УДК-327
DOI: 10.18384/2310-676X-2018-4-244-256
ФЕНОМЕН РОССИИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
Долидзе ВМ., Туквадзе АА.
Тбилисский государственный университет имени Иванэ Джавахишвили пр. Чавчавадзе, 1, Тбилиси, Грузия
Аннотация. В статье на основе системных и исторических подходов исследуется влияние России на международную политику и дается ответ на вопрос, почему страна с сырьевой экономикой является одним из ведущих государств в международной политике. В начале статьи формулируется определение России, как феномена мировой политики и выделяются ее особенности как специфического актора международной политики. Далее показано, как она в продолжение ХХ в. качественно меняла мировую политику, обозначены исторические противоречия русской модернизации. Выявляются факторы, которые превратили Россию в особого актора международной политики. Авторы приходят к заключению, что феномен России является результатом ее исторического развития, когда модернизация экономики существенно отставала от европеизации армии, администрации, образования и политики. В результате функционирования системы, включающей в себя экспорт стратегического сырья, активизацию человеческого капитала, политику усиления международного значения России, создание, производство и применение высокотехнологичного и обычного оружия, Россия превратилась в особого актора мировой политики. Владение ядерным оружием, огромная территория и численность населения, патриотизм и политическая система России формируют необходимые условия для функционирования этой системы.
Ключевые слова: международная политика, мировая политика, сырьевая экономика, гегемония, человеческий капитал, ядерное оружие.
THE PHENOMENON OF RUSSIA IN THE WORLD POLITICS
V. Dolidze, A. Tukvadze
Ivane Javakhishvili Tbilisi State University 1, Сhavchavadze av, Tbilisi, Georgia
Abstract. The paper studies the influence of Russia on the international economy with the use of hidtorical and systemic approaches. The question of how a country with a source-based econmy has become one of the main actors of the modern world politics is answered. The definition of Russia as a phenomenon in the world politics is given in the beginning of the article. Its features as a specific actor of the world politics are singled out. The article shows how the country was qualitatively changing the world politics in the course of the twentieth century. Historical contradictions of Russian modernization are mentioned. Factors that turned Russia into the leading actor of the international politics are analyzed. The authors come to the conclusion that the phenomenon of Russia is the result of its historical development, when the
© CC BY В.М. Долидзе, А.А. Туквадзе, 2018.
modernization of economics was considerably lagging behind the modernization of the army, administration, education and politics. Russia has become a special actor in the world politics in the result of the system functioning that includes the export of strategic raw materials; the activation of human capital; the policy of strengthening Russia's international importance; creation, production and use of high-tech conventional weapons. The conditions for the functioning of this system are created by the possession of nuclear weapons; huge territory and population; patriotism; the political system of Russia.
Key words: international politics, world politics, source-based economy, hegemony, human capital, nuclear weapons.
Россия как особый актор мировой политики
Феномен России в международной политике - это такое необычное явление, когда страна с сырьевой (или отсталой) экономикой является одним из ведущих государств в международной политике, которое имеет такое особое международное значение, что происходящие там глубокие политические изменения фундаментально меняют всю мировую политику.
Путин назвал отсталость главным врагом и главной угрозой России [14].
Особенно сильно отстает она по экономическим показателям от своего главного политического конкурента США. В 2017 г. ВВП США составил 18,1247 триллиона долларов США, на одного человека 55 000 долларов, а ВВП России составил 1132,7 млрд. долларов, и по этому показателю она занимала 14 место среди наиболее развитых стран мира [5].
В 2017 г. доля России в мировой экономике составила 1,85% [17]. Она является экспортером сырья и импортером технологии, оборудования и ширпотреба. В 2017 г. доля российской нефти и газа в экспорте товаров из России возросла до 57% (2016 г. - 53,5) [17]. Экономический рост РФ зависит от экспорта сырья. Например, рост экономики России по итогам 2017 г.
был зафиксирован на уровне 1.7, что стало возможным благодаря максимизации цены на нефть [17].
Несмотря на это, ни одна из тринадцати стран, кроме США, которые опережают Россию по ВВП, не может сравниться с ней по силе целенаправленного влияния на мировую политику. Борьба России против гегемонии США, которая превратилась в противостояние с Западом, и сплочение ее народа вокруг правительства, актуализировали вопрос о цивилизационной принадлежности России и ее ценностных особенностях. Есть точка зрения, что существует Русская цивилизация, объединяющая разные народы и этносы, которые не только не растворились в ней, а, напротив, укрепили свои эт-нонациональные и цивилизационные идентичности [15, с. 60]. По мнению некоторых ученых, Русский мир разошелся с Западом давно и принципиально [15, с. 91]. Причину этого они видят в том, что «антропологический максимализм православия, вытекающий из его сотериологии и реализованный в нормах существования русских людей, в корне отличается от западной католической и протестантской антропологии, в которой соткался человек минимальный - юридический, экономический, физиологический» [15, с. 92]. Багдасарян идентифицирует
девятнадцать пар ценностной дихотомии, которые отделяют друг от друга Россию и Запад [1]. Можно спорить о цивилизационной принадлежности России, но одно бесспорно - в самом возникновении вопроса о цивилиза-ционной принадлежности России зафиксирована ее уникальность, одним из проявлений которой является характер ее международной активности.
Россия обычно рассматривается как одна из великих держав в мире [21, р. 2]. Но на фоне великих держав Россия выделяется как особый актор мировой политики, который имеет исключительное значение для судеб мира. Именно к такому заключению можно прийти в результате анализа ее истории и современного функционирования на международной арене. Последние события мировой политики - присоединение Крыма к России и сирийская кампания, в результате которых произошел коренной перелом в стратегической ситуации в мире, явно показали огромное значение этой страны в мировой политике, а также то, что она не намерена играть уготовленную ей роль «свадебного генерала», не допустит повторения Косовского прецедента и будет активно бороться за свои интересы в любой точке Земного шара.
Россию как особого актора выделяет, прежде всего, глубина и сила воздействия на мировую политику, способность преодолевать активное сопротивление мировых центров власти в процессе самостоятельного изменения и формирования внешних условий своего существования. Она играет активную и независимую роль в функционировании мировой политики, самостоятельно меняет господствующие
тенденции к расширению гегемонии США и маргинализации России и на этом фоне явно показывает свою политическую индивидуальность и специфику собственных интересов. Россия является стратегическим игроком мировой политики, который активно изменяет не только стратегическую ситуацию, но также определяет и вектор развития международной политики, контролирует формирование «погоды» мировой политики. Россия показала, что она может самостоятельно проводить свою волю в международной политике в условиях активного сопротивления господствующих центров влияния и изменить баланс сил в свою пользу. Свидетельством этому является «реанимация» Асада, возвращение на Ближний Восток и присоединение Крыма, что происходило на фоне ожесточенного политического сопротивдения со стороны США и Запада. Этому благоприятствует способность независимо обеспечить свою внешнюю и внутреннюю безопасность и сравнительно слабая внешнеэкономическая зависимость. В отличие от Евросоюза, для которого характерна тенденция превращения в обьект мировой политики, и Китая, который экономически сильно зависит от США и Евросоюза, Россия характеризуется не только сравнительно слабой международной зависимостью, но и наличием дефицитного стратегического сырья в сочетании с эффективным контролем внешней и внутренней безопасности, что дает ей возможность активно влиять и контролировать поведение своих партнеров.
Резкое усиление мирового влияния России, после ее ослабления в результате развала СССР, доказывает пра-
вильность точку зрения Быкова, что во всемирной геополитической иерархии Россия занимает особое, ни с кем не сравнимое место по стойкости и выживаемости [3, с. 99]. Именно поэтому после распада Советского Союза «степень уязвимости внутреннего положения оказалась гораздо выше, чем внешнего, геополитического [3, с. 155].
Россия и качественные изменения в мировой политике
В двадцатом веке события, связанные с Россией, определяли состояние мировой политики. Распад СССР и мировой социалистической системы, создателем и несущей стеной которых была Россия, фундаментально изменил стратегическую ситуацию в мире, обусловил политические особенности современности, возможности и векторы ее развития.
Россия влияет на мировую политику как субъективно-политической активностью, так и объективно, как место событий, которые изменяли всю мировую политику, ее структуру и фундаментальные основы ее функционирования (Октябрьская революция и распад СССР). Существующий до Первой мировой войны международный порядок завел человечество в тупик, результатом которого и стала мировая война. Она до конца обнажила все противоречия тогдашнего мира. В этих условиях появляется потребность в обществе социальной справедливости, которое могло бы стать альтернативой старого мира. Таким проектом оказался коммунизм. Местом практической реализации его идеалов стала Россия. Это невиданно усилило ее идеологическое и политическое влияние. По мнению некоторых учёных, связь ком-
мунизма с Россией не является случайностью, так как советская система «продуцировалась» матрицей русской цивилизации, которая возникла на основе православного, христианского выбора [1]. Россия как эпицентр мировой революции, противостояла всему тогдашнему миру, разделенному на метрополии и колонии, как указатель дороги к лучшему будущему человечества.
Россия превратилась в страну, влияние которой грозило дестабилизацией Западу. Поэтому она оказалась в международной изоляции. Но противоречия мировой политики, экономическое значение России (РСФСР), ее способность обеспечить свою внутреннюю и внешнюю безопасность, правильная внешняя политика, которая заключалась в прагматизме и использовании конфликта интересов в лагере ее противников в свою пользу, дали ей возможность не только выйти из политической изоляции и освободиться от экономических санкций, но и стать легитимным и влиятельным игроком международной политики. Парадигмальным случаем прагматизма в политике является Рапалльский договор между Германией и РСФСР.
Превращение России в особый актор мировой политики
Россия имеет свою длинную историю как великой державы [25, р. 104]. Поэтому история является источником формирования таких компонентов русской политической культуры, как национальная гордость и осознание своей державности, которые создают основу русского патриотизма. Она формирует особенное историческое сознание политической элиты
России, что является одним из источников проведения политики усиления международной значимости этой страны. Например, ее министр иностранных дел С. Лавров, на основе осмысления истории России, делает вывод об ее особой роли в европейской и мировой истории [11].
История показывает, что Россия входила в число влиятельных европейских государств. В основе этого лежала триада: 1. военная сила - европейская армия и флот; 2. европейское образование и государственные институты; 3. эффективный контроль над внутренней и внешней безопасностью, огромными человеческими ресурсами и территорией. Нужно отметить также особую роль ценностей, которые способствовали усилению ее государственности и международного влияния. На стиль российской геополитики влияли православные, позже - коммунистические, а затем снова православные ценности. По мнению Багдасаря-на, русская цивилизация, русскость возникла на основе христианского выбора и они настолько тесно связаны друг с другом, что дерусификация объективно ведет к дехристианиза-ции [1]. Христианские и православные ценности России всегда являлись источниками ее геополитического влияния, что ярко проявляется в случаях Украины, Балкан, Армении и особенно православной Грузии, где, как только стала ощутима реальная угроза церкви и православной культуре страны, несмотря на интенсивность антироссийской пропаганды, быстро началось усиление пророссийской ориентации. Ценности играют большую роль для создания мягкой силы России, которая в процессе борьбы против гегемонии
неоимперии Запада сама начала развиваться как неоимперия.
По мнению Быкова, время империи ушло в прошлое [3, с. 151 ]. Это верно в отношении старых империй. Но современная мировая политика произвела новые структуры - неоимперии. Они качественно отличаются от старых империй тем, что не являются «жесткими» структурами и возникают на основе «мягкой силы», для создания которой большое значение имеет привлекательность государства-гегемона. По мнению Гольцова, Росиийскую Федерацию и Китай следует рассматривать как формирующиеся неоимперии, которые выступают в качестве новых «полюсов» мирового геополитического порядка [7, с. 54]. Однако ведущую роль в развитии такого порядка играет Россия, которая смогла своей геополитической активностью существенно сузить границы расширения гегемонии Запада. Особенно это касается постсоветского пространства, где она старается создать под своей эгидой неоимперскую геопространственную систему [7, с. 62].
Геополитическая активность России в постсоветском пространстве во многом определяется интересами ее национальной безопасности, что заставляет ее идти на такие меры, которые могут иметь не только позитивные, но также и негативные последствия для дальнейшего расширения ее влияния. Например, вынужденное признание независимости Абхазии и Южной Осетии отрицательно влияет на процесс усиления мягкой силы России в Грузии. В условиях капитализма большая часть грузинского общества на своем опыте быстро осознала экономическое значение России, а усиление
исламского элемента в православной Грузии, неспособность Запада обеспечить восстановление её территориальной целостности усилили пророс-сийскую политичесскую ориентацию среди населения. Именно об этом свидетельствует не только вхождение явно пророссийской партии «Альянс патриотов Грузии» в парламент этой страны, но и победа правящей партии «Грузинская мечта» в парламентских выборах 2012 г., когда одним из её главных обещаний было улучшение отношений с Россией.
С XVIII в. значительно возросла роль и влияние России в мировой политике. Повышение ее международного статуса являлось результатом европеизации страны. С середины XVIII в. Россия уже играет значительную роль в общеевропейских делах. Это тесно связано с реформами Петра Первого, в результате которых, по мнению С.М. Соловьева, Россия вошла в систему европейских государств [16, с. 158].
Россию относят к странам, развитие которых начинается поздно [18, р. 20]. Это определяет догоняющий характер ее развития. В процессе европеизации модернизация политических институтов и государственного управления, образования, армии и флота обогнали экономическую модернизацию, что во многом определило своеобразие России, которая совмещала прогресс с отсталостью, современность со средневековьем. Для разрешения этих противоречий понадобились три революции. В результате Октябрьской революции Россия превратилась в особого актора международной политики. У нее появляется тяжелая индустрия и богатый человеческий капитал, позже начинается са-
мостоятельное производство высокотехнологичного ядерного и обычного оружия. Россия начинает контролировать функционирование мировой политики, создает новые государства и структуры (РСФСР, СССР, мировая социалистическая система), которые производят революционные изменения в международной политике, изменяют направление ее развития.
Советская история России стала значительным фактором ее влияния на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что Россия как модель развития не может стать образцом в этом пространстве, общая история бывших советских республик создала зависимость от прошлого, которая помогает России удерживать свое влияние в этом регионе. Среди механизмов этого влияния можно выделить: историческую память; старые экономические связи,; автономии бывших советских республик, которые стремятся с помощью России отделиться от них; русский язык и культура, в распространении и популяризации которой на постсоветском пространстве огромную роль сыграла общая история постсоветских стран.
Военное ослабление России в результате развала СССР обусловило начало ее маргинализации в международной политике. Начался процесс превращения России из субъекта политики в ее объект. Объектом мировой политики мы называем такое государство, поведение которого формируют более сильные игроки, которое занимает то место в международной политике, какое определяют для него другие акторы, действует по тем правилам, в формировании которых оно не принимает участия и примиря-
ется с систематическим игнорированием своих специфических интересов. Но Россия вновь смогла вернуть себе статус субъекта мировой политики. Этому способствовали: 1) владение большим запасом дефицитного стратегического сырья; 2) ядерное оружие;
3) производство и владение новейшими образцами обычного оружия;
4) человеческий капитал; 5) армия, которая может гарантировать как внешнюю, так и внутреннюю безопасность;
6) военно-промышленный комплекс;
7) политическая система, которая дает правительству возможность подчинить своему контролю производство и экспорт дефицитного стратегического сырья, гарантировать стабильность страны и не допустить государственных переворотов, подготовленных, управляемых или же поддерживаемых внешними силами; 8) патриотизм; 9) политика правящей элиты, которая старается восстановить международное значение России.
Человеческий капитал как значительный компонент «русской силы»
Без создания высокотехнологической современной экономики Россия не может оставаться конкурентоспособной в международной политике. У нее есть два главных источника для создания такой экономики: человеческий капитал и дефицитные стратегические сырьевые ресурсы. Эффективный контроль над сырьевыми ресурсами способствовал индустриализации и победе социализма в СССР. В Советском Союзе создавалось свое производство - станкостроение, ракетостроение, осуществлялась разработка электрооборудования. Развивалась
легкая промышленность, сельское хозяйство, бесплатное образование, здравоохранение, наука, сфера услуг.
Советское правительство активно использовало запасы сырья для закупки за рубежом новейшей техники и оборудования для перевооружения промышленных предприятий на основе последних достижений науки и техники и индустриализации страны. Современная Россия повторяет этот опыт в том смысле, что она использует экспорт сырья для развития военной промышленности и перевооружения. Но этого недостаточно для преодоления отставания российской экономики. Этому не способствует также и иностранный капитал, который заинтересован не в ее модернизации, а в получении быстрой прибыли. Однако в целом роль России в мировой экономике не является ключевой. По данным Федеральной налоговой службы, из 3,99 млн. коммерческих компаний, состоявших на учете в России в 2014 г., только 23,99 тысяч (0,6%) приходилось на компании с иностранным участием. Иностранный капитал в основном сосредоточен в тех отраслях, которые не играют существенной роли в технологическом прогрессе страны [9] и закрепляет сырьевую направленность развития экономики России [12].
Наличие ядерного оружия является значительным компонентом внешней безопасности России. Но он - пассивный элемент силы России, так как его нельзя активно использовать для создания влияния в конкретных регионах мира. Для этого более важным является производство и владение высокотехнологическим обычным оружием, в создании которого решающую роль играет человеческий капитал. Реализация
стратегического сырья дает возможность России активизировать человеческий капитал для создания новейшей военной техники, которую она использует для формирования своего политического влияния. Особое значение имеют достижения России в производстве ракетных двигателей. Здесь были достигнуты настолько высокие результаты, что появилась военная зависимость США от России. Даже в условиях антироссийских санкций Штаты вынуждены выводить свои спутники на орбиту российскими двигателями. Конгресс запретил использование русских ракетных двигателей RD-180 в военных целях после 2019 г., но в 2015 г., он был вынужден смягчить этот запрет. Причиной этого являлась то, что Пентагону нужно было купить больше 18-и таких двигателей в продолжение последующих 7 лет [24]. Зависимость США от российских ракет, видимо, продлится до середины следующей декады [22].
В настоящее время Россию субъектом мировой политики делает не столько ядерное оружие, сколько высокотехнологичное современное обычное оружие. Именно оно дает возможность ей использовать военный элемент для создания и усиления своего влияния в разных регионах Земли, активно действовать в отдаленных от своей границы районах для продвижения своих интересов, приобретать союзников. Наиболее ярко это проявилось в случае Сирийского кризиса.
Современное вооружение играет существенную роль также в создании символического капитала России. Оно дает ей возможность создавать международный престиж, демонстрировать свою силу и достижения в области науки и техники, что разрушает стерео-
тип ее слабости и отсталости, который сформировался после распада СССР. Поэтому совместно с русским языком, культурой, православными ценностями оно играет существенную роль в создании мягкой силы России. Роль православия в формировании мягкой силы России, как единственного мощного православного государства, особенно ярко проявляется в православных европейских странах, где, даже в условиях военного и экономического ослабления России в начале ее постсоветской истории, православие способствовало сохранению ее влияния. В отличие от военной силы, культурный потенциал России недостаточно используется для целенаправленного создания её международного влияния. Фактически отсутствует активная реклама русского языка и культуры, которые имеют большое значение для создания нового имиджа России, особенно среди молодежи постсоветского пространства, а также целенаправленная и всесторонне осмысленная, конкретная политика формирования «мягкой силы» России.
Санкции и усиление политических позиций России
На фоне международных санкций, наложенных на Россию, явно проявилось значение России как особого актора и феномена мировой политики. По нашему мнению, они активизировали такие ценности ценностной дихотомии Багдасаряна, как идеокра-тия, минимальность потребностей, государство как общая семья. Поэтому санкции не только не ослабили правительство Путина, а, напротив, мобилизовали население России вокруг него и усилили его внутриполитические
позиции. Именно в условиях действия этих санкций Россия начала активные военные действия в Сирии, усилила свои военные и политические позиций в этой стране и вернулась на Ближний Восток. Российская общественность воспринимает санкции как продолжение антироссийской политики, что усиливает патриотические чувства населения и сплачивает его вокруг Путина. Например, запрет на ввоз продуктов и лекарств из стран, которые ввели санкции против России, правильным считают 45% респондентов, неправильным - 38%. Население слабо ощущает влияние санкций: 51% опрошенных россиян не пугают санкции США, которые никак не повлияют на их личную жизнь; 23% респондентов признают влияние санкций на свою личную жизнь существенным, несущественным - 19% [2].
Политическое усиление России в условиях санкций ставит вопрос об их эффективности. Политику санкций можно сравнивать с континентальной блокадой. Как антироссийские санкции, так и континентальная блокада, были навязаны союзникам. Во время встречи в Гарвардском университете вице-президент США Д. Байден заявил, что европейские страны не хотели применить санкции против России, но Обама заставил их принять политику санкций [8]. Сегодня место Англии занимает Россия, а место Франции -США. Как континентальная блокада наносила экономический ущерб союзникам Наполеона, так и политика санкций наносит ущерб не только России, но также и европейским союзникам США. По нашему мнению, именно этим можно объяснить то, что более 60% опрошенных французов и немцев
считают экономические меры давления на Европу недопустимыми, а в Великобритании так же думает чуть менее половины опрошенных - 47% [13].
Меньше всех от этих санкций страдают Соединенные Штаты, торгово-экономические отношения которых с Россией значительно слабее по сравнению с Европой. Континентальная блокада противопоставила друг другу экономику и политику. В этом противостоянии победителем вышла экономика. Такое же противоречие между экономикой и политикой заключает в себе политика санкций против России, участники которых уже понесли огромные потери, что вызывает их возмущение. Например, бывший заместитель французской разведки прямо говорил, что санкции нанесли тяжелый удар сельскому хозяйству Франции и критиковал свое правительство за рабское подчинение Вашингтону, что, по его мнению, наносит ущерб французским интересам [23]. В апреле 2016 г. парламент Франции принял резолюцию, в которой потребовал снятия санкций с России. Начиная с 2014 г., французские фермеры сжигали свою продукцию, перекрывали тракторами дороги и этим выражали свое негативное отношение к политике, которую проводило французское правительство в отношении России [20]. По словам итальянского банкира Антонио Фаллико: антироссийские санкции ЕС равносильны самоубийству [19].
Заключение
Феномен России в мировой политике - это результат специфики ее исторического развития, когда модернизация экономики существенно отставала от европеизации армии, администра-
ции, образования и политики. В процессе исторического развития Россия превратилась в страну, где происходящие фундаментальные политические изменения приводили к таким же изменениям в международной политике. Россия - особый актор мировой политики. Её характеризует необычное сочетание сырьевой экономики с военной мощью, что дает ей возможность своей активностью целенаправленно изменять расстановку сил в мировой политике в процессе преодоления активного сопротивления старых центров власти и влияния. В особый актор современной мировой политики Россию превращает функционирование
системы, которая включает в себя экспорт стратегического сырья; активизацию человеческого капитала; политику усиления международного значения России; создание, производство и применение высокотехнологичного обычного оружия; традиционные ценности России, влияющие на менталитет, политическое сознание и политическую культуру современных россиян. Необходимые условия для ее функционирования, кроме сырья создают: владение ядерным оружием; размер территории и численность населения; патриотизм; политическая система России.
Статья поступила в редакцию 03.05.2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Багдасарян В.Э. СССР: что и почему не получилось? // Журнал политических исследований. 2017. Т. 1. №. 3. С. 1-29.
2. Более 50% граждан РФ не пугают новые санкции США [3.05.2018] // Regnum [сайт]. -URL: https://regnum.ru/news/2410797.html (дата обращения: 24.06.2018).
3. Быков О.Н. Геополитический статус России: в 2-х книгах [кн.1 ]. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 200 с.
4. Быков О.Н. Геополитический статус России: в 2-х книгах [кн.2 ]. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 210 с.
5. ВВП стран мира в 2017 году, прогноз на 2018 г. // VisaSam.Ru [сайт]. - URL: http:// visasam.ru/emigration/vybor/vvp-stran-mira.html (дата обращения:23.06.2018).
6. «Вставание с колен»: доля РФ в мировой экономике ниже чем в пресловутые 90-е и продолжает снижаться // Русский Монитор [сайт]. - URL https://rusmonitor.com/ vstavanie-s-kolen-dolya-rf-v-mirovojj-ehkonomike-nizhe-chem-v-preslovutye-90-e-i-prodolzhaet-snizhatsya.html (дата обращения 24.06.2018).
7. Гольцов А.Г. Трансформация геополитического порядка на постсоветском пространстве // Полития. 2016. №1(80). С. 54-72.
8. Джо Байден "Евросоюз не хотел вводить санкции против России, но Обама заставил" [3.11. 2014] // RT на русском [сайт]. URL: https://russian.rt.com./article/52683]. (дата обращения: 24.06.2018).
9. Иностранный капитал терпит в России убытки, но не уходит // BBC news: русская служба [сайт]. - URL: https://www.bbc.com/russian/business/2015/10/151026_ multinationals_in_russia (дата обращения: 24.06.2018).
10. Курылев К.П. Либеральная концепция внешнеполитических приоритетов России начала XX века // Журнал политических исследований. 2018. Т. 2 № 1. С. 84-117.
11. Лавров С. Историческая перспектива внешней политики России // Россия в глобальной политике. 2016. № 2. С. 8-20.
12. Никулин Н.Н. Роль иностранного капитала в модернизации экономики России // Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-
экономических условиях: реалии и перспективы развития. СПб.: Институт бизнеса и права, 2008. С. 43-46.
13. Опрос: европейцы против санкций США в отношении партнеров России в газовых проектах [26.01.2018] // НТВ новости [сайт]. - URL: http://www.ntv.ru/novosti/1975327/ (дата обращения: 24.06.2018).
14. Отсталость как угроза: Путин дал старт новому политическому повороту [06.03.2018] // Иносми.Ру [сайт]. - URL: https://inosmi.ru/politic/20180306/241645391.html (дата обращения: 25.06.2018).
15. Россия как цивилизация: материалы к размышлению / Под общей редакцией О.И. Шка-ратана, В.Н. Лексина, Г.А. Ястребова. М.: Редакция журнала «Мир России», 2015. 466 с.
16. Собко Е.М. Участие России в войне за Австрийское наследство (1740-1748) // Вопросы истории. 2006. № 1. С. 156-159.
17. Миркин Я. Экономика: корни роста [11.01.2018] / Институт экономики роста им. П.А. Столыпина [сайт]. URL: http://stolypin.institute/publications/yakov-mirkin-ekonomika-korni-rosta/ (дата обращения 23.06.2018).
18. A changing global order. Comparative politics: interests, identities and institutions in a changing global order / Ed. by J. Kopstein and M. Lichbach. Cambridge University press, 2000. 429 p.
19. "EU sanctions against Russia are suicide" - Italian banker [14. 11.2014] // RT [website]. -URL: https://www.rt.com/shows/sophieco/205275-eu-trade-war-business/ (required date: 25.06.2018).
20. French Assembly Adopts Resolution calling to end anti-Russian sanctions imposed by EU [28.04. 2016] // RT [website]. - URL: http://www.rt.com/341216-france-drops-sanctions-russia (required date: 25.06.2018).
21. Oldberg I., Russia's Great Power strategy under Putin and Medvedev // Occassional Ulpapers: Published by Swedish Institute of International Affairs, 2010, no. 1, pp. 1-23.
22. Pentagon Faces Delays in Shift Away From Russian Rocket Engines [04.09.2017] // The Wall Street Journal [website]. - URL: https://www.wsj.com/articles/pentagon-faces-delays-in-shift-away-from-russian-rocket-engines-1504526402 (required date: 24.06.2018).
23. Retired French Intelligence Boss Lambasts France's Antirussian Sunctions [25.06.2018] // Sputnik International [website]. - URL: https://sputniknews.com/ world/201605101039346286-france-united-states-sanctions/ (required date: 25.06.2018).
24. U.S. needs up to 18 more Russian rocket engines: Pentagon [08.04.2016] // Reuters [website]. - URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-space-russia/u-s-needs-up-to-18-more-russian-rocket-engines-pentagon-idUSKCN0X600H (required date: 24.06.2018).
25. Zakaurtseva T. The Current Foreign Policy of Russia // Slavic Eurasian Studies, 2007, no. 16-1, pp. 87-112.
REFERENCES
1. Bagdasaryan V.E. SSSR: chto i pochemu ne poluchilos'? [The USSR: what and why did not work?]. In: Zhurnalpoliticheskikh issledovanii, 2017, vol. 1, no. 3, pp. 1-29.
2. Bolee 50% grazhdan RF ne pugayut novye sanktsii SShA [More than 50% of Russian citizens are not intimidated with new US sanctions] [3.05.2018]. In: Regnum [websait]. Available at: https://regnum.ru/news/2410797.html (accessed: 24.06.2018).
3. Bykov O.N. Geopoliticheskii status Rossii:v 2-kh knigakh [kn. 1] [Geopolitical status of Russia (In two books). Book 1]. Moskva, IMEMO RAN, 2015. 200 p.
4. Bykov O.N. Geopoliticheski status Rossii (v dvukh knigakh). [kn. 2] [Geopolitical status of Russia (in two books). Book 2]. Moskva, IMEMO RAN, 2015. 210 p.
5. VVP stran mira v 2017 godu, prognoz na 2018 god [GDP in the world in 2017, forecast for 2018]. In: VisaSAm.Ru [websait]. Available at: http://visasam.ru/emigration/vybor/vvp-stran-mira.html (accessed: 23.06.2018).
6. "Vstavanie s kolen": dolya RF v mirovoi ekonomike nizhe chem v preslovutye 90-e i prodolzhaet snizhat'sya... ["Rise from the knees": the share of the Russian Federation in the world economy is lower than in the notorious 90's and continues to decline... ]. In: Ruski Monitor [websait]. Available at: https://rusmonitor.com/vstavanie-s-kolen-dolya-rf-v-mirovojj-ehkonomike-niz-he-chem-v-preslovutye-90-e-i-prodolzhaet-snizhatsya.html (accessed: 24.06.2018).
7. Goltsov A.G. Transformatsia geopoliticheskogo poryadka na postsovetskom prostran-stve [Transformation of the geopolitical order in the post-Soviet space]. In: Politia, 2018, no.1 (80), pp. 54-72.
8. Jo baiden "Evrosoyuz ne khochet vvodit' sanktsii protiv Rossii, no Obama zastavil" [Joe Biden "The European Union did not want to impose sanctions on Russia, but Obama made them do it] [3.11.2014]. In: RT na russkom [websait]. Available at: //russian.rt.com./arti-cle/52683 (accessed: 24. 06. 2018).
9. Inostrannyi kapital terpit v rossii ubitki, no ne ukhodit [Foreign capital suffers losses in Russia, but does not go away] [27.09.2015]. In: BBC news: ruskaya sluzhba [websait]. Available at: https://www.bbc.com/russian/business/2015/10/151026_multinationals_in_russia (accessed: 24.06.2018).
10. Kurylev K.P. Liberalnaya kontseptsiya vheshnepoliticheskikh prioritetov Rossii nachala XX veka.[Liberal concept of Russia's foreign priorities at the early XX century]. In: Zhurnal polit-icheskikh issledovanii, 2018, vol. 2, no. 1, pp. 84-117.
11. Lavrov S. Istoricheskaya perspeqtiva vneshnei politiki Rossii [The historical perspective of Russia's foreign policy]. In: Rossiya vglobalnoipolitike, 2016, no 2, pp. 8-20.
12. Nikulin N.N. Rol' inostrannogo kapitala v modernizatsii ekonomiki Rossii [The role of foreign capital in modernizing the Russian economy]. In: Socio-economic position of Russia in the new geopolitical and financial-economic conditions: realities and development prospects. SPb., Institute of Business and Law, 2008, pp. 43-46.
13. Opros: evropeitsy protiv sanktsii SShA v otnoshenii partnerov Rossii v gazovykh proektakh [Poll: Europeans against US sanctions against Russia's partners in gas projects] [25.04.2018]. In: NTV novosti [websait]. Available at: http://www.ntv.ru/novosti/1975327 (accessed: 24.06.2018).
14. Otstalost' kak ugroza: Putin dal start novomu politicheskomu povorotu [Backwardness as a threat: Putin launched a new political turn] [06.03.2018]. In: Inosmi.Ru [websait]. Available at: https://inosmi.ru/politic/20180306/241645391.html (accessed: 25.06.2018).
15. Rossiya kak tsivilizatsia: materialy k razmyshleniyu [Russia as a civilization: materials for reflection]. Ed. by O.I. Shkaratan, V.N. Leksin, G.A. Yastrebov. Moscow, redaktsiya zhurnala "Mir Rossii", 2015. 466 p.
16. Sobko E.M. Uchastie Rossii v voine za Avstriiskoe nasledstvo (1740-1748). [Russia's participation in the war for the Austrian legacy]. In: Voprosi istorii, 2006, no 1, pp. 155-159.
17. Iakov Mirkin. Ekonomika: korni rosta [Yakov Mirkin.Economy: the roots of growth] [11.01.2018]. In: Institut ekonomiki rosta im. P.A. Stolipina [websait]. Available at: http://stol-ypin.institute/publications/yakov-mirkin-ekonomika-korni-rosta (accessed: 23.06.2018).
18. A changing global order. Comparative politics: interests, identities and institutions in a changing global order. Ed. by J. Kopstein and M. Lichbach. Cambridge University press, 2000. 429 p.
19. "EU sanctions against Russia are suicide" - Italian banker [14.11.2014]. In: RT [website]. Available at: https://www.rt.com/shows/sophieco/205275-eu-trade-war-business (accessed: 25.06.2018).
20. French Assembly Adopts Resolution calling to end anti-Russian sanctions imposed by EU [28.04.2016]. In: RT [website]. Available at: http://www.rt.com/341216-france-drops-sanc-tions-russia (accessed: 25.06.2018).
21. Oldberg I., Russia's Great Power strategy under Putin and Medvedev. In: Occassional Ulpa-pers: Published by Swedish Institute of International Affairs, 2010, no. 1, pp. 1-23.
22. Pentagon Faces Delays in Shift Away From Russian Rocket Engines [04.09.2017]. In: The Wall Street Journal [website]. Available at: https://www.wsj.com/articles/pentagon-faces-delays-in-shift-away-from-russian-rocket-engines-1504526402 (accessed: 24.06.2018).
23. Retired French Intelligence Boss Lambasts France's Antirussian Sunctions [25.06.2018]. In: Sputnik International [website]. Available at: https://sputniknews.com/world/ 201605101039346286-france-united-states-sanctions (accessed: 25.06.2018).
24. U.S. needs up to 18 more Russian rocket engines: Pentagon [08.04.2016]. In: Reuters [website]. Available at: https://www.reuters.com/article/us-usa-space-russia/u-s-needs-up-to-18-more-russian-rocket-engines-pentagon-idUSKCN0X600H (accessed: 24.06.2018).
25. Zakaurtseva T. The Current Foreign Policy of Russia. In: Slavic Eurasian Studies, 2007, no. 16-1, pp. 87-112.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Долидзе Валериян Мамиевич - кандидат исторических наук, профессор, факультет социальных и политических наук, Тбилисский государственный университет имени Иванэ Джавахишвили, Тбилиси, Грузия e-mail: [email protected]
Туквадзе Автандил Антонович - доктор политических наук, профессор Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили, Тбилиси, Грузия e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Valerian M. Dolidze - PhD in History, professor, faculty of social and political sciences, Ivane Javakhishvili Tbilisi State University, e-mail: [email protected]
Avtandil A. Tukvadze - Doctor of Political Sciences, professor, Ivane Javakhishvili Tbilisi State University,
e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Долидзе В.М., Туквадзе А.А. Феномен России в мировой политике // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 4. С. 244-256. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-4-244-256
FOR CITATION
Dolidze V., Tukvadze A. The phenomenon of Russia in the world politics. Series: History and Political Sciences, 2018, no 4, pp. 244-256. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-4-244-256