Задорожная Надежда Викторовна, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», кандидат филологических наук, г. Челябинск, е-mail: nadezhda.zadorozhnaja@ yandex.ru
Могильная Дарья Александровна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», г. Челябинск, е-mail: mogilnaya.da@gmail. com
Zadorozhnaya Nadezhda Viktorovna, deputy director for educational and methodical work of the Chelyabinsk College of industry and municipal economy named after I. P. Osadchy, candidate of philological sciences, Chelyabinsk, e-mail: nadezhda.za-dorozhnaja@yandex.ru
Mogilnaya Daria Alexandrovna, a lecturer of the Chelyabinsk College of industry and municipal economy named after I. P. Osadchy, Chelyabinsk, e-mail: mogilnaya.da@gmail.com
Сведения для цитирования: Малиновский, Е. С. Феномен «социальная активность» [Текст] / Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 106-115.
УДК 377 ББК 74.5
ФЕНОМЕН «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»
Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов
Статья предваряет инновационную деятельность работников Копейского политехнического колледжа с позиций методологических (ретроспективных и перспективных) оснований понимания, формирования и оценивания представленности и (или) выраженности группы компетенций, входящих в состав феномена «социальная активность» у современного молодого человека; предлагает обсуждать новые аспекты категорий «социализация», «воспитание», «гражданское образование».
Ключевые слова: воспитание, гражданственность, гражданское образование, креативность, ответственность, пассионарность, социализация, социализованность, социальные компетенции, социальная активность.
Социальная активность.
Нам предстоит детально рассмотреть этот феномен в рамках начатой 27 ноября 2018 г инновационной работы на базе Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова. Системный анализ любого явления предполагает описание его терминологического пространства [1]. Предварительно, в качестве гипотезы, социальная активность может быть описана и определена как группа (комплекс) позитивных социальных компетенций или (как традиционно мы их называем) качеств личности, например, ответственность, гражданственность, пассионарность, креативность и др. Эти качества названы Президентом РФ В. В. Путиным в числе прочих позитивных: как задача возрождения социальной мощи России через духовные скрепы [2].
А качества личности, как давно и всеми признано, формируются под влиянием целенаправленного, специально организованного воздействия на сознание, чувства, волю и поведение человека [3]. И это воздействие принято называть воспитанием.
Рассматривая феномен «социальная активность» как объект воздействия, как объект социального вмешательства, следует начать с обсуждения категории «воспитание». Ведь «социальная активность» — это объект воздействия, а воспитание — это инструмент данного воздействия.
А что мы знаем о воспитании? Вот об обучении мы знаем, что в нем наличествуют два вида деятельности: преподавание (педагог) и учение (ученик). А в воспитании? В нем тоже наличествуют два вида деятельности: воспитателя
и воспитанника. А как они названы исследователями? Оказывается, в отечественно педагогике в разделе «Теория воспитания» эти феномены никак не названы!
А вот В. И. Даль для описания деятельности воспитателя употребляет следующие слова: «заботиться», «вскармливать», «кормить», «одевать», «научать», «наставлять», «обучать» [4]. Таким образом, воспитатель — субъект всех этих действий. Воспитанник же — это тот, «... кого воспитатель воспитывает...» [4, с. 249], т. е. объект, на который направлено действие (воздействие). Получается, что воспитанник — это пассивный, только принимающий, не производящий ответного действия, не проявляющий активности объект. Но сегодня все исследователи утверждают, что воспитанник — это субъект, причем полноправный субъект взаимодействия с другим субъектом — воспитателем. Следовательно, осваивая социальные компетенции, воспитанник выступает как объект воздействия со стороны воспитателя, а когда воспитанник их воспроизводит в своей жизнедеятельности, то становится субъектом. Активным субъектом социальных отношений. Поэтому К. Маркс и определял личность как совокупность социальных отношений.
Социальная активность предполагает действия субъекта, личности, направленные и вовнутрь (на себя), и вовне (на других). Действия, направленные вовнутрь, — это действия по освоению социальных компетенций. Действия же, направленные вовне, — это поступки.
Заметим, кстати, что «воспитание», «воздействие» имеют глагольную приставку «вос-» («воз-»), которая «.означает: 1) направление действия вверх. 2) создание чего-либо вновь...» [5, с. 78]. Каждый по-ступ-ок — как ступ-енька (курсив наш — С. М., Е. М.), ведущая вверх, к нравственному совершенствованию. Таким образом, воспитание — это передача и освоение только позитивных социальных компетенций, которые, собственно, и обеспечивают позитивную социальную активность человека.
В рамках инновационной площадки мы предполагаем ограничиться рассмотрением социальной активности только в сфере производственной деятельности обучающихся (практики или участия в WolrdSkills) и будущих специалистов на производстве.
Знакомая незнакомая категория «воспитание».
Выше мы уже начали обсуждение актуального понимания категории «воспитание». А как же его понимали в прошлые века?
Говоря о воспитании, не оригинально ли было бы начать с утверждения, что воспитание может все? Но Я. А. Коменский уже сказал это еще в XVII веке.
Сказать, что не хлебом единым... Но и эту мысль уже сформулировал Ж. Дантон в XVIII веке, сказав: «После хлеба для народа самое главное — школа». Заметим, слово «школа» восходит к аристотелевскому охоАя, что означает рационально организованный досуг, заполненный полезными, социально значимыми занятиями.
Не ново было бы и сказать, что великой страну может сделать только образование (воспитание и обучение), поскольку канцлер Бисмарк уже сказал в XIX веке, что Пруссию великой сделал УЧИТЕЛЬ.
Сказать, что надо поднять учителя на такую высоту, на какой он еще никогда не был ни в одном обществе и ни в одном государстве? Но и это было уже сказано В. И. Лениным в XX веке.
Но теперь, в XXI веке, наконец-то, справедливо было бы сказать главное. и понять всем без исключения, что ВОСПИТАНИЕ — это способ существования человечества. И если мы не будем вкладываться в воспитание в полной, необходимой и достаточной мере, то обеспечим человечеству прямой путь к гибели. У нынешнего поколения перед глазами яркий пример потерянного поколения 90-х годов прошлого века, когда мы практически отказались от воспитания, считая, что воспитание может быть реализовано в процессе обучения [6; 7; 3].
Итак, мы исходим из того, что, действительно, воспитание может все: в том числе и сформировать социальную активность молодых. Только для этого нужна новая, современная «воспитательная компонента» [2].
Социализация и гражданское образование.
Воспитание (его организацию и содержание) следует квалифицировать как некий глобальный способ управления и социализацией, и гражданским образованием подрастающих поколений [8; 9]. Однако, если понимать социализацию как функцию общества по отношению к каждому его члену, а гражданское образование как функцию государства по отношению к каждому его гражданину, то воспитание — это, действительно, социально апробированный на протяжении всей истории человечества способ реализации данных функций (сначала, с момента возникновения человечества, это функция социализации, а затем, по мере возникновения
государственности, и функция образования вообще, и гражданского в частности).
Реализацию же воспитания в государстве осуществляют специально созданные социально-образовательные институты, в которых работают специально подготовленные специалисты. Таким образом, воспитание — это способ реализации функций: социализации в обществе и гражданского образования в государстве.
Технико-технологическое исполнение этих функций поручено системе образования1 (совокупности социально-образовательных институтов, в основном и по преимуществу образовательным учреждениям, для которых воспитание не является приоритетом по отношению к обучению и поэтому реализуется на основе принципа воспитание в процессе обучения как нечто необязательное и/или второстепенное).
В связи со сказанным в рамках инновационной деятельности мы предполагаем усиление «воспитательной компоненты» [2] за счет оснащения педагогических работников инструментарием для: а) отбора содержания социализации и б) измерения позитивной социальной активности.
Субъект воспитания.
Во всех образовательных организациях есть специалисты, «... осуществляющие воспитание, принимающие на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии "воспитатель" объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу» [6, с. 43].
Заметим, что в этом определении различаются позиции воспитателя: а) профессиональная и б) гражданская. Но поскольку «гражданская личностная позиция» [6, с. 43] реального воспитателя может быть и позитивной («социальное воспитание» [6, с. 269]), и негативной («диссоциальное воспитание» [6, с. 71]), постольку мы будем обсуждать только «профессиональную роль» [6, с. 43] воспитателя как профессионала, специалиста, в определенном смысле технолога, владеющего формами организации фронтального, группового и индивиду-
1 Еще до открытия инновационной площадки С. Г. Молчанов выдвинул гипотезу о том, что следует создавать наряду с системой образования и систему социализации и что следует ввести единый социализационный экзамен (ЕСЭ) для всех граждан. Интервью об этом было опубликовано в «Российской газете» в ноябре 2015 г
ального воздействия, формами социализацион-ных занятий, методами, приемами и средствами социализирующего воздействия. Заметим, что «от воспитателя требуется владение определенными профессиональными качествами: уметь проектировать цели и задачи воспитания, предвидеть и анализировать результаты своей деятельности, организовывать жизнедеятельность воспитанников.» (выделено нами — С. М., Е. М.) [6, с. 43].
Остановимся на компетенции педагога «проектировать цели» [6, с. 43]. Если понимать цель как желаемое состояние объекта воздействия (воспитанника), то ее (цель) можно определить и как «воспитанность» [6, с. 43], и как гражданственность, и как «социальную компетентность» [6, с. 42], и как социализованность. И если эта цель основная, то какие дополнительные цели, обеспечивающие достижение этой основной, должно сформулировать общество и государство?
Это, на наш взгляд, как минимум три цели, и они должны присутствовать и определять деятельность педагогического работника.
Триединство целей.
Первая цель (табл. 1) должна отвечать на вопрос «Что воспитывать?», т. е. государство должно определить и сформулировать стандартное содержание социализации. Так же, как это сделано по поводу стандартного содержания образования. Чтобы было понятно, какими социальными компетенциями должна быть наполнена социализованность или социальная компетентность (воспитанность, гражданственность, социальная активность).
Под содержанием социализации мы понимаем совокупность позитивных социальных компетенций. Таких компетенций, которые обеспечивают позитивную социальную активность молодого человека, вступающего в жизнь и в профессию. Эта цель не столько педагогическая, сколько и политическая, и идеологическая, и экономическая. Поэтому она должна формулироваться на уровне законодательной власти (Государственная дума) и Президента РФ, что и делается в Посланиях Президента РФ и различных государственных программах, но не подкрепляется нормативными документами на уровне Минпросвещения и Минобрнауки России и методическими рекомендациями на уровне РАО РФ.
Вторая цель (табл. 1) должна отвечать на вопрос «Как воспитывать?», т. е. определять и описывать стандартное содержание воспитания. Под содержанием воспитания мы пони-
маем некие традиционные и инновационные2 формы, методы, приемы и средства социального вмешательства, обеспечивающие освоение и интериоризацию позитивных социальных компетенций. А это значит не просто понимание информации о позитивных компетенциях, но и позитивно-аффективное отношение к ним, а также и их явленность в поступках.
Интериоризация понимается нами как включение каждой позитивной компетенции во внутреннее устройство личности. Ведь личность и понимается нами как совокупность социальных компетенций, накопленных в общественно-историческом опыте человечества. В свою очередь, личность проявляется в поступках. Поступок же
Такое триединство цели, на наш взгляд, должно обеспечить наполнение новой воспитательной компоненты [2] в образовательной организации.
На самом деле, ведь воспитание — это способ воздействия на социальный и гражданский статусы человека. Из этого следует, что для воспитания объектом воздействия выступает социальный и (или) гражданский статус. Содержание же самого воздействия есть передача социальных и (или) гражданских компетенций [содержания социализации и (или) гражданского образования] от субъекта к объекту воздействия. При этом заметим, что социальный и (или) гражданский статус есть не что иное, как совокупность социальных и (или) гражданских компетенций и степень их адекватности неким общественно-исторически сложившимся представлениям об их необходимой и достаточной представленности и выраженности.
2 Почему «инновационные»? Потому что еще в Послании Президента РФ В. В. Путина была сформулирована задача создать в образовательных организациях современную, новую воспитательную компоненту [2]. В сегодняшнем виде она отвечает только на вопрос «КАК?», поскольку вся воспитательная работа понимается как совокупность неких воспитательных мероприятий. А это ответ только на один из трех вопросов, а именно «КАК?»
(табл. 1).
можно определить как экстериоризацию интери-оризированных социальных компетенций.
Третья цель (табл. 1) должна отвечать на вопрос «Каков уровень освоенности?» и предлагать педагогу стандартный инструментарий для оценивания позитивной социализованности. И поскольку социализованность — это освоенность и (или) интериоризованность позитивных социальных компетенций, а также их экстерио-ризация в виде поступков (актов, акций, деяний, подвигов), постольку инструментарий для оценивания должен фиксировать увеличение (хуже, если уменьшение) позитивных поступков в каком-то временном интервале, т. е. дельту прироста социальной активности.
Следовательно, процессы социализации и гражданского образования испытывают влияние не только воспитания как специально организованных процедур, осуществляемых специально подготовленными специалистами, но множества других стихийных, неуправляемых, не зависящих от воли и сознания педагога (взрослого) факторов. И при этом мы полагаем необходимым сразу пояснить нашу позицию следующими исходными основаниями, которые мы и предлагаем как гипотезы для обсуждения в рамках нашей инновационной площадки.
1. Воспитание — это способ передачи: а) содержания социализации и б) содержания гражданского образования [при этом мы подчеркиваем, что следует различать гражданскую образованность (когда человек знает свои гражданские права и обязанности) и гражданскую социализованность (когда он действует как гражданин, совершает гражданские поступки); заметим также, что гражданская образованность является объектом воздействия со стороны обучения, а гражданская социа-лизованность — со стороны воспитания].
2. Социализация — это организация освоения социальных компетенций, обеспечивающая достижение каждым индивидуально максимально возможной выраженности социализованности
Таблица 1
Дополнительные цели к основной «Формирование позитивной социализованности»
Цели Показатели Наименование государственных стандартов
Цель-содержание ЧТО? (воспитывать) Содержание социализации или совокупность позитивных социальных компетенций
Цель-деятельность (педагога) КАК? (формировать) Содержание воспитания
Цель-идентификация КАКОВ? (уровень социализованности) Инструментарий для оценивания социализованности и (или) социальной активности
[исполнение универсальных (общечеловеческих), тендерных (различающихся по признаку половой принадлежности), гражданских и других социальных компетенций];
3. Гражданское образование — это организация освоения гражданских компетенций, обеспечивающая достижение каждым индивидуально максимально возможной выраженности гражданственности и социальной активности [исполнение обязанностей гражданина3 России, родного края (города, поселка, села, деревни), образовательной организации, любого другого социального института, в структуре которого человек живет, работает или учится].
Обсуждая проблемы социализации и гражданского образования, нельзя обойти вниманием исследования этих феноменов и опыта их реализации в государствах Европы. Причем лидером в решении этих проблем стала Франция с ее Великой буржуазной революцией и Гражданским кодексом Наполеона.
Европейский взгляд.
Нужно признать, что в Европе, и в частности во Франции, гораздо более давние традиции в области обсуждения и понимания процессов социализации и гражданского образования, чем в России. Общественная, философская и педагогическая мысль, инициированная так называемым третьим сословием во Франции в начале XVI века, обеспечила возникновение идеологии и практических основ социализации и гражданского образования. В России в это же самое время, т. е. в конце XV века, «оформлялось Судебником 1497 г., указами о заповедных летах и урочных летах» [10, с. 659] «...в общегосударственном масштабе крепостное право» [10, с. 659], и завершилось оформление рабства «. окончательно — Соборным уложением 1649 г.» [10, с. 659], т. е. в середине XVII века. Таким образом, когда в Европе начинает обсуждаться гражданственность, в России закрепляется сервильность.
Так, в 1530 г. в Европе Эразм Роттердамский публикует Трактат о гражданстве. Это, в частности, означает, что феномены «гражданское образование» и «социализация» обсуждались философами и политическими деятелями
3 «Гражданин» этимологически восходит к слову «град», которое является старославянским синонимом современного слова «город». Таким образом, гражданин — это житель города. На международном форуме «О гражданском воспитании. » (Мадагаскар, 2007 г.) бельгийский социолог Жан-Марк Эгю на вопрос: «Какова европейская традиция понимания слова "гражданин" (фр. "citoyen", англ. "citizen", русс. "гражданин"; от англ. "city" и от русс. "город")?» ответил: «Житель города...».
задолго до Великой французской буржуазной революции, которая окончательно зафиксировала разницу между категориями «подданный» (sujet) и «гражданин» (citoyen). «En France avant la Révolution, l'éducation civique entre dans ce que l'on appelait la "civilité": des ouvrages comme Le Traité de civilité d'Érasme (1530) ou Les Règles de la bienséance et de la civilité chrétienne de J.-B. de La Salle (1711) rappelaient les principes du comportement en société» [11, с. 103]4.
Эразм Роттердамский и Ж-Б. де Ла Саль понимают гражданское образование как освоение «les principes du comportement en société», т. е. «принципов поведения в обществе» [11, с. 103]. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что человека следует оценивать относительно его способов поведения в социуме, относительно его поступков. А принципы выступают как оформленное общественное мнение относительно позитивных и негативных социальных компетенций.
Что же касается термина «éducation civique» [гражданское образование (воспитание и обучение)], то он был включен в словарь Французской академии в 1845 г., но сами реалии и слова «гражданин» и «воспитание гражданина» появились во французском политическом обиходе уже к 1770-1775 гг. [11, с. 103]. Таким образом, можно утверждать, что феномен «гражданское образование» входит в состав феномена «социализация» на этапе возникновения и оформления государственности в общественных отношениях, зафиксированных в виде общественного договора.
Преподавание гражданственности — это подготовка человека к социальной жизни в государстве, а не только изучение и освоение гражданского права («гражданского долга», «гражданской доблести», «лояльности по отношению к государству» [11, с. 103]).
Термин «гражданский долг» («гражданственность»), тесно связанный с феноменом «ответственность», широко употреблялся задолго до и во времена Французской буржуазной революции. Но вот в словаре Французской академии он появился только в 1845 г.
Термин же «гражданин» [в связи с терминами «образование (воспитание и обучение)»]
4 «Во Франции перед Революцией гражданское образование (воспитание и обучение) включается в понятие, называемое "гражданство": научные труды, такие как Трактат о гражданстве Эразма Роттердамского
(1530) либо Правила доброделания, или христианская гражданственность Ж.-Б. де Ла Саля (1711), определяют принципы поведения человека в обществе» (перевод наш — С. М.).
появился в 1770-1775 гг. Д. Дидро в «Энциклопедии» в статье «Гражданин» различает термины «подданный» (sujet) и «гражданин» (citoyen). Гражданин — это участник суверенитета, участник исполнения верховной власти, участник того, что мы сейчас называем государственно-общественным управлением.
«La Chalotais réclame une "éducation civile" pour "préparer des citoyens à l'État"» [11, с. 103]5. Таким образом, содержание гражданского образования ориентировано на подготовку «гражданина для Государства» [11, с. 103] по Ла Шалоте. Французская революция уточнила понятие «гражданин», внеся в него смысл обладания правами, которые вытекают из естественного права и универсальной морали, закрепленных в юридическом статуте гражданина французским национальным законодательством. Во времена Реставрации гражданское образование было сведено к образованию «моральному» («нравственному») и «религиозному». В ходе последующих законодательных дебатов между республиканцами и монархистами религиозное образование было исключено из школьного образования, и первая статья французского Закона об образовании, принятого 28 марта 1882 г., гласит: «Начальное образование включает преподавание (просвещение) моральное и гражданское, чтение, письмо.» (подчеркнуто нами — С. М., Е. М.) [11, с. 103].
Из этого следует, что социализация (воспитание) поставлена перед образованием (обучением). Этот же приоритет определен и в нынешнем Российском ФЗ «Об образовании.» [12].
Но это во Франции касалось только начального образования, а вот в среднем образовании гражданское образование игнорировалось вплоть до Второй мировой войны.
Вот что фиксируют исследователи Л. Аре-нилла, Б. Госсо, М.-К. Ролланд, М.-П. Руссель: «Ignorée dans l'enseignement secondaire jusqu'à la Seconde Guerre mondiale, l'instruction morale et civique apparaît dans le premier cycle des lycées à raison d'une heure par semaine; il est prévu une demi-heure dans le second cycle pour l'éducation civique seule. La réforme Haby, en 1975, en regroupant certaines matières d'enseignement sous les rubriques de "sciences socials" et de "disciplines d'eveil" fait disparaître l'éducation civique comme discipline à part entière. En 1985, elle est
5 «Ла Шалоте определяет "гражданское образование (воспитание и обучение)" как "подготовку граждан для Государства"» (перевод — С. М.).
réinscrite dans les horaires et les programmes par J.-P. Chevènement» [11, с. 103]6.
Европейские, в частности французские, философы, просветители и педагоги пользовались и пользуются следующими терминами: la bienséance [11] — «благопристойность, учтивость, приличие, доброделание»; la civilité [11] — «вежливость, культурность, гражданственность» (civil — «гражданский, вежливый, учтивый»); la civilité chrétienne [11] — «христианская образованность (воспитанность), благочестие»; le civisme [11] — «гражданская доблесть, гражданский долг, лояльность»; le comportement en société [11] — «поведение в обществе».
Можно, опираясь на позиции наших европейских коллег, хотя они и выглядят теперь несколько архаичными и не слишком адекватными российской традиции, считать, что все эти слова описывают и наполняют терминологическое пространство, ретроспективное и актуальное, феноменов «социальная активность», «ответственность», «гражданственность», «социализо-ванность» и «социальная компетентность» [1].
Антропоцен — эпоха социальной активности.
Выше мы сформулировали мысль о том, что воспитание — это основной способ существования человечества.
В истории Земли сейчас наступила эра Человека, названная сначала «антропоген» (< гр. anthropos—«человек» + гр. genos—«рождение»)7. В связи с этим во второй половине XIX века появляется термин «антропоцентризм» «.для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания» [10, с. 67] и утверждающих, что «.человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания» [13, с. 67]. Возможно, эта теория ста-
6 «Игнорируемое на второй ступени образования вплоть до Второй мировой войны, моральное и гражданское образование появилось на уровне первого цикла дисциплин в лицеях в виде одного часа в неделю; а также в виде получасового занятия на уровне второго цикла, но только как гражданское образование. Реформа Габи (в это время министр) в 1975 г., сгруппировав некоторые дисциплины под рубрикой "социальные науки" и "дисциплины социальной инициации" привела к исчезновению гражданского образования (воспитания и обучения) как дисциплины. Но в 1985 г. гражданское образование было возвращено в расписание занятий и в программы новым министром Ж.-П. Шевенманом» (перевод — С. М.).
7 Последняя современная система (период кайнозоя, продолжающийся около 700 тыс. — 1 млн лет) подразделяется на плейстоцен («нижнее подразделение антропогена» [13, с. 609]) и голоцен («верхнее подразделение антропогена; послеледниковое время» [13, с. 210]; «.важнейшим событием этого периода было появление человека» [13, с. 66]).
ла основанием для антропософии (< гр. апШгоро8 — «человек» + гр. 8орЫа — «мудрость»), которую диалектические материалисты определяли так: «. мистическая доктрина, разновидность теософии, основанная в 1913 г. Р. Штайнером; содержит фантастическое толкование различных областей знания, а также методику развития предполагаемых "тайных способностей" человека к духовному господству над природой» [10, с. 66].
Более симпатизирующая антропософии точка зрения формулируется так: «. разновидность теософии, учение, ставящее целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т. п.). идеи антропософии были положены в основу особой системы воспитания, получившей известное распространение на Западе» [13, с. 67].
Мы обратились к этим рассуждениям только для того, чтобы подчеркнуть, что представители названных выше научных направлений так же, как и мы, ищут пути и средства формирования все большей социальной активности человека, его определяющей роли в судьбе планеты Земля.
Для нашей инновационной площадки и ее методологических оснований представляет интерес следующий факт. «На традиционной ежегодной конференции лауреатов Нобелевской премии был оглашен Стокгольмский меморандум. Ведущие ученые мира предложили принять ряд мер, чтобы сохранить планету для потомков. Началась новая геологическая эпоха — антропоцен: деятельность человека становится главным фактором, меняющим условия существования всего живого» [14, с. 2]. И далее говорится: «... если человечество желает жить и дальше, оно должно прекратить бездумное потребление, добиться экологической устойчивости, искоренить нищету и экономическое отставание. Добиться этого можно, если немедленно разработать и внедрить новые показатели благосостояния взамен ВВП, снизить пик выбросов углекислого газа не позднее 2025 г., устроить новую сельхозреволюцию и всемерно поощрять научную грамотность, особенно среди молодежи. Задача трудная, но достижимая. Была бы. воля, а сила найдется» [14, с. 2].
Итак, появился новый феномен, обозначающий новый период в существовании планеты Земля и цивилизации — «антропоцен» (< гр. аПИгоро8 — «человек» + гр. като8 — «новый»). Таким образом, нобелевские лауреаты считают, что «деятельность человека становится главным фактором, меняющим условия существования всего живого» [14, с. 2].
Мы вполне доверяем им, тем более, что открытия нобелевских лауреатов существенным
образом повлияли на возможности человека. Но чем больше технические возможности, тем большая ответственность ложится на человека (человечество).
Таким образом, эпоха антропоцена — это эпоха ответственности человека. Ответственности каждого перед человечеством и человечества перед каждым человеком. Следовательно, социальная активность (при условии ее позитивности) — это и ответственность, и гражданственность, и пассионарность, и креативность.
Само- или социореализация.
В актуальной педагогической науке практически все исследователи пользуются термином «самореализация», когда речь идет о тех высотах, которые должны быть достигнуты воспитанником. Используется этот термин и в нормативных документах. Данный термин был вложен даже в уста Президента РФ В. В. Путина его советниками. Так, в ходе январского (2019 г) визита в Калининград В. В. Путин подчеркнул необходимость создания благоприятной культурной инфраструктуры для каждого гражданина России для его успешной самореализации. В этой связи мы посчитали важным направить в адрес Президента РФ следующее предложение: вместо термина «самореализация» употреблять термин «социореализация». Наше предложение было рассмотрено в Администрации Президента РФ, направлено в Минпросвещения России и принято к сведению [15].
По каким основаниям предпочтительнее употребление термина «социореализация»?
Во-первых, существует правило, что сложное (с двумя корнями) слово образуется либо из слов только с русскими корнями, либо — только с иностранными. Например, авто... и ...мобиль8. Если оба корня перевести на русский язык, это будет выглядеть так: само... + ...движущийся. Но сказать само-мобиль (mobik) или авто- (auto) движущийся нельзя. Это и нарушение правил, и нелепо. Так может сказать только человек либо малообразованный, либо не уважающий русский язык.
Поэтому, если мы хотим создать двукорен-ное слово и передать смысл «само-» и при этом использовать в качестве второго корня латинский корень realis (вещественный) [13, с. 661]9, то следовало бы слово «само-» перевести на
8 Слово automobile заимствовано из французского языка, а образовано из двух иноязычных корней — гр. autos («сам») + лат. mobilis («подвижной») [13].
9 «Реализация (< позднелат. realis — «вещественный»): 1) осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т. п.; 2) продажа товара, превращение имущества или ценных бумаг в деньги».
латынь (autos), в которую слово это перекочевало из греческого.
И тогда компетентный человек, уважающий русский язык, должен сказать «аутореали-зация».
Например, в психологической практике существует феномен «аутотренинг». Ведь никто не пытается говорить «само-тренинг». Но, к сожалению, многие (и даже обладатели ученых степеней) в научных и методических текстах не соблюдают правил, без должного уважения относятся к русскому языку.
Во-вторых, в Послании Президента РФ (12.12.2012) было указано на «дефицит духовных скреп» [2], т. е. на слабую выраженность у российского гражданина таких качеств (социальных компетенций), как ответственность, гражданственность, духовность, пассионарность, креативность и т. д. А это качества, которые лежат в основании социальной активности. И понятно, что социальная активность может быть реализована только в социуме. Следовательно, полезность человека определяется «проведением в жизнь какого-либо плана, проекта, программы» [13, с. 661], полезных для людей, а это не «само-», а социореализация. И все вышеназванные качества (социальные компетенции) реализуются в социальном пространстве по отношению к окружающим человека людям в виде поступков (актов, акций, деяний, подвигов). А эти поступки либо полезны (социореализация), либо вредны (диссоциореализация, ауто-реализация, самореализация).
Выводы.
Человек либо полезен обществу (семье, окружающим, государству), либо вреден. Со-циореализующийся человек полезен и другим, и себе. Самореализующийся вреден и другим, и себе. Ведь наркоман, алкоголик, коррупционер и прочие негативные члены общества
«успешно» САМО-, или АУТОреализуются, но они вредны. В социореализации представлены и духовность, и гражданственность, и пассионар-ность, и ответственность, и креативность, а в самореализации — индивидуализм, потребительство, анимальность и прочие негативные качества.
В 2012 г. Президент РФ В. В. Путин сформулировал задачу создания в образовательной организации современной «воспитательной компоненты» [2], и мы начали работать над созданием и апробацией ее инструментального обеспечения. Методики формирования и оценивания позитивной социализованности обучающихся рекомендованы Советом по инновациям при областном МОиН к внедрению во всех образовательных организациях СПО, и на их базе мы планируем создание инструментального и методического обеспечения формирования и оценивания социальной активности обучающихся.
Группа компетенций, входящих в состав социальной активности, обеспечит социореализа-цию, которая означает полезность человека для государства, а не только для себя, и исполнение госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан...».
Таким образом, социальная активность будущего специалиста на производстве может проявлять себя в двух основных сферах. Первая — социально-профессиональные отношения работников в структурном подразделении организации (предприятия). Вторая — профессиональная деятельность, направленная на создание продукта, на увеличение производительности труда, на его рационализацию. Поэтому наши воздействия сосредоточатся на эмоционально-волевой и действенно-практической сферах личности, а конкретно — на таких группах компетенций, как: а) пассионарность и б) креативность.
Библиографический список
1. Буслов,1 Е. В. Кодекс Российской Федерации об образовании — стратегический путь совершенствования образовательного законодательства в Российской Федерации [Текст] / Е. В. Буслов, Ю. А. Кудрявцев, В. М. Сырых // Право и образование. — 2001. — № 4. — С.34-47.
2. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Текст] // Рос. газ. — 2013. — 13 дек. — № 282 (6258). — С. 2-4.
3. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М. : ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]. В 4 т. Т. 4. Р-^ / В. И. Даль. — М. : Рус. яз., 1981-1982. — 683 с.
5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. — М. : Рус. яз., 1985. — 797 с.
6. Педагогика [Текст] / под ред. Ю. К. Бабанского. — М. : Просвещение, 1983 г. — 608 с.
7. Педагогика [Текст] / под ред. Ю. К. Бабанского. — М. : Просвещение, 1988 г. — 479 с.
8. Доменаш, Ж.-М. Чему следует учить10 (Domenach, Jean-Marie. Ce qu' il faut enseigner. — Paris : Seuil, 1989, 190 p.).
9. Гоццер, Дж. Учебные программы и социальные проблемы [Текст] / Дж. Гоццер // Перспективы : Вопросы образования. — 1991. — № 1. — С. 7-19.
10. Советский энциклопедический словарь [Текст]. — М. : Советская энциклопедия, 1979. — 1600 с.
11. Dictionnaire de Pedagogie / L. Arénilla, B. Gossot, M.-C. Rolland, M.-P. Roussel. — Paris : Larousse Bordas, 1996. — 288 p.
12. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» : сб. — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.
13. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст]. — М. : Русские словари ; АСТ ; Астрель, 2007. — 937 с.
14. Курьер «Оракула» [Текст] // Оракул. — 2011. — № 12. — С. 2.
15. Письмо А26-13-1321471 от 11.01.2019 (за подписью Н. Литвиновой, Департамент писем и обращений граждан и организаций Администрации Президента РФ).
For citation: Malinovskij, E. S. Phenomenon "social activity" [Text] / E. S. Malinovskij, S. G. Molchanov // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 106-115.
PHENOMENON "SOCIAL ACTIVITY"
E. S. Malinovskij, S. G. Molchanov
The article introduces the innovation activity of the employees of the Kopeisk Polytechnic College from the standpoint of methodological (retrospective and perspective) grounds for understanding, shaping and evaluating the representation and (or) severity of the group of competencies that are part of the social activity phenomenon of the modern young person; proposes to discuss new aspects of the categories "socialization", "education", "civic education".
Key words: upbringing, citizenship, civic education, creativity, responsibility, passionarity, socialization, socialization, social competences, social activity.
References
1. BuslovE. V., Kudrjavcev Ju. A., Syryh V. M. Kodeks Rossijskoj Federacii ob obrazovanii — strategicheskij put' sovershenstvovanija obrazovatel'nogo zakonodatel'stva v Rossijskoj Federacii (Education Code of the Russian Federation — a strategic way to improve educational legislation in the Russian Federation), Pravo i obrazovanie, 2001, No. 4, pp. 34-47. (In Russian)
2. Poslanie Prezidenta RF Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniju RF, Ros. gaz.,2013, 13 dek, no. 282 (6258), pp. 2-4. (In Russian)
3. Mizherikov V. A., Pidkasistyj P. I. (ed.) Slovar'-spravochnikpopedagogike (Dictionary of Pedagogy), Moskva, TC Sfera, 2004, 448 p. (In Russian)
4. Dal' V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka (Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language), Moskva, Rus. jaz., 1981-1982, 683 p. (In Russian)
5. Ozhegov S. I. Slovar'russkogo jazyka (Russian dictionary), Moskva, Rus. jaz., 1985, 797 p. (In Russian)
6. Babanskij Ju. K. (ed.) Pedagogika (Pedagogy), Moskva, Prosveshhenie, 1983, 608 p. (In Russian)
7. Babanskij Ju. K. (ed.) Pedagogika (Pedagogy), Moskva, Prosveshhenie, 1988, 479 p. (In Russian)
8. Domenach Jean-Marie. Ce qu' il faut enseigner, Paris, Seuil, 1989, 190 p.
9. Goccer Dzh. Uchebnye programmy i social'nye problemy [(Training programs and social problems), Perspektivy: Voprosy obrazovanija, 1991, No. 1, pp. 7-19. (In Russian)
10. Sovetskij jenciklopedicheskij slovar' (Soviet Encyclopedic Dictionary), Moskva, Sovetskaja jenciklopedija, 1979, 1600 p. (In Russian)
11. Arenilla L., Gossot B., Rolland M.-C., Roussel M.-P. Dictionnaire de Pedagogie, Paris, Larousse Bordas, 1996, 288 p.
12. Federal'nyj Zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii», Moskva, Jeksmo, 2013, 208 p. (In Russian)
10 Перевод С. М.
13. Bol'shojilljustrirovannyjslovar'inostrannyh slov(Large illustrated dictionary of foreign words), Moskva, Russkie slovari, AST, Astrel', 2007, 937 p. (In Russian)
14. Kur'er «Orakula» (Courier "Oracle"), Orakul, 2011, No. 12, p. 2. (In Russian)
15. Pis'mo A26-13-1321471 ot 11.01.2019 (za podpis'ju N. Litvinovoj, Departament pisem i ob-rashhenij grazhdan i organizacij Administracii Prezidenta RF).
Малиновский Евгений Станиславович, директор ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», Челябинская область, г. Копейск, e-mail: kpk@kpk74.ru
Молчанов Сергей Григорьевич, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук, г. Челябинск, e-mail: molchanov_chel@mail.ru
Malinovskij Evgenij Stanislavovich, Director of Kopeisk Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov", Chelyabinsk region, Kopeisk, e-mail: kpk@kpk74.ru
Molchanov Sergey Grigorevich, professor of the South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, doctor of pedagogical sciences, professor, full member of the Academy of Humanitarian Sciences, Chelyabinsk, e-mail: molchanov_chel@mail.ru
Сведения для цитирования: Пастухова, Е. В. Влияние информационных потоков на развитие личности : Исторический и современный аспекты [Текст] / Е. В. Пастухова, О. П. Габбасова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 115-119.
УДК 004.9 ББК 32.81
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТЫ
Е. В. Пастухова, О. П. Габбасова
В статье рассматривается влияние информационных потоков на развитие личности на примере трех цивилизаций: дописьменной, цивилизации текста и медиацивилизации. Авторы поднимают проблему, связанную с манипуляционными действиями так называемых управленческих проектов, действующих в медиапространстве и отрицательно влияющих на формирование личности индивида, особенно молодежи. Обоснована необходимость реализации культурно-созидательных проектов, базирующихся на единстве реальной и виртуальной действительности.
Ключевые слова: медиапространство, информация, безопасность социальных систем, молодежь, социальные проекты.
Обеспечение информационной безопасности среды, в которой находится подрастающее поколение, требует разъяснения основополагающих понятий данного явления и изучения особенностей его проявления в рамках социосис-темной парадигмы.
Как известно, любая социальная система базируется на четырех основных процессах: познание, обучение, управление, воспроизводство (производство) [1]. Для всех перечисленных процессов характерно преобразование
человеком информации в любой необходимый ему ресурс [2].
Современный этап развития общества отличается накоплением большого объема информации, которая сопровождает все области обыденных, научных и профессиональных знаний. Человеческий мозг, привыкший мыслить путем постепенного перехода от одного звена в цепи рассуждений к другому, не справляется с возросшим информационным потоком. На смену логическому, понятийному мышлению