ФЕНОМЕН РОССИИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
В.М. Долидзе, А.А. Туквадзе
Тбилисский государственный университет имени Иванэ Джавахишвили, Тбилиси, Грузия
Аннотация. В статье на основе системных и исторических подходов исследуется влияние России на международную политику и дается ответ на вопрос, почему страна с сырьевой экономикой является одним из ведущих государств в международной политике. В начале статьи дается определение России, как феномена мировой политики и выделяются ее особенности, как особого актора международной политики. Далее показаны, как она в продолжении ХХ века качественно меняла мировую политику, исторические противоречия русской модернизации. Выявляются факторы, которые превратили Россию в особого актора международной политики. Авторы приходят к заключению, что феномен России является результатом ее исторического развития, когда модернизация экономики существенно отставала от европеизации армии, администрации, образования и политики. В результате функционирования системы, включающей в себя экспорт стратегического сырья, активизацию человеческого капитала, политику усиления международного значения России, создание, производство и применение высокотехнологического и обычного оружия, Россия превратилась в особого актора мировой политики. Владение ядерным оружием, огромная территория и численность населения, патриотизм и политическая система России формируют необходимые условия для функционирования этой системы.
Ключевые слова: международная политика, мировая политика, сырьевая экономика, гегемония, человеческий капитал, ядерное оружие, военная сила, политическая система.
THE PHENOMENON OF RUSSIA IN WORLD POLITICS
V.M. Dolidze, A.A. Tukvadze
Ivane Javakhishvili Tbilisi State University, Tbilisi, Georgia
Abstract. The paper explains how Russia, a country with a resource-based economy, has become one of the main actors of modern world politics. The mechanisms for transforming the raw-material economy into a source of its political power are revealed. The phenomenon of Russia in world politics is defined as such an unusual phenomenon, when a country with a raw economy is one of the leading states in international politics, which is of such special international importance that the profound political changes taking place there, determine the same changes in the world politics. Russia is a special actor of world politics, which, despite its backward economy, controls the vector of world politics development. It is further shown how Russia introduced qualitative changes in world politics in the course of the twentieth century. She was one of two superpowers that controlled the functioning of world politics. We also consider the reforms of Peter the Great, which laid the foundations to the country's military power, which became the main means of international influence. After the collapse of the USSR, the transformation of Russia from a subject into an object of world politics begins. But she was able to stop this process in which a significant role was played by the legacy of the superpower. The export of raw materials gives it an opportunity to activate human capital and produce high-tech weapons. The use of such weapons creates the influence of Russia in specific regions of the world, form the symbolic capital of this country. As a result of the research, the authors conclude that the phenomenon of Russia is a consequence of its historical development when the modernization of the economy lagged far behind the Europeanization of the army, administration, education and politics. Russia as a special factor in world politics is the result of the functioning of a system that includes: the export of strategic raw materials;
the activation of human capital; the policy of strengthening Russia's international importance; creation, production and use of high-tech conventional weapons. The conditions for the functioning of this system are created by possession of nuclear weapons; huge territory and population; patriotism; political system of Russia.
Key words: international politics, world politics, raw-material economy, hegemony, human capital, nuclear weapons, military force, political system.
Феномен России в международной политике — это такое необычное явление, когда страна с сырьевой (или отсталой) экономикой является одним из ведущих государств международной политики, которая имеет такое особое международное значение, что происходящие там глубокие политические изменения фундаментально меняют всю мировую политику. В статье, на основе исторического и системного подходов, исследуются особенности России, как феномена международной политики.
Россия как особый актор мировой политики. В 1990-х гг., З. Бжезинский поставил перспективы устойчивости американской глобальной гегемонии под вопрос: «В настоящее время эта беспрецедентная американская глобальная гегемония не имеет соперников. Но останется ли она неизменной в ближайшие годы?». После развала коммунизма мир стал чересчур сложным и противоречивым для того, чтобы одна страна могла долго удерживать свою гегемонию. Именно об этом свидетельствует усиление независимой активности России, страны со слабой экономикой, которая, явно бросив вызов американской гегемонии, изменила расстановку сил в мировой политике. В этом проявилась особенность России, как актора мировой политики. Россия обычно рассматривается как одна из великих держав в ми-ре1. Но на фоне великих держав, Россия вы-
1 Olberg I. Russia's Great Power Strategy under Putin and Medvedev. Swedish Institute of International Af-fairsNo , 2010 URL:
https://www.ui.se/globalassets/ui.se-eng/publications/ui-publications/russias-great-power-strategy-under-putin-
деляется как особый актор мировой политики, которая имеет исключительное значение для судеб мира. Именно к такому заключению можно прийти в результате анализа ее истории и современного функционирования на международной арене. Последние события мировой политики - присоединение Крыма к России и сирийская кампания, в результате которых произошел коренной перелом в стратегической ситуации в мире, явно показали огромное значение этой страны в мировой политике, а также то, что она не намерена играть уготовленную ей роль свадебного генерала, не допустит повторения Косовского прецедента и будет активно бороться за свои интересы в любой точке земного шара.
Россию как особого актора выделяет, прежде всего, глубина и сила воздействия на мировую политику, способность преодолевать активное сопротивление мировых центров власти в процессе самостоятельного изменения и формирования внешних условий своего существования. Она играет активную и независимую роль в функционировании мировой политики, самостоятельно изменяет господствующие тенденции, и на этом фоне явно показывает свою политическую индивидуальность и специфику своих интересов. Россия является стратегическим игроком мировой политики, которая активно изменяет не только стратегическую ситуацию, но также определяет и вектор развития международной политики, контролирует формирование погоды мировой политики. Россия показала, что она может самостоятельно проводить свою волю в международной политике в условиях активного сопротивления господствующих центров влияния и изменить баланс сил в свою пользу. Этому способствуют способность независимо обеспечить свою внешнюю и внутреннюю безопасность и сравнительно слабая внешнеэкономическая зависимость. В отличие от Евросоюза, для которого характерна тенденция превращения в объект мировой по-
and-medvedev-min.pdf (дата обращения 29.04.2019 г.).
литики, и Китая, который экономически сильно зависит от США и Евросоюза, Россия характеризуется не только сравнительно слабой международной зависимостью, но и наличием дефицитного стратегического сырья в сочетании с эффективным контролем внешней и внутренней безопасности, что дает ей возможность активно влиять и контролировать поведение своих партнеров.
Россия и качественные изменения в мировой политике
В ХХ в., события, связанные с Россией, определяли состояние мировой политики. Например, в результате распада её политической орбиты (СССР и мировая социалистическая система), мировая политика перешла в новое качественное состояние. До двадцатого века Россия не имела собственную политическую орбиту. Она сформировалась постепенно в прошлом веке и была представлена Советским Союзом, социалистическим лагерем и странами социалистической ориентации. Развал СССР и мировой социалистической системы, создателем и несущей стеной которых была Россия, фундаментально изменил стратегическую ситуацию в мире, определил политические особенности современности, возможности и векторы ее развития. Поэтому упадок реального социализма является главным истори-ко-политическим фактом современности, результаты которого еще до конца не проявились и который продолжает влиять на современную политику. Развал СССР В. Путин оценил как величайшую геополитическую катастрофу двадцатого века. Некоторые ученные в этих словах видят замаскированные имперские амбиции России. Например, по мнению А. Коэна, в этом заявлении проявилась цель России бороться за повторение советской глобальной власти и её имперских позиций в Евразии и Восточной Ев-ропе1. Но с этим нельзя согласиться, так как
1 Cohen A. Ideology and Soft Power in Contemporary Russia. U.S. Army War College Strategic Studies Institute (SSI). Strategic Studies Institute Monograph: Russia as a Foreig n Policy Actor. Perspectives on Russian Foreign Policy. Stephen J. Blank Editor URL:
развал СССР действительно оказался роковым для миллионов людей. В результате этого появились острейшие политические вызовы современности: расширение ядерного клуба, вооруженные конфликты и локальные войны, ослабление сил мира и усиление возможности возникновения мировой войны, перевод функционирования мировой системы в режим неопределенности, угрожающие масштабы принял мировой терроризм. Все это является незавершенным списком результатов развала СССР. Все проблемы современной мировой политики причинно-следственной цепью связаны с качественными изменениями политического функционирования России. Россия не была ни советским Союзом и ни мировым социалистическим лагерем. Но она была создателем, основой и опорой их существования, которые являлись мультипликаторами ее влияния.
В XX в. Россия превратилась в центр силы и притяжения в мировой политике. Она создала политическую орбиту, которую можно представить в виде трех концентрированных кругов. Первый круг был представлен советскими республиками, где влияние России было сильнейшим, которая их объединила в федерацию. Второй - социалистическими государствами, а третий странами социалистической ориентации. Россия влияет на мировую политику как субъективно-политической активностью, так и объективно, как место событий, которые изменяли всю мировую политику, ее структуру и фундаментальные основы её функционирования (Октябрьская революция и развал СССР). Существующий до первой мировой войны международный порядок завел человечество в тупик, результатом которого стала Первая мировая война. Она до конца обнажила все противоречия тогдашнего мира. В этих условиях появляется потребность в обществе социальной справедливости, которое могло бы стать альтернативой старого мира. Этим оказался коммунизм. Местом
http://ssi.armywarcollege.edu/pdffiles/pub1115.pdf (дата обращения 29.04.2019 г.).
практической реализации его идеалов стала Россия. Это невиданно усилило ее идеологическое и политическое влияние. Она как эпицентр мировой революции, противостояла всему тогдашнему миру, разделенному на метрополии и колонии, как указатель дороги к лучшему будущему человечества. Россия превратилась в страну, влияние которой грозило дестабилизацией Западу. Поэтому она оказалась в международной изоляции. Но противоречия мировой политики, экономическое значение России, ее способность обеспечить свою внутреннюю и внешнюю безопасность, правильная внешняя политика, дали ей возможность не только выйти из политической изоляции и освободиться от экономических санкций, но и превратиться легитимным и влиятельным игроком международной политики
Превращение России в особый актор мировой политики. Россия имеет длинную историю великой державы1. Поэтому история является источником формирования таких компонентов русской политической культуры, как национальная гордость и осознание своей державности, которые создают основу русского патриотизма. Она формирует особенное историческое сознание политической элиты России, что является одним из источников проведения политики усиления международной значимости этой страны. Например, ее министр иностранных дел С. Лавров, на основе осмысления истории России, делает вывод об ее особой роли в европейской и мировой истории2. История показывает, что Россия входила в число влиятельных европейских государств. В основе этого лежала триада: военная сила -европейская армия и флот; европейское образование и государственные институты;
1 Zakaurtseva T. The Current Foreign Policy of Russia URL: http://src-home.slav.hokudai.ac.jp/coe21/publish/no16_1_ses/05_z akaurtseva.pdf (дата обращения 29.04.2019 г.).
2 Лавров С. Историческая перспектива внешней по-
литики России. Россия в глобальной политике. 8 декабря 2017 г. 2017 №6 URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Istoricheskaya-perspektiva-vneshnei-politiki-Rossii-19208
эффективный контроль над внутренней и внешней безопасностью, огромными человеческими ресурсами и территорией. Без европейской армии, политических институтов и образования, ей грозило оставаться второстепенным государством с огромной территорией и многочисленным населением. Поэтому сила современной России своими корнями уходит в Петровские реформы, которые перевели ее на европейский путь развития.
С XVIII в. значительно возросла роль и влияние России в мировой политике. Повышение ее международного статуса являлось результатом европеизации страны. С середины XVIII в., Россия уже играет значительную роль в общеевропейских делах. Это тесно связано с реформами Петра Первого, в результате которых, по мнению С. М. Соловьёва, Россия вошла в систему европейских государств3. Петр I подготовил основы не только для превращения России в часть этой системы, но также и для постепенного повышения ее статуса до ее главного игрока. Семилетняя война (1756-1763) показала военное превосходство России, войска которого заняли Берлин. Военная сила России была главным фактором определения ее политического значения, которое особенно ярко проявилось в первой половине XIX в., когда она стала одним из главных архитекторов и защитником общеевропейского порядка. Ни Крымская война, ни поражение в русско-японской войне, не смогли превратить Россию во второстепенное государство. Она все еще оставалась одним из главных государств в мировой политике.
Россию относят к странам, развитие которых начинается поздно [Kopstein, Lich-ЬяЛ 2000: 20]. Это определяет догоняющий характер ее развития. В процессе европеизации, модернизация политических институтов и государственного управления, образования, армии и флота обогнали экономиче-
3 Собко Е.М. Участие России в Войне за Австрийское наследство (1740-1748) URL:
www.reenactor.ru/ARH/PDF/Sobko.pdf (дата обращения 29.04.2019 г.).
скую модернизацию, что во многом определило своеобразие России, которая совмещала прогресс с отсталостью, современность со средневековьем. Для разрешения этих противоречий понадобились три революции. В результате Октябрьской революции Россия превратилась в особого актора международной политики. У нее появляется тяжелая индустрия и богатый человеческий капитал и начинает самостоятельно производить высокотехнологическое ядерное и обычное оружие. Она начинает контролировать функционирование мировой политики, создает новые государства и структуры (РСФСР, СССР, мировая социалистическая система), которые производят революционные изменения в международной политике, изменяют направление ее развития.
Советская история России стала значительным фактором ее влияния на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что она как модель развития не может стать привлекательной в этом пространстве, общая история бывших советских республик создала зависимость от прошлого, которая способствует ей удерживать свое влияние в этом регионе.
Военное ослабление России в результате развала СССР обусловило начало ее маргинализации в международной политике. Начался процесс превращения России из субъекта политики в ее объект. Объектом мировой политики мы называем такое государство, поведение которого формируют более сильные игроки, которое занимает то место в международной политике, что определяют для него другие акторы, действует по тем правилам, в формировании которых оно не принимает участия и примиряется с систематическим игнорированием своих специфических интересов. Но Россия вновь смогла вернуть себе статус субъекта мировой политики. Этому способствовали: Владение большим запасом дефицитного стратегического сырья; Ядерное оружие; Производство и владение новейшими образцами обычного оружия; Человеческий капитал; Армия, которая может гарантировать как внешнюю, так и внутреннюю безопасность;
Военно-промышленный комплекс; Политическая система, которая дает правительству возможность подчинить своему контролю производство и экспорт дефицитного стратегического сырья, гарантировать стабильность страны и не допустить государственных переворотов, подготовленных, управляемых или же поддерживаемых внешними силами. Патриотизм. Политика правящей элиты, которая старается восстановить международное значение России.
Человеческий капитал, как значительный компонент русской силы. Без создания высокотехнологической современной экономики Россия не может оставаться конкурентоспособной в международной политике. У нее есть два главных источника для создания такой экономики: человеческий капитал и дефицитные стратегические сырьевые ресурсы. Эффективный контроль над сырьевыми ресурсами способствовал индустриализации и победе социализма в СССР. Советское правительство активно использовало запасы сырья для закупки за рубежом новейшей техники и оборудования для перевооружения промышленных предприятий на основе последних достижений науки и техники и индустриализации страны. Современная Россия повторяет этот опыт. Именно на это указывает перевооружение российской армии, которое происходит на основе соединения человеческого капитала с финансовыми ресурсами, вырученными из реализации стратегического сырья. Нужно отметить, что при советской власти, в процессе создания современной экономики, России приходилось решать более сложные проблемы. Тогда необходимо было не только перевооружить промышленные предприятия, но и создавать новые отрасли промышленности и формировать такой человеческий капитал, который мог бы создать новые образцы техники и приводить в движение индустриальную экономику. В результате решения всех этих задач Россия превратилась в ядерную державу. Наличие ядерного оружия является значительным компонентом внешней безопасности России. Но он пассивный элемент силы России, так
как его нельзя активно использовать для создания влияния в конкретных регионах мира. Для этого более важным является производство и владение высокотехнологическим обычным оружием, в создании которого решающую роль играет человеческий капитал. Реализация стратегического сырья дает возможность России активизировать человеческий капитал для создания новейшей военной техники, которую она использует для формирования своего политического влияния. Особое значение имеют достижения России в производстве ракетных двигателей. Здесь были достигнуты настолько высокие результаты, что появилась военная зависимость США от России. Даже в условиях антироссийских санкций, штаты вынуждены выводить свои спутники на орбиту российскими двигателями. Конгресс запретил использование русских ракетных двигателей КО-180 в военных целях после 2019 года, но в 2015 году, он был вынужден смягчить этот запрет. Причиной этого являлась то, что Пентагону нужно было купить больше 8-ти таких двигателей в продолжение последующих лет1. Зависимость США от российских ракет продлится до середины следующей декады2.
В настоящее время Россию субъектом мировой политики делает не столько ядерное оружие, сколько высокотехнологическое современное обычное оружие. Именно оно дает возможность ей использовать военный элемент для создания и усиления своего влияния в разных регионах земли, активно действовать в отдаленных от своей границы районах для продвижения своих интересов,
1 U.S. needs up to 8 more Russian rocket engines: Pentagon. By Phill Stewart. Apr 8,2016 URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-space-russia/u-s-needs-up-to-18-more-russian-rocket-engines-pentagon-idUSKCN0X600H (дата обращения 29.04.2019 г.).
2 Pasztor A. Pentagon Faces Delays in Shift Away from Russian Rocket Engines. Sept.2017. 8 a.m.ET. The Wall Street Journal URL:
https://www.wsj.com/articles/pentagon-faces-delays-in-shift-away-from-russian-rocket-engines-1504526402 (дата обращения 29.04.2019 г.).
приобретать союзников. Наиболее ярко это проявилось в случае сирийского кризиса.
Современное вооружение играет существенную роль также в создании символического капитала России. Оно дает ей возможность создавать международный престиж, демонстрировать свою силу и достижения в области науки и техники, что разрушает стереотип ее слабости и отсталости, который сформировался после развала СССР.
Санкции и усиление политических позиций России. На фоне международных санкций, наложенных на Россию, явно проявилось значение России, как особого актора и феномена мировой политики. Они не только ослабили правительство Путина, а напротив мобилизовали население России вокруг него и усилили его внутриполитические позиции. Именно в условиях действия этих санкций, Россия начала активные военные действия в Сирии, усилила свои военные и политические позиций в этой стране и вернулась на Ближний Восток. Российская общественность воспринимает санкции как продолжение антироссийской политики, что усиливает патриотические чувства населения и сплачивает его вокруг Путина. Поэтому политическое усиление России в условиях санкции, ставит вопрос об их эффективности. Политику санкций можно сравнивать с континентальной блокадой. Как антироссийские санкции, так и континентальная блокада, были навязаны союзникам. Во время встречи в Гарвардском университете вице-президент США Д. Байден заявил, что европейские страны не хотели применить санкции против России, но Обама заставил их принять политику санкций3. Сегодня место Англии занимает Россия, а место Франции США. Как континентальная блокада наносила экономический ущерб союзникам Наполеона, так и политика санкций наносит ущерб не только России, но также и европейским союзникам США. А меньше всех
3 Байден Дж. «Евросоюз не хотел вводить санкции против России, но Обама заставил» RT на русском 1.11.2014. URL: https://russian.rt.com./article/52683 (дата обращения 29.04.2019 г.).
от них страдают Соединенные Штаты, торгово-экономические отношения которых с Россией значительно слабее по сравнению с Европой. Континентальная блокада противопоставила друг другу экономику и политику. В этом противостоянии победителем вышла экономика. Такое же противоречие между экономикой и политикой заключает в себе политика санкций против России, участники которых уже понесли огромные потери, что вызывает их возмущение. Например, бывший заместитель французской разведки прямо говорил, что санкции нанесли тяжелый удар сельскому хозяйству Франции и критиковал свое правительство за рабское подчинение Вашингтону, что, по его мнению, наносит ущерб французским интересам1. В апреле 2016 года парламент Франции принял резолюцию, в которой потребовал снятия санкций с России. Начиная с 2014 года, французские фермеры сжигали свою продукцию, перекрывали тракторами дороги и этим выражали свое негативное отношение к политике, которую проводило французское правительство в отношении России2. По словам итальянского банкира А. Фаллико: антироссийские санкции ЕС равносильны самоубийству3.
Феномен России в мировой политике -это результат специфики ее исторического развития, когда модернизация экономики существенно отставала от европеизации армии, администрации, образования и политики. В процессе исторического развития Россия превратилась в страну, где происходящие фундаментальные политические изме-
1 Retired French Intelligence Boss Lambasts France's Antirussian Sunctions. URL: https://www.google.ge/search?q=retired+french+Intellige nce+Boss&oq=retired+French+Intelligence+Boss&aqs=c hrome.0.69i59l3j69i61.24409j1j8&sourceid=chrome&ie =UTF-8 (дата обращения 29.04.2019 г.).
2 French Assembly Adopts Resolution calling to end anti-Russian sanctions imposed by EU Published time, 8 April 2016. URL: http: //www.rt.com/341216-france-drops-sanctions-russia (дата обращения 29.04.2019 г.).
3 EU sanctions against Russia are suicide"- Italian banker. Published time: 14 Nov. 2014 URL: https://www.rt.com/shows/sophieco/205275-eu-trade-war-business/ (дата обращения 29.04.2019 г.).
нения приводили к таким же изменениям в международной политике. Россия особый актор мировой политики, которую характеризует необычное сочетание сырьевой экономики с военной мощью и способность своей активностью целенаправленно изменять расстановку сил в мировой политике в процессе преодоления активного сопротивления старых центров власти и влияния. В особый актор современной мировой политики Россию превращает функционирование системы, которая включает в себя экспорт стратегического сырья; активизацию человеческого капитала; политику усиления международного значения России; создание, производство и применение высокотехнологического обычного оружия. Необходимые условия для ее функционирования создают: владение ядерным оружием; размер территории и численность населения; патриотизм; политическая система России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Cohen A. Ideology and Soft Power in Contemporary Russia. U.S. Army War College Strategic Studies Institute (SSI). Strategic Studies Institute Monograph: Russia as a Foreig n Policy Actor. Perspectives on Russian Foreign Policy. Stephen J. Blank Editor http://ssi.armywarcollege.edu/pdffiles/pub1 115.pdf
2. Olberg I. Russia's Great Power Strategy under Putin and Medvedev. Swedish Institute of International AffairsNo , 010 https://www.ui.se/globalassets/ui.se-eng/publications/ui-publications/russias-great-power-strategy-under-putin-and-medvedev-min.pdf
3. Kopstein J., Lichbach M. A Changing Global Order. Comparative Politics: Interests, Identities and Institutions in a Changing Global order. Ed. by Jefrey Kopstein and Mark Lichbach. Cambridge University press, 2000.
4. Zakaurtseva T. The Current Foreign Policy of Russia http://src-home.slav.hokudai.ac.jp/coe21/publish/no1 6_1_ses/05_zakaurtseva.pdf
5. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. М., 1999.
6. Лавров С. Историческая перспектива внешней политики России. Россия в глобальной политике. 8 декабря 2017 г. 017 №6
http://www.globalaffairs.ru/number/Istorich
eskaya-perspektiva-vneshnei-politiki-
Rossii-19208
7. Собко Е.М. Участие России в Войне за Австрийское наследство (1740-1748) www.reenactor.ru/ARH/PDF/Sobko.pdf
Сведения об авторах: Долидзе Валери-ян Мамиевич PhD., профессор, факультет социальных и политических наук Тбилисский государственный университет имени Иванэ Джавахишвили, Тбилиси, Грузия (email: dolidze2011@gmail.com); Туквадзе Ав-тандил Антонович, доктор политических наук, профессор Тбилисский государственный университет имени Иванэ Джавахи-швили, Тбилиси, Грузия (e-mail: avtandil.tukvadze@tsu.ge).
REFERENCES 1. Bzhezinskij Zb. Velikaja shahmatnaja dos-ka. M.1999
12. Lavrov S. Istoricheskaja perspektiva vneshnej politiki Rossii. Rossija v glo-bal'noj politike. 8 dekabrja 2017 g. 017 №6 http://www.globalaffairs.ru/number/Istorichesk aya-perspektiva-vneshnei-politiki-Rossii-19208
13. Sobko E.M. Uchastie Rossii v Vojne za Avstrijskoe nasledstvo (1740-1748) www.reenactor.ru/ARH/PDF/Sobko.pdf
About the authors: Dolidze Valerian M. PhD in History, Professor of the department of Political Sciences, Ivane Javaxkhishvili Tbilisi State university (e-mail: doli-dze2011@gmail.com). Tukvadze Avtandil An-tonovich, Doctor of Political Sciences, Professor Ivane Javakhishvili Tbilisi State University, Tbilisi, Georgia (e-mail:
avtandil.tukvadze@tsu.ge).