«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)
ББК 74.57 УДК 373.7 М316
А. А. Маслова Иркутск, Россия
ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕХНИКУМА ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ
Главным фактором развития человеческой личности является воспитание в семье. От условий взаимоотношений подростков с родителями зависит эффективность мотивации личности, её позитивный взгляд на мир или недоверие к окружающим. Автор рассматривает влияние семьи на развитие личности студентов системы СПО и анализирует их представление о поведении родителей по отношению к ним. Результаты исследования по методике ADOR «Поведение родителей и отношение подростков к ним» представлены на графиках.
Ключевые слова: семья, личность, мотивация, социализация, позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность
A. A. Maslova Irkutsk, Russia
TO THE PROBLEM OF RELATIONS BETWEEN PARENTS AND ADOLESCENTS (FROM THE EXPERIENCE OF THE IRKUTSK REGIONAL TECHNICAL SCHOOL OF FOOD INDUSTRY)
The main factor of the human person development is family upbringing. Youth motivation effectiveness, its positive outlook or disbelief in other people depend on the relationship between adolescents and their parents. The author considers the fami-
© Маслова А.А., 2014
ly influence on the personal development of vocational school students and gives analyses their judges about relationship with parents. The results of research were carried out on ADOR methods «Parents' behaviour and teenagers' attitude to par-ents'behaviour» are described on the diagrams of the article.
Key words: family, personality, motivation, socialization, positive interest, di-rectiveness, hostility, autonomy, inconsistence
В развитии и успешном включении каждого человека в социум его семья играет ведущую роль. Семья подготавливает ребёнка к жизни, является первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
От отношения родителей к своему ребёнку во многом зависит специфика формирования его личности. Ценностные ориентиры, нравственные идеалы, жизненные принципы, особенности менталитета, черты характера, нормы учебной мотивации в первую очередь воспитываются у детей родителями и становятся залогом успешной включённости в общество (в том числе и по части успешного трудоустройства). Главным фактором хорошего воспитания детей в семье по праву считаются наличие нормальной семейной обстановки и авторитет родителей. А зависит этот процесс от того, насколько правильно, с точки зрения развития и воспитания ребёнка, проявляются родительские позиции.
Взаимоотношения в родительской семье могут сформировать эффективную мотивационную сферу личности, устойчивый позитивный взгляд на мир и на самого себя, самоуважение личности; те же самые факторы, но с другим психологическим контекстом могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкой самооценке, недоверию к окружающим, дефицитар-ности в общении со сверстниками и др. [Семья в психологической консультации, 1989, с. 17].
Семейные отношения обычно определяют психологические особенности, поведение и дальнейшую судьбу человека, поэтому воспитание в семье всегда вызывало особый интерес для исследования. В свое время огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внёс А. С. Макаренко, который, проанализировав опыт семейного воспитания, пришёл к выводу, «что воспитание детей -самая важная область нашей жизни. <...>Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наша вина» [Макаренко, 1940]. Принципы семейного воспитания подрастающего поколения, сформулированные А. С. Макаренко более 70-ти лет назад, до сих пор не утратили своей актуальности для современного воспитателя, педагога или родителя. Хотя, размышляя о воспитании, А. С. Макаренко не даёт конкретных решений семейных проблем, а затрагивает только ключевые вопросы, связанные со структурой семьи как коллектива, который объединяется общей жизнью и интересами.
Но следует подчеркнуть, что семейные проблемы приобретают сегодня абсолютно иное значение в свете того, что многие российские семьи переживают на современном этапе развития. Нынешние условия семьи характеризуются как кризисные, что повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и ослабление семейных связей. Современная семья вынуждена решать огромное количество социальных, экономических, духовных проблем. Показателем глубокого кризиса в развитии семьи является социальное сиротство - явление неучастия, полного устранения родителей от выполнения своих обязанностей или искажение родительского поведения.
Ослаблено участие родителей в жизни подрастающего поколения в системе
начального и среднего профессионального образования. В систему НПО/СПО
часто попадают не вполне благополучные дети, со сниженной мотивацией
к учебной деятельности, педагогически запущенные, имеющие склонность
к девиантному поведению или проблемы адаптации в социуме. В этой связи
любопытно проанализировать, как студенты системы начального и среднего
3
профессионального образования оценивают механизмы родительского поведения.
С этой целью было проведено исследование, для которого применялся опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR - сокращённо, подростки о родителях) [Рогов, 1998, с. 144-155]. Данная методика изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Методика оценивает такие элементы родительского поведения, как POZ - позитивный интерес, DIR - директивность, HOS -враждебность, AUT - автономность и NED - непоследовательность. Всего в исследовании приняли участие 50 человек. При этом из полных семей - 36 человек (72%), из неполных семей (воспитанием занимается только мать) - 14 человек (28%).
Следует отметить, что подростки вкладывают несколько разный смысл в понятия «позитивный интерес», «директивность», «враждебность», «автономность» и «непоследовательность» со стороны матери и отца, поэтому при оценке результатов необходимо учитывать также гендерный аспект.
При анализе отдельных выборок можно увидеть следующие результаты. Из 15 девушек 10 - из полных семей и 5 - из неполных. Из 10 юношей 8 -из полных семей и 2 - из неполных. Даже исходя только из этих данных, можно говорить о том, что студенты не всегда получают полноценное воспитание и адекватное родительское воздействие (особенно в неполных семьях, где без участия отца воспитывается юноша-подросток).
Оценка матерей дочерьми представлена на рисунке 1.
Оценка матери дочерью
I Параметр в норме
I Параметр слабо выражен
I Параметр выражен отчётливо
POZ
DIR
HOS
AUT
NED
Рис. 1. Оценка матери дочерью
Шкала позитивного интереса у 4 девушек из 15 слабо выражена, у 5 - отчётливо выражена, у 6 - является нормой. Шкала директивности у 6 девушек слабо выражена, у 5 - отчётливо выражена, у 4 - является нормой. Шкала враждебности у 6 девушек слабо выражена, у 6 - отчётливо, у 3 - является нормой.
Шкала автономности у 4 девушек слабо выражена, у 6 - отчётливо выражена, у 5 - является нормой. Шкала непоследовательности у 4 девушек слабо выражена, у 6 - отчётливо выражена, у 5 - является нормой.
Оценка дочерьми отцов представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Оценка отца дочерью
Шкала позитивного интереса у 4 девушек слабо выражена, у 2 - отчётливо выражена, у 4 - является нормой. Шкала директивности у 5 - слабо выражена, у 5 - является нормой, и никто из девушек не имеет отчётливо выраженного показателя. Шкала враждебности у 2 девушек слабо выражена, у 4 девушек отчётливо выражена, у 4 - является нормой. Шкала автономности у 2 девушек слабо выражена, у 4 - отчётливо, у 4 - является нормой. Шкала непоследовательности у 4 - слабо выражена, у 3 - отчётливо выражена, у 3 человек является нормой.
Оценка матерей сыновьями представлена на рисунке 3.
Оценка матери сыном
■ Параметр в норме
■ Параметр слабо выражен
■ Параметр выражен отчетливо
Рис. 3. Оценка матери сыном
Шкала позитивного интереса у 5 человек слабо выражена, у 3 человек отчётливо выражена, у 2 человек является нормой. Шкала директивности у 4 человек слабо выражена, у 1 человека отчётливо выражена, у 5 человек является нормой. Шкала враждебности у 4 человек слабо выражена, у 4 человек отчётливо выражена, у 2 человек является нормой. Шкала автономности у 4 человек слабо выражена, у 2 человек отчётливо выражена, у 4 человек является нормой. Шкала непоследовательности у 2 человек слабо выражена, у 3 человек отчётливо выражена, у 3 человек является нормой.
Оценка сыновьями отцов представлена на рисунке 4.
POZ DIR HOS AUT NED
Рис. 4. Оценка отца сыном
Шкала позитивного интереса у 6 человек слабо выражена, у 2 - отчётливо выражена, у 0 - является нормой. Шкала директивности у 4 человек слабо выражена, у 0 человек - отчётливо выражена, у 4 человек - является нормой. Шкала враждебности у 4 человек слабо выражена, у 4 человек отчётливо выражена, у 0 человек - является нормой. Шкала автономности у 1 человека слабо выражена, у 4 человек отчётливо выражена, у 3 человек является нормой. Шкала непоследовательности у 1 человека слабо выражена, у 3 человек отчетливо выражена, у 4 человек является нормой.
Подводя общий итог, следует подчеркнуть, что в отношениях подростков, обучающихся в системе СПО/НПО, и их родителей есть много трудностей и противоречий. На графиках видно, что меньше всего проблем в отношениях между девушками-подростками и их матерями. Отношения с отцами складываются проблематично, потому что показатели нормы в каждом из параметров очень сильно разнятся, по некоторым параметрам слабая выраженность, а по шкале враждебности, наоборот, отчётливая выраженность.
Отношения матерей с сыновьями по некоторым показателям стабильны; показатели шкалы директивности и шкалы непоследовательности у большинства в норме, а по остальным параметрам - заметное разночтение.
Особого внимания заслуживает график 4. Показатели нормы явно снижены по всем параметрам, а по шкале позитивного интереса и враждебности норму
не имеет никто из опрошенных юношей. Вероятно, это связано с тем, что в большинстве случаев отцы в отношении своих сыновей не проявляют должного внимания и интереса (ни позитивного, ни враждебного), часто самоустраняются от воспитания подростков. Позитивный интерес отцов в оценке сыновей выражен слабо. Отчетливой выраженности в оценке директивности отцов сыновьями также нет, то есть в общении с сыновьями у отцов нет тенденции к лидерству или завоеванию авторитета. Неудивительно, что большинство «трудных» подростков - это юноши, ведь в семье для них нет примера правильного мужского поведения, а попытки воспитания их матерями часто воспринимаются «в штыки». Сложность образовательного и воспитательного процесса таких подростков повышается, и корректировка их учебной деятельности становится возможной только при совместных усилиях педагогического коллектива техникума (куратора, мастера ПО, преподавателей-предметников, администрации).
Безусловно, здоровые взаимоотношения в семье, правильное ролевое взаимодействие детей и родителей, адекватное восприятие подростками родительского поведения, хорошее воспитание детей, материальное благосостояние и прочие факторы семейного благополучия создают предпосылки для позитивного отношения ребёнка подросткового возраста к своим учебным обязанностям, создают эффективную мотивационную сферу, способствуя тем самым успешному развитию личности, и в конечном итоге становятся той основой, на которой формируется профессиональный успех личности.
Библиографический список
1. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. М., 1940 // Библиотека по педагогике: сайт. URL:
http: //pedago gic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st034.shtml. (дата обращения: 14.12.2013).
2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие. В 2 т. Т. 2 Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 480 с.
3. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. URL: http://psychlib.ru/mgppu/bod sto/bod sto.htm. (дата обращения: 26.11.2013).