УДК 159.923.2
Просекова Елена Николаевна
Prosekova Elena Nikolayevna
аспирант кафедры психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического университета
ФЕНОМЕН САМОСОЗНАНИЯ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ
PhD student, Developmental Psychology and Educational Psychology Department, Shadrinsk State Pedagogical University
THE PHENOMENON OF SELF-AWARENESS IN THE WORKS OF RUSSIAN AND FOREIGN SCHOLARS
Аннотация:
Статья посвящена исследованию феномена самосознания в отечественной и зарубежной науке. Проанализированы определения самосознания в различных школах и направлениях психологии. Акцентируется внимание на многообразии воззрений исследователей в описаниях структуры самосознания. Охарактеризованы выделяемые современным научным сообществом структурные компоненты и уровни самосознания. Конкретизированы аспекты развития и функционирования исследуемого феномена.
Ключевые слова:
самосознание, я-концепция, самооценка, структура, компоненты, развитие самосознания, саморазвитие, саморегуляция.
Summary:
The article studies the phenomenon of self-awareness in domestic and foreign science. The definitions of self-awareness in various psychological schools and approaches are reviewed. The author emphasizes the diversity of scholars' views in the description of the self-awareness structure. The structural components and the levels of self-awareness distinguished by the modern academic community are described. The specific aspects of development and functioning of the phenomenon are specified.
Keywords:
self-awareness, self-concept, self-esteem, structure, components, development of self-awareness, self-development, self-control.
Актуальность работы обусловлена тем, что в ней анализируются моменты, значимые как для психологической науки, так и для социума в целом, - аспекты развития личности. Безусловно, самосознание личности является одной из многогранных, сложных проблем психологической науки и неоднократно оказывалось предметом дискуссий в научных сообществах как в России, так и за рубежом. Однако в современном мире значение данной проблематики особенно усиливается вследствие актуализации вопросов, касающихся свободы личности, что непосредственно связано с гуманизацией человеческого познания и социальных отношений.
Следует отметить, что самобытность в определениях и структурах самосознания прослеживается в рамках концептуальных позиций исследователей, в которых они интерпретируются. Целью работы является анализ и обобщение базовых концепций феномена самосознания, рассмотрение современных направлений в исследованиях данного феномена, определение особенностей его развития.
Прежде всего обратимся к понятию самосознания как психологического феномена в исследованиях отечественных ученых. Так, В.В. Столин характеризует самосознание как совокупность психических процессов, благодаря которым происходит выделение личности из окружающего мира, проявление ее внутренней сущности, изменение отношения к прошлому, настоящему и будущему [1]. И.С. Кон соотносит самосознание с пониманием сущностных сил человека, с его саморазвитием и совершенствованием [2]. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, самосознание человека можно охарактеризовать как феномен, являющийся результатом познания, но не присутствующий непосредственно в переживаниях [3]. По мнению В.С. Мухиной, самосознание представляет собой универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологическую структуру личности [4]. А.Н. Леонтьев характеризует самосознание личности как осознание себя в системе общественных отношений [5]. С точки зрения А.Г. Спиркина, самосознание предполагает осознание характеристик, на основе которых личность получает возможность самооценки, понимания и принятия своей жизненной позиции, смысла существования [6]. По мнению В.С. Мерлина, самосознание предполагает понимание человеком собственной личности как субъекта деятельности, причем самосознание рассматривается им как вторичное образование по сравнению с отношениями субъекта, которые проявляются в деятельности [7]. Ю.Б. Гиппен-рейтер характеризует самосознание как образ «я» и самоотношение [8]. С точки зрения А.Б. Орлова, самосознание определяется через самоотождествление и самопринятие человека [9].
В фундаментальных психологических исследованиях зарубежных ученых феноменология самосознания анализируется несколько иначе, чем в отечественной науке, и часто отождествляется с я-концепцией. Так, У. Джеймс одним из первых психологов разрабатывая проблематику я-
концепции, анализирует личностное «я» как двойственное образование, в котором объединяются и одновременно существуют я-сознающее (процесс познания самого себя, чистый опыт) и я-как-объект (содержание опыта) [10]. Психоаналитические взгляды З. Фрейда на сущность самосознания обнаруживаются преимущественно при отображении самоопределения личности. Анализируя проблематику внутренней структуры «я», автор подчеркивает доминирование в ней бессознательных инстанций [11]. К. Хорни указывает, что ключевым аспектом феномена самосознания являются иллюзорные представления о себе [12]. Взгляд Э. Эриксона обращен к социально-культурному аспекту становления сознательного «я», в котором автор выделяет восемь этапов. В то же время в формировании самосознания личности автор отводит равную роль как социуму, так и самому индивиду [13]. Ч. Кули и Дж. Мид подчеркивают, что самосознание - это интериориза-ция индивидом символов, характерных для его общества, которые усваиваются благодаря взаимодействию с другими людьми. Для Ч. Кули самосознание ассоциируется с неким «зеркальным "я"», возникающим в сознании человека как реакция на обратную связь, получаемую от других людей. Эта информация способствует формированию самопредставления и самооценки человека и в конечном счете определяет развитие его я-концепции [14]. По мнению Дж. Мида, самосознание можно охарактеризовать как преобразованную и перенесенную вовнутрь точку зрения других людей о данном субъекте [15]. Р. Бернс рассматривает самосознание как совокупность я-реального и я-идеального. Под я-реальным подразумевается представление человека о самом себе, то есть своих способностях, социальных ролях, статусе, под я-идеальным - желаемый образ личности [16]. В русле гуманистической психологии К. Роджерс усматривает под я-концеп-цией восприятие индивидом самого себя и механизм регуляции поведения человека [17].
В целом анализ отечественных и зарубежных исследований самосознания позволяет классифицировать имеющиеся точки зрения на сущностную характеристику понятия следующим образом: 1) направленность сознания на самого себя (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.С. Мерлин, З. Фрейд, И.И. Чеснокова); 2) наличие самоанализа, обеспечивающего содержательное наполнение самосознания (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова); 3) проявление самоотношения личности (Ч. Кули, В.С. Мерлин, Дж. Мид, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, И.И. Чеснокова); 4) присутствие регулирующей роли самосознания по отношению к внешнему миру (Р. Бернс, И.С. Кон, Дж. Лёвинджер, В.С. Мерлин, К. Роджерс, В.В. Столин, К. Хорни, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон).
Структура самосознания, так же как и определение самого феномена, является предметом многочисленных дискуссий. Однако необходимо отметить, что относительно структуры самосознания в научных кругах нет единого мнения. Анализ научной литературы по исследуемой проблематике позволил выделить два основных способа построения структуры самосознания: компонентный и уровневый. В компонентных структурах в основном предлагается перечень элементов, представленных продуктами или процессами самосознания. В уровневых структурах авторы прослеживают развитие данного феномена в онтогенезе, отображая структуру самосознания как иерархию уровней. В некоторых структурах самосознания выявлены компонентный и уровневый составы одновременно, а также находит свое отражение генезис данного феномена. Рассмотрим наиболее значимые, на наш взгляд, в психологической науке структуры самосознания.
Так, с точки зрения Л.С. Выготского, структура самосознания включает в себя следующие компоненты: 1) накопление личностью знаний о самой себе, 2) расширение и углубление этих знаний, 3) осознание себя единым целым, 4) дальнейшее развитие собственной индивидуальности, 5) формирование и развитие моральных критериев самооценки, 6) развитие индивидуальных особенностей самосознания [18].
Согласно концепции В.С. Мухиной, самосознание можно рассмотреть как структуру, включающую в себя пять компонентов: 1) самоидентификация с телесной сущностью и именем, 2) стремление к социальному признанию, 3) половая идентификация, 4) психологическое восприятие времени, 5) социальная сфера личности [19].
Ж.И. Намазбаева также представила пятикомпонентную модель самосознания [20]. Однако ее структура имеет несколько иное содержание и представлена такими составляющими, как рефлексия, саморегуляция, идентификация, самооценка и самоконтроль. По мысли автора, центральным компонентом в этой модели является самооценка, которая на основе рефлексии и идентификации способствует реализации самоконтроля и саморегуляции.
И.С. Кон выделяет три компонента в составе самосознания: 1) когнитивный, представляющий осознание человеком личностных качеств и свойств; 2) аффективный, предполагающий оценку данных качеств и свойств, а также связанные с ней самоуважение и самолюбие; 3) поведенческий, подразумевающий готовность и способность действовать в отношении объекта [21].
По мнению В.В. Столина, формирование самосознания обусловлено различием содержания образа «я» и самоотношения. Исследователь выделяет две составляющие образа «я»: знания, объединяющие субъекта по ряду черт и характеристик с другими людьми, и знания, способствующие выделению «я» из общей массы. В.В. Столин [22] полагает, что уровни самосознания обусловлены типом активности субъекта, являющегося одновременно и организмом, и социальным индивидом, и личностью.
И.И. Чеснокова отмечает, что формирование самосознания отличается определенной спецификой в зависимости от возрастных этапов и физического развития человека [23]. Исследователь выделяет три компонента самосознания: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляцию. На первом уровне самопознания происходит соотнесение человека с другими людьми, создаются первичные образы самого себя, относительно устойчивые представления о своем «я», но отсутствует глубинное, целостное понимание своей сущности. На втором уровне самопознания человек оперирует уже сформировавшимися знаниями о себе, проявляется самоанализ, самоосмысливание, возникает обобщенный образ своего «я». На уровне эмоционально-ценностного отношения к себе формируется собственное отношение человека к внутренним проявлениям своего «я», отражаются различные аспекты самоотношения. Третий уровень, саморегуляция, предполагает наличие двух компонентов - управления поведенческими проявлениями и самоконтроля, то есть соотнесения цели, предпосылки и процесса действия. Из рассмотренной структуры самосознания можно заключить, что автор акцентирует внимание на процессуальном аспекте рассматриваемого феномена, тем самым подтверждая значимость регулятивной роли, которая в свою очередь обеспечивает целостность личности.
Похожие трехкомпонентные структуры самосознания с небольшими модификациями предложены в современных исследованиях А.К. Болотовой, Е.В. Кучеровой, О.В. Селезневой, Е.Т. Соколовой и др.
В структуре я-концепции А.К. Болотова [24] выделяет я-образ, самооценку и самоотношение; Е.В. Кучерова [25] рассматривает я-когнитивное, я-экзистенциальное и я-регулятивное; О.В. Селезнева [26] подчеркивает когнитивный, эмоционально-ценностный и регуляторный компоненты; Е.Т. Соколова [27] обособляет когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие исследуемого феномена.
Исследователь Е.А. Аронова базируется на регулятивной функции самосознания в произвольной активности человека и выделяет: ценностные ориентации (принципы, идеалы и цели), направленность личности (установки и мотивации), представления о жизненном пути (психологическое прошлое, настоящее и будущее), а также я-концепцию [28].
У. Джемс определяет наличие в структуре самосознания трех компонентов, подразумевающих физическую, социальную и духовную личность. Физическая личность включает в себя тело и материальную собственность человека, социальная личность предполагает признание его обществом, духовная личность представляет собой психические способности и характеристики человека [29].
К. Хорни в структуре самосознания определяет три я-образа: «эмпирическое (актуальное) "я"» - общность духовных и телесных качеств человека, реализующаяся в определенном поведении; «идеальное "я"» - обусловлено иррациональным воображением личности о себе; «реальное "я"» - внутренняя, «первоначальная сила», «уникальный личностный центр» [30].
В теории Р. Бернса трехкомпонентная структура самосознания выглядит несколько иначе. Она включает в себя, во-первых, образ «я», то есть самопредставление человека, во-вторых, его самооценку, в-третьих, потенциальную поведенческую реакцию - действия, вызываемые особенностями образа «я» и самооценки [31].
Резюмируя вышеизложенное, можно считать общепризнанной трехкомпонентную структуру, в которой Р. Бернс, И.С. Кон, К.К. Платонов, В.В. Столин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова и др. определяют следующие компоненты: когнитивный (рефлексивный, познавательный, рациональный), эмоциональный (аффективный, оценочно-волевой) и поведенческий (регуляторный).
Когнитивный компонент самосознания базируется на процессе самопознания: сравнение себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с личными идеалами или результатами деятельности других. В итоге образуется я-образ, отражающий целесообразное отношение человека к себе.
Эмоциональный, или оценочный, компонент самосознания выражается в самоотношении (эмоциональном отношении к себе) и самооценивании.
Поведенческий компонент самосознания заключается в процессе саморегулирования, реализующемся в двух плоскостях: как саморегуляция поведения и деятельности, направленная на других людей, и как саморегуляция поведения и деятельности, направленная на самого себя.
Когнитивный и эмоциональный компоненты непосредственно связаны между собой, так как оба реализуются в поведении людей. Некоторые исследователи (У. Джемс, С.Р. Пантелеев, В.В. Столин и др.) объединяют их в единую я-концепцию.
Также следует отметить значимость недавно выделенных в науке компонентов феномена самосознания, таких как жизненное пространство, жизненный путь в пространстве и времени, смысл жизни, личностная и гендерная идентичность. Жизненное пространство в качестве компонента самосознания определяет «я» человека как члена территориальной целостности, находящегося в определенных отношениях со средой своего существования (Н.М. Лебедева, 1993; А.В. Сухарев, 1996; И.Л. Степанов, 1997). Жизненный путь в пространстве и времени как компонент самосознания отображает понимание явлений, реально совершающихся или признаваемых
как таковые. Данная точка зрения часто встречается в публикациях К.А. Абульхановой-Славской, посвященных стратегиям жизни (К.А. Абульханова-Славская, 1991).
Также необходимо отметить, что существует и иное мнение о данной проблеме, высказанное Л.И. Анцыферовой. Автор отмечает, что личность сообразна безраздельному личностному пространству и времени создаваемой им жизни, а не жизненному пути (Л.И. Анцыферова, 1999). Однако общепризнано, что жизненный путь является исходом безраздельности личностного пространства и времени. Самостоятельным компонентом самосознания А.А. Иванова называет смысл жизни, воспринимаемый через осознанные устремления и цели, вокруг которых человек устраивает свою жизнедеятельность (А.Н. Леонтьев, 1999; В. Франкл, 1990). И, наконец, как компонент самосознания выступает личностная идентичность, под которой исследователи подразумевают психологическое «я», включающее восприятие личных черт, граней, диспозиций, мотивов (Н.В. Антонова, 1996; Э. Эриксон, 1996). Л.Н. Ожигова [32] выделяет в я-концепции элемент гендерной идентичности. Автор впервые изучает взаимосвязь я-концепции со структурно-динамическими характеристиками гендерной идентичности и смысловыми механизмами в контексте бытийного подхода (Л.Н. Ожигова, 2006).
Анализируя процесс развития рассматриваемого феномена, следует отметить, что самосознание человека складывается на протяжении всей жизни. Многие ученые (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова) отмечают, что развитие самосознания происходит в результате деятельности и взаимодействия с другими людьми. В свою очередь, Л.С. Выготский указывает, что развитие самосознания также неотделимо от культурного содержания среды.
Таким образом, в исследовании систематизированы и обобщены психологические воззрения ученых на сущность феномена самосознания, установлены ключевые компоненты его структуры, представлена характеристика каждого компонента, определены ведущие факторы развития. Определены новые направления в исследовании феномена самосознания. Неизменный интерес современных исследователей к данной проблематике приводит к выделению новых компонентов самосознания, что свидетельствует о сложности и многогранности данного феномена и его неоценимом значении в жизнедеятельности человека.
Ссылки:
1. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.
2. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. 256 с.
3. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб., 2012. 288 с.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2012. 656 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005. 352 с.
6. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 2015. 394 с.
7. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М. ; Воронеж, 2009. 544 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2015. 352 с.
9. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 2002. 272 с.
10. Джемс У. Психология. М., 2011. 318 с.
11. Фрейд З. Я и Оно. Сочинения. М., 2008. 864 с.
12. Хорни К. Невроз и развитие личности : пер с англ. М., 1998. 375 с.
13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. М., 2006. 352 с.
14. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. 312 с.
15. Мид Дж. Избранное. М., 2009. 290 с.
16. Бернс Р. Развитие я-концепции и воспитание. М., 1986. 422 с.
17. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия : пер. с англ. М. ; Киев, 1997. 320 с.
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. М., 2012.
19. Мухина В.С. Указ. соч.
20. Намазбаева Ж.И. История, состояние и тенденции развития современной психологии. Алматы, 2014. 152 с.
21. Кон И.С. Указ. соч.
22. Столин В.В. Указ. соч.
23. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 144 с.
24. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 116-125.
25. Кучерова Е.В. Проблема развития самосознания в дошкольном возрасте // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста / под ред. Л.А. Парамонова, Г.Г. Кравцова. М., 1987. 242 с.
26. Селезнева О.В. Динамика становления когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов самосознания на протяжении подросткового и юношеского возрастов : дис. ... канд. психол. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2006. 196 с.
27. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989. 129 с.
28. Аронова Е.А. Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека : дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 190 с.
29. Джемс У. Указ. соч.
30. Хорни К. Указ. соч.
31. Бернс Р. Указ. соч.
32. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации : дис. ... д-ра психол. наук. Краснодар, 2006. 431 с.
References:
1. Stolin, VV 1983, The self-consciousness of the individual, Moscow, 284 p.
2. Kon, IS 1989, Psychology of early adolescence, Moscow, 256 p.
3. Rubinstein, SL 2012, Being and consciousness, St. Petersburg, 288 p.
4. Mukhina, VS 2012, Age-related psychology. Phenomenology development, Moscow, 656 p.
5. Leontiev, AN 2005, Activities. Consciousness. Personality, Moscow, 352 p.
6. Spirkin, AG 2015, Core philosophy, Moscow, 394 p.
7. Merlin, VS 2009, Personality psychology, Moscow, Voronezh, 544 p.
8. Gippenreiter, YB 2015, Introduction to the psychology of the total, Moscow, 352 p.
9. Orlov, AB 2002, Psychology and the essence of man: Paradigms, perspectives, practices, Moscow, 272 p.
10. James, W 2011, Psychology, Moscow, 318 p.
11. Freud, Z 2008, Ego and the Id. Works, Moscow, 864 p.
12. Horney, K 1998, Neurosis and personal development: translated from English, Moscow, 375 p.
13. Erikson, E 2006, Identity: Youth and Crisis, Moscow, 352 p.
14. Cooley, Ch 2000, Human nature and social order, Moscow, 312 p.
15. Meade, G 2009, Favorites, Moscow, 290 p.
16. Burns, R 1986, Development of self-concept and training, Moscow, 422 p.
17. Rogers, K 1997, Client-centered therapy, Moscow, Kiev, 320 p.
18. Vygotsky, LS 2012, Collected Works: 6 vols., Moscow.
19. Mukhina, VS 2012, Age-related psychology. Phenomenology development, Moscow, 656 p.
20. Namazbaeva, ZI 2014, History, state and development trends of modern psychology, Almaty, 152 p.
21. Kon, IS 1989, Psychology of early adolescence, Moscow, 256 p.
22. Stolin, VV 1983, The self-consciousness of the individual, Moscow, 284 p.
23. Chesnokova, II 1977, The problem of consciousness in psychology, Moscow, 144 p.
24. Bolotova, AK 2006, 'The development of self-awareness: the temporal aspect', Questions of psychology, no. 2, p. 116-125.
25. Kucherova, EV 1987, 'The problem of identity at preschool age', Features of training and education of preschool children, Moscow, 242 p.
26. Selezneva, OV 2006, Dynamics of formation of cognitive and emotional self-awareness of the valuable components during adolescence and early adulthood, PhD thesis, Komsomolsk-on-Amur, 196 p.
27. Sokolova, ET 1989, Self-awareness and self-esteem of the individual anomalies, Moscow, 129 p.
28. Aronova, EA 2004, Regulatory role of consciousness in any human activity, PhD thesis, Moscow, 190 p.
29. James, W 2011, Psychology, Moscow, 318 p.
30. Horney, K 1998, Neurosis and personal development: translated from English, Moscow, 375 p.
31. Burns, R 1986, Development of self-concept and training, Moscow, 422 p.
32. Ozhigova, LN 2006, Gender identity of the person and semantic mechanisms of its realization, D.Phil. thesis, Krasnodar, 431 p.