УДК 371.015 ББК 88.840
В.И. Долгова, А.А. Кошелева ФЕНОМЕН «Я-КОНЦЕПЦИЯ» ПОДРОСТКА
В статье раскрыто понятие Я-концепции, показано, что именно «Я-концепция» является продуктом самосознания и лежит в основе формирования самооценки и феномена самопринятия; адекватное формирование целостной «Я-концепции» выступает в роли главного фактора развития индивидуальных особенностей и самореализации; уровень социального созревания подростка включает в себя не только естественные, возрастные особенности становления, но и выраженную в соответствующей позиции систему его представлений о самом себе.
Ключевые слова: Я-концепция, подросток, самопринятие, самосознание, самооценка, индивидуальность, самореализация, социальное созревание.
V.I. Dolgova, A.A. Kosheleva
THE PHENOMENON OF "SELF-CONCEPT" IN ADOLESCENCE
The article focuses on the concept of self-concept; shows that it is "self-concept" is a product of consciousness and is the basis of the formation of self-esteem and self-acceptance of the phenomenon; adequately formed, coherent "self-concept" is presented as one of the main factors of becoming a teenager personality and his self; level of social maturation of the adolescent includes not only the natural, age features of formation, but also expressed in the corresponding position system of his ideas about himself.
Key words: self-concept, adolescent, self-acceptance, self-awareness, self-esteem, individuality, self-fulfillment, social maturation.
В настоящее время не теряют своей актуальности научные исследования Я-концепции личности. В тезаурус специальной литературы как научное понятие Я-концепции вошло сравнительно недавно, возможно, именно поэтому ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единой его трактовки. Своим теоретическим и прикладным развитием это понятие обязано трудам ученых Э. Эриксона, К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Бернса, В.В. Столина, П.Г. Ананьева, Д.А. Леонтьева, И.С. Кона, А.А. Реа-на. Ближе всего по смыслу к понятию Я-концепции находится самосознание. Но на самом деле понятие Я-концепция менее нейтральное, оно дополнено оценочным аспектом самосознания. По своему содержанию «Я-концепция» шире понятия «самосознание», так как Я-концепция содержит в себе элементы, труднодоступные или вовсе не доступные для сознания. С «Я-концецией»
связаны содержательно самостоятельные категории самооценки и самоактуализации [2, с. 620]. Выявлены два вида Я-концепции - реальная и идеальная, к частным видам Я-концепции относится, например, профессиональная Я-концепция. Понятие «реальной» Я-концепции соответствует представлению «какой я есть», а «идеальной» - «каким бы я хотел быть». В большинстве случаев реальная и идеальная Я-концепция будут различаться, что может привести как к негативным следствиям, так и к позитивным. С одной стороны - рассогласование реального и идеального может стать внутриличностным конфликтом, с другой стороны, это же рассогласование будет являться источником самосовершенствования личности и самоустановок на развитие [8, с. 288].
В работах Р. Бернса названы три главных ракурса предмеа нашего обсуждения:
го
ш
ф
%
Э
о <
<
го" ш
£ о
ш
1. Реальная установка - как Я оцениваю свои задатки, роль, статус, какой Я на самом деле.
2. Зеркальная установка (социальная), связанная с представлениями индивидуума о том, каким его видят окружающие.
3. Идеальное Я установки, связанное с представлениями индивидуума о том, каким он хотел бы стать.
Подросток все время задает себе вопросы: «Кто Я?», «Каким бы я хотел стать?», «Как я выгляжу в глазах других людей?», «Чем я отличаюсь от других?» и на протяжении многих лет будет стараться найти ответы на собственные вопросы, прежде чем в процессе этого самопознания сформирует представление о самом себе.
Одним из компонентов самопознания является самооценка. От самооценки человека зависят взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, его критичность, отношение к удачам и их отсутствию. Самооценка развивается и формируется под влиянием различных социальных факторов, что позволяет говорить о ее индивидуальных и возрастных особенностях. Самооценка связана с общественной обусловленностью Я-концепции личности. Она исследуется как интеграция трёх главных компонентов: самопонимания (когнитивной составляющей), самоуважения, массового самоотношения, уверенности в себе (чувственно-оценивающей составляющей), самопоследовательности, внутреннего локуса контроля (когнитивной составляющей).
Именно в подростковом возрасте происходят значимые личностные изменения, связанные с перестройкой самосознания. В подростковом возрасте становится актуальным процесс развития личности, становление образа «Я», который недостаточно четко осознан ребенком, поиск смысла жизни и самосовершенствование. На развитие самосознания значительно влияет окружение подростка. Под влиянием социальных условий самооценка подвергается постоянным изменениям. В подростковом возрасте перед человеком стоит важная
задача объединить всё множество представлений о самом себе в единое целое. При неблагоприятном финале появляется спутанная идентичность, которая характеризуется внутренними противоречиями, неустойчивостью «Я». Отличительной чертой подросткового возраста считается постепенный переход от воспроизведения оценки взрослого к собственной позиции. В процессе деятельности (самопознания) у ребенка и создаются критерии самооценки. Основным фактором самопознания ребенка считается сравнения себя с людьми - взрослыми и сверстниками [1, с. 11].
В настоящее время появились новые социально-психологические ориентиры в деятельности человека, определяемые общественными отношениями, что дает больше свободы выбора, свободы в принятии важных жизненных решений, больше возможностей для решения своих проблем и вопросов. Также формируется все более широкий спектр использования механизмов регулирования собственного поведения. Вместе с тем наши дни человеку приходится сталкиваться с такими негативными явлениями общественной жизни, как снижение уровня жизни людей, усугубление дел с занятостью трудоспособного населения, от чего возникает криминогенная обстановка в социальной среде, рост экстремальных ситуаций в обществе, приводящих к нарастанию социального неблагополучия, что вызывает искажения в формировании адекватных представлений подростка о себе и своих жизненных перспективах. Также негативно сказывается свободный доступ детей и подростков к сети Интернет, где в основном пропагандируется потребительский образ жизни, который ориентирует на развлекательные установки, а не на духовно-нравственные ценности и морально-этические нормы.
Подростковый возраст отличается высоким уровнем развития самосознания по сравнению с другими периодами детства и формирует «Я-концепцию». С одной стороны, она становится более устойчивой, а с другой - претерпевает определенные изменения. Эти изменение зависят, прежде всего, от физиоло-
гических и психологических аспектов, которые влияют на восприятие индивидом своего внешнего облика. Развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей тоже приводит к усложнению и дифференциации «Я-концепции». Подростковый возраст - период буйного и неравномерного становления, характеризующийся внезапными, качественными переменами. Это связано с тем, что подросток еще не владеет необходимым умением правильно анализировать свои личностные проявления [5, с. 229].
Психологической особенностью является появляющееся чувство взрослости, уровень притязаний становится выше, поэтому подростки стремятся постоянно расширять сферу самостоятельности, но в то же время это усложняется тем, что ребенок по-прежнему зависит от взрослого и от государства. Исключительно важно подростку обрести чувство внутренней уверенности в себе, ясного самосознания и самоуважения. Это возраст стремления к познанию и самопознанию, бурной активности и энергии, жажды инициативы и упорства в достижении поставленных целей социального взросления [9, с. 340].
Содержанием и формой проявления социального взросления считается социализация-индивидуализация растущего человека как двуединый процесс. Процесс социализации-индивидуализации по-разному реализуется в различных семьях, представляет собой каждый раз особые состояния, где осуществляется последовательно-попеременный прессинг то социализации, то индивидуализации, действия которых концентрируются в явлениях перехода к новой позиции взаимодействия социализации-индивидуализации [3, с. 211].
У детей с различным уровнем психического становления абсолютно по-разному функционируют параметры состояний - психические процессы, физиологическая реактивность, волнения, переживания и поведение. Особенность состояний и их рельефы показали разную степень психической активности детей. В структурно-функциональных организациях психических состояний про-
являются разные структуры блоков, их взаимосвязь и степень задействованно-сти характеристик психических состояний друг с другом [10, с. 494].
Основой для индивидуализации процесса образования становятся результаты самопознания индивидуальности ребенка, а также максимальная самореализация каждого ученика. Самопознание индивидуальности - это познание человеком самого себя через рефлексию, общение с окружающими людьми, познание своих психических сфер - саморегуляцию, эмоционально-волевую сферу, мотиваци-онную, интеллектуальную, посредством механизмов научного самопознания. В результате самопознания человек получает представления о собственной индивидуальности, о психических сферах, которые влияют на поведение человека и стимулируют его развитие в дальнейшем. Представления о собственной индивидуальности - это картина, которая существует в сознании человека и включает знания об особенностях его развития, а также влияет на поведение людей. Занимаясь самопознанием, подросток получает много знаний о себе из каждой сферы: мотивационной, интеллектуальной, сферы саморегуляции, волевой сферы, предметно-практической, эмоциональной и экзистенциальной сфер [4, с. 245].
Подростковый возраст выступает критическим в формировании самоотношения (B.C. Мухина, И.С. Кон, Д.И. Фель-дштейн, И.И. Чеснокова). В этом возрасте более отчетливо проступают все особенности психической сферы подростка и проявляются итоги родительского воспитания. Как думает большинство авторов, самоотношение считается ведущим компонентом структуры самосознания ребенка. Это обусловливает формирование в его сознании новых психологических образований - рефлексии на себя, на других, на общество. Известно, что в качестве главного социализирующего института общества выступает семья, чье воздействие считается наиболее длительным и всеобъемлющим. Полученные данные показали, что существуют различия в выраженности самоотношения у младших подростков, являющихся единствен-
го
¡з
о ^
ч о с
с
ф
^ X
о К
ным ребенком в семье и в семье с двумя детьми [7, с. 56]. Существуют некоторые различия в Я-концепции подростков из семей с разными типами родительского отношения к детям. Характерным для подростков из гармоничных семей является позитивное отношение к себе, повышенный интерес к своему Я, адекватные, устойчивые самооценка и уровень притязаний, а для подростков из дисгармоничных семей - противоречивое или негативное отношение к себе, неадекватность самооценки и уровня притязаний [6, с. 263]. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает инциденты и агрессивность. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и восстают, становятся чрезмерно агрессивными и часто покидают родительский дом, как только предоставляется возможность. Боязливые, неуверенные дети приучаются во всем прислушиваться к родителям, не совершая попыток решать проблемы самостоятельно. Если матери расположены реализовывать более мягкое поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного вида родительской власти. В ходе самоопределения у любого ребенка возникают кризисы, однако подвержены им особенно дети-сироты [11, с. 2066].
Таким обазом, необходимо учитывать, что в подростковом возрасте ре-
бенку особенно важно, что о нем думают окружающие, какой он для других, по его мнению. Подростковый возраст, являясь переходным, включает в себя множество психологических новообразований. Одним из них является становление Я-концепции, как структуры личности. В этот период происходит перенос внешних оценок во внутренние состояния, которые влияют на деятельность подростка. С подростком не бывает все легко и просто - это период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, со взрослыми. Подростки на все остро реагируют и пропускают через себя, также и вся социальная обстановка в обществе отражается на каждом ребенке. Этот возраст, с одной стороны, отличается активностью процессов биологического созревания организма, с другой - активностью социальных процессов, хотя важно учитывать, что первые опережают вторые. И, несмотря на то, что «Я-концепция» как научное понятие в специальной литературе появилось относительно недавно, следует понимать его важность в личностном развитии подростка. В нашей реальности необходимо помогать подростку ее сформировать, чтобы в последующем он прожил успешную жизнь, умел ставить перед собой цели и добиваться их.
Библиографический список
1. Байдин, Д.В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков [Текст] / Д.В. Байдин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. -С.11-15.
2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2011. - 620 с.
3. Бубнова, И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции [Текст] / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - № 1 (72). - С. 211-214.
4. Гончарова, И.И. Педагогический опыт формирования представлений о своей индивидуальности у младших подростков в учебно-воспитательном процессе [Текст] / И.И. Гончарова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 245-249.
5. Державина, Ю. Психологический анализ «я-концепции» девиантных подростков [Текст] / Ю. Державина // Студенческая наука и XXI век. - 2011. - № 8. - С. 229-233.
6. Истратова, О.Н. Роль семьи в становлении я-концепции современных подростков [Текст] / О.Н. Истратова, А.В. Яценко // European Social Science Journal. - 2013. - № 9-2(36). - С. 263-268.
7. Караваева, Д.О. Особенности Я-концепции личности младших подростков в зависимости от конфигурации семьи (с одним и с двумя детьми) [Текст] / Д.О. Караваева // В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции; Ф.В. Дериш (отв. ред). - Пермь: Пермский гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2015. - С. 56-58.
8. Реан, А.А. Психология личности [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
9. Руденко, А.М. Психология в схемах и таблицах [Текст] / А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 379 с.
10. Салимзанова, Г.Т. Структура психических состояний [Текст] / Г.Т. Салимзанова, Д.А. Шава-лиева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. -№ 11 (55). - С. 494-508.
11. Черепкова, Н.В. Психологические проблемы профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации [Текст] / Н.В. Черепкова, А.В. Ермакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - С. 2066-2070.
Referencеs
1. Baidin D.V. The study of self-influence on learning motivation at younger teenagers. Concept scientific methodological electronic magazine, 2015. T. 18. P. 11-15. [in Russian].
2. Bordovskaya N.V., Rozum S.I. Psychology and Pedagogy. SPb.: Piter, 2011. P. 620. [in Russian].
3. Bubnov I.S., Rerke V.I. Specificity of modern conditions of family education of adolescents and its influence on the formation of their self-concept. Bulletin of Irkutsk State Technical University, 2013. № 1 (72). P. 211-214. [in Russian].
4. Goncharova I.I. Teaching experience of formation of representations about his or her identity at younger teenagers in educational process. Sovremennyie problem nauki i obrazovania, 2013. № 5. P. 245. [in Russian].
5. Derzhavina Yu. Psychological analysis of "self-concept" deviant adolescents. Studencheskaia nauka i XXIvek, 2011. № 8. P. 229-233. [in Russian].
6. Istratov O.N., Yatsenko A.V.The role of family in the development of self-concept of modern teenagers. European Social Science Journal, 2013. № 9-2 (36). P. 263-268. [in Russian].
7. Karavayeva D.O. Features self-concept of the person of younger teenagers in the family, depending on configuration (with one or two children). V.S. Merlin and modern, psychology: science, education, practice Materials All-Russia scientificpractical conference. F.V. Derishev (. Ed). Perm: Perm State University of Humanities and Education, 2015. P. 56-58. [in Russian].
8. Rean A.A. Personality Psychology. SPb.: Piter, 2013. 288 p. [in Russian].
9. Rudenko A.M. Psychology in diagrams and tables. Rostov n / D.: Fenix, 2016. 379 p. [in Russian].
10. Salimzanova G.T., Shavalieva D.A. The structure of mental states. Recent studies of social problems (electronic scientific journal), 2015. № 11 (55). P. 494-508. [in Russian].
11. Cherepkova N.V., Ermakov A.V. Psychological problems of professional self-determination of teenagers who are brought up in conditions of social deprivation. Concept scientific methodological electronic magazine, 2013. T. 4. P. 2066-2070. [in Russian].
Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,
доктор психологических наук, профессор, профессор, кафедра теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: 23a12@list.ru
Кошелева Анастасия Александровна,
магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: stysha1991@bk.ru
Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,
Doctor of Sciences (Psychology),
Academic Title of Professor,
Professor, Department of Theoretical
and Applied Psychology,
South Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: 23a12@list.ru
Kosheleva Anastasiya Alexandrovna,
Candidate for a Master's degree, Department of Theoretical and Applied Psychology,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. Email: stysha1991@bk.ru