УДК 94:396.1(470+571)
https://doi.org/10.24158/spp.2018.1.5
Кабайкина Ольга Владимировна
аспирант кафедры современной социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
ФЕМИНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Kabaikina Olga Vladimirovna PhD student,
Contemporary Sociology Subdepartment, Sociology Department, Lomonosov Moscow State University
THE FEMINIST MOVEMENT IN RUSSIA IN HISTORICAL PERSPECTIVE
Аннотация:
В статье осмыслена история феминистического (женского) движения в России. Рассмотрены основные этапы развития феминизма в Европе, проанализированы несколько работ западных исследователей, посвященных гендерной проблематике. Отдельное внимание отведено распространению женского движения в СССР и РФ, закреплению на законодательном уровне прав женщин и образованию сообществ в поддержку равноправия полов. Выявлено отношение к феминистическому движению российского населения посредством изучения результатов различных эмпирических исследований, которые проводятся в российском обществе. Установлено, что, несмотря на борьбу за равные права женщин и мужчин, продолжают существовать различные формы дискриминации. Так, например, женщины реже занимают руководящие должности, их заработные платы ниже, чем у мужчин, а законодательные акты, принимаемые государством для преодоления гендерного дисбаланса, не реализуются или реализуются не в полной мере. Выявлены отличия феминистического движения в Европе и России. Сделан вывод о том, что в России большее распространение получило женское движение, которое не стремится противопоставлять себя мужскому миру, а широко использует средства и механизмы, созданные мужчинами, для отстаивания своих идеалов, прав и свобод.
Ключевые слова:
феминистическое движение, феминизм, борьба за права женщин, женское движение, гендерное неравенство, гендерная дискриминация, гендерный дисбаланс, социологическое исследование.
Summary:
The study reviews the history of the feminist (women's) movement in Russia. The paper describes the main stages of feminism development in Europe, analyzes several gender works of Western researches. The author emphasizes the spread of women's movement in the USSR and Russia, the legitimization of women's rights, and the creation of communities to support gender equality. The study reveals the attitude of the Russian people towards the feminist movement by examining the results of various empirical surveys conducted in the Russian society. Despite the struggle for equal rights for women and men, different forms of discrimination continue to exist. Thus, women rarely hold the senior positions, their wages are lower than men's ones. The legislative instruments adopted by the government to overcome the gender imbalance are not implemented or not fully implemented. The research defines the differences of the feminist movement in Europe and Russia. It is concluded that the women's movement that does not antagonize the men and uses the tools and mechanisms created by men to defend their ideals, rights and freedoms has become more common in Russia.
Keywords:
feminist movement, feminism, struggle for women's rights, women's movement, gender inequality, gender discrimination, gender imbalance, sociological research.
В настоящий момент активно распространяются различные движения в поддержку или защиту чего-либо. Одним из наиболее распространенных является движение за равноправие женщин с мужчинами, которое получило название «феминизм» или «феминистическое движение».
Существуют различные трактовки термина «феминизм». Нередко феминизм понимается как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Чаще всего его трактуют шире - как разного рода действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов (в этом случае термин может употребляться как синоним женского движения) [1].
Первоначально необходимо понять истоки интереса к теме феминизма и определить степень ее актуальности в современной жизни. Впервые этот вопрос был поднят в европейском обществе, именно оттуда берет свое начало феминистическое движение. Многие исследователи склоняются к тому, что существовало три волны феминизма.
Первая волна приходится на конец XIX - начало XX в. Здесь ярким направлением послужил так называемый суфражизм, когда женщины стремились обладать избирательным правом, боролись за равноправие в браке, возможность получения образования и выбор профессии [2, а 173].
Вторая волна феминизма связана с 1960 г. Здесь выявляются проблемы женщин в рамках фактического неравенства, оплаты труда и репродуктивных прав. Движение тесно связывают с
именем Дж.С. Милля. В своей работе «Подчиненность женщины» он уже в то время доказывал, что неравенство между мужчинами и женщинами не связано с физиологическими особенностями полов, а является искусственно навязанным социальными условиями явлением [3].
Третья волна феминизма отличается разносторонностью интересов женщин. Здесь уже женщины претендуют на представительство в политических кругах и участие во всех структурах управления. Возникают центры «женских» или «феминистских» исследований, которые посвящены изучению гендерного неравенства, сексуального насилия и других тем. Вопросы феминистического движения находятся на повестке дня, интерес к феминизму постоянно растет.
Множество западных исследований посвящено гендерной проблематике. На Западе активно изучается участие женщины в экономической сфере. В работе М. Барретт и М. Дэвидсон «Гендер и коммуникация на работе» рассказывается о «новом стиле» управления, который присущ только женщине с ее открытостью и стремлением общаться с подчиненными. Однако трудности возникают при столкновении женского мира с мужским, который не принимает в уже устоявшиеся нормы нововведения [4].
В политической сфере изучается доля женщин, представленных в партийных организациях, государственных органах. В работе Дж. Вебб «Гендер, работа и преобразования в маленьком государстве» отмечается, что, даже если позиции женщины укрепились в системе управления обществом, мужчины по-прежнему доминируют в большинстве эшелонов власти и не допускают женщин к участию во власти [5].
В российском обществе также исследуются вопросы, связанные с феминистическим движением и гендерным неравенством. Можно подчеркнуть, что в России женское движение имеет свою специфику и множество отличий от зарубежного движения феминисток.
В России феминизм в полной мере зарождается и осознает себя в XVIII в. под влиянием идей Просвещения, а также Великой французской революции. В это время в России появляются женщины так называемого «нового типа», которые не боятся высказывать свои мысли и стремятся участвовать в общественной жизни, как, например, императрица Екатерина II, графини М.Г. Разумовская, М.А. Нарышкина и др. Возникает женская литература, в которой начинают проявляться женское самосознание, идеалы и убеждения, отличные от мужских [6].
В чем же заключаются отличия русского феминизма от западного? Если на Западе феминистки всячески противопоставляли себя всему мужскому сообществу, говорили об иной природе женщины, то в России этого не наблюдалось, наоборот, русские женщины стремились использовать в своих целях общественные структуры и движения, созданные мужчинами. Первоначально феминистское движение в России не было массовым, женщин не допускали к участию в государственных организациях. Однако в начале XX в. положение дел меняется, российское женское движение проявляется уже как зрелое феминистическое.
Именно в советский период женщины получают множество прав и свобод раньше, чем их западные единомышленницы. Например, Конституция 1918 г. закрепила юридическое равноправие женщин с мужчинами, декрет «О гражданском браке» (1918) теперь признавал законным только тот брак, который заключен в государственных учреждениях, и предоставлял женщинам возможность сохранять девичью фамилию. Ранее любого другого указа в Европе декрет от 1920 г. признавал право женщин на аборт. Закон о браке 1926 г. объявил законным так называемый «фактический брак», впервые в истории приравняв детей, рожденных как в браке, так и вне его.
Однако эти установки, которые именовали «решением женского вопроса», в реальности не улучшали положение женщин, а только усложняли им жизнь. В обществе возник идеал «работающей матери», который накладывал на женщин двойные обязанности: семейные и трудовые. К 1930 г. в политике семейно-брачных отношений начался традиционалистский откат, были отменены многие декреты, которые номинально давали множество свобод женщинам. В годы Великой Отечественной войны российские женщины заменили мужчин на таких постах, как начальники цехов, руководители предприятий, но после окончания войны женщин вытеснили с этих должностей.
В период политической оттепели (середина 1950-х - середина 1980-х) Советское государство отказалось от попыток жесткого контроля и урегулирования жизни женщин. Это время отмечено большей автономностью семьи. В 1955 г. была отменена криминализация абортов.
В политической жизни страны в 1980-е гг. в рамках объявленного гендерного равенства отмечается, что в партийных рядах состояло около 20 % женщин, в руководящем составе эта цифра составляла только 2,8 %, тогда как в самом ЦК КПСС не было ни одной женщины. Схожая ситуация имела место в производственной сфере, науке, здравоохранении и образовании: среди рядовых сотрудников женщины составляли более половины занятых, но на уровне принятия решений их было не более 5 %, что говорит о сильнейшей диспропорции положения мужчин и женщин в стране, которую официальные власти старались не замечать [7].
Но уже с середины 1980-х гг. принимаются реформы, которые постепенно начинают изменять позиции женщины в обществе. Они создали условия для возникновения новых форм женского движения, создания множества общественных объединений, которые начали добиваться не просто формально-юридического, но реального гендерного равенства.
Абсолютное большинство возникавших и действующих по сей день организаций, отстаивающих интересы женщин, предпочитали именоваться именно «женскими». Почему же в России распространилось именно такое название движения за борьбу за равные права женщин с мужчинами, а не «феминизм» или «феминистическое движение», как это произошло на Западе? Можно сказать, что такое название закрепилось в общественном сознании, именно в умах людей, которые воспринимали термин «феминизм» и производные от него («феминистка», «феминистский») как ассоциацию с чем-то негативным и политизированным, что пришло с Запада и не нужно России [8].
Первые женские группы 1980-х гг. открыто высказываются и ставят под сомнение «опыт решения женского вопроса в СССР», показав, что он не решен, что женщины даже формально не полностью уравнены в правах с мужчинами [9, c. 114].
В Дубне в начале 1990-х гг. состоялись Первый и Второй независимые женские форумы, которые объединили более 70 организаций, представлявших интересы женщин и защищавших их. Для решения вопросов дискриминации женщин эти организации в 1993-1995 гг. стали взаимодействовать со структурами государственной власти и партийно-политической системой и натолкнулись на стереотипы в оценке роли и места женщины в обществе. Для преодоления этой ситуации начинают говорить о гендерном просвещении общества, рассмотрении прав женщин в контексте нереализованных прав человека. С этого времени в университетах и вузах возникают группы, лаборатории, отделы женских и гендерных исследований, сотрудники которых разрабатывали теоретические проблемы феминизма, анализировали причины угнетения женщин и предлагали варианты преодоления мужского превосходства над женщинами [10].
Наиболее важным представляется закрепление демократических принципов и предотвращение различных форм дискриминации в главном законе страны - Конституции РФ от 1993 г. Именно здесь отражены общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры РФ. В последних содержатся положения, касающиеся предотвращения и ликвидации всех форм дискриминации, в том числе и по признаку пола. Можем назвать следующие международные договоры: Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Конвенция № 100 Международной организации труда о равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд (1951).
В саму Конституцию РФ включены статьи, гарантирующие гендерное равноправие. Прежде всего, статья 19, которая гласит, что «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Также часть 3 ст. 37 гарантирует мужчинам и женщинам право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Конституция РФ провозглашает равные права и свободы всех граждан Российской Федерации, однако в ней отсутствуют гарантии обеспечения равенства прав и возможностей, не прописаны меры по достижению социального, трудового, гендерного равенства, не существует каких-либо специальных органов, отвечающих за предупреждение и ликвидацию дискриминации [11, с. 117-119].
В настоящее время принимаются все новые документы, которые в основном преследуют цели «улучшения социально-экономического статуса женщин», но не обеспечивают равные возможности мужчин и женщин. Создаются стратегии и планы действий (например, «Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 гг.»), которые должны служить улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе, однако носят больше декларативный характер. Многие меры не были реализованы. Вместе с тем несправедливо утверждать, что женщины остаются на вторых ролях. Женское движение развивается: в университетах все чаще вводится дисциплина «Гендерная социология», проводятся гендерные исследования, создаются женские сообщества, интернет-площадки.
Что же думает российское население о феминистическом движении, как относится к борьбе за экономические и политические права женщин? Для ответа на эти вопросы рассмотрим исследования, которые проводятся ведущими социологическими организациями в России.
Активно изучает положение женщин в российском обществе Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Приведем некоторые цифры из исследований по данной теме за период с 1991 по 2017 г. Они демонстрируют картину того, что женщины более комфортно сейчас ощущают себя на рынке труда и в других сферах жизни общества.
Выявлено, что в 1991 г. только 39 % женщин говорили о том, что женщины имеют одинаковые шансы с мужчинами устроиться на работу по специальности после окончания учебы. На сегодняшний день эта цифра составляет уже 56 %. Прослеживается позитивная динамика: все больше и больше женщин говорят, что устроиться на работу по интересующей их специальности
шансов у них столько же, сколько и у мужчин. Также если в 1991 г. только 57 % были убеждены, что женщины могут заниматься предпринимательством, сегодня этот показатель составляет уже 93 % [12], что является несомненной победой в продвижении женского самосознания в России. Многие женщины создают свой малый уникальный бизнес, их число растет. За данной динамикой можно наблюдать на специальном портале, который получил название «Евразийское женское сообщество» и объединяет более 2000 женских организаций по всей России.
Если раньше было распространено мнение, что женщина как сотрудник может быть невыгодна для компании в связи с декретными отпусками, частыми больничными, то сейчас такие обвинения по отношению к женщинам становятся беспочвенными: в 1991 г. 48 % респондентов отметили, что женщины не являются невыгодными сотрудниками для организации, в 2016 г. эта цифра достигла 64 % [13].
К сожалению, мало женщин занято в 1Т-сфере или же находится на топовых позициях в организациях. Средняя заработная плата российских женщин на 28 %, а в ^-технологиях - на 33 % меньше, чем у мужчин. «Если мы ничего делать не будем, то через 20-25 лет профессии, которые будут вообще в технических, не только в технических, в социальных отраслях, они станут сложными. Заработная плата тогда у женщин и мужчин будет отличаться не на 33, а на 50 %. <...> Можно говорить, что все-таки женщины - это по-прежнему догоняющая цивилизация» [14].
Если посмотреть на политическую сферу и занятость женщин в ней, то из результатов исследования ВЦИОМ за 2016 г. следует, что в 1998 г. 45 % респондентов считали, что представительство женщин в политике нужно расширять, сейчас такой точки зрения придерживаются только 37 % респондентов. Граждане не готовы видеть женщин во главе государства. При этом 14 % считают, что женщин в политике и так слишком много (в 1998 г. - только 9 %). Женщины чаще, чем мужчины, хотят увеличить представительство женщин во власти: этот тезис разделяют 27 % мужчин и 45 % женщин. Половина респондентов ВЦИОМ (50 %) поддерживает идею о квотах для гарантированного представительства женщин во власти: 19 % безусловно ее одобряют, 31 % - скорее одобряют. Таким образом, даже если граждане думают, что представительство женщин во власти нужно уменьшать, то интересы и права своего пола они должны отстаивать и представлять. Можно отметить, что в 2005 г. идея квотирования находила понимание в сумме у 44 % россиян. Одновременно на 5 % (с 29 до 24 %) снизилось число тех, кто не принимает такое квотирование [15].
Исследование 2017 г. показывает, что имеет место тенденция усиления позиций женщин в политике, а введение квот для гарантированного представительства женщин в органах власти сегодня поддерживает 51 % россиян (для сравнения: в 2016 г. - 50 %, а в 2005 г. - 44 %), среди женщин - 61 %, среди мужчин - 40 %. Против квотирования высказываются 38 % граждан [16].
Система взглядов в российском обществе меняется, половая принадлежность играет все меньшую роль при решении серьезных вопросов. Интересно посмотреть, как высказывались респонденты на вопрос о выборе президента. Так, если в 2005 г. на вопрос о том, за кого бы проголосовали на президентских выборах, выбирая между кандидатурами мужчины и женщины, 44 % респондентов отвечали, что за мужчину, 17 % - за женщину, то сегодня на первом месте по популярности ответ «пол не имеет значения» - 54 %. Можем сказать, что постепенное противостояние мужчин и женщин в политической сфере сходит на нет. Однако патриархальные взгляды все еще сильны: 38 % скорее выбрали бы мужчину. Как мы уже отмечали, именно в Конституции РФ провозглашено равенство прав мужчин и женщин, однако, по мнению 22 % опрошенных, в той или иной степени это положение нарушается. С тем, что права представителей обоих полов соблюдаются в равной степени, согласны 73 % [17].
Также было проведено исследование Фонда общественного мнения, посвященное представлениям россиян о феминизме, в рамках которого было выявлено, что половина населения России считает, что у женщин и мужчин возможности реализовать свои права равны. Треть опрошенных отвечала, что у мужчин возможностей реализовать свои права больше. При этом сохраняется мнение, что возможностей у мужчин продвинуться по службе больше, чем у женщин (48 против 32 %), что говорит о сохранении дискриминации в российском обществе. Для подтверждения обозначенного выше факта о том, что для российского населения термин «феминизм» остается чуждым, в этом же опросе был задан вопрос: «Знаете ли Вы, слышали или слышите сейчас впервые слово "феминизм"?». Выявлено, что даже значение самого слова «феминизм» продолжает оставаться в большей степени неизвестным в российской среде, однако положение меняется в сторону все большей узнаваемости этого термина [18].
В заключение можно сделать вывод о том, что феминистическое движение на Западе развивается массово и активно, в России же большее распространение получило так называемое женское движение, которое не стремится противопоставлять себя мужскому миру, а широко использует средства и механизмы, созданные мужчинами, для отстаивания своих идеалов, прав и
свобод. Женщины создают свои сообщества, интернет-площадки, которые способствуют ликвидации гендерного неравенства и улучшению положения женщин в России. Сам термин «феминизм» незнаком российской общественности, является чуждым массовому сознанию и ассоциируется с чем-то негативным. Об этом также пишет директор по коммуникациям ВЦИОМ А. Фир-сов: «Феминизм с его боевой окраской не прижился в России... однако тренд на выравнивание гендерных различий в социальной сфере постепенно усиливается. К этому ведут изменение структуры занятости, модернизация ряда профессий, общий культурный код, основанный на европейских ценностях» [19].
Ссылки:
1. Феминизм [Электронный ресурс] // Словарь гендерных терминов. URL: http://www.owl.ru/gender/192.htm (дата обращения: 11.06.2017).
2. Большая советская энциклопедия. Т. 27. М., 1977. С. 173.
3. Милль Дж.С. Подчиненность женщины : монография. СПб., 1869. 255 с.
4. Barrett M., Davidson M.J. Gender and Communication at Work. Aldershot (UK), 2006. 294 p.
5. Webb J. Gender, Work and Transitions in the Local State // Work, Employment, and Society. 2001. Vol. 15, no. 4. P. 825-844.
6. Айвазова С.Г. Идейные истоки женского движения в России // Общественные науки и современность. 1991. № 4. С. 125-133.
7. Предыстория российского феминизма «второй волны»: «решение» женского вопроса в СССР [Электронный ресурс]. URL: http://feminism.pro/o-feminizme/predystoriya-rossiiskogo-feminizma-vtoroi-volny-reshenie-zhenskogo-voprosa-v-sssr.html (дата обращения: 16.08.2017).
8. Пушкарева Н. Феминизм в России [Электронный ресурс] // Энциклопедия «Кругосвет». URL: http://www.kru-gosvet.ru/enc/istoriya/FEMINIZM_V_ROSSN.html?page=0%2C5 (дата обращения: 14.07.2017).
9. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М., 2003. 320 с.
10. Российский феминизм «второй волны» (конец 1980-х - настоящее время) [Электронный ресурс]. URL: http://femi-nism.pro/o-feminizme/rossiiskii-feminizm-vtoroi-volny-konetsc-80-h—nast.-vremya.html (дата обращения: 09.09.2017).
11. Воронина О.А. Указ. соч. С. 117-119.
12. Материалы VIII Социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях». Секция «Будущее уже рядом - II. Трансформация гендерных ролей: от прошлого к будущему» [Электронный ресурс]. М., 2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=1049 (дата обращения: 20.05.2017).
13. «Сегодня в каждом деле нам женщины под стать.» [Электронный ресурс] : пресс-выпуск ВЦИОМ № 3052. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115606 (дата обращения: 09.08.2017).
14. Материалы VIII Социологической Грушинской конференции ...
15. «Женщин в политике быть не должно» [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=241&uid=111813 (дата обращения: 10.08.2017).
16. Женщина-президент в России: быть или не быть? [Электронный ресурс] : пресс-выпуск ВЦИОМ № 3501. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116481 (дата обращения: 09.11.2017).
17. Там же.
18. «Женщина - тоже человек»: представления россиян о феминизме [Электронный ресурс] : исследование Фонда общественного мнения. URL: http://fom.ru/TSennosti/10611 (дата обращения: 01.11.2017).
19. «Сегодня в каждом деле нам женщины под стать.».