Макроэкономика
ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ЯНВАРЬ-МАРТ 2019 г.: БЕЗ РИСКОВ ДЛЯ УСТОЙЧИВОСТИ*
Т. В. ТИЩЕНКО
В I квартале 2019 г. доходы федерального бюджета превысили аналогичный показатель 2018 г. на 0,3 п.п. ВВП за счет роста ненефтегазовых доходов. Профицит бюджета составил 2,2% ВВП. В целом динамика основных параметров федерального бюджета позитивна, и, несмотря на рост государственного долга, усиления рисков бюджетной устойчивости не отмечается.
Ключевые слова: федеральный бюджет, налоги, доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, расходы, государственный внешний долг.
По оперативным данным Казначейства РФ, за I квартал 2019 г. доходы федерального бюджета выросли на 0,3 п.п. ВВП, или на 512,9 млрд. руб., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. (См. табл. 1.) По структуре доходов динамика разнонаправленна: по неф-
тегазовым поступлениям отмечается сокращение на 0,3 п.п. ВВП1 (при росте в номинальном выражении на 133,7 млрд. руб.), ненефтегазовые - увеличились на 0,6 п.п. ВВП (рост на 380,3 млрд. руб.). В результате в структуре доходной части федерального бюджета произошли
Таблица 1 Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь- -март 2018 и 2019 гг.
Январь-март 2018 г. Январь-март 2019 г. Изменение
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ввп млрд. руб. п.п. ВВП
Доходы 4076,3 18,2 4589,2 18,5 512,9 0,3
втом числе:
Нефтегазовые 1859,7 8,3 1993,4 8,0 133,7 -0,3
Ненефтегазовые 2215,5 9,9 2595,8 10,5 380,3 0,6
Расходы 3671,0 16,4 4043,4 16,3 372,4 -0,1
втом числе:
Процентные 205,2 0,9 158,7 0,6 -46,5 -0,3
Непроцентные 3465,8 15,5 3884,7 15,7 418,9 0,2
Профицит (+) / Дефицит (-) 404,2 1,8 545,8 2,2 141,6 0,4
Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -1455,5 -6,5 -1447,6 -5,8 7,9 0,7
Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд. руб. 22438 24800 -
Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, Росстат, ВВП за I квартал 2019 г. - оценка автора.
Тищенко Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), e-mail: tishenko@iep.ru * — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 9 (92) (июнь 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. 1 Средняя цена на нефть марки Urals за I квартал 2019 г. составила 63,17 долл./барр., за аналогичный период 2018 г. — 65,22 долл./барр. Минфин России уточняет, что в марте 2019 г. средняя цена на нефть Urals сложилась в размере 65,98 долл./барр.
изменения в пользу ненефтегазовой компоненты с 54,3% по итогам I квартала 2018 г. до 56,5% на 1 апреля 2019 г. Объем нефтегазовых доходов, полученных в январе-марте 2019 г., составил 24,0% от прогнозируемого годового объема, ненефтегазовых - 22,2%.
Расходы федерального бюджета за I квартал 2019 г. сократились на 0,1 п.п. ВВП относительно января-марта предыдущего года - до 16,3% ВВП - в основном за счет снижения процентных расходов на 0,3 п.п. ВВП. В то же время в абсолютном выражении расходы выросли за рассматриваемый период на 372,4 млрд. руб.
Профицит федерального бюджета по итогам I квартала 2019 г. составил 2,2% ВВП против 1,8% ВВП за аналогичный период 2018 г., одновременно сократился ненефтегазовый дефицит с 6,5 до 5,8% ВВП. Объем дополнительных нефтегазовых доходов от превышения фактической цены на нефть над базовой по итогам января-марта 2019 г. составил 672,6 млрд. руб. против 734,8 млрд. руб. по итогам I квартала предыдущего года.
За январь-март 2019 г. налоговые доходы выросли на 0,2 п.п. ВВП, или на 442,2 млрд.
руб., относительно I квартала предыдущего года; отмечается рост поступлений по «импортному» НДС и НДПИ на 0,3 п.п. ВВП и по налогу на прибыль - на 0,1 п.п. ВВП. (См. табл. 2.) Поступления по «внутренним» акцизам и доходам от внешнеэкономической деятельности по итогам первых трех месяцев 2019 г. относительно I квартала 2018 г. сократились на 0,2 и 0,3 п.п. ВВП соответственно. По другим налоговым платежам доходы федерального бюджета в долях ВВП не изменились.
По отдельным статьям налоговых доходов федерального бюджета отмечается следующая динамика:
• рост поступлений по налогу на прибыль организаций обеспечен в основном за счет выполнения соглашений по разработке месторождений нефти и газа, расположенных в Дальневосточном федеральном округе (на 0,5 п.п. ВВП, или на 11,8 млрд. руб.); поступления по налогу на прибыль организаций в долях ВВП не изменились и составили 0,7% ВВП при росте в абсолютном выражении на 13,0 млрд. руб.;
• поступления по «внутренним» акцизам сократились на 34,2 млрд. руб. вследствие
Таблица 2
Поступления основных налогов в федеральный бюджет в январе-марте 2018 и 2019 гг.
Январь-март 2018 г. Январь-март 2019 г. Изменение
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП млрд. руб. п.п. ВВП
Налоговые доходы - всего 3819,5 17,0 4261,7 17,2 442,2 0,2
в том числе:
Налог на прибыль организаций 208,3 0,9 254,7 1,0 46,4 0,1
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 954,7 4,3 1062,1 4,3 107,4 0,0
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 505,9 2,2 611,1 2,5 105,2 0,3
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 158,7 0,7 126,5 0,5 -32,2 -0,2
Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 16,8 0,1 18,8 0,1 2,0 0,0
НДПИ 1262,2 5,6 1459,8 5,9 197,6 0,3
Доходы от внешнеэкономической деятельности 712,9 3,2 728,7 2,9 15,8 -0,3
Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты автора.
снижения акцизов на нефтяное сырье, добытое на месторождениях, расположенных в Республике Хакасия и Красноярском крае, и направленное на переработку; • сокращение доходов по вывозным таможенным пошлинам на сырую нефть составило 0,5 п.п. ВВП, или 83,1 млрд. руб., при росте доходов по вывозным таможенным пошлинам на природный газ на 0,2 п.п. ВВП, или на 85,3 млрд. руб. В I квартале 2019 г. рост поступлений по «внутреннему» НДС составил относительно I квартала 2018 г. 11% в номинальном выражении. При этом роста поступлений по «внутреннему» НДС относительно уровня ВВП не произошло, хотя с 1 января 2019 г. была повышена базовая ставка налога на добавленную стоимость с 18 до 20%. Дело в том, что НДС уплачивался в бюджет в I квартале 2019 г. с оборота товаров, работ, услуг, имевших место в IV квартале 2018 г.2. Другими словами, первые поступления налога на добавленную стоимость по ставке 20% будут учтены в федеральном бюджете только начиная с апреля текущего года.
В то же время повышение базовой ставки налога в принципе могло оказать воздействие на поступления НДС в I квартале 2019 г. в том случае, если потребители увеличили собственные закупки товаров, работ, услуг в конце 2018 г. в ожидании повышения цен из-за роста ставки налога. Косвенно в пользу такого рода поведения домашних хозяйств говорят данные Росстата по розничному обороту: рост розничного оборота непродовольственных товаров в IV квартале 2018 г. относительно IV квартала 2017 г. составил 8,9% в номинальном выражении, а по продовольственным товарам (для большинства из которых была сохранена льготная ставка НДС) - 5,6%. Данный эффект «заблаговременных покупок», скорее всего, скажется на поступлениях во II квартале, поскольку потребители перенесли часть своих за-
купок на конец прошлого года: по предварительным данным Федерального казначейства, поступления НДС по внутренним операциям в апреле 2019 г. были выше соответствующих поступлений в апреле 2018 г. лишь на 7% в номинальном выражении. В полной же мере влияние повышения базовой ставки НДС на доходы бюджета должно проявиться во втором полугодии текущего года.
Динамика кассового исполнения федерального бюджета за I квартал 2019 г. по основным налоговым поступлениям в целом позитивна; исполнение бюджета относительно годовых прогнозных значений составило от 16,5 (внутренние акцизы) до 26,6% (внутренний НДС).
Незначительное сокращение расходов федерального бюджета (на 0,1 п.п. ВВП) за январь-март 2019 г. относительно соответствующего периода 2018 г. объясняется в основном снижением финансирования по разделам «Национальная экономика» на 0,4 п.п. ВВП и «Обслуживание государственного долга» на 0,3 п.п. ВВП. (См. табл. 3.) В то же время некоторое увеличение расходов федерального бюджета (в пределах 0,2 п.п. ВВП) в рассматриваемый период отмечалось по разделам «Национальная оборона», «Охрана окружающей среды»,«Здравоохранение» и «Социальная политика».
Финансирование остальных разделов расходной части федерального бюджета в долях ВВП практически не изменилось по сравнению с соответствующим периодом 2018 г. В целом динамика расходования бюджетных средств за I квартал 2019 г. согласуется с национальными приоритетами, определенными в Указе Президента России от 7 мая 2018 г.
Кассовое исполнение расходной части федерального бюджета по итогам I квартала 2019 г. не изменилось относительно аналогичного периода 2018 г. и составило около 21,5% с минимальными значениями по разделам
2 Согласно п. 1 ст. 174 НК РФ уплату НДС следует осуществлять ежемесячно до 25-го числа в течение квартала, следующего за отчетным периодом, разделив при этом равными долями сумму исчисленного НДС.
«Физическая культура и спорт» (10,4%) и «Национальная экономика» (10,5%) и с максимальным значением по разделу «Охрана окружающей среды» (32,9%).
По движению денежных средств федерального бюджета, учитываемых в качестве источников покрытия его дефицита, за январь-март 2019 г. отмечается следующая динамика:
• объем размещения ценных бумаг на внутреннем рынке составил 490,5 млрд. руб., или 20,2% от годовых объемов, при погашенных 181,3 млрд. руб., или 25,2% от утвержденного годового объема;
• объем размещения государственных ценных бумаг на внешнем рынке составил 248,2 млрд. руб. при объеме погашения 122,7 млрд. руб.;
• поступления от возврата бюджетных кредитов, предоставленных для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов РФ, составили 8,9 млрд. руб., а предоставленные бюджетные кредиты на пополне-
ние остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ - 128,2 млрд. руб. Государственный внутренний долг по итогам I квартала увеличился на 331,6 млрд. руб. - в основном за счет размещения ОФЗ-ПД с постоянным купонным доходом и на 1 апреля 2019 г. составил 8081,1 млрд. руб. Минфин России пока не испытывает проблем с размещением долговых облигаций на внутреннем рынке - уже в январе два выпуска ОФЗ были размещены в полном объеме, а спрос на ценные бумаги вдвое превысил предложение.
По оценкам Минфина России, по результатам продаж в марте 2019 г. больше половины бумаг купили иностранные инвесторы. На наш взгляд, привлекательность вложений в рублевые активы связана как с ростом интереса международных инвесторов к вложениям в долговые инструменты РФ (крайне выгодное соотношение доходности и кредитного качества российского долга), так и с укреплением рубля и отсутствием ожиданий роста процент-
Таблица 3
Расходы федерального бюджета в январе-марте 2018 и 2019 гг.
Январь-март 2018 г. Январь-март 2019 г. Изменение
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП млрд. руб. п.п. ВВП
Расходы - всего 3 671,0 16,4 4043,4 16,3 372,4 -0,1
в том числе:
Общегосударственные вопросы 243,3 1,1 257,4 1,0 14,1 -0,1
Национальная оборона 756,3 3,4 902,8 3,6 146,5 0,2
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 396,8 1,8 411,4 1,7 14,6 -0,1
Национальная экономика 356,4 1,6 287,9 1.2 -68,5 -0,4
Жилищно-коммунальное хозяйство 34,7 0,1 41,1 0,2 6,4 0,1
Охрана окружающей среды 27,5 0,1 62,4 0,3 34,9 0,2
Образование 171,3 0,8 166,8 0,7 -4,5 -0,1
Культура и кинематография 22,1 0,1 19,0 0,1 -3,1 0,0
Здравоохранен ие 82,1 0,4 160,5 0,6 78,4 0,2
Социальная политика 1152,7 5,2 1345,2 5,4 192,5 0,2
Физическая культура и спорт 7,0 0,0 7,1 0,0 0,1 0,0
СМИ 13,1 0,1 10,7 0,0 -2,4 -0,1
Обслуживание государственного долга 205,2 0,9 158,7 0,6 -46,5 -0,3
Межбюджетные трансферты 202,4 0,9 212,2 0,9 9,8 0,0
Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты автора.
ных ставок. Также в январе текущего года Минфин России разместил на внутреннем рынке народные облигации (ОФЗ-н) в объеме 5,0 млрд. руб.
Государственный внешний долг вырос на 1910,7 млн. долл., достигнув 51,1 млрд. долл. Без учета государственных гарантий в иностранной валюте, объем которых составил 11,5 млрд. долл., на долю облигаций со сроком погашения после 2029 г. приходится 55% государственного внешнего долга. Таким образом, при прогнозируемых по базовому варианту темпах роста ВВП в ближайший 6-летний период на уровне 2,7% и далее со средними еже-
годными темпами в 3,2% до 2030 г.3 риски долговой устойчивости сводятся к минимуму.
По состоянию на 1 апреля 2019 г. средства Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте сократились на 207,8 млрд. руб. - в основном за счет курсовой разницы от переоценки средств ФНБ на счетах в Банке России в иностранной валюте (-174,1 млрд. руб.) и составили 3828,2 млрд. руб.
Таким образом, можно резюмировать, что динамика основных параметров федерального бюджета по итогам I квартала 2019 г. вполне позитивна, усиления рисков бюджетной устойчивости не отмечается. ■
Execution of the Federal Budget in January-March 2019: No Risks for Stability
Tatyana V. Tischenko — Senior Researcher of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: tishenko@iep.ru
In Q1 2019, the federal budget revenues moved up by 0.3 p.p. of GDP against the same period of 2018 due to the rise of oil and gas revenues. Budget surplus constituted 2.2% of GDP. Overall, the dynamic of the main parameters of the federal budget is positive, despite the debt growth, risks of the fiscal sustainability are not getting any stronger.
Key words: federal budget, taxes, revenues, oil and gas revenues, non-oil and gas revenues, expenditures, state foreign debt.
3 Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года (в редакции от 29 марта 2019 г.).