ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2017 г.*
Татьяна ТИЩЕНКО
Старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук. E-mail: [email protected] Евгения ФОМИНА
Научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; научный сотрудник РАН-ХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Динамика основных параметров федерального бюджета по итогам первого квартала 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года характеризовалась ускоренным ростом доходов — на 2,7 п.п. ВВП относительно прироста расходов на 0,8 п.п. ВВП. Это позволило не только сократить дефицит бюджета до 1,4% ВВП, но и отказаться от привлечения средств Резервного фонда.
Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетное сальдо.
По оперативным данным Федерального казначейства, объем доходов федерального бюджета за первый квартал 2017 г. увеличился относительно аналогичного периода предыдущего года на 721,9 млрд. руб., или до 18,2% ВВП. Это обусловлено ростом нефтегазовых поступлений на 525,7 млрд. руб., или на 2,3 п.п. ВВП, в связи с повышением цены на нефть ига15 с 36,53 долл./барр. за январь-март 2016
г. до 52,04 долл./барр. за аналогичный период текущего года. В результате в структуре доходов увеличилась нефтегазовая компонента с 34% в первом квартале прошлого года до 42% в первом квартале текущего. (См. табл. 1.)
Предусмотренное Законом о федеральном бюджете сокращение расходов в 2017 г. относительно фактических показателей за 2016 г. на 0,4 п.п. ВВП пока не исполняется: рост не-
Таблица 1 Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь -март 2016 и 2017 гг.
Январь-март 2016 г. Январь-март 2017 г. Изменение
млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ввп млрд. руб. п.п. ВВП
Доходы 2910,7 15,5 3632,6 18,2 721,9 2,7
в том числе:
Нефтегазовые 992,2 5,3 1517,9 7,6 525,7 2,3
Ненефтегазовые 1918,5 10,2 2114,7 10,6 196,2 0,4
Расходы 3549,3 18,8 3906,8 19,6 357,5 0,8
в том числе:
Процентные 195,1 1,0 192,6 1,0 -2,5 0,0
Непроцентные 3354,2 17,8 3714,2 18,6 360,0 0,8
Профицит (+) / Дефицит (-) -638,6 -3,3 -274,2 -1,4 364,4 1,9
Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -1630,8 -8,6 -1792,1 -9,0 -161,3 -0,4
Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд. руб. 18815,9 20 019,5* -
* - Предварительная оценка.
Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, Росстат, расчеты авторов.
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 9 (47) (май 2017 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Федеральный бюджет в январе-марте 2017 г.: сокращение дефицита»).
процентных расходов за первые три месяца 2017 г. составил 0,8 п.п. ВВП, или 357,5 млрд. руб.
Дефицит федерального бюджета по итогам первого квартала 2017 г. составил 1,4% ВВП против 3,3% ВВП годом ранее, однако ненефтегазовый дефицит увеличился на 0,4 п.п. ВВП.
В целом за январь-март 2017 г. налоговые доходы выросли на 796,4 млрд. руб., или на 3,1 п.п. ВВП к уровню первого квартала 2016 г. Улучшение динамики в номинальном выражении и в долях ВВП было зафиксировано по всем видам налоговых доходов, за исключением НДС на товары, ввозимые на территорию РФ (объем этих доходов сократился на 20,6 млрд. руб., или на 0,2 п.п. ВВП, что, вероятнее всего, вызвано укреплением рубля). (См. табл. 2.)
Наибольший рост поступлений за рассматриваемый период произошел по НДПИ - на 2,1 п.п. ВВП, что связано с увеличением с 1 января 2017 г. размера налоговой ставки при определении базы по НДПИ до 919 руб./т (в 2016
г. - 857 руб./т). Как результат, среднее значение налоговой ставки НДПИ на нефть (с учетом Кц - коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть) за январь-март 2017 г. составило 7662 руб./т против 4076 руб./т за аналогичный период 2016 г. Общий объем поступлений в доходную часть федерального бюджета по НДПИ за первый квартал 2017 г. составил 30,6% от прогнозируемого годового объема против 19,7% от фактически поступивших годовых доходов по НДПИ за соответствующий период предыдущего года.
Поступления в федеральный бюджет доходов от внешнеэкономической деятельности увеличились за первый квартал 2017 г. в годовом выражении на 0,3 п.п. ВВП, или на 95,2 млрд. руб., и составили 27,1% от прогнозируемых доходов в 2017 г. Рост поступлений этих доходов был обусловлен положительной динамикой вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Восходящая динамика нефтяных цен оказала позитивное влияние на формиро-
Таблица 2
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-марте 2016 и 2017 гг.
Млрд. руб. В% В%ВВП Изменение
от факти- от прогно-
Январь-март 2016 г. Январь-март 2017 г. ческого годового объема доходов в 2016 г. зируемого годового объема доходов в 2017 г. Январь-март 2016 г. Январь-март 2017 г. млрд. руб. п.п. ВВП
Налоговые доходы - всего 2594,1 3390,5 23,1 28,2 13,8 16,9 796,4 3,1
в том числе:
Налог на прибыль организаций 101,9 147,8 20,7 24,6 0,5 0,7 45,9 0,2
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 731,6 854,8 27,5 29,5 3,9 4,3 123,2 0,4
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 441,9 421,3 23,0 21,1 2,3 2,1 -20,6 -0,2
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 177,3 272,9 28,0 33,8 0,9 1,4 95,6 0,4
Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 10,0 14,2 16,1 22,4 0,1 0,1 4,2 0,0
НДПИ 565,3 1 016,4 19,7 30,6 3,0 5,1 451,1 2,1
Доходы от внешнеэкономической деятельности 538,7 633,9 20,7 27,1 2,9 3,2 95,2 0,3
Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.
вание ставок экспортной пошлины на сырую нефть (средняя ставка за январь-март 2017 г. сложилась здесь на уровне 86,5 долл./т, тогда как в январе-марте 2016 г. она составляла 54,9 долл./т). Одновременно в рамках завершения «налогового маневра» произошло снижение предельной ставки вывозной пошлины на нефть до 30% в 2017 г. против 42% в 2016 г., что, в свою очередь, привело к недополучению доходов федерального бюджета.
Заметный рост в первом квартале 2017 г. показали поступления акцизов на отечествен-
ные товары - на 0,4 п.п. ВВП (на 95,6 млрд. руб.), что составило 33,8% от прогнозируемого годового объема доходов в текущем году Увеличение этих поступлений объяснялось двумя факторами: индексацией с 2017 г. ставок акцизов на алкоголь, табак, автомобильный бензин и другие подакцизные товары и расширением списка последних1.
Также в рассматриваемый период выросли поступления по налогу на прибыль организаций в размере 0,2 п.п. ВВП, или на 45,9 млрд. руб., в связи с улучшением финансового по-
Таблица 3
Динамика расходов федерального бюджета в январе-марте 2016 и 2017 гг.
Январь-март 2016 г. Январь-март 2017 г. Изменение
кассовое „, кассовое кассовое
млрд. % млрд. % млрд. п.п.
исполнение, Г „пп исполнение, Г исполнение, _руб. ВВП в% ■ руб. ВВП в% ■ руб. ВВП пп ■
Расходы - всего 3549 18,8 22 3907 19,6 24 357 0,8 2 в том числе:
Общегосударственные 192 1,0 17 207 1,0 16 15 0,0 -1
вопросы
Национальная оборона 887 4,7 28 788 3,9 28 -99 -0,8 0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 383 2,0 19 379 1,9 20 -4 -0,1 0
Национальная экономика 252 1,3 10 342 1,7 15 90 0,4 5
Жилищно-коммунальное хозяйство 4 0,0 5 17 0,1 20 13 0,1 15
Охрана окружающей среды 17 0,1 29 35 0,2 45 17 0,1 16
Образование 124 0,7 21 136 0,7 22 12 0,0 1
Культура и кинематография 12 0,1 13 15 0,1 15 3 0,0 3
Здравоохранен ие 98 0,5 18 61 0,3 14 -37 -0,2 -4
Социальная политика 1184 6,3 27 1525 7,6 30 341 1,3 3
Физическая культура и спорт 6 0,0 8 7 0,0 7 1 0,0 -2
СМИ 13 0,1 16 11 0,1 15 -2 0,0 -1
Обслуживание государственного долга 195 1,0 30 193 1,0 26 -3 0,0 -4
Межбюджетные трансферты 183 1,0 27 192 1,0 25 9 0,0 -2
Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.
1 В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2016 г. № 402-ФЗ с 1 января 2017 г. акцизы введены в отношении электронных сигарет и нагреваемого табака.
ложения предприятий. По данным Росстата, в январе-феврале 2017 г. сальдированный финансовый результат предприятий увеличился относительно параметров соответствующего периода 2016 г. на 53%2. Доля убыточных организаций в экономике (в % от их общего числа) уже за два первых месяца текущего года сократилась на 1,4 п.п. и составила 34,3%.
Поступления по «внутреннему» НДС в январе-марте 2017 г. также выросли на 0,4 п.п. ВВП, или на 123,2 млрд. руб., что, с учетом увеличения доходов по налогу на прибыль, свидетельствует о некоторых позитивных сдвигах в реальном секторе экономики. Общий объем доходов федерального бюджета по налогу на прибыль и «внутреннему» НДС за первый квартал текущего года составил 24,6 и 29,5% соответственно от прогнозируемых годовых объемов.
В отношении структуры расходов федерального бюджета за январь-март 2017 г. были отмечены следующие изменения (см. табл. 3):
• наиболее заметное увеличение объема расходования средств зафиксировано по статьям «Социальная политика» (+1,3 п.п. ВВП) и «Национальная экономика» (+0,4 п.п. ВВП). Увеличение социальных выплат в первом квартале 2017 г. на 341 млрд. руб. было связано главным образом с проведением в феврале текущего года индексации страховой части пенсий и ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам на 5,4%. Кроме того, в январе 2017 г. была произведена единовременная выплата пенсионерам в размере 5 тыс. руб. в счет отмененной во втором полугодии 2016 г. индексации пенсий;
• снижение финансирования по статье «Национальная оборона» (-0,8 п.п. ВВП, или на 99 млрд. руб.) и по статье «Здравоохранение» (-0,4 п.п. ВВП, или на 37 млрд. руб.). По большей части статей расходы за первый квартал 2017 г. в долях ВВП сохранились на уровне аналогичного периода 2016 г. Дина-
мика кассового исполнения расходов составила 24%, на 2 п.п. превысив показатель за соответствующий период 2016 г. Таким образом, темп расходования бюджетных средств в январе-марте 2017 г. приблизился к равномерному режиму расходования годовых лимитов. Частично это объясняется установлением для отдельных категорий межбюджетных трансфертов предельного срока распределения.
На 1 апреля 2017 г. федеральный бюджет исполнен с дефицитом в размере 274,2 млрд. руб. против 638,6 млрд. руб. годом ранее (целевое значение дефицита по итогам 2017 г. при прогнозной цене на нефть 40 долл./барр. установлено в объеме 2753,2 млрд. руб., или 3,2% ВВП). Минфин России полученные сверх прогнозной цены нефтегазовые доходы направлял на приобретение валюты, тем самым де-факто пополняя резервы и препятствуя избыточному укреплению рубля.
На покрытие дефицита федерального бюджета за первый квартал 2017 г. было направлено 392,2 млрд. руб. из средств, полученных за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, что составило 20,9% от объема размещения, запланированного на год. Объем средств, направленных на погашение государственных ценных бумаг, по итогам первого квартала 2017 г. составил 34,5 млрд. руб. За счет средств, полученных от размещения ценных бумаг на внешнем рынке, на погашение дефицита бюджета направлено 86,5 млн. руб.
Очевидно, что заимствования на внутреннем рынке, с учетом сохраняющихся санкций в отношении России, останутся основным источником финансирования дефицита бюджета, между тем как в предыдущие два года в роли базового стабилизирующего источника бюджетной балансировки выступали средства Резервного фонда. Планируется, что общий объем средств, которые будут привлечены в 2017 г. на внутреннем рынке, составит около 1,8 трлн. руб. (1 трлн. руб. за 2016 г.), тогда как
2 http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/81.htm
объем заимствований на внешних рынках составит в текущем году 3 млрд. долл.
В целях диверсификации источников заимствований, а также создания альтернативного финансового актива для стимулирования сберегательной активности населения Минфином России в течение всего первого квартала текущего года активно анонсировался первый выпуск федерального займа для физических лиц (ОФЗ-н, или так называемых «народных облигаций»), который состоялся в конце апреля. Предполагается, что годовой объем ОФЗ-н в 2017 г. может составить 30 млрд. руб., все привлеченные средства будут направлены на финансирование дефицита федерального бюджета.
Объем государственного внутреннего долга за январь-март 2017 г. вырос с 8003,5 млрд. руб. (9,3% ВВП) на 304,6 млрд. руб. и на 1 апреля 2017 г. составил 8308,1 млрд. руб., в том числе государственные гарантии - 1840,8 млрд. руб.
Объем государственного внешнего долга за январь-март 2017 г. сократился на 653,2 млн. долл., в основном за счет погашения задол-
женности по внешним облигационным займам на 619,5 млн. долл.
За первый квартал 2017 г. размер Резервного фонда и Фонда национального благосостояния вследствие курсовой переоценки активов сократился в рублевом эквиваленте на 59,2 и 224,9 млрд. руб. соответственно. На 1 апреля 2017 г. совокупный объем средств Резервного фонда составил 912,9 млрд. руб., Фонда национального благосостояния -4134,3 млрд. руб. Расходование средств суверенных фондов в первом квартале 2017 г. не осуществлялось.
В целом ситуацию, сложившуюся с исполнением федерального бюджета по итогам первого квартала 2017 г., можно охарактеризовать как более сбалансированную, чем по итогам аналогичного периода предыдущего года. Тем не менее сохраняются риски бюджетной неустойчивости, связанные как с возможным изменением внешнеэкономической конъюнктуры, так и с параметрами расходов бюджета в условиях предвыборного года и при более высоких, чем было заложено в Законе о федеральном бюджете, ценах на нефть. ■