Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН КРЕАТИВНОСТИ'

ФЕНОМЕН КРЕАТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / КРЕАТИВНАЯ СРЕДА / НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чугунова С. В.

В данной статье анализируется феномен креативности в современном мире. Рассматривается сам термин креативности и его происхождение. Были рассмотрены основные характеристики и проблемы креативности в обществе, которые разделены на четыре аспекта: креативный продукт, креативный процесс (как способность), креативную личность и креативную среду. Была подвергнута рассмотрению понимание самой роли творчества в обществе. Проанализирована гипотеза об определенном классе людей, деятельность которых влияет на значительные изменения в обществе. Исследуется феномен креативности в современном мире. Рассматривается сам термин креативности и его происхождение. Описываются основные характеристики и проблемы креативности в обществе, которые разделены на четыре аспекта: креативный продукт, креативный процесс (как способность), креативную личность и креативную среду. Дается характеристика роли творчества в обществе. Проанализирована гипотеза об определенном классе людей, деятельность которых влияет на значительные изменения в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF CREATIVITY

The phenomenon of creativity in the contemporary world is analyzed. The term creativity as well as its origin is studied. The basic characteristics of creativity and its social essence are considered in terms of four aspects: a creative product, a creative process (as a capability), a creative personality and a creative environment. Emphasis is placed on the role creativity plays in the society. A deeper insight is given to the hypothesis about a certain class of people influencing major social changes.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН КРЕАТИВНОСТИ»

76

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # I (6), 2015/ ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФЕНОМЕН КРЕАТИВНОСТИ. THE PHENOMENON OF CREATIVITY

2014. Чугунова С.В.

2014 Chugunova S.V.

Самарский университет путей сообщений, Самара, Россия Samara State University of Transport

В данной статье анализируется феномен креативности в современном мире. Рассматривается сам термин креативности и его происхождение. Были рассмотрены основные характеристики и проблемы креативности в обществе, которые разделены на четыре аспекта: креативный продукт, креативный процесс (как способность), креативную личность и креативную среду. Была подвергнута рассмотрению понимание самой роли творчества в обществе. Проанализирована гипотеза об определенном классе людей, деятельность которых влияет на значительные изменения в обществе.

Исследуется феномен креативности в современном мире. Рассматривается сам термин креативности и его происхождение. Описываются основные характеристики и проблемы креативности в обществе, которые разделены на четыре аспекта: креативный продукт, креативный процесс (как способность), креативную личность и креативную среду. Дается характеристика роли творчества в обществе. Проанализирована гипотеза об определенном классе людей, деятельность которых влияет на значительные изменения в обществе.

The phenomenon of creativity in the contemporary world is analyzed. The term creativity as well as its origin is studied. The basic characteristics of creativity and its social essence are considered in terms of four aspects: a creative product, a creative process (as a capability), a creative personality and a creative environment. Emphasis is placed on the role creativity plays in the society. A deeper insight is given to the hypothesis about a certain class of people influencing major social changes.

Ключевые слова: креативность, креативный класс, творчество, креативная среда, нестандартное мышление.

Key words: creativity, creative class, creative work, creative environment, nonstandard thinking.

На сегодняшний день в обществе можно наблюдать достаточно большой интерес к феномену творчества вообще, а также к определенным творческим способностям, которые сейчас называются креативностью. Мир стремительно меняется, а с ним меняется общество и их взгляды, в том числе и на креативность. Еще вчера креативность рассматривали как достаточно редкое явление, которыми были наделены лишь гении науки и искусства, сейчас креативность считается как неотъемлемый элемент профессиональных качеств человека. Люди постоянно говорят о креативности, и это касается не только творческих профессий, но также политики, образования и последнее время особенно в бизнесе. Михай Чиксентми-хай американский психолог изучающий творчество, считает, что «творческие способности стали своего рода новой светской религией наших времен» [1].

Понимание самой креативности рождает довольно широкий подход к проблеме ее развития. Проблема креативности была интересна таким исследователям как Я.А. Понамареву, Д.Б. Багоявленской, из зарубежных исследователей Е.П. Торренс, С. Медник, Дж. Гилфорд, К. Роджерс, А. Масллоу, Р.Мэй.

Теоретические и методологические основы развития креативного начала в личности раскрыты в трудах В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, В.Г.

Рындак, А.В. Морозова. Аксиологический аспект проблемы представлен в работах В.И. Геницинского, А.В. Ки-рьяковой, В.А. Сластенина. Идея изучения творчества как механизма развития обоснована в работах С.С. Гольден-трихт, Т.В. Кудрявцева, Я.А. Пономарева, А.П.Тряпицыной.

Считается, что креативность произошло от слова творчество. Слово креативность в английский язык пришло из латыни. Креативность происходит от латинского слова create, что означает творить. В английском языке используется два варианта понятия «креативность». Первое значение является творчество, а второе creative activity или creative work означает творческая деятельность. В русском понимании термин творчество является достаточно обширным понятием. Поэтому для уточнения нужны дополнительные разъясняющие существительные как, например, деятельность, процесс и т.д. Так же и при употреблении термина креативность необходимо уточнение, в какой области рассматривают данный аспект. В креативности, непременно присутствует момент преобразования, он касается системы знаний и ценностей самого субъекта. Способность к преобразованиям как составляющую креативности отмечали многие авторы, например, К. Роджерс Р. Дилтс, Ч. Ломброзо и др.

Способность к преобразованиям является одной из основных характеристик креативности.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # I (6), 2015 / ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

77

Зарубежные ученые в проблеме креативности выделяют четыре аспекта: креативный продукт, креативный процесс (как способность) и креативную личность, креативную среду. Под последний понимают сферу, структуру, социальный контекст, формирующие требования к продукту творчества [2].

Понимание самой роли творчества подвигло на возникновение гипотез об определенном классе людей, деятельность которых влияет на существенные изменение в обществе. Эту теорию выдвинул американский экономист и социолог профессор Ричард Флорида. По его теории в 80-е годы появилась новая социальная группа -креативный класс, играющая большую роль в экономике и культуре крупных. Флорида выявил зависимость между численностью креативного класса и развитостью города в сфере высоких технологий, культурным уровнем, темпами экономического роста. Ричард Флорида считал, что к креативному классу можно относить творческих профессионалов, специалистов, чья экономическая функция заключается в создании нематериальных активов, приносящих прибыль, - новых технологий, новых идей и нового креативного содержания [4]. Многие отечественные исследователи пытаются определить креативный класс в России. Например, политолог Андрей считает, что «в современной России круг людей, составляющих креативный класс, следует рассматривать шире, чем это делает Флорида. К нему можно причислить всех тех, кто в пределах своей профессиональной или социальной деятельности

является инноватором, генератором развития, создателем «точек роста»» [4].

Представители креативного класса характерны нестандартное мышление, принимать эффективные решения в условиях неопределенности, способность рисковать.

В качестве социального феномена креативность определяет основу и условие развития человечества его научных социальных и других интересов креативности наряду с другими моментами находит свое выражение, скрытое человеческой природе стремление проявлять себя реализовывать свою силу утверждаться в способности властвовать над природными материалами и стихиями.

Библиографический список

1. Чиксентмихайи М. Как творится творчество. Текст лекции

2. http://polit.ru/article/2012/07/03/Csikszentmihalyi/

3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности/

4. / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2009.

5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р.Флорида - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2011.

6. 4.http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/ material_sofiy/5027-andrej-okara-kreativnyj-klass-kak-poslednyaya-nadezhda.html

ПРОЦЕССЫ КРЕАТИВНОСТИ, THE PROCESSES OF CREATIVITY

2014 Chugunova S.V.

Самарский университет путей сообщений, Самара, Россия

Samara State University of Transport

В статье анализируются причины возникновения креативного процесса, его главные составляющие и характеристика. Описывается феномен инсайта - его виды и роль в креативном процессе. Дается характеристика общих требований креативного процесса. Рассматриваются точки зрения различных научных школ о природе возникновения креативного процесса. Исследуется вопрос об участии сознательных или бессознательных компонентов в процессе креативности. Описаны уровни проявления креативного процесса у разных людей.

The paper deals with the creative process: its origin, major constituent parts and basic characteristics. Of special interest is the main moment of the creative process known as an insight flash. There is no consensus so far about this phenomenon. The question is whether unconscious elements are involved in the process of creativity. The author focuses on the availability of the creative process to every member of the society.

Ключевые слова: интеллект, инсайт, креативный процесс, сознательное, бессознательное. Key words: intellect, insight, creative process, conscious, unconscious.

Процесс креативности достаточно специфичен для различных сфер знаний и деятельности [3], [5], [14]. Но, не смотря на это, существует определенные общие требования к креативному процессу. Вне зависимости от проблем, на который направлен креативный процесс, включает следующее:

1. Постоянное переформулирование проблемы.

2. Применение невербального типа мышления.

3. Применение знаний и навыков для создание нового или для добавление чего-то нового уже в существующее.

4. Внутренее напряжение. Существует три типа. 1) возникновение напряжения связанно с конфликтом между новым и традиционным в каждом шаге креативного процесса. 2) В самих идеях. 3) В самих путях решения или созданных продуктах, напряжение может быть связано со стремлением перейти на более высокую ступень эффективности внутри индивида или общества в целом [16]. Х. Гарднер использовал классификацию, которая в специфических сферах превращала креативность из об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.