Научная статья на тему 'Равные права на рынке труда: ответ государства на вызов женского движения в США в 1960-е годы'

Равные права на рынке труда: ответ государства на вызов женского движения в США в 1960-е годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
632
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / США / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЫНОК ТРУДА / ОПЛАТА ТРУДА / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / WOMEN'S MOVEMENT / USA / LEGISLATION / LABOR MARKET / PAYMENT FOR JOB / GENDER EQUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко Тамара Сергеевна

В статье показано, почему в 1960-е гг. основным требованием женского движения в США стало устранение гендерной дискриминации на рынке труда (прежде всего в заработной плате), как государство и общество ответили на возникший вызов. Автор утверждает, что важным шагом в реализации этого требования и доказательством успешности женского движения стало принятие в 1963 г. Акта о равной оплате труда. Принятие этого акта означало, что государство и общество были готовы позитивно ответить на вызов женского движения. Как показал анализ материалов, связанных с подготовкой, представлением проекта Акта о равной оплате труда и его обсуждением в Конгрессе, интересы женского движения и государства в реализации равных возможностей на рынке труда в тот период совпали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Equal Rights in the Labor Market: The Response of the State to the Women’s Movement Challenge in the USA in 1960’s

The goal of the article is to determine why the principal demand of the women’s movement in the USA in 1960’s was the elimination of gender discrimination in the labor market (primarily in the wage rates) and to show how the state and the society responded to this challenge. An important step towards the implementation of this demand and the proof of the success of the women’s movement was the Equal Pay Act, adopted in 1963. Simultaneously, passing of this Act meant that the state and the society were ready to answer positively to the challenge of the women’s movement. As the analysis of the materials related to the preparation and presentation of the project of the Equal Pay Act to the US Congress and the debates over the project in the Congress demonstrated, the interests of the women’s movement and the state in the implementation of the equal opportunities in the labor market coincided in that period.

Текст научной работы на тему «Равные права на рынке труда: ответ государства на вызов женского движения в США в 1960-е годы»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2016. № 3

Т.С. Ермоленко

РАВНЫЕ ПРАВА НА РЫНКЕ ТРУДА: ОТВЕТ ГОСУДАРСТВА НА ВЫЗОВ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В США В 1960-е гг.

В статье показано, почему в 1960-е гг. основным требованием женского движения в США стало устранение гендерной дискриминации на рынке труда (прежде всего в заработной плате), как государство и общество ответили на возникший вызов. Автор утверждает, что важным шагом в реализации этого требования и доказательством успешности женского движения стало принятие в 1963 г. Акта о равной оплате труда. Принятие этого акта означало, что государство и общество были готовы позитивно ответить на вызов женского движения. Как показал анализ материалов, связанных с подготовкой, представлением проекта Акта о равной оплате труда и его обсуждением в Конгрессе, интересы женского движения и государства в реализации равных возможностей на рынке труда в тот период совпали.

Ключевые слова: женское движение, США, законодательство, рынок труда, оплата труда, гендерное равенство.

The goal of the article is to determine why the principal demand of the women's movement in the USA in 1960's was the elimination of gender discrimination in the labor market (primarily in the wage rates) and to show how the state and the society responded to this challenge. An important step towards the implementation of this demand and the proof of the success of the women's movement was the Equal Pay Act, adopted in 1963. Simultaneously, passing of this Act meant that the state and the society were ready to answer positively to the challenge of the women's movement. As the analysis of the materials related to the preparation and presentation of the project of the Equal Pay Act to the US Congress and the debates over the project in the Congress demonstrated, the interests of the women's movement and the state in the implementation of the equal opportunities in the labor market coincided in that period.

Key words: women's movement, USA, legislation, labor market, payment for job, gender equality.

1960-е гг. — время чрезвычайно высокой социальной активности в США, ознаменовались, наряду с прочим, и ростом активности женщин в борьбе за свои права. Этот период получил название

Ермоленко Тамара Сергеевна — аспирантка исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: tattyto@yandex.ru

второй волны феминизма. В отличие от первой волны, сфокусированной на обретении американскими женщинами политического равенства с мужчинами и приведшей к получению ими избирательных прав, вторая волна была направлена на устранение гендерного неравенства в социально-экономической сфере. Главный лозунг женского движения в США в 1960-е гг. «От равенства прав к равенству возможностей» означал, прежде всего, требование предоставления равных возможностей на рынке труда, в первую очередь в трудоустройстве и зарплате. Важным шагом в реализации этого лозунга и доказательством успешности второй волны феминизма стало принятие в 1963 г. Акта о равной оплате труда. Но оно же означало, что общество и государство были готовы принять вызов женского движения, интересы женского движения и государства в реализации равных возможностей на рынке труда в тот период совпали. Для доказательства этого тезиса в статье анализируются документы законодательного характера.

Именно они составили основной блок источников при написании статьи. Это не только сам Акт о равной оплате труда 1963 г.,1 но и материалы, связанные с его подготовкой, представлением его проекта Конгрессу США и обсуждениями законопроекта в Конгрессе2. Поскольку Акт о равной оплате труда содержал новую концептуальную идею, менявшую традиционные представления о месте мужчин и женщин на рынке труда, важно рассмотреть именно подготовительные документы. Законодательная история уравнивания женщин в правах с мужчинами в сфере трудоустройства и равной оплаты труда дает возможность проследить, как менялась расстановка сил по данному вопросу, и выяснить, какие факторы вызывали тревогу и опасения в связи с принятием закона,

1 The Equal Pay Act of 1963 // U.S. Equal Employment Opportunity Commission [Official Site]. URL: https://www.eeoc.gov/laws/statutes/epa.cfm (accessed: 06.07.2016).

2 См.: Equal Pay Act of 1962. Hearing before the Subcommittee on Labor of the Committee on labor and Public Welfare United States Senate Eighty-seventh Congress Second Session on S. 2494 and H.R. 11 6777 to Provide Equal Pay for Equal Work Regardless of Sex. Statements submitted in Lieu of Oral Testimony. August 1, 1962. Printed for the use of the Committee on Labor and Public Welfare. U.S. Government Printing Office. Washington: 1962 // HeinOnline [Site]. URL: http://heinonline.org/HOL/ LandingPage?handle=hein.cbhear/eqpac0001&div=1&src=home (accessed: 06.07.2016); 88th Congress 1st Session. Committee Print. Legislative History of the Equal Pay Act (Amending Section 6 of the Fair Labor Standards Act of 1938, as amended). Public Law 88-38. 88th Congress, H.R. 6060 and S. 1409 Committee on Education and Labor. House of Representatives' Eighty-Eight Congress. First Session. December 1963. Printed for the use of the Committee on Education and Labor. Adam C. Powell, Chairman. U.S. Government Printing Office. Washington: 1963 // HeinOnline [Site]. URL: http://hei-nonline.org/HOL/LandingPage?handle=hein.leghis/equalpay0001&div=1&src=home (accessed: 06.07.2016).

запрещавшего дискриминацию по половому признаку в вопросах найма и оплаты труда. Важными источниками были также статистические данные по занятости и безработице с распределением по признаку пола и материалы прессы.

Актуальность данной статьи заключается в том, что «женский вопрос» в том или ином виде до сих пор стоит на политической, экономической и общественной повестке дня как в США, так и в других странах, и скрытое гендерное неравенство на рынке труда по-прежнему существует. Новизна данной работы состоит в том, что здесь пристальному вниманию подвергнуты подготовительные документы, приведшие к принятию самого значимого юридического документа, призванного уравнять права мужчин и женщин на рынке труда в США.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды крупных российских и зарубежных ученых в области ген-деристики: С.В. Полениной, Н.Л. Пушкаревой, Н.А. Шведовой, С. Эванс и др3. Конкретными методами при написании статьи стали сравнительно-исторический и каузальный анализ документов, сравнительно-критический анализ статистических данных, обобщение, типологизация, интерпретация.

При написании статьи была изучена разноплановая отечественная и зарубежная литература, как непосредственно посвященная борьбе женщин США в 1960-е гг. за обретение равенства с мужчинами на рынке труда, так и обращенная к более общим теоретико-методологическим проблемам, позволяющим лучше понять социально-экономический аспект женского движения в США в 1960-е гг.

Что касается работ, непосредственно посвященных женскому движению в США в 1960-е гг., то Н.А. Шведовой принадлежат не только теоретические и обобщающие труды по гендерной проблематике, но и исследования идеологических традиций, определявших положение женщины в американском обществе, изменения роли американских женщин в обществе, причин их борьбы за равноправие с мужчинами4.

3 См.: Поленина С.В. Гендерное равенство. Проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. М., 2005; Пушкарева Н.Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб., 2007; Шведова Н.А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М., 2002; Evans S. Born for Liberty. NY.: Simon & Schuster, 1989; Evans S. Tidal Wave: How Women Changed America in Century's End. NY.: Free Press, 2003; Gender at the Crossroads of Knowledge: Feminist Anthropology in Postmodern Era / ed.: M. Di Leonardo. Berkeley: University of California Press, 1991; Toward an Anthropology of Women / Ed.: R.R. Reiter. L.: Monthly Review Press, 1975.

4 См.: Шведова Н.А. Женщины США на пороге третьего тысячелетия // Метаморфозы истории. Альманах. 2002. Вып. 2. С. 186—218; Шведова Н.А. Эконо-

Е.Б. Шашина, рассматривая вопрос обретения прав и отстаивания своих возможностей женщинами США в XX в., обращает внимание на формирование женской истории как особой дисцип-лины5. Причины всплеска женской активности, недовольства американок неравноправием своего положения, экономические требования женского движения в 1960-е гг. исследуются в работах Л.Н. Попковой6. Анализ борьбы американских женщин за права и возможности в сфере предпринимательства представлен в работах К.В. Горелик7.

Книга Ф. Дэвис содержит историю женского вопроса в США и анализ женского движения в 1960—1980-е гг.8 Значимость ее работы заключается в возможности выстроить хронологию событий и соотнести ее с динамикой идеологии движения женщин за равенства прав и возможностей.

Американская исследовательница Дж. Фриман, рассматривая историю феминизма в США, уделяет главное внимание вопросу изменения роли женщины в обществе и динамике отношений в семье9.

Подробное описание и анализ событий, связанных с борьбой женщин США за равноправие в 1960-е гг., можно найти в работах С. Эванс10. Ценность ее монографий заключается в том, что они базируются на проведенных опросах женщин по поводу их предпочтения в вопросе распределения социально-экономических ролей. Важна и ее оценка истории принятия закона о равной оплате труда.

Для изучения программ женских организаций и понимания приоритетных требований женского движения весьма полезными

мическое и политическое положение американских женщин // США и Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 11. С. 21—38.

5 См.: Шашина Е.Б. История женщин в США в ХХ веке (Краткий обзор) // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 144—150.

6 См.: Попкова Л.Н. Социально-правовой статус женщин США: история XX века // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 68—75; Попкова Л.Н. Женское движение и тендерная политика США: стратегии равноправия. 1960-1980-е годы // Известия Самарского научного центра РАН. 2002. С. 101-112.

7 См.: Горелик К.В. Борьба американских женщин за равные права и возможности в социально-экономической сфере, создание законодательной базы женского предпринимательства // Вестн. КемГУ. 2008. № 1. С. 13-19.

8 См.: Davis F. Moving the Mountain. The Women's Movement in America Since 1960. NY.: Simon & Schuster, 1991.

9 См.: Freeman J. Women. A Feminist Perspective. Mayfield: Mayfield Publishing Company, 1995.

10 См.: Evans S. Born for Liberty; Evans S. Tidal Wave: How Women Changed America in Century's End.

были труды Р. Розенберг11 и Д. Витерфорд12. Книга Г. Стейнем ценна тем, что ее автор была и участницей протеста. В то же время она крупный исследователь теоретических основ женской истории и истории женских движений в США13. Отражение требований женского движения США в судебной практике представлены в работах С. Меззи14.

Цель данной статьи — ответить на вопрос, почему основной задачей женского движения в США в 1960-е гг. стало устранение гендерной дискриминации на рынке труда (прежде всего в заработной плате), показать, как государство и общество ответили на этот исторический вызов.

К середине ХХ в. социально-экономическая структура американского населения претерпела сильные изменения по сравнению с началом столетия. Традиционная модель распределения гендерных ролей (мужчина — добытчик, а женщина — хранительница домашнего очага и воспитательница детей) — уже не выглядела абсолютной и незыблемой. Существенной эрозии под влиянием экстраординарных обстоятельств эта модель подверглась в годы Великой депрессии, когда значительное число женщин оказались вынужденными работать вне дома и вышли на рынок труда, и затем во время Второй мировой войны, когда военные заказы требовали новых рабочих рук, и предприятия охотно нанимали женщин. И если раньше работа вне дома была уделом лишь незамужних женщин (процент которых был невысок, так как браки были ранними и социально желательными, если не сказать обязательными), то в новых условиях на работу пошли и замужние женщины. По данным Департамента труда США, в начале 1930-х гг. доля работавших замужних женщин составляла 13%, к началу Второй мировой войны она была 15%15. Что касается общего числа работавших женщин, то в 1940 г. оно составляло 25% от всех трудоустроенных, к 1945 г. выросло до 29%. В 1960 г.

11 Cm.: Rosenberg R. Divided Lives. American Women in the XX Century. NY.: Hill and Wang, 2008.

12 Cm.: Weatherford D. American Women's History. NY: Macmillan General Reference, 1994.

13 Cm.: Steinem G. Outrageous Acts and Everyday Rebellions. NY.: Henry Holt and Company, 1984.

14 Cm.: Mezey S. In Pursuit of Equality: Women, Public, Policy and Federal Courts. NY.: St. Martin's Press, 1992.

15 Employment and Earnings. 1940—1962 // United States Department of Labor. Bureau of Labor Statistics [Official Site]. URL: http://data.bls.gov/pdq/SurveyOutput-Servlet (accessed: 06.07.2016).

это число уже составляло 32%16. Понятно, что в годы Великой депрессии и войны выход на работу был для большинства женщин вынужденным шагом. После войны, когда мужчины возвращались с фронта и вновь занимали места на рынке труда, а промышленность от военных заказов возвращалась в более размеренное мирное русло, появилась возможность возвращения к привычному распределению ролей: работающий муж и неработающая жена. Женские журналы, телевидение, кино и литература активно работали над восстановлением пошатнувшихся гендерных стереотипов и одобряемого обществом социального поведения мужчин и женщин17. Многие женщины откликались на такую установку и были рады вернуться к привычной роли жены и матери. Но это касалось не всех женщин: некоторые, достигнув определенных результатов в карьере, или оценив преимущества более независимого экономического положения, не желали возвращаться к традиционному образу жизни, а стремились закрепить новый статус женщины в обществе. Был и еще один фактор, мотивировавший женщин искать работу вне дома. Характер домашней работы женщин в связи с развитием техники и сферы бытовых услуг к середине ХХ в. изменился. Теперь для того, чтобы следить за домом, женщинам нужно было тратить гораздо меньше времени и сил. У женщин появился выбор относительно того, чем занять свободное время. Некоторые отдавали предпочтение хобби, походам по магазинам и т.п., что соответствовало их традиционной роли. Другим же этого было недостаточно, и выход на работу им часто виделся просто необходимым. Среди женщин стало довольно распространенным стремление активно заниматься не только домом, но и профессиональной деятельностью18. Естественно, возвращение мужчин на рынок труда вело к конкуренции, а существовавшие в обществе стереотипы диктовали, что женщины должны уступить мужчинам их прежние позиции. Более того, высокооплачиваемые должности традиционно были «закреплены» за мужчинами. Государство, понимая, что реальная жизнь уже не вполне соответствует сложившимся стереотипам, в какой-то степени пошло навстречу женщинам, желавшим быть не только домохозяйками. Предпринимались меры по увеличению рабочих мест, которые, по традиционным представлениям, должны или, по крайней мере, могут занимать женщины: медсестры, контор-

16 Historical Statistics of the United States [Official Site]. URL: www.census.gov/ (accessed: 06.07.2016).

17 Горелик К.В. Указ. соч. С. 14.

18 Freeman J. Op. cit. P. 101.

ские служащие и т.п. В результате количество работавших женщин, в том числе замужних, продолжало расти. При этом и число безработных женщин (т.е. тех, кто не работал, но искал работу) тоже росло. Более того, темпы роста женской безработицы были намного выше, чем темпы роста мужской безработицы19. Несложно понять, что опережающий рост женской безработицы был обусловлен тем, что работодатели при найме на работу отдавали предпочтение мужчинам. В послевоенное десятилетие шло вытеснение женщин с позиций, занимаемых ими в военные годы. У части женщин это вызывало недовольство. Активизация женского движения означала, что произошли серьезные изменения в представлениях женщин об их роли в обществе: и если одних устраивала роль жены и матери, другие хотели еще и достойного места на рынке труда. Карьерным устремлениям части женщин способствовал и рост образования среди женского населения.

Вместе с тем на рынке труда сохранялась откровенно дискриминационная ситуация. Большая часть объявлений о найме начиналась словами «Требуются мужчины», «Только для мужчин»20. Женщин, как правило, привлекали для труда, требовавшего меньшей квалификации. Объявления «Требуются женщины» обычно касались низкооплачиваемых должностей, не предполагавших высокого образовательного и квалификационного уровня. Еще одним фактором дискриминации женщин в сфере трудоустройства была неравная оплата труда. Даже в случаях, когда работодатель все же отдавал предпочтение женщине, то за работу той же квалификации она получала гораздо меньшую заработную плату, чем мужчина. А поскольку законодательно права женщин при их приеме на работу и условия оплаты труда урегулированы не были, работодатель мог поступать по собственному усмотрению. В изменившихся условиях это стало весьма ощутимо для женщин. Женщины постоянно испытывали дискриминацию на рынке труда, и для активисток женского движения 1960-х гг. главной задачей стало устранение этой дискриминации. Прежде всего они считали необходимым достижение равной зарплаты за равный труд. В 1960 г. в одном из июльских номеров выходившей в Массачусетсе газеты Constitution Tribune Эстер Петерсон, активистка женского движения, замужняя женщина и мать четырех детей, возглавившая в 1960 г. Женский отдел Департамента труда США,

19 Cm.: Employment and Earnings. 1940—1962 // United States Department of Labor. Bureau of Labor Statistics [Official Site]. URL: http://data.bls.gov/pdq/Survey-OutputServlet (accessed: 06.07.2016).

20 The Washington Post. January 24, 1960. P. 3.

писала: «В наши дни столько женщин работают наравне с мужчинами, <...> но получают значительно меньшие зарплаты. Но ведь по справедливости, если женщина выполняет ту же работу, то должна получать и такую же зарплату»21. Она с иронией отмечала, что как не существует различий в оплате за телефон, такси или гостиницу для мужчин и женщин, так и не должно быть для них различий в оплате труда за одинаковую работу, проделанную за одно и то же время22. Вопиющую несправедливость, по ее мнению, необходимо было устранить принятием специального закона, гарантировавшего недопустимость различий в оплате труда в зависимости от половой принадлежности работника. «Равная оплата за равную работу! (Equal pay for equal job)»23, — гласил лозунг феминисток, которые для характеристики ситуации на рынке труда использовали своего рода кодовое число «59», которое означало 59 центов, зарабатываемые женщиной на каждый доллар, зарабатываемый мужчиной за аналогичную работу24.

В 1961 г. была создана специальная Президентская комиссия по вопросам женщин, которую возглавила Элеонора Рузвельт, в ее состав вошли представители женских организаций, профсоюзов и Женского бюро Департамента труда США. По результатам анализа ситуации на рынке труда комиссия заявила о наличии в США дискриминации по тендерному признаку. Выступая в апреле 1962 г. в Конгрессе, Элеонора Рузвельт отметила необходимость принятия законодательных гарантий равной оплаты труда для женщин и мужчин за одинаковую работу. «Представления, что большинство женщин работают ради "карманных денег" и что женский труд дешевле мужского, подкреплены лишь предрассудками и совершенно непростительны», — указывала Элеонора Рузвельт25. К 1960-м гг. общество в лице его государственной элиты оказалось готовым к устранению этой дискриминации, что ознаменовалось разработкой проекта закона о равной оплате труда (Equal Pay Act). Текст этого закона был представлен на второй сессии 87 Конгресса 17 мая 1962 г.26 Целью принятия закона

21 The Constitution Tribune. July 18, 1960. P. 8, 11 // Newspapers.com [Site]. URL: https://www.newspapers.com/newspage/18524903/ (accessed: 06.07.2016).

22 Ibid.

23 Ibid.

24 Evans S. Born for Liberty. P. 251.

25 The Corpus Christi Times. April 27, 1962. P. 34 // Newspapers.com [Site]. URL: https://www.newspapers.com/newspage/27813497/ (accessed: 06.07.2016).

26 Equal Pay Act of 1962. Hearing before the Subcommittee on Labor of the Committee on labor and Public Welfare United States Senate Eighty-seventh Congress Second Session on S. 2494 and H.R. 11 6777 to Provide Equal Pay for Equal Work Regardless of

объявлялось установление справедливости в оплате труда работающих мужчин и работающих женщин. Законопроект запрещал работодателям допускать дискриминацию, выражавшуюся в установлении меньшей заработной платы представителям одного пола по сравнению с работниками другого пола за сопоставимый труд, требующий сопоставимых навыков27. Чтобы не привести к выравниванию заработной платы по нижней планке, в законопроекте говорилось, что осуществление принципа равной оплаты труда за одинаковую работу должно идти путем повышения зарплаты ущемленной прежде стороны. Однако чтобы устранение дискриминации не обернулось уравниловкой, в законопроекте признавались допустимыми разные выплаты в соответствии с иерархией, особыми заслугами и т.п.28

С самого начала было ясно, что шансы на принятие законопроекта очень высоки: американское общество было готово к «ген-дерной повестке». Во время публичных слушаний в Конгрессе среди активно поддержавших законопроект были министр труда Артур Дж. Голдберг, заместитель министра труда Эстер Петерсон, председатель Президентской комиссии по вопросам женщин Элеонора Рузвельт, а также ряд женщин-конгрессменов. Позитивно высказались и представители промышленности. Существовало единодушное мнение, что принятие закона, устранявшего гендерную дискриминацию, принесет только пользу. Утверждалось, что «наличие дифференциации оплаты труда для мужчин и женщин не оправданно, так как положение о том, что женщина, выполняющая одинаковую с мужчинами работу в равных условиях, заслуживает меньшей оплаты, ошибочно и несправедливо, оно устарело и не может существовать в современном обществе»29.

Sex. Statements submitted in Lieu of Oral Testimony. August 1, 1962. Printed for the use of the Committee on Labor and Public Welfare. U.S. Government Printing Office. Washington: 1962 // HeinOnline [Site]. URL: http://heinonline.org/HOL/ LandingPage?handle=hein.cbhear/eqpac0001&div=1&src=home (accessed: 06.07.2016). 87th Congress. 2d Session. House of Representatives. Report No 1714.

27 Ibid. P. 1.

28 Ibid. P. 3.

29 Equal Pay Act of 1962. Hearing before the Subcommittee on Labor of the Committee on labor and Public Welfare United States Senate Eighty-seventh Congress Second Session on S. 2494 and H.R. 11 6777 to Provide Equal Pay for Equal Work Regardless of Sex. Statements submitted in Lieu of Oral Testimony. August 1, 1962. Printed for the use of the Committee on Labor and Public Welfare. U.S. Government Printing Office. Washington: 1962 // HeinOnline [Site]. URL: http://heinonline.org/HOL/ LandingPage?handle=hein.cbhear/eqpac0001&div=1&src=home 87th Congress. 2d Session. House of Representatives. Report No 1714. P. 2. (accessed: 06.07.2016).

В обосновании принятия закона о равной оплате труда подчеркивалось, что женская занятость на рынке труда не просто стала массовым явлением, но и обращалось внимание на то, что имеется устойчивая тенденция увеличения числа женщин, занятых профессиональной деятельностью. В 1962 г. работавших женщин насчитывалось 24 млн 250 тыс.30 Более широкое вовлечение женщин на рынок труда, подчеркивали конгрессмены, вызвано потребностями страны, а потому вклад женщин в производственную сферу должен поощряться, должны создаваться условия для участия женщин в экономическом производстве. В обосновании закона в качестве такого стимула предлагался принцип равной оплаты за равную работу31.

Во время слушаний в Конгрессе была также поставлена задача включения поправки о равной оплате труда мужчин и женщин в Акт о справедливых трудовых стандартах (Fair Labor Standards Act) 1938 г., чтобы дискриминация в оплате труда на основе половой принадлежности работника считалась его нарушением. Получение равной зарплаты за равную работу, независимо от половой принадлежности, предлагалось признать еще одним справедливым трудовым стандартом32.

Обосновательная часть законопроекта означала признание государством значимости «женского сегмента» в экономике США 1960-х гг. и недопустимости дифференциации в оплате труда по признаку половой принадлежности. Отмечалось, что наличие дискриминации не позволяет максимально использовать все имеющиеся трудовые ресурсы, поскольку неравенство на рынке труда останавливает часть женщин в их стремлении к профессиональной деятельности. Отмечалась государственная целесообразность правового урегулирования вопроса, связанного с дискриминацией женщин в сфере оплаты труда33.

В выступлении председателя сенатского подкомитета по труду г-на Макнамары справедливо подчеркивалось, что в Соединенных

30 Ibid. P. 1.

31 Ibid.

32 88th Congress 1st Session. Committee Print. Legislative History of the Equal Pay Act (Amending Section 6 of the Fair Labor Standards Act of 1938, as amended). Public Law 88-38. 88th Congress, H.R. 6060 and S. 1409 Committee on Education and Labor. House of Representatives' Eighty-Eight Congress. First Session. December 1963. Printed for the use of the Committee on Education and Labor. Adam C. Powell, Chairman. U.S. Government Printing Office. Washington: 1963 // HeinOnline [Site]. URL: http://heinonline.org/H0L/LandingPage?handle=hein.leghis/equalpay0001&div= 1&src=home General and Background Matters (accessed: 06.07.2016).

33 Ibid. Daily Congressional Record, 6882, Senate, April 30, 1963.

Штатах уже практически не осталось ни одной отрасли экономики, которая бы не испытывала необходимости широкого привлечения женского труда. Вместе с тем он с сожалением констатировал, что практически всегда финансовое вознаграждение женщин отстает от финансового вознаграждения мужчин, занятых в той же сфере. Он сетовал, что еще сильны унаследованные от прежних времен стереотипы, что мужчина в семье — главный кормилец и добытчик. В современной ситуации, когда женщины все более широко вовлекаются в трудовую жизнь, такие представления становятся серьезным вызовом обществу. Многие женщины вносят существенный вклад в бюджет семьи, а порой являются ее главным кормильцем. Обсуждавшийся законопроект должен был устранить это явное несоответствие34.

При обсуждении законопроекта неизбежно встал вопрос, что считать равным или эквивалентным трудом. В частности, отмечалось, что «равный труд» должен предполагать среди прочего равные усилия, ответственность и сходные условия. Обращалось внимание, что к определению «одинаковости» работы нельзя подходить формально, исходя, допустим, лишь из названия в классификаторе профессий35. Отмечалась необходимость исключить формальный подход к определению одинаковости работ, что также выхолащивало бы антидискриминационную направленность закона36. Подчеркивалось также, что от дискриминации надо отличать тот объективный факт, что есть виды работы, с которыми в силу естественных причин лучше справляются мужчины, а есть виды работы, где лучших результатов достигают женщины, и это может отражаться в заработной плате37. Столь тщательная разработка понятия «одинаковая работа» была не случайной, ведь и после принятия акта о равной оплате труда для женщин и мужчин могла сохраниться завуалированная дискриминация женщин. Убеждения о слабости женского пола и невозможности женщины быть столь же производительной, как и мужчина на той же долж-

34 Ibid.

35 Ibid. Roll No 54.

36 88th Congress 1st Session. Committee Print. Legislative History of the Equal Pay Act (Amending Section 6 of the Fair Labor Standards Act of 1938, as amended). Public Law 88-38. 88th Congress, H.R. 6060 and S. 1409 Committee on Education and Labor. House of Representatives' Eighty-Eight Congress. First Session. December 1963. Printed for the use of the Committee on Education and Labor. Adam C. Powell, Chairman. U.S. Government Printing Office. Washington: 1963 // HeinOnline [Site]. URL: http://hei-nonline.org/H0L/LandingPage?handle=hein.leghis/equalpay0001&div=1&src=home (accessed: 06.07.2016). Senate Report No 176.

37 Ibid. Introduction of S. 1409.

ности, имели в США в начале 1960-х гг. еще достаточно крепкие позиции.

Федеральный закон США о равной оплате труда (Equal Pay Act) был подписан президентом Дж. Кеннеди 10 июня 1963 г. В соответствии с ним система вознаграждения труда на частных предприятиях должна базироваться на принципе равной оплаты за одинаковый труд мужчин и женщин. Положение о равной оплате труда вне зависимости от половой принадлежности было включено в качестве поправки и в Акт о справедливых трудовых стандартах. Все это стало весомой победой женского движения, ратовавшего за последовательное воплощение в жизнь принципа равных возможностей, и эта победа была обусловлена реалистичностью и своевременностью требования равной оплаты за равный труд, признанием его правомерности государством и готовностью общества к существенным демографическим изменениям в социально-экономической сфере.

Список источников и литературы

Горелик К.В. Борьба американских женщин за равные права и возможности в социально-экономической сфере, создание законодательной базы женского предпринимательства // Вестн. КемГУ. 2008. № 1. С. 13—19.

Поленина С.В. Гендерное равенство. Проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. М., 2005.

Попкова Л.Н. Социально-правовой статус женщин США: история XX века // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 68-75.

Попкова Л.Н. Женское движение и гендерная политика США: стратегии равноправия. 1960-1980-е годы // Известия Самарского научного центра РАН. 2002. С. 101-112.

Пушкарева Н.Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб., 2007.

Шашина Е.Б. История женщин в США в ХХ веке (Краткий обзор) // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 144-150.

Шведова Н.А. Женщины США на пороге третьего тысячелетия // Метаморфозы истории. Альманах. 2002. Вып. 2. С. 186-218.

Шведова Н.А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М., 2002.

Шведова Н.А. Экономическое и политическое положение американских женщин // США и Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 11. С. 21-38.

88th Congress 1st Session. Committee Print. Legislative History of the Equal Pay Act (Amending Section 6 of the Fair Labor Standards Act of 1938, as amended). Public Law 88-38. 88th Congress, H.R. 6060 and S. 1409 Committee on Education and Labor. House of Representatives' Eighty-Eight Congress. First Session. December 1963. Printed for the use of the Committee on Education and Labor. Adam C. Powell, Chairman. U.S. Government Printing

Office. Washington: 1963 // HeinOnline [Site]. URL: http://heinonline.org/ HOL/LandingPage?handle=hein.leghis/equalpay0001&div=1&src=home

Davis F. Moving the Mountain. The Women's Movement in America Since 1960. NY: Simon & Schuster, 1991.

Employment and Earnings. 1940—1962 // United States Department of Labor. Bureau of Labor Statistics [Official Site]. URL: http://data.bls.gov/pdq/ SurveyOutputServlet

Equal Pay Act of 1962. Hearing before the Subcommittee on Labor of the Committee on labor and Public Welfare United States Senate Eighty-seventh Congress Second Session on S. 2494 and H.R. 11 6777 to Provide Equal Pay for Equal Work Regardless of Sex. Statements submitted in Lieu of Oral Testimony. August 1, 1962. Printed for the use of the Committee on Labor and Public Welfare. U.S. Government Printing Office. Washington: 1962 // HeinOnline [Site]. URL: http://heinonline.org/HOL/LandingPage?handle=hein.cbhear/ eqpac0001&div=1&src=home

Evans S. Born for Liberty. NY: Simon & Schuster, 1989.

Evans S. Tidal Wave: How Women Changed America in Century's End. NY.: Free Press, 2003.

Freeman J. Women. A Feminist Perspective. Mayfield: Mayfield Publishing Company, 1995.

Gender at the Crossroads of Knowledge: Feminist Anthropology in Postmodern Era / Ed.: M. Di Leonardo. Berkeley: University of California Press, 1991.

Historical Statistics of the United States [Official Site]. URL: www.census. gov/

Mezey S. In Pursuit of Equality: Women, Public, Policy and Federal Courts. NY.: St. Martin's Press, 1992.

Rosenberg R. Divided Lives. American Women in the XX Century. NY: Hill and Wang, 2008.

Steinem G. Outrageous Acts and Everyday Rebellions. NY: Henry Holt and Company, 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Equal Pay Act of 1963 // U.S. Equal Employment Opportunity Commission [Official Site]. URL: https://www.eeoc.gov/laws/statutes/epa.cfm

The Constitution Tribune. July 18, 1960. P. 8 // Newspapers.com [Site]. URL: https://www.newspapers.com/newspage/18524903/

The Corpus Christi Times. April 27, 1962. P. 34 // Newspapers.com [Site]. URL: https://www.newspapers.com/newspage/27813497/

The Washington Post. January 24, 1960.

Toward an Anthropology of Women / Ed.: R.R. Reiter. L.: Monthly Review Press, 1975.

Weatherford D. American Women's History. NY: Macmillan General Reference, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.