УДК 316.4.051
Полутова Марина Александровна Marina Polutova
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ К ТЕОРИИ ФЕМИНИЗМА: ИСТОКИ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
METHODOLOGICAL APPROACHES OF FOREIGN SCIENTISTS TO THE THEORY OF FEMINISM: ORIGIN, DEVELOPMENT, MAIN DIRECTIONS
Рассмотрены представления зарубежных ученых о природе возникновения феминизма и основные понятия теории феминизма: феминизм, фемино-логия, пол, гендер, гендерная роль, маскулинность, феминность. В исторической ретроспективе выявлены основные этапы генезиса феминистического движения за рубежом. Проведен анализ становления основных направлений феминизма: радикального, социалистического, либерального и др. Дана оценка специфики феминологии как научного направления исследования различных аспектов деятельности женщин, а также особенностей развития зарубежных женских и гендерных исследований
Ключевые слова: феминизм, неофеминизм, постфеминизм, феминология, пол, гендер, маскулинность, феминность
The ideas of foreign scientists about the nature of feminism and feminist theory concepts: feminism, femi-nology, sex, gender, gender role, masculine, feminine are presented in the article. In historical retrospect the main stages of the genesis of feminist movement abroad are identified. The analysis of feminism formation: radical, socialist, liberal, etc. is held and described. The estimation of specific feminology as a scientific direction of different aspects of women's activities, as well as the development of foreign women's and gender studies is given
Key words: feminism, neo-feminism, post-feminism, feminology, sex, gender, gender role
Патриархальные стереотипы западного общества имеют многовековые традиции. «Человек» в такой культуре отождествляется с «мужчиной», он обладает подлинно «человеческими качествами»: свободой, активностью, способностью к созданию нового и т.п. Женщина же — существо, исполняющее второстепенную функцию, ее деятельность ограничивается репродуктивной сферой, воспитанием детей и приготовлением пищи. Это неполноценное и зависимое создание, низшее по сравнению с мужчиной, ограниченное и слабое, весь смысл жизни которого — служить мужчине
и быть ему полезной. Женщине даже отказывают в обладании мыслительными способностями и статусе гражданина. Такое зависимое положение женщин закреплялось и в западной религиозной мысли, так как женщина — принципиально вторичное существо, сотворенное из ребра Адама.
В «Современной энциклопедии» понятие «патриархат» (от греч. слов — «pater» (отец) и «arche» (начало, власть) отождествляется с «властью отца» и определяется как форма социальной организации, характеризующаяся преобладающей ролью мужчин в хозяйстве, обществе и семье [1].
По мнению американских социологов, характеристика ролей мужчин и женщин в
Исходя из такой дифференциации, мужчинам в патриархальном обществе принадлежали доминирующие позиции в политической, экономической и иных сферах общественной жизни, в то время как женщинам отводились второстепенные роли, что не позволяло признать значимость вклада женщин в экономику, политику, культуру и другие области. Этот вклад сознательно преуменьшался, а успешные примеры самореализации женщин замалчивались.
Определенным диссонансом патриархальным взглядам являются феминистские теории, возникшие на западе как крайняя реакция на дискриминацию женщин в социуме. Именно они послужили фундаментом развития феминологии как научного направления, а также целого ряда женских и затем гендерных исследований деятельности женщин в различных сферах человеческой жизни.
Идеи эмансипации женщин уходят в Древние времена. Одним из первых текстов, содержащих утверждения о равенстве женщин и мужчин в контексте религиозных достижений, является «Тхеригатха» — часть буддийского канона, датируемая VI в. до нашей эры, в которой старейшие мона-
рамках патриархального подхода выглядит следующим образом (см. таблицу) [2].
хини рассказывают о своих стараниях и достижениях по пути к просветлению и освобождению. В этом историческом документе подтверждается возможность достижения женщинами тех же духовных высот, что и мужчинами [3].
В ряде исследований по истории феминизма истоки феминистской концепции связывают с возникновением плеяды женщин-еретичек в странах Европы, в частности, средневековой английской затворницы Юлианы Нориджской, в конце XIII в. объявившей о своем праве на особую интерпретацию учения Христа, который понимался ими как божественная сущность, не имевшая пола и даже скорее как женщина, нежели мужчина [4].
Более распространена точка зрения, связывающая истоки феминизма с культом человека в эпоху Возрождения. В связи с этим обычно называются имена первых итальянских женщин-писательниц — Изот-ты Ногароллы, Лауры Череты и, в особенности, венецианки по рождению, творившей во Франции, Кристины Пизанской (1364-1430), автора «Книги о Граде Женском». В 1405 г. она описала в ней идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость
Патриархатная д ифференциация
Характерные мужские черты Характерные женские черты
Сильный, склонен к занятиям спортом Слабая, не склонная к занятиям спортом
Меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости Беспокоится о своей внешности и боится старости
Выполняет роль кормильца семьи Проявляет привязанность к семье
Имеет опыт сексуальной жизни Добродетельна
Неэмоционален, стоек Эмоциональна, нежна
Логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом Легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией
Стремится к власти, лидерству Уступчива, услужлива
Независим, свободен Зависима, в большей мере нуждается в защите
Активен Пассивна
Стремится к успеху, честолюбив Робка,застенчива
по отношению к ним окружающих мужчин и общества [5].
В начале XIV в. среди защитников прав женщин оказался обвиненный в еретичестве немецкий философ и гуманист Кор-нелиус Агриппа (1486-1535), автор «Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским», полагавший, что лишь «тирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении» [6].
К ярким проявлениям раннефеминист-ского протеста можно отнести творчество английских памфлетисток XVII в. — Афры Бенн (1640-1689), Мэри Эстел (16661731), которых часто именуют первыми защитницами женских прав в Британии. Они защищали право женщины считать себя равной мужчине и считаться такой же свободной и полноправной.
К их выступлениям примыкает творчество писателей-мужчин, прежде всего, француза Пулена де ля Бара с его эссе «О равенстве обоих полов» (1673). В нем он обосновывал тезис о том, что неравноправное положение женщины есть результат подчинения ее грубой мужской силе, а вовсе не «предписание природы», что было аргументированным ответом на споры его современников о положении женщины в обществе и ее праве определять себя как самостоятельную личность [7].
К середине XVIII столетия критические голоса французских просветителей способствовали разоблачению мифа о женщине как неравном мужчине существе «второго сорта»: Вольтер обличал несправедливость женской доли; Дидро полагал, что униженное существование женщины есть «следствие определенных гражданских законов» и обычаев; Монтескье писал, что женщина может и должна участвовать в общественной жизни; Гельвеций доказывал, что гражданская непросвещенность женщин есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания.
Таким образом, в обществе объективно сформировались предпосылки распространения феминистских идей, как экономические, так и социальные. Экономические
предпосылки состояли в расшатывании сословной организации феодального общества в условиях зарождения буржуазных отношений, которое повлекло за собой вовлечение женщин в работу по найму и превращение их в собственниц своих рабочих рук. Социальные созданы процессами секуляризации общественного сознания, возникновением критических по своей направленности утопических теорий социального равенства.
Началом европейского феминизма считают конец XVIII — начало XIX вв., когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина, стало получать все более широкое распространение. Вопрос о неравноправии женщин обсуждали многие известные мыслители того времени Ш. Фурье, А.С. Адамс, М. Кондорсе, Д. Дидро, Дж.С. Милль, С. де Бовуар и др.
Слово «феминизм» (от лат. слова <&тта» — женщина) сконструировано французским социалистом-утопистом Шарлем Фурье (1772-1837), полагавшим, что «социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса». Он первый стал именовать сторонников женского равноправия феминистами [8].
Первой американской феминисткой считают Абигейль Смит Адамс (1744— 1818) , выдвинувшей требования равноправия женщин и мужчин и во время Войны за независимость в США (1775-1783). Она вошла в историю благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776) [9].
О равенстве полов, их комплементар-ности, о необходимости равного воспитания и образования мальчиков и девочек говорил французский философ и политик Мари Жан Антуан Никола де Кондорсе (1743-1794). В своем произведении «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794), за которое он признается творцом так называемой «теории прогресса», Ж. Кондорсе выделяет две основные идеи:
1) необходимость уравнения гражданских и политических прав всех людей;
2) бесконечное совершенствование рода человеческого [10].
Значимый вклад в развитие теории феминизма внес французский писатель и философ Дени Дидро (1713-1784), который пропагандировал создание государственной системы образования — бесплатной, бессословной и ориентированной на развитие природных способностей человека, независимо от половой принадлежности. Д. Дидро придавал огромное значение просвещению и воспитанию человека, хотя и не отрицал, что для развития ребенка большое значение имеют его анатомо-физиологические особенности, отмечая различие и в то же время взаимодополняемость полов [11].
Выдающийся британский философ-либерал Джон Стюарт Милль в своем труде «Подчиненность женщины» (1869) открыто говорил об эксплуатации обществом репродуктивных функций женщин. В предисловии к книге Н. Михайловский пишет: «Книга представляет очень полный систематический свод аргументов в защиту так называемой эмансипации женщин. Она имеет важное значение как спокойное и разностороннее исследование вопроса, который и теперь есть поистине «vexata question» нашего общества» [12].
Предтечей современного феминизма по праву считается работа французской писательницы Симоны де Бовуар ( 19081986) «Второй пол» (1949). В этой книге автор попыталась выяснить, что же такое этот «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», а также чем и почему положение женщины в этом мире отличается от положения мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если да, то при каких условиях, на каких путях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть [13].
В современной трактовке «Новейшего философского словаря» «феминизм» представляет общественно-политическое движение, возникшее в XVIII в., целью которого является предоставление всем жен-
щинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав [14].
Как правило, в широком смысле феминизм понимают как стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле феминизм — это женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.
В 1970-е гг. за рубежом произошел резкий скачек интереса к феминистским исследованиям. Внешним стимулом этого интереса явились противоречия современного общества, детерминируя массовый приток женщин в профессиональный труд и способствуя их личностной самореализации, структуры общества, создававшиеся с расчетом на женщину-домохозяйку, делают этот процесс болезненным и тяжелым (двойное бремя труда, дилемма «карьера — семья» и др.).
Первым программным манифестом феминисток традиционно считают «Декларацию прав женщины и гражданки» (1971), сформулированную, опубликованную и озвученную «проматерью феминизма» французской писательницей и журналисткой Олимпией де Гуж (1745-1793). Главные требования ее заключаются в признании избирательных прав женщин и в допущении женщин ко всем должностям [15].
Системное изложение идей феминизма находим в работе немецкого философа Теодора Готлиба фон Гиппеля «Об улучшении гражданских прав женщин» (1792), в которой он во имя государственного блага требовал освобождения женщины и допущения женщин ко всем профессиям. Т. фон Гиппель стоял за совместное воспитание мальчиков и девочек и для облегчения физического воспитания предлагал одинаковую одежду до 12-летнего возраста [16].
В когорту трудов, заложивших основы феминизма, входит знаменитое эссе «Защита прав женщины» (1792) британской писательницы и философа Мэри Уолстонк-рафт (1759—1797), в котором она утверж-
дает, что женщины не являются существами, стоящими на более низкой ступени развития по отношению к мужчинам, но кажутся такими из-за недостаточного образования. М. Уолстонкрафт отмечает пагубность системы женского образования того времени и считает, что достоинства человека должны оцениваться вне зависимости от его половой принадлежности. Она указывает на необходимость экономической независимости женщин и признания за ними тех же общественных и политических прав, какими пользуются мужчины и предлагает рассматривать и мужчин, и женщин как разумных существ.
В зарубежном женском движении принято выделять три основных «волны» [17].
«Первая волна» продолжалась с середины XIX в. и до 60-х гг. XX в. и связана, главным образом, с борьбой женщин за равные права полов в сфере получения образования, работы и предоставления женщинам избирательных прав.
Началом организованного движения считается 1848 г., когда в г. Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк, США) прошёл съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными». На съезде принята так называемая «Декларация чувств», авторами которой являлись Э. К. Стэнтон и Л. Мотт. Декларация поднимала такие важные вопросы, как равноправие женщин в правах собственности, браке, свободном выборе профессий, получении полноценного образования и т.д. В частности, в Декларации говорилось: «Мы считаем самоочевидным следующие истины: все мужчины и женщины рождены равными — Господь наделил их неотъемлемыми правами: к таковым относятся жизнь, свобода и стремление к счастью; для защиты этих прав учреждаются правительства, власть которых зиждется на поддержке народа» [18, С. 57].
В 1860 г. Законодательное собрание штата Нью-Йорк в качестве закона приняло «Акт о собственности замужних женщин». Этот акт гарантировал женщине право оставлять за собой заработанное ею, равное с мужем право на совместное попечительство
над детьми, а также имущественные права вдовы, соответствующие правам мужа в случае смерти жены [18, С. 76.].
Важной фигурой в женском движении второй половины XIX в. является Эммелин Панкхерст — британский общественный и политический деятель, она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах так называемый «суфражизм» — от английского слова «suffrage» — право голоса. В 1903 г. Э. Панкхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women's Social and Political Union, WSPU). Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах.
«Вторая волна» началась в конце 60-х и продолжалась до конца 80-х гг. XX в. Она ознаменована новым лозунгом — «равенство в различии». Цель феминисток «второй волны» — это переход от борьбы за равенство прав, которое оказалось уже зафиксированным в законах многих стран, к борьбе за равенство возможностей для женщин, от «феминизма равенства» к «феминизму различий», требованию признать «особость» женского социального опыта.
Центром этого этапа развития феминизма стали США, где в этот период наблюдалось активное демократическое женское движение против различных типов дискриминации, в частности, феминистская активистка и публицист Керол Ханиш придумала в 1969 г. лозунг «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной» [19].
Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного, социального, экономического и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением секстистских властных структур.
Специальные академические исследования, так называемые «женские иссле-
дования» (Women\'s studies), возникли в США в конце 1960-х гг. и повлекли за собой открытие факультетов университетов, центров и программ, специализирующихся в этой проблематике, и женских журналов. Чаще всего эти исследования осуществлялись самими женщинами и способствовали постановке целого ряда важных теоретических социально-философских проблем: о природе женщины и специфике женского бытия, о социальной роли женщины и исторических формах семьи, об отношении культуры к женскому жизненному опыту.
В 1975 г., объявленном ООН «Всемирным годом женщины», американская исследовательница Нин Коч сконструировала термин «феминология» (от лат. «femina» — женщина) , под которым стали понимать междисциплинарную отрасль научного знания, изучающую совокупность проблем, связанных с социально-экономическим и политическим положением женщины в обществе, эволюцией ее социального статуса и функциональных ролей [20].
Главными отличиями «женских исследований», или «феминологии» как научного направления были ориентация на критику наук, ранее не «видевших» женщин; нацеленность на критику общества и потому связанность с женским движением; развитие на пересечении научных дисциплин в форме междисциплинарной исследовательской практики.
В период «второй волны» феминизма в 1980-е гг. на основе «женских исследований» (Women's studies) сложились так называемые гендерные исследования (Gender studies). В университетах Западной Европы и Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры. Тогда же в Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики.
С конца 1980-х по 1990-е гг. формируются различные подходы к пониманию самого термина «гендер» как социальной категории. Первым понятие «гендер» (англ. «gender», от лат. «genus» — род») заимствовал из грамматики и ввел в социальные
науки Джон Уильям Мани американский психолог и сексолог, занимавшийся проблемами сексуальной идентичности. Д. Мани также впервые использовал понятия «ген-дерная роль», «тендерная идентичность» и выдвинул предположение о том, что биологический пол незначительно влияет на гендерные роли мужчин и женщин в обществе [21].
Еще в 1935 г. в известной работе американского этнографа Маргарет Мид [22] представлены весомые подтверждения отсутствия прямой связи пола и социальной роли. М. Мид проводила антропологические исследования примитивных племен Новой Гвинеи, демонстрировавших нетрадиционное разделение функций между мужчинами и женщинами. Например, в племени «тчабули», где царил матриархат, женщины занимались ведением всех дел, а мужчины украшали себя и занимались искусством.
Из исследований М. Мид и других авторов можно сделать вывод, что гендерные роли мужчин и женщин не носят однозначно детерминированный биологический характер, а обусловлены социокультурными особенностями общества.
В дальнейшем понятия «пол» (англ. — «sex») и «гендер» (англ. — «gender») пытался развести американский психоаналитик Роберт Столлер. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: изучение пола, считал Р. Столер, является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера — может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений. «Термин «гендер» имеет, скорее, психологические и культурные, чем биологические коннотации. Если пол правильно определить как мужской ( male ) и женский ( female ), то гендер соответственно — как мужественный (masculine) и женственный (feminine); мужественность и женственность могут рассматриваться как совершенно независимые от (биологического) пола» [23].
Обыденное сознание во многих практических случаях продолжает не разли-
чать эти два понятия. Однако в научной среде сформировалось четкое понимание их различия. Современной социологией «гендер» трактуется как понятие, противоположное понятию биологического пола человека. Отличие заключается в том, что биологический пол человек получает еще до рождения, под гендером же понимается поведенческий комплекс, присущий представителям разного пола.
В соответствии с «Новейшим философским словарем» термин «гендер» — это социальный пол, т.е. совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [24].
Соответственно «гендерная роль» — это набор специфически половых образцов поведения, которые ожидаются от мужчины и женщины [25].
Мужчины и женщины в любом обществе должны выполнять «гендерные роли», которые им предписаны этим обществом, и, как правило, в различных обществах эти роли будут разными.
Маскулинная гендерная роль характеризуется наибольшей выраженностью таких свойств и качеств личности, как независимость, напористость, властность, склонность защищать свои взгляды, честолюбие, способность к лидерству, склонность к риску, аналитичный склад мышления, вера в себя, самодостаточность.
Фемининной гендерной роли в большей мере присущи такие качества, как скромность, нежность, преданность, застенчивость, сострадание, умение сочувствовать, способность утешить, теплота, сердечность, мягкость, доверчивость и любовь к детям.
Маскулинные и фемининные качества личности в значительной мере обусловлены социальным контекстом при формировании и развитии, то есть имеют социокультурную детерминацию, так как являются отражением нормативных представлений, имеющих широкое распространение в обществе.
Благодаря работам американского психолога Сандры Бем, выявлен еще один
гендерный тип — «андрогинный», которому в равной степени присущи как маскулинные, так и фемининные качества личности. В интерпретации С. Бем, термин «андро-гинность» описывает скорее психосоциальные, нежели физиологические или анатомические характеристики [26].
Интерес к гендерной проблематике привел к тому, что в науке появилась тенденция именовать все исследования, касающиеся вопросов пола, тендерными, вне зависимости от того, в какой области науки они проводятся и на какой теоретической платформе основываются.
Однако необходимо помнить, что ген-дерный подход подразумевает изучение диалога полов, их взаимоотношений, а не концентрируется только лишь на женской теме в отличие от феминологии и «женских исследований». Гендерный подход указывает на то, что все различия социально сконструированы, в том числе, и, прежде всего то, что в классической философии всегда считалось сущностно-определяющим по отношению к индивиду, атрибутивным признаком человеческого существования. Ген-дерные исследования направлены, прежде всего, на изучение многообразных аспектов проявления пола.
В период «второй волны» в феминизме стали выделять три основных направления: радикальное, социалистическое и либеральное.
Радикальный феминизм борется за новый общественный порядок, в котором предполагается обособленное существование женщин от мужчин. Главным инструментом подавления женщин через сексуальное рабство и насильственное материнство в патриархальных структурах общества считается семья.
Например, по мнению известного канадского социолога радикально-феминистской ориентации Дороти Эдит Смит «... женщины, как ущербный класс, должны создать свои формы социального мышления. Женщины должны также выработать свой язык, свою культуру. Для этого необходимо выяснить, что и как говорить. Практически в любой сфере трудовой деятельности
в ответ на притеснения женщины должны обратиться к своему опыту, еще не сформированному и не оформленному, к недостатку способов самовыражения, недостатку информации и знаний. Обращение к опыту женщин означает отказ от мнения экспертов, от общих правил, формальных традиций и возращение к трудному, но необходимому шагу собственной переоценки» [27, С. 19-29], т.е. речь идет о «выпячивании» роли женщины во всех сферах общественной жизни и даже создании собственного «женского» пространства со специфическими «женскими» конструктами.
Еще одна представительница радикального направления Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» (1963) подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей. Б. Фридан считала, что эта роль навязана женщине посредством создания так называемой «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права — одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, — это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей» [28, С. 44-50.].
Таким образом, в своих работах радикальные феминистки К. Миллет («Сексуальные политики», 1970), С. Файерстоун («Диалектика пола», 1970), А. Дворкин («Порнография. Мужчины обладают же-щинами», 1975) видят выход в сепаратист-ких женских действиях. Подвергая критике коренные устои общества: любовь, семью, замужество, материнство и т.д., они полагают, что неравенство полов можно уничтожить только при отказе от культа семьи, обретении женщинами «собственной власти» на всех ее уровнях и уничтожении патриархата как такового.
Взгляды А. Бебеля, К. Маркса и Ф. Энгельса дали начало развитию марксистско-
го, или социалистического феминизма, который рассматривает женскую тему с точки зрения классового и рассового господства, вместе с уничтожением которых должна быть разрушена и половая дискриминация.
Эти идеи отражены в работе Августа Бебеля «Женщина и социализм» (1883), где он убедительно на примерах положения женщины с первобытных времен до капиталистической эпохи показывает взаимосвязь гендерного неравноправия и классовой эксплуатации.
Одно из основных положений, выдвинутое А. Бебелем, гласит: «Женский вопрос является для нас лишь одной стороной социального вопроса...; он может поэтому найти свое окончательное решение лишь с уничтожением общественных противоположностей и устранением вытекающего из них зла» и этим положением он разрушает иллюзии феминисток, рассчитывавших отвоевать себе равные права и привилегии с мужчинами, не нарушая основ современного классового общества.
Рядом с этим общим положением А. Бебель указывает также на двойственный характер бесправия и угнетения женщины: «Женский пол в своей массе страдает в двойном отношении: во-первых, он страдает вследствие социальной и общественной зависимости от мужчин, — эта зависимость сменяется, но не устраняется формальною равноправностью перед законами и в правах; во-вторых, он страдает от экономической зависимости, в которой находятся женщины вообще и пролетарские женщины, в особенности, наряду с пролетариями мужчинами» [29].
В своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) Фридрих Энгельс связывает подчинение женщины мужчине с формированием частной собственности, классового общества и изменением характера разделения труда в семье. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются им как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. По мнению Ф. Энгельса, угнетение женщин полностью исчезнет только с окончательной ликви-
дацией общественного разделения труда и классового разделения [30, С. 354].
Часто радикальный и социалистический феминизм называют неофеминизмом, движением, пропагандирующим идею «женской революции» против «мужского шовинизма». В целом идеология и лозунги неофеминизма направлены на преодоление традиционных представлений о том, что главное назначение женщин — продолжение рода, что основной смысл их жизни сводится к выполнению репродуктивных функций, а потому рождение детей есть их главная обязанность. Вслед за радикальными феминистками неофеминистки настаивают на том, что материнство из категории «обязанности» следует перенести в категорию «прав» женщин.
Либеральный феминизм ориентируется на достижение равенства мужчин и женщин без радикального изменения патриархальной системы, с помощью политических и правовых реформ, а также используя личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества.
По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами. Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предлагают другие направления феминизма.
Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд» (лозунг «Equal pay for equal work!»), доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.
Появление «третьей волны» фемениз-ма относят к 90-м гг. XX в., она является продолжением «второй волны» и для ее определения используют термин «постфеме-низм». Идеологи «постфеменизма» ратуют
за феминизм нового типа, ставящий во главу угла не равенство полов, а их различия.
Многие феминисты «третей волны» считают, что дискриминация по отношению к женщинам всё ещё существует как в странах Европы и Северной Америки, так и во всех остальных странах мира. Среди феминистов существует много разных мнений касательно глубины и широты существующих проблем, их идентификации и способов борьбы с ними.
Радикальные феминисты, такие как Мери Дейли, придерживаются мнения, что мир был бы намного лучше, если бы в нём было намного меньше мужчин. В своей статье «Мужество начать путь» (1977) М. Дейли говорит о своем отходе от христианства: «Я больше не получаю вдохновения от христианской Библии, от ее маскулинист-ских идей и мифов. Моя задача состоит в освобождении Бога от злоупотреблений, связывающих Его с мужской герменевтикой, с историей господства мужчин в обществе и фатально маскулинистских языка и грамматики», и своем поиске в постхристианском пространстве «новых» путей обретения трансцендентного опыта в феминистской теологии. М. Дейли пишет: «Если Бог — мужчина, тогда мужчина божественнее женщины, он ближе к образу и подобию Божию, чем женщина. Это утверждение является богословским оправданием неравенства женщин и мужчин [31].
Идеи, изложенные американским психологом Кэрол Гиллиган в книге «Иным голосом. Психологическая теория и развитие женщин» (1982), говорят о различии в морали мужчин ( мораль справедливости) и женщин ( мораль заботы) и о восхождении на высшие ступени развития морали и мужского и женского типа, которое характеризуется сближенем двух типов морали
[32].
Есть феминистки, которые обвиняют феминистское движение в пропаганде антимаскулинных предрассудков. Среди них американская писательница Камилла Па-лья, которая, критикуя американский феминизм «третьей волны», указывает на его репрессивность, ограниченность и тоталь-
ность, в результате чего он уже не является прогрессивным, не двигает общество вперед, а замыкается на себя и потому бесплоден.
В своих работах «О сексуальности персонажа: искусство и декаданс от Нефертити до Эмили Дикинсон» (1990), «Секс, искусство и американская культура» (1992) и др. К. Пальи удалось создать собственную посфеминистскую доктрину, заключающуюся в том, что биологические и физические различия между полами, обусловленные гормонами — не повод полагать один пол слабее другого, как высокий рост не дает повода судить о том, умный человек или нет — люди разного роста просто разные. Так и женщина отличается от мужчины, а мужчина отличается от женщины. Путь к равноправию лежит через признание этих различий, в возможности разглядеть в этих различиях уникальное, ценное и использовать скрытый в них потенциал.
Американская писательница Кристина Хофф Соммерс — автор многих работ о феминизме и антифеминизме в современной американской культуре «Кто украл феминизм?» (1995), «Война против мальчиков» (2000) и др. также поднимает вопрос о использовании термина «феминизм», поскольку в основе феминизма, по ее мнению, лежит утверждение «Прежде всего, женщины — люди», а любые утверждения, целью которых становится разъединение людей по половому признаку вместо того, чтобы их объединять, должны называться сексистскими, а не феминистскими [33].
Постфеминизм критикует прежнюю научную рациональность и объективность, объявляя их обслуживающими мужскую науку, а также ставит проблему ограниченности знания, представленного в социальной теории исключительно мужчинами, их системой ценностей, мужским взглядом на мир, то что мы называем «андроцентричная картина мира» и мужскими средствами выражения знания — «фаллогоцентризм».
В центре большинства работ философов-феминисток этого направления стоят вопросы подавления женщин через языковые практики (дискурсы). Благодаря
философам-постмодернисткам феминистской ориентации в науку введены понятия «женского письма» и «женского чтения». Источниками «женского письма» как особой формы самовыражения является, с их точки зрения, женское тело и женская сексуальность.
Наблюдающиеся разночтения и противоречия внутри дисциплины и внутри феминизма как такового, проявившиеся с самого их начала, подвели научное сообщество к необходимости перехода к новому подходу в женских и гендерных исследованиях, противоположному патриархальному и феминистическому — эгалитарному, характеризующему нейтральное отношение к полу.
Эгалитаризм (от фран. «égalitarisme», «égalité» — равенство) — концепция, в основе которой лежит идея равенства, предполагающая создание общества с равными возможностями по управлению и доступу к материальным благам всем его членам
[34].
Приверженцы эгалитарного подхода, признавая наличие биологических, социальных и психологических различий между полами, тем не менее, отрицают наличие запретных зон жизнедеятельности для каждого пола. По мнению гендерных эгалитаристов, представители любого пола могут заниматься любыми видами деятельности, при этом биопсихологические различия оказываются скрытыми внутри способов постановки задач и путей их решения.
Принятие эгалитарной точки зрения на отношение полов можно считать результатом накопления знаний и более тонкого анализа гендерных различий и особенностей, и символизируется снятием крайностей патриархальной и феминистической концепций, выводя отношение между полами на более высокий уровень развития.
Нередко утверждается, что женские и гендерные исследования не имеют собственной методологии, эпистемологии и, следовательно, не являются дисциплиной, а скорее это политическая деятельность, пе-рео детая в интеллектуальные одежды. На самом деле, многочисленными теоретичес-
кими работами показано, что у женских и гендерных исследований, конечно же, есть методологическая уникальность, свойственная только им, и в этих исследованиях применяется широкий набор методологий, методов и инструментов гуманитарных и социальных наук.
Подводя итог сказанному, можно заключить, что на ранних этапах развития западного общества наличие патриархального уклада способствовало существованию представлений о естественных различиях между полами, обусловленном их биологической сущностью. За женщиной самой природой в качестве базовых закрепляются такие ценности как материнство и ведение домашнего хозяйства, а за мужчиной — добыча средств существования и защита, связь с внешним миром.
То есть, в патриархальной парадигме каждый пол имеет свою «гендерную роль»: определенные жизненные цели и ценности, средства их достижения, допустимые области деятельности. Нарушение подобного распределения ролей, согласно патриархальному подходу, ведет к подрыву устоев общества и социальным конфликтам.
Однако анализ последующего развития западного общества демонстрирует многочисленные примеры эмансипации женщин в различных сферах общественной жизни в рамках феминизма, которые позволяют сделать следующие выводы:
— идеи равноправия женщин и мужчин не новы, с ХГГГ—ХГУ вв. религиозные деятели и философы, и писатели в своих произведениях транслировали мысль о равенстве людей в независимости от пола, что послужило истоками развития феминистической теории;
— началом европейского феминизма считают конец ХУГГГ — начало ХГХ вв., когда были объективно сформированы экономические и социальные предпосылки распространения феминистских идей в обществе. Вопрос о неравноправии женщин дискутировался многими известными мыслителями того времени Ш. Фурье, А.С. Адамсом, М. Кондорсе, Д. Дидро, Дж.С. Миллем, С. де Бовуар и др. Появился тер-
мин «феминизм», олицетворяющий общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты социальных прав;
— в истории феминистического движения выделяют так называемые «три волны»:
— «первая волна», продолжавшаяся с середины ХГХ в. и до 60-х гг. ХХ в., ознаменована борьбой за равноправие женщин и мужчин в различных сферах общественной жизни. Результатом женского движения этого периода явилась легализация политических прав женщин, в частности, женщинам предоставлена возможность голосовать на выборах, а также социальных прав, таких как возможность получения женщинами образования, в том числе профессионального; участия в общественном производстве, правда по узкому спектру профессий и с оплатой ниже, чем у мужчин; возможность наследования имущества, а следовательно, возможность вести дела самостоятельно;
— «вторая волна» феминизма, которая началась в конце 60-х и продолжалась до конца 80-х гг. ХХ в., классифицируется как период перехода от борьбы за равенство прав полов, которое уже задекларировано в законах многих стран, к борьбе за равенство возможностей для женщин в культурной, социальной, экономической и политической сферах. «Вторая волна» послужила толчком для развития различных направлений в феминистическом движении: радикальный феминизм, марксистский, или социалистический феминизм и либеральный феминизм, а также «фемино-логии», как науки о женщине, дискуссии по поводу различий понятий «пол» и «гендер», по поводу социокультурной детерминации «гендерных ролей» и распространением в научном сообществе женских и гендерных исследований по самому широкому спектру вопросов. Результатом этого периода можно считать возможность прямого участия женщин в политической жизни страны, профессиональной самореализации женщин в различных сферах деятельности и продвижения по карьерной лестнице и т.п.;
— «третья волна» феминизма относятся
к 90-м гг. XX в., и для определения ее сущности используют термин «постфеминизм», ставящий во главу угла не равенство полов, а их различия: биологические, социальные и психологические, что, однако, не должно препятствовать плодотворному сосуществованию женщин и мужчин, а наоборот дает возможность перейти к взаимодопол-
Литература_
1. Современная энциклопедия — онлай. URL: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/36094 (дата обращения: 15.09.2013)].
2. Chafetz J.S. Masculine/feminine or human? An overview of sex roles. Itaca, 1978.
3. Тхеригатха // Буддизм. Учение Старцев. URL: http://www.theravada.ru/Teaching/ Canon/Suttanta/therigatha.htm (дата обращения: 15.09.2013).
4. Козыревская А. 10 фактов об одной из самых читаемых средневековых затворниц. URL: http://religo.ru/journal/15872 (дата обращения: 15.09.2013).
5. Елизарова Е.Ю. Социально-политические взгляды Кристины Пизанской (1364-1430). URL: http://komi.com/gender/sc/sc2.asp (дата обращения: 15.09.2013).
6. Словарь западного эзотеризма и гнозиса. URL: http://teurgia.org/index.php?Itemid=78&catid = 58:2010-01-14-23-39-52&id=1039:l-r-l-r&option=com_content&view=article (дата обращения: 15.09.2013).
7. Карусель В. Абсолютные истины Симоны де Бовуар // Вокруг Света. № 4, 2011.
8. Фурье Ш. Избр. соч., тт. 1-4. М.-Л., 19511954 гг.
9. Пушкарева Н. Феминизм: идеи и лица. URL: http://www.feminisnts.ru (дата обращения: 21.09.2013).
10. Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума (Esquisse d'un tableau historique des progres de l'esprit humain). — Либроком, 2011. 280 с.
11. Дидро Д. Избр. Соч. В 20 —ти т. М.: Ассеза и М, 1875-1877.
12. Милль Дж.С. Подчиненность женщины (The Subjection of women). СПб, 1869.
13. Бовуар де С. Второй пол. В 2-х т. М.: Прогресс; СПб: Алетейя, 1997. 832 с.
14. Новейший философский словарь-онлайн. URL: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philo-
няющим отношениям между полами. Результатом эпохи «постфеминизма» является переход к эгалитарной концепции, характеризующей равное отношение к мужчинам и женщинам, не отрицая их различий. Это предполагает в профессиональной сфере занятие любым видом деятельности для любого пола.
_References
1. Sovremennaya enciklopediya — onlay. [Modern Encyclopedia - online]. Available at: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/36094 (date accessed: 15.09.2013)].
2. Chafetz J.S. Masculine/feminine or human? An overview of sex roles. Itaca, 1978.
3. Buddizm. Uchenie Startsev. [Buddhism . Teachings of old men]. Available at: http: URL: http:// www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/ther-igatha.htm (date accessed: 15.09.2013).
4. Kozyrevskaya A. 10 faktov ob odnoy iz samyh chitaemyh srednevekovyh zatvornits. [10 facts about one of the most widely read medieval hermits]. Available at: http://religo.ru/journal/15872 (date accessed: 15.09.2013).
5. Elizarova E.Ju. Sotsialno-politicheskie vzgly-ady Kristiny Pizanskoy (1364-1430). [Social and political views of Christin Pizanskaya (1364-1430)]. Available at: http://komi.com/gender/sc/sc2.asp (date accessed: 15.09.2013).
6. Slovar zapadnogo ezoterizma i gnozisa. [Dictionary of Gnosis and Western esotericism]. Available at: http://teurgia.org/index.php?Itemid= 78&catid=58:2010-01-14-23-39-52&id=1039:l-r-l-r&option=com_content&view=article (date accessed: 15.09.2013).
7. Karusel V. VokrugSveta. [Around the World]. no 4. 2011.
8. Fur'e Sh. Izbr. soch. [Fav. Op.], vols. 1-4. M.-L., 1951-1954 gg.
9. Pushkareva N. Feminizm: idei i litsa. [Feminism : Ideas and faces]. Available at: http://www. feminisnts.ru (date accessed: 21.09.2013).
10. Kondorse Zh. Eskiz istoricheskoy kartiny progressa chelovecheskogo razuma [Esquisse d'un tableau historique des progres de l'esprit humain]. Li-brokom, 2011. 280 p.
11. Didro D. Izbr. Soch. V 20-ti t. [Selected works in 20 vol.]. Moscow: Asseza i M, 1875-1877.
12. Mill Dzh.S. Podchinennostzhenshhiny [The subjection of women]. SPb, 1869.
13. Bovuar de S. Vtoroy pol. V2-h t. [The second sex. In 2 volumes] Moscow: Progress; SPb: Aleteya, 1997.832 p.
14. Noveyshiy filosofskiy slovar-onlayn. [New philosophical vocabulary online]. Available at: http://
sophy/1283/ (дата обращения: 15.09.2013).
15. Гуж де О. Декларация прав женщины и гражданки // Равноправка. URL:http:// ravnopravka.ru/2011/03/ (дата обращения: 15.09.2013).
16. Гиппель фон Т. Об улучшении гражданских прав женщин. (Ueber die bürgerliche Verbesserung der Weiber), 1792.
17. Krolokke C., Sorensen A. S. Gender Communication Theories and Analyses: From Silence to Performance. — Sage Publications, 2005.
18. Феминизм в общественной мысли и литературе. М.: Грифон, 2006.
19. Echols A. Daring to be bad: radical feminism in America, 1967-1975. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1989. С. 416.
20. Социологический словарь. URL: http:// cnru123.com/index.php/term/ (дата обращения 15.09.2013).
21. Money J. Psychosexual Differentiattion // Sex Research, New Developmens. N.Y., 1965.
22. Mead M. Sex and temperament in three primitive societies. N.Y., 1935.
23. Stoller L.J. Sex and Gender. N.Y., 1968.
24. Новейший философский словарь-онлай. URL: http://slovarionline.ru/noveyshiy_filosofskiy sl-ovar/page/gender.283/ (дата обращения 15.09.2013).
25. Психологический словарь-онлай. URL: http://slovarionline.ru/psihologicheskiy_slovar/ page/gendernaya_rol.393/ (дата обращения 15.09.2013).
26. Bem S., Martyna W., Watson C. Sex typing and androgyny. Journal of Personality and Social Psychology, 31, 1975. P. 634 -643.
27. Здравомыслова Е., Темкина А. Введение. Феминистский перевод: текст, автор, дискурс // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. СПб: 2000.
28. Фридан Б. Загадка женственности. М.,
1994.
29. Бебель А. Женщина и социализм // Электронная библиотека. URL: http://www.litmir.net/ bd/?b=110565/ (дата обращения 15.09.2013)].
30. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В книге: К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1981.
31. Реати Ф.Э. Западное богословие XX века // Библиотека по религоведению «Вериги». URL: http://www.verigi.ru/?book=49&chapter=44 (дата обращения 15.09.2013).
dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1283/ (date accessed: 15.09.2013).
15. Guzh de O. Ravnopravka. [Ravnopravka]. Available at: http://ravnopravka.ru/2011/03/ (date accessed: 15.09.2013).
16. Gippel fon T. Ob uluchshenii grazhdanskih prav zhenshhin. [Ueber die bürgerliche Verbesserung der Weiber], 1792.
17. Krolokke C., Sorensen A. S. Gender Communication Theories and Analyses: From Silence to Performance. Sage Publications, 2005.
18. Feminizm v obshhestvennoy mysli i literature. [Feminism in social thought and literature]. Moscow: Grifon, 2006.
19. Echols A. Daring to be bad: radical feminism in America, 1967-1975. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1989. P. 416.
20. Sociologichesky slovar. [Sociological Dictionary]. Available at : http://cnru123.com/index.php/ term/ (date accessed: 15.09.2013).
21. Money J. Psychosexual differentiation // Sex Research, New Developmens. N.Y., 1965.
22. Mead M. Sex and temperament in three primitive societies. N.Y., 1935.
23. Stoller L.J. Sex and Gender. N.Y., 1968.
24. Noveyshy filosofsky slovar-onlay. [Newest Philosophical Dictionary-online]. Available at: http:// slovarionline.ru/noveyshiy_filosofskiy_slovar/page/ gender.283/ (date accessed: 15.09.2013).
25. Psihologichesky slovar-onlay. [ Psychological dictionary-online]. Available at: http://slovarion-line.ru/psihologicheskiy_slovar/page/gendernaya_ rol.393/ (date accessed: 15.09.2013).
26. Bem S., Martyna W., Watson C. Sex typing and androgyny. Journal of Personality and Social Psychology, 31, 1975. P. 634 -643.
27. Zdravomyslova E., Temkina A. Hrestomatiya feministskih tekstov. Perevody. [Reading book feminist texts . Translations]. Petersburg : 2000.
28. Fridan B. Zagadka zhenstvennosti. [Riddle of femininity]. Moscow, 1994.
29. Bebel A. Zhenshhina i sotsialism. Elek-tronnaya biblioteka. [Woman and Socialism. Digital Library]. Available at: http://www.litmir.net/ bd/?b=110565/ (date accessed: 15.09.2013)].
30. Engels F. Proishozhdenie semi, chastnoy sobstvennosti i gosudarstva. V knige: K. Marks i F. Engels. Izbrannye proizvedeniya. T. 3. [The Origin of family, private property and state . In: Karl Marx and Friedrich Engels' book. Selected works. Vol. 3]. Moscow: Gospolitizdat, 1981.
31. Reaty F.E. Zapadnoe bogoslovie XX veka. Biblioteka po religovedeniyu «Verigi». [Reaty FE Western theology XX century. Library of religion study «Verigy»]. Available at: http://www.veri-gi.ru/?book=49&chapter=44 (date accessed: 15.09.2013).
32. Gilligan С. In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982.
33. Шоб Д. Сестры в разногласии // Движение за права женщин. URL: http://feminism.pro/fem-inistki-o-feminizme / sestryhtml-v-raznoglasii. (дата обращения 12.10.2013).
34. Большой энциклопедический словарь. URL: http://vseslova.ru/index.php?dictionary=bes& word=egalitarizm (дата обращения 15.09.2013).
32. Gilligan S. In a Different Voice: Psychological Theory and Women s Development. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982.
33. Shob D. Dvizhenie za prava zhenshhin. [Movement for women's rights]: Available at: http:// feminism.pro/feministki-o-feminizme/sestryhtml-v-raznoglasii. (date accessed 12.10.2013).
34. Bolshoy enciklopedichesky slovar. [Great Encyclopedic Dictionary]. Available at: http://vses-lova.ru/index.php?dictionary=bes&word=egalitarizm (date accessed 15.09.2013).
Коротко об авторе _
Полутова М.А., канд. социол. наук, доцент, каф. «Управление персоналом», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия polutovama@mail.ru
Научные интересы: социология управления, социология труда, социология предпринимательства, гендерные исследования
_ Briefly about the author
M. Polutova, candidate of sociological sciences, associate professor, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: sociology of enterprise, sociology of work, sociology management