ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2016 г.*
Арсений МАМЕДОВ
И.о. заведующего лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таП: [email protected] Евгения ФОМИНА
Научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таН: [email protected]
За первый квартал 2016 г. объем доходов федерального бюджета сократился относительно соответствующего периода предыдущего года на 5,7 п.п. ВВП, по расходам снижение достигло 6,1 п.п. ВВП. В реальном выражении было зафиксировано сокращение доходной и расходной составляющих федерального бюджета в размере около 20%. Падение доходов в этот период было обусловлено уменьшением нефтегазовых поступлений в объеме 4,2 п.п. ВВП. В части расходов заметное их снижение к уровню первого квартала 2015 г. произошло в финансировании обороны и национальной экономики при росте расходов на социальное обеспечение. Дефицит федерального бюджета составил 3,7% ВВП против 4,2% ВВП за январь-март 2015 г.
Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетное сальдо.
Доходы федерального бюджета за январь-март 2016 г. относительно соответствующего периода предыдущего года сократились на 5,7 п.п. ВВП (в реальном выражении падение достигло 24%). (См. табл. 1.)
В структуре доходов федерального бюджета произошло увеличение доли ненефтегазовых доходов с 55 до 66%. Однако это не стоит трактовать как реальное снижение нефтегазовой зависимости бюджета - по сути замещения нефтегазовых доходов несырьевыми не произошло. Сокращение нефтегазовых доходов в реальном выражении достигло 42%, а ненефтегазовых - 9%, т.е. ненефтегазовая компонента сокращалась медленнее.
Расходы федерального бюджета за январь-март 2016 г. сократились относительно соответствующего периода 2015 г. на 6,1 п.п. ВВП. Объем процентных расходов остался на уровне первого квартала 2015 г. (около 1% ВВП). Реальное снижение непроцентных расходов федерального бюджета достигло за исследуемый период 22%.
В результате на 1 апреля 2016 г. федеральный бюджет оказался исполнен с дефицитом в 3,7% ВВП против 4,2% ВВП годом ранее. Однако важно понимать, что значительный дефицит федерального бюджета, зафиксированный в первом квартале 2015 г., был во многом обусловлен опережающим финансированием оборонных программ (их кассовое исполнение в январе-марте 2015 г. составило 44% от годовой бюджетной росписи). Таким образом, данные по динамике дефицита в реальности не свидетельствуют об улучшении ситуации с исполнением бюджета.
В Законе о федеральном бюджете на 2016 г. зафиксирована величина дефицита в размере 3% ВВП (рассчитанного при цене на нефть в 50 долл./барр.). Подготовленные Минфином России поправки1 в действующий закон предполагают сохранение величины дефицита на утвержденном уровне при снижении базовой цены на нефть до 40 долл./барр. Во избежание наращивания дефицита федерального бюджета в 2016 г. сверх утвержденных объе-
* — Статья из Оперативного мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 8 (26) (май 2016 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в ОМЭС — «Федеральный бюджет в первом квартале 2016 г.: доходы и расходы продолжают снижение»).
1 http://bujet.ru/article/296442.php
8 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 23 • № 6 • ИЮНЬ—ИЮЛЬ 2016
мов его ресурсы будут пополнены доходами от приватизации государственных активов2. Также предполагается учет ожидаемого 10%-ного сокращения расходов федерального бюджета. Кроме того, планируется утвердить объемы точечной антикризисной поддержки ряда отраслей (автомобильной, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, легкой промышленности, ЖКХ). Однако поправки будут внесены на рассмотрение в Госдуму не ранее осенней сессии3 одновременно с проектом федерального бюджета на 2017-2019 гг. Изменение расходов будет оформляться через антикризисный фонд.
В целом налоговые доходы федерального бюджета в реальном выражении упали за январь-март 2016 г. относительно аналогичного периода предыдущего года на 21%. Ухудшение динамики в долях ВВП и в реальном выражении произошло по всем видам налоговых поступлений, за исключением акцизов на отечественные товары. (См. табл. 2.)
Наибольшее сокращение поступлений в первом квартале 2016 г. было отмечено по до-
ходам от внешнеэкономической деятельности - 2,3 п.п. ВВП (43% в реальном выражении). Основной причиной потери этих доходов стало падение нефтяных цен (среднее значение января-марта текущего года - 31,7 долл./барр. против 52,6 долл./барр. годом ранее). Неблагоприятная динамика нефтяных цен оказала соответствующее влияние на формирование ставок экспортной пошлины на сырую нефть (средняя ставка за январь-март 2016 г. сложилась здесь на уровне 55 долл./т, тогда как за январь-март 2015 г. она составляла 130 долл./ т). Сокращение доходов по данной статье произошло, несмотря на сохранение базовой ставки вывозной пошлины на нефть на уровне 2015 г. (42%) вместо ранее предусмотренного «налоговым маневром» ее снижения до 36% (с 1 января 2016 г.). Это решение было принято в конце 2015 г. для предупреждения еще более значительного уменьшения доходов от вывоза нефти в 2016 г.
Сокращение объемов поступлений по НДПИ достигло в рассматриваемый период 1,7 п.п. ВВП (34% в реальном исчислении). Причиной по-
Таблица 1
Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь-март 2015 и 2016 гг.
Январь-март 2015г. Январь-март 2016 г. Изменение
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ввп млрд. руб. п.п. ВВП
Доходы 3438,1 20,8 2908,4 15,1 -529,7 -5,7
втом числе:
Нефтегазовые 1545,6 9,3 992,2 5,2 -553,4 -4,2
Ненефтегазовые 1892,5 11,4 1916,2 10,0 23,7 -1,4
Расходы 4130,0 24,9 3621,3 18,8 -508,7 -6,1
втом числе:
Процентные 162,3 1,0 193,7 1,0 31,4 +0,03
Непроцентные 3967,7 24,0 3427,6 17,8 -540,1 -6,2
Профицит (+)/Дефицит (-) -691,9 -4,2 -712,9 -3,7 -21,0 +0,5
Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -2237,5 -13,5 -1705,1 -8,9 532,4 +4,7
Спрввочно: оценка ВВП, млрд. руб. 16564,8 19254,9
Источник: Минфин России (предварительная оценка), Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты авторов.
2 По оценкам, дополнительный объем поступлений в федеральный бюджет в 2016-2017 гг. от приватизации компаний «Роснефть», «Башнефть», «АЛРОСА», ВТБ достигнет 1-1,5 трлн. руб.
3 http://government.ru/news/22717/
добного изменения также стало падение стоимости нефти. Девальвация рубля к доллару не смогла оказать компенсирующего влияния на расчетную величину поправочного коэффициента К характеризующего динамику мировых цен на нефть. В результате при увеличении с 1 января 2016 г. размера налоговой ставки до 857 руб./т (в 2015 г. - 799 руб./т) среднее значение ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат (с учетом КЦ) за январь-март 2016 г. снизилось до 4075,9 руб./т (против 6872,5 руб./т в первом квартале 2015 г.).
Разнонаправленную динамику в первом квартале 2016 г. относительно значений соответствующего периода 2015 г. показали поступления акцизов: по отечественным товарам реальный рост поступлений составил здесь 12%; по импортным, напротив, произошло их сокращение на 15%. Рост поступлений акцизов на отечественные товары был вызван увеличением сборов по акцизам на табачную продукцию (ввиду повышения ставки акциза на
сигареты на 30%)4. Сокращение поступлений акцизов на импортные товары во многом объяснялось снижением акцизов на легковые автомобили и мотоциклы (на 15% даже в номинальном выражении).
Поступления по другим видам налоговых доходов оказались в исследуемый период более стабильными. Сокращение в реальном выражении поступлений по налогу на прибыль организаций, «внутреннего» НДС и НДС на импорт произошло в пределах 1-3% (или 0,10,3 п.п. ВВП).
В табл. 3 представлены результаты исполнения федерального бюджета за первый квартал 2015 и 2016 гг. в разрезе функциональной классификации расходов.
Объем расходования бюджетных средств за первый квартал 2016 г. «отстал» от соответствующего уровня предыдущего года на 6,1 п.п. ВВП. Сокращение расходов было зафиксировано по статьям: «Национальная оборона» (-3,9 п.п. ВВП), «Национальная экономика»
Таблица 2
Поступления основных налогов в федеральный бюджет в январе-марте 2015 и 2016 гг.
Млрд. руб. %ВВП Изменение
Январь-март 2015 г. Январь-март 2016 г. Январь-март 2015 г. Январь-март 2016 г. п.п. ВВП в реальном выражении: январь-март 2016 г. в % к январю-марту 2015 г.
Налоговые доходы - всего 2978,5 2594,1 18,0 13,5 -4,5 -21
в том числе:
Налог на прибыль организаций 92,5 101,9 0,6 0,5 -0,1 -1
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 679,9 731,6 4,1 3,8 -0,3 -3
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 401,9 441,9 2,4 2,3 -0,1 -1
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 142,5 177,3 0,9 0,9 0,0 +12
Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 10,6 10,0 0,1 0,1 0,0 -15
НДПИ 774,3 565,3 4,7 2,9 -1,7 -34
Доходы от внешнеэкономической деятельности 846,8 538,7 5,1 2,8 -2,3 -43
Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты авторов.
4 В 2016 г. специфическая часть акциза на сигареты выросла с 960 до 1,25 тыс. руб. за 1 тыс. шт., адвалорная часть —с 11 до 12% расчетной стоимости.
10 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 23 • № 6 • ИЮНЬ-ИЮЛЬ 2016
(-1,1 п.п. ВВП), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (-0,5 п.п. ВВП). При этом стоит отметить, что текущее кассовое исполнение по расходам на оборону и национальную экономику оказалось намного ниже по сравнению с показателями за первый квартал 2015 г.
По остальным статьям сокращение финансирования составило не более 0,1-0,3 п.п. ВВП. На фоне уменьшения расходов по большинству статей федерального бюджета социальные расходы увеличились на 0,2 п.п. ВВП, кроме того, заметно их опережающее освоение, на 2,2 п.п. превышающее значение января-марта прошлого года.
В целом результаты исполнения федерального бюджета за первый квартал 2016 г. свиде-
тельствуют о наличии существенных проблем в национальной бюджетной системе в сочетании с неблагоприятной макроэкономической ситуацией. В этих условиях решение о внесении поправок в Закон о федеральном бюджете лишь осенью представляется небесспорным. С одной стороны, это позволит при внесении поправок учесть реальное положение в российской экономике в нынешнем году и фактические поступления доходов за восемь-де-вять месяцев. Также следует учитывать, что осенние поправки будут вноситься уже после парламентских выборов. С другой стороны, это приведет к ситуации, когда большую часть года будет действовать Закон о бюджете с нереалистичными (с точки зрения текущей оценки и прогнозов) параметрами. ■
Таблица 3
Расходы федерального бюджета в январе-марте 2015 и 2016 гг.
Январь-март 2015 г. Январь-март 2016 г. Изменение
млрд. руб. % ВВП кассовое исполнение, % млрд. руб. % ВВП кассовое исполнение, % млрд. руб. п.п. ВВП кассовое исполнение, %
Расходы - всего 4130 24,9 26 3621 18,8 22 -508,7 -6,1 -3,8
в том числе:
Общегосударственные вопросы 198 1,2 18 199 1,0 17 1,3 -0,16 -0,5
Национальная оборона 1453 8,8 44 945 4,9 30 -508,5 -3,9 -14,6
Национальная безопасность
и правоохранительная 411 2,5 19 387 2,0 19 -23,5 -0,5 +0,3
деятельность
Национальная экономика 399 2,4 16 252 1,3 10 -147,2 -1,1 -6,5
Жилищно-коммунальное хозяйство 45 0,3 30 4 0,0 5 -41 -0,3 -25,3
Охрана окружающей среды 14 0,1 25 17 0,1 29 3,9 0,0 +4,6
Образование 131 0,8 21 124 0,6 21 -6,4 -0,1 +0,6
Культура и кинематография 19 0,1 19 12 0,1 13 -6,6 -0,1 -6,5
Здравоохранен ие 107 0,6 20 98 0,5 18 -8,6 -0,1 -1,4
Социальная политика 978 5,9 25 1 185 6,2 27 206,6 +0,2 +2,2
Физическая культура и спорт 13 0,1 17 7 0,0 9 -6,2 0,0 -8,4
СМИ 16 0,1 22 13 0,1 16 -2,5 0,0 -5,5
Обслуживание государственного долга 162 1,0 36 195 1,0 30 33,5 0,0 -5,9
Межбюджетные трансферты 186 1,1 27 183 1,0 27 -2,7 -0,2 +0,3
Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты авторов.