возрастных этапах (в подростковом, юношеском возрасте, периоде взрослости), а также исследование трех уровней прогнозирования (антиципационного,

собственно прогностического и

мотивационного).

Система прогностической регуляции включает в себя три уровня прогнозирования: антиципационный,

собственно прогностический и

мотивационный, которые через процессы произвольной саморегуляции обеспечивают регуляцию социально-психологической адаптации, что, в свою очередь, проявляется в системе межличностного взаимодействия. Система осознанной регуляции и саморегуляции поведения является системным многоуровневым процессом психической активности человека, направленной на выдвижение целей и управление их достижением. Система включает в себя операциональный уровень (планирование целей, программирование, моделирование условий, корректирование активности и ее результатов) и регуляторно-личностный уровень (самостоятельность и гибкость) [7]. Процессы осознанной саморегуляции поведения обеспечивают произвольный уровень регуляции процессов прогнозирования (см. рис.).

Рис. Концептуально-теоретическая модель исследования прогностической регуляции социально-психологической адаптации

Вывод

Таким образом, социально-психологическая адаптация, рассматриваемая в качестве системного феномена, включает в

1. Абульханова-Славская К. А. Современная личность: психологические исследования. М. : Изд-во ИП РАН, 2012. 620 с.

2. Дикая Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности. Дисс. ... д-ра псих. наук. М., 2002. 342 с.

3. Карпов А. В. Психология деятельности. Метасистемный подход. Т. 1. М. : Изд-во РАО, 2015. 546 с.

4. Карпов А. В. Социальная идентичность: метасистемный подход // Курский научно-практический вестник. Человек и его здоровье. 2017. № 2. С. 124-134.

5. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М. : Наука, 1980. 280 с.

6. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2016. 583 с.

7. Моросанова В. И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 132-144.

1. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Sovremennaya lichnost': psikhologicheskiye issledovaniya [Modern personality: psychological research]. Moscow, IP RAS Publ., 2012. 620 p. (In Russian)

2. Dikaya L. G. Psikhologiya samoregulyatsii funktsional'nogo sostoyaniya sub"ekta v ekstremal'nykh usloviyakh deyatel'nosti [Psychology of self-regulation of a subject's functional state in extreme conditions of activity]. Psychology Doctoral diss. Moscow, 2002. 342 p. (In Russian)

3. Karpov A.V. Psikhologiya deyatel'nosti. Metasistemnyy podkhod [Psychology of activity. Metasystemic approach]. Vol. 1. Moscow, RAE Publ., 2015. 546 p. (In Russian)

4. Karpov A.V. Social identity: a metasystemic approach. Kurskiy nauchno-prakticheskiy vestnik. Chelovek i ego zdorov'e [Kursk scientific-practical proceedings. Man and his health]. 2017. No. 2. Pp. 124-134.

5. Lomov B. F., Surkov E. N. Antitsipatsiya v strukture deyatel'nosti [Anticipation in the structure of activity]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 280 p. (In Russian)

6. Maklakov A. G. Obshchaya psikhologiya [General psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2016. 583 p. (In Russian)

7. Morosanova V. I. Development of the theory of conscious self-regulation: a differential

себя пять основных аспектов изучения:

онтологический, структурный,

функциональный, генетический и интегративный.

8. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М. : Эксмо, 2010.368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43-56.

10. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб. : Изд-во ИГУП, 1999. 592 с.

11. Платонов К. К. Структура и развитие личности: психология личности. М. : Наука, 1986. 256 с.

12. Реан А. А., Кудашев А. А., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.

13. Свенцицкий А. А. Социальная психология. М. : ТК Велби; Проспект, 2004. 336 с.

14. Социальная психология / Под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Соснина, М. А. Красникова. М. : Форум, 2011. 496 с.

approach. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 2011. No. 3. Pp. 132-144. (In Russian)

8. Nalchadzhyan A. A. Psikhologicheskaya adaptatsiya: mekhanizmy i strategii [Psychological adaptation: mechanisms and strategies]. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 368 p. (In Russian)

9. Osnitskiy A. K. Defining the characteristics of social adaptation. Psikhologiya i shkola [Psychology and School]. 2004. No. 1. Pp. 43-56.

10. Parygin B. D. Sotsial'naya psikhologiya. Problemy metodologii, istorii i teorii [Social Psychology. The problems of methodology, history and theory]. Saint Petersburg, IGOE Publ., 1999. 592 p. (In Russian)

11. Platonov K. K. Struktura i razvitie lichnosti: psikhologiya lichnosti [Structure and development of personality: psychology of personality]. Moscow, Nauka Publ., 1986. 256 p. (In Russian)

12. Rean A. A., Kudashev A. A., Baranov A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika [Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice]. Saint Petersburg, Praim-EVROZNAK Publ., 2006. 479 p. (In Russian)

13. Sventsitskiy A. A. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow, TK Velbi, Prospekt Publ., 2004. 336 p. (In Russian)

Литература

References

14. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Ed. by A. L. Zhuravlev, V. A. Sosnin, M. A. Krasnikov. Moscow, Forum Publ., 2011. 496 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Ахметзянова Анна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дефектологии и клинической психологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 11.04.2018 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliations

Anna I. Akhmetzyanova, Ph. D. (Psychology), assistant professor, the chair of Defectology and Clinical Psychology, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]

Received 11.04.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.