УДК 372.878 (571.513)
Н. П. Шишлянникова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Обоснованы принципы построения и реализации содержания национально-регионального компонента общего и профессионального музыкального образования в Республике Хакасия. Обозначены направления педагогической деятельности, позволяющие обеспечить позитивные взаимодействия представителей разных культур в поликультурном образовательном пространстве школы. Показаны особенности подготовки будущего учителя музыки в формировании культуры межнационального общения народов, населяющих Хакасию, на основе регионального музыкального материала.
Ключевые слова: национальная музыкальная культура, межкультурные взаимодействия, диалог культур, национально-региональный компонент, музыкальное образование.
Одной из приоритетных задач образования в условиях многонационального государства является реализация регионального компонента образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны в XXI в. Известно, что пассивное отношение общества и школы к национальной культуре народа приводит к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, негативно сказывается на национальном самосознании детей и молодежи. Вырастая в таких условиях, дети остаются равнодушными и к собственным этническим корням, и к культурному многообразию той земли, которая является для них малой родиной. Это неизбежно создает трудности во взаимопонимании и взаимоуважении традиций и обычаев в пространстве региона, в котором проживают представители разных национальностей. По мнению А. Н. Джуринского, именно многона-циональность народа России со всей очевидностью требует осмысления проблемы взаимодействия различных этнокультурных групп в деле воспитания и обучения, что обусловлено культурными и этническими различиями [1, с. 5-6]. Проблема состоит в нахождении меры соотношения учебного материала, представляющего музыкальную культуру коренного населения, и учебного материала по отечественной мировой музыкальной культуре, а также в способах построения и реализации содержания регионального общего и профессионального музыкального образования как единой системы, функционирующей в рамках федеральной программы по музыке в соответствии с ФГОС.
Хакасия - многонациональная республика. Большинство составляют русские и хакасы. Выделенная в Федеральном государственном стандарте образовательная область «Искусство», куда входят школьные предметы «музыка» и «изобразительное искусство», направлена на формирование у школьников художественной культуры как важной составляющей их общей духовной культуры. Содержание регионального компонента по предмету
«музыка», в разработке которого участвовала автор данной статьи, нацелено на передачу духовных ценностей коренного народа - хакасов и других народов, проживающих в республике, в процессе освоения учащимися музыкальной культуры.
При обосновании принципов построения и реализации содержания регионального музыкального образования мы опирались на положение В. С. Би-блера о том, что «искусство - форма свободного формирования общения с другими как с самим собой и с собой как с другими... Произведения искусства - форма соединения участников общения через века и пространства» [2, с. 40]. Ориентиром также послужили работы ученых-культурологов Хакасии, в которых рассмотрен национальный аспект данной проблемы. Так, Л. В. Анжиганова специфической целью национального образования ставит формирование мировоззрения человека, в котором будет представлена система знаний всех сторон жизни коренного этноса (его истории, культуры, искусства и т. д.). На основе этого происходит формирование потребности личности в соучастии в жизни народа, соблюдение баланса интересов и ценностей личных, национальных, общечеловеческих» [3, с. 12, 30]. Сформулированная таким образом цель имеет методологическую значимость не только для формирования мировоззрения хакасского этноса, но и других народов, проживающих в регионе.
Другой ученый Г. Г. Котожеков подчеркивает интернациональный характер хакасской культуры: «. хакасская национальная культура - это синтез национально-специфического. и инонационального, переработанного, освоенного и обогатившего национальное» [4]. Известно, что культура любого народа не может жить в изоляции, она «выделяет собственные токи» и вбирает в себя достижения других культур. Любая музыкальная культура в той или иной степени - синтез национального и интернационального.
Не менее важны положения этнопедагогики художественного воспитания школьников, в числе
которых исследователь О. Л. Морева называет: 1) изучение культуры и искусства конкретного народа через сравнение и нахождение связей и отличий с культурой и искусством других народов, через диалог «регионально-этнический» (по горизонтали) и историко-эволюционный (по вертикали); 2) целостный подход к изучению, адекватный народным традициям, учет педагогических и возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов, создание условий для их творческого развития и самовыражения» [5, с. 31].
Основой национальной культуры любого этноса является народное музыкально-поэтическое творчество, так как оно построено на отображении традиций быта, обрядности, сопровождающей жизнь человека с момента его рождения. Народные музыкальные традиции - это «культурная память» народа. Профессиональное музыкальное искусство и творчество выросли из народного искусства, о чем говорил классик русской музыки М. И. Глинка: «Создает музыку народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем».
Профессиональное музыкальное искусство Хакасии представляет собой сплав народных традиций и современности, национального и интернационального. Практика показывает, чем раньше происходит знакомство детей с родной музыкальной культурой во взаимодействии с музыкальными культурами народов, проживающих на одной территории, а также с шедеврами мировой музыкальной культуры, тем гармоничнее складываются взаимоотношения детей разных национальностей в школьном образовательном пространстве и в последующей жизни. Перечисленные исходные теоретические предпосылки позволили сформулировать ключевые принципы построения и реализации содержания регионального общего и профессионального музыкального образования в Хакасии:
- принцип направленности на изучение регионального музыкального материала с учетом традиционных мировоззренческих взглядов коренного населения; воспитание психологической готовности обучающихся воспринимать этническое и культурное многообразие региона, современного общества в целом;
— принцип целостности как универсальный, требующий от учителя осмысления непрерывно происходящих процессов взаимопроникновения традиций народного и профессионального искусства и творчества, взаимопроникновения традиций музыкальных культур разных народов, а также взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусства и творчества родного народа с искусством и творчеством других народов мира;
- принцип интеграции национального в общемировое. Реализуется через нахождение в музыке разных народов мира общих языковых средств выражения национального характера, отношения к окружающей жизни, природе и на этой основе осознание учащимися языка музыки как языка дружбы между народами разных национальностей, не нуждающегося в переводе, языка диалога культур;
- принцип включения содержания регионального компонента в федеральную составляющую музыкального образования в качестве ее органической части на единых принципах, способствующих пониманию механизмов возникновения культурного многообразия и осознанию необходимости жить в гармонии с другими народами.
Данные принципы являются общехудожественными, и опора на них в образовательном процессе позволяет учитывать баланс интересов и ценностей «личных, национальных и общечеловеческих», поскольку образовательное пространство России, как и любой другой страны, имеет три измерения: этнокультурное, общенациональное и мировое.
Структура и содержание национально-регионального компонента общего музыкального образования определяются тематическим принципом построения федеральной программы, взятой за основу образовательной организацией, а содержательное наполнение занятий планируется в соответствии с ее логикой. Структурировать учебный материал регионального значения возможно двумя путями: или в форме образовательных тематических модулей региональной учебной информации, которые встраиваются в содержание учебного материала учебных четвертей, или путем ее равномерного распределения в течение года. В обоих случаях необходимо соблюдать принцип подчинения тематике федеральной программы по музыке, что и обеспечит реализацию принципа целостности.
Для модульного структурирования регионального материала предложены темы национально-специфического содержания: «Народные считалки и игры», «Хакасские народные музыкальные инструменты», «Материнская любовь», «Живой язык природы в пространстве и во времени», «Стихии мира и священные места», «Мир шамана и Мир сказителя», «Венок традиций глазами молодых». Темы распределены по годам обучения с учетом возрастных особенностей и в соответствии с принципом доступности учебного материала для восприятия.
Дополнительно предлагаются три темы сквозного характера, которые ежегодно в каждом классе раскрываются на новом музыкальном материале: «Мир дому твоему», «Я и моя земля», «Компо-
зиторы - наши современники». Для подготовки к урокам по каждой теме дается примерный перечень произведений композиторов Хакасии для слушания и исполнения, а также теоретический материал к темам и нотное приложение [6, с. 125-130].
Предлагаемые варианты структурирования и реализации содержания регионального общего музыкального образования имеют свои преимущества. Прежде всего, они реализуют принцип интеграции национального в общемировое, а занятия, организованные в соответствии с этим принципом, способствуют межкультурному взаимодействию представителей разных музыкальных культур в образовательном пространстве региона. Федеральная программа по музыке остается цельной, сохраняет свой художественно-педагогический смысл и благодаря наполнению материалом этнокультурного значения становится самобытной и неповторимой.
Основным результатом занятий по освоению музыкальной культуры хакасов в поликультурной школе являются изменения, которые наблюдаются во взаимоотношениях детей. Дети хакасской национальности испытывают чувство гордости за культуру своего народа, которая на равных становится предметом изучения на уроках музыки. Русским и русскоговорящим ребятам других национальностей, которые внутренне, в музыкально-творческой деятельности «проживают» культуру другого народа, она становится понятной и близкой. Установка на принятие другого, представителя иной культуры формируется через механизм «межкультурной эм-патии», который трактуется О. О. Захаровой как понимание, переживание чувств представителей иных культур и их направленность к действию... [7, с. 113].
Многолетние наблюдения показывают, что знакомство детей других национальностей с музыкой хакасского народа положительно влияет на отношение к ней (от индифферентного до интереса и потребности слушать и исполнять). Таким образом, воспитание в полиэтнической среде, основанное на диалоге культур, уважении к культуре другого народа, является важным фактором формирования духовно-нравственного здоровья детей разных национальностей, развития их этнического самосознания, культурной толерантности, воспитания психологической готовности воспринимать этническое и культурное многообразие современного общества.
Вышеуказанные принципы лежат в основе построения и реализации содержания образования будущих учителей музыки в стенах Института искусств Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Учебный план содержит
курс по выбору «Музыкальная культура Хакасии», который обеспечивает теоретическую подготовку студентов. В исполнительских классах («Сольное инструментальное исполнительство», «Вокальный класс», «Хоровое пение и практическая работа с хором», «Класс хорового дирижирования») студенты обязательно осваивают региональный музыкальный репертуар, который используется во время педагогической практики в школе.
Ежегодно две-три дипломные работы студентов посвящаются исследованию проблемы формирования музыкальной культуры и межкультурного взаимодействия народов, населяющих Хакасию. На научно-практических конференциях Института искусств, посвященных вопросам регионального художественного образования, принимают участие в том числе и учителя музыки школ Хакасии и других регионов России.
Ежегодная научно-практическая конференция «Катановские чтения» является трибуной для выступления студентов с докладами по региональной тематике, выступлений на конкурсах вокального, хорового и инструментального исполнительства, где присутствует репертуар композиторов Хакасии. Последние годы в работе студенческой конференции принимают участие учащиеся общеобразовательных и музыкальных школ г. Абакана и близлежащих районных центров. В Институте искусств ежегодно проводится престижный Международный конкурс им. А. А. Кенеля, первого профессионального композитора Хакасии.
Важным показателем результативности регионального музыкального образования в школе и вузе является участие наших студентов в Международном студенческом конкурсе «Учитель музыки XXI века им. Д. Б. Кабалевского», который проводится с 2000 г. по инициативе профессора МПГУ Э. Б. Абдуллина. В 2009 г. студентка нашего вуза Чорпита Лидия, украинка по национальности, представляла музыкальную культуру хакасского народа в заключительном туре IV Международного студенческого конкурса, где стала дипломантом второй степени.
В 2014 г. мы стали участниками очередного VII конкурса, который состоял из двух туров. Первый тур - заочный. Участники предоставили в жюри конкурса разработанный, проведенный и записанный на DVD-диск урок музыки. Студентка нашего университета Рогачева Мария подготовила урок по теме «Музыкальный образ Хакасии» с учащимися 4-го класса общеобразовательной школы и стала дипломантом данного конкурса, второй тур которого проходил в г. Алматы (Казахстан). Главной идеей и целевой установкой урока было знакомство учащихся с самобытной музыкальной культурой хакасского народа, воспитание интереса к ней,
любви и привязанности к малой родине, патриоти- гогических принципов, обеспечивающих преемст-
ческих и интернациональных чувств. венность и системность этой работы на уровне на-
Таким образом, представленное описание си- шего региона. Показаны пути решения проблемы
стемы работы общеобразовательной и высшей соотношения учебного материала общего образо-
школы по реализации содержания национально- вания, представляющего музыкальную культуру
регионального компонента музыкального образо- коренного населения, и материала мировой музы-
вания в Хакасии позволяет сделать вывод о ее эф- кальной культуры в учебном процессе в рамках
фективности благодаря соблюдению единых педа- действующей федеральной программы по музыке.
Список литературы
1. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом: учеб. пособие. М.: ТЦ «СФЕРА», 2007. 224 с.
2. Школа диалога культур. Основы программы / под общ. ред. В. С. Библера. Кемерово: Гуманитарный центр «АЛЕФ», 1992. 96 с.
3. Анжиганова Л. В. Философия хакасского народа в контексте мировой глобалистики // Республика Хакасия как субъект Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов. Абакан, 2000. Вып. 2. С. 117-120.
4. Котожеков Г. Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья. Абакан, 1992. 192 с.
5. Морева О. Л. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 125 с.
6. Шишлянникова Н. П., Мазай Л. Ю. Моделирование художественной картины мира и принципы организации музыкального образования в Хакасии. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2011. 148 с.
7. Захарова О. О. Развитие межкультурной эмпатии у подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 112-116.
Шишлянникова Н. П., доктор педагогических наук, профессор. Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.
Ул. Ленина, 90, Абакан, Республика Хакассия, Россия, 655017. E-mail: presto200@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 16.02.2015.
N. P. Shishlyannikova REGION SPECIFICITIES OF MUSIC EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA
The article presents the justification of the principals of construction and realization of national and region component in general and professional music education in the Republic of Khakassia. These are research of region music material including traditional word outlook views of indigenous population, holism, integration's principal of national in global, principal of content's including regional component in federal constituent of music education in the capacity of it's organic part.
The article specifies the direction of pedagogical activity, allowing to provide positive interaction of different cultures in a multicultural educational environment of the school. Showes the special aspects of future music teacher's training in the formation of national communication's culture in Khakassia based on region music material.
Key words: national music culture, intercultural relations, dialog of cultures, national and region component, music education.
References
1. Dzhurinsky A. N. Pedagogika mezhnatsional'nogo obshcheniya: polikul'turnoye vospitaniye v Rossii i za rubezhom [Pedagogy of interethnic communication: polycultural upbringing in Russia and abroad]. Moscow, Shopping TTs SFERA Publ., 2007. 224 p. (in Russian).
2. Shkola dialoga kul'tur. Osnovyprogrammy[School of culture's dialog. Bases of program]. Ed. V. S. Bibler. Kemerovo, Gumanitarnyy tsentr "ALEF" Pub., 1992. 96 p. (in Russian).
3. Anzhiganova L. V. Filosofijya khakasskogo naroda v kontekste mirovoy globalistiki [The philosophy of Khakass people in the context of world globalism]. Respublika Hakasiya kaksub'ekt Rossiyskoy Federatsii: opyt, problemy, perspektivy. Sbornikmaterialov [Republic of Khakassia as a subject of the Russian Federation: experience, problems and prospects: collection of materials]. Abakan, 2000, vyp. 2. Pp. 117-120 (in Russian).
4. Kotozhekov G. G. Kul'tura narodov Sayano-Altayskogo nagor'ya [Culture of peoples of the Sayano-Altai mountains]. Abakan, 1992. 192 p. (in Russian).
5. Moreva O. L. Etnopedagogizatsiyaprotsessapolikhudozhestvennogo vospitaniyamladshikhpodrostkov: dis. kand. ped. nauk [Ethnopedagogiza-tion of process of polyart education of younger teenagers. Dis. cand. ped. sci.]. Moscow, 2000. 125 p. (in Russian).
6. Shishlyannikova N. P., Mazay L. Yu. Modelirovaniye khudozhestvenoy kartiny mira iprintsipy organizatsiimuzykal'nogo obrazovaniya vHakasii [Modelling of art picture of the world and principles of organization of music education in Khakassia]. Abakan, HGU of N. F. Katanov Publ, 2011. 148 p. (in Russian).
7. Zakharova O. O. Razvitiye mezhkul'turnoy empatii u podrostkov [Development of crosscultural empathy in adolescence]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2014, vol. 6 (147), pp. 112-116 (in Russian).
Shishlyannikova N. P.
Khakassian State University of N. F. Katanov.
Ul. Lenina, 90, Abakan, Republic Khakasia, Russia, 655017.
E-mail: presto200@yandex.ru