ФЕНОМЕН ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЬСТВЕ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК Репрезентация и идентификация ими социальной роли родителя
А.Н. Родионов
В статье анализируются различные подходы к пониманию традиционной и современной семьи и тех изменений, которые происходят в ней. Анализируется структура представлений о родительской роли, возможности и актуальность формирования представлений о родительстве в юношеском возрасте и репрезентация юношеством социальных ролей родительства.
Ключевые слова: семья, родители, юношеский возраст, образ отца, образ матери.
Современная европейская семья переживает изменения, которые одними исследователями определяются как кризис, другими -как ее социально-культурологическая трансформация исторического феномена малой группы.
Современная семья представляет собой генезис и динамику, социальный продукт и логический результат длительного исторического образования, функционирования государства и разноплановых общественных отношений.
Исследования семьи, ее места и роли в жизни индивида и общества актуальны по следующим причинам:
- история развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и примитивных ее форм) как исполнителя некоторых специфических социальных заказов социума;
- семья - уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации;
- ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека [1].
Многочисленные исследования семьи в отечественной психологии (В.В. Абраменкова, А.И. Антонов, В.И. Брутман, Ю. Девятых, А.И. Захаров, В.И. Звягинцев, Н.А. Коваль [2], С.Ю. Мещерякова, В.А. Петровский, Л.А. Регуш, Н.Ю. Синягина, В.А. Сонин [3], Г.Г. Филиппова), как правило, указывают на ее структурную неустойчивость, ценностнонормативную девиантность и некоторые другие особенности. Вместе с тем, многие исследователи отмечают, что только традиционная семья обеспечивает воспроизводство
демографической структуры общества и, если не будет достигнута ее устойчивая стабильность, это может вызвать затруднения в функционировании общества на всех его уровнях (А.И. Антонов, Б. Бергер, В.Н. Дружинин, Л.В. Карцева, Е.А. Калинина, Н.А. Коваль).
Структура семьи определяется каждым обществом, самой культурой как регулятором отношений между людьми и, в ту же очередь, релевантным соответствием историческим, традиционным и рациональным потребностям общества. Одной из основных важнейших задач совместной деятельности в семье является воспитание молодого поколения. Семейное воспитание, как отмечает А.А. Реан, - это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений [4], а воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления, т. е. правильное поведение с точки зрения родителей поощряется, за нарушение установленных правил следует наказание, так «...родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизмом идентификации - ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же» [4].
Многие исследователи (А.И. Антонов, И.В. Гребенников, У. Гуд, С.В. Ковалев, И.С. Кон) выделяют особую роль семьи в воспроизводстве определенного образа жизни, «реализацию» родителей в детях. «Бесспорно, однако, что дети воспринимают от родителей не только форму поведения, подсознательные реакции, разнообразные положительные или отрицательные привычки, но и существенные черты модели супружеских
отношений» [5]. «Ребенок лишь частично имеет собственную психологию, большей же частью она зависит от психологии родителей» [6]. Логична и народная мудрость: «Ребенок учится тому, что видит он в своем дому». Важнейшим этапом жизни в формировании образа родителя, внутрисемейных отношений является юношеский возраст. По мнению Г. Розинаевой, освоение родительской роли начинается практически со дня рождения ребенка и является неотъемлемым компонентом социализации, процесса, в результате которого ребенок «усваивает поведение, навыки, мотивы, установки и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными» [7]. Следовательно, чтобы стать отцом или матерью, каждое новое поколение должно учиться родительскому поведению, дополняя биологическую роль социальной, т. е. уже с раннего возраста происходит викарное научение.
Р.В. Овчарова рассматривает два этапа формирования родительства. На первом этапе, относящемся к добрачному периоду, у мужчин и женщин существуют лишь «образы эмоций, связанные с процессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства, планирование воспитательного процесса и др., а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом» [8]. На этом этапе закладывается сама возможность стать родителем. С рождением ребенка начинается этап реализующегося родительства, который продолжается всю жизнь.
Первый этап можно разделить на два периода - от рождения до начала пубертата и позднее отрочество - юность. Если в первый период ребенок преимущественно взаимодействует с родителями и другими членами семьи, то во втором он начинает испытывать значительное влияние широкого круга факторов социализации. Гендерный анализ игровой деятельности дошкольного периода большинства этносов содержательно подтверждает стремление девочек выполнять в дальнейшем родительские роли, определяемые статусом матери. В юности происходит процесс перестройки взаимоотношений ребенка с родителями и взрослыми. Осваивается профессия, увеличивается автономия от семьи, так называемая возрастная эмансипа-
ция. Идет интенсивное развитие когнитивных способностей, мышление становится интроспективным, т. е. приобретается способность к анализу своих мыслей, выработке планов на будущее, появляется и формируется рефлексия. Все эти изменения происходят на фоне главного новообразования, как отмечает Л.С. Выготский: «в драму развития вступает. новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития» [9]. Согласно Э. Эриксону, в этот период происходит объединение всех элементов самосознания, идентификаций в целостный образ - идентичность [10].
Исследования С.Ю. Девятых [11] показывают, что в юношеском возрасте, при отсутствии факта родительства, в сознании молодых людей само родительство представлено всеми основными своими элементами: семейными ценностями, сценариями реализации социальных и биологических ролей отца и матери, установками и ожиданиями в супружеских и родительско-детских отношениях, гендерными идеалами.
Ментальная репрезентация родительства отражает те изменения, которые произошли в гендерной стратификации общества, в содержании его гендерных норм, в том числе и в их отношении к семейным нормам, собственным предпочтениям.
«Юность является особым этапом потенциального родительства, когда при отсутствии самого факта родительства существует его образно сконструированное содержание, включающее в себя как отдельные, так и общие когнитивные схемы, как отдельных родительских поступков, так и всего родительского поведения в целом» [11]. В юношеском возрасте существуют качественные гендерные различия в установках на родительство, которые обнаруживаются на всех уровнях личностных диспозиций юношей и девушек, при этом установки юношей и девушек на детско-родительские отношения носят специфический характер; они учитывают пол ребенка, на который они направлены, в перспективном видении его социального, профессионального и статусного роста.
Для изучения образов родителя у юношей и девушек мы использовали модифици-
В образе отношений с отцом выделяется следующие значимые, на наш взгляд, аспекты:
- отец занимает больше отстраненную позицию по отношению к дочери, не настаивая на ее подчинении нормам и правилам поведения в обществе, семье, что подтверждается низким показателем по шкале «Директивность» и высоким показателем по шкале «Автономность»;
- непредсказуемость в поведении отца, отсутствие постоянства в отношениях, проявляющуюся в резкой смене стилей воспитания и воспитательных приемов, проявление совершенно противоречащих друг другу психологических тенденций.
Как мы видим из таблицы 3, в образе отношений «мать - сын» все показатели имеют среднее значение, что, на наш взгляд, можно рассматривать как гармоничные отношения.
В оценке отца сыном мы видим низкий балл по фактору близости, из чего мы можем предположить недостаточную степень проявления теплых чувств и принятия отцом сына, вплоть до его отвержения.
Рассмотрим представления у девушек и юношей о будущих отношениях со своими детьми - соответственно, «идеальный образ матери» и девушек (табл. 5) и «идеальный образ отца» у юношей (табл. 6).
Таблица 1 Оценка матери дочерью
Шкалы Сырые баллы (среднее арифм.) Стандартные баллы
Позитивный интерес (POZ) 14 3
Директивность (DIR) 8 3
Враждебность (HOS) 4 3
Автономность (AUT) 11 4
Непоследовательность (NED) 7 4
Фактор близости (POZ/HOZ) 11 3
Фактор критики (DIR/AUT) -3 3
Таблица 2
Оценка отца дочерью
Шкалы Сырые баллы (среднее арифм.) Стандартные баллы
Позитивный интерес (POZ) 12 3
Директивность (DIR) 7 2
Враждебность (HOS) 4 3
Автономность (AUT) 13 4
Непоследовательность (NED) 8 4
Фактор близости (POZ/HOZ) 7 3
Фактор критики (DIR/AUT) -6 3
рованную методику «Подростки о родителях» (ЛБОИ) [12] введя, кроме стандартных шкал «Мой отец», «Моя мать», дополнительную шкалу «Идеальный родитель», которая отражает представление о будущем родительстве. В исследовании приняло участие 150 человек (юноши и девушки в возрасте 18 лет из полных и не полных семей).
Полученные данные позволили нам рассмотреть структуру образов отношений у реципиентов со своими родителями (табл. 1-4) и их представлением о том, как они видят будущие отношения со своими детьми (табл.
5, 6).
Как мы видим, по двум шкалам - «Автономность» и «Непоследовательность» стандартный балл превышает среднее значение, т. е. девушки видят выраженными в отношениях с матерью такие качества, как:
- ее независимость от ребенка, его состояний и требований, недостаток заботы и опеки, отсутствие поощрения, поддержки;
- непоследовательность в воспитании, выражающуюся в сменах стиля воспитания, воспитательных приемов, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению вне зависимости от того, что та сделала или не сделала.
Таблица 3
Оценка матери сыном
Шкалы Сырые баллы (среднее арифм.) Стандартные баллы
Позитивный интерес (POZ) 14 3
Директивность (DIR) 9 3
Враждебность (HOS) 4 3
Автономность (AUT) 12 3
Непоследовательность (NED) 7 3
Фактор близости (POZ/HOZ) 10 3
Фактор критики (DIR/AUT) -2 3
Таблица 4
Оценка отца сыном
Шкалы Сырые баллы (среднее арифм.) Стандартные баллы
Позитивный интерес (POZ) 11 3
Директивность (DIR) 8 3
Враждебность (HOS) 4 3
Автономность (AUT) 12 3
Непоследовательность (NED) 8 3
Фактор близости (POZ/HOZ) б 2
Фактор критики (DIR/AUT) -3 3
Таблица 5
Идеальный образ матери
Шкалы Сырые баллы (среднее арифм.) Стандартные баллы
Позитивный интерес (POZ) 18 4
Директивность (DIR) 10 3
Враждебность (HOS) 3 2
Автономность (AUT) 11 4
Непоследовательность (NED) 9 4
Фактор близости (POZ/HOZ) 15 4
Фактор критики (DIR/AUT) -1 3
Таблица б
Идеальный образ отца
Шкалы Сырые баллы (среднее арифм.) Стандартные баллы
Позитивный интерес (POZ) 1б 4
Директивность (DIR) 11 3
Враждебность (HOS) 2 2
Автономность (AUT) 10 2
Непоследовательность (NED) 7 3
Фактор близости (POZ/HOZ) 14 4
Фактор критики (DIR/AUT) 1 4
Как видно из таблицы 5, обобщенный идеальный образ матери имеет следующую структуру: положительное отношение к ребенку, внимание, забота, граничащая с гиперопекой, стремление удовлетворить любое желание ребенка, также это подтверждается
низким баллом по шкале «враждебность». При этом высокий балл по шкале «автономность» предполагает некую отстраненность матери от ребенка, что может проявляться в снисходительности и нетребовательности. Такое амбивалентное отношение «любовь -
отстраненность» подтверждается, на наш взгляд, высокими показателями по шкале «непоследовательность», т. е. сменой представлений о том, как нужно воспитывать и как нужно относиться к ребенку, ведь речь идет о том, как девушка представляет себе будущие отношения с ребенком. Балл по фактору близости - выше среднего, что говорит о желании принимать своего ребенка таким, какой он есть, и проявлять теплые чувства по отношению к нему.
Как мы видим, структура образа представлений об отцовстве у юношей имеет свои отличия - присутствует стремление к прямому участию в процессе воспитания ребенка, пониманию его внутреннего мира, учету индивидуальных особенностей, готовность помогать и участвовать в совместных делах с ребенком. Средний балл по шкале «непоследовательность» и высокие баллы по шкалам «фактор близости» и «фактор критики», на наш взгляд, подтверждает это положение -высокая заинтересованность и стремление контролировать, но при этом принимать и положительно поддерживать своего ребенка.
В заключение мы можем отметить, что формирование представлений о родительстве в юношеском возрасте не носит случайного и ситуативного проявления, оно результат социализации и интериоризации личности в условиях ее бытийного проживания, целостных и структурных изменений общества, его духовных и моральных, ценностных и рациональных парадигм, установок, идеалов. Мы отмечаем также, что принятие юношами и девушками родительских норм, установок, формирование будущих семейных сценариев и бытийное проживание в них не всегда релевантно референтным моделям исторически сложившейся традиционной семьи.
1. Шевцова С.В. // Инновация в образовании. 2004. № 4. С. 79-81.
2. Коваль Н.А., Калинина Е.А. Психология семьи семейной дезадаптивности. Тамбов, 2007.
3. Сонин В.А. Социально-психологические аспекты семьи и брака. Смоленск, 1985.
4. Реан А.А. // Мир детства. 2004. № 2. С. 49.
5. Витек Карел. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988. С. 48.
6. Юнг К.Г. Божественный ребенок. М., 1997. С. 28.
7. Психология / под ред. А.А. Крылова. М., 2001. С. 252.
8. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003. С. 54.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1984. Т. 4. С. 238.
10. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
11. Девятых С.Ю. Особенности представлений о родительстве в юношеском возрасте (анализ гендерных различий): дис. ... канд. псих. наук. Смоленск, 2006.
12. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб., 2004.
Поступила в редакцию 12.11.2007 г.
Rodionov A.N. Phenomenon of youth’s ideas of parentage, representation and identification of a social role of a parent. In the article are analyzed various approaches to understanding of traditional and modern family and changes which occur in it. The author considers the structure of ideas of a parental role, opportunities and topicality of formation of youth’s ideas of parentage and representation of social roles of parentage.
Key words: family, parents, youthful age, image of father, image of mother.